Дельтапланы с мотором. Мотодельтапланы и дельталеты: виды особенности и как сделать дельтаплан с мотором своими руками
В общих чертах, дельтаплан состоит из труб каркаса и надетого на этот каркас паруса. Трубы делаются из специальных сплавов (в основном, Д16Т - сплав дюраля и титана). Наиболее распространенные ткани для паруса - дакрон или лавсан.
Общая схема дельтаплана (нажмите для увеличения):
Каркас
Каркас дельтаплана состоит из:
1. Боковые трубы (левая и правая).
2. Поперечная балка.
3. Килевая балка.
4. Мачта (у безмачтовых дельтапланов отсутствует).
5. Трапеция.
6. Троса.
7. Латы.
1. Боковая труба (левая и правая) образует переднюю кромку крыла. Труба не цельная, а состоит из нескольких частей (составная), которые состыкованы между собой с помощью надевания на короткие трубки меньшего диаметра (бужи). Составные части называются: 1-ая боковая, 2-ая боковая и консоль. Левая и правая боковые трубы стыкуются в носовом узле (стыкуются подвижно).
2. Поперечная балка или "поперечина". Не даёт складываться боковым трубам. Так же состоит из левой и правой частей, соединённых в центральном узле. Если соединение подвижное, то поперечина называется плавающая, если оно не подвижное - фиксированной. Плавающую поперечину удерживает от складывания центральный трос, который крепится к килевой трубе. Поперечная балка соединяется с боковыми трубами в боковых узлах с помощью болтов и пластин.
3. Килевая труба служит для крепления основных частей каркаса.
4. Мачта устанавливается на килевую и служит для крепления верхних тросов. Может быть круглого или каплевидного сечения (для меньшого сопротивления воздуха).
5. Трапеция представляет собой треугольник, боковые стороны которого называются стойки, а основание - ручка управления. Она может быть прямая или изогнута наподобие руля велосипеда, тогда ручка называется спидбар. Стойки трапеции и спидбар могут быть как круглого, так и каплевидного сечения. И изготавливаться из алюминия или из пластика.
6. Троса делятся на верхние и нижние, а те в свою очередь на продольные и поперечные. Троса служат для придания жёсткости конструкции, они ограничивают или совсем исключают движение одних элементов конструкции относительно других.
7. Латы - это тоненькие гнутые трубочки, которые вставляются в специальные карманы, пришитые к парусу, и служат для придания профиля крыла.
8. Различные узлы предназначены для соединения отдельных элементов конструкции:
Обшивка
На каркас одевается обшивка - парус. Шьётся она, как правило, из полиэфирного полотна. На современных дельтапланах используется ткань, называемая дакрон, реже - лавсан. Для современных аппаратов все чаще используют так называемые "гладкие", парусные ткани (Matrix, Code Zero, Текнора). Парус аппарата может состоять из одной оболочки, или из двух, у дельтапланов с одинарной или двойной обшивкой соответственно.
Человек давно покорил землю и море и совсем недавно небо. Именно в небе мы ощущаем настоящую свободу, спокойствие и умиротворение, но, к сожалению, не каждый человек может подняться в воздух по ряду причин. И чаще всего этой причиной является дороговизна такого удовольствия. Однако кто сказал, что нельзя сделать самодельный дельтаплан?
Чтобы построить дельтаплан, необходимо знать основы аэродинамики и изучить особенности материалов, с которыми придется работать. Но прежде следует ознакомиться непосредственно с устройством дельтаплана.
Устройство дельтаплана
Основой является несущий трубчатый каркас, материал которого – дюралюминиевые трубы различных диаметров. Специальная система тросовых растяжек обеспечивает необходимую жесткость крыла. На каркас натягивают легкую и прочную ткань. Раньше использовали парашютный шелк, сейчас ткани делают из полимерных нитей.
Вокруг килевой трубы строится несущая конструкция, которая соединяется с боковинами в передней части. В центре устанавливают поперечину перпендикулярно килевой трубе. Она увеличивает прочность крыла, но необходимо знать одну особенность при строительстве дельтаплана: местом стыковки поперечины и основной трубки является центр масс всего аппарата. В центре масс так же устанавливаются вертикальная распорка и управляющая трапеция.
Трапеция представляет собой так же дюралевую трубку со специальной системой крепления тросовых растяжек. Шнуры натягиваются в обеих плоскостях аппарата: в верхней и нижней.
Внизу растяжки прикреплены к управляющей трапеции, а сверху к местам соединения несущих элементов. Такое устройство обеспечивает необходимую жесткость планера при минимальном весе всей конструкции.
Как изготовить дельтаплан своими руками
Прежде всего необходимо изготовить чертежи, после чего можно приступать к сборке.
Последовательная инструкция, как сделать дельтаплан:
- Все начинается с трапеции. Ручка управления соединяется с нижними концами стоек трапеции. Чаще всего стойки состоят из консолей, которые соединены трубками меньшего диаметра.
- Верхние части стоек трапеции необходимо свести в верхнем узле и зафиксировать защелкой.
- Килевая трубка соединяется при помощи шарниров к собранной конструкции, соединяясь с боковыми трубами и образуя обтекаемую форму.
- В верхней части центрального узла устанавливается мачта, на которую впоследствии крепятся натяжные тросы.
- На этом этапе устанавливается парус. Его необходимо разложить, установить на трапецию. Разведя крылья в стороны, необходимо завести латы в специальные карманы на парусе и зафиксировать крылья поперечной балкой с помощью пластин и болтов с передней кромкой крыла (она образуется боковыми трубами). Очень важно следить за тем, чтобы ни один трос не попал под килевую трубу.
- Закрепить передние и задние тросы к носовому узлу быстросъемной защелкой. Тросы должны быть очень прочными и высокого качества. Помимо этого, следует обратить особое внимание на крепление нижних тросов.
- Открытые концы каркасных труб следует закрыть пластиковыми заглушками.
Мотодельтаплан своими руками
Отличительной особенностью этого вида летательных аппаратов является оснащение двигателем, который может крепиться как к спине спортсмена, так и к крылу дельтаплана. Эффективнее и безопаснее для дельтапланериста будет укрепление двигателя непосредственно на самой конструкции, особенно установка мототележки.
Дельтаплан с мотором собирается практически так же, как без мотора:
- Сборка начинается с изготовления каркаса. Важной частью являются узловые соединения.
- Крыло натягивается и закрепляется по боковым трубкам, в карманы вставляются латы, закрепляется шнурами. Натянутые тросы должны быть закреплены на килевой трубе. Затем крыло закрепляется на рулевой трапеции.
- Мототележка так же собирается отдельно. Она состоит из несущего каркаса, шасси, двигателя и непосредственно кресла для пилота. Каркас образуется стержнями, подкосами кресла и осью шасси. К нижним продольным стержням с помощью резиновых амортизаторов крепится рама для бака с топливом. К нижним продольным стержням крепится поперечина с педалями.
- Последний этап – сборка самого мотодельтаплана из собранных заранее модулей. Все модули собираются, устанавливаются топливная и рулевая системы.
Дельтаплан, сделанный своими руками, не только подарит незабываемые ощущения, но и доставит удовольствие от проделанной работы. Увлекательное и невероятное путешествие над землей запомнится надолго.
На сегодняшний день дельтапланеризм - один из самых распространенных и востребованных видов экстремального отдыха. Мотодельтоплан позволяет оторваться от земли, почувствовать себя птицей свободного полета и отвлечься от повседневной суеты (отдохнуть душой). Мотодельтапланы - это заветная мечта многих экстремалов, но можно ли создать такую конструкцию своими руками, в домашних условиях, так сказать? Опытные пилоты сообщают, что это реально, вот только основными требованиями в такой затее считаются качественные материалы, утвержденный чертеж и обеспечение полной безопасности пилота. Только в этом случае можно не сомневаться, что летающая модель взлетит, при этом сам полет не станет для пилота первым и последним в его жизни. Так на что следует обратить внимание в первую очередь? Какие первостепенные требования являются ведущими и основополагающими в процессе домашнего конструирования?
Одним из основных элементов является тросовая растяжка, которая в идеале должна соответствовать стандартам и нормам, иметь высокую прочность и надежность крепления, чтобы исключить внезапное отцепление от карабина. Только в этом случае можно не сомневаться, что полет пройдет максимально безопасно для пилота. Трос рекомендуется покупать у проверенного поставщика, при этом важно ознакомиться лично с существующей технической документацией и сертификацией качества. В данном вопросе желательно не экономить, чтобы во время полета не чувствовать себя скованно и, тем более, не опасаться за собственную жизнь. Другими важными элементами конструкции считаются каркас и обшивка, к которым также предъявляются определенные требования, согласно международным стандартам. Также потребуется специальный инструмент для работы, который заметно облегчает процесс конструирования мотодельтоплана.
Обшивка также должна отличаться повышенной прочностью, то есть выдерживать реальные показатели надежности к аэродинамической нагрузке, которую каркас испытывает при резком перепаде атмосферного давления. Профессионалы рекомендуют выбирать лучшую парусную ткань, но очень важно не перегружать самодельную конструкцию, иначе утяжеление станет первым препятствием на пути к скоростной маневренности. Что касается двигателя, то лучшим вариантом считается лодочный двигатель модели "Вихрь - 30", который обеспечивает тягу порядком 80 кгс. Этого показателя вполне достаточно для двух пилотов и безопасного полета над землей. Прежде чем покупать все эти материалы, важно разобраться с размерами мотодельтоплана, а для этого требуется масштабный чертеж. Вот тут самодеятельность категорически противопоказана, а конструирование "летающей модели" лучше всего доверить специализированному конструкторскому бюро.
Если покупать в розницу мотодельтапланы, цены заметно кусаются, поэтому домашняя модель в любом случае окажется экономически выгодной. Другое дело прочность и надежность, вот об этих критериях оценки должен позаботиться конструктор и технолог. На чертежах в обязательном порядке должны располагаться разъемы, как неотъемлемая составляющая "летательного аппарата". Очень важно заблаговременно оценить количество мест для разъемов и их будущее расположение, поскольку от этого зависит окончательный вес и прочность готового агрегата. Поскольку мотодельтаплан имеет крылья, в качестве основы можно смело воспользоваться любой моделью спортивного дельтаплана. Изготовление крыла проходит в три этапа, где сначала идет обшивка, потом сам каркас, а следом окончательная доводка и сборка. При компоновке полотнищ понадобится двойной шов «зигзаг», однако этого вовсе недостаточно для утяжеления готового агрегата.
Чтобы утяжелить крылья, сверху парусной обшивки требуется задействовать еще четыре слоя ткани, а заднюю кромку обязательно утяжелять поверх самой обшивки. Только так можно не сомневаться, что мотодельтоплан не унесет ветром. Если есть сомнения в своих силах и возможностях, лучше всего купить дельтаплан с мотором и не думать о конструировании самодельного агрегата. Если такие мысли отсутствуют, самое время продолжить возведение задуманной конструкции. Так, килевая и боковая трубы должны быть соединены в передней части объекта, что повысит его аэродинамичность. К верхней части крепится мачта для надежной опоры закрепленных тросов, а на вильчатой основе по такому же принципу фиксируются боковые механизмы. Здесь важно помнить, что трубы и механизмы крепления должны находиться в разных позициях, иначе появление лишних стыков ухудшит во время полета аэродинамику, снизит способность маневрировать на высоте.
Если заинтересовал дельтаплан с мотором, купить конструкцию можно всегда, а вот изготовить своими силами дано не каждому. Продолжая процесс конструирования, важно добавить, что обязательна жесткая фиксация рулевого колеса с повышенной подвижностью его ручки. Пилот должен без особых усилий управлять агрегатом одной рукой, иначе последуют ошибки маневренности, проблемы при взлете и посадке. На последнем этапе выполненных работ проводится проверка натяжки обшивки и первые испытания самодельной модели на прочность и летучесть. Если все получится, то в эконом режиме можно получить безопасный летательный аппарат, который скрасит досуг и даже станет дополнительным источником доходов. Если же окончательно решено купить дельтаплан с мотором, цена варьирует до нескольких тысяч долларов и обусловлена особенностями модели и ее многофункциональностью. Также не последнюю роль играет производитель и его репутация.
Писем множество. Одни из них - на «фирменных» бланках различных предприятий и учреждений, другие - на листочках, вырванных из ученических тетрадок. Но вопросы во всех примерно одинаковые: читатели интересуются, где, когда и как можно получить исчерпывающие сведения о дельтапланах и дельтапланеризме. Начатый нами еще в 1968 году разговор о новом виде безмоторного летания вызвал огромный интерес и приобрел размах поистине всеохватный.
Это, на наш взгляд, вполне закономерно и неудивительно: уровень технической подготовки молодежи сейчас достаточно высок для того, чтобы даже в домашних условиях построить своими силами полноценный дельтаплан. Некоторый дефицит необходимых материалов также не останавливает энтузиастов дельтапланеризма. Трудности в другом: нет хороших, подробных и достоверных чертежей, по которым можно было бы изготовить детали дельтаплана, а недостаток опыта и технологических навыков очень часто сводит на нет попытки самостоятельно сшить купол (парус). Доходят до крайностей. В письме семиклассника Владимира Никитина из Сумской области - фотография босоногого мальчишки. Он летит с небольшого холмика на дельтаплане, сделанном из еловых жердей и обтянутом кусками старого кумачового лозунга.
Подобных корреспонденций немало. Они наглядно показывают, с какими трудностями сталкиваются энтузиасты дельтапланеризма на пути к своей мечте! Но вот дельтаплан, наконец, готов. Поблескивая новенькими деталями, он красуется на вершине холма, готовый к полету и чем-то похожий на огромную фантастическую птицу.
Тут-то и начинаются главные неприятности! Ведь нет пока никаких официальных инструкций или наставлений по производству полетов, правил безопасности и т. д., не говоря уже о методике. Каждый пытается летать по собственному разумению, на свой страх и риск! А это совершенно недопустимо.
Между тем некоторые общественные организации, первыми начавшие в нашей стране освоение дельтапланов, уже накопили немалый опыт, выработали пусть пока еще не во всем совершенные правила организации и проведения полетов, заложили основы методики подготовки новичков. Однако, судя по письмам читателей, мало кто знает, как с этими организациями установить связь и на какую помощь с их стороны могут рассчитывать люди, начинающие все с азов. Курьезная деталь: недавно в нашу редакцию позвонили из городской телефонной справочной службы (знаменитая «09») и просили дать адреса клубов дельтапланеристов и других организаций, где молодежь занимается этим видом спорта.
Внимательно изучив полученные письма, мы составили перечень вопросов, которые больше всего интересуют наших читателей, и подготовили подборку под общим названием - дельтаплан без секретов.
Семейство дельтапланов «Славутич», созданное в комсомольском общественном конструкторском бюро в Киеве энтузиастами дельтаплана, появилось на свет в результате большой исследовательской работы и комплекса летных испытаний, проведенных при непосредственном содействии генерального конструктора О. К. Антонова. Участники этой работы - инженеры КБ Н. Калашников, А. Пешков, В. Моисеев и Г. Макаров.
А - передний узел, Б - «топ» мачты, В - боковой узел, Г - центральный узел, Д - хвостовой узел;
1 - труба - передняя кромка, 2 - килевая балка, 3 - мачта, 4 - поперечная балка, 5 – рулевая трапеция, 6 - предохранительные шайбы, 7 - подвесная система, 8 - 11 - тросовые растяжки.
Дельтапланы типа «Славутич» предназначены для первоначального обучения полетам дельтапланеристов, выполнения тренировочных и рекордных полетов, участия в соревнованиях.
Конструкция аппаратов всех модификаций состоит из следующих основных элементов (рис. 1): каркаса, рулевой трапеции, мачты, тросовых растяжек, купола и подвесной системы. Они позволяют использовать ее в трех вариантах: «Славутич-1» - наиболее прост в управлении, рекомендуется для первоначального обучения дельтапланеристов; вариант 2 - переходной, отличается от первого увеличенным углом при вершине (с 80° до 84°). Модификация варианта 1 в вариант 2 осуществляется удлинением поперечной трубы на 100 мм с каждой стороны (стыковочное отверстие на передней кромке переносится на 120 мм назад). При этом используется один и тот же купол. Вариант 3 - спортивный, имеет угол при вершине 90°. При модификации каркаса - доработка та же, что и для варианта 2, с соответствующим увеличением поперечной балки на 210 мм и переносом стыковочного отверстия на передней кромке на 280 мм назад. Купол имеет увеличенный по сравнению с другими вариантами угол при вершине - 97°.
Теоретическая схема каркаса и обшивки, а также основные геометрические и летно-технические данные вариантов дельтаплана «Спавутич» приведены на рисунках.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Каркас - основной жесткий элемент аппарата, определяющий его геометрические характеристики. Основные части каркаса: две передние кромки, килевая балка, поперечная балка, носовой узел, центральный, боковой и хвостовой узлы. Передние кромки, киль и поперечная балка трубчатой конструкции имеют стыки по длине в виде переходных муфт. В центре переходной муфты - стыковочное отверстие (рис. 2). Концы труб заглушены деревянными вкладышами длиной, равной четырем диаметрам трубы, как показано на рисунке. Торцы вкладышей покрываются эпоксидной смолой. Стыковочные отверстия образованы внутренним диаметром трубок, вставленных поперек основной трубы. При использовании в качестве материала для этих вкладышей дельтадревесины трубки не нужны. Носовой узел А соединяет между собой передние кромки и киль. Крепление носового узла и труб - 4 болта М8. Расстояние между осями крепления передних кромок - 150 мм. На носовой узел устанавливаются верхний и нижний элементы крепления передних тросовых растяжек.
А - схема регулировки рулевой трапеции по длине дельтаплана: 1 - подвесная система пилота. 2 - регулировочная планка, 3 - защитная шайба.
Б - стыковка труб с помощью муфты: 1 - трубчатая заклепка, 2 - стыковочная муфта, 3 - защитная шайба.
В - конструкция стыковочного отверстия: 1 - стыковочная муфта, 2 - трубка.
Д - схема расположения разъемов (при длине дельтаплана в сложенном состоянии около 2 м используются все обозначенные разъемы, при длине около 2,7 м разъемы 1, 2 и 3 не выполняются).
Е - центральный узел: 1 - мачта. 2-килевая балка, 3 - поперечная балка. 4 - шайбы. 5 - центральный болт, 6 - рулевая трапеция.
И - боковой узел: 1 - гайка-барашек. 2 - труба - передняя кромка, 3 - поперечная балка. 4 - деревянный вкладыш - буж.
К - хвостовой узел: 1 - тандер (талреп), 2 - деревянный вкладыш - буж, 3 - нижняя тросовая растяжка.
Л - носовой узел: 1 - верхняя тросовая растяжка, 2 - деревянный вкладыш - буж, 3 - нижняя тросовая растяжка.
М - оковка носового узла, Н - оковка центрального узла, О - верхняя оковка центрального узла, П - шайба, Р - пластина крепления троса, С - мачтовая пластина крепления тросов, Т - регулировочный тандер и способ заделки троса.
Центральный узел Г предназначен для соединения полеречной и килевой балок между собой, установки рулевой трапеции и мачты. Он состоит из нижнего и верхнего П-образных профилей, центрального болта, вкладыша, двух трубчатых шайб, пружинной шайбы и гайки. На нижнем П-образном профиле устанавливается рулевая трапеция, при этом обеспечивается возможность ее перестановки вдоль киля на 35 мм от среднего положения. Верхний П-образный профиль предназначен для установки мачты.
Хвостовой узел Д предназначен для крепления задних тросовых растяжек и состоит из верхнего и нижнего элементов крепления растяжек, болта крепления, пружинной шайбы и барашковой гайки.
Боковой узел В предназначен для крепления поперечной Сапки и передних кромок между собою, а также для крепления концевых проушин боковых тросовых растяжек.
Рулевая трапеция предназначена для управления дельтапланом, для крепления подвесной системы и нижних тросовых растяжек. Она может быть выполнена в разборном или неразборном вариантах (рис. 3).
Верхняя часть трапеции (рис. 2) имеет болтовые «ступеньки» для крепления подвесной системы. Каждая ступенька состоит из болта М8, пружинной шайбы и барашковой гайки. Между трубами трапеции устанавливаются распорные трубки (надеты на болт), обеспечивающие постоянный зазор между ними. Фиксирование подвесной системы на той или другой «ступеньке» обеспечивает изменение центровки аппарата с пилотом в пределах 1 - 1,5%.
А - крепление трапеции к каркасу: 1 - карабин подвески пилота, 2 - деревянная заглушка - буж, 3 распорная втулка (см. также «В» -справа).
Б - рулевая трапеция, (вверху - конструкция разъема): 1 - переходная втулка, 2 - регулировочная планка, внизу – ее вид в плане.
В - вариант разъема без применения гнутых труб: 1 - регулировочная планка, 2 - накладка и ее развертка. Справа - распорная втулка (ом. также А», позиция 3). Внизу - ушковый болт.
Г - переходная втулка.
А - центральный узел, Б - боковой узел, В - конструкция узла, выполненного без сверления основных труб каркаса (разработка А. Антипова, г. Красноярск).
В нижней части боковых стоек трапеции установлены узлы крепления нижних тросовых растяжек, которые состоят из ушкового болта М6, шайбы и самоконтрящейся гайки. В местах установки этих узлов в стойки вставлены Муфты, подобные муфтам основного каркаса (рис. 3Г).
Мачта предназначается для крепления верхних тросовых растяжек и состоит из трубы и крестообразного узла крепления тросов. Узел крепления тросов установлен на мачте с помощью вкладыша и шплинта (рис. 2). Труба мачты крепится к верхнему П-образному профилю центрального узла болтом М6.
Тросовые растяжки обеспечивают требуемую жесткость каркаса и состоят из верхних и нижних ветвей, которые, в свою очередь, делятся на передние, боковые и задние. Передние и задние нижние тросовые растяжки дают возможность изменять положение рулевой трапеции вдоль килевой балки. Эта регулировка обеспечивается тендерами, регулировочными П-образиыми профилями на носовом и хвостовом узлах или регулировочными планками на боковых узлах трапеции (рис. 2). В двух последних случаях тандер служит только для натягивания передних и задних тросов. Регулировка натяжения боковых тросов также осуществляется с помощью тандеров.
А. ДАШИВЕЦ
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
На данный момент такой вид отдыха, как дельтапланеризм, постепенно набирает популярность в России. Сейчас появилось множество магазинов, занимающихся продажей данной техники, и инструкторов, обучающих управлению таким агрегатом. Однако стоимость подобного рода удовольствий порой слишком велика, поэтому сегодня мы рассмотрим вопрос «как сделать мотодельтаплан своими руками».
Материалы
Все, что вам необходимо подготовить в первую очередь, это обшивка, тросовая растяжка и каркас. Кстати, о тросах. Когда вы будете собирать мотодельтаплан своими руками, не экономьте на этих инструментах, так как от качества и надежности собранной вами конструкции зависит ваше здоровье и даже жизнь. Поэтому трос должен соответствовать всем нормам и требованиям, обладать высокой прочностью и защитой от внезапного отцепления карабина. Безусловно, он не должен рваться, поэтому приобретайте только то оборудование, на которое есть все необходимые документы и сертификаты, и по возможности совершайте покупки в специализированных магазинах, а не на рынке.
Что касается обшивки, данный материал также должен отличаться повышенной прочностью. Однако здесь под этим понятием подразумевается ее стойкость к аэродинамической нагрузке, которой подвергается каркас при полете. А лучше всего приобретать специальную парусную ткань: она-то уж точно не порвется в самый непредвиденный момент. Металлическая конструкция должна быть легкой и в то же время прочной. Слишком утяжелять мотодельтаплан (своими руками сделанный) не следует, так как это лишь усугубит его управляемость и маневренность в целом.
Разъемы
На этом моменте также необходимо заострить внимание. При проектировке конструкции грамотно рассчитывайте количество мест для разъемов. От того, насколько правильно вы продумаете их расположение, будет зависеть прочность и вес всего агрегата.
На что еще необходимо обратить внимание?
Боковая и килевая труба должны соединяться в передней части устройства. Это сделает ваш дельтаплан с мотором более обтекаемым, а соответственно, и аэродинамичным. При этом на верхнюю часть конструкции необходимо прикрепить мачту, которая послужит опорой для закрепленных тросов. Боковые механизмы следует закрепить на вильчатой основе конструкции дельтаплана. Помните, что все эти узлы должны быть размещены отдельно от труб. Иначе в дальнейшем это приведет к образованию лишних стыков, что чревато ухудшением аэродинамики при полете. Рулевой механизм также следует надежно закрепить в мотодельтаплане, передвижение его ручки должно легко осуществляться одной рукой. На заключительном этапе произведите натяжку обшивки на конструкцию.
Напоследок ответим на немаловажный вопрос: "Сколько стоит мотодельтаплан в магазинах?" В зависимости от производителя и технических характеристик двигателя, его цена может варьироваться в пределах от 50 до 160 тысяч рублей. По сути, собирая мотодельтаплан своими руками, вы экономите до половины этой стоимости.