Анна мария мозес. Наивная живопись бабушки мозес
Переступив возрастной рубеж за 60 лет, многие уже не ждут от жизни никаких судьбоносных изменений и тихо доживают свой век. Однако история знает немало случаев, когда пожилые люди добивались грандиозных успехов в весьма почтенном возрасте. Чаще всего это происходило, когда они брались за кисти и краски. Так, одна из самых популярных художниц Америки средины ХХ века - Бабушка Мозес
, впервые написавшая картину в 76 лет, к 100-летнему своему юбилею имела ошеломляющую всемирную славу живописца и оказалась втянутой в интриги американской пропаганды.
Бабушка Мозес (1860-1961), настоящее имя которой Анна Мэри Мозес (Anna Mary Moses), в девичестве Робертсон, - известная американская художница-любительница, одна из самых известных представителей примитивизма в истории живописи США. Жена фермера и мать 10 детей, пятеро из которых умерли, не достигнув годовалого возраста, стала знаменитой, когда ей было за восемьдесят.
История этой удивительной женщины, прошедшей путь от бедности к вершинам достатка и славы, всегда увлекала и находила отголоски в сердцах миллионов людей по всему миру. Знаменитая бабушка Мозес превзошла все рекорды, став невообразимо известной и востребованной. За четверть века работы Анны Мари покорили не только всю континентальную Америку, Европу, но даже страну восходящего солнца - Японию.
Шутка ли - более 30-ти экспозиций, проведенных в Штатах, десять в различных странах Американского континента, одна на японских островах и это не считая множества европейских. Повсюду примитивные произведения американской художницы были тепло встречены и зрителями, и критиками. В 1949 сам президент США - Гарри Трумен - вручал прославившейся старушке премию Национального женского Пресс–клуба, а в 100-летний ее юбилей губернатор Штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября "днём Бабушки Мозес". Её фотографии печатались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", мало того, именем этой хрупкой женщины назван кратер на Венере. Могла ли об этом когда-нибудь мечтать простая женщина из глухой деревни. Ну, конечно же - нет.
Однако самого обычного зрителя восхищали и поражали не так живописные работы художницы, как личность самой Бабушки Мозес, (так прозвали её журналисты), которая прожила тяжелую деревенскую жизнь длиною в целый век. Умерла художница на 101 году жизни, оставив после себя наследие в 1600 картин и рисунков.
А так все начиналось...
Родилась Анна в окрестностях штата Нью-Йорк в 1860 году, в графстве Вашингтон, которое в те далекие годы было глухоманью. В детские годы Анна Мэри получила элементарное образование, научившись лишь чтению и письму, что, впрочем, было вполне закономерным для детей бедняков того времени. В дальнейшем её ждал тяжёлый деревенский наемный труд от зари - до зари на богатых соседей, к которым ее отдали в услужение 11-летней девочкой. Да и когда выросла Анна, мало чего изменилось в ее жизни.
Выйдя замуж за такого же наемного рабочего, за душой которого не было и гроша, еще долгие годы ей пришлось тяжело работать на господ. И прошло восемнадцать лет, прежде чем они с мужем смогли скопить деньги для приобретения участка земли и постройки собственной фермы. В 1905 году супруги обосновались на своей ферме неподалеку от небольшого города Орлиный Мост. И к тому времени у четы Мозесов уже было пятеро детей.
Просыпалась Анна до зари, и подоив коров, спешила в поле. В ее обязанности входило также воспитание детей, уборка дома, стирка, готовка обедов. Вся жизнь бедной женщины проходила в тяжких трудах и заботах о близких. Поэтому ее организм быстро износился, и физически работать к старости она уже не могла. В 1927 году муж Анны, Томас Мозес скоропостижно скончался, и делами фермы занялся меньший сын. А мать, уже не в силах вести хозяйство на ферме, увлеклась вышивкой. Но вскоре и этот труд стал для нее непосильным: мучительные суставные боли лишили женщину и этого занятия.
В 76 летнем возрасте женщина, по совету дочери решила взяться за кисти и краски.
Первые свои работы она щедро раздаривала родным и знакомым односельчанам. Таким образом, несколько работ оказались на стенах местной аптеки. Их то и заприметил проезжий инженер, коллекционировавший живопись. Ему понравились примитивные, но весьма милые творения начинающей художницы, и он за сущие гроши приобрел несколько картинок у бабушки Мозес. Это случилось в 1938 году. Как потом оказалось, это был первый ее шаг к славе и популярности.
И нужно отметить, что решение заняться живописью было весьма кстати: конец 30-х годов в США был именно тем временем, когда интерес к художникам-самоучкам "из глубинки" достиг своего апогея. Их работы охотно экспонировали выставочные залы, и частные галереи, а также Музей современного искусства.
Появление самобытной художницы на небосводе американского искусства вызвал настоящий фурор - публика буквально влюбилась в эту "сухонькую, небольшого роста, очень простую и обаятельную старушку с живыми глазами, одетую в простое чёрное платье и видавшую виды викторианскую шляпку".
В течение последующего года рисунки Анны Мозес с подачи инженера Луиса Калдора успешно экспонировались в одной из нью-йоркской галерей и привлекли к себе немалое внимание коллекционеров и любителей живописи.
Во второй половине 40-х годов экспозиции примитивных произведений Бабушки Мозес с аншлагом прошли во многих европейских странах, в том числе и Японии. В 1952 году с подачи президента страны была издана её автобиография. А в 1960 году, к столетию пресловутой бабушки, её фотография, сделанная знаменитым фотографом Корнеллом Капой, была размещена на обложке журнала «Лайф».
Живопись Бабушки Мозес, посвященная деревенским пейзажам и бытовым сценам из жизни крестьян, очень напоминает детские рисунки. Художница предпочтение отдавала зимним видам, летние писала реже. И что любопытно, одно из первых творений Мозес, проданное ею проезжему коллекционеру за 10 долларов в 1942 году, в 2004 возросло в цене на арт-торгах до 60 тысяч долларов.
Один критик так высказался о работах и популярности Анны Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет. Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Хотя сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась большой популярностью."
Бабушка Мозес "на передовой" американской пропаганды
Закончившись в 1945 году, Вторая мировая плавно перешла в холодную войну идеологий. Соединенные штаты как никогда нуждалась в собственном искусстве, как в элементе пропаганды. И Бабушка Мозес вынужденно оказалась "на передовой". Ее работы стали главными экспонатами передвижных выставок, организованных Информационной службой США в пострадавшей от войны Европе.
Душевно и искренне принимаемые европейскими зрителями картины Анны Мозес вызвали немалый резонанс в самой Америке. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить" , – писали в своих статьях возмущенные журналисты "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году, отстаивая интересы американских художников-профессионалов.
И так как мастера живописи слишком длительное время считали себя незаслуженно задвинутыми на второй план, борьба с живописцами примитивистами разразилась не на шутку, и в итоге увенчалась победой профессионалов. Так, к концу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "наивному искусству" иссяк практически полностью. Лишь бабушка Мозес оставалась последней "крепостью", да и то, до тех пор, пока критики не списали её популярность "на низменные вкусы публики и политические игры".
Вокруг имени художницы еще некоторое время "ломали копья критики", а вскоре и вовсе призабли о легендарной бабушке. А она продолжала тихо жить на своей ферме и по-прежнему писать свои примитивные картины, и ее совершенно не тревожил тот факт, что на её имени были сделаны огромные деньги, так как работы художницы во время пика ее популярности тиражировались миллионами экземпляров в виде открыток, марок, плакатов. Бабушке Мозес было достаточно знать, что ее труд хоть кому-то принес радость, и ее мало заботило мнение художественных критиков.
И наконец, чтобы объективно оценить степень популярности и известности Анны Мозес в качестве художника в американском искусстве средины прошлого века, хотелось бы отметить, что в свое время гению самопиара Энди Уорхолу такое внимание и почитание публики даже и не снилось. А Бабушка Мозес без особых на то усилий стала самой знаменитой американской художницей ХХ столетия.
В продолжение темы о примитивизме в живописи, картинами которой был очарован сам Марк Шагал.
8 апреля 2015, 11:18«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес) 1961г.
Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
А можно ли пережить все стрессы жизни, занимаясь любимым делом, новым, и непривычным? МОЖНО!!! Кто-нибудь слышал про бабушку Мозес, американскую художницу - самоучку? Имя этой женщины практически не известно в нашей стране даже среди художников. Тем не менее, история её жизни – это удивительный путь к искусству.
Миссис Мозес не всегда была бабушкой, вдовой фермера и матерью 10 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Полное имя художницы - Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера на окраине штата Нью-Йорк. Это местечко ни сейчас, ни тем более, столетие назад, не было оплотом культуры и очагом цивилизации. Тем не менее, это обстоятельство ни в детстве, ни в зрелые годы, ни в старости не угнетало Анну Мэри, так как практически всю свою сознательную жизнь она провела на фермах. Родители Анны Мэри никогда не жили в достатке, поэтому образование девочка получила самое незатейливое – читать и писать, не более. С 12 – ти лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл жизни заключался в зарабатывании средств на кусок хле6а.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно - в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы на хоть какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же как она, безнадёжный бедняк, наёмный рабочий.
Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.
Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, 5 похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…
В 1927 году Анне исполнилось 67 лет и она уже бабушка. В этом году умер муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать. Сколько лет она вышивала – не известно. Известно, что кисть она взяла в 76 лет. Получается, что вышивала она около 9-ти лет.
Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки … Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.
Картины миссис Мозес выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы бабушки Мозес.
Известности бы не случилось, и умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый день февраля 1939 года (Анне 78 лет!) Нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображающие в манере примитива местный пейзаж. Инженер заволновался, тут же заработал в сознании бессонный механизм коллекционной страсти. Он открыл дверь аптеки.
«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» - спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и дарит свои картинки всем. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»… «И где проживает бабуля?» - поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Дом по местным обычаям был открыт, но хозяйку он не застал. Бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе…
Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие у нее есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей сам деньги. Она сначала не поняла, что он покупает - пейзажи, написанные на деревянных дощечках, или её домик. Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и уплатил ей более двухсот долларов за все картины. Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом, он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой. А миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…
Хочется отметить, что в те времена в Америке «Народное творчество» вошло в моду и набирало обороты. Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам Нью-Йоркская богема не проявила. Большинство арт-диллеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей. Это они зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!
Судьба благосклонна к упрямым. Через год Калдор знакомится с Отто Каллиром, владельцем новой Нью-Йоркской галереи «Galerie St. Etienne». В октябре 1940 года открылась первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Лет!!! Бабушка Мозес в своей чрной шляпке и платье с кружевным воротником, лично поприветствовала публику.
Выставка «Что рисует жена фермера» была благосклонно принята критиками, прессой и привлекла к себе широкое внимание коллекционеров. В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы, а так же в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс – клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес. 1960 г., бабушка Мозес отмечает 100- летний юбилей (ау, скептики арт- дилеры!), её портрет украшает обложку журнала « Life», а сама она отплясывает джигу со своим лечащим врачом!
Бабушка Мозес всегда была открыта новым задачам, но решительно противостояла попыткам посторонних указывать что или как ей рисовать: «Кто-то попросил меня написать Библейские сюжеты, но я отказываюсь – я не буду изображать то, о чём мы ровным счётом ничего не знаем. Это всё равно что изобразить то, что случится через тысячу лет»… За два года до своей смерти она, однако, согласилась иллюстрировать детскую книгу, знаменитое стихотворение Клемента К. Мура “Ночь перед Рождеством” – сюжет которого о том, чего люди на самом деле никогда не видели – как Святой Николай Чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.
Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101г, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга» нарисованая в июне 1961г. считается последней завершённой работой миссис Мозес.
" Радуга" 1961г.
Постепенно к началу 21 века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, по-тихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно её и впрямь бы забыли навсегда, но в начале 21 века, наследниками Отто Каллира, новыми владельцами г «Galerie St. Etienne» была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом» нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60000. Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.
Лично меня в этой истории заинтересовало то, что человек, который никогда не учился живописи, кроме того, врядли выписывал журналы по искусству, и посещал выставки, имеет свой собственный стиль.
«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес)
Кто сказал, что после 70-ти жизнь кончилась? В 76 всё только начинается…
Удивительно, что бабушка Мозес родилась ровно за 100 лет до моего рождения, оставив после себя более 1000 красочных картин, которыми можно украсить любую детскую книжку. Никому не известная в молодом и зрелом возрасте, она стала по-настоящему знаменитой и успешной на восьмом десятке лет. К вековому юбилею ее фото украсило обложку журнала «Лайф»!
Ее жизнь не была историей счастливой Золушки. Отнюдь. Скорее всего, она – яркий пример человека бесконечно трудолюбивого, не поддающегося жизненным невзгодам и верящего в успех на любом этапе жизни. Несломленная трудностями многодетная мама на всю свою долгую жизнь сохранила доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года, которые она по памяти из детства переносила на холст.
Факты из жизни бабушки Мозес
Ее настоящее имя – Анна Мария Робертсон Мозес. Она родилась в Америке в 1860 году в многодетной фермерской семье и уже с нежного 12-летнего возраста начала самостоятельно зарабатывать себе на жизнь у более богатых соседей-фермеров. В 27 лет вышла замуж за работника фермы и переехала из Гринвича в Вирджинию. Семейная пара тяжело и много работала, за собственные сбережения Анна купила корову и аппарат для сбивания масла, а позже она зарабатывала, делая чипсы. Рождались дети, нужно было всех прокормить, помочь стать на ноги. К сожалению, из 10 детей, которые появились в семье, пятеро умерли сразу после рождения.
Живя на ферме и постоянно занимаясь сельским трудом, Анна любила вышивать пряжей. Но в преклонном возрасте, 76 лет, когда заниматься вышивкой стало невозможно из-за развившегося артрита, она оставила рукодельные расшитые полотна и начала рисовать. Ее ранние работы отображали ностальгические картинки из далекого детства с играми, забавами и Рождеством.
Картины бабушки Мозес
Создавая примитивные, почти детские картины, она не рисовала их для себя, а дарила родственникам и знакомым. Казалось, они не имели особой ценности, ведь были написаны простой женщиной, без особого таланта и соответствующего образования, хотя вызывали улыбку и положительные эмоции. Иногда работы выставлялись для показа, но без особого успеха… И все-таки чудо произошло!
Счастливый случай решает судьбу художницы бабушки Мозес
Выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, который не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом неимоверной художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка не поверила ни одному его слову. Но встреча двух упрямых людей оказалась судьбоносной, несмотря на скептицизм, с которым поначалу знатоки живописи отнеслись к картинам женщины ну очень преклонного возраста.
В 1940 году, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка, на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.
С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. Их примитивизм был близок и понятен каждому, а сюжеты всегда вызывали счастливые воспоминания из детства о друзьях, купании на речке, катании с горки, Хеллоуине и Рождестве. Сюжеты были понятны и близки почти каждому человеку и не требовали особых знаний искусствоведения: все просто, как в детстве – зима, светло- весна, темно-зеленое лето и осень, сани, олени, лошади, Санта-Клаус.
Успех 100-летней художницы Мозес
За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов!
В нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала суперзвездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография. Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Ее 100-летний юбилей по указанию губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера праздновали как праздник всей страны, на 101 День рождения звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы.
Анна Мария Мозес не переступила 102 жизненный отрезок, скончавшись за несколько месяцев до даты своего рождения. О прискорбном событии новость вышла на первых страницах печатных изданий по всей Америке и большей части Европы. Она оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих доброту, сказочность природы, детства, волшебство праздников.
Вы еще сомневаетесь, что в любом возрасте можно воплощать свои мечты и желания? Самый яркий пример этому – жизнь и творчество 100-летней художницы бабушки Мозес.
Будьте смелыми и настойчивыми, воплощая в реальность свои видения и фантазии!
Клетчатый дом
Что может быть общего между французским таможенным служащим, вдовой американского фермера, девушкой из украинского села? С первого взгляда, ничего. Но их объединяет то, что, каждый в свое время, они взяли кисть в руки и стали рисовать тот мир, который видели вокруг себя. Не имея опыта и художественного образования, эти непрофессиональные живописцы создавали оригинальные и поэтичные полотна. Такие работы самоучек, внешне походившие на детские рисунки, но с глубоким и метафоричным смыслом, стали называть наивной живописью.
Анна Мэри Мозес
Первая половина XX века была богата на самобытные таланты. Но среди всех представителей наивной живописи, пожалуй, самая вдохновляющая судьба выпала на долю Анны Мэри Мозес (1860 – 1961 гг.). На самом деле в течение многих и многих лет ничего оригинального в ее жизненном пути не было. Дочка небогатого фермера из американского захолустья, она получила самое незатейливое образование, и уже с 12 лет была вынуждена работать по найму. Дальше ее жизнь складывалась так же, как и у многих других американских женщин конца XIX века: труд на чужих фермах, замужество, многолетние попытки накопить денег на свое хозяйство, рождение десятерых детей, пятеро из которых не дожили до года. Только к 45 годам жизнь Анны Мозес обрела некоторую стабильность: супругам удалось купить небольшую ферму и обрести свой собственный дом. Правда, тяжелой работы от этого стало еще больше. В 1927 году у миссис Мозес умер муж, и фермой стал управлять младший сын. Здоровье и возраст пожилой вдовы уже не позволяли ей работать, как раньше. Но сама Анна была слишком деятельным и позитивным человеком, чтобы просто день за днем сидеть в кресле-качалке. Тут-то и началось самое интересное.
Позволь мне помочь
Поначалу бабушка Мозес тратила часы досуга на вышивку, но с годами болезнь суставов превратила любимое дело в мучение. И тогда, в возрасте 76 лет, старушка взяла в руки кисти. Конечно, она не ставила себе целью войти в историю наивной живописи, ей просто хотелось порадовать родных и близких, а заодно сэкономить на рождественских подарках.
Сюжеты для картин Анна Мозес брала из своей жизни. Ей нравилось писать сельские пейзажи, показывать быт американских фермеров, изображать виды родного городка.
Гроза
Как и работы многих других представителей наивной живописи, полотна бабушки Мозес отличает плоскостность, некоторое искажение перспективы, незамысловатость технических приемов. Но все это вместе с сочными пятнами цвета передает жизнеутверждающее ощущение внутренней творческой свободы. Видно, что художник наслаждался самим процессом создания картины, не зацикливаясь на результате.
По счастливому стечению обстоятельств, работы неунывающей старушки, которые она щедро дарила всем знакомым, попали в поле зрения коллекционеров и собирателей живописи. Первая «настоящая» выставка работ миссис Мозес открылась в 1940 году. В это время художнице уже исполнилось 80 лет. Неожиданно для самой себя Анна Мозес оказалась «в струе», когда перед ее страной стояла задача идеологически утвердиться в мире.
Прекрасный мир
Чем же так трогала и трогает сердца наивная живопись бабушки Мозес? Ее примитивные с первого взгляда картины дышат такой поэтикой и искренностью, что сложно остаться равнодушным. На них изображены сценки из той жизни, о которой многие мечтают или вспоминают с ностальгией. Честность, простота и оптимизм захватывают зрителя. Недаром говорят, что картина – это отражение души художника.
Анна Мэри Мозес прожила сто один год, и ее жизнь нельзя назвать легкой. Но то, что ей удалось сквозь все годы пронести и подарить людям свою искренность, оптимизм и желание экспериментировать, достойно восхищения.
Светлана Виноградова
«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Анна Мари Мозес
Сегодня я расскажу вас о женщине с удивительной судьбой, которая прожила долгую, непростую, но счастливую жизнь. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мари Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.
Анна Мари родилась и выросла в многодетной семье фермеров Робертсонов, и считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, была очень бедна. Девочка получила лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. В двенадцать лет ей пришлось пойти работать к богатым соседям.
Замуж Анна Мари вышла по тогдашним меркам поздно: в 27 лет, за такого же бедного работника фермы. После свадьбы молодожены вместо свадебного путешествия отправились искать место, где больше платят, чтобы накопить денег на собственный участок земли для фермы.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет. Именно столько потребовалось, чтобы скопить достаточно денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. Всю жизнь она прожила на своей ферме в этом маленьком провинциальном городке.
Жизнь Анны Мари прошла в тяжёлых крестьянских трудах: просыпаться нужно было до зари, доить коров, ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду.
Когда Анне Мари было 67 лет, делами семейной фермы занялся младший сын, а у нее вдруг оказалось слишком много свободного времени. Анна Мари была не из тех, кто может сидеть целый день сложа руки: «Я просто не могла сидеть в кресле-качалке», говорила она позже в одном интервью. Миссис Мозес сначала занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя из-за артрита ей пришлось оставить это занятие. В детстве Анна Мари очень любила рисовать и дочь предложила матери попробовать начать рисовать картины…
И она взяла в руки кисть и всю свою доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года начала переносить на холст. Часто она рисовала картины по памяти из своего детства. Рисовать ее никто никогда не учил. Картины получались очень самобытными, добрыми, яркими, немного наивными, похожими на детские рисунки… Свои картины Миссис Мозес дарила родственника и знакомым. Картины вызывали положительные эмоции и улыбку у всех, кто их видел.
В 1938 году выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, неизвестно как попавший в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Луис был очарован картинами и не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка Мозес не поверила ни единому его слову…
Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам «из глубинки». К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры «народного» творчества…
В октябре 1940 года, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка под названием: «Что рисует жена фермера», на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.
С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. И везде из принимали очень тепло, ведь сюжеты простых и наивных картин не требовали особых знаний искусствоведения и были понятны и близки каждому человеку: счастливое деревенское детство, семейные праздники, сцены из обычной жизни сельчан…Картины бабушки Мозес, простые, незатейливые и добрые, как она сама, никого не оставляли равнодушными, даря радость и наполняя сердца теплом и счастьем.
Один критик сказал об Анне Мари Мозес: «Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».
Та что в нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала настоящей знаменитостью и звездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография.
За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов! Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации… Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Её дни рождения отмечались на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «днём Бабушки Мозес», звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы…
Но Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира и вся эта шумиха вокруг ее картин и ее самой. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: ее картины продавались за большие деньги, а еще сюжеты работ художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов… Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.
«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу», — говорила она. — «И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» .
Она прожила 101 год и оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих красоту природы, теплоту обычного человеческого счастья, волшебство праздников и свет души самой художницы.
А теперь ВНИМАНИЕ для тех, кто считает, что ему в 30, 40, 50, 60 и т.д. … лет поздно начинать что-то новое в своей жизни, поздно начинать заниматься творчеством, поздно делать то, что нравится и хочется:
Когда Анна Мари Мозес начала рисовать ей было 76 лет. Она прожила 101 год, создав более 1600 картин и рисунков. То есть, начав творить в преклонном возрасте 76-ти лет она творила еще ЦЕЛЫХ 25 лет! Полноценных, активных, творческих лет не в кресле-качалке у камина, в полудреме предаваясь воспоминаниям о прошлом, а с кистью в руках и холстом на коленях, передавая свет и доброту своей души на полотна своих картин.