Безударные гласные, не проверяемые ударением. Безударные гласные в корне слова Проверяемые гласные в корне слова человеческий
Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.
Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
Первый уровень
Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
Карточка №1
козочка – к…за
лес – л…сник
гриб – гр…бок
горы – г…ра
холм – х…лмы
росы – р…са
мяч – м…чи
чижик – ч…жи
Карточка №2
мяч – м...чи
грач – гр…чи
земли – з…мля
головы – г…лова
дерево – д…ревья
волны – в…лна
норы – н…ра
ёжик - …жи
Карточка №3
окна - …кно
вёсны – в…сна
пчёлы – пч…ла
реки – р…ка
письма – п…сьмо
мёд – м…док
лес – л…са
озеро - …зёра
Карточка №4
свечи – св…ча
численник – ч…сло
слово – сл…варь
кончик – к…нец
доски – д…щечка
зёрнышко – з…рно
голодный – гол…д
порядок – р…ды
Карточка №5
ослеп – сл…пой
гололёд – л…дяной
яйца - …ичный
вечер – в…черний
вождь – в…жатый
центр – ц…нтральный
смолы – см…листые
море – м…ской
Карточка №6
повозка – в…зить
ходит – перех…дил
молча – зам…лчал
уносит – н…сить
шалость – наш…лил
гости – уг…стил
скрип – скр….петь
мирный – м…рить
Карточка №7
травы – тр…ва
море – м…ряк
снег – сн…жинка
степь – ст…пной
холод – х…лодный
бег – б…жал
смотр – см…трел
загадка – отг…дать
Карточка №8
брёвна – бр…вно
дрозд – др…зды
носик – н…сы
избы - …збушка
треск – тр…скучий
часики – ч….совой
лёжа – пол…жать
повозка – в…зить
Карточка №9
слёзы – сл…за
стрелка – стр….лок
овцы – …вца
счастье – сч…стливый
больно – б…леть
тёмный – т…мнеть
помог – пом…гать
поспешно – посп…шил
Карточка №10
зимы – з…ма
брёвнышко – бр…вно
вёсла – в…сло
меч – м…чи
польза – п…лезный
весело – в…сёлый
заварка – в…рить
полёт – прил…тели
Карточка №11
коврик – к…вёр
звери – зв…рьки
скворушка – скв…речник
снежный – сн…говик
птенчик – пт…нцы
держит – д…ржал
дождь – д…ждливый
полз – уп…лзать
Карточка №12
полюшко – п…лянка
свет – св…тильник
вёдра – в…дёрко
сад – с…довник
тень – т…нистая
чёрный – ч…рнеть
чистка – выч…стить
узнали – узн…вать
Второй уровень
Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
№1
следом, следы – насл…дить
ледяной, лёд – л…док
снег, снеговик – сн…жинка
звонкий, звонок – позв…нить
котята, котик – к…тёночек
говорил, говор – разг…вор
пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить
№2
поверхность, верхушка – в…ршина
сторож, сторожит – ст…рожка
кольца, колечко – к-льцо
дешёвый, дёшево – д…шевле
рябенький, рябина – р…бой
завинтил, винтик – подв…нтить
ночлег, ноченька – н…чевать
тянут, тянучка – пот…нули
№3
бедняк, бедный – б…дняжка
пастушок, пас – п…стух
скрип, скрипучий – заскр…пел
поделка, деловой – д…ла
обманщик, обманул – обм…нуть
тёпленький, тепло – пот…плело
зелень, зеленоватый – з…лёный
читатель, прочитанный – ч…тать
№4
топить, растопка – раст…пил
дров, дровяной – др…ва
лисонька, лисята – л…сёнок
часики, часовщик – ч…сы
бельевой, побелка – б…льё
насорил, насорено – зас…рить
крикнул, крикун – закр…чал
кормушка, накормит – к…рмить
№5
посоли, соль – с…лёный
дождик, дожди – д…ждливый
посадка, садовник – зас…дить
столик, столовая – ст…ляр
беляк, беленький – б…льевая
сталь, сталевар – ст…льной
посёлок, селение – с…ло
подарок, подари – д…рить
№6
сосны, сосновый – с..сна
просьба, проситель – попр…сить
деревянный, деревья – дер…во
старенький, старик – ст..рушка
колосится, колос – к…лосья
мостовая, мостик – м…сты
сердечко, сердце – с…рдечный
стойка, стоять – пост…ять
№7
бобры, бобрик – б…бровый
отчим, отечество - …тец
овечий, овцы - …вечки
домище, домик – д…машний
каток, катит – пок…тать
выяснил, ясный – объ…снил
откачка, качать – раск…чали
тяжко, тяжелее – т…жёлый
№8
задание, задано – з…дача
волнение, волны – в…лновать
телята, тёлка – т…лёночек
лошадь, лошадка – л…шадиный
море, моряк – м…рской
свиньи, свинина – св…нья
потерпишь, терпение – пот…рпеть
сказать, сказка – подск…зать
№9
вредный, вредить – навр…дил
пчёлка, пчелиный – пч…ла
корень, корешок – к…ренья
морщинки, морщит – м…рщины
мирить, мирно – пом…рились
долг, одолжи – зад…лжал
пёстренький, запестрел – п…стреть
кончать, окончил – нак…нечник
№10
голубь, голубчик – г…лубятня
земли, земляк – з…мляной
кройка, скроить – выкр…йка
скалы, скалистый – ск…лы
совиный, совушка – с…вёнок
выгон, гонки – заг…нять
терять, потеря – раст…рял
закопал, копка – к…пать
№11
росинка, росы – р…систый
подводник, водяной – в…дица
рядок, ряд – р…довой
дождик, дожди – д…ждливый
город, загородка – ог…родить
ученье, ученик – уч…ница
№12
давление, давит – разд…вить
небо, небесный – неб…са
конюшня, конский – к…неводство
молодой, молодость – м…лодёжь
падать, западня – п…дение
ловушка, ловля – нал…вил
Третий уровень
Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
№1
… - с…довник
… - в…дяной
… - цв…тут
… - зв…зда
… - т…нистый
… - м…стерить
… - др…жит
… - з…мля
№2
… - в…рить
… - ст…лбы
… - пл…та
… - скр…пач
… - …грать
… - прил…тел
… - выр…зать
№3
… - ш…рстяной
… - п…левой
… - хол…д
… - кл…довая
… - пч…линый
… - ост…влять
№4
… - з…мовать
… - к…злёнок
… - к…вёр
… - м…ховой
… - к…мочек
… - см…ялся
… - цв…тная
… - заскр…пел
№5
… - к…рмил
… - ч…рника
… - гн…здо
… - с…сновый
… - р…чной
… - площ…дь
… - т…жёлый
… - зап…щал
№6
… - б…лил
… - пр…мой
… - п…чник
… - д…ление
… - ог…нёк
… - кр…чать
… - подн…сти
… - хв…лить
№7
… - н…винка
… - пл…ды
… - зерк…ло
… - фабр…ка
… - м…стечко
… - гр…зовая
… - пл…тить
… - пост…ять
№8
… - н…зина
… - тр…стник
… - п…чтальон
… - м…рской
… - кл…новый
… - пот…мнело
… - посм…трел
№9
… - осл…бел
… - фл…жок
… - м…стовая
… - т…пло
… - г…лодный
… - в…дить
…. – т…шина
… - ск…льзить
№10
… - сл…дил
… - л…дник
… - сп…шить
… - к…лючий
… - б…нтовать
… - разл…новать
… - т…рмозить
… - стр…на
№11
… - б…рега
… - д…бро
… - т…рговля
… - п…стреть
… - ос…нь
… - пощ…дить
… - оп…здать
… - к…фейник
№12
… - зап…сать
… - зазв…нил
… - сл…мать
… - в…ртушка
… - пож…лтел
… - ст…на
… - зав…дить
… - сн…говик
Четвёртый уровень
Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.
Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.
№1
П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.
№2
Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.
№3
Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.
№4
Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.
№5
Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.
№6
З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.
Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение
Карточка №1
В скобках пиши проверочные слова.
П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.
2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
Издавать крики –
Испытывать жалость –
Излучать свет –
Произвести выстрел –
В подобранных словах подчеркни безударную гласную.
3. Прочитай и спиши пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.
2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
5) В камень стрелять – только стрелы терять.
Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.
Карточка №2
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)
2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.
Синий – слово, обозначающее название птицы.
Снег – слово, обозначающее название птицы.
Рыжий – слово, обозначающее название гриба.
Белый – слово, обозначающее часть яйца.
Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.
3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне
П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый
Карточка №3
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.
Запиши словосочетания по образцу.
Образец. Чай из трав – травяной чай.
В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
(По К. Ушинскому)
3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.
1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.
2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.
3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.
4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.
5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.
Карточка №4
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.
Хлод, холдный – пох..л..дло.
… , … – ст..р..жить.
… , … – г..л..дать.
… , … – в..ч..реет.
… , … – з..л..неет
2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.
1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых
3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.
Трепещет, … – тр..п..тали.
Вечерний, … – в..ч..реет.
Сторожка, … – ст..р..жили.
Зелень, … – з..л..нели.
Хлопочет, … – хл..п..тали.
Лепет, … – л..п..тали.
Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной
Карточка №5
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)
2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.
Образец. Кормит – кормил.
Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .
Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .
Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .
Тащит – … . Топит – … . Косит – … .
3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
Карточка №6
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
2. Прочитай.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости.
Полоскать бельё – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Примерять платье – примирять друзей.
Острые мечи – футбольные мячи.
Запивать лекарство – запевать песню.
Проживать в городе – прожевать пищу.
Свила гнездо – свела по ступенькам.
Спиши с доски – спеши домой.
Отворить дверь – отварить картофель.
Слезать с крыши – слизать сметану.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):
хор О ший – прихор А ш ИВА ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в ОРО та – прив РА тник,
х ОРО нить – ох РА на,
з ОЛО то – з ЛА то,
х ОЛО дный – прох ЛА да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент - ?
в…кторина - ?
ор…гинал - ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности | Добрые советы |
К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления. Н..гие поля - нАг (то есть не одет). К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу. Проз..бать - зЯбь. Об..яние - бАять. | В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1. |
Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями. Разв..ваться - вИлся, вЕял. Зап..вать - пЕть, пИть. | Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2. |
К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными. Г..лова - гОловы, двуглАвый. Г..родской - гОрод, грАд. Зас..делся - сЕсть, сИдя. Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает. | Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-. Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем: сидеть, посидеть, засидеться (сИдя), но: седло, заседание, председатель (сЕл). Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, - ивать
: |
Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении. | Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий. |
Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот. Пример неверного толкования: рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс. | Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных. Пример верного толкования: рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-». |
Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-. Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми? Оба варианта толкования кажутся сомнительными. | Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять. |
К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово. Сырое(ж\ш)ка. Варе(ж\ш)ка. | Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4. |
Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной. | Обратитесь к списку 5. |
В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка). | Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи: тоННа - трехтонка, пятитонка и т.п., колоННа - колонка, грамматика - грамота, кристаЛЛ, кристаЛЛический - кристальный. Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл). |
В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова? С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт. | После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е. Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить. |
ДОлина - отдАленный район; развИвающиеся страны - знамёна развЕваются; разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки; прожЕвать хлеб - прожИвать в Москве; завИзировать отчет - завЯзать узел; сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету; угАдали ответ - угОдили в западню; умАлять достоинство - неумОлимая правда; посЕдел к старости - посИдел на скамейке; отОщать от голода - утАщить домой; увИдать приятеля - листья увЯдают; посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну; соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие; навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку; скрЕпить печатью - скрИпеть карандашом; ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются; примЕрять платье - примИрять врагов; выпАрить на огне - выпОроть молнию; отвОрите дверь - отвАрить в молоке; ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз; спИшите задание - спЕшите домой; залИзать раны - залЕзать в окно; слЕзать вниз - слИзать мед с крышки; тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах; повАлить дерево - позвОлять шалости; покАрать по закону - покОрить благородством; укрОтить зверя - сокрАтить сроки; закОлоть - закАлить на огне; пристЕгнуться - постИгать истину; блАгослОвенный- прослАвление; полАскать ребенка - полОскать белье; пОлоть грядку - пАлить из пушки; городской стАрожил - стОрожить склад; обЕжать вокруг дома - не обИжать младших; дрОжат от холода - раздрАжать своим видом. |
1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное. ОкресТности - окресТ (вышло из употребления); празДник - празДен (вышло из употребления); чествовать - чесТь; яВственный - яВить; яства - есть; усТный - усТа; громозДкий - громозДить; кудесник - чудеса; бессловесный - слова, словеса; ровесник - вровень; сверсТник - версТа (в значении возраст - из др.-р. яз.); часТный, часТник - часТь; сумаСшедший - с ума Сошедший; чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в]. 2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке. Блеснуть (хотя блестеть); лесТница (хотя лесенка); плеснуть (хотя плескаться); искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный). шеФствовать (шеФ) - шествовать (шедший); часТный (часТь) - ежечасный (час); косТный мозг (косТь) - косные воззрения. |
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.
В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:
насл..ждение - сладость;
объед..нение - единство.
Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):
опоздать - нельзя проверять словом опаздывать ;
раскроить - нельзя проверять словом раскраивать.
Оснащение - снасть.
Распространять - пространство.
Затянувшийся - затянутый.
Просвещение - свет.
Чередующиеся гласные в корне
В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.
От чего зависит правописание гласной в корне:
от ударения | от последующей согласной | от наличия либо отсутствия суффикса -а- | от значения корня |
корни: | корни: | корни: | корни: |
1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:
ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-
Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.
В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.).
В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:
Зар- Плав- | Гор- Клон- Твор- | Чин- | Жим- | Ним- | Мин- |
Озарить
Плавучий Исключения: зоревать; пловец; плывуны . |
Сгорел Наклонил Сотворить Исключение: утварь . | Починил | Сжимая | Внимал | Разминал |
Тв о рить - безударный корень -ТВОР-.
Нач и нать - безударный корень -ЧИН-.
Заг о рел - безударный корень -ГОР-.
З а ря - безударный корень -ЗАР-.
Зан и мать - безударный корень -НИМ-.
Попл а вок - безударный корень -ПЛАВ-.
Вспом и нать - безударный корень -МИН-.
Наж и мал - безударный корень -ЖИМ-.
2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-
Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.
Скоч- | Скак- | Раст-, -ращ- | Рос- | Лаг- | Лож- |
Отскочил Исключения: скачок; я скачу; скача . | Проскакал | Подрасти Выращенный Исключения: росток; ростовщик; Ростов; Ростислав . | Исключение: отр а сль. | Располагались Излагать | Положение Изложение |
Поск а кал - вариант -СКАК-.
выск о чка - вариант -СКОЧ-.
Ск а чок - исключение.
Выр а сти - вариант -РАСТ-.
Выр о сли - вариант -РОС-.
Пол а гать - вариант -ЛАГ-.
Пол о жить - вариант -ЛОЖ-.
3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-
3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â.
Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.
Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.
Наст и лать - после корня идет суффикс -а-.
Уп е реться - после корня отсутствует суффикс -а-.
Уд и рал - после корня идет суффикс -а-.
Бл и стающий - после корня идет суффикс -а-.
3.2. Корень -КОС- / -КАС-
Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.
Прик о сновение
К о снуться - после корня отсутствует суффикс -а-.
По к а сательной - после корня идет суффикс -а-.
К а саться - после корня идет суффикс -а-.
4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения
4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-
Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.
Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).
Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).
4.1. Корни -МАК- / -МОК-
Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.
Обм а кнуть в чай - опустить в жидкость.
Пром о чил ноги - пропустить жидкость через одежду.
Вым о кнуть - пропустить жидкость.
Правописание проверяемых согласных в корне
Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.
Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.
Запомним следующие случаи: блеснуть (хотя блестеть); лестница (хотя лесенка); плеснуть (хотя плескаться); шефствовать (шеф), но шествовать (шедший); костный (мозг), но косные (воззрения); вперемешку (перемешать) - вперемежку (перемежаться); сверстник, но ровесник; чувствовать, чествовать; яства, но явственный; частная (жизнь); праздник; сумасшедший. |
Подру ж ка - подруженька.
Голлан д ский - Голландия.
Чудесный - чудеса.
Салфе т ка - салфеточка.
Правописание словарных слов
Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.
С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.
Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.
Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.
CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.
Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.
Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.
Способы проверки безударных гласных
1. Измените форму слова:
а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;
б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;
в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;
г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.
2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.
3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.
4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.
Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.
2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.
3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).
Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.
К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.
Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.
Чередование гласных в корне
В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.
Чередование а-о
1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).
2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).
3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).
4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).
5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.
6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (ма кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).
7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.
8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.
9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).
10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).
11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.
Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.
Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)
Чередование е-и
В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).
Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.
Похожая информация.
И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004
Правописание безударных гласных в корне слова
Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые ударением
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Прогл_тить, препод_ватель,
перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
под_лить.
При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :
прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;
опо здавший – по здно , а не опа здывать ;
спро сить – спро с , а не спра шивать .
Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):
примир ять врагов (мир) – пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);
посед еть от невзгод (сед енький) – посид еть на завалинке (сид я);
поласк ать котенка (ласк а) – полоск ать белье (полощ ет);
крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);
посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).
Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).
Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние – обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .
В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:
гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );
гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );
бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );
шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?
Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.
Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.
2. Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.
Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».
Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.
Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».
Упражнения
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).
3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?
1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
Ответ: 3.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование,
обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
Ответ: 2.
Чередование гласных в корне
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.
Чередование гласных и /е в корне
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .
Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !
Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .
Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Ответ: 2.
2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.
1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.
Ответ: 3.
3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .
Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.
4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Ответ:
чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;
проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .
Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.
3. Правописание корня зависит от последующей согласной.
К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от смысла.
Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .
Существует еще одно важное чередование.
Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :
нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .
Упражнения
I.В каких словах надо вставить а?
1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.
Ответ: 1, 4, 5.
II. В каких словах надо вставить о ?
1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).
Ответ: 1, 2, 4, 5
III. а ?
1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.
IV. В каких словах надо вставить о ?
1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.
Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.
V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце,
шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн,
которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн
подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные
глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины
гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция
– родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают
горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их
шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью.
У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых
м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами
бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и
пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу
свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине,
расст_лающейся между морем и горами, обл_ка
цв_точной пыли.