Эстетические факторы и основы композиции в ландшафтном дизайне. Закон воздушной перспективы
Тщательно продуманный дизайн придает даже небольшому саду стильный вид в любое время года. Познакомившись с основными принципами ландшафтного и архитектурного проектирования, вы легко справитесь с разработкой собственного дизайна.
Прямые линии, геометрические формы и симметрия гармоничны уже сами по себе. Лучше остановиться на какой-либо одной форме, так как завершенность ландшафтной композиции чаще всего достигается за счет легкости восприятия основного рисунка. Разнообразие же достигается различной величиной формы, которую вы выберете для благоустройства места отдыха, газона, клумб и прочих уголков сада.
Например, площадку для отдыха с плавными линиями границ можно разместить в центре газона аналогичной формы, куда «вливается» остальная часть зеленой композиции. Последняя может иметь, например, форму овала, концы которого должны точно вписаться в полукруг.
Однако разнообразие геометрических форм в ландшафтном дизайне приобретает нужную декоративность только в том случае, если очертания этих форм четко определены – в дорожках сада, живых изгородях, бордюрах, подпорных стенках, малых архитектурных формах. Проще всего это сделать с помощью мощения или обрамления дорожек и клумб низкими бордюрами из подходящих для стрижки декоративных многолетников.
Композиция в ландшафтном дизайне должна иметь эффектный центр. Деревья с фигурной стрижкой, оригинальные растения в кадках, солнечные часы, терракотовые вазы, скульптура любого вида или бьющий фонтанчик позволяют красиво заполнить центр круглой композиции.
Для обрамления входа в дом, крыльца или скамьи идеальны фигурно подстриженные деревья-солисты, растущие в земле или в кадках. Хороши они и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм. Поскольку большинство древесных растений, используемых для озеленения сада, относится к вечнозеленым породам, они украшают сад и зимой.
В основе композиционного решения для ландшафтного дизайна сада может быть овал, образуемый полукруглой скамьей и рабаткой с розами. Наиболее живописная его часть — обрамленный розами водоем с фонтаном. Вторая половина благоустроена скромнее: пара горшков с цветущими растениями и два пирамидальных тополя, симметрично расположенные по обе стороны скамьи. Деревья перекликаются по форме с узкой струей воды из фонтана, отвлекая взгляд от живой изгороди, за которой, возможно, уже начинается соседний участок.
Бордюры подчеркивают линии и границы. Границы дорожек и клумб могут быть плавными, размытыми, а можно сделать и так, что их дизайн будет контрастировать с окружающими элементами, за счет бордюров из ровно подстриженных растений. Уголок под увитой виноградом перголой и газон перед ней с маленькой мощеной площадкой образуют правильные треугольники. А вымощенный кирпичом круг внутри перголы, солнечные часы и самшитовые шары в обрамлении дорожек вносят в композицию мягкие линии. Повторение этих геометрических форм позволяет создать гармоничный ансамбль.
Заметно преобразило загородные дома, коттеджи, дачи. Территории, еще недавно отведенные под овощные огороды, сегодня заменены цветниками, газонами, лужайками. Ландшафтная композиция придает неповторимое очарование домовладению и создает уют. Особое место в современном экстерьере стали занимать хвойные деревья, большинство из которых совершенно недавно появились в нашей стране.
Основные правила дизайна
Создание оригинального и неповторимого экстерьера - это не только украшение участка. Ландшафтная композиция - это целое искусство. Чтобы ваш участок выглядел гармонично, необходимо учесть два главных аспекта:
- биологический;
- инженерный.
Другими словами, все грядки, насаждения, клумбы должны умело сочетаться с остальными постройками. Придерживайтесь единого стиля.
Создать композиции в ландшафтном дизайне несложно, если соблюдать некоторые рекомендации:
- Подготовьте местность. Продумайте и составьте план, расположив на нем все элементы: дом, деревья, баню, кустарники, клумбы.
- Выгоднее смотрятся сгруппированные растения, чем высаженные в одиночном варианте. Но сочетайте лишь те, которые не мешают росту друг друга.
- Старайтесь избегать прямых строгих линий в ландшафтном дизайне. Упорядоченность - это замечательно. Но строгое соблюдение симметрии лишит участок естественности.
- Изначально продумайте дополнительные компоненты вашего ландшафтного дизайна. Это могут быть декоративные элементы (фонтан, пруд), оригинальные художественные детали (дорожки, светильники).
Определите баланс, выбранный вами за основу, для построения ландшафтной композиции. Если вы решили придерживаться симметричности, то необходимо основные элементы повторять в зеркальном отражении. Это могут быть вазоны с цветами по обе стороны от дорожки.
При выборе асимметричного баланса предполагается единство композиции в отношении одного предмета.
Создание красивого дизайна
Значительно помогут создать прекрасные ландшафтные композиции схемы. Можно воспользоваться готовыми предложениями дизайнеров. Но некоторые владельцы предпочитают разрабатывать такие схемы самостоятельно.
Чтобы ваш дачный дизайн был великолепен и радовал глаз, придерживаетесь следующих советов:
- Дачный участок должен составлять единство пространства. Этот эффект легко достигается повторением в различных частях сада основных элементов. Желаемого результата можно достичь единой цветовой палитрой.
- Гармонично и естественно выглядит простая ландшафтная композиция. Прекрасный дизайн создадут плавные переходы от одного элемента к другому.
- Высаживают деревья, учитывая их высоту. Начинайте с низкорослых, плавно переходя к высоким. Это создаст на вашем участке эффект глубины. Кроме того, визуально ваше домовладение будет казаться значительно больше.
- Соблюдайте пропорциональность. Не следует размещать слишком громоздкие объекты на маленьком пространстве. И на большой территории мелкие детали будут выглядеть несколько не гармонично.
Лиственные растения
Красивые ландшафтные композиции обязательно должны включать в себя различные элементы.
Лиственные растения летом подарят множество зеленых красок. Кроме того, они подчеркнут в вашем саду движение времени. В зимнюю пору, когда листья облетят с деревьев, темный ствол будет прекрасно контрастировать с белоснежным снегом. Осенью ваш сад обогатиться алыми и золотыми красками.
Хвойные деревья
Они сохраняют свою зелень круглый год. Этим обязательно следует воспользоваться. Именно ландшафтные композиции из хвойных деревьев создают широкий простор для творчества. Такие растения отлично смотрятся зимой. Кроме того, они весьма неприхотливы.
Вечнозеленые растения
Это оригинальный способ создать эксклюзивный вариант дизайна. Большой полярностью пользуется лиственные вечнозеленые растения - падуб, самшит. Они позволяют выстроить самые разнообразные изгороди. Из них можно сформировать топиары - определенные скульптуры, которые формируются благодаря фигурной стрижке.
Сочетание хвойных и лиственных растений в одной композиции
Такие готовые ландшафтные композиции всегда выглядят наиболее выигрышно. Но, к сожалению, между собой не все растения благополучно уживаются. Поэтому совмещая разнообразных представителей растительного мира, следует учитывать их биологические особенности.
Некоторые способны болеть «ржавчиной». Такая напасть может распространиться и на другие растения. Часто болеющие кустарники размещать возле лиственных деревьев также не следует. Поскольку высок риск их заражения.
Размещение кустарников
Ландшафтная композиция подразумевает не только наличие цветущих растений. Очень важны в дизайне сада кустарники и деревья. Но необходимо их правильно расположить. Это позволит придать смысловую законченность композиции.
Кустарники часто размещаются по периметру, обозначая границы рокариев, альпинариев. Иногда создают ландшафтные композиции из кустарников. В этом случае именно они являются акцентами участка. Растения и цветы высаживаются вокруг них.
Виды ландшафтных композиций
Итак, если вы стремитесь создать красивый, ухоженный сад, обратите внимание на хвойные растения. Они обладают очаровательным видом, изысканными формами и позволяют воплотить самые смелые дизайнерские решения практически на любых площадях.
Готовые ландшафтные композиции, в которых гармонично сочетаются лиственные и хвойные растения, всегда выглядят безупречно.
А теперь рассмотрим, как составлять такой дизайн:
- Сосны, кипарисы, ели, можжевельники, туи, пихты - это вечнозеленые растения, которые выгодно смотрятся в самом центре вашего приусадебного участка. В этом случае они формируют хвойные скульптуры. Их можно размещать на границе участка.
- Хвойные растения живописно сочетаются с розами, вереском, рододендронами, лиственными растениями. Такие детали внесут в дизайн некий контраст и яркость. Они отлично видоизменяют посезонно дизайн сада. Старайтесь избегать берез и черемух. Данные деревья достаточно негативно влияют на хвою.
- Великолепно выглядят готовые ландшафтные пирамидальной формы. Если вы обладаете хоть небольшими творческими способностями, вы сможете создать из них отличные геометрические фигуры, ярусы, колонны, спирали, замысловатые аллеи. Фигурными подстриженными деревьями можно разбить пространство на определенные участки. Такие детали прекрасно украшают небольшие водоемы, каменные горки. Они великолепно смотрятся на перепадах рельефа, красочно дополняют альпинарии.
- Не забывайте, что ваш ландшафтный дизайн из хвойной растительности должен радовать объемными структурами и своими колористическими картинками в любое время. Поэтому при создании композиции сочетайте различные формы, фактуры и окраски хвойных деревьев.
- В ландшафтном дизайне обязательно должны присутствовать акцентные деревья и кустарники. Специалисты советуют выбирать зимостойкие разновидности. Они будут радовать своей стабильностью круглый год. Для второго плана более подходит растительность, обладающая раскидистой кроной. Завершить композицию должны плетущиеся низкорослые растения.
- Размещая кустарники и деревья, старайтесь подчеркнуть линии участка. Высаживайте их в тех зонах, где внешний вид, оригинальная форма лишь добавит утонченности рельефу. Они должны прекрасно подчеркивать контуры сооружений и конструкций на ландшафте, соответствовать конфигурации дорожек и других объектов. Деревья и кустарники прекрасно выглядят, если располагать их возле входа в дом.
- Гармонично сочетается высокорослая растительность, размещенная возле садовых лестниц и подпорных стенок. В этом и деревья становятся отличным дополнением ландшафтного дизайна.
- Прекрасным местом для высадки растительности являются изгибы дорожек и развилки. Зачастую деревья размещают возле площадок отдыха и беседок. В этом случае преследуется не только эстетическая цель, но и создается необходимая тень в жаркую пору.
- Замечательным вариантом, по мнению дизайнеров, является размещение кустарников и деревьев в цветниках. Можно высаживать их рядом с клумбами.
Заключение
Ни один красивый приусадебный участок не может обойтись без украшений, созданных заботливыми руками владельцев в виде ландшафтных композиций. Декоративный дизайн может быть составлен из хвойных и лиственных растений, кустарников. Но самым привлекательным и гармоничным вариантом считается их правильное сочетание.
Страница 1 из 2
От эстетического совершенства окружающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства - неотъемлемые ландшафтные элементы.
Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчитано на положительное воздействие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности прекрасного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей человека.
Особенности зрительного восприятия
Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспринимаемого объекта их актуальным потребностям.
Восприятие зависит:
- от принадлежности человека к определенной возрастной и социальной группе;
- от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной ;
- от настроения;
- от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.
Виды восприятия:
- целенаправленное, преднамеренное, с динамическими формами движения или показа элементов природы, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
- непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.
Наиболее специфическими для ландшафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:
- условия ориентации в природном ландшафте;
- динамика естественной освещенности и подвижность колорита.
Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне
Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объекта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмотра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.
По мере уменьшения времени зрительного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркнута разница между главным и второстепенным. Расположение главных элементов должно быть ритмичным, компактным и легко усваиваться сознанием зрителя на фоне общей картины.
Однообразный пейзаж, лишенный художественного замысла, выразительности, вызывает у зрителя психологическое утомление, потерю к нему интереса, что является результатом бесплодных поисков его содержания и психологической неудовлетворенности.
Избыточное количество информации также не способствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, поскольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В результате снижаются оценки декоративнохудожественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .
Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие пространства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:
- пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
- пространства, размеры которых превышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофированные).
Роль освещения и времени наблюдения в ландшафтном дизайне - landscape 400
Роль освещения в ландшафтном дизайне
Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.
Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определяет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной композиции.
Из всего многообразия условий естественного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влияющие на восприятие ландшафтной композиции, а именно:
- дневное солнечное освещение;
- рассеянное, диффузное - в пасмурный день, туман, дождь.
В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизменяет объемно-пространственную характеристику пейзажа и его элементов:
- при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные поверхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
- при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
- при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразительна при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеленый кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).
Художественная выразительность ландшафтной композиции - landscape 1 400
Факторы, влияющие на художественную выразительность пейзажа:
- ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
- размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
- направление осмотра.
Во время солнечного заката превалируют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечивающие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная картина будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.
Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В северных широтах предпочтительнее размещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микроклиматом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотеневых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ориентации. При одинаковом составе насаждений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.
Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее освещенные места здесь больше соответствуют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имеющие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голубого цветов.
Выразительность растений, воспринимаемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высвеченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскидистой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светиться в «контровом» освещении.
В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, особенно блестящих, глянцеватых фактур, которые оживляют пейзаж и увеличивают контраст форм. Смоченные дождем, росой или туманом, они приобретают повышенную отражательную способность. В тумане предметы теряют объемность и воспринимаются в пространстве плоскими кулисами, происходит выбеливание цвета с резким снижением видимости. Это явление усугубляется при просвечивании тумана солнечными лучами. В этих условиях темные деревья, здания, сооружения, стоящие на переднем плане, хорошо выделяются на общем фоне.
Характер освещения во многом определяет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных композиций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочетанию между собой. Сочетание цветов играет важную роль в объемно-пространственных композициях.
Факторы цветовой гармонии:
- особенности климата и связанного с этим естественного освещения;
- цвет местного ассортимента растительности, его изменения по временам года;
- колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.
Например, в районах с продолжительной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздействие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглушенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.
Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные - уменьшать пространство, теплые - приближать и холодные - удалять предметы от наблюдателя.
Цвет в ландшафтном дизайне - landscape Color 400
Цветовые приемы в ландшафтном дизайне
В ландшафтном проектировании используется целый ряд приемов:
- цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
- количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
- решение отдельных зон парка в локальном, присущем только им колорите;
- ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
- создание иллюзии, зрительно усиливающих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.
Светоцветовые формы природы в течение суток, сезона находятся в постоянной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все особенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ансамбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру растительности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков - на пониженных участках, подчеркнув пластические особенности рельефа, усилив выразительность силуэта.
Архитектурно-пространственная структура сада является важной составляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвязанной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и нейтрального фона. Степень сложности этой структуры зависит:
- от назначения и функционального территории;
- от рельефа и других особенностей ландшафта;
- от размеров участка и других факторов.
Геометричность и живописность композиционных приемов предопределяются прежде всего топографией местности, общей ландшафтной характеристикой. Геометричные по форме архитектурно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структурой, однако в случае частых и долговременных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатление монотонности.
Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определенной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно представляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функционального назначения. Главная задача в их формировании - это выявление художественного образа данной среды, что достигается с использованием приемов архитектурной композиции.
Композиция (от латинского compositio - сочинение, построение, структура) - это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление творческого замысла.
Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:
Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом;
Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональным воздействием на человека.
Ландшафтная композиция - это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания комфортной среды по функциональным, экологическим и эстетическим требованиям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектурных форм, растительности, водных устройств, площадок, в организации движения, членении территории на части, в пропорциях отдельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав данной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная композиция предопределяет использование всех средств ландшафтного дизайна (Рис. 11).
К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды - растительность, рельеф, водные устройства и искусственные элементы среды - малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные коммуникации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафтного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоскости - поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы - растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуальные коммуникации.
Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Ландшафтный архитектор должен понимать основные свойства пространства: характеристику глубины, протяженность, прерывистость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчлененность пространства.
Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения человека к пространству:
Объективный - зависящий от таких характеристик пространства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометрические очертания;
Психо-физиологический - связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;
Ассоциативный - обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;
Семантический - связан с функциональным назначением объекта.
Одни пространства могут быть выразительными, другие - невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие композиционные задачи:
Определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоративной скульптуры, растительности и др.);
Пропорционирование территории;
Выявление центра композиции и главных и второстепенных осей;
Определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;
Использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метрического и ритмического);
Неожиданное раскрытие акцентов;
Выявление фона и использование особенностей линейной перспективы (рис. 12).
Масштаб - важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масштаба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специалистов, масштаб способствует выявлению композиционной целостности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:
Отношение элементов к целому и друг к другу;
Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;
Отношение величины объекта и его элементов к человеку.
В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:
Первый масштаб (основной) - масштаб элементов, соразмерный антропометрическим данным взрослого человека;
Второй масштаб (индивидуальный) - соразмерный антропометрическим данным той или иной возрастной группы детей (в зависимости от функционального назначения объекта);
Третий масштаб (миниатюрный) - масштаб элементов небольших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;
Четвертый масштаб (монументальный) - масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наиболее ярко выявляющий его художественный образ.
Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функционального назначения, могут иметь все изложенные масштабные характеристики построения пространств. Эмоциональное воздействие пространств с названными масштабными характеристиками достаточно велико. Основными параметрами, характеризующими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глубинное пространство.
Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов среды следует определить прием планировки. Он может быть регулярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием планировки характеризует геометрическая сетка, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием характеризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, характеризует симметричный план, а пейзажный - асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполнены и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток - монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.
В формировании любого ландшафтного объекта большое внимание уделяется выявлению композиционных осей. Различают главные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепенные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось - аллея - может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллейной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть много дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к какой-нибудь цели - павильону, беседке, площадке отдыха, фонтану, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обусловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым углом.
В формировании любых объектов ландшафтного дизайна необходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции - главное в каждом ландшафтном объекте. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других - декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второстепенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планировочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Композиционный центр, по сути, является основным ландшафтным акцентом любого пространства. На больших территориях сложной конфигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора - это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек обзора.
В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов используются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ландшафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и различия отношений между однородными качествами и свойствами входящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Например, малое противопоставляется большому, низкое - высокому, гладкое - шероховатому, темное - светлому.
Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной формы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезапное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной листвой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.
Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.
Для достижения художественной выразительности любой территории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, какой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перспективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некоторые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиления рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных тополей на вершине будет казаться выше.
Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные элементы ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ландшафтных композиций фоном могут служить высокие древесные насаждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.
Композиционное построение ландшафтных объектов невозможно без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоциональное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета большое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объектов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.
В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и установленные светильники позволяют и в темное время суток наслаждаться красотой природы. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоративность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветительных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавливая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая светильники в различных местах и оценивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через несколько лет в связи с ростом растений. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать временную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.
К освещению предъявляется несколько требований. Светильники устанавливаются в таких местах, чтобы подчеркнуть самые привлекательные элементы декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепящим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное средство восприятия прекрасного. Количество светильников обусловливается понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая светильники, надо учитывать их возможности и умело использовать разные виды.
Подсветку водоемов можно осуществлять только специально предназначенными для этого светильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла останавливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что электрические приборы являются приборами повышенной опасности, все работы, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.
Выбрав места установки светильников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учитывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выключателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в трубы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земляных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.
И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные постройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны является условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплощением его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в другую. Наличие между ними отдельных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.
Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона - самый лучший вариант.
Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.
Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.
Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).
Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.
Уголок отдыха оформлен ритмическим рядом садовых вазонов
Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.
Нюанс. В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками - схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы.
Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.
Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие
Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов более сложны. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.
Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм. Структура листвы растений - важный элемент в ландшафтном дизайне. Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природный элемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.
Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне. При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конусовидный - шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования. Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.
Использование фактуры в ландшафтном дизайне Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).
Динамика и статика в ландшафте Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.
Контрольные вопросы: 1. Назовите важнейшие композиционные приёмы в ландшафтном дизайне. 2. Приведите пример ритма в ландшафтном дизайне. 3. Как избежать зрительного утомления в ритмическом повторе? 4. Что представляет собой контраст? 5. Что представляет собой нюанс. 6. Что представляет собой симметрия и асимметрия в ландшафтном дизайне? 7. Как соотносится величина и форма в ландшафтном дизайне? 8. Как можно увидеть динамику в ландшафтном дизайне?
_____________________________________________________________________________________