Храм святой феклы. «Маалюля — это рана Христа
Вот уже почти неделю весь мир следит за тем, что происходит в Маалюле — на древней христианской земле, где сегодня христиане страдают за веру, — так же, как и по всей .
«Радикалы вынуждали нас принять ислам!»
Христиане, бежавшие из Маалюли в Дамаск, говорят, что вошедшие в город моджахеды называли местных жителей «крестоносцами» и под дулом пистолета принуждали их принимать ислам.
Мария — очевидица событий, которая присутствовала в Дамаске на отпевании трех христиан, погибших в ходе боевых действий в Маалюле, — сообщила, что , подорвав КПП правительственных войск, «вошли в город с западной стороны, выкрикивая: “Джабхат ан-Нусра грядет за вами, крестоносцы!”».
Также она рассказала, что боевики «оппозиции» более трех часов оставались на главной площади городка, снимая происходящее на видео, выкрикивая такбиры и стреляя в воздух.
В церемонии прощания с убитыми принимали участие сотни жителей столицы и окрестных городов. Процессия во главе с музыкантами прошла по христианским кварталам Дамаска и сопровождалась неустанной стрельбой в воздух — тем самым служащие Сирийской Армии отдавали последнюю честь павшим. Автоматные очереди заглушили слова, скандируемые толпой: «Маалюля — это рана Христа!»
Город Маалюля, находящийся в каламунском районе в 55 километрах к северу от Дамаска, известен своими христианскими святынями. Будучи одним из наидревнейших мест паломничества христиан, город был внесен и в список главных туристических объектов Сирии. Вместе с тем, Маалюля — крупнейший в мире населенный пункт, жители которого до сих пор общаются на арамейском языке, на котором в Своей земной жизни говорил Иисус Христос. В городе проживают 4500 человек — в большинстве своем католики, однако живут здесь и чада Антиохийской Православной Церкви: в Маалюле находится знаменитый на весь мир , которая долгие годы подвизалась на том месте, где он расположен.
Организация «SyriaHR Observatory» заявляет, что множество молодых христиан Маалюли влились в ряды ополчения, выступающего на стороне правительства и защищающего городские кварталы. После начала боевых действий в Маалюле к ним присоединились и дамасские христиане из «Сил национальной обороны» — подразделения, также созданного в помощь правительственным войскам.
Обстрел крестов и принуждение к исламу
В интервью христианскому порталу «Calam1», Аднан Насралла (62 года), также присутствовавший на отпевании погибших, сообщил, что утром в среду он слышал тот самый взрыв, который уничтожил арку в воротах города.
«После этого я увидел людей в повязках, на которых было написано “ан-Нусра”», — говорит Аднан, подчеркивая, что упомянутые им бойцы стреляли в возвышающиеся над храмами и монастырями кресты. Насралла также стал очевидцем того, как моджахеды «приставили пистолет к голове одного из соседей, издеваясь над ним и понуждая его к объявлению своего обращения в ислам».
Аднан рассказал и о том, что сам он провел 42 года в Вашингтоне, где владел рестораном «Маалюля». В начале марта он возвратился на родину, чтобы провести здесь остаток жизни: «Была у меня мечта заняться туристическим бизнесом в своей стране. Я построил маленькую гостиницу и ветряную электростанцию для жителей Маалюли. Но все ушло на ветер».
Яд враждебности
По словам Аднана, главная трагедия Маалюли состоит в отношении мусульманского населения к произошедшим событиям.
«Женщины выходили на балконы, выкрикивая приветствия моджахедам, а с ними были и их дети. Тогда-то мы и поняли, что наша дружба была поверхностной», — продолжает он, но его сестра Антуанетта против обобщения, сделанного братом: «Это все беженцы из Харасты и Домы, которых мы приняли в нашем городе. Именно они посеяли яд враждебности среди местного населения, — особенно в юношеской среде».
Другая жительница города — Раша — рассказала о том, что ее жених Атиф, сражавшийся в строю народных ополченцев, защищавших Маалюлю от боевиков, был похищен « ».
В субботу, узнав в Дамаске о новостях Маалюли, невеста позвонила на мобильный номер жениха. «Мне ответил один из них, — говорит девушка, — со словами: “Привет, Рашруш!.. Я из Сирийской Свободной Армии!” Я спросила его: “Где Атиф?” Тогда он сказал мне: “Мы его зарезали”». Раша добавила, что она предлагала выкуп за любимого, но ее собеседник заметил: «Мы не шутим — мы зарезали его! Он был одним из “шаббихи” , к тому же вооружен. Мы предложили ему принять ислам — но он отказался». После этого девушка связалась с госструктурами, где узнала, что «Атиф был похищен с другими бойцами», и что «они все еще живы». Юноша был одним из шести похищенных ополченцев, судьба которых и по сей день неизвестна.
В то же время источник из сирийской службы безопасности сообщил Франс-пресс, что в Маалюле до сих пор не прекращаются сражения. И это несмотря на то, что вооруженная группировка «Джабхат тахрир ал-Каламун», состоящая из нескольких полков, во вторник заявила, что готова покинуть населенный пункт — с условием, что в него не войдут правительственные войска.
«Джабхат тахрир ал-Каламун» — одна из главных, наряду с «Джабхат ан-Нусра», группировок, участвовавших в маалюльском сражении против правительственных войск и отрядов ополчения. Эти «оппозиционеры» и захватили город.
В видеоролике, опубликованном в Интернете, представитель «Джабхат тахрир» говорит: «Во избежание кровопролития и для возвращения беженцев в свой город Свободная армия провозглашает нейтральность территории Маалюли в войне между Свободной армией и армией режима с тем условием, что последняя не вступит в город».
Что будет, когда государство ослабеет?
7 сентября жители Маалюли отправили письмо в Конгресс США, — об этом сообщил другой христианский арабский портал, Linga .
«Террористы и убийцы... атаковали город, нарушив безопасность домов, монастырей и церквей, оскверняя иконы, требуя, чтобы люди оставили свою веру и перешли в ислам. Это преступность, направленная на христианские города, и терроризм, обращенный на христиан, и это — только часть большого плана вытеснения христиан от наших родных очагов.
Такое происходит сейчас, когда государство еще сильно. Но что же будет, когда оно ослабеет, когда ВВС США будут бомбить ?»
Известно, что с начала этой самой кровопролитной в XXI веке войны в Сирии уже разрушено более 30 церквей: 10 в провинции Хомс, 7 — в провинции Алеппо, 5 — в Дамаске, 5 — в провинции Дэйр-эз-Зор, 3 — в Латакии, 2 — в Идлибе и одна — в Ракке.
Каково будущее христианства в стране, где жили первые христиане? Что будет завтра с Антиохийской Церковью?
Битва за Маалюлю продолжается.
«Сирийская экспедиция» - так называется проект, осуществленный Центром общественного и культурного сотрудничества Союза писателей России при поддержке Русской Инженерной компании. Серия книг «Ближневосточная командировка» в ближайшее время должна пополниться новым изданием, подготовленным участниками проекта, под руководством доктора философских наук, профессора Э.Ф. Володина и Председателя Совета директоров Русской Инженерной компании С.В. Исакова.
Для сбора материалов «Сирийского альманаха» (так будет называться новая книга) Сирийскую Арабскую республику посетила делегация писателей, которая не только ознакомилась с историческими достопримечательностями древнейшей страны Ближнего Востока, но провела ряд встреч с ее духовными и политическими лидерами, соотечественниками, работающими и живущими в Сирии, представителями Русской Православной Церкви. Участников экспедиции приняли Патриарх Антиохийской Церкви Игнатий, Верховный Муфтий мусульман Сирии Карет, Председатель Союза арабских писателей Сирии Али Окли Арсан, Министр обороны генерал армии Мустафа Тлас, руководитель аппарата военных советников А.И. Зайцев, представители Московской Патриархии в Дамаске отец Елисей и отец Анатолий, посол Российской Федерации Р.В. Маркарьян…
В Центре Российской культуры при большом стечении людей состоялась презентация предыдущих книг серии: «Ближневосточная командировка» «Багдадские дневники», «Архипелаг в океане».
В течение двух недель группа писателей изучала исторические святыни Христианства в городах Холмс, Алеппо, Латакия, Хама и, конечно, Дамаск - являющийся средоточием исторических памятников, былого и нынешнего процветания этой старейшей среди всех столичных городов мира.
Писатели посетили Православные монастыри и храмы в Сейднайе, Маалюле, на Херувимской горе - места молитвенных трудов апостолов Павла и его учеников.
По возвращении в Москву писатели, среди которых были Эдуард Володин, Сергей Куличкин, Юрий Лощиц, Александр Сегень, Сергей и Иван Лыкошин, Олег Фомин, приступили к работе над очередной книгой проекта, куда войдут также публикации современных писателей и общественных деятелей исторически дружественной нам Сирии.
Посёлок Маалюла расположен в горах Каламон на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска.
Дома, прилепившиеся к крутым склонам живописного горного ущелья один над другим, напоминают своеобразный амфитеатр. Внутри частью жилища нередко является вырубленная в скале пещера.
Маалюля - наиболее известный из сохранившихся уголков, где население до сих пор говорит на арамейском языке - на языке Господа нашего Иисуса Христа. (В начале нашей эры арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным языком общения в ряде районов Восточного Средиземноморья).
Маалюля - одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла - ученица святого апостола Павла.
Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Иконии (на Средиземноморском побережье современной Турции, вблизи Греции). Её отец занимал внимание в Римской империи и являлся римским наместником в Иконии. Фёкла росла в достатке и благополучии, соответствующем высокому положению семьи, и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились отдать её замуж.
Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (см. Деяния, гл. 13, 14) он, по пути в Грецию, пришёл в Иконию (45 года от Рождества Христова). Апостол остановился в доме Онисифороса, который располагался по соседству с домом римского наместника, и Фёкла из окна своего дома слушала проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры во единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришёл взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фёкла укреплялась в вере и в убеждении, что её жизнь должна быть посвящена христианству.
Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Фёклу отказаться от веры в Христа-Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь её на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушили огонь. Тогда Фёклу бросили в яму с голодными львами. Но львы стали ластиться к ней, как домашние кошки. На неё напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.
Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.
Святая Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда - дальше на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила многие чудеса.
Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла Маалюльских гор, силы покинули её: она была утомлена долгим странствованием и истощена усталостью. Но чтобы спуститься в селение, надо было преодолевать высокую гору.
Тогда Фёкла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес господних: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фёкла вышла к селению. Само слово "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".
Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья. Святая долгие годы прожила в этой пещере у источника, проводя дни в посте и молитве. К ней приходили люди из разных мест, и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.
И сегодня те, кто с искренней верой приходят к могиле святой Фёклы и испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получают исцеление от болезней и благословение.
У пещеры св. Фёклы христианами был создан алтарь, где совершались молитвы до III века от Рождества Христова. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня. С 4-ого - до начала 19-ого веков в Маалюле располагался центр епископата.
Сейчас здесь женский православный монастырь, относящийся к Антиохийской православной церкви. Послушницы заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.
24 сентября - праздник св. Фёклы. В этот день в монастыре особенно много гостей. 14 сентября, в праздник Креста Господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году от Рождества Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима в Констатинополь передавалась весть о нахождении под почвы Святаго Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Церковь при монастыре, где служат Литургии названа в честь Иоанна Крестителя в знак того, что св. Фёкла, первой в этих местах, крестила вновь обращенных христиан.
Обновление монастыря продолжается по сей день, в том числе благодаря пожертвованиям верующих. Чтобы попасть к пещере св. Фёклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться вверх по лестнице. Оттуда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.
При монастыре есть музей с образцами медной утвари 12-ого века.
В монастыре есть специальное крыло для жительства девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочка стала либо полезной женой в обществе, либо монахиней в монастыре.
В то время, как обитель святой равноап.Феклы восстанавливается в Маалюле, остается на осадном положении. Об этом в интервью РИА Новости рассказал викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока, наместник Ильинского монастыря в Швайе (Ливан) епископ Забаданский Константин (Кайял).
Древний монастырь святой равноапостольной Феклы, неоднократно подвергавшийся нападениям радикальных исламистских группировок, в настоящее время возрождается. "В Маалюле сейчас восстанавливается одно крыло монастыря, чтобы сестры обители могли в нее вернуться. Разумеется, остается страх, остается опасность, но нам нужно возвращаться туда. Мы должны дать свое свидетельство о том, что мы остаемся на этой святой земле", — владыка Константин.
Там много фанатиков, но Богородица нас охраняет
Сирийская Маалюля остается последним местом на Земле, где разговорным языком является арамейский - земной язык Господа нашего Иисуса Христа.
И Маалюлю захватывали боевики CCA и "Джабхат ан-Нусра". 13 монахинь и 3 послушницы вместе с настоятельницей монастыря святой Феклы провели в плену и были при посредничестве спецслужб Ливана.
Представитель Антиохийского Патриархата также сообщил, что в настоящее время один из крупнейших женских монастырей в Сирии — монастырь Сеиднайской Божией Матери находится в окружении фанатично настроенных мусульман.
"Весь монастырь окружен мусульманскими деревнями, там много фанатиков, но Богородица нас охраняет; монахини и миряне чувствуют ее присутствие и не оставляют свои жилища", — подчеркнул епископ.
Собеседник агентства особенно отметил хорошие отношения сирийских христиан с приверженцами традиционного ислама. "У нас нет каких-то затруднений с умеренными мусульманами, мы живем рядом с ними, они разделяют и наши радости, и наши печали. Мы живем в мире, и даже политические лидеры, принадлежащие к обеим конфессиям, дружелюбны друг к другу", — сказал священнослужитель.
В сирийском городе Маалюля свои двери для паломников уже в скором времени должна открыть одна из главных христианских святынь – монастырь Святой Феклы. Несколько лет назад его захватили боевики. Монахинь взяли в плен, а иконы уничтожили или осквернили. Террористов выбили, и почти три года ушло на реставрационные работы. Впрочем, многое восстановить уже не удастся.
«Сейчас мы заходим в пещеру, где хранятся мощи святой Феклы. Здесь все было сожжено, все иконы уничтожены», - рассказывает настоятель церкви святого Ильи отец Ильяс.
Чтобы попасть в эту пещеру, объясняет отец Ильяс, боевики прикладами от автоматов разбили деревянную дверь. Забрали все золотые украшения, которые сюда святой Фекле приносили прихожане в благодарность за помощь, а после устроили пожар.
«К счастью, сами мощи не пострадали. Они спрятаны глубоко в скале под нами. И бандиты просто до них не добрались», - рассказывает священник.
Мощи Святой Феклы хранятся в женском монастыре, который находится в живописном месте недалеко от Дамаска, в маленьком городке Маалюле. Именно здесь, согласно преданию, во втором веке нашей эры Фекла нашла спасение от убийц, подосланных языческими волхвами. Перед ней расступилась гора и скрыла святую от преследователей. Позже это место стало одной из христианских святынь, куда ежегодно приезжали тысячи паломников. Четыре года назад город захватили боевики «Джабхат-ан-Нусры», эта организация запрещена в России. И только монастырь, в котором жили монахини, держался до последнего.
Монахинь террористы нашли в келье и взяли в плен, а в монастыре устроили погром. Ломали и жгли все на своем пути. Во время этого погрома старинные иконы, которых в монастыре было несколько десятков, пострадали больше всего. Все, что осталось от большого иконостаса, теперь хранится в этой часовне. Впрочем, здесь нет ни одной целой иконы. Над всеми надругались боевики. Для них было главным уничтожить лики святых. Одну икону порезали ножами, другие сожгли или сломали.
Город освободили спустя полгода. Тогда же вызволили из плена и монахинь. Сейчас они живут в сирийском городе Хомсе и ждут, когда в монастыре закончится ремонт, который длится уже больше трех лет.
«Самым сложным было восстановить разрушенную пещеру святой Феклы, как и церковь святого Ильи. Перед специалистами стояла непростая задача – сохранить исторические артефакты», - рассказывает инженер Ильяс Хиляль.
Пока монастырь закрыт для посетителей. Но ждать его открытия осталось недолго. По крайней мере, в храме святого Ильи уже практически все готово для проведения служб. Здесь они проходят на арамейском языке, на котором разговаривал Христос.
Постепенно оживает и сам город, который тоже пострадал от боевиков. Жители расчистили улицы и делают ремонт в своих квартирах – в последние месяцы особенно активно, поскольку самая болезненная точка близ Дамаска, район Восточной Гуты, где до сих пор находятся вооруженные формирования, благодаря усилиям российских военных стал зоной деэскалации, и там действует режим прекращения огня.
.
Маалюля
известна тем, что здесь говорят на арамейском языке (западный диалект), на котором проповедовал Иисус Христос. На арамейском говорит около 6 тысяч человек, в том числе в трех поселениях этого района Сирии.
Маалюля – означает «вход» , и действительно, деревушка расположилась в живописном ущелье среди скалистых гор Каламун на высоте 1650 метров, испещренных гротами и скитами отшельников, которые селились здесь.
В Маалюле расположены два важных христианских монастыря: монастырь Святой Феклы и монастырь Святого Сергия (Мар Саркис – арабское имя Святого Сергия).
Фекла родилась в Иконии в богатой семье (сейчас турецкий город Конья)
, сидя у открытого окна (закон запрещал присутствовать женщинам на мужских собраних), она услышала проповеди апостола Павла. Слова апостола произвели такое впечатление на Феклу, что она не ела и не пила 3 дня.
Разгневанный жених Феклы настоял на том, чтобы Павла посадили в темницу, но она пробралась в темницу, подарив стражнику свое серебряное зеркало и всю ночь слушала его речи. Городские власти постановили Павла изгнать из города, а Феклу сжечь. Но ливень затушил пожар, а град разогнал стражников.
Фекла последовала за Павлом в Антиохию. Там местный правитель влюбился в нее, но не добившись благосклонности Феклы, бросил ее к голодным львам. Но те стали лизать святой руки.
Осев в Маалюле, Фекла занялась врачеванием – силой своей Веры исцеляла больных физически и духовно безвозмездно. Местные врачи думали, что сила Феклы в том, что она девственница и подговорили разбойников напасть на нее. По другой версии, Феклу преследовали римские солдаты, которых подговорил напасть на дочь родной отец.
Когда преследователи были совсем близко, святая Фекла взмолилась о помощи к Христу, и горы, окружающие Маалюлю расступились, образовав узкое ущелье, по которому Фекла убежала от разбойников.
Недалеко от той пещере, где жила святая, воздвигли монастырь Мар Такла (монастырь Святой Феклы) .
Монастырь Святой Феклы. Маалюля.
Мощи святой Феклы хранятся в нише пещеры, здесь устроили часовню, и множество паломников приходят сюда молить у Феклы исцеления. С потолка пещеры капает вода из неиссякаемого источника, отсюда брала воду Феклу, и она считается святой.
От старых построек сохранилась только церковь – типичный византийский храм, монастырский двор с фонтаном с комнатами насельниц постройки XIX века. Под полом церкви – остатки древнего языческого храма.
Монастырь Святого Сергия и Вакха находится на другой стороне ущелья на вершине 1790 метров.
Монастырь Святого Сергия и Вакха.
Сергий и Вакх были римскими легионерами, но став приверженцами христианской веры, отказались приносить жертвы языческим богам и были казнены.
Монастырь возведен на месте языческого храма, причем стены древнего храма сохранены, что дает право считать Мар Саркис одним из древнейших в мире действующих монастырей.
От языческого храма осталась и форма церкви – чашевидная с двумя алтарями. Такая форма алтаря была отменена во второй половине IV века из-за слишком большого сходства с языческими атрибутами.
Здесь находится икона Девы Марии – список (копия) с иконы, написанной Святым Лукой, хранящейся в монастыре Сейднайской Богоматери.
Со смотровой площадки рядом с монастырем открывается вид на Маалюлю
.