Детский экологический проект Лекарственные растения. Проект «Лекарственные растения
Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме : «Лекарственные
растения »
етского сада.
Срок : краткосрочный.
Тип : познавательный
Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос
Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .
Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи :
1. Расширять и
формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.
Методы исследования :
исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,
словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.
Участники проекта :
Дети старшей группы (5-6 лет,
Воспитатели,
Родители,
Планируемый результат :
дети должны знать :
Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;
Стихотворения о
лекарственных растениях ;
Значение лекарственных
растений в жизни человека .
Дети должны уметь :
Отличать лекарственные растения от других видов ;
Соблюдать правила поведения в природе;
Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;
Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;
I этап (подготовительный )
1. Подбор литературы : методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми :
5. Определение тематики проблемных вопросов :
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения »
Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное» .
Цель : закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях .
3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .
Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения »
Цель : уточнить знания детей о частях растений .
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний» .
Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
«Две корзины»
Цель : учить детей отличать
и классифицировать растения .
11. Рисование «Мать – и - мачеха» .
Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)
Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение ?» , «От какого растения часть » .
Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод :
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»
муниципального образования
Староминский район
Детский экологический проект:
«Лекарственные растения»
Проект разработан :
педагогом Глушко Е.Ф.
ст .С тароминская
2012 г
Введение :
Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.
Сроки выполнения проекта: май-август
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.
Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литерату ры, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
слушание музыки.
Актуальность : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пол ьзу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения ».
Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)
2. Игра «Съедобное – Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы,листья
Мать – и – мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» – объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7. Слушание музыки:
Цель: ф ормировани е основ музыкальной культуры детей.
1. Ю. Антонов « Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю.Чичков « Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
4. Создание « Именной книги »
Цель : состави ть своеобразную копилку лекарственн ых растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологи ческого воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных раст ениях ) . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).
6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).
7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
9. Подведение итогов реализации проекта.
Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Имеет пред-ставле- ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их |
Знает простей- шие способы использования некото- рых растений для лечения человека |
Знает названия и различа- ет ком-натные растения |
Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке |
Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья |
Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту |
Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы |
|
Начало года |
|||||||
Конец года |
|||||||
Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина , О.В. Мариничева . Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск « Асар » 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного во зраста по теме «Цветущая весна. Травы .» О.А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детств о - Пресс 2009.
Проект
«Лекарственные растения»
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом
Цель проекта:
создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта:
По содержанию: познавательно - игровой;
Сроки выполнения проекта: июнь – август
Методы проекта:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
Содержание проекта:
Донести до участников проекта важность данной проблемы.Подбор методической и художественной литературы.
Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
Изготовление пособий.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Разработка бесед, викторины.
Составление плана мероприятий.
2.Реализация проекта.
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения ».
выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Лекарственные растения»)
2. Игра «Съедобное - несъедобное»
научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы,листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» - рисование.
учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование.
учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
В. Моцарт «Цветы»
П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
3.Обобщающий этап
1. Создание книжки – малышки
составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.
2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»
3. Составление гербария «Лекарственные растения»
4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав
5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта
Вывод:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность.
Гипотеза:
Участники проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
- Изготовление пособий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | |
Игровая деятельность | |
Работа с родителями
- Экскурсия в аптеку.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
Сформировались знания о лекарственных растениях.
Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
- Изготовление пособий.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка бесед, викторины.
- Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А, Плешакова «Зеленые страницы», А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», Заучивание загадок и стихов о растениях Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”. |
Поисково – исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Экскурсия в аптеку.
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей