Игры для лета в детском саду. Лучшие и познавательные
Елена Чувилина
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время
Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.
Картотека игр
1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК
Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.
2. ЦВЕТЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.
Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.
3. ВОРОБЫШКИ И КОТ
Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.
Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.
4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.
Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
5. ПЧЕЛЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.
Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:
Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые-
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.
6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.
Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.
7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА
Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.
Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.
8. ЕЖИК И ГРИБЫ
Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.
Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:
За чем пришел?
За грибком.
За каким?
Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.
9. ЯГОДА
Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.
Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:
Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.
Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.
10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ
Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.
Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.
11. КОШКА И МЫШКИ
Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет:
Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)
Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.
Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).
Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.
Таким образом, ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью.
Подвижные игры в детском саду – это не только море положительных эмоций для посещающих его ребят, но и каждодневная необходимость. Природа маленьких детей просто не позволяет им находиться на одном месте, заставляет двигаться в любых условиях и ситуациях. И это правильно. Этим обуславливается развитие. Работа воспитателей и собственно игры в детском саду призваны всячески способствовать планомерному физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
А с наступлением такой замечательной поры года как лето, игры в детском саду, активизирующие двигательную активность, становятся наиболее доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей.
Самыми оживляющими и нравящимися дошкольникам считаются игры в детском саду с мячом. А их многообразие никогда не разрешит стать времяпрепровождению с этим видом спортивного инвентаря надоевшим или неактуальным. Подкидывание, перебрасывание, удары мячом о землю, - все это сопровождается веселой декламацией стихов, скороговорок, чистоговорок, подсчетом овощей и перечислением имен. Такие игры увлекут самого непоседливого дошколенка.
с мячами разных размеров развивают внимание, ловкость, умение ловить движущийся предмет. А благодаря правилам, четкой последовательности и использованию определенных элементов игры, формируется память детей.
Огромную радость детям приносят эстафеты, игры-соревнования. В них ребята готовы участвовать круглосуточно. Веселые соревнования в беге между кеглями, прыжках через препятствия формируют характер, самостоятельность в принятии решений, учат стремиться к поставленной цели.
Сороконожки
Участников делят на две, можно три команды по 10 человек. Каждой из команд выдают отдельную веревку. Играющие становятся с двух сторон от веревки, поочередно держась правой или левой рукой за нее. Задача – быстрее прибежать к финишу (расстояние 30-40 м.), не отпуская веревки. Побеждает команда, преодолевшая дистанцию первой.
Эстафета парами
Команды становятся в колонны парами. Каждой паре необходимо оббежать предмет, находящийся на другой стороне площадки на расстоянии шести-восьми метров. Следующая пара начинает бег только после пересечения линии старта предыдущей парой по ее возвращению. Побеждает команда, чьи пары быстрее преодолеют расстояния и не разъединят рук.
Огородники
Команды построены в колонны по одному за линией с одной стороны площадки. На противоположной стороне нарисовано пять кружков. Стоящие в колонне первыми игроки получают ведерко с овощами. По сигналу взрослого дети бегут, раскладывают овощи в круги, как бы сажая их. Вторые номера, переняв эстафету вместе с ведерком, собирают овощи, передают следующим игрокам. Выигрывает команда, завершившая игру первой.
Море волнуется раз
На свежем воздухе очень удобно играть в догонялки, прятки, игру Море волнуется раз…. Большая открытая площадка, на которой можно использовать велосипеды, изображающие городской транспорт, позволяет играть в актуальные игры, обучающие правилам дорожного движения.
Игры с водой
А еще самые любимые игры летом в детском саду - это игры с водой. Конечно, не каждый детский сад может похвастать собственным бассейном. Но и выход из ситуации можно найти. На улицу выносят тазики, ведерки с водой, дошколята там с удовольствием плещутся, брызгая друг на друга мокрыми ладошками. Часто устраивают обливания детей. И значение таких мероприятий невозможно переоценить.
С сайта http://www.deti-club.ru
Игра - Комары.
Простая подвижная игра. Воспитатель говорит детям
К нам в окно залетел комары! Хлопайте их ладошками, чтобы не кусались. Раз, два, три.
Дети хлопают ладошками комаров. Остановились.
Воспитатель говорит:
Всех комаров поймали, молодцы. Посмотрите, дверь не закрыта, опять комары прилетели. Хлопайте комаров. Остановились.
Посмотрите, форточка открыта, опять комары прилетели. Хлопайте комаров. Остановились. Молодцы. Всех комариков прогнали!
Игра - Тихий колокольчик.
Для проведения игры необходим колокольчик. Дети сидят в кругу. Водящий берет колокольчик и начинает двигаться по кругу. Идти нужно так, чтобы колокольчик не звонил. Если колокольчик зазвенел, игра переходит к другому участнику напротив которого остановился водящий. Перед передачей колокольчика ребенок должен им позвонить, как бы вызывая участника в круг.
Игра - Туча - Солнце.
Воспитатель говорит детям - Солнышко нам светит, веселитесь дети! - Дети бегают, гуляют по группе детского сада или в зале.
Воспитатель - Туча черная летит, детям спрятаться велит! - Дети разбегаются и ищут себе укрытие. Можно прятаться под стол, стулья, прикрывать голову полотенцем и т. д. Можно заранее приготовить в зоне игры разные предметы, под которыми дети могут спрятаться или прикрыться ими.
Воспитатель - Дождь по крышам барабанит, кто гуляет мокрым станет! И идет проверять хорошо ли спрятались от дождика дети.
Затем воспитатель снова повторяет слова: - Солнышко нам светит, веселитесь дети!
И игра повторяется…
Съедобное-несъедобное
Сова
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Игра «Щенки и котята»
Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.
Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка или лесенка, детские стульчики.Описание. Все играющие делятся на котят и щенков. «Котята» ходят легко, мягко, плавно около гимнастической стенки, «щенки» сидят на другой стороне комнаты за скамейкой или лесенкой, в «будках» из стульчиков. По команде взрослого щенки перелезают через скамейку и на четвереньках стараются догнать котят, которые, мяукая, влезают на гимнастическую лесенку. После 2-3 повторений играющие меняются ролями, и игра начинается снова
Игры с обручем
Игры с обручем формируют правильную осанку, улучшают состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти.
Они способствуют выработке основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в пространстве, влияют на формирование нравствен¬но-волевых качеств (выдержки, настойчивости, вза-имовыручки, дисциплинированности и т. д.), воспи¬тывают стремление выполнить упражнение не толь¬ко правильно, но и красиво, развивают реакцию на сигнал.Прародителем обруча был предмет круглой формы из стеблей бамбука, с которым с удовольствием развлекались австралийцы. В 1957 г. в Америке сделали металлический обруч и назвали хула-ху¬пом, совместив название гавайского танца «hula» и английское слово «hoop» - обод, обруч. В России обруч появился чуть позже - в начале 1960-х и сра¬зу завоевал популярность у девочек и девушек. Тогда были распространены два вида обручей: полые металлические и пластмассовые, крутить их мог да¬же ребенок.
«Раз, два, три, из обруча беги»
Обручи раскладываются по кругу. Под музыку дети идут, перешагивая из обруча в обруч. По сигналу: «Раз, два, три, из обруча беги!» ребята разбегаются по всему залу. После слов «Раз, два, три, в обруч бе¬ги!» бегут к обручам. В каждом обруче должен быть один ребенок. При повторении игры количество обру¬чей можно уменьшить, но в конце - положить обручи по количеству детей.
«Прокати мяч в тоннеле»
Несколько участников игры становятся в колонну на расстоянии 1 м друг от друга. В правой руке держат обруч, касаясь им пола. Остальные играющие берут мячи диаметром 15-20 см. Они по очереди наклоняются и толкают свой мяч двумя руками так, чтобы он прокатился через обруч. Затем пролезают за ним в обруч, толкая мяч в следующий обруч. При повторе¬нии игры дети меняются ролями. Ребенок, у которого мяч выкатился из тоннеля, отходит в сторону.
«Кошки-мышки»
На одной стороне зала в линию раскладывают обручи на небольшом расстоянии друг от друга - это «норки» для «мышек». На расстоянии 2-3 м от «но¬рок» - линия, за ней живут «кошки». По сигналу: «мышки», «мышки» выбегают из норок, бегают по залу. «Кошки» в это время «спят». По сигналу: «кошки-мышки», «кошки» выбегают из-за линии и стараются поймать «мышек» (осалить рукой). А «мышки» бегут к норкам и запрыгивают в них. Затем дети меняются ролями.
«Закати обруч в ворота» (с 5 лет)
Играющие держат обруч рукой хватом сверху, становятся в одну линию. Напротив каждого играющего де¬лают ворота шириной 60-80 см, используя любые два предмета. По сигналу дети бегут и катят обруч, толкая его правой рукой. Побеждает тот, кто ни разу не уро¬нил обруч и закатил его в «ворота». Игру можно усложнить, если на пути к «воротам» прокатывать обруч между стойками.
«Кто быстрей переплывет на льдине»
(с 4 лет)Дети делятся на две команды. Первые игроки стоят в обручах. По сигналу они начинают перемещаться до стойки, передвигая обруч пальцами ног вперед. Заступать ногами за обруч нельзя. «Доплыв» до стойки, берут обруч в руки и бегом возвращаются назад. Кладут обруч на пол перед вторыми игроками и встают в конец команды.Парная эстафета «Быстрый змей» (с 6 лет)По команде первый игрок пары начинает катить обруч руками вперед, а второй игрок в это время пролезает сквозь обруч сначала в одну сторону, потом в другую. Докатив обруч до обозначенной линии на другой стороне зала, один игрок берет обруч, и оба бегом воз¬вращаются назад. Передают обруч следующей паре и встают в конец команды.
«Кто быстрей пройдет по дорожке»
(с 4 лет)Дети делятся на две команды. Командам дается задание, например «В обруч смело ты шагай, четко фрук¬ты (страны, имена) называй». По сигналу дети начина-ют перешагивать из обруча в обруч и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше пройдет от линии старта).
«Перебрось мяч сквозь обруч»(с 6 лет)
По три человека из каждой команды становятся у линии старта. По сигналу один из играющих катит обруч, двое других игроков бегут рядом друг напротив друга. Один бросает мяч через обруч, а второй игрок ловит его и бросает обратно. Тройка добегает до стойки, игроки берут мяч и обруч в руки и бегом воз-вращаются назад. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету.
«Перевези друзей» (с 5 лет)
Дети выстраиваются у старта в две колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с об¬ручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращает¬ся к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обега¬ют ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та ко¬манда, которая быстрее всех перевезла своих друзей.
«Катание на лошадке» (с 5 лет)
Проводится аналогично игре «Перевези утопающего», только здесь первый игрок стоит в обруче. По коман¬де добегает до стойки, обегает ее, возвращается к старту. Следующие игроки цепляются руками за обо¬док обруча, «садятся в тележку».
Птичка и птенчики (с 3 лет)
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая груп¬па имеет свой домик - гнездышко (положенный на пол большой обруч). Малыши, сидя на корточках, изо-бражают птенчиков в гнездышках, воспитатель - птичку. На слова «Полетели - полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше от своего домика. На слова воспи¬тателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки.
С кочки на кочку (с 3 лет)
Дети стоят в одной стороне зала или спортивной пло¬щадки. Воспитатель раскладывает на полу (земле) об¬ручи на небольшом расстоянии (20 см) один от друго¬го. По сигналу педагога дети переходят на другую сто¬рону зала, переступая из обруча в обруч.
Кто быстрее докатит обруч до флажка (с 6 лет)
Играющие делятся на звенья; становятся друг за дру¬гом за стартовой чертой. На расстоянии 10-15 м от них расположены флажки (кегли). Первый ребенок в каждой колонне держит в руках обруч и палочку. По сигналу воспитателя «Кати» дети с обручами в руках катят их по направлению к флажкам, подталкивая па-лочкой, обегают флажок, возвращаются в свои колон¬ны и передают обручи и палочки следующим участни¬кам эстафеты. Как только игрок получит палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой об¬руч, и т. д. Игра заканчивается, когда стоявший в ко¬лонне последним выполнит задание. Выигрывает зве¬но, которое быстрее закончит игру.
Попади в обруч (с 4 лет)
Дети стоят по кругу, у каждого второго в руках ме¬шочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сиг¬налу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бросают их двумя руками (или одной) снизу, стараясь попасть в обруч. Воспитатель подсчитывает, сколько мешоч¬ков попал ОуВ обруч у первых номеров. Дети подни¬мают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям - вторым номерам и т. д. Воспита¬тель сравнивает, какие номера бросали точнее. Иг¬ра возобновляется.
«Справа-слева, впереди - в обруч точно попади» (с 6 лет)
Ребенок с мячом становится рядом с обручами разно¬го цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку выполнить следующие задания:
- Стукни 3 раза мячом в правый обруч.
- Стукни 4 раза мячом в левый обруч.
- Стукни мячом 2 раза перед собой и 4 раза в правый обруч.
- Стукни мячом 3 раза в левый обруч и 4 раза перед собой.
Эстафета с обручами (с 5 лет)
Играющие строятся в две колонны перед стартовой чертой. На расстоянии 6-8 м от команд кладут по од¬ному обручу. По сигналу ведущего первые участники бегут к обручам, пролезают в них, кладут на место и бегут назад к команде, дотрагиваются до следующего игрока, встают в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста
Игра «Солнышко»
Раньше солнышка встаём.
На зарядку мы идём.
(Идём на месте.)
Встали, потянулись,
(Поднимаем руки и тянемся вверх.)
А потом нагнулись.
(Наклоняемся вперёд.)
Будем мы приседать,
(Приседаем.)
Прыгать вместе будем,
(Прыгаем на месте.)
Чтоб до солнышка достать.
Солнышко разбудим.
Здравствуй, солнышко, вставай!
Нам тепло своё давай!
(Поднимаем руки вверх.)
Днём мы будем загорать,
Веселиться и играть.
Сразу солнышко проснулось
И на небо потянулось.
(Руки вверху опускаем их через стороны.)
С неба шлёт свои лучи,
Они стали горячи.
Загадки «Явления природы»
Слушаем загадки и стараемся их отгадать
С неба пришёл,
В землю ушёл. (Дождь.)
Сверкает, мигает,
Огневые стрелы пускает. (Гроза.)
Ждали, звали,
А показался -
Все прочь побежали. (Дождь.)
Через поля, через луга
Разноцветная дуга. (Радуга.)
По синему морю
Белые гуси плывут. (Облака.)
По горной поляне
Невидимый пастушок
Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не подберёт. (Град.)
Вечером на землю слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса.)
Игра «Кругом вода»
Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.
Игра «Что такое лето?»
Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.
Что такое - наше лето?
Что за время года это?
Солнце, радуга, дождинки.
И зелёные тропинки.
Море тёплое, песок.
И арбузный сладкий сок.
Земляничные полянки,
Кепки, шляпки и панамки.
Жёлто-белые ромашки,
Разноцветные букашки.
Салки, прыгалки и прятки.
И в траве босые пятки.
Пенье птичек до рассвета.
Вот какое наше лето!
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).
1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)
2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)
3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)
4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)
5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)
Игра «На все цвета»
Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.
Игра «Пчёлки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Много на лугу цветочков,
Разноцветных лепесточков.
(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)
Видим мы ещё знакомых -
Много разных насекомых.
(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)
Пчёлки к лугу подлетают.
(Машем руками.)
Их цветочки привлекают.
Пчёлки кружатся, летят
(Кружимся на месте.)
И нектар собрать хотят.
Сядут пчёлки на цветок
И попьют там сладкий сок.
(Приседаем.)
Пчёлки в улей улетают
(Машем руками.)
И нектар в нём оставляют.
Пчёлки будут делать мёд.
Угостят, кто к ним придёт.
(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)
Пальчиковая игра «Каша»
Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.
Утром кашу мы варили.
Мы сперва крупу помыли.
Вот так, вот так
Хорошо крупу помыли.
(Делаем руками круговые движения.)
Мы водичку наливали,
А потом её солили.
Вот так, вот так
Мы водичку посолили.
(Показываем, как солим.)
Долго кашу мы мешали,
Молочка в неё налили.
Вот так, вот так
Много молочка налили.
(Показываем, как наливаем.)
Масла положили в кашу.
(Показываем, как кладём масло.)
Вы поешьте кашу нашу!
Игра «Из чего сделано?»
Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.
Игра «Горох»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
За деревней поезд ехал
И колёсами стучал.
(Стучим кулачком о кулачок.)
«Кукареку! Вот потеха!» -
Громко петушок кричал.
Две вороны полетели,
Обогнали паровоз.
(Машем руками, как крыльями.)
Ведь узнать они хотели,
Что по рельсам он повёз.
В поезд врезались с разгона,
Начался переполох.
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.
(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)
«Кукареку! Не беда!
Будет всем теперь еда!» -
Петушок кричал с забора
До горохового сбора.
Где росли деревья и чертополох,
Собралась деревня, чтоб поесть горох.
(Идём на месте.)
Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.
Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.
(Показываем.)
Прибежали поросята,
А за ними жеребята.
Всем горох достался
И ещё остался.
Пальчиковая игра «Огород»
Слушаем стихи и загибаем пальчики.
В огороде там и тут
Овощи у нас растут.
Что растёт на грядке?
Огурцы-ребятки,
Помидоры красные,
Кабачки прекрасные.
Есть капуста и моркошка,
Репа, редька и картошка.
Есть редиска и горох.
Урожай у нас не плох!
Игра «Отгадай овощи»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:
Ре... (Редис.)
Ка... (Капуста.)
Свё... (Свёкла.)
По... (Помидор.)
Мор... (Морковь.)
Игра «Собираем ягоды»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Чтобы вишенки сорвать,
Нужно на носочки встать.
(Поднимаем руки вверх.)
К вишенкам мы тянемся,
Без них не останемся.
(Тянемся вверх на носочках.)
Чтоб крыжовник нам сорвать,
Нужно наклониться.
(Наклоняемся вперёд.)
Собираем ягоды,
Не хотим лениться.
(Делаем наклоны вперёд.)
Чтоб клубнику нам сорвать,
Мы присядем низко.
(Приседаем.)
Нужно листья отгибать.
Ягодки тут близко.
(Показываем, как срываем ягоды.)
Игра «Отгадай ягоды»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:
Ви... (Вишня.)
Ма... (Малина.)
Клу... (Клубника.)
Кры... (Крыжовник.)
Смо... (Смородина.)
Игра «Рыбки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Волны синие бегут.
(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)
Рыбки быстрые плывут.
(Трясём кистями рук перед собой.)
И играют, и резвятся,
И ныряют, веселятся.
То подпрыгнут рыбки вверх,
(Прыгаем на месте.)
То опустятся ко дну.
(Приседаем.)
Волны скроют рыбок всех,
(Прикрываем голову ладошками.)
Не заметим ни одну.
Игра «Щука и карасики»
С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.
Игра «Муравьи»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Меж травинок по дорожке
Целый день мелькают ножки.
(Бежим на месте.)
Меж травинок по тропинке
Кто-то носит груз на спинке.
(Показываем, как несём.)
То лесные жители,
Муравьи-строители.
Для себя они построят
Вот такой высокий дом.
(Поднимаем руки вверх.)
Праздник там потом устроят,
Веселиться будут в нём.
(Весело прыгаем на месте.)
Муравьи плясать устанут
И тихонько лягут спать.
(Приседаем.)
Утром рано они встанут,
Снова груз начнут таскать.
Игра «Отгадай насекомое»
Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.
Игра «Кто лишний?»
Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.
1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)
2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)
Игра «Фотоохотник»
Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:
Чего тебе?
Фотоохотник отвечает:
У меня охота,
Буду делать фото.
Тогда водящий спрашивает:
Кого тебе?
Фотоохотник называет лесного жителя, например:
Ты кто такой?
Я житель лесной.
Бегу за тобой!
Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.
Игра «Кто больше?»
Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.
Лесные загадки
Слушаем и стараемся их отгадать.
С большими ушами,
В серой пушистой шубке.
Такой трусливый,
Что всех боится. (Заяц.)
Зимой беленький,
А летом серенький. (Заяц.)
Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Иголки лежали, лежали
И под куст убежали (Ёж)
Он зубами щёлк да щёлк.
Всех в лесу пугает... (волк).
Днём спит,
А ночью летает
И всех пугает. (Сова.)
Игра «Щенок»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Солнце в небе было ярким.
(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)
День стал тёплым, даже жарким.
Во дворе Щенок скучал,
(Приседаем.)
Никого не замечал.
(Качаем головой вправо-влево.)
Захотел Щенок попить.
Как же жажду утолить?
Подбежал Щенок к кадушке
И попил водички.
(Показываем, как пьём.)
В травке прыгали лягушки,
Дружные сестрички.
(Прыгаем на месте.)
Им сказал Щенок: «Давайте
Будем весело играть.
Вы скачите, убегайте.
Вас я буду догонять».
(Бежим на месте.)
Игра «Назови животное»
Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.
Игра «Море волнуется»
Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.
Морские загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море.)
Плавает в море
Всем на горе.
Зубастая, большая
И очень-очень злая. (Акула.)
У маленькой скотинки
Монетки на спинке.
В глубине морской гуляет,
Своим хвостиком виляет. (Рыба.)
У него есть восемь ног.
Он зовётся... (осьминог).
Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, з...
2: Британский бульдог
Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные – с
противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую...
3: Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой не можно выбегать. Выбирается один ведущий – салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые уб...
4: Выше ноги от земли
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой не можно выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать...
5: Сардины
Выбирается один игрок, который идет прятаться, в то время, когда остальные закрывают глаза и считают до 30. Потом игроки по одному идут искать того, кто спрятался, он тоже остается в его убежище.
6: Удержи шарик
Дети делятся на пары. Для каждой пары чертиться круг диаметром 1м. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик. Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опуска...
7: Зеркальное отображение
Ведущий стает лицом к игрокам и делает разные движения. А дети должны повторять, как в зеркале, все его движения. Кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
8: Защити башню
Все участники игры встают в круг. У одного игрока в руках имеется мяч. В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных на верху). На ее верхушке лежит мяч....
Развивающие игры и упражнения на прогулке летом
Духопел Елена Алексеевна, воспитатель первой категории МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №4», г. СаранскОписание материала : Наступил летний оздоровительный период и перед воспитателями встаёт проблема организации деятельности детей на прогулке. Предлагаю перечень развивающих игр на площадке с использованием многофункционального игрового поля «Солнышко». Игры, которые можно организовать на этом игровом поле, помогут воспитателям разных возрастных групп решить ряд воспитательных и развивающих задач. Данный материал может быть полезен и для вожатых летних оздоровительных лагерей. Взяв данные игры и упражнения за основу, условия в них можно усложнить или упростить для разных возрастных групп.
Многофункциональное игровое поле «Солнышко» состоит из центрального круга диаметром один метр и отходящих от него пяти лучей в виде косичек из пяти колец диаметром сорок сантиметров нарисованных на ровной площадке мелом или краской.
(Смотреть « Изображение 001»)
Развивающие игры и упражнения:
«На одной ножке скачу по дорожке»Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперёд, развивать чувство равновесия.
Дети стоят на самых дальних от центра ячейках. По сигналу воспитателя они начинают прыгать по ячейкам к центру, где стоит флажок. Тот, кто первым окажется в центре и поднимет флажок, считается победителем.
«Мяч отбивай - вперёд шагай»
Количество игроков: от 2 до 5.
Цель: Упражнять в отбивании и ловле мяча, учить приёмам баскетбола, развивать умение владеть мячом.
Дети стоят с мячами в руках, в центральном круге, лицом к дорожкам с ячейками. По сигналу воспитателя они начинают двигаться по своим дорожкам, отбивая мяч в каждой ячейке. Побеждает тот, кто первым дойдёт до конца своей дорожки.
«Весёлые кузнечики»
Количество игроков: от 2 до 5.
Цель: Упражнять в прыжках через препятствия, развивать чувство равновесия.
На дорожках через одну ячейку лежат предметы (кубики или конусы). Дети стоят в центральном круге, лицом к дорожкам. По сигналу воспитателя, перепрыгивая через предметы, они двигаются к крайней ячейке своей дорожки. Побеждает тот, кто первым достиг цели.
«Не зевай – мячик другу передай»
Цель: Учить выполнять командные задания, развивать умения прощать ошибки своих друзей, развивать умение владеть мячом.
Все дети делятся на команды. Каждая команда занимает место на своей дорожке. У завершающего цепочку ребёнка в руках находится мяч. По команде воспитателя дети передают мяч друг другу, пока он не окажется в руках ведущего, стоящего в центральном круге. Команда, чей мяч окажется первым в руках ведущего, считается победительницей.
«Разноцветные букеты»
Количество игроков: от двух до пяти команд по 3-5 игроков.
Цель: Закреплять умение распознавать предметы по цветам, действовать по сигналу.
В центральном круге в большой корзине стоят бумажные цветы разного цвета, около последних ячеек дорожек стоят пустые ведёрки. Дети делятся на команды. Каждая команда занимает место на своей дорожке и выбирает цвет своего букета. По сигналу первые участники команд направляются к корзине и, взяв определённый цветок, несут его в своё ведёрко. Игра продолжается до тех пор, пока в корзине не останется ни одного цветка. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее собрала свой букет.
«Найди свою картинку»
Количество игроков: от двух до пяти команд по 3-5 игроков.
Цель: Закреплять знания по классификации предметов, умение быстро ориентироваться.
В центральном круге находятся предметные картинки по количеству участников в каждой команде по темам: цветы, деревья, насекомые, фрукты, птицы. На крайних ячейках дорожек стоят пустые корзинки или ведёрки. По сигналу воспитателя первые участники команд направляются к корзине и, выбирая картинку заранее данной темы, несёт его в свою пустую корзину или ведёрко. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.
«На вопрос отвечай и вперёд шагай»
Количество игроков: от 2 до 5.
Цель: Закрепление ранее полученных знаний об окружающем мире, развитие речевой активности, расширение словарного запаса, развитие навыков словообразования, развитие выдержки и ловкости.
Дети стоят около самых дальних от центра ячеек. В центральном круге стоит воспитатель с мячом в руках. Бросая мяч поочерёдно каждому из участников игры, воспитатель задаёт вопрос, на который, отвечая правильно, участник продвигается вперёд на одну ячейку. Если ответ неверный он остаётся на месте.
Вариант 1 .Примерные вопросы:
Кто летает, прыгает, ползает, бегает, плавает
Кто мяукает, лает, хрюкает, блеет, мычит
Кто строит, лечит, подметает, учит, варит и т.д.
Вариант 2 .Доскажи словечко:
Назови детёныша коровы, козы, свиньи, лошади и т.д.
Назови ласково лиса, заяц, белка и т. д.
Побеждает тот, кто первым дойдёт до ведущего.
«Продолжи ряд»
Количество игроков: от 2 до 5.
Цель: Развитие элементарных математических навыков, навыков написания цифр, умения быстро ориентироваться.
Вариант 1 .Каждый из участников выбирает себе дорожку и занимает место у первой ячейки. Воспитатель раздаёт участникам мелки и карточки с числами от одного до пяти. После сигнала к началу игры участники начинают записывать мелом в пустые ячейки своей дорожки числа, которые следуют за тем числом, которое записано у них на карточке. Побеждает тот, кто первым и без ошибок справится с заданием.
Вариант 2 . Вместо чисел можно предложить детям продолжить дорисовать цепочку. На каждой из дорожек нарисовать начало (например: круг красный и треугольник зелёный, квадрат жёлтый и круг синий и т.д.) и по сигналу предложить дорисовать её. Побеждает тот, кто первым и без ошибок дорисовал свою цепочку.
Уважаемые педагоги, если вы проявите немного творческого воображения и смекалки, то сможете без особого труда продолжить этот перечень развивающих игр для детей любого возраста.