1 определительное предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным: примеры
Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)
Цели урока:
Обучающие:
Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
Воспитывающие:
Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,
Воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока:
Компьютер;
Видеопроектор
На доске: (в слайдах)
Тема урока, эпиграф:
Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.
Ю. Левитанский
Ход урока
Организационный момент
Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.
Дать определение СПП.
Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?
Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.
При помощи чего могут присоединяться придаточные предложения к главному?
Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова: местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько. Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения.
Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло.
Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие придаточного предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)
Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с СПП с придаточными определительными.
Сначала напишем словарный диктант
Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.
ПЕЙЗА"Ж , а, м. [фр. paysage].
1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.
(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)
Понаблюдаем над следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:
1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.
3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим их так, чтобы они стали СПП.
1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
1 предчувствовало (что?)
2 дом (какой?)
3 добрались (когда?)
Вывод:
Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением - СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями - СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством - обстоятельственными.
Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)
Точно также мы определим и тип придаточного пред-я. Здесь главное - задать правильно вопрос
Давайте обратимся к тексту.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
(Из периодической печати)
Работа с текстом:
Какова тема текста? О чем(о ком) в нем говорится? (В тексте говорится о великом композиторе)
Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)
Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.
(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
Выделите главную и придаточные части графически.
Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)
От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).
От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? (какой?)
Выделим грамматическую основу.
Построим схему предложения.
Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос
При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)
Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)
Итак, заполним таблицу:
(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)
Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.
IV. Закрепление.
Прочитайте теоретический материал учебника - параграф 10
Что нового вы узнали из статьи учебника
К придаточным определительным близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.
Ещё волнует всё, (что именно?) что было.
Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.
Конструирование предложений
И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
Мы в ответе за тех, кого приучили.
На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.
Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.
Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.
Из ПП составить СПП с придаточным определительным
Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.
Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной
Правильно ли построено предложение
Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой
На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку
Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.
V. Работа устная:
Замените причастный оборот придаточным определительным:
1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)
2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе . (что)
3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)
А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края .)
VI. Творческая работа.
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)
Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества,-
Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -
И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
Напишите сочинение-миниатюру на тему « Осень - вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.
(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.
…, которые радуются последним теплым лучам.
…, что пестреет на увядающей траве.
…, что благоухают свежестью.
…, которое наполнено чувством безысходной грусти.
…, который словно жалеет о чем-то.)
Ребята 1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
3 апреля 2016
Виды подчинительной связи, члены предложения, разбор предложения, средства связи предложений — все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное — пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса.
Придаточное предложение: определение
Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения — придаточная часть. Придаточной называется та часть сложного предложения, которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню . Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.
Придаточное предложение: виды
В синтаксисе русского языка выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.
Название | Значение | Пример |
Определительная | От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? | В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин) |
Изъяснительная | От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? | Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется) |
Обстоятельственная | От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие | Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы) |
Присоединительная | От всего главного предложения задается любой вопрос. | Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер) |
Верно определить вид придаточного предложения — задача, которая стоит перед обучающимся.
Видео по теме
Придаточное определительное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.
Определительное придаточное — пример становления определительных отношений между главной и зависимой частями. Одно слово из главной части согласуется с целым придаточным предложением. Например, Виктор смотрел на море, в просторах которого показался корабль. (Море (какое?), в просторах которого показался корабль)
.
Придаточное определительное: особенности
Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.
Особенности | Примеры |
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими). | Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной. Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда. |
В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие. | В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников. От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни. |
Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова. | Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой. День (какой?), когда они встретились, запомнили все. |
Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который ) может отделяться от главного слова другими членами предложений. | Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена. Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки. |
Соотносительные придаточные
У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность. Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной). То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и союзного слова в зависимой, — это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.
Примеры: Ему рассказали только то, что было н еобходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким). Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что). Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.
Придаточное определительное: примеры из художественной литературы
Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество.
Писатели активно используют их в своих произведениях. Например, И.А Бунин: Северный уездный городок (какой?), где осталась моя семья,... был от меня далеко. На ранней заре (какой?), когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно...
А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)..., сквозь которую летели белые хлопья снегу... Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.
Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится... На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная.
Придаточное определительное предложение (примеры из литературы иллюстрируют это) вносит дополнительный оттенок значения главного слова, обладая широкой описательной способностью, дает возможность автору произведения красочно и достоверно описать тот или иной объект.
Нарушение построения предложений с придаточным определительным
В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта.
В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.
Необходимо видеть ошибку и верно употреблять определительное придаточное. Пример: Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город.
В предложении исправлена ошибка. В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны в таблице.
Пример | Характеристика ошибок | Исправленный вариант |
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. | Необоснованное опущение указательного местоимения | Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом. |
Нарвал — уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. | Неверное согласование союзного слова с главным словом | Нарвал — уникальное животное, которое обитает в Карском море. |
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. | Не соблюдены логические и смысловые связи | Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты. |
Определительное придаточное и причастный оборот
Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево. - Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.
Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.
Сложное предложение с подчинительной связью частей
Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:
- Петр утверждал, что его на заседании не было.
- Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
- Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.
В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:
- Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
- Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
- Максим был там, где жили его друзья.
К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:
Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.
Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.
Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.
Пунктуация в СПП
Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".
Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".
В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".
Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".
Придаточное определительное
- Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
- Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
- Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
- Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.
При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".
Особенности придаточного определительного
Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:
Местоименно-определительные предложения
От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.
Упражнения по теме
Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».
- В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.
а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.
б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.
в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.
г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.
2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.
а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.
б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.
в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.
г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .
3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?
а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.
б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.
в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.
г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.
4. Укажите придаточное определительное предложение.
а) Он знал, откуда доставили груз.
б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.
в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.
г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.
5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.
а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.
б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.
в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.
г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:
- определительными,
- изъяснительными,
- обстоятельственными.
Эти группы сложноподчинённых предложений выделяются по следующим признакам:
- смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,
- средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).
§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.
Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.
Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.
В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.
Прочитайте сложноподчинённые предложения.
От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.
Какой частью речи являются выделенные слова?
Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?
1. В ту ночь приехал я в город , где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.
2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону , откуда ожидали неприятеля.
3. Служба , о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.
4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли , в чьих руках я находился.
5. Мы условились драться за скирдами , что находились подле крепости.
(По А. Пушкину.)
107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.
1. Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. Только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 2. Непонятным и смешным становится тот страх что испытывают перед природой «комнатные люди» - страх пред грозами и ливнями туманами и зноем непроглядными ночами и ветрами лесами и непонятными звуками. (По К. Паустовскому.) 3. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей. 4. На ночлег нас определили в просторный дом где пахло вымытыми стенами, чистотой. (В. Солоухин.)
108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.
I. 1. Весной 1826 года Пушкин с нетерпением ждал приезда в Тригорское поэта Николая Михайловича Языкова о котором много слышал от Алексея Николаевича Вульфа - сына Прасковьи Александровны Осиповой. 2. Языкову всё нравилось в Тригорском и Михайловском и здешняя природа и хозяева Тригорского и молодые «девы Тригорских гор», особенно Пушкин перед которым он благоговел.
II. 1. Сад- неотъемлемая часть усадеб 18-19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой - граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.
(По С. Гейченко.)
109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.
1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?
110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных - вторые. Используйте союзные слова который, где .
Образец: 1. Озеро тянулось вдоль дороги. 2. На берегу этого озера расположились туристы. - Озеро, где расположились туристы, тянулось вдоль дороги .
- 1. Дорога вела к станции.
2. На этой дороге показались всадники. - 1. Дятел сел на ту же берёзу.
2. Он утром шелушил шишки. - 1. Холм был окружён со всех сторон еловым лесом.
2. Возвышался помещичий дом.
Придаточные определительные могут относиться к местоимениям >тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто . В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.
Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.
В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.
1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя - избу, амбар, баньку, часовню, храм - он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.
(По С. Гейченко.)
112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.
1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.
113. который . Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда . Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.
Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.- Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.
2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.
3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.
114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который . Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.
Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. - 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.
2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.
1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк.., которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.
2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован.., на которое мы его отправляли.
3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.
115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.
116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?
1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.
Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.
Например: Лес, в который мы вступили , был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию , которая так или иначе связана с предметом.
Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.
Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.
Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).
Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.
Например: Деревня, где (в которой ) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [существительное, (где ),].
Мне припомнилась нынче собака, что (которая ) была моей юности друг (С. Есенин) - [существительное (что ).
Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который ) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [существительное], (когда ).
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.
Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.
Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .
Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.
Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун . (И. Тургенев.)
Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.
Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .
Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома .
Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.
Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания. (К. Паустовский.)
Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.
Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .
Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.
Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.
Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.
Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что ).
Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].
В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом .
Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей... (А. Пушкин) - (Кто ), [местоимение ].