Горненская матушка. Горненский монастырь в иерусалиме
В пятницу, 9 ноября, начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В понедельник, 12 ноября, Святейший Патриарх совершит освящение Престола и Божественную литургию в Горненском женском монастыре.
Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.
От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.
Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.
Первый каменный храм построен в начале 1882 и освящен 30 марта 1883 года в честь Встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. По ходатайству отца Антонина 5 августа 1883 года Синод утвердил этот праздник как «Целование Мариино» и определил праздновать его 30 марта (12 апреля по новому стилю), если Благовещение не попадает на Страстные дни.
Если же Благовещение приходится на Страстную седмицу, праздник переносится на Светлый четверг или Светлую пятницу - день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Позднее в Горненском монастыре стала почитаться Казанская икона Божией Матери, которая спасала сестер обители во время эпидемии холеры в Палестине. С тех пор храм именуют в ее честь.
Иконостас, плащаницу, сосуды и иконы привезли из России. Иисуса Христа в терновом венце для иконостаса написал сам архимандрит Антонин. Перед храмом находится столб от дома . Справа от входа камень, у которого, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
По традиции икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Троицкого собора Миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем, где ее уже ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь. У входа в храм лежит цветочный ковер, собранный сестрами. Икону устанавливают в церкви, у нее ставится игуменский жезл.
В память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы икона Благовещения остается в монастыре до 24 июня (7 июля) - дня Рождества Иоанна Предтечи. В этот день икону Благовещения провожают из Горней в Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.
В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.
К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне - Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым. Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».
Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась ее слава, Церковь еще более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».
«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено. На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви. Сегодня ее радость является также и нашей радостью», - сказал в заключение Патриарх Феофил.
На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Идея основать в поселении Эйн Карем именно женскую обитель - Горненский монастырь- появилась у Антонина Капустина, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, совсем не случайно.
Евангелист Лука рассказывает трогательную историю: во время Благовещения архангел Гавриил, кроме собственно благой вести, сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, старая и бесплодная, тоже чудесным образом забеременела.
Мария тут же собралась в путь - Елизавета с мужем, священником Захарией, жила в деревне Эйн Карем неподалеку от Иерусалима. Можно понять любопытство юной женщины. Ведь если у пожилых родных и впрямь получилось зачать дитя, это тоже настоящее чудо и большая радость. Бесплодие было кошмаром любой иудейской семьи.
Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи
Когда Мария добралась до Эйн-Карема, Елизавета встретила ее словами благословения и тут же узнала в ней Матерь Господа, и в животе ее зашевелился шестимесячный младенец - будущий Креститель.
Елизавета была живым примером того, как вера простой женщины, немолодой и очевидно, не очень счастливой (Лука сообщает, что за бесплодие она «терпела поношения от людей»), оказалась крепче и действенней веры мужчины, священника. Ведь и мужу ее Захарии была благая весть, да где - в Иерусалимском храме архангел Гавриил поведал ему, что родится у него сын, «великий перед Господом». И даже имя подсказал: Иоанн. Но Захария испугался, смутился, не поверил - и был наказан немотой. И молчал до рождения сына. А когда счастливая родня и соседи явились в день обрезания младенца сказав Елизавете (муж-то онемел!), что неплохо бы назвать дитя по отцу, Захарией. Но мать твердо возразила: Иоанн. Ее не поняли: нет у нас в родне и не было никаких Иоаннов!
Подступились к Захарии с тем же вопросом - да, наверно, и с требованием вразумить как-нибудь жену. Но тот знаками потребовал дощечку для письма и написал: «Иоанн имя ему».
И стоило ему дописать последнее слово, он почувствовал, что снова может говорить, рассказать свою историю, восславить Господа, и раскаяться в том, что усомнился.
А Елизавета не сомневалась ни мига.
Только в Эйн Кареме, где жила эта удивительная женщина, и стоило построить пристанище для женщин, желающих служить Господу.
Здесь есть святой источник, из которого пила Мария, утомленная после своего пути. Ныне над источником построена маленькая часовня, а дорога от него как раз и ведет в Горненский женский монастырь.
Рождение обители
Архимандрит Антонин присмотрел участок для основания обители еще в 1869 г. Хозяин прекрасной земли, поросшей оливами, бывший дипломат французского посольства Джельяд был готов продать участок. Но ему было совершенно все равно, кому он достанется. На отличную землю претендовали и католики, строившие в Эль Кареме монастырь и школу. А у русского архимандрита не было денег. К счастью, он сумел привлечь серьезных спонсоров: бывшего министра путей сообщения Российской Империи Мельникова, хозяина знаменитых заводов Путилова, гастрономических магнатов братьев Елисеевых. Средства нашлись - но пришлось еще поторговаться с лукавым французом, что было нелегким делом. Недаром же Антонин называл его в дневнике «старым плутом» и даже «кощеем бессмертным», который, видно, чах не над златом, а над своей землей.
С 1871 г. эти трудности были позади - оседали на новоприобретенной земле паломницы, которые постепенно объединились в общину, строилась церковь Казанской Божией Матери.
По уставу каждая сестра, желавшая проживать в общине, должна была построить жилье на свои средства, Русская духовная миссия, очевидно, была не в лучшем финансовом положении и не могла помочь монастырю отстроиться как следует. Зато Горненский женский монастырь обрел свой неповторимый облик: не общее помещение с кельями, а домики на склоне горы, обсаженные плодовыми деревьями. Сестры возделывали землю, нашлись среди них и искусные рукодельницы, и художницы - и в начале XX в. При первой настоятельнице Валентине, возникли при монастыре златошвейная и иконописная мастерские, приносившие кое-какой доход.
Через тернии к звездам
В 1910-1911 гг. началось возведение большого храма Св. Троицы в честь Всех святых, в Российской земле воссиявших. Как началось, так и закончилось, незавершенное. Обитель вступила в полосу тяжких испытаний.
Началась Первая мировая война, и власти Оттоманской империи приказали сестрам убираться из обители. Приказу турецких властей подчинились не все. Оставшиеся монахини, чтобы выжить, ходили за 15 верст в каменоломни - нанимались дробить камень.
И все же обитель пережила и войну, и эпидемию холеры в 1916 г., хотя болезнь и проникла в монастырь, и убила не одну сестру (они похоронены на отдельном участке монастырского кладбища) - оставшиеся молились перед иконой Казанской Божьей Матери о спасении. И узрели чудо: икона сошла со стены, и все услышали голос, пообещавший, что бедствия прекратятся. И мор отступил.
Троицкий храм так и стоял недостроенным: воздвигался он на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая погибла от рук новой власти в 1918-м. Теперь между Московским Патриархатом и монастырем была пропасть по имени Советская власть, и Горненский монастырь перешел к Русской Православной Церкви заграницей.
Летом 1948 г. на Эйн-Карем посыпались бомбы, и сестрам пришлось спешно бежать - укрылись они в Иордании.
Новообразованное Государство Израиль вновь передало Горненский женский монастырь - вместе со всеми строениями Русской духовной миссии - Московскому патриархату.
С тех лет до распада СССР русский православный женский Горненский монастырь был единственной обителью Московского Патриархата в иностранном государстве.
Храм Всех святых достраивался с 1997 по 2007 гг. и освящен в 2012 Патриархом Московским Кириллом.
Если хотите увидеть больше
Недалеко от собора Всех святых есть заброшенная греко-православная церковь, построенная в конце XIX в. За ней ухаживала и даже расписывала ее всего одна монахиня. После ее смерти церковь открывают очень редко, но можно сделать фото и попросить насельниц монастыря рассказать о церкви.
Горненский монастырь сегодня
Нынешняя игуменья Георгия в Горненский монастырь приехала в 1991 г., вместе с делегацией Патриарха Алексия II - незадолго до того он назначил ее настоятельницей Горненского и возвел в сан игумении.
Прибыла матушка Георгия к уже знакомым трудам: с 1989 она восстанавливала в Санкт-Петербурге храм Иоанна Кронштадтского, который стоял «без окон без дверей», загаженный и разоренный.
На новом месте тоже требовалась огромная работа, Горненский монастырь уже пять лет стоял безначально, без настоятельницы. По воспоминаниям самой Георгии, в недостроенном соборе Троицы успели вырасти деревья, на всех путях к нему - непроходимые заросли. А что до монастыря - проще перечислить, чего там не было, помимо игумении: водопровода, телефона, ограждения вокруг монастыря, гостиницы для паломников; многие домики обветшали и требовали ремонта.
Матушку Георгию это не испугало и не ввело в уныние: да и невозможно человеку с такой биографией бояться преодолимых трудностей. Игуменья Георгия, в миру Валентина Щукина, пережила многое: с матерью и сестрой выбиралась из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера, лежала в морге среди умерших на железнодорожной станции Орехово-Зуево, потеряла сестру и еще совсем молодую мать, с 14 лет неофициально зарабатывала себе на жизнь помощницей в столовой, а затем реставратором в Центральном историческом архиве Ленинграда. Решение о монашестве приняла едва на 15-м году жизни и с превеликим трудом попала в эстонский монастырь, где и прожила почти сорок лет.
Старанья настоятельнецы игумении Георгии Щукиной
Трудами игумении, сестер и трудников Горненского монастыря все здесь постепенно преобразилось. Появились и несколько гостиниц для паломников, которые регулярно наезжают в обитель. Есть здесь и трудницы, временно проживающие в монастыре и помогающие сестрам во всех работах - каждая по своему умению. Устав для трудников более мягкий, чем для сестер: те живут по часам, их жизнь состоит из служб и послушаний. Работ в монастыре, коих тут множество - в церкви, в паломнических домиках, в саду, в канцелярии, в трапезной, на просфорне. Уход за больными, уборка территории, прогулки с паломниками в качестве гидов - все это послушания.
На фото - удивительная красота снаружи и необыкновенная чистота внутри монастыря: сразу видно, что здесь живут женщины. Даже кладбище аккуратнейшее, с белыми надгробными плитами и крестами.
Послушания после вечерней службы заканчиваются в 21.00. В свободное время сестры могут по желанию молиться в своих домиках-кельях, беседовать, читать. И даже общаться с животными: местная фауна сполна оценила доброту монахинь и является «на трапезу». Здесь летают зеленые попугайчики, неспешно ползают черепашки, бродят кошки и даже мангусты.
Горненский монастырь — трудничество
Как решить вопрос с трудничеством в Горненском монастыре?
Вам нужно прислать в канцелярию Русской духовной миссии по e-mail (адрес: ) следующие документы:
1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью).
2. Автобиографию (в формате Word).
3. Анкету (в формате Word).
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника).
5. Данные заграничного паспорта (отсканированный разворот паспорта с фотографией).
Образцы прошения и анкеты есть на сайте РДМ: http://rusdm.ru/contact
Перед покупкой авиабилетов согласуйте дату вашего прибытия с канцелярией РДМ.
У вас должна быть оформлена туристическая медицинская страховка на все время пребывания в Израиле.
Цветочный ковер для Богоматери
Основатель обители архимандрит Антонин Капустин оставил по себе удивительную память: он подарил монастырю уникальный престольный праздник, отсутствующий в православном календаре. Он добился от Синода в 1883 г. благословения отмечать здесь «Целование Мариино» — в память о чудесном визите Марии к родственнице.
12 апреля из Свято-Троицкого Иерусалимского собора «переезжает» в обитель чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры с игуменией благоговейно встречают ее у Источника Марии, и крестным ходом икона «шествует» в Казанский храм, перед которым ее встречает прекрасный круглый ковер, выложенный из цветов.
Икона «живет» в обители три месяца - до Рождества Иоанна Предтечи в июле, потому что именно столько времени пробыла Богоматерь в гостях у Елизаветы.
Сестры всегда рады празднику - к ним словно бы приходит сама Матерь Божия – и она же будто бы является в это время настоятельницей обители. Матушка Георгия радостно рассказывает о том, как Богоматерь, «наряженная» в красивую голубую или розовую ризу, занимает ее место, а ей приносят самый обыкновенный стульчик.
Подъем у нас рано, в 4-50. На улице ещё темно. Садимся в автобус и едем. За окном начало светать. Город постепенно просыпается. Слева и справа мелькают красивые пейзажи. Вижу, как на горизонте показался городок в нежных лучах восходящего солнца на склоне горы. Долина окутана утренним туманом, что создавало иллюзию морского залива. Сегодня едем в Горненский монастырь. Дорога вьётся лентой по склону горы. Наш автобус остановился перед закрытыми воротами синего цвета. Вышли и отправились пешком по внутренней территории. Природа здесь дышит свежестью и гармонией. Стояла первозданная тишина, лишь слышно весёлое щебетание птиц. Слева дорога огорожена каменной кладкой, и лишь отдельные её фрагменты выложены из пористого розового камня. Поднявшись по дорожке вверх, затем по лестницам, мы очутились перед Горненским монастырём.
Считается, что монастырь основан на месте встречи Богородицы с праведной Елисаветой. В храме монастыря хранится почитаемая икона Казанской Божией Матери.
Ещё издали слышим церковное пение, началась служба. Несмотря, что рано, народу в храме много. Служба идёт гармонично. Батюшка поёт красивым мелодичным голосом молитвы, ему в такт подпевает хор певчих девушек. Батюшки, то и дело заходит за ажурные позолоченные ворота алтаря, совершая какие-то таинства обрядов. Слева и справа от ворот красовались иконы в золочёных рамах. Служба шла своим чередом. Я вышла из храма подышать свежим воздухом. Как здесь красиво. Кругом посажены цветы. Солнце ласково светит из-за угла храма.
После службы нас пригласили пообедать за деревянными столами под навесом рядом с храмом. У нас собой был сухой паёк, который нам выдали в гостинице. На обед нам добавили горячие рожки, приправленные чем-то вкусным. Мы подумали, что это тёртый сыр. У меня было подозрение на рыбу, но фарш был светлый, и никто нам ничего не сказал. Игорь ел с удовольствием. Лишь после обеда он почувствовал жжение во рту, у него покраснело лицо, и припухли губы. Мы все испугались. У Игоря оказалась аллергическая реакция на рыбу, он выпил свои таблетки, и утешил нас, что всё нормально. Затем ушёл к автобусу, а мы с группой поднялись в верхний храм на горе,
помолились там, фотографировали пейзажи гор, открывающиеся оттуда. Но на душе у меня было не спокойно.
Я молилась иконам, чтобы всё обошлось. Пока стояли возле храма, вышла монашка, и стала нас спрашивать: «Где у нас мальчик»? Сердце моё ёкнуло от надвигающейся беды. Мы удивились этому вопросу, зная, что он в автобусе. Я заподозрила неладное. Мы с гидом Дмитрием пошли вниз с горы к автобусу. Придя туда, Игоря не нашли, сказали, что он ушёл в медпункт. Идём обратно в поисках медпункта. Я в душе неистово молилась за сына – «Только не это, спаси и сохрани». Игорь сидел в медпункте. Лицо его было красное и опухшее. Ему сделали укол, его знобило от поднявшейся температуры. Ветеринар поставила диагноз «Отёк Квинке». Это было ужасно. Мы не знали, что делать. Если вызывать скорую помощь, это очень дорого 600-800 шейкелей (5-6 тыс.р.). Решили ехать на автобусе, хорошо, что ехать недалеко. Сначала по территории монастыря Игоря довезли на местной полуоткрытой машине до автобуса. Наши паломники расстроились, и сочувствовали нам. Тем более мы задерживали всю группу.
В интервью порталу Православие.ru настоятельница Горненского женского монастыря рассказывает о жизни обители и о ее насельницах.
— Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?
— Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться на святых местах. Когда назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия — принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или в Эстонии, но Святая Земля — особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас — группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.
— Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.
— Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь — тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.
С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.
Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши — почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.
Устроили первую гостиницу — со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.
Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.
— Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?
— Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание — такова наша миссия.
Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь — мне тогда было 18 лет, — меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали — все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.
— Каков распорядок жизни Горненского монастыря?
— День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник — архангелу Михаилу, во вторник — святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после Литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.
Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники — в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.
— Подвизаться на Святой Земле — особый крест?
— Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».
Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» — никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.
Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом — теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.
— Сколько насельниц в обители сегодня?
— Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.
Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер — снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.
Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.
Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер — из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга — Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.
— Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?
— Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем
В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.
Часы для посещения: с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00
Богослужения в Горненском женском монастыре совершаются ежедневно. Время в монастыре не переводится на летнее или зимнее и круглый год соответствует часовому поясу Москвы (GMT+3).
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
По субботам после Божественной литургии проводятся занятия в церковной школе для детей.
Почтовый адрес : Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel
Телефон : +972 2 641-28-87, факс: +972 2 643-50-50
Электронная почта : [email protected]
Расписание богослужений и требы
ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...
КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме...
РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ПОДВОРЬЯХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...
Новости
Секретарь Миссии посетил церемонию инаугурации в МИДе Израиля
13 марта 2019 13 марта в Министерстве иностранных дел Израиля состоялась церемония вступления в