Авиация внутренних войск МВД России - Летное поле — ЖЖ. «Ястреб» – авиационный спецназ Зарубежные аналоги внутренних войск
Постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1978 года в целях обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР по охране наиболее важных искусственных сооружений и выполнения специальных заданий Министерства внутренних дел предписывалось создание авиационных воинских частей. Приказом МВД СССР от 3 марта 1978 года была сформирована первая авиационная воинская часть - отдельная авиационная эскадрилья с дислокацией в г. Хабаровске. Эта дата считается днем рождения авиации внутренних войск.
В целях активизации дальнейшей деятельности по развитию инфраструктуры вновь создаваемых авиационных воинских частей внутренних войск МВД СССР в Главном управлении внутренних войск МВД СССР был создан авиационный отдел. В дальнейшем, учитывая важность и масштабность решаемых задач, а также темпы развития авиационной составляющей внутренних войск, в начале 1991 года на базе авиационного отдела было создано авиационное управление.
Первые вертолетные авиачасти и отдельно базирующиеся авиационные подразделения внутренних войск, сформированные в период с 1978 по 1980 годы, были вооружены вертолетами Ми-8Т, переданными из Минобороны СССР и Пограничных войск КГБ СССР. В последующем техника стала закупаться у авиационной промышленности.
Неоценимый вклад в формирование первых авиационных воинских частей внутренних войск, их становление и развитие внес заслуженный военный летчик СССР генерал-майор авиации Владимир Михайлович Пономарев (1935-2007). В ознаменование особых личных заслуг и увековечения памяти В.М. Пономарева приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 75 самолету Ил-76МД одной из авиационных частей внутренних войск присвоено почетное наименование «Владимир Пономарев».
Конец 80-х годов прошлого столетия ознаменован в нашей истории возникновением множества межнациональных конфликтов в различных регионах СССР. Решение задач по их локализации требовало создания войсковых группировок. Личный состав внутренних войск со штатным вооружением и техникой необходимо было перебрасывать на значительные расстояния. Ранее в этих целях по заявкам использовались военно-транспортные самолеты Минобороны, поэтому руководство МВД СССР приняло решение, поддержанное Советом Министров, закупить для внутренних войск тяжелые транспортные самолеты Ил-76 и тяжелые вертолеты Ми-26.
Дальнейший распад СССР и связанные с ним долгосрочные экономические проблемы привели к усилению межведомственной разобщенности силовых структур в ходе выполнения задач. В этих условиях наличие собственного парка большегрузных самолетов и различных типов вертолетов позволило внутренним войскам оперативно перебрасывать в районы с осложненной обстановкой значительные силы и средства, а также успешно выполнять на местах широкий спектр специальных задач с применением вертолетов.
Борьба с незаконными вооруженными формированиями в Северо-Кавказском регионе нашей страны настоятельно потребовала изменения существующих тактики и оперативного построения внутренних войск, в том числе и ее авиации. В начале 90-х годов были приняты на вооружение вертолеты Ми-24 и Ми-8МТВ, способные применять весь комплекс установленного на них штатного вооружения. С 1995 года на вооружение был принят воздушный разведывательно-командный комплекс на базе вертолета Ми-8МТВ, значительно расширивший круг решаемых задач.
Авиация внутренних войск представляет собой формирование государственной авиации, способное действовать для решения служебно-боевых задач, возложенных на внутренние войска Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»: перевозка личного состава, вооружения, боевой и специальной техники внутренних войск, других материальных средств; боевое обеспечение действий внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью, в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
Авиация внутренних войск гармонично встроена в организационную структуру внутренних войск, имеет свою разработанную нормативно-правовую базу, регулирующую ее деятельность, сложившуюся и апробированную годами систему управления и эксплуатации авиационной техники, она способна выполнять весь комплекс задач по предназначению.
Учитывая изменение структуры угроз внутренней безопасности страны и корректировку основ правоохранительной деятельности, роль и место авиации внутренних войск в системе МВД России будет только укрепляться.
активное использование вертолетной техники в МВД СССР началось в конце 70-х начале 80-х годов, хотя испытания техники проводились еще в 1969 году. Я говорю о использовании вертолетов в интересах милиции, так как в составе ВВ МВД СССР с 1979 года уже была своя авиация. Авиация ВВ МВД была самой малочисленной из всех малых авиаций (за исключением авиации ГО). Не было в ее составе и авиационных полков - только отдельные авиационные эскадрильи, которые располагали поблизости от охраняемых объектов особой важности. Принцип базирования этой авиации был схож с пограничной: вертолеты дислоцировались не только на основном аэродроме, но и на других аэродромах и оперативных площадках.
Принцип работы милиции с авиацией строился по другому.
История авиации МВД начинается в тридцатых годах под вывеской НКВД. Например Марина Раскова из экипажа Гризодубовой была летчицей НКВД. В Великую Отечественную войну всю ведомственную авиацию (в том числе и большинство гражданской) передали в ВВС. После окончания войны опять воссоздали авиацию НКВД-МВД. С конца 50-х годов руководство МВД полностью перешло на арендную основу авиации: для нужд министерства арендовались самолеты и вертолеты в МГА СССР, в том числе и для перевозки руководящего состава министерства, для ГАИ, и для поиска сбежавших ЗЭКов. В основном вертолеты использовались для нужд ГАИ. Вот как о этом вспоминает Г.Б. Смирнов, в 1982-1987гг. – заместитель начальника ГАИ Тюменской области, в 1987-1991гг. начальник ГАИ Тюменской области:
" В восьмидесятые годы двадцатого века Тюменская область была одним из регионов, где в надзоре за дорожным движением широко использовалось вертолетное патрулирование.
Схема использования вертолета в общих чертах выглядела следующим образом. По договору с областным Управлением внутренних дел Тобольский авиаотряд выделял отделу ГАИ вертолет МИ-2 с базировкой на время работы по югу области в аэропорту Плеханово.
В структуре Госавтоинспекции имелся взвод вертолетного патрулирования. Экипаж вертолета, которым управляли летчики Аэрофлота, работал в паре с экипажем патрульного автомобиля, а самому экипажу придавался сотрудник взвода. В основном, такое патрулирование велось на дорогах, как они тогда именовались, республиканского значения (ныне - федеральные трассы) - Тобольском, Ялуторовском, Московском, Червишевском трактах. Экипажем вертолета выявлялись, в первую очередь, такие грубые нарушения ПДД, как значительное превышение скорости движения, нарушение правил обгона. Обнаружив автомобиль - "нарушитель", инспектор с вертолета по рации передавал экипажу патрульного автомобиля данные об этом автомобиле, а также подавал нарушителю с помощью громкоговорящего устройства команду остановиться...
Определение с воздуха скорости движующегося автомобиля производилось путем замера по секундомеру времени прохождения им специально размеченных на контролируемых трассах контрольных участков. Наверное, это был далеко не самый совершенный способ, но в то время другой возможности просто не было. А само присутствие в воздухе вертолета ГАИ (он имел, естественно, соответствующую раскраску) дисциплинировало водителей. Этому способствовало и наличие на дорогах щитов с информацией - "Трасса патрулируется вертолетом ГАИ". На всех патрулируемых направлениях были определены места возможной посадки вертолета. Такая необходимость возникала иногда в случаях совершения на трассе ДТП, использования вертолета для проведения поисковых мероприятий и т.д. Бывало, вертолет использовался и при сопровождении на трассах руководителей высокого уровня, чьи визиты в те времена были нередкими. При этом экипаж вертолета следуя на значительном удалении от кортежа, прорабатывал трассу, предупреждая, при необходимости, о каких-либо затруднениях при прохождении кортежа.Использовался вертолет и еще в одной сфере- выявлении и пресечении фактов использования государственного автотранспорта (так обычно именовался автотранспорт юридических лиц) не по назначению. Особенно этот вопрос приобрел остроту после принятия соответствующего Постановления ЦК КПСС. Руководитель предприятия, организации, замеченный в использовании служебного автомобиля в неслужебное время, мог быть привлечен к дисциплинарной, материальной ответственности, а на водителя составлялся административный протокол. Задача выявления подобного рода злоупотреблений возлагалась конечно же, в первую очередь, на сотрудников милиции и прежде всего ГАИ.
В связи с этим вспоминается такая "картина".
Ясный зимний день день... На озере, у лунки сидит с удочкой рыбак - водитель, рядом -"хлебовозка", на которой он приехал на рыбалку. И вдруг, как гром среди ясного неба (в буквальном смысле этого слова!), рядом с садится вертолет ГАИ со всеми вытекающими последствиями для незадачливого рыбака... Конечно, такие случаи получали широкую огласку.
Говоря о работе вертолетного взвода стоит, пожалуй, сказать и еще об одном направлении деятельности его сотрудников. Задача пресечения мотохулиганства в городах, населенных пунктах области всегда была и остается актуальной. В составе вертолетного взвода мы сформировали группу инспекторов - разрядников по мотоспорту, приобрели для них мотоциклы. Поскольку выбор такой техники в то время был неширок, то приходилось довольствоваться спортивными ИЖами, и если мне память не изменяет, одним-двумя "Чезетами". Однако, если учесть, что нарушители общественной безопасности "рассекали", как правило, на отечественных дорожных мото, то мощности нашим мотоциклам вполне хватало. Нет, инспекторы не устраивали за нарушителями гонок. Обычно им хватало лишь одного старта на заднем колесе, после чего "мотолюбитель", уяснив для себя бесполезность попытки оторваться от инспектора на своей "технике", тут же бросал её (обычно без номеров и нередко краденную) надеясь больше на свои ноги. В населенные пункты области наша "мотогруппа" выезжала со специально оборудованным под перевозку мотоциклов автобусом КАВЗ. Возвращалась обычно с полностью загруженным задержанным "товаром" салоном. Надо сказать, Главным Управлением ГАИ МВД СССР была установлена периодическая отчетность о результатах использования вертолета, причем в увязке с анализом аварийности на обслуживаемых трассах, направлялись информации об эффективности использования вертолетов ГАИ других регионов страны. Это способствовало повышению ответственности за результаты нашей работы в данном направлении, стимулировало поиск путей дальнейшего её совершенствования."
Уже после создания авиации ВВ МВД СССР в 80-х годах, у милицейского начальства разгорелись аппетиты. Но так как общее понятие и отношение к авиации было по принципу «Поехали, потом заведешь!», да и финансы, оказалось, не поют романсы, то и планы резко изменились. Было решено закупить только авиатехнику, и расставить ее по крупнейшим центрам регионов (Хабаровск, Новосибирск (Кемерово), Свердловск, Сыктывкар, Москва. Планировались Киев, Алма-Ата, Ленинград, Ростов. Закупили с десяток вертолетов Ми-8, несколько Ка-26 для ГАИ Москвы. Базирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию, летчиков – все это решили арендовать в МГА СССР. Когда узнали цену вопроса - зарплаты гражданских летчиков там и прочее – схватились за голову: гражданских специалистов по тревоге не поднимешь, сверх стартового времени работать не заставишь, сверхнормативный налет – вообще дикие расценки. Решили: выработаем ресурсы у того, что есть, и все. А потом упадем на хвоста к авиации ВВ МВД СССР. Так и сделали. Но до выработки ресурса не все вертолеты выжили: бесконтрольность использования авиатехники привели к очень большой аварийности, а в ряде случаев – и к тяжелым летным происшествиям. В 1991 году при катастрофе в районе г. Мама погибло 8 человек. В итоге в начале 90-х оставшиеся борта перегнали на базы хранения, где они долго стояли. Потом их перегнали в ремзаводы. Кстати интересно, что вертолеты в МВД числились в графе «Автотракторная техника». До конца 1993 года милиция пользовалась авиацией ВВ МВД РВ из расчета не более 10% летных часов, которые по плану выделял округ на каждую авиачасть каждый месяц. В период конец 1993 г. – 1994 г. Правительство России озаботилось и выделило средства на организацию авиации МВД России. Первое подразделение появилось в Кемерово в количестве 2 вертолетов Ми-8 и 1 самолета Л-410. Сначала был 1 вертолет Ми-8 из тех что выжил на ремзаводах. Он числился в Новосибирске, но постоянно перелетал и базировался в Кемерово. Структура была странная: летчики были гражданские, с пилотскими удостоверениями, но уже прикомандированными в УВД и введенными в его штаты. Структура просуществовала несколько лет. А 31 октября 1995 году, в Новосибирске, было организовано первое специальное авиационное подразделение особого назначения (САПОН). В нем было по штату 4 вертолета Ми-8Т (МТ). А дальше – пошло-поехало.
С 2003 года вся структура авиации МВД России, приобретает официальное название "Авиация органов внутренних дел МВД России" (АОВД МВД России), а подразделения – АО СН (авиационные отряды специального назначения).
Раннее утро в одном из подмосковных дачных поселков. Солнце еще робко пытается заявить о начале дня. На улице ни души. Тишина и покой. Вдруг из-за леса, разрезая утренний воздух серебристым винтом, с быстротой ястреба появляется и над одним из домов зависает вертолет с надписью «Полиция» на борту. На десантных платформах снайперы - они держат на прицеле весь двор и прилегающую территорию. Здание мгновенно окружает группа спецназа. Из репродукторов винтокрылой машины звучит грозное «Внимание! Работает полиция!»
Уже позднее, на допросе, задержанные признаются, что они были ошеломлены внезапным появлением полицейского вертолета и им даже в голову не пришло сопротивляться. Винтокрылая машина произвела на них мощнейший психологический эффект! Подразделение, обеспечившее успешный исход той операции, носит имя «Ястреб», а его полное название - Авиационный отряд специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России). Это лишь одна из многих успешных операций, в которых принимали участие авиаторы МВД. Отряд в его нынешнем виде существует чуть больше года, а имя собственное и вовсе появилось буквально полгода назад. Однако, несмотря на это, авиационный спецназ имеет богатую , которая начиналась более 10 лет назад.
Первые авиационные подразделения тогда еще милиции появились в России в конце прошлого века. В то время это были отдельные подразделения, каждое из которых находилось в подчинении территориальных органов внутренних дел. Эти подразделения не имели ни общей нормативной базы, ни централизованного управления, ни, что самое главное, общего контроля над безопасностью полетов. А между тем авиация в структуре МВД была нужна, даже необходима. В связи с этим в 2002 году было принято решение создать в структуре Службы тыла МВД России отдел по организации деятельности авиации органов внутренних дел (ООДА ОВД). Новое подразделение возглавил Сергей Юрьевич Ежов. Задачами этого отдела были создание нормативной базы, которая позволила бы эксплуатировать воздушные суда в интересах правоохранительных органов, а также новых отрядов в тех регионах, где в этом была необходимость. Однако функции ООДА не ограничивались только нормотворческой деятельностью. Через некоторое время после появления отряд получил на вооружение свой первый вертолет Ми-8, и с этого времени началась эксплуатация отрядом воздушных судов в интересах правоохранительных органов. Нынешний заместитель командира отряда по летной работе, а тогда еще сотрудник ООДА ОВД Олег Алексеевич Бобров очень хорошо помнит тот момент и считает его значимым для отряда.
Заместитель командира АОСН «Ястреб» по летной работе ЦСН СР МВД России полковник полиции Олег Бобров:
«С получением вертолета Ми-8 мы начали выполнять полеты в интересах правоохранительных органов, и, надо сказать, нам это очень помогало. Сталкиваясь с проблемами на практике, мы понимали, в каком направлении необходимо двигаться для создания новых документов либо внесения изменений в уже существующие, регламентирующие деятельность нашей авиации. Нам необходимо было продумать все особенности милицейской работы, чтобы можно было максимально эффективно применять авиацию в интересах правоохранительных органов, не выходя при этом за рамки общегосударственных норм».
В 2003 году в связи с реформой МВД, а также с тем, что отдел уже выполнял оперативно-служебные задачи с применением авиации, было принято решение о реорганизации его в Центр авиации МВД России. Под началом новой управленческой структуры к тому моменту в различных субъектах Российской Федерации было объединено около 10 отрядов милицейской авиации. Центр обеспечивал всестороннюю методическую, организационную и практическую помощь всем этим подразделениям. В 2011 году Центр авиации был снова реорганизован. Часть сотрудников были переведены в новый отдел, созданный в структуре Управления по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России (УПСНиА). Остальные составили костяк авиационного отряда специального назначения в структуре вновь созданного Центра специального назначения Сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Вместе с авиационным отрядом в ЦСН также вошли СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». 2012 год - еще одна важная веха в истории отряда - присвоение собственного имени «Ястреб». Благодаря богатейшему опыту подразделение и сегодня остается своеобразным «старшим братом» для остальных полицейских авиаотрядов. Его сотрудники оказывают методическую помощь коллегам, помогают формировать нормативную базу и осуществлять контроль над безопасностью полетов.
Главная ударная сила АОСН «Ястреб» - легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского - белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter. Максимальная высота полета - 6 км, скорость - 250 км/ч. Важнейшее требование для полицейского вертолета - маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать не часто, а основное поле его деятельности - большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки винтокрылый полицейский должен быть готов к тому, что ему придется маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо или опускаться при необходимости. AS-355 для таких маневров подходит идеально. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины - ее вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет при необходимости может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. При этом машина способна работать не только в равнинных условиях, но и в горах, а эта среда, как известно, считается одной из самых сложных для полетов.
Одно из самых важных и ответственных направлений в работе АОСН сегодня - работа с подразделениями спецназа. В первую очередь с теми, которые входят в ЦСН СР МВД России - СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». Однако при необходимости авиаторы могут сотрудничать и с другими подразделениями. Основная задача полицейской авиации при работе со спецназом - транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с и в полном снаряжении. Причем спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи. Десантирование тоже может производиться любым из существующих способов. Сотрудники могут спешиться с десантных платформ после посадки машины или с режима висения над землей, а могут спуститься по фалу или с использованием альпинистского снаряжения - вертолет может оборудоваться для этого всем необходимым. Помимо десантных функций вертолет может осуществлять и прикрытие действий групп с воздуха - на десантной платформе могут размещаться сотрудники, вооруженные любым видом стрелкового оружия вплоть до ручного пулемета. Кстати, с вертолета можно вести не только огонь на подавление, но и высокоточную стрельбу - на учениях совместно с СОБР «Рысь» снайпер подразделения успешно поразил цель из снайперской винтовки с борта вертолета, который находился в этот момент в воздухе. Помимо транспортно-боевых функций вертолет может также выполнять разведывательные задачи с использованием специального оборудования.
Именно так работали сотрудники АОСН, когда вели наблюдение за лжеомоновцами, совершавшими разбойные нападения на развлекательные заведения. При помощи приборов ночного видения летчики вели наблюдение за преступниками со значительной дистанции. В момент, когда налетчики направлялись к объекту, пилот вертолета передал информацию наземной группе захвата, которая находилась в засаде - спецназовцы провели молниеносный захват, задержав бандитов на месте преступления.
Помимо вертолетов в боевых операциях могут применяться менее габаритные машины, состоящие на вооружении «Ястреба» - беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Возможности этого класса воздушной техники практически безграничны - беспилотник может держать под наблюдением территорию в несколько квадратных километров и при этом с земли его рассмотреть будет практически невозможно, ведь даже самый габаритный полицейский БПЛА не превышает 3 метров в длину, достигая в полете высоты в 2–3 тысячи метров, на которой он превращается в неразличимую точку!
АОСН имеет на вооружении беспилотники как вертолетного, так и самолетного типа. Каждый имеет свои преимущества и используется для выполнения определенных задач. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный «малыш» может осуществлять трансляцию видеокартинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу. БПЛА вертолетного типа имеют более скромные характеристики скорости и дальности полета, но зато могут зависать в воздухе, непрерывно контролируя определенный участок местности или объект, интересующий правоохранительные органы. В настоящий момент полицейские БПЛА активно применяются для проведения разведки местности, результаты которой используются при планировании специальных операций.
Начальник отделения БПЛА АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России майор полиции Алексей Воробьев:
«Спецназ, которому был придан наш беспилотный летательный аппарат, преследовал группу боевиков. Дело происходило ночью, и видимость была сильно ограничена. Пытаясь уйти от погони, боевики укрылись на огромном поле, засеянном кукурузой. Растения уже были выше человеческого роста, и продвигаться по полю вслед за преступниками было опасно, поскольку сотрудники ничего не видели перед собой и могли натолкнуться на выстрелы в упор. Тогда над полем запустили беспилотник, который при помощи тепловизионной камеры определил местонахождение бандитов. Информация транслировалась в реальном времени на монитор, за которым находился наш оператор. Он указал спецназовцам местонахождение боевиков, и наши сотрудники обстреляли укрывавшихся в кукурузе бандитов из подствольников и закидали гранатами. В результате вся группа боевиков тогда была уничтожена».
Кстати, помимо винтокрылых «Экюрелей» и малышей-беспилотников на вооружении АОСН есть машины и покрупнее - например, транспортно-грузовой самолет Як-40, который используется в основном в качестве летающего оперативного штаба. Часто самолет применяется для эвакуации раненых сотрудников из горячих точек.
Спектр задач, выполняемых отрядом сегодня, не ограничивается работой только со спецподразделениями. Несмотря на то, что АОСН входит в структуру ЦСН СР МВД России, подразделение может привлекаться для решения задач, выполняемых не только сотрудниками Центра, но и любого подразделения МВД, которому необходима помощь специальной авиации, будь то ППС, ГИБДД или уголовный розыск. Основной массив работы авиаторов - разведка, рекогносцировка, патрулирование, поисковые мероприятия, наблюдение, преследование. Преимущество вертолета - большие высоты, на которых он работает. Именно эта особенность делает полицейскую авиацию незаменимым инструментом наблюдения и разведки. А благодаря мощной оптике, установленной на вертолете, его пилот становится поистине всевидящим. Сложная аппаратура помещается в отдельном навесном блоке. На авиационном сленге это устройство зовется «голова». Внутри такой «головы» размещается мощная оптика и камеры всех типов: дневные, ночные, тепловизионные. С помощью такой аппаратуры с небес можно рассмотреть что угодно. С высоты 150–200 метров оператор может рассмотреть номер автомобиля. Точно определить марку и модель транспортного средства можно с высоты 1000 метров. Ночью при помощи тепловизора можно с расстояния 4–5 километров засечь человека, автомобиль можно «рассмотреть» и вовсе с 6–8 километров. Очень плодотворно отряд работает в интересах ГИБДД.
«Мы не раз выполняли профилактические полеты на особо опасных участках федеральных магистралей, результатом которых явилось существенное снижение количества нарушений правил дорожного движения. Вели поисковые мероприятия, которые позволили вернуть законным владельцам не один десяток угнанных транспортных средств. Надо сказать, что видеоданные с борта наших воздушных судов, предоставляемые в режиме онлайн, помогали руководителям оперативно принимать грамотные решения по организации дорожного движения в условиях скопления автотранспорта при проведении различных массовых мероприятий. И очень приятно, что руководство ГИБДД понимает эффективность и перспективность применения авиации для решения своих задач и с удовольствием взаимодействует с нами».
Часто АОСН «Ястреб» задействуется при проведении различных массовых мероприятий. При этом в таких операциях помимо произведения видео- и фотозаписи и передачи на землю пилот вертолета может выступать в качестве координатора действий наземных подразделений.
Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«При осуществлении наблюдения за массовыми мероприятиями главной нашей задачей является контроль над обстановкой на земле. Чем раньше мы обнаружим проявление провокаций, агрессии, стычек и передадим эту информацию в оперативный штаб, ответственный за организацию общественной безопасности, тем больше шансов локализовать конфликт, не дав ему разрастись и перейти в массовые беспорядки».
А на одном из футбольных матчей авиаспецназ помог выследить негодяев, которые, укрывшись на крыше одного из зданий, закидывали наземные подразделения полиции камнями. С земли полицейские не могли точно определить местоположение хулиганов, а вот с вертолета они просматривались как на ладони.
Отряд при необходимости может организовать полноценную трансляцию картинки с вертолетной техники в режиме прямого эфира на передатчик на земле, если в этом есть необходимость. Такие возможности, кстати, очень пригодились во время проведения многотысячных митингов, которые в 2012 году проходили в Москве. Именно благодаря авиаторам удалось установить истинное количество участников митинга и развеять политические «мифы» различных деятелей.
Границы ответственности «Ястреба» не ограничиваются столичным регионом. Сегодня сотрудники АОСН могут работать в Московской области, а уже через пару дней будут выполнять задачи в небе над Сибирью или Кубанью. Причем отряд постоянно находится в готовности номер 2 - это значит, что при поступлении приказа вертолет должен быть в небе уже через 20 минут. АОСН постоянно привлекается для работы при обеспечении безопасности крупных государственных и международных мероприятий. Так, например, отряд работал во время проведения саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. К слову сказать, именно летчикам «Ястреба» доверили обеспечивать воздушную съемку мероприятий, связанных с выборами и инаугурацией Президента Российской Федерации.
В авиации всегда служили только лучшие из лучших. Сюда был самый жесткий отбор, как по физическим, так и по морально-волевым качествам. Авиация специального назначения вполне обоснованно предъявляет повышенные требования к кандидатам, которые должны иметь высшее техническое образование, идеальное здоровье и многочасовой налет на машинах самого разного класса. В отряд приходят сотрудники с богатейшим опытом работы. У всех летчиков за плечами служба либо в авиации Министерства обороны либо внутренних войск. Обязательное условие - летный класс не ниже второго и опыт полетов над Москвой и Московской областью в условиях городской застройки. Возраст кандидата на летную должность не должен превышать 45 лет. Предельный возраст, до которого сотрудник может служить на должности пилота, определяется сугубо индивидуально.
Командир авиационного подразделения Игорь Коньшин - пилот с богатым опытом работы. Он пришел в отряд из военно-воздушных сил, с детства восхищался работой спецназа и несмотря на высокую руководящую должность до сих пор продолжает пилотировать вертолеты, работая на переднем крае борьбы с преступностью. Свою работу любит и говорит, что делает ее с удовольствием. И как всякий летчик не мыслит свою жизнь без неба. Под стать командиру и остальные летчики «Ястреба» - все опытные асы, многие награждены высокими государственными наградами. В отряде свято чтут авиационные традиции и героев, погибших при выполнении служебного долга.
Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«У нас три воздушных судна названы именами погибших летчиков. Это Ми-8 в память об Александре Непокрытых (в настоящее время находится в Новосибирском отряде), Р-44 в память об Илье Гаранине (летает в небе Байконура) и АС-355 - в память об Александре Калабушкине (в нашем отряде)».
Авиация МВД еще относительно молодая структура, однако АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России уже успел вписать в нее много славных строк. Сегодня, как и всегда, авиационный спецназ готов выполнить любую задачу в любое
время.
Хорошая статья, посвященная «малой» авиации, к которой отнесли и авиаподразделения, обслуживавшие Ракетные войска стратегического назначения, а впоследствии - и космические войска.
Понятно, что широкий охват не позволил подробно рассказать об авиации РВСН, но даже малое полезно.
Кроме этой книги авиации РВСН посвящено еще одно издание, которого у меня, к сожалению, нет. Вот его данные:
Доброхотов В.А., Архаров Б.К., Тарасюк А.И., Литвинюк В.И., Риваненко В.К. Авиация ракетных войск стратегического назначения. Исторический очерк / ЦИПК, 2002
Александр Королёв
«Малые авиации» советских силовиков
Кроме имевшихся в Вооруженных Силах СССР «больших» авиаций (ВВС, ПВО, ВМФ, АА), еще почти 1400 ЛА входили в состав так называемых «малых» авиаций, находились как в составе ВС, так и в КГБ и в МВД СССР.
Принадлежность силовому ведомству | Авиация | Количество | |||
полков | Отдельных эскадрилий | Отдельных отрядов | ЛА | ||
МО СССР | РВСН | 3 | 38 | - | 500 |
ВДВ | - | 9 | - | 200 | |
КВ | 2 | 2 | - | 185 | |
ГО | - | - | 3 | 15 | |
КГБ СССР | ПВ | 9 | 8 | 1 | 420 |
МВД СССР | ВВ МВД, МВД | - | 5 | - | 60 |
Всего: | 14 | 62 | 4 | 1380 |
Авиация ВДВ
Собственная авиация имелась в составе одного из наиболее боеспособных компонентов Сухопутных войск - ВДВ: штабам вдд придавались эскадрильи, включавшие самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8, предназначавшиеся, в основном, для первоначального обучения личного состава парашютному десантированию (так за 50 лет своего существования 110-я авиационная эскадрилья десантировала парашютным способом более 2000000 человек) и решения связных задач.
Авиация ВДВ | ||||||
58 | овэ | Рязань (Турлатово) | Ми-8 | - | - | РВВДКУ |
110 | осаэ | Тула (Мясново) | Ан-2 | Ми-8 | - | 106 гввдд |
115 | осаэ | Фергана | Ан-2 | Ми-8 | - | 105 гввдц |
116 | осаэ | Гянджа | Ан-2 | Ми-8 | Ми-2 | 104 гвдд |
185 | осаэ | Каунас | Ан-2 | Ми-8 | Ми-2 | 7 гвдц |
210 | осаэ | Витебск (Северный) | Ан-2 | Ми-8 | - | 103 гвдд |
242 | осаэ | Псков (Шабаново) | Ан-2 | Ми-8 | Ми-2 | 76 гвдд |
243 | осаэ | Болград | Ан-2 | Ми-8 | - | 98 гвдд |
266 | осаэ | Гайжюнай | Ан-2 | Ми-8 | - | 242 УЦ |
Авиация ВДВ была создана приказом Министра обороны СССР от 29 декабря 1958 г., когда из состава ВВС было передано 7 авиационных эскадрилий самолетов Ан-2.
Кроме осаэ на Ан-2 и Ми-8, авиация ВДВ имела еще ряд подразделений непосредственного подчинения: 58-я овэ при Рязанском ВВДКУ, 266-я осаэ - при 242-м УЦ в литовском Гайжюнае. Штабу ВДВ придавались еще два подразделения - 185-й ово в Подольске (из состава АА) и оао в Клину (из состава ВВС).
Основная часть подразделений авиации ВДВ дислоцировалась в МВО и ПрибВО (по две осаэ). В ЛенВО, ОдВО, БелВО, ЗакВО и ТуркВО их было по одной.
С 1984 по 1998 г. начальником авиации ВДВ был полковник А.С. Савельев.
Ан-2 авиации ВДВ |
Авиация РВСН
История авиации РВСН берет свое начало с 1950 г., когда при 4-м Государственном центральном полигоне Министерства обороны (Капустин Яр) было создано авиационное звено самолетов По-2. Входящие в его состав самолеты привлекались для повышения оперативности управления, поиска мест падения ступеней ракет, сбора и доставки материалов исследований и решения других задач по перевозкам. В последующие годы звено выросло до размеров осаэ.
Авиационные звенья, а позднее - эскадрильи были созданы для обеспечения деятельности космодрома Байконур, 43-й отдельной научно-испытательской станции (ОНИС), размещавшейся на Камчатке.
В 1958 г. была создана первая осаэ, обеспечивавшая жизнедеятельность соединения межконтинентальных баллистических ракет (Плесецк). Уже к середине 1959 г. в составе РВСН было создано 4 осаэ, имевших на вооружении самолеты Ил-12, Ил-14, Ли-2, По-2, Як-12, Як-18 и вертолеты Ми-4.
17 декабря 1959 г. был образован новый вид ВС СССР - РВСН, в том же году были созданы и первые осап в составе РВСН (Байконур и Капустин Яр, 99-й и 158-й осап соответственно).
В 1960 г. новосформированным ракетным армиям стали придаваться осаэ, а отдельным ракетным корпусам - отдельные авиационные отряды. В 1964 г. для обеспечения жизнедеятельности 60-й ракетной дивизии была создана первая овэ (10-я овэ, н.п. Татищево). Всего же к концу 1964 г. в составе авиации, входившей в состав РВСН, было 2 осап, 5 осаэ и 2 овэ.
В дальнейшем, по мере роста боевой мощи самого грозного вида вооруженных сил СССР, увеличивался и ее численный состав, достигший своего максимума к концу 1991 г., когда в составе авиации РВСН было 3 осап, 7 осаэ/отаэ и 31 овэ. В это время в ее составе проходили службу самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, ИЛ-18СИП, Ил-20РТ, Ил-22 и вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-9/19Р и Ми-22 (всего порядка 500 ЛА).
Стоит также отметить, что в 1982 г. Главное управление космических средств (ГУКОС) было выведено из состава РВСН и передано в непосредственное подчинение министру обороны СССР. При этом в их состав был включен и 99-й осап (аэродром Байконур).
На уровне ракетных дивизий (а их на момент распада СССР было 43) использовались вертолеты, которые выполняли, в большинстве своем, следующие задачи: доставка на дежурства личного состава; ведение различных видов разведок; фотоконтроль качества маскировки пунктов управления и пусковых установок; противодиверсионная борьба; патрулирование связных коммуникаций; сопровождение автомобильных колонн со спецгрузами, пусковых установок при их выходе на маршруты патрулирования; обеспечении различного рода испытаний и т.д.
Командиры ракетных дивизий имели в своем распоряжении и специально разработанные вертолеты - воздушные командные пункты Ми-19Р. А вот «личным» самолетным подразделением могли похвастаться уже оперативно-тактические объединения - ракетные армии (их было 6): им «полагалась» осаэ, включавшая, в основном, самолеты Ан-24/26, Ил-22 и вертолеты Ми-8, Ми-9 и Ми-22.
С конца 1980-х гг. авиация РВСН стала привлекаться на дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов в зонах ответственности авиации военных округов и воздушных армий, а после перелета Матиаса Руста - и на дежурство в системе ПВО по перехвату маловысотных низкоскоростных целей.
Кроме того, часть авиации (иногда до осап) придавалась различным научным подразделениям, занимавшимся, в основном, слежением за полетами космических аппаратов. Их ярким представителем можно назвать 84-й осап (н.п. Ключи, Камчатка). Подобные подразделения и части, кроме выполнения сугубо транспортных задач, занимались также съемкой запусков, полетов и приземлений космических аппаратов, а также сбором телеметрической информации. Также осап придавались 43-й ОНИС "Кама" (Камчатка), 4-му Государственному центральному межвидовому полигону (Капустин Яр) и 1-му Государственному испытательному полигону (Плесецк).
Авиация РВСН среди всех малых авиаций отличалась большим количеством отдельных эскадрилий, в данном случае - овэ, что было обусловлено спецификой ее деятельности: эти эскадрильи придавались ракетным дивизиям РВСН.
В подмосковном Ермолино размещалась «придворная» отаэ Главного штаба РВСН, в ее составе, в числе прочего, имелось и 5 Ан-72. Кроме того, на Камчатке размещалась и отдельная воздухоплавательная эскадрилья.
Из 38 «строевых» овэ и осаэ наибольшее количество дислоцировалось в ПУрВО - 9, СибВО - 7 и МВО - 6. В ЗабВО и ПрикВО их было по четыре, БелВО - три, ТуркВО - две, в ДальВО, ОдВО и КВО - по одной.
Начальником аппарата авиации Главного штаба РВСН с июля 1983 г. по декабрь 1991 г. был генерал-майор авиации И.А. Некраха, затем его сменил генерал-майор авиации Г.П. Кочергин, занимавший эту должность до 2000 г.
Авиация Космических войск
Главное управление космических средств (ГУКОС или, в обиходе, космические войска), выведенные в 1982 г. из состава РВСН и непосредственно подчинявшиеся Министру обороны СССР, также имели в своем составе транспортные самолеты и вертолеты, которые использовались при решении текущих вопросов жизнедеятельности космодромов Страны Советов.
Авиация Космических войск | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
70 | оитапон | Чкаловский | Ил-76 | Ан-12 | Ан-26 | Ту-134 | Ту-154 | Л-39 |
99 | осап | Крайний (Байконур) | Ан-72 | Ан-26 | Ми-8 | ИЛ-20РТ | Ил-18 | Ан-24 |
54 | оиаэ | Капустин Яр (Знаменск) | Ми-8 | - | - | - | - | - |
286 | осаэ | Крайний (Байконур) | Ан-12 | Ан-26 | Ми-8 | - | - | - |
Руководил авиацией КВ начальник авиации Управления начальника космических средств МО СССР До 1986 г. эта должность называлась начальник авиации ГУКОС.
Достаточно интересной авиационной частью в составе авиации КВ был 70-й отдельный исследовательско-тренировочный авиационный полк особого назначения им. Героя Советского Союза С.В. Серегина, который предназначался, в числе прочего, для летной и специальной подготовки будущих космонавтов. Полк организационно входил в состав 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов МО СССР им. Ю.А. Гагарина. И, хотя временами он включал до четырех авиационных эскадрилий, начало 1990-х гг. полк встретил в составе двух эскадрилий: первой - на Л-39 и второй, включавшей Ил-76МДК, Ту-154М-ЛК-1, Ту-134ЛК (специализированные самолеты для подготовки космонавтов) и Ту-134А, Ан-12, Ан-26. На него также возлагались задачи по перевозке руководящего состава космических войск.
Еще один полк, 99-й осап, совместно с 286-й осаэ обеспечивал деятельность космодрома Байконур. В его составе, в числе прочих, имелись Ан-72, Ил-20РТ и специальные телеметрические версии Ил-18 (в 1989-1990 гг. все Ил-20РТ передали в состав авиации ВМФ). Основная часть авиации КВ дислоцировалась в ТуркВО.
Авиация войск Гражданской обороны
В 1981-1982 гг. в составе войск гражданской обороны СССР, находящихся в подчинении МО, были сформированы, как минимум, три ово: 136-й ово (Красноярск (Черемшанка), 137-й ово (Гаровка-2), 138-й ово (Владимир (Добрынское). В их состав входили вертолеты Ми-8 и Ми-6. По некоторым данным, еще один подобный ово имелся и в Барнауле.
Авиация войск Гражданской обороны | ||||
---|---|---|---|---|
136 | ово | Красноярск (Черемшанка) | Ми-8 | Ми-6 |
137 | ово | Гаровка-2 | Ми-8 | Ми-6 |
138 | ово | Владимир (Добрынское) | Ми-8 | - |
Также собственные вертолетные отряды имели железнодорожные войска (например, два ово в 1974-1987 гг. обслуживали строительство БАМа, базируясь в Чегдомыне и Тюмени/Тынде) и, по некоторым данным, трубопроводные войска - в Вологде.
Авиация Пограничных войск КГБ СССР
Пограничный Ми-8 |
Як-40 из состава авиации ПВ КГБ СССР |
Авиация Пограничных войск КГБ СССР | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12 | оуап | Ставрополь (Шпаковское) | Ан-26 | Ан-72 | Як-40 | Ми-8 | Ми-24 | Ка-27ПС | чцп (ЦБП АПВ) |
оао СН |
Москва (Шереметьево-2) | Ту-134 | Ил-76 | Ан-72 | Як-40 | Ми-8 | - | ЧЦП | |
оаап | Воркута / Тикси / Черский | Ан-26 | Ан-24 | Ми-8 | Ми-26 | Ка-27ПС | - | ОАПО | |
10 | оап | Алма-Ата (Бурундай) | Ми-8 | Ми-24 | Ми-26 | Як-40 | Ан-26 | Ан-72 | КСАПО |
11 | оап | Владивосток
(Кневичи) / Советская Гавань | Ан-26 | Ми-8 | Як-40 | Ка-27ПС | Ми-24 | - | КДПО |
14 | оап | Петрозаводск | Ан-26 | Ан-24 | Ми-8 | - | - | - | КСЗПО |
15 | оап | Петропавловск-Камчатский (Елизово / Халактырка) | Ан-26 | Ан-72 | Ми-8 | Ка-27ПС | Ми-26 | Ка-25? | КТПО |
16 | оап | Южно-Сахалинск
(Хомутово) /
Менделеево (Южно-Курильск) | Ан-26 | Ан-72 | Як-40 | Ми-8 | Ми-24 | Ка-27ПС | КТПО |
17 | оап | Мары-3 / Небит-Даг | Ми-8 | Ми-24 | Ан-26 | Ми-26? | - | - | КСАПО |
23 | оап | Душанбе | Ми-8 | Ми-24 | Ми-26 | Ан-26 | - | - | КСАПО |
7 | оаэ | бухта Провидения | Ан-26 | Ан-24 | Ка-27ПС | Ми-8 | - | - | СВПО |
16 | оаэ | Хабаровск | Ан-26 | Ан-24 | Як-40 | Ми-8 | - | - | КДПО |
18 | оаэ | Чита (Черемушки) / Кызыл | Ан-24 | Ан-26 | Ми-8 | - | - | - | КЗабПО |
19 | оаэ | Благовещенск | Ан-26 | Ан-24 | Ми-8 | Ми-24 | - | - | КДПО |
20 | оаэ | Раквере /
Рига (Скулте)
/ Вентспилс | Ан-24 | Ан-26 | Ми-8 | Ка-27ПС | - | - | КЗПО |
21 | оаэ | Магадан (Сокол) | Ан-26 | Ан-24 | Ми-8 | - | - | - | СВПО |
22 | оаэ | Учарал | Ми-8 | Ми-24 | - | - | - | - | квпо |
24 | оаэ | Одесса (Школьный) | Ан-26 | Ми-8 | Ка-27ПС | - | - | - | КЗапПО |
Датой рождения авиации ПВ можно считать 21 июля 1932 г., когда Советом Труда и Обороны СССР было принято постановление о формировании в составе пограничной охраны авиаотрядов. Данные формирования были созданы 1932 г. в Тбилиси, Ташкенте, Минске, Алма-Ате, в 1933 г. - в Акмолинске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Владивостоке, Нагаево, Казалинске, Ташаузе. В каждый отряд входило по 3-4 авиазвена.
В 1935 г. были созданы отдельные авиаэскадрильи в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркмения), н.п. Белая (Забайкалье), на Сахалине, в Мурманске, Архангельске, и авиазвено - в бухте Проведения. Позднее в Закавказье была сформирована оаэ с базированием на аэродроме Тбилиси, а также овэ (Кабулетти), которые уже в послевоенное время были переформированы в оуап авиации ПВ.
По состоянию на начало 1948 г. в пограничной авиации имелось 10 авиационных частей и подразделений, в составе которых имелось 182 самолета. С 1954 г. на вооружение авиации погранвойск принимаются и вертолеты.
В начале 1970-х гг. в авиации ПВ имелось 12 авиационных полков и эскадрилий, а также ряд авиационных отрядов, имевших в своем составе более 150 ЛА.
Интересно отметить, что до начала боевых действий в Афганистане ПВ КСАПО была представлена всего одной оаэ, дислоцировавшейся в н.п. Мары (два Ан-24 и около 10 Ми-8), с оперативным базированием в Небит-Даге и Душанбе. В 1981 г. оаэ была развернута до штатов оап, имевшего состав 36 вертолетов. В том же году в Душанбе была сформирована оаэ (4 самолета и 16 вертолетов), которая в 1983 году также стала оап (6 самолетов и 26 вертолетов). В 1984 г. в составе 10-го оап (Бурундай) (КВПО) находилось 32 ЛА: два Як-40, два Ан-26, 18 Ми-8, 8 Ми-24 и два Ми-26.
ПВ КГБ СССР по состоянию на 1991 г. включали в себя 10 пограничных округов: Краснознаменный Восточный (КВПО), Краснознаменный Дальневосточный (КДПО), Краснознаменный Закавказский (КЗакПО), Краснознаменный Забайкальский (КЗабПО), Краснознаменный Западный (КЗапВО), Красно знаменный Прибалтийский (КППО), Краснознаменный Среднеазиатский (КСАПО), Краснознаменный Северо- западный (КСЗПО), Северо-восточный (СВПО) и Краснознаменный Тихоокеанский (КТПО). Также в состав ПВ входил и Отдельный Арктический пограничный отряд.
КСАПО располагал сразу тремя оап, КТПО - двумя. Еще в четырех ПО имелось по одному полку. Остальные округа (да и то не все) имели в своем составе только оаэ.
Автору удалось найти информацию о существовании, как минимум, 8 эскадрилий. В состав каждой из них входило 10-15 ЛА, а в некоторых - и того больше: в оаэ, дислоцировавшейся в Уч-Арале, в середине 1980-х гг. имелось 19 вертолетов: 15 Ми-8 и четыре Ми-24. Также имелось некоторое количество отельных авиационных эскадрилий (Тикси, Черский, Небит-Даг) и звеньев/отрядов (Рига (Скулте), Вентспилс, Кызыл), входивших в состав оап.
Кроме ЦБП, в пограничной авиации имелся еще ряд структур непосредственного подчинения.
Так, в аэропорту Москва (Шереметьево) базировался оао специального назначения, отвечавший за перевозки руководящего состава КГБ СССР. Его сформировали в 1978 г. на аэродроме Иваново как оао, а в 1980 г. сменили название на оао СН, до этого уже перебазировав в Шереметьево. В составе оао СН летали Як-40, Ту-134 и даже Ил-76 гражданских версий - Ил-76Т и Ил-76ТД.
В авиации ПВ имелся единственный в «малых авиациях» ЦБП ПВ, размещавшийся в Тбилиси и Кабулетти, но в 1990 г. переведенный в Ставрополь (Шпаковское). Здесь повышали уровень своей подготовки и переучивались на новую авиатехнику как "самолетчики", так и вертолетчики.
Стоит отметить, что география базирования структурных подразделений оап и оаэ была весьма значительная. Так, самолеты и вертолеты оаап (Воркута) базировались в Тикси, Черском, Мурманске, Хатанге, Нарьян-Маре, Чокурдахе, на о.Среднем.
ЛА 15-го оап (Елизово) размещались в Халактырке (там, в числе прочего, были и вертолеты Ми-26) и н.п. Ключи, 16-го оап (Южно-Сахалинск) - в н.п. Горячий Пляж и Менделеево, а вертолеты 7-й оаэ (б. Провидения) дислоцировались в Анадыре, Певеке, о.Дежнева, Ванкареме, зал. Креста, зал. Лаврентия, Эгвекиноте и на м. Шмидта. Вертолеты 11-го оап дислоцировались в Советской Гавани, Дальнеречинске, Камень-Рыболове, Спасске-Дальнем, Пограничном.
Из восьми «строевых» полков по три дислоцировались на территории ДальВОиТуркВО, обладавшими наибольшей протяженностью границ с сопредельными государствами. По одному полку имелось на территории ЛенВО и ПУрВО. Что касается отдельных эскадрилий, то четыре из них дислоцировались на территории ДальВО, по одной - в ТуркВО, ОдВО, ПрибВО и ЗабВО.
В 1988 г. в авиации ПВ сократили оаз в н.п. Пришиб из состава 12 оуап, а в 1987 г. - ово на Сахалине.
На вооружении авиации ПВ по состоянию на 1991 г. находились самолеты Ан-24 (8), Ан-26 (около 30), Ан-72 (19), Як-40 (7), а также вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Четыре Ил-76, два Ту-134 находились в составе оао СН. Несколько самолетов Ан-12 до середины 1980-х гг. летали в составе оап, дислоцировавшегося в Душанбе.
Пограничная авиация была среди всех малых авиаций самой многочисленной как по боевому составу, так и по количеству ЛА. Она имела в своем составе наибольшее число авиационных полков - 9 и значительное количество отдельных эскадрилий - 8. Особенностью базирования пограничной авиации было значительное количество пунктов базирования ЛА одной части. Кроме того, имелось и значительное количество вертолетных площадок оперативного базирования. В силу специфики своей деятельности, пограничная авиация дислоцировалась по всему периметру границы СССР.
Пограничные части и подразделения, в зоне ответственности которых находились территориальные воды СССР, имели в своем составе вертолеты Ка-25 и Ка-27ПС. На Дальнем Востоке, в Арктике летали Ан-72, на севере страны, в Средней Азии применялись и вертолеты Ми-26 (их здесь начали эксплуатировать с 1983 г.). В пограничной авиации летали даже Як-40, что было достаточно большой редкостью в авиации силовых ведомств СССР.
Руководил пограничной авиацией начальник авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР, имевший воинское звание генерал-майора авиации. С декабря 1991 года должность переименована в заместителя председателя комитета по охране государственной границы - начальника авиационного управления Комитета охраны государственной границы и стала генерал-лейтенантской. Эти должности с октября 1977 г. и до 1992 г. занимал генерал-лейтенант авиации Н.А. Рохлов.
Авиация Внутренних войск МВД
На авиацию ВВ МВД возлагались задачи по охране важных объектов (например, связанные с ядерным оружием, или БАМ) и действиям в интересах Главного управления исполнения наказаний.
В 1978 г. было сформировано авиационное управление Главного командования ВВ МВД СССР, весной следующего года в Хабаровске была создана и первая осаэ ВВ МВД, она включала в себя самолет Ан-26 и 15 вертолетов Ми-8. Базировались они не только в Хабаровске, но и в Чите, где разместили отдельно базирующееся авиационное звено от 1 -й осаэ (4 Ми-8).
Авиация Внутренних войск МВД | |||||
1 | оаэ | Хабаровск | Ми-8 | - | - |
2 | оаэ | Чита (Черемушки) | Ми-8 | - | - |
3 | осаэ СН | Чкаловский | Ан-72 | - | - |
Реутово (Новая Деревня) | Ми-8 | - | - | ||
Новосибирск(Северный) | Ми-8 | - | - | ||
Свердловск (Арамиль) | Ми-8 | - | - | ||
Сыктывкар | Ми-8 | - | - | ||
Алма-Ата (Бурундай) | Ми-8 | Ан-26 | - | ||
4 | осаэ | Н.Новгород (Стригино) | Ил-76 | Ми-8 | - |
5 | осаэ | Ростов-на-Дону (Центральный) | Ми-8 | - | - |
В 1980 г. в Хабаровске из штатов 1-й осаэ создана 2-я оаэ, которую разместили в Тынде и Нижнеангарске (обаз).
После осуществления мероприятий по обеспечению безопасности проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 г. в Реутово (пригород Москвы) на базе дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского было «посажено» звено из трех Ми-8.
В последующем путем «изъятия» самолетов и вертолетов из состава 1-й осаэ и 2-й оаэ в 1981 г. была сформирована сводная 3-я осаэ СН. Ее вертолеты базировались в Реутово (Новая деревня), а самолеты - в Чкаловской. Сюда с 1987 г. начались поставки и Ан-72.
В состав 3-й осаэ СН, кроме указанных выше, входило еще три обаз: в Новосибирске, Свердловске, созданные в 1982 г., и Сыктывкаре (1984 г.). На их вооружении состояли вертолеты Ми-8. Осаэ в Горьком организовали в 1989 г., а в Ростове-на-Дону - в 1991 г.
В 1987 г. 2-я оаэ перебазировалась на аэродром Чита (Черемушки).
Во второй половине 1980-х гг. на вооружение авиации ВВ МВД стали поступать самолеты Ан-72 (5 самолетов, аэродром Чкаловская) и Ил-76 (10 самолетов, Горький, позже переименованный в Нижний Новгород). Одной из причин этого стала необходимость переброски значительных сил ВВ МВД на большие расстояния в связи с ухудшением криминогенной ситуации в стране в целом.
Учитывая трудности с комплектацией авиационной техникой, всего в составе авиации ВВ МВД по состоянию на 1991 г. летало около 25 Ми-8, один Ан-26, пять Ан-72 и десять Ил-76.
Авиация ВВ МВД была самой малочисленной из всех малых авиаций (за исключением авиации ГО). Не было в ее составе и авиационных полков - только отдельные авиационные эскадрильи, которые располагали поблизости от охраняемых объектов особой важности. Принцип базирования этой авиации был схож с пограничной: вертолеты дислоцировались не только на основном аэродроме, но и на других аэродромах и оперативных площадках.
Начальником авиации ВВ МВД с 1978 по 1994 г. был генерал-майор авиации В.М. Пономарев.
Кроме того, во времена СССР имелась своя авиация непосредственно и в составе МВД. Правда, не совсем официальная... С конца 1950-х гг. это ведомство на арендной основе использовало для решения своих задач летательные аппараты и экипажи из состава МГА. Вертолеты (в конце 1980-х - начале 1990-х гг. - Ка-26 и Ми-2) летали, в основном, в интересах ГАИ. На самолетах перевозился руководящий состав МВД и его основных структурных элементов. Но после появления в конце 1970-х гг. собственной авиации ВВ МВД, у руководства советской милиции также появились планы по созданию собственной авиации.
На первом этапе было решено закупить только летательные аппараты, без создания управления авиации МВД, придать их областным и краевым УВД (Хабаровск, Новосибирск, Якутск, Пермь, Кемерово, Москва). Например, 14 сентября 1991 г. создали «Группу вертолетного патрулирования при ГУВД Кемеровской области». Планировалось поставить авиатехнику и в Киев, Ленинград, Алма-Ату, Ростов.
Всего было закуплено шесть Ми-8 и несколько Ка-26 (для ГАИ Москвы и Ленинграда). Но на них надо было не только летать (подготовить экипажи на «ходовые» типы вертолетов труда не составило), но и их обслуживать. Первоначально было решено привлечь соответствующих специалистов из МГА. Но при более пристальном рассмотрении проблемы выяснилось, что гражданские специалисты - удовольствие дорогое (за сверхурочные - плати, по тревоге не поднимешь, превышения стартового времени не добьешься и т.д.). Поэтому было решено... просто «выбить» ресурс Ми-8 и Ка-26 "своими силами", а затем каким-то образом «слиться» с авиацией ВВ МВД. Первое получилось (к 1992 г. все вертолеты МВД были уже на базах хранения), со вторым - не совсем: для МВД просто выделили 10% летного ресурса авиации ВВ МВД. Правда, было это уже в 1993 г.
Но как бы немногочисленны (по личному составу и числу ЛА) были описанные выше «малые» авиации, каждая из них решала свою, зачастую не менее важную, чем у «больших» коллег, задачу...
После анализа дополнительной информации, «подошедшей» за крайний год, уточненные сводные данные по боевому составу авиации силовых ведомств СССР выглядят следующим образом:
Авиация силовых ведомств СССР (сводная таблица) |
|||||||
Силовая структура | Вид ВС (род войск) | ВА (ОА ПВО) | Авиационных дивизий | Авиационных (вертолетных) полков | Отдельных авиационных (вертолетных) эскадрилий | Отдельных авиационных (вертолетных) отрядов (звеньев), авиагрупп |
Коли- чество ЛА, ед. |
МО | ВВС | 17 | 41 | 237 | 67 | 17 | 12245 |
СВ (АА) | - | - | 52 | 61 | 5 | 4150 | |
Войска ПВО страны | 9* | - | 91 | 18 | 16 | 3960 | |
ВМФ | - | 8 | 58 | 9 | 8 | 2100 | |
РВСН | - | - | 3 | 38 | - | 500 | |
ВДВ | - | - | - | 9 | - | 200 | |
КВ | - | - | 2 | 2 | - | 185 | |
ГО | - | - | - | - | 3 | 15 | |
КГБ | пв | - | - | 9 | 8 | 1 | 420 |
МВД | ВВ МВД, МВД | - | - | - | 5 | - | 60 |
Всего: | 26 | 49 | 452 | 217 | 50 | 23835 |
* Плюс Московский округ ПВО.
Авиация войск правопорядка сегодня – это авиационные полки и отдельные эскадрильи, которые перевозят личный состав, вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, обеспечивают действия внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
День авиации внутренних войск МВД России отмечается 3 марта. Именно в этот день в 1978 году было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах», в соответствии с которым в восточной части страны началось формирование новых воинских частей внутренних войск. 1-я отдельная авиационная эскадрилья внутренних войск была сформирована в г. Хабаровске.
Руководит авиацией внутренних войск Заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации по авиации – начальник авиационного управления Главного командования внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Александр Иванович Афиногентов.
На аэродроме Ермолино в Калужской области дислоцируется 70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск МВД России. Командует полком полковник Иванов Александр Иванович.
Один из самолетов Ил-76МД полка носит имя Владимира Михайловича Пономарева – первого начальника авиации Внутренних войск МВД России.
Владимир Михайлович Пономарев родился в 1935 году. Окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. С 1957 по 1978 год служил на различных воинских должностях руководящего летного состава в Пограничных войсках, лично освоил самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-76, вертолет Ми-8.
Участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу при выполнении боевых и специальных заданий награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».
Владимир Михайлович Пономарев регулярно выполнял ответственные задания по перевозке членов правительства СССР, Российской Федерации, руководителей МВД. Уволившись из Внутренних войск по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, Владимир Михайлович оставался действующим летчиком, продолжая обучать будущих пилотов в организации РОСТО.
Генерал-майор Пономарев ушел из жизни в 2007 году, но названный его именем самолет Ил-76МД «Владимир Пономарев» увековечил память профессионала-авиатора, посвятившего небу Родины 42 года службы.
Для справки
Аэродром Ермолино был построен в 1938 году, и первоначально использовался в качестве военного грунтового аэродрома. В 1954 году он был передан в ведение Минрадиопрома СССР, а с 1965 года началось строительство бетонированных стоянок, рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы (3000х60 метров), которая была введена в эксплуатацию в 1973 году. Авиация внутренних войск МВД России базируется на аэродроме Ермолино с 1992 года.