Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения фгос. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях Формирование ууд на занятиях логопеда
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
Формирование УУД на логопедических занятиях в ОУ в условиях введения в ФГОС
учитель-логопед
Романова Марина Леонидовна
Лесосибирск 2012 год
Цель: показать взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствующих успешному усвоению программного материала через формирование УУД.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.
Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению;
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий
Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.
Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
· профилактика речевых нарушений;
· логопедическая диагностика;
· коррекция речевых дефектов;
· формирование всех сторон (компонентов) речи;
· развитие невербальных психических функций;
· развитие эмоционально - волевой сферы;
· формирование нравственных установок ребёнка.
Формирование УУД проходит на этапе диагностики и коррекционно-развивающем этапе.
Диагностический этап предполагает обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
В первых классах логопедом проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Важным моментом этого этапа является установление контакта с ребенком. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение уровня сформированности языковых средств. Диагностический этап дает материал для дальнейшей коррекционной работы, поэтому необходимо выяснить уровни речевой деятельности ребенка. Какие ребенок имеет навыки сотрудничества, как он умеет воспринимать информацию и передавать ее, насколько точно он выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение им монологической и диалогической речью, как управляет своей деятельностью, насколько дает самостоятельные ответы.
универсальное учебное действие логопедический
Коррекционно-развивающий этап является основным и продолжается весь учебный год. В этот период на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи учитель-логопед наряду со специфическими логопедическими задачами решает задачи по формированию метапредметных УУД. Для этого на логопедических занятиях подобрана система заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.
Одно из направлений коррекционно-развивающего этапа - индивидуальная работа по постановке звуков предполагает формирование регулятивных действий (контроль и коррекцию собственной речи), коммуникативных, предполагающую активную речевую деятельность на всех этапах: на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и введение звука в активную речь с построением свободного высказывания, как итог работы над звуком. Формирование познавательных действий, которые заключаются в умении формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении логических операций.
На этапе формирования фонематических процессов и слухового восприятия ведется работа со звуком, слогом и словом. Детям предлагаются задания связанные с выделением, сравнением, дифференциацией, восстановлением фонем. Таким образом развитие фонематических процессов и слухового восприятия направлено на развитие аналитико - синтетических операций на речевом материале. Следовательно, мы можем вести речь о формировании познавательных действий (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов) и регулятивных учебных действиях (коррекция, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результатов, управление своей деятельностью).
Следующее направление логопедической работы формирование лексико-грамматического строя речи. Это очень сложный и ответственный этап в становлении речи ребенка. Большое количество детей из-за ряда объективных причин имеют ограниченный словарный запас. И не владеют элементарными формами словообразования и словоизменения. Логопед ставит перед собой задачи расширять и обогащать словарный запас параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, сформировать представления о словообразовании и устранить речевые аграмматизмы, научить правильно, устанавливать грамматические связи слов в предложении, закреплять учебную терминологию, отрабатывать морфемный анализ. На этом этапе формируются все метапредметные действия на основе предметных.
Необходимо сказать, что на всех этапах коррекционной работы формируются личностные УУД.
Таким образом, можно сделать вывод, о формировании УУД на логопедических занятиях. Так:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД
Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда гармонично сочетается с деятельностью учителя - предметника в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.
Литература
1. Азова Т.В. Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии // "Школьный логопед". - 2010. - №1. - С.39-57.
2. Банкрашкова И.В. Современное речевое развитие по преодолению лексико-грамматического недоразвития в контексте формирования универсальных учебных действий // Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: Методические рекомендации к 2010-2011учебному году / Авт. - сост. И.В. Банкрашкова, И.Н. Рязанова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010. - 27 с.
3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 126 с.
4. Грибова О.Е. Основные направления работы на логопедических занятиях // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: АПК и ПРО, 2008. - 56 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред.А.М. Кондакова, А.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с.
6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.Б. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.
7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.
курсовая работа , добавлен 11.07.2015
Особенности развития универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Реализация успешного систематического обучения, формирование универсальных учебных действий. Анализ исследований на примере коммуникативных универсальных учебных действий.
курсовая работа , добавлен 30.06.2012
Понятие проекта и его значимость в педагогической деятельности. Структура и критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий для начальной школы. Влияние метода проектов на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
дипломная работа , добавлен 16.05.2015
Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий, а также опыт работы учителей начальных классов по их формированию. Алгоритм оценивания задания.
курсовая работа , добавлен 21.01.2013
Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках математики. Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий, создание рекомендаций и памяток для педагогов.
курсовая работа , добавлен 05.02.2015
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Связь коммуникативных универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета "Физическая культура". Разработка тематического урока.
курсовая работа , добавлен 31.10.2014
Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов. Виды упражнений, направленных на формирование универсальных действий на начальной ступени обучения.
курсовая работа , добавлен 25.06.2015
Понятие универсальных учебных действий, их виды. Формирование универсальных учебных действий как предпосылка дальнейшего успешного систематического обучения детей старшего дошкольного возраста. Использование различных методов для успешного обучения.
курсовая работа , добавлен 09.05.2014
Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Применение информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.
дипломная работа , добавлен 11.06.2014
Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.
Формирование УУД у младших школьников на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС.
О.В.Зайцева
В статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий младших школьников на коррекционных логопедических занятиях. Статья адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, реализующим в своей работе задачи внедрения ФГОС.
Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии и состояние речи таких детей, несомненно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений письменной речи учитель-логопед создает фундамент для всего последующего образования. Составной частью ФГОС является концепция развития у учащихся универсальных учебных действий. Разработчики стандарта в качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Учащиеся, которые в первую очередь зачисляются в школьный логопункт, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий. Например, в речи ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя. Отклонения в развитии речи нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, влияют на эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, коррекционная логопедическая работа в зависимости от её содержания и способов организации раскрывает свои собственные специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Как же можно формировать УУД на коррекционных логопедических занятиях? Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:
1. Логопедическое занятие должно быть построено, как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Дети не принимают знание в готовом виде, а работа на занятиях организована так, что требует от учащихся усилий, размышлений, поиска.
2. Любые действия ребенка должны быть осмысленными.
3. На логопедических занятиях учитель-логопед учит детей ставить цели, искать пути их достижения, совместно составлять план действий.
4. Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
5. Большое внимание на коррекционных занятиях уделяется взаимопроверке и самопроверке детей, за ошибки не упрекают, объясняя, что, все учатся на ошибках.
6. Учитель-логопед отмечает достижения ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в своих силах и способностях.
7. Логопед помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Рассмотрим возможности формирования личностных УУД на логопедических занятиях.
Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ребенок должен научиться соотносить свои действия с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. В настоящее время многие родители ориентированы исключительно на умственное развитие своего ребенка. Настораживает то, что во многих семьях духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию не уделяется достаточное внимание. Как следствие этого процесса – неумение находить общий язык со сверстниками, конфликтность, потеря интереса к учению. Одна из основных целей учителя-логопеда - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге ребенок захотел стать не просто высокообразованной личностью, но и пожелал победить в себе всё негативное и развить позитивное. Личностные УУД на логопедических занятиях можно формировать, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся друг с другом. При этом формируются и коммуникативные навыки. На традиционных логопедических занятиях, как и на уроках в классе, дети должны были подчиняться общим правилам: "думай сам", "не подсказывай", "не списывай", "не разговаривай с соседом", "отвечай только сам за себя". Дети работали рядом, но не вместе. В современных условиях, дети должны учиться сотрудничать друг с другом, выстраивая доброжелательные отношения, учиться соотносить свои действия и поступки с принятыми этическими принципами, усваивать моральные нормы. Для этого необходимо вводить новые правила: - на логопедических занятиях можно в полголоса разговаривать друг с другом, но только по теме; - помогай другу, если он тебя об этом просит; - никогда не смейся над чужими ошибками, помни: на ошибках мы учимся; - не гордись тем, что ты оказал помощь другу; - не выставляй напоказ свои добрые поступки и успехи; - не бойся переспросить учителя-логопеда, если что-то не понятно; - учись терпеливо выслушивать собеседника, не перебивай его; - доказывай свою точку зрения вежливо, не злись, если тебя не понимают.
Для того, чтобы эти правила действовали, психологический климат в группе должен быть теплым. Позитивный настрой, уместная шутка, положительные эмоции - все это побуждает детей к сотрудничеству. Занятия должны быть добрыми. Обеспечить эмоциональный комфорт и чувство личной безопасности поможет введение традиций: В начале занятия: - посмотрите друг на друга, улыбнитесь товарищу от души, пожмите друг другу руку, от всего сердца пожелайте другу удачи. В конце занятия: - поблагодарите друг друга за помощь и сотрудничество, отметьте положительное в работе своих друзей. В подобной обстановке даже самые застенчивые и замкнутые дети со временем смогут почувствовать себя свободно, а это в свою очередь будет способствовать развитию у них коммуникативных навыков. Одним из видов личностных УУД является смыслообразование. Как показывает практика, большинство детей, посещающих коррекционные логопедические занятия, достаточно критичны к своим речевым дефектам. Таким образом, смыслообразование, как разновидность личностных УУД, можно успешно формировать и на индивидуальных, и на групповых занятиях. Уже на первых занятиях, устанавливая контакт с ребенком, учитель-логопед помогает ему уяснить, ради чего осуществляется коррекция и какое значение для самого ребенка имеет эта работа. На индивидуальных занятиях по постановке звуков настроить ребенка на работу помогут следующие вопросы:
Нравится ли тебе самому, как ты говоришь? - Чувствуешь ли ты, что твоя речь отличается от речи окружающих? - Как ты думаешь, тебя понимают все, или только самые близкие люди? - Хочешь ли ты научиться правильно произносить звуки? Зачем тебе это нужно? - Как ты думаешь, нужно ли для достижения твоей цели прилагать усилия? - Ты способен заставить себя трудиться? - Готов ли ты к дальнейшей работе? Далее на каждом конкретном занятии ребенок в сотрудничестве с логопедом ставит более узкие задачи .
Обеспечить учащимся организацию их учебной деятельности призваны регулятивные действия . Например, на занятии по постановке звука Р, после того, как ребенок с помощью логопеда разобрался, как должны работать органы артикуляции, он вполне способен осознать, что он уже умеет, а чему ещё предстоит научиться. С помощью логопеда ребенок намечает задачи, которые ему предстоит решить, чтобы достигнуть главной цели. Недостаточная речевая активность детей, несомненно, создает определенные трудности формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения цели; контролирование собственной деятельности. Поэтому учитель-логопед помогает сформулировать и записать намеченные задачи, чтобы впоследствии отмечать, какая из них уже решена. Задачи при постановке звука Р могут быть следующие:
Я должен научиться делать гимнастику для языка, чтобы мой язык стал сильным и подвижным.
Я должен научиться делать массаж для языка, чтобы он стал "послушным".
Я должен научиться широко открывать рот и удерживать его в этом положении.
Я должен научиться удерживать широкий язык за верхними зубами.
Я должен научиться следить за тем, чтобы края языка плотно прилегали к верхним коренным зубам.
Я должен научиться сильно дуть на язык, чтобы получилось упражнение "Мотор".
Безусловно, логопеды используют различные способы постановки звука и, если не подходит один, то применяется другой. В процессе работы одни задачи могут отпадать сами собой, другие - появляться, главное, чтобы ребенок знал, для чего используется то или иное упражнение и осознавал, что решение каждой очередной задачи - это его маленькая победа.
Что касается отслеживания индивидуально-личностного роста ребенка, то здесь можно использовать "Лестницу достижений" или "Личную карту успехов".
Формирование коммуникативных навыков у учащихся - одно из основных направлений логопедической работы. Для этого привлекать детей к работе в парах. Работать в парах первоклассникам непросто: они часто отвлекаются, спорят, некоторые пытаются показать свое превосходство, могут оскорбить, унизить собеседника, другие наоборот зажимаются, боятся, что партнер обнаружит ошибку и при всех об этом скажет.
Поэтому лучше заранее вместе с ребятами составить "Правила дружной работы":
Старайся чаще называть своего собеседника по имени;
Проявляй доброжелательность;
Найди в собеседнике хорошие качества;
Учись терпеливо выслушивать друга, старайся понять его;
На ошибки указывай вежливо, помни, каждый имеет право на ошибку;
Если возник спор, не злись и не жалуйся, старайся договориться и сохранить дружеские отношения;
Похвали партнера, если он выполнил задание без ошибок;
Если тебе понравилось работать в паре, обязательно скажи партнеру об этом.
На групповом занятии по дифференциации звуков Р, Р и Л,Л можно организовать работу в парах таким образом:
Сейчас мы будем работать парами. Не забудьте «Правила дружной работы». Во время общения используйте фразы-помощники: «я думаю», «мне кажется», «как ты считаешь?», «хорошо, что ты заметил», «спасибо за помощь», «не переживай, у тебя все получится», «какой ты молодец!», «мне было приятно с тобой работать»
Задание для 1-й пары:
Ваша пара будет собирать букеты. Перед вами цветы (картинки). Один из вас собирает цветы, в названии которых «спрятались» звуки Р, Р " . Другой – цветы, в названии которых «спрятались» звуки Л, Л " .
Картинки: гладиолус, астра, ландыш, ромашка, фиалка, хризантема, тюльпан, георгин, ""
Задание для 2-й пары:
Ваша пара будет собирать в кормушку птиц. Перед вами птицы (картинки). Один из вас собирает в свою кормушку птиц, в названии которых «спрятались» звуки Р, Р " . Другой – птиц, в названии которых «спрятались» звуки Л, Л " .
Картинки: ласточка, ястреб, лебедь, ворона, сокол, воробей, голубь, сорока, соловей, скворец.
Дети сами договариваются между собой, кто, какой букет или кормушку собирает. После того, как ребята выполнили задание, осуществляется проверка.
Слушаем 1-ю пару.
Что вам нужно было сделать? (дети объясняют свое задание)
Ребята называют цветы из своих букетов. Остальные внимательно слушают.
А теперь посмотрим, кто внимательно слушал.
Кто запомнил, какие цветы были у Кати в букете? А у Даши?
Ребята называют, а Катя и Даша запоминают, кто из ребят более активный, чтобы в конце занятия отметить лучших.
Слушаем 2-ю пару. Ребята кормили птиц. (Дети объясняют, как выполнили свое задание)
На этом же этапе работы можно создать проблемную ситуацию, тем самым привлекая детей к совместному обсуждению спорного вопроса.
Посмотрите, прилетела еще одна маленькая птичка. Она называется КОЛИБРИ. В какую кормушку мы её посадим? (дети высказывают своё мнение)
Таким образом, для развития коммуникативных УУД на каждом занятии необходимо создавать такие условия, при которых учащиеся сотрудничают друг с другом, чтобы решить поставленную задачу. Дети совместно выявляют проблемы, определяют цели, планируют свою деятельность, распределяют роли, разрешают спорные ситуации, учатся оценивать свои действия. Следовательно, мы можем вести речь и о формировании регулятивных учебных действий.
Ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности», а ее мотивацию (жизненные цели) Поэтому, задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него. Уверенность в своих силах, желание работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа логопеда в школе должна быть направлена не только на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.
Ли тература:
1. . Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред.– М.: Просвещение, 2010.
2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
О.В.Зайцева
The forming oppotunities are observed in universal educational actions (UEA) of junior pupils on the correctional logopedical classes. The article is adressed to the teacher - logopeds of general educational schools, teachers of elementary schools, who realise the introducing tasks in Federal governmenal educational standards (FGES).
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Цель программы:
освоение учащимися коммуникативной функции языка
На основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.
Основными задачами работы по развитию речи детей являются;
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
восприятия.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.
Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:
- Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
- Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
- Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
- Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
- Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
- Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Рабочая программа коррекции речи включает разделы:
- Особенности планирования коррекционной работы.
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.
- Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий коррекционно-развивающих действий.
Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений в устной и письменной речи.
Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы.
1. Особенности планирования коррекционной работы.
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорреггированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Кроме того, у ребенка, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).
Рабочая программа состоит из четырёх этапов коррекционно-развивающей работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 и 4 этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.
Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает I этап работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.
Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет. Нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФН и ЛГН. Коррекция дислексии и/или дисграфии на фоне ФФН и ЛГН охватывает 4 этапы работы. Сроки коррекции: 1-2 года.Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью, является отработка устно пройденного учебного материала в письменной речи.
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом.
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.
У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
2.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слова . Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв) . Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).
Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).
Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Создание артикуляционной базы для постановки звуков . Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.
Постановка дефектно произносимых звуков . Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.
Автоматизация поставленных звуков . В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.
3.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
Формирование грамматического строя речи.
Состав слова. Словообразование . Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.
Части речи. Согласование и управление . Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.
Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.
Предложение . Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.
Расширение и уточнение лексического запаса.
(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).
Тематическая активизация и обогащение словаря . Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.
Семантика слов . Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.
Развитие связной речи
Формирование полноценной самостоятельной речи
Уточнение представлений о тексте . Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста . Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.
Построение самостоятельного связного высказывания . Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.
Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.
К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:
- строение артикуляционного аппарата;
- акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- о значении правильного дыхания;
- основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Научатся:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
- правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
К концу четвёртого года коррекционных занятий обучающиеся познакомятся с:
- значениями многих лексических единиц;
- правилами связи слов в предложении;
- основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.
Обучающиеся смогут научиться:
- быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- анализировать речь (на уровне текста, предложения);
- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- составлять текст на определенную тему;
- использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
- интонационно оформлять высказывание.
Информационно – коммуникативные технологии – инструментарий коррекционного воздействия.
- Альбомы: «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». \Н.Э. Теремкова.- М.: «Гном и Д», 2009.
- «Альбом для логопеда»: Иншакова О.Б, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
- Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.
- «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984.
- Логопедические лото «Говори правильно».
- «Логопедическая энциклопедия»: Ткаченко Т.А. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.- 248 с.
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»:М. Просвещение. 2008.
- Мультимедийные образовательные ресурсы.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 г. Челябинска (МБОУ СОШ № 000)
Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность в к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УУД) разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И учителя– общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению по встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с . В рамках данного подхода коррекционно – (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Содержание коррекционно-воспитательной работы по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению (по) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т. д. Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД. Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано, они постоянно переспрашивают учителя. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться. Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию: 1. «Объясни товарищу». Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников повторить его для своего товарища, который в это время отсутствовал в кабинете. 2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать слова, а вы записывайте, но вместо буквы С (можно брать любую из )всегда ставьте черточку». Таким образом дети записывают 8-10, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания (суффиксы, приставки), а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание, которое предусматривает 2-3 ступенчатые инструкции (например, букву "б" подчеркнуть, а букву "д" зачеркнуть). Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы. Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану: 1. «Расскажи о... по плану-схеме» (в нашей логопедической работе рассказать по плану-схеме или по алгоритму можно и о звуке, и о слове, и о предложении, и о любом предмете). Через 1–2 занятия схема заменяется какими-нибудь символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2) подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор. 3. "Составьте алгоритм". Детям предлагают объединиться в пары или микрогруппы и составить алгоритм решения определенной учебной задачи (например, составить алгоритм описания животного). Через 10 минут каждая пара выполняет задание логопеда, используя свой алгоритм. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа: поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове; поиск ошибок в слове; поиск , грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработать памятку, в которой дать алгоритм действий по проверке. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой» (с окошком для выделения слова). Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. 2. "Ищем «случайные» ошибки". (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. 3." Ищем орфографические ошибки". (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. 4. "Проверка предложений "-(III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед указывает строку, слово или предложение, в котором она допущена. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения. Для самооценивания и фиксации результатов используются: линейки достижений, лестница успеха, карта самонаблюдений. Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем сделать следующий вывод: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.
Литература: 1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. . – М.: Просвещение, 2010. 2. Логопедические занятия со школьниками (1–): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ , и др. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Ястребова общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.