Хо ше мин. Хо Ши Мин (гос
(настоящее имя - Нгуен Тат Гхань)
(1890-1969) основатель и первый президент Социалистической Республики Вьетнам
В переводе имя Хо Ши Мин означает «Сияющий». Нгуен Тат Тхань родился в конце XIX века, в то время, когда Вьетнам был частью французской колонии Индокитай, в которую также входили Лаос и Камбоджа.
В 1911 г. Нгуен уехал за границу, работал матросом. В 1916-1923 годах жил в США, Великобритании, Франции.
В 1920 г. он вступил во Французскую коммунистическую партию. В это время и сложились его антиколониальные убеждения. Новые друзья помогли Хо Ши Мину попасть в Советский Союз, где он окончательно сформировался как коммунистический лидер. Свои взгляды он изложил на V конгрессе Коминтерна (1924), где выступил с содокладом по колониальному вопросу.
Теперь задачей Хо Ши Мина стало образование коммунистической партии в Индокитае. В 1925 г. он организовал Товарищество революционной молодежи Вьетнама. Чтобы избежать ареста, ему пришлось поселиться не во Вьетнаме, а в Камбодже. В это время в Индокитае уже действовали отдельные коммунистические группы. Хо Ши Мину удалось объединить их, и в 1930 году была образована Коммунистическая партия Индокитая. С 1951 года она стала называться Партией трудящихся Вьетнама, а с 1976 года - Коммунистической партией Вьетнама.
В середине 30-х годов Хо Ши Мин учился в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока и работал в Коминтерне.
Скоро на его родине произошли новые политические события. С началом Второй мировой войны в Индокитай вошли японские войска. Это произошло в 1940 году. Вернувшись сюда через год, Хо Ши Мин возглавил революционное движение теперь уже не только против французских колонизаторов, но и против японских оккупантов. По его инициативе в мае 1941 года была создана Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь), которая объединила все патриотические силы страны. Позднее он был избран ее председателем.
В августе 1945 года во Вьетнаме произошла революция, и Хо Ши Мин стал председателем временного правительства Демократической Республики Вьетнам, провозглашенной в сентябре того же года. Он надеялся, что победа союзников во Второй мировой войне принесет независимость и Вьетнаму. Но этого не произошло.
Как только война закончилась, французы вернулись во Вьетнам, но встретили сопротивление. Вьетнамцы во что бы то ни стало хотели добиться независимости, а французы так же решительно были настроены оставить за собой эту колонию. Теперь уже здесь началась долгая кровопролитная война за освобождение страны от колониальной зависимости. Война длилась 9 лет, пока в 1954 году Народная армия Вьетнама не захватила форт Дьен-Биенфу - основную базу французов.
После этого на Женевском совещании министров иностранных дел Советского Союза, Китая, США, Англии и Франции было принято соглашение о разделении Вьетнама на две части: Южный и Северный. Были проведены выборы, и Хо Ши Мин стал президентом Северного Вьетнама, заняв сразу несколько постов - Председателя Центрального Комитета Партии трудящихся Вьетнама и Генерального секретаря партии. В 1955 году Хо Ши Мин посетил Советский Союз с официальным визитом и договорился о помощи Вьетнаму.
В это время в Южном Вьетнаме сложилась очень непростая ситуация. Намеченные выборы были сорваны, и по всей территории разместились американские военные базы. В то же время здесь начали активно действовать патриотические силы (Вьетконг). Сначала происходили отдельные стычки патриотов с американцами, но они становились все чаще. Борьба приняла массовый характер. В феврале 1965 года Соединенные Штаты начали бомбардировки и обстрелы южных районов, а в июне 1965 года - всей территории Вьетнама. Правительство Хо Ши Мина обратилось за помощью к Советскому Союзу. Такая помощь была оказана. СССР помог Вьетнаму военной силой, техникой, направил военных специалистов.
Правительство Хо Ши Мина постоянно поддерживало южновьетнамских патриотов и обеспечивало их всем необходимым. Для снабжения их армии была организована целая система сообщений и пеших дорог, которую назвали «тропа Хо Ши Мина».
Американские самолеты забрасывали бомбами целые селения, жгли людей напалмом, но вьетнамцы продолжали отчаянно сопротивляться.
Вьетнамская война приняла настолько жестокий и отвратительный характер, что уже не только в других странах, но и в самой Америке люди потребовали прекратить ее.
Наконец в 1968 году в Париже начались переговоры между США и Вьетнамом. Однако Хо Ши Мину не довелось узнать, чем они закончатся. 5 октября 1969 года он умер. И только через шесть лет после его смерти два вьетнамских государства объединились в единую Социалистическую Республику Вьетнам.
Хо Ши Мин остался в истории Вьетнама не только как политический деятель. Он был также одаренным поэтом, и его стихи переведены на многие языки мира. Любопытно, что одно из первых изданий вышло в Париже еще в те времена, когда Вьетнам оставался колонией Франции.
Отчаянный путешественник и авантюрист, изощрённый политик, прекрасный оратор, шпион, работавший на несколько разведок мира, - во Вьетнаме его называют дядюшка Хо, мило и по-семейному, как какого-то домового.
Нет, он не увлекался чёрной магией, как Гитлер , культ его личности не мог сравниться со сталинским, а число последователей было значительно меньше, чем у Мао . И всё же кто из великих диктаторов мог бы похвастаться наличием целой религии имени себя? А вот у Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему.
Буддисты-коммунисты
Один из таких храмов находится на окраине города Вунгтау. Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы. Когда-то Вунгтау считался вьетнамским Лас-Вегасом. Здесь реками текло вино, не смолкала музыка и не утихал кутёж в казино и борделях. Когда вьетнамские коммунисты выгнали американцев и захватили Вунгтау, то сожгли все бордели вместе с проститутками. Тех, что не погибли, отправили «на перевоспитание» в трудовые лагеря. Похожая участь ждала и развесёлую столицу Южного Вьетнама город Сайгон. Его переименовали в Хошимин, в честь легендарного основателя Коммунистической партии Вьетнама.
Когда-то здесь не смолкала музыка. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян
Возможно, именно с этого момента Хо Просветитель (именно так расшифровывается псевдоним Ши Мин) стал богом. Нет, коммунисты Вьетнама официально считают себя атеистами и в Бога не верят. Но в Юго-Восточной Азии быть абсолютным атеистом невозможно. Например, в соседнем Лаосе не принимают в компартию тех, кто не отслужил какое-то время монахом в буддистском храме. А во Вьетнаме буддисты и коммунисты вместе боролись против американской оккупации. Поэтому когда коммунисты пришли к власти, то не стали разрушать буддистские храмы (большая их часть уже была разрушена американцами), а вместо этого стали смешивать две идеологии.
Вот и храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Он расположен на холме, чтобы добраться до него, нужно пройти через узорные ворота с драконами, львами и символами инь и ян, а потом подняться по лестнице. Во дворе храма массивный бронзовый колокол, как во всех буддистских храмах, и такой же огромный барабан. Единственное отличие - красный флаг с серпом и молотом, развевающийся на флагштоке в центре двора.
Внутреннее убранство храма напоминает нечто среднее между китайской пагодой и мемориальным кладбищем. Стены украшены табличками с именами павших героев. На алтаре в центре стоит бюст Хо Ши Мина, а перед ним бронзовая чаша с курящимися ароматическими палочками. Слева и справа от алтаря скульптуры, изображающие цапель, стоящих на спинах черепах. В клювах у цапель сжаты жемчужины. Птицы символизируют интеллектуальную элиту, жемчужины - высшее знание, а черепахи - простой народ-труженик. Странные скульптуры для святилища пролетарского вождя, они скорее бы подошли для конфуцианского храма. Впрочем, здесь есть и прославляющая труд символика. Например, изображения электрических вышек на ростовых китайских фарфоровых вазах.
Фото: АиФ / Григорий Кубатьян
В храме Хо Ши Мина периодически собираются ветераны войны и ответственные партийные работники, приносят венки с выложенными из цветов звёздами. Приводят сюда и группы школьников, как водили советских детишек к мемориалам Ленина. И всё-таки культ Хо Ши Мина зашёл ещё дальше. Алтари с его портретами, цветами и дымящимися палочками встречаются даже в частных домах: в гостиных, где традиционно висят портреты умерших родственников, стоят статуэтки будд или изображения Девы Марии. Перед алтарём Хо Ши Мина блюдо с арбузами, бананами, манго. Во Вьетнаме божествам почему-то всегда подносят фрукты и никогда - колбасу.
Аскет или многожёнец?
В центре Ханоя находится мавзолей Хо Ши Мина. Говорят, дядюшка Хо был против того, чтобы из него делали мумию. Но так уж было принято в социалистических странах. Отняв у людей привычные религии, коммунисты давали новую. Вместо крестов, полумесяцев или будд - красные флаги, серпы-молоты и золотые звёзды. Во Вьетнаме часто можно увидеть футболки с портретом Хо, где золотая звезда у него вместо нимба. Коммунистам даже не пришлось ломать старые устои. Использовать мощи святых для поклонения - обычная практика в Юго-Восточной Азии. Разве что вместо круглой дальневосточной ступы построили квадратный ближневосточный мавзолей. Но обходят коммунистическую святыню по кругу так же, как обходят святые буддистские места.
У Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян
Образ жизни Хо Ши Мина отчасти роднит его с Буддой. Жил аскетично, в небольшом доме, жены не имел, питался скромно. Даже ходил в обуви из автомобильных покрышек, как беднейшие из крестьян. При этом полностью посвятил себя стране и борьбе за её независимость.
Иногда появляются книги, авторы которых сомневаются в святости дядюшки Хо и даже обвиняют в тайном многожёнстве. Что ж, у каждой настоящей религии должны быть свои еретики. На кострах их вьетнамские власти не сжигают - не те времена, но всё же борются с ересью как могут: проклинают, изгоняют, запрещают. А дядюшка Хо взирает на это бронзовыми глазами сотен статуй и улыбается с тысяч портретов. Он - бог вьетнамцев, и весьма могущественный. Ведь даже пришедший в страну воинствующий капитализм не смог повергнуть его, как многих других коммунистических божеств. А значит, будут продолжать дымиться палочки в его храмах и будут всегда свежие фрукты на его алтарях.
Из «АиФ. Без границ» № 13, 2012 г.
Хо Ши Мин
Роль Хо Ши Мина в мировой истории
Хо Ши Мин (Ho Chi Minh, вьетнамцы произносят Хо Ти Мынь), первый президент независимой Демократической Республики Вьетнам.
Хо Ши Мин является одним из политиков, оказавших наибольшее влияние на ход истории Вьетнама и всего национально-освободительного движения в 20-м веке, причем будучи лидером в то время еще небольшой страны. В 1954 году войска Вьет Минь под руководством Хо Ши Мина одержали победу над французскими войсками у городка Дьен Бьен Фу. Она оказала огромное психологическое воздействие на национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, побудила их к более решительным действиям. Колониальная система, выстраиваемая западноевропейcкими странами в течение нескольких столетий, рухнула в течение нескольких лет. Второе, что удалось сделать Хо Ши Мину и, затем, его преемникам, это - одержать моральную победу над США во время так называемой Вьетнамской войны. Это была победа над супердержавой, которая была вынуждена уйти из Вьетнама в результате военных и политических неудач. Вьетнамская война во многом изменила и саму Америку.
Происхождение Хо Ши Мина
Хо Ши Мин родился 19 мая 1890 в провинции Нге Ан, в селе Ким Лиен. Имя, данное при рождении - Nguyen Tat Thanh (Нгуен Тать Тхань), по другой версии Nguyen Sinh Cung (Нгуен Синь Кунг). По поводу происхождения имени Хо Ши Мин существуют разные версии. Самая распространенная такая: проживая некоторое время в Китае на нелегальном положении, Хо Ши Мин воспользовался паспортом умершего китайца.
Отец Хо Ши Мина был служащим, приписанным к императорскому двору, имел ученую степень. Тхань был младшим среди троих детей, у него были еще брат и сестра. Он окончил франко-вьетнамскую школу, затем работал учителем в провинции Фан Тхиет. В 1911 году отправился в Европу на борту торгового судна. Обосновался в Париже, где работал помощником фотографа.
Во Франции Хо Ши Мин активно включился в деятельность французских левых сил. В тот период он пользовался псевдонимом Нгуен Ай Куок (Нгуен-патриот) и стал приобретать определенную известность в политических кругах.
Борьба Хо Ши Мина за независимость Вьетнама
В 1920 Хо Ши Мин присутствовал на съезде Французской социалистической партии в Туре, на котором откололось ее левое крыло, в результате чего возникла Французская коммунистическая партия (ФКП). В 1921 участвовал в создании Межколониального союза и написал множество статей для газеты «Le Paria». В 1923 выехал в Москву, где проходил курс обучения в КУТВ (Коммунистическом университете трудящихся Востока), жил в одной комнате с Цзян Цинго, сыном Чан Кай Ши, занявшим после своего отца пост президента Тайваня. В 1924 году участвовал в работе 5-го Конгресса Коминтерна. В 1927 году в китайском городе Гуанчжоу организовал Товарищество революционной молодежи Вьетнама для подготовки молодых вьетнамцев к революционной борьбе. Вместе с индийским коммунистом М.Н.Роем основал Лигу угнетенных народов. В 1929 г. работал в подполье в Таиланде. В 1930 г. образовал Коммунистическую партию Вьетнама, которая затем была преобразована в Коммунистическую партию Индокитая. В 1941 году в оккупированном японцами Индокитае Хо Ши Мин учредил Лигу борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). Под его началом она, исходя из тактических соображений, некоторое время сотрудничала с Управлением стратегических исследований США (предшественника ЦРУ), а также с гоминьдановским Китаем против Японии. После капитуляции Японии Вьетминь взял власть в Индокитае в свои руки. Независимое правительство Индокитая возглавил Хо Ши Мин. До этого, несмотря на то, что Вьетнам более ста лет являлся колонией Франции и некоторое время находился под японской оккупацией, номинально сохранялась власть императора. Хо Ши Мин предоставил бывшему императору работу в должности своего советника, но, впоследствии уволил его за сепаратные переговоры с колонизаторами и отпустил во Францию.
В 1946 Хо Ши Мин руководил вьетнамской делегацией на конференции в Фонтенбло. Однако, конференция, созванная для урегулирования отношений Вьетнама с Индокитайским союзом и Францией, не смогла решить поставленной задачи. В декабре 1946 войска ДРВ нанесли удар по силам французов в Тонкине, началась Первая индокитайская война, закончившаяся поражением Франции, подписанием мирного соглашения на Женевской конференции 1954 и разделом Вьетнама по 17-й параллели. В 1955-1956 правительство Хо Ши Мина провело аграрную реформу. Аграрная реформа, так же как и в СССР в 30-е годы, затронула много людей. Хо Ши Мин проводил, в общем-то, сталинистскую политику. Во время правления в СССР Н.С.Хрущева Хо Ши Мин, несогласный с развенчанием И.В.Сталина, придерживался Китая. В последующие годы вьетнамское правительство получало военную и экономическую помощь и от СССР и от Китая для ведения войны с США. Умер Хо Ши Мин 2 сентября 1969 года. Победа Вьетнама в войне против США произошла в 1973-75 г.г. уже при его преемниках.
Дядюшка Хо
Вьетнамцы с большим уважением относятся к основателю своего независимого государства. Они звали его «дядюшка Хо». Таким же образом во время войны его называли и американцы.
Именем Хо Ши Мина назван самый крупный город Вьетнама, бывший Сайгон, с населением в 7 млн. человек Хошимин . В столице страны, г.Ханое, после смерти вождя был построен мавзолей Хо Ши Мина, открытый для посещения всеми желающими. В г.Вине, центре провинции Нге Ань, в которой родился Хо Ши Мин, построен мемориал.
Хо Ши Мин считается как бы отцом нации. Своих детей не имел. Хо Ши Мин вел аскетичный образ жизни. Никакой собственности не имел, одевался скромно.
Один из китайских ученых-историков обнаружил, что во время проживания Хо Ши Мина в южном Китае он встречался с женщиной. С фото, приведенном этим историком, смотрит красивая женщина, китайско-европейской внешности. Взять ее с собой во Вьетнам Хо Ши Мин, вероятно, не мог, так как его соотечественники неодобрительно отнеслись бы к иностранке.
Во Вьетнаме а настоящее время проживает около 200 известных родственников Хо Ши Мина, не являющихся его наследниками первой очереди (следуя юридическим терминам). Они ежегодно встречаются в Ханое.
Хо Ши Мин также проявил себя как выдающийся культурный деятель. Он был признан ЮНЕСКО «Героем национально-освободительного движения, выдающимся культурным деятелем».
В СССР Хо Ши Мин прожил несколько лет и часто посещал его уже после того, как стал руководителем Вьетнама. Ему поставлен памятник в Москве и бюст в Ульяновске. Во Владивостоке на железнодорожном вокзале установлена мемориальная доска. В Хабаровске на Дальневосточной железной дороге работает локомотив «Хо Ши Мин». В 2010 г. в Санкт-Петербурге при СПбГУ был открыт институт Хо Ши Мина.
Руководитель августовской революции, первый президент Северного Вьетнама, создатель Вьетминя и Вьетконга, философ-марксист, поэт.
неизвестен , Public DomainБиография
Ранние годы
Хо Ши Мин родился 19 мая 1890 года в деревне Кимлиен, уезд Намдан, провинция Нгеан. Его имя при рождении (первое, или молочное, имя) - Нгуен Шинь Кунг. Отец - Нгуен Шинь Шак - сторонник конфуцианской патриотической партии, был самым образованным человеком в деревне, получил почётное звание фобанга (второе по значению), впоследствии приглашался на должность начальника уезда. Мать - Хоанг Тхи Лоан - умерла в возрасте 32 лет при родах четвёртого ребёнка.
По вьетнамской традиции, перед поступлением в школу Нгуен Шинь Кунг получил второе (официальное, или «книжное», имя) - Нгуен Тат Тхань (вьетн. Nguyễn Tất Thành , «Нгуен-триумфатор»).
Период эмиграции
В 1911 году Тат Тхань под вымышленным именем поступил на пароход матросом.
На родину он вернулся только через 30 лет. За эти годы посетил Америку и Европу. В 1916-1923 годах жил в США, Великобритании, Франции.
Во Франции
В Париже берёт псевдоним Нгуен Ай Куок (вьетн. Nguyễn Ái Quốc , тьы-ном 阮愛國, «Нгуен-патриот»).
В 1919 году обратился к руководителям держав, подписывающих Версальский договор, чтобы они предоставили свободу народам Индокитая.
В 1920 году вступил во Французскую коммунистическую партию. С 1920-х годов - активист Коминтерна.
В 1923 году приезжает по приглашению Коминтерна из Парижа в Москву. Для конспирации пропуск в СССР был выписан на другое имя. Ехать пришлось через Германию: в Берлин, оттуда в Гамбург, 30 июня 1923 года прибыл пароходом в Петроград, и затем поездом в Москву.
В Москве работал в Исполкоме Коминтерна (ИККИ). Очень хотел повидаться с Лениным, однако встретиться не довелось, так как советский вождь уже был серьёзно болен и вскоре скончался. Нгуен Ай Куок смог посетить прощальную церемонию.
Давал интервью для журнала «Огонёк» Осипу Мандельштаму.
Окончил Коммунистический университет трудящихся Востока. В Советском Союзе Нгуен Ай Куок окончательно сформировался как коммунистический лидер.
Тара-Амингу , CC0 1.0Свои взгляды Нгуен Ай Куок изложил на V конгрессе Коминтерна в 1924 г., где выступил с докладом по колониальному вопросу.
В Китае
В декабре 1924 года, когда на юге Китая Сунь Ятсен стоял во главе революционного Кантонского правительства и сотрудничал с коммунистами в надежде на военную и финансовую поддержку Коминтерна, Нгуен Ай Куок был направлен в Кантон. Там же получил китайские документы с новым китайским псевдонимом «Ли Цюй» и стал вести работу по налаживанию связей Коминтерна с революционно настроенными эмигрантами из Вьетнама. Под видом наёмного китайца официально устроился на работу переводчиком у Главного политического советника ЦИК Гоминьдана и одновременно представителя Коминтерна в Китае Михаила Марковича Бородина.
Через некоторое время организовал в Кантоне «Комитет особой политической подготовки», где под псевдонимом «товарищ Выонг» обучал вьетнамцев методам организованной коллективной революционной борьбы, в противовес индивидуальному террору. Встречался с Фан Бой Тяу.
В 1925 году, после ареста в Шанхае Фан Бой Тяу, «товарищ Выонг» организовал в Кантоне Товарищество революционной молодежи Вьетнама, со своим печатным органом - газетой «Молодёжь», и ещё несколько революционных организаций - женскую, крестьянскую, пионерскую. Для оргработы с революционерами соседних стран создал «Союз угнетённых народов Азии». Существует также некоторая информация о его знакомстве и браке в это время с женщиной-китаянкой Цзэн Сюэмин, которую по-вьетнамски называли «Танг Тует Минь».
В 1926 году, через Бородина, «товарищ Выонг» организовал отправку первой группы вьетнамских революционеров в Москву, на обучение в Коммунистический университет трудящихся Востока. В это же время написал и распространял первую вьетнамскую коммунистическую учебную брошюру «Пути революции» с изложением политической программы будущей коммунистической партии Индокитая.
В апреле 1927 года, после переворота Чан Кай Ши, аппарат Бородина был эвакуирован. «Ли Цюй» не только лишился работы, но и оказался под угрозой ареста. Чтобы избежать ареста, в мае 1927 года он срочно попытался перебраться в Гонконг. Однако туда его не впустили и пришлось проделать трудный путь на север Китая, а оттуда на территорию СССР.
Снова в Европе
Прибыв в Москву, в декабре 1927 года Нгуен Ай Куок отправился в рабочую поездку по европейским странам. В Брюсселе принял участие в работе недавно созданной международной «Антиимпериалистической лиги». Далее, через Францию и Швейцарию он перебрался в Италию, где в порту Неаполя сел на пароход, отправляющийся в Индокитайское государство Сиам.
В Сиаме
В Сиаме Нгуен Ай Куок снова, как и ранее в Китае, поселился в местах, где проживало большое количество вьетнамских эмигрантов - в провинции Удон. Там, под новым псевдонимом «Тхау Тин», он начал работу по организации революционных групп среди вьетнамцев. В это время в Сиаме существовали уже и ячейки Товарищества революционной молодежи Вьетнама.
11 ноября 1929 года Нгуен Ай Куоку во Французском Индокитае вьетнамским императорским судом был заочно вынесен смертный приговор. На вьетнамских землях Французского Индокитая к этому времени уже действовали отдельные коммунистические группы. Коминтерн передал поручение Нгуен Ай Куоку провести работу по их объединению и в декабре 1929 года он отправился морским путём через Сингапур в Гонконг.
В Гонконге
Нгуен Ай Куоку, при содействии Компартии Франции (и лично Мориса Тореза), филиалом которой считалась Компартия Вьетнама, удалось объединить разрозненные партийные группы, и в 1930 была образована Коммунистическая партия Индокитая.
Движение за независимость
В 1941 году в оккупированном японцами Индокитае учредил Вьетминь. После приезда в Южный Китай для установления связи с китайскими коммунистами и вьетнамскими эмигрантами был арестован гоминьдановским правительством и провёл полтора года в тюрьме. После ухода японцев Вьетминь взял власть в Индокитае.
Palosirkka , CC0 1.0Был премьер-министром (1946-1955) и президентом (1946-1969) Северного Вьетнама.
На посту президента Северного Вьетнама
В 1955-1956 годах его правительство провело аграрную реформу. Получал материальную и военную помощь от КНР и СССР. В 1965 году в связи с бомбардировками США Северного Вьетнама, Хо Ши Мин объявил о непрерывной борьбе с ними и отказался от всяких переговоров.
Смерть
Умер в 1969 году, на 80-м году жизни. Забальзамирован советскими специалистами, хотя в завещании просил кремировать себя, поместить прах в три керамические урны и захоронить в каждой части страны - на севере, юге и в центре, где родился. Похоронен в Ханое, в мавзолее на площади Бадинь.
Портреты этого худощавого старика с высоким лбом, седой бородкой и легкой лукавинкой в глазах встречаются во Вьетнаме буквально на каждом шагу. Подобно другому знаменитому обладателю бородки и лба, его нетленное тело покоится в гранитном мавзолее на ханойской площади Ба динь, а жизнь растиражирована в официальных биографиях и бесчисленных мифах.
Надо сказать, что история этого человека может дать немало пищи для размышлений и домыслов. Его долгая (79 лет!) жизнь была полна ярких событий, выдающихся достижений, противоречий и парадоксов. Человек, повидавший полмира и отовсюду стремившийся на родину. Непримиримый враг колониального режима, писавший пьесы и изящные стихи на языке колонизаторов. Влиятельный лидер «третьего мира», с удовольствием щеголявший в ветхих шортах и сандалиях, вырезанных из автомобильной покрышки. Президент, предпочитавший официальной резиденции обычный крестьянский домик. Глава государства, за все время пребывания у кормила власти не знавший ни одного мирного дня. Все это он - Хо Ши Мин...
Будущий отец независимого Вьетнама родился 19 мая 1890 г. в семье сельского учителя в провинции Нгеан. Мальчик, нареченный «детским» именем Нгуен Синь Кунг, получил домашнее образование в духе традиционной конфуцианской книжности. Достигнув 18 лет от роду и сменив имя на Нгуен Тать Тхань, этот обычный деревенский парень продолжил учебу в императорской столице Хюэ. Конфуцианство с его культом социальной гармонии и справедливых отношений между людьми оказало на личность будущего революционера огромное влияние, указав идеал, к которому следовало стремиться. Оставалось найти путь к осуществлению этого идеала...
Летом 1911 г., бросив место помощника учителя в частной школе, не обремененный багажом и деньгами юноша отправляется в Европу. Уже через несколько месяцев нужда заставляет Тханя наняться в Марселе матросом на торговое судно. Совершив несколько плаваний по Средиземному морю и побывав в США, молодой человек на четыре года оседает в Лондоне. Гремит Великая война, вспыхивают революции в России и Германии, а Тхань усиленно занимается самообразованием. Он беспрестанно думает о том, как помочь своим соотечественникам и сделать жизнь на родине лучше. Тхань твердо убежден в том, что для справедливого преобразования Вьетнама необходимо прежде всего вырвать страну из под власти Франции. Движимый наивным желанием «изучить врага», Тхань приезжает в Париж и... неожиданно находит среди ненавистных французов друзей - членов Французской социалистической партии. Молодой человек в восторге: в идеях Коммунистического Интернационала он наконец-то находит верное средство освобождения соотечественников. С одобрения товарищей энергичный «аннамит» развивает бурную деятельность: печатается в левых газетах, участвует в 1-м съезде Французской коммунистической партии, основывает газету «Пария» («Отверженный») и Межколониальный союз цветных народов. Празднуя начало нового этапа своей жизни, бывший Тать Тхань принимает символичное имя Ай Куок - «Любовь к родине». Новое имя вскоре получает известность, европейская социал-демократия рукоплещет Ай Куоку, однако все не так просто - на деле никто не разделяет его желания немедленно освободить Индокитай. Летом 1923 г. накопившееся разочарование толкает Ай Куока на решительный шаг: он бросает квартиру в 5м округе Парижа и налегке отправляется в Советскую Россию. В Москве молодого азиата буквально носят на руках: руководство СССР все еще одержимо идеями экспорта революции и очень нуждается в таких людях, как Ай Куок. Он встречается с Львом Троцким, поступает в Университет трудящихся Востока имени Сунь Ятсена, работает в аппарате Коминтерна. Среди его московских знакомых - поэт Осип Мандельштам и фотограф авангардист Александр Родченко. В ноябре 1924 г. Ай Куок присоединяется к советской военной миссии, отправляющейся в Кантон - столицу революционного Китая. Помимо всех прочих большевистских достоинств, вьетнамец еще и настоящий полиглот - он свободно говорит на французском, английском и китайском, а за год жизни в Москве неплохо осваивает русский. Кроме того, его обуревает жажда деятельности. Пока глава миссии Михаил Бородин и другие советники налаживают работу военной школы Вампу, Ай Куок разворачивает революционную агитацию среди вьетнамских эмигрантов. Успехи на этом поприще полностью заслоняют от соратников немаловажное событие в жизни Ай Куока: в 1925 г. он женится на студентке Цзэн Сюэмин. Впрочем, эта привлекательная молодая китаянка сыграла в жизни своего мужа лишь символическую роль: как и для «вождя мирового пролетариата», для Ай Куока существовала только одна настоящая подруга - революция...
В 1927 г. жизнь будущего президента делает очередной крутой поворот. Лидер китайских националистов генерал Чан Кайши (Цзян Цзеши) присваивает диктаторские полномочия и резко прекращает сотрудничество с СССР. Ай Куок вынужден бежать, покинув Кантон вслед за советскими военспецами. В Москве его ожидает новый удар: на большевистском Олимпе только что произошли решающие изменения, и новый владыка СССР Иосиф Сталин с большим подозрением относится к любому, кто когда либо был замечен в связях с лидерами разгромленной оппозиции. Для него Ай Куок - явный протеже Троцкого. «Аннамита» из Москвы никто не гонит, однако недвусмысленная холодность хозяев красноречивее любых слов...
Следующие 14 лет становятся для Ай Куока временем скитаний и невзгод. Он покидает Москву и вновь начинает колесить по миру. Его видят то в Сингапуре, то в Малайе, то в Сиаме. Неугомонный бунтарь вызывает головную боль у колониальных властей всех стран. В 1931 г. в Гонконге Ай Куок впервые попадает за решетку и больше года проводит в заключении. В это время, не без помощи французских спецслужб, распространяется слух о его гибели. Узнав об этом, сам революционер только посмеивается: жить он будет долго - слишком много задач он перед собой поставил. Выйдя на свободу, через Шанхай и Владивосток он вновь пробирается в Москву и какое-то время живет здесь под псевдонимом Линов. Уже в 1938 г. Ай Куока видят в освобожденных районах Китая, где он впервые встречается с харизматичным лидером китайских коммунистов Мао Цзэдуном.
Возвращение в родной Вьетнам долгие годы кажется Ай Куоку недостижимой мечтой, однако новая мировая война парадоксальным образом превращает мечту в реальность. Японские войска активно разворачивают боевые действия в Юго-Восточной Азии, и французские власти уже не могут так бдительно, как раньше, охранять границы Индокитая. Лидеру вьетнамских коммунистов это только на руку: в феврале 1941 г. он устраивает революционную базу в местечке Пакбо близ китайской границы. Когда Япония начинает оккупацию Французского Индокитая, созданные здесь отряды Вьетминя становятся единственной силой, противостоящей захватчикам. Несмотря на опасности военного времени, Ай Куок бодр и полон веры в победу: он чувствует, что и в истории страны, и в его собственной жизни начинается новый этап. Верный привычке, он отмечает это событие новой сменой имени. Отныне на родине и во всем мире его будут знать как Хо Ши Мина!
В августе 1945 г. долгожданная независимость Вьетнама, словно созревший плод манго, готова была сама упасть в руки Хо. Япония была разбита на всех фронтах, а ее силы полностью деморализованы и лишены подкреплений. Франции тоже было не до Вьетнама - она приходила в себя после гитлеровской оккупации и занималась чисткой правительства от коллаборационистов. Используя благоприятный момент, 13 августа отряды Вьетминя начали наступление по всему Северному Вьетнаму. Спустя шесть дней на флагштоке Ханойской крепости впервые взвился красный флаг с пятиконечной золотой звездой. На 11й день восстания революционные силы взяли под контроль Сайгон. 2 сентября 1945 г. тысячи возбужденных людей на ханойской площади Бадинь слушали, как Хо Ши Мин срывающимся от волнения голосом зачитывает Декларацию независимости. Наступил его звездный час. Он впервые воочию видел, что его жизнь, принесенная в жертву раз и навсегда избранному делу, не пропала даром.
Очень скоро радость победителя омрачилась новыми тревогами. Как часто бывает в истории, достигнутое оказалось гораздо труднее удержать, чем завоевать. Опомнившийся Париж попытался вернуть мятежную колонию в лоно метрополии, на его стороне открыто выступили Соединенные Штаты. СССР и молодой коммунистический Китай поддержали Вьетнам, однако эта помощь одновременно и радовала и тревожила Хо Ши Мина. Он не без оснований опасался, что избавившаяся от колониального гнета страна может угодить в новую зависимость - теперь уже от «старших братьев по соцлагерю»...
Ценой расчленения страны Хо удалось отвергнуть притязания Франции, однако Женевское мирное соглашение 1954 г. стало, увы, прологом партизанской войны, в 1965 г. превратившейся в прямое противостояние с мощнейшей сверхдержавой мира. Яростно сражаясь с «империалистами» и «марионетками», Хо безостановочно лавировал между интересами некстати поссорившихся СССР и Китая. Улыбаясь в Ханое Алексею Косыгину, президент демократического Вьетнама вынужден был тут же делать политический реверанс в сторону Мао, принимая в ЦК вьетнамской компартии резолюцию, осуждающую «советский ревизионизм». Желая хоть на миг забыть о непосильном бремени забот, Хо покидал кабинет и работал в саду, словно заправский крестьянин. Образ президента, с тяпкой в руках окучивающего молодое дынное деревце, чрезвычайно нравился простым вьетнамцам, наградившим национального лидера прозвищем «Дядюшка Хо». Слыша это обращение, вождь устало улыбался: сам он ощущал себя скорее дедушкой, чувствуя, как многочисленные недуги быстро подтачивают его тело...
Он умер 2 сентября 1969 г., в годовщину провозглашения независимости страны. Чтобы не отменять праздничные торжества, о смерти лидера народу объявили только на следующий день. Мы никогда не узнаем, о чем думал «Дядюшка Хо» в последние минуты своей бурной жизни. Возможно, о том, что идеал, к которому он стремился привести свою любимую родину, так и остался недостижимым. Как бы то ни было, Хо Ши Мин прочно занял свое место в ряду культовых фигур XX в. В памяти человечества он навсегда останется одним из людей, заставивших высокомерный Запад уважать веками презираемую «желтую расу».