Альберт эллис рационально эмоциональная поведенческая терапия. PSY-Clinic
Альберт Эллис (Albert Ellis, 27 сентября 1913, Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт.
Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.
Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.
Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.
Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Эллис Альберт"
Книга начинается с рассмотрения общей терапевтической модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии, после чего описываются различные ее терапевтические модальности, включая индивидуальную, супружескую, семейную и сексуальную терапию.
Книга изобилует реальными примерами из практики, иллюстрирующими применение РЭПТ в различных условиях, и предназначена для клинических психологов и консультантов, а также для всех, кто по роду своей деятельности помогает людям и интересуется терапией.
Альберт Эллис (р. в 1913 г.) - cоздатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ), начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений является высказывание древнеримского стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят».
Основной предмет анализа психической деятельности в РЭТ - изучение способов рассуждений и действий. Основываясь на рационалистическом подходе к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить пациента от сложившихся стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.
В концепции Альберта Эллиса человек трактуется как «самооценивающий самоподдерживающий и самоговорящий». Человек рождается с определенным психическим потенциалом, имеющим две стороны: рациональную (отражающую стремление к любви и личностному росту) и иррациональную, деструктивную (включающую разрушительную и самообвинительную тенденции).
Согласно концепции Альберта Эллиса, источник психологических нарушений - система индивидуальных иррациональных представлении о мире, усваиваемая в основном в детстве от значимых взрослых. Невроз в частности, трактуется как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевина же эмоциональных нарушений, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие ловушка -все те когнитивные образования, которые создают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п.
В рамках данного направления разработаны группы иррациональных суждений:
1) «Долженствованые». Я должен..., он должен.
2) «Ужасающие». Будет ужасно, если...
3) «Надлежит», «Следует»
4) «Порицающие». Он ужасный человек, и должен быть наказан...
5) «Обобщения». Она всегда..., все женщины....
6) «Ярлыки»
А Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (ABCDE-теория). В этой концептуальной схеме А - активирующее событие- В (belief) - мнение о событии; С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной перераоотки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Анализ поведения пациента или самоанализ осуществляются по схеме "событие - восприятие - реакция - обдумывание - вывод" и обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки применения РЭТ следующие:
1) согласие пациента на использование РЭТ;
2) признание им личной ответственности за разрешение своих проблем;
3) принятие идеи, что имеется возможность устранения этих проблем;
4) признание того факта, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
5) обнаружение (осознание) этих представлений;
6) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
7) согласие бороться со своими алогичными суждениями.
Цели психотерапевтической помощи - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений, освобождение от идеи самообвинения.
Позиция психотерапевта или психолога-директивна: он разъясняет, убеждает, он - авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п.
Пациенту отводится роль ученика и его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося. Пациент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).
РЭТ характеризуется широким набором психотерапевтических техник, в том числе заимствованных из других направлений и объединенных ярко выраженным прагматизмом:
- обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; -когнитивное домашнее задание (самоанализ по ЛВСОЕ-модели
с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций);
- рационально-эмотивное воображение;
- ролевая игра.
- атака на страх (домашнее задание, смысл которого заключается в выполнении действия, обычно вызывающего страх или психологические затруднения у пациента).
Американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии, подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований. Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.
Создал и был президентом Института Альберта Эллиса - The Albert Ellis Institute.
В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А. Беком лавры пионеров когнитивного подхода.
Биография
Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.
Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.
Научная и практическая деятельность
Альберт Эллис большую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.
В 1950-60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs» ).
Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом, и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ являетсягуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.
Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис опрделял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.
Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.
Модель ABC
Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences ), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ. activating events ), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs ), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований».
Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation ) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result ). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.
Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ
Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;
Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:
- оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
- толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
- принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);
Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:
- Соблюдение собственных интересов.
- Социальный интерес.
- Самоуправление.
- Высокая толерантность к фрустрации.
- Гибкость.
- Принятие неопределенности.
- Преданность творческим занятиям.
- Научное мышление.
- Принятие себя.
- Рискованность.
- Отсроченный гедонизм.
- Антиутопизм.
- Ответственность за свои эмоциональные расстройства.
Награды и премии
- 1971 - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации.
- 1985 - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования» .
- 1988 - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения» .
- 1996 и 2005 - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies .
Религиозные и философские взгляды
Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.
Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.
Литература на русском
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 стр. - ISBN 5-9268-0120-6
- Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 стр. - ISBN 978-5-222-14121-2
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»). ISBN 5-04-010213-5
- Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. - 176 стр. - ISBN 5-9524-1051-0
- Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 224 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-226-0
- Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 288 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-314-00048-2
- Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. - С. 88-98.
- Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // «Здравый смысл» 2008, № 1 (46)
- МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии = The New Handbook on Cognitive Therapy Techniques. - Спб.: Речь, 2001. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9268-0036-6.
Рецепт счастья от Альберта Эллиса
«Лучшие годы Вашей жизни – когда Вы решаете,
что Ваши проблемы принадлежат Вам.
Вы не вините в них мать, экологию или президента.
Вы осознаете, что сами контролируете свою судьбу»
А. Эллис.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) создана Альбертом Эллисом в 1955. Такое длинное название выражает основную идею РЭПТ: поведение и чувства человека определяются не внешними событиями (стимулами среды) непосредственно, а его иррациональными убеждениями по поводу этих событий. Корректировка этих убеждений приводит к изменению не только его болезненных эмоций, но и всей системы (невротического) поведения.
«Невроз – это глупое поведение неглупого человека», — гласит афоризм мэтра РЭПТ. Для того, чтобы его изменить, терапевтических средств, на которые обычно делают ставку (эмпатии, принятия), — мало. Любовь лечит не всегда и не всегда лечит… «Беда большинства терапий, — замечает в связи с этим Эллис, – в том, что они помогают Вам чувствовать себя лучше. Однако дела Ваши при этом лучше не идут». Необходимо научить человека думать по-другому: рационально, гибко, а также научить его применять новый стиль мышления в своей повседневной жизни.
Главную идею РЭПТ задолго до А.Эллиса сформулировал Эпиктет (Έπίκτητος, 50 — 138 г.г.) – древнегреческий философ-стоик: «Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают». Эпиктет проповедовал идеи стоицизма; он считал, что основная задача философии - научить людей различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам.
Модель «АВС»
Модель ABC — ядро теории РЭПТ и настоящая азбука (АВС) помощи в преодолении вредных для психического здоровья мыслей, чувств и действий. Она описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения человека, но и то, каким образом можно устранять их причины.
«А» (активаторы, англ. activating events) - это любые текущие события или мысли, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Но «А» сами по себе - это только активаторы. Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё: свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды - «В» (англ. beliefs).
И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» - следствию (англ. consequences). Если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные взгляды - к саморазрушению и иррациональному поведению.
Именно по этой причине возникают все наши психологические проблемы.
Переворот в психотерапии
Поведение и чувства человека ни коим образом не определяются внешними событиями (стимулами среды) непосредственно. Человек – животное говорящее, а это значит, что все его поведенческие реакции опосредствованы искусственными стимулами, или речью (т.е. наше поведение и чувства регулируются словесными инструкциями). Вначале такие инструкции мы получаем от родителей, учителей: «Учись хорошо! Если будешь учиться плохо, то не добьешься успеха в жизни!», «Не трусь! Настоящий мужчина ничего не боится!» Позже эти словесные инструкции интериоризуются и постепенно перестают осознаваться, превратившись в «истину в последней инстанции». Жизнь, окружающие люди и мы сами должны быть такими, какими мы хотим их видеть:
«Директор должен ценить меня по достоинству».
«В моей жизни не должно быть горя и разочарований».
«Дети должны заботиться о своих родителях».
«Я должна добиваться успеха во всех делах».
«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь», — говорил А.Эллис: они воспринимают свои желания как витальные потребности, убеждены, что должны добиваться успеха во всех начинаниях, что окружающие должны относиться к ним справедливо, а их жизненные условия должны быть комфортными. И когда их догматические требования не выполняются – а это происходит сплошь и рядом – они чувствуют себя несчастными.
Главная цель РЭПТ заключается в выявлении и корректировке иррациональных убеждений, что влечет за собой изменение и эмоций, и поведения. «Меня ненавидели практически все психологи и психиатры. Они считали меня поверхностным и тупоголовым. И все потому, что я заявил, что терапия не обязательно должна продолжаться годы…» А. Эллис.
РЭПТ в действии