Какое наказание за перевозку негабарита. Что считается негабаритным грузом
Перевозка грузов на территории РФ регламентируется главой №23 Правил дорожного движения. Перевозка негабаритных объектов дополнительно регламентируется рядом федеральных законов и приказов. Рассмотрим, как должен перевозиться негабаритный груз, правила движения и требования к транспортному средству.
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Как вы сможете увидеть, лишь малая доля аспектов транспортировки негабаритов освещена Правилами дорожного движения. Базовое регулирование перевозок негабаритных грузов по дорогам РФ осуществляется Федеральным законом №257-ФЗ. В главе 5 статьи 31 вы можете найти следующие пункты:
- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
- порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
- перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
- при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.
На основании прав, указанных в упомянутом выше нормативном акте, были составлены «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе вы можете найти предписания, касающиеся порядка организации транспортировки, обеспечения сохранности транспортных средств и контейнеров, если в этом есть необходимость, условия перевозки и предоставления ТС для транспортировки.
СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Чтобы гарантированно уберечь себя от проблем при оформлении заявления на получение спецразрешения и непосредственно при перевозке негабаритных грузов, рекомендуем ознакомиться со следующими приказами:
- №107: представляет собой регламент для госорганов по оформлению разрешений;
- №258: регламентирует правила выдачи разрешений;
- №7: устанавливает правила, обеспечивающие безопасность при перевозке негабаритов.
Постановления:
- №125: порядок весогабаритного контроля;
- №934 + №12: порядок возмещения причиненного дороге вреда;
- №125: правила прохождения весового контроля;
- №211: устанавливает правила ввода запрета на грузоперевозки.
Штрафы и наказания
Для ознакомления с размером штрафных санкций, полагающихся за нарушения правил перевозки негабаритных грузов, ознакомьтесь со статьей 12.21.1 КОАП РФ. Там же вы узнаете, кто именно должен быть наказан за нарушения. К примеру, за отсутствие спецразрешения водитель может получить штраф в размере 2 тыс. руб., но, что еще хуже, он может лишиться водительского удостоверения на срок до полугода.
КАКОЙ ГРУЗ СЧИТАЕТСЯ НЕГАБАРИТНЫМ
Груз считается негабаритным, если его вес или/и размер превышает значение, установленные ПДД конкретной страны в качестве допустимых при транспортировке. Согласно ПДД Российской Федерации, негабаритным считается груз, которые:
ПДД О ТРАНСПОРТИРОВКЕ
Пункт 23.5 ПДД гласит, что авто, транспортирующие такие грузы, должны быть обозначены знаком «Крупногабаритный груз». Дополнительно в темное время суток (напомни, что таковым считается время от вечерних сумерек до начала сумерек утром) и в условиях плохой видимости в носовой части автомобиля должен быть установлен светоотражающий элемент либо фонарь белого света, в кормовой части – светоотражающий элемент либо источник света достаточной мощности красного цвета. Этого вполне достаточно для движения по дорогам общего пользования.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Транспортировка взрывоопасных, химических либо других опасных грузов, длинномерных объектов или тяжеловесных грузов регулируется специальными нормами, установленными соответствующими государственными органами. Особых правил следует придерживаться при движении транспортного средства (с грузом либо без), если:
Тяжеловесы
Также специальное разрешение органов ГИБДД требуется при перевозке тяжеловесных грузов. Значение имеет суммарный вес автомобиля и перевозимого объекта. Конкретные значения в разных странах могут отличаться, что обязательно следует учитывать при намеренье пересечь границу. Под определение «тяжеловесный» в Российской Федерации попадают:
- двухосные автомобили с массой более 18 т;
- трехосные машины с массой более 25 т;
- четырехосные авто с массой более 32 т;
- авопоезда с 3-мя осями и массой более 28 т;
- четерыхосные автопоезда, масса которых больше 36 т;
- автопоезда с 5-ю и массой более 40 т;
- автопоезда с 6-ю осями и более, масса которых больше 44 т.
Также не стоит забывать о строгих требованиях к распределению нагрузки по осям. Значение имеет не только расстояние между сближенными осями, но и нормативные нагрузки автомобильных дорог. При проектировании, строительстве и реконструкции дорожного полотна закладывается допустимая осевая нагрузка, к примеру, 6, 10 либо 11,5 тонн. Именно поэтому транспортировка может проходить не по кратчайшему маршруту, а с выбором дорог с подходящим классом допустимой нагрузки.
Знаки
Знак, использующийся для обозначения негабаритных грузов:
Знак «Автопоезд-длинномер»
Длинномерное ТС.
При транспортировке опасных грузов автомобиль должен быть обозначен знаком:
АВТОМОБИЛЬ ПРИКРЫТИЯ
Ранее, если длина груженного негабаритом ТС была больше 24 м, но меньше 30 м, а ширина более 3.5 м, но менее 4 м, то надлежащие условия для транспортировки могли быть созданы транспортной компанией без участия представителей ГИБДД. Но с 2014 года при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов для обеспечения безопасности необходимо использовать автомобиль прикрытия. Требования к сопровождающему авто:
- наличие желто-оранжевой полосы;
- наличие проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета;
- должен быть установлено светоотражающее либо световое табло, на котором будет надпись, предупреждающая об особенностях груза (к примеру, «Большая длина»).
ВЫЕЗД ЗАГРАНИЦУ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
При намерении пересечь границу учтите, что автомобиль без специального международного разрешения будет задержан.
При прохождении маршрута по двум и более территориальным единицам верхнего уровня РФ следует получить межрегиональное разрешение. Как в случае с международным спецразрешением, подавать заявку на получение можно через сайт «Госуслуги». Заполнить заявление при личном посещении можно в офисах Управления дорожным хозяйством РФ либо в дочерних филиалах.
КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ
Получение разрешения на транспортировку негабаритных грузов регламентирует так называемый Приказ 258. Именно в этом документы вы можете узнать:
- параметры приема и условия отказа в подачи заявления;
- полное описание процедуры составления и подачи заявления;
- как должен выглядеть документ и какая информация в нем должна быть указана;
- тонкости при согласовании перевозки тяжеловесных объектов;
- установленные сроки получения разрешения;
- порядок выдачи спецразрешения либо получения отказа.
ЗАПРЕТ НА ПЕРЕВОЗКУ
Рассмотрим, в каких случаях транспортировка негабарита запрещена:
- груз препятствует управлению автомобилем;
- с грузом автомобиль становится неустойчивым. Для предотвращения опрокидывания грузовика обязательно необходимо учитывать сезонные особенности и риск воздействия шквальных ветров;
- из-за размера объекта обзор водителя ограничен, вследствие чего он не может адекватно оценивать дорожную обстановку;
- груз закрывает осветительные приборы, светоотражатели, опознавательные знаки, государственный номерной знак;
- при транспортировке происходит загрязнение окружающей среды.
ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ
Автомобиль с негабаритным грузом, движущийся по дорогам, не должен разгоняться больше 60 км/час. При этом мосты следует преодолевать со скоростью не более 15 км/час. Особое внимание следует уделить техническому состоянию транспортного средства. Прицеп должен быть оборудован не только исправным стояночным тормозом, но и специальным устройством, гарантирующим остановку прицепа при разрыве воздушных магистралей пневматической тормозной системы, идущих от тягача. Груз должен быть надежно закреплен, целостность крепления нужно периодически проверять.
Услуги по перевозке негабаритных грузов представляют собой транспортировку объектов большой массы, объёма, со смещённым центром тяжести, превышающих максимально допустимые нормы. Данные показатели значительно усложняют транспортировку, поэтому, чтобы разрешить данную проблему, нужно будет обращаться за помощью к профессиональным логистам, прошедшим специальную подготовку. Но для начала давайте разберёмся в том, что такое негабаритный груз? Далее мы рассмотрим основные правила перевоза негабаритных грузов и выбор подходящего транспорта.
Определение негабаритного груза
Негабаритный груз – это нестандартный, громоздкий объект, превышающий своими параметрами все установленные нормы. Такой негабарит в обычный контейнер не помещается, на грузовом транспорте перевезти не получается. Согласно всем правилам, крупногабаритный груз имеет следующие параметры: длину, превышающую 16 метров, высоту более четырёх и ширину более 2.55 метров. К таким объектам относятся следующие:
Судна, водный транспорт.
Дорожная и строительная специальная техника.
Сельскохозяйственная техника: комбайны, тракторы, молотилки и прочее.
Изделия и конструкции нестандартных параметров.
Промышленное оборудование и спецтехника.
Чтобы транспортировать крупногабаритные объекты с нестандартной высотой, необходимо воспользоваться низкорамной платформой. Благодаря ей можно существенно уменьшить высоту груза вместе с транспортным средством. Если предусмотрена перевозка массивного объекта, рекомендуется использовать платформу с увеличенным количеством осей и соответствующей грузоподъёмностью.
Требования к грузовому транспорту
Спецтехника, при помощи которой выполняется транспортировка негабаритных грузов, должна отвечать следующим нормам:
1. Данный транспорт не должен препятствовать перемещению других участников дорожного движения.
2. Должны быть соблюдены ограничения по габаритам транспортируемого груза.
3. Если ограничения превышены, необходимо дополнительное сопровождение автомобилем ГАИ.
4. На транспортном средстве должен присутствовать соответствующий знак – «Негабаритный груз», а также другие необходимые опознаватели и регистрационные знаки.
Во время грузоперевозки необходимо будет придерживаться таких правил:
Груз должен быть правильно и надёжно зафиксирован н транспортном средстве.
Груз не должен закрывать осветительные приборы и светоотражатели.
Груз не должен препятствовать нормальному управлению грузовым средством.
Груз не должен ограничивать водителю обзор управляемого средства транспортировки негабаритного груза.
Маршрут и сопровождение
Правильное сопровождение транспорта, перевозящего негабаритный груз, – залог успеха. Необходимо учитывать, что сопровождать перевозчик нужно от точки А до точки Б без пропуска какого-либо участка, который может показаться безопасным для владельца груза. В пути может произойти непредвиденное происшествие, в котором вы можете не только повредить или потерять свой груз, но и понести большую ответственность. В таком случае, небольшая экономия является абсолютно нецелесообразной, ибо может вылиться гораздо более значительными затратами.
Зачем нужно сопровождать транспортировку негабаритных грузов?
Перевозка негабаритных грузов подразумевает под собой всевозможные риски, которые связаны с , при которых можно повредить груз, нанести вред посторонним людям и их имуществу. Чтобы обеспечить безопасность транспортировки таких грузов, нужно привлекать сопровождающие автомобили прикрытия на протяжении всего пути следования. В таком случае можно обратиться в местные органы правопорядка за предоставлением патрульных автомобилей полиции или автомобилей компании перевозчика.
Автомобили прикрытия привлекаются только в тех случаях, если ширина гружёного транспортного средства превышает 3,5 метра, а длина 24 метра. Сопровождение транспорта, перевозящего негабаритные объекты, нужно при изменениях маршрутов следования в том случае, если на пути есть мост или тоннель, а безопасность движения негабарита или обеспечение достаточного пространства для проезда под вопросом. В таком случае, как правило, перекрывается движение до тех пор, пока не пройдёт груз.
Основные цели, при которых требуется сопровождение негабаритных транспортных средств
1. Необходимо обеспечить безопасность перевозки массивных грузов.
2. Нужно обеспечить сохранность и целость транспортируемого груза.
3. Необходимо обеспечить безопасность других участников дорожного движения.
4. Для обеспечения сохранности дорожных коммуникаций.
Сопровождение негабаритного транспорта автомобилями ГАИ
Сопровождение автотранспорта ГАИ требуется в том случае, если ширина автомобильного поезда более 4 метров, а длина превышает 30 метров. Такое транспортное средство может занимать более чем полторы полосы дороги, поэтому негабаритные объекты должны сопровождаться госавтоинспекторами. Это нужно для того, чтобы оперативно перенаправлять транспортный поток. В таком случае автомобиль ГАИ обеспечивает не только безопасность транспортного средства и перевозимого груза, но и других участников дорожного потока.
Кому можно доверить перевозку
Как вы уже поняли, транспортировка негабаритных грузов – задача достаточно непростая. Если имеет место такой случай, что превышен только один из допустимых параметров конструкции – высота, например, – можно обойтись обычным транспортом для перевозки и лишь похлопотать о том, чтобы повесить дополнительные маяки на контурные точки перевозимого объекта. Но вот если добавляется хотя бы ещё один нестандартный параметр, тогда груз автоматически приобретает статус негабаритного.
Чтобы обеспечить качественную погрузку и доставку объекта нестандартных размеров, необходима специальная техника. Чтобы грузовые перевозки негабаритных грузов проходили с соблюдением всех норм безопасности, нужно использовать платформы с низкорамной конструкцией и раздвижные прицепы, которые оборудованы различными крепёжными элементами.
Таковые часто конструируются по нестандартным схемам относительно негабаритных грузов. Такие конструкции должны загружаться и разгружаться с обеспечением особого инженерного контроля, опираясь на расчёты нагрузок по осям и креплениям.
Компания-перевозчик, которая обеспечивает транспортировку негабаритных грузов, обязана иметь специальные разрешительные документы, которые подтверждают согласованность транспортировки с главными управленческими органами и региональными структурами. Кроме прочего, грузоперевозчик должен организовать патруль, который будет сопровождать перевозку объекта. Транспортировка негабаритных объектов содержит в себе много потенциальных опасностей и сложностей, поэтому лучше доверить этот вид работ профессиональным компаниям-перевозчикам.
Подписывайтесь на наши ленты в
Любое наше транспортное средство время от времени перевозит не только пассажиров, но и грузы. При этом хорошо если грузы помещаются в кузов или багажник, а иногда надо перевезти и крупногабаритный груз. И тут как раз и возникает вопрос, как же перевезти груз, при этом не «налететь» на штраф. А если и будет штраф, то какой? Об этом мы и поговорим.
Правила для перевозки грузов (выступающих)
Прежде чем «нырять» в глубины всевозможных правил и законов, сразу скажем о том, что нас будут интересовать случаи касающиеся перевозки грузов до определенных размеров, то есть мы не будем затрагивать тему перевозки крупногабаритных грузов. Что же начнем.
Первым к чему стоит обратиться так это к ПДД. Здесь стоит процитировать 2 пункта:
23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.
Здесь к месту будет вот такая картинка. Если груз до указанных размеров и включительно, то знак не нужен.
Здесь же можно сказать, что если вы нарушили правила перевозки именно не крупногабаритного груза, то есть до этих пределов, то штраф будет минимальный или даже предупреждение. (Статья 12.21 КоАП РФ). Это касается случаев:
(требования из тех же ПДД).
Если же габариты "вылезли" за эти пределы, то вешаем табличку, вернее знак «Крупногабаритный груз». Значит ли это что выступая за пределы более 1 метра назад и вперед, относительно габаритов и более 0,4 м по бокам относительно габаритного огня ТС будет крупногабаритным?
Что же, давайте обратимся к 257 ФЗ, найдем определение для крупногабаритного ТС.
крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации
В случае если хотя бы один из габаритов автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленное значение по ПДД, груз считается крупногабаритным
При этом крупногабаритный груз определенных размеров требуется перевозить по правилам, согласно пункта 23.5 ПДД. Процитируем и этот пункт.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
Заметьте, что у нас остался не удел один размер, когда вылет груза сзади более 1 метра, но до 2 метров. В этом случае груз с таким размером не требуется перевозить по правилам, но на него необходимо закрепить знак «Крупногабаритный груз».
Собственно можно уже подвести кое-какие итоги.
Если габариты не превышают 2,55 м по ширине, 20 м по длине, 4 м от дороги по высоте и 2 метра сзади, то это даже если и крупногабаритный груз, то перевозится без специальных правил, то есть только согласно ПДД.
Если же габариты более того, то здесь согласно федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам крупногабаритных грузов без специальных разрешений.
Про эти разрешения мы рассказывать не будем, то есть как мы и сказали сразу вначале нашей статьи, мы затрагиваем лишь случаи для рядовых автомобилистов, а не для профессиональных перевозчиков. Расскажем лучше о штрафе, если ваш груз выступает за те пределы, которые указаны на последней картинке.
Штраф за перевоз выступающего груза (статья 12.21 и 12.21.1 КоАП РФ)
Здесь получается три варианта с тем, какой может быть штраф за груз. Первый, когда нарушаются требования ПДД по перевозке груза:
Не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Второй, когда необходимо установить знак «Крупногабаритный груз», в случае если груз выступает за габарит сзади более 1 метра, но не более 2 метров. Если этот знак не установлен, то… За эти два варианта штраф будет выписан по статье 12.21 КоАП РФ.
Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Однако третий вариант, когда груз является крупногабаритным, да к тому же требует специального разрешения, то есть выступает за габариты. Это уже будет штраф по статье 12.21.1 КоАП РФ.
При превышении размеров не более 10 см (без оформленного разрешения в наличии) - 1000-1500 рублей (физ лица) (часть 1);
- при превышении размеров на 10-20 см (без оформленного разрешения в наличии) - 3000-4000 рублей (физ лица) (часть 2);
- при превышении размеров на 20-50 см (без оформленного разрешения в наличии) - 5000-10000 рублей (физ лица) (часть 3);
- при превышении размеров более 50 см (без оформленного разрешения в наличии или с ним) - 7000-10000 рублей (физ лица) или лишения от 4 до 6 месяцев (часть 6).
Собственно ясно, что самое страшное это если груз выступает более 50 см. В этом случае очень большой штраф или лишение специального права до полугода.
Задержание ТС при перевозке выступающего груза
Примечательно, что для нарушение согласно статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть для нашего третьего случая, может применяться задержание. Эта возможность прописана в статье 27.13 КоАП РФ. При этом если вашу машину не смогут погрузить на эвакуатор, то могут просто установить блокирующие устройства. Читаем 27.13 КоАП РФ.
…При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
В итоге так и будете стоять до тех пор, пока не устраните причины повлекшие задержание.
Можно ли заплатить штраф за выступающий груз со скидкой в 50 процентов
Если избежать штрафа все-таки не удалось, то не стоит забывать про статью 32.2 КоАП РФ. Благодаря ей у добропорядочных автомобилистов есть возможность заплатить штраф со скидкой в 50 процентов. Эта статья позволяет получить своеобразную «скидку», если штраф будет заплачен в срок с момента появления в базе данных штрафов ГИБДД, но не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.
Вопрос-ответ по теме «Штраф за выступающий груз»
Вопрос: С каким выступанием груза за габарит и габаритные огни можно ездить «безболезненно», без установки знаков?
Ответ: Вперед и назад не более 1 метра относительно габарита, вверх до 4 метров и по бокам не более 0,4 метра относительно бокового габаритного огня.
Вопрос: До какого размера можно перевозить выступающий груз сзади без специального разрешения?
Ответ: До 2 метров, при этом с выступания груза с 1 метра до 2, необходимо будет повесить знак «Крупногабаритный груз».
Перевозки автотранспортом на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми востребованными в сегменте грузоперевозок. Причины: сравнительная доступность и распространенность автодорожной инфраструктуры по сравнению с железнодорожными линиями или авиасообщениями. Дальние автомобильные перевозки осуществляются как в пределах одного государства, так и между сопредельными странами, имеющими общие сухопутные границы. Для того, чтобы транспортное средство могло беспрепятственно следовать по автострадам любого государства, не нарушая ПДД, на международном уровне согласуются и устанавливаются допустимые габариты груза для автоперевозок.
Единые общие нормы перевозок
Унифицированные весогабаритные нормы закрепляются во взаимных соглашениях международных организаций, дублируются и конкретизируются законодательством отдельных стран. Такое комплексное нормирование имеет своими целями:
- создание единых условий автоперевозок;
- обеспечение безопасности дорожного движения на всех его участках;
- гарантирование сохранности грузов и своевременности сроков доставки.
Максимальные автомобильные стандарты в Европе
Максимально допустимые габариты и вес грузов для сквозных и закрытых автоперевозок, регламентируются как национальным законодательством, так и международными многосторонними соглашениями – конвенциями и директивами. Требования к таким параметрам устанавливаются жестко и однозначно, поскольку, как указывается в директиве Евросоюза № 96/53, «различия между действующими стандартами относительно веса и габаритов коммерческих транспортных средств могут оказывать отрицательный эффект на конкуренцию и выступать препятствием в осуществлении перевозок между государствами-членами Европейского Союза».
Точные сведения о максимальном весе и габаритах транспортных средств, принятых в странах Европейского сообщества, даются в приложениях к директиве:
Нормирование грузовой техники в РФ
Что касается Российской Федерации, здесь действует Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также постановление Правительства от 15.04.2011г. №272. В пункте 2 этого подзаконного акта закрепляется, что автоперевозка грузов в международном сообщении по территории России осуществляется в соответствии с международными договорами и российскими законами. Наибольший интерес представляют 1-ое и 3-ее приложения, касающиеся разрешенной массы и предельных габаритов груза.
Так, приложение 1 устанавливает допустимые массы в зависимости от типа автотранспортного средства, комбинации грузовых платформ и количества осей. В нижеприведенной таблице предельные веса даны в тоннах:
Приложение 3 посвящено предельным размерам:
Отсюда следует, самый тяжеловесный и крупный грузовик, который разрешено выкатить на отечественные дороги, при любом раскладе не должен весить больше 44 тонн и иметь длину более 20, а высоту более 4 метров. В противном случае, имеет место негабаритный груз.
Особенности перевоза негабаритных грузов
Негабаритный груз – это такой груз, весогабаритные характеристики которого выходят за рамки разрешенного. Транспортировка грузов, превышающих установленные габариты, в принципе допустима, но должна осуществляться с соблюдением ряда специальных условий, предусмотренных пунктом 23 Правил дорожного движения РФ. Так, если груз выступает сзади более чем на 1 метр, а сбоку более чем на 40 см, он помечается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а также фонарями и световозвращателями белого (спереди) и красного (сзади) цвета.
Движение негабаритных грузов, выступающих сзади дальше чем на 2 метра и превышающих по высоте 4 метра, а также автопоездов, осуществляется по специальным правилам, установленным нормативными актами Правительства и приказом Министерства транспорта от 2012 года за номером 258:
- заранее согласуется маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортировщика;
- специальные разрешения на перевозку негабарита по федеральным трассам общего пользования выдает уполномоченный орган, а именно Федеральное дорожное агентство;
- движение по маршруту следования осуществляется в сопровождении патрульных машин ГИБДД или военной автоинспекции;
- если после прохождения негабарита было повреждено дорожное полотно либо другие элементы дорожной инфраструктуры, владелец транспортного средства обязан возместить причиненный ущерб.
Превышение массы и габаритов при при игнорировании специально установленных правил является нарушением ПДД и влечет привлечение к административной ответственности.
Ответственность за нарушение весогабаритных требований
За нарушение установленных российским законодательством требований ПДД к габаритам перевозимого груза предусматривается юридическая ответственность, в частности, административная. К нарушителям применяются административные санкции. Какие? Штраф или лишение права управлять транспортным средством на определенный срок. Для детального ознакомления с размерами административных наказаний за перевозимый негабарит смотреть ст.12.21.1 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что при возбуждении административного дела негабаритный транспортировщик автоматически попадает вместе с перевозимым товаром на арест-площадку. А задержка вызывает дополнительные траты.
Выводы
Из сравнительного анализа требований к габаритам и массе перевозимых грузов видно, что в целом для Европейского сообщества и Российской Федерации эти параметры совпадают. Масса седельного или прицепного автопоезда с 6 и более осями не может превышать 40 тонн для Европы и 44 тонны для России. Предельная высота для всех типов транспорта и у нас, и у них составляет 4 м. Максимальная ширина 2,55 метра, для рефрижераторов – 2,6. Стандарты грузовых машин едины для большинства стран, что вполне разумно, если учесть цели такого нормирования.
Крупногабаритный груз - это груз, параметры которого превышают размеры, установленные стандартами. Для его транспортировки часто требуется специальная техника, а к перевозке предъявляются особые требования. Как перевозить такие грузы и что нужно знать при этом?
В законе закреплен ряд правил в отношении крупногабаритных и негабаритных грузов. Основные положения регламентируются Также в отношении них имеются специальные постановления.
Что такое крупногабаритный груз?
Под этим термином может скрываться любой груз, длина которого составляет более 13,6 метра, а ширина и высота превосходит 2,5 метра. Что касается веса, под эту категорию подпадает груз, осуществляющий нагрузку на оси транспортного средства, превышающую максимально допустимую согласно техническим требованиям для данной машины.
Все эти параметры регулируются правилами перевозки негабаритных грузов, в которых также указано, что при выхождении за пределы транспортного средства (на 1 м по длине и на 40 см по ширине) груз должен быть снабжен специальными светоотражающими знаками.
Как транспортировать такие грузы?
Само собой, перевозка крупногабаритных грузов осуществляется на специальном грузовом автотранспортном средстве. Его водителю необходимо предварительно получить разрешение в ГИБДД. Оформляется оно на срок до 3 месяцев и может быть как одноразовым, так и многоразовым. В последнем случае количество перевозок не должно превышать 10-ти. Кроме того, транспортировка осуществляется строго по намеченному маршруту, отклоняться от которого запрещено. Все дело в параметрах грузоподъемности дорожных сооружений: на данном маршруте они одни, а на другом - другие и могут не соответствовать параметрам перевозимого груза.
Перед транспортировкой важно грамотно подойти к организации данного процесса. Для этого необходимо выбрать подходящее транспортное средство или контейнер, утвердить нужные схемы крепления, пройти погрузку и разгрузку в установленном порядке, составить маршрут и оформить все сопровождающие документы.
Какой автотранспорт при этом используется?
Для перевозок применяются специальные автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы, а также контейнеры с необходимыми габаритами и параметрами грузоподъемности. Длинномерные грузы, в большинстве случаев, перевозятся на открытых платформах.
Транспортировать малогабаритные, но можно при помощи автопоездов, тягачей и низкорамных полуприцепов. В отдельных случаях в работу включаются автокраны повышенной грузоподъемности.
Ограничения при транспортировке
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов сопряжена с некоторыми ограничениями. Они касаются не только движения, но и стоянки. Например, запрещается:
- Развивать скорость выше той, которая указана в разрешении на крупногабаритный груз.
- Осуществлять движение в условиях недостаточной видимости.
- Осуществлять движение в плохую погоду.
- Передвигаться по обочине.
- Осуществлять транспортировку при неисправности креплений груза.
- Осуществлять транспортировку, если груз плохо закреплен и сместился с первоначального крепления.
- Перевозить груз, масса которого превышает предельно допустимые производителем автотранспортного средства величины.
- Перевозить груз, ограничивающий обзор водителю или затрудняющий управление автомобилем.
- Перевозить груз, загораживающий световые приборы, например, светоотражатели.
- Перевозить груз, наносящий вред дорожному покрытию, поднимающий пыль или производящий посторонние шумы.
- Останавливаться на участках, не обозначенных в качестве стояночных мест.
На протяжении всего маршрута в обязанности водителя входит строгий контроль размещения груза, его состояния и крепления. При малейшем нарушении требований инструкции водитель обязан сразу же устранить его, а если это невозможно - прекратить движение по маршруту.
Стоит учесть: если крупногабаритный груз перевозится в другую страну, там могут действовать свои нормы и правила, которые тоже придется соблюдать.
Разрешения и штрафы
Разрешение на перевозку крупногабаритного груза необходимо получать в населенном пункте, обозначенном в качестве точки начала маршрута. В документации указывается не только полный маршрут, но и габариты перевозимого груза, а также нагрузка по осям.
Перевозить грузы, габариты которых превышают предельно допустимые, без соответствующего разрешения запрещено. В противном случае можно заработать серьезный штраф. Для физических лиц его размер составляет 2,0-2,5 тысячи рублей, а юридическим лицам грозит наказание гораздо выше - 400-500 тысяч. Кроме того, можно лишиться удостоверения на срок до полугода.
Сопровождение негабаритных грузов
Перевозка крупногабаритных грузов может потребовать сопровождения специальными транспортными средствами с Особенно это требуется для длинномерных грузов, более 24 метра в длину и 4 метров в ширину. Требования к движению сопровождающего автомобиля: он должен двигаться впереди грузового транспортного средства, на расстоянии 10-20 метров, не закрывая при этом обзор ни ему, ни встречным автомобилям.
Сопровождение требуется в любом случае автомобилям, движущимся с частичным занятием встречной полосы. При этом габариты перевозимых грузов роли не играют.
Официальные правила и инструкции
Итак, доставлять крупногабаритные и тяжеловесные грузы необходимо с соблюдением специальных правил. Им отведен целый раздел ПДД под номером 23 - «Перевозка грузов». Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями инструкции по транспортировке данных грузов автотранспортом. Однако главенствующую роль играют именно "Правила дорожного движения". При возникновении аварийной ситуации на дороге именно от них будет отталкиваться суд в первую очередь.
Независимо от указанной в разрешении скорости нельзя превышать предельно допустимую скорость транспортировки тяжеловесных грузов. Для автотранспорта она составляет 60 км/ч. Если же автомобиль движется по мосту, нельзя ехать со скоростью выше 15 км/час.
Помимо получения разрешения «РосАвтодора», в отдельных случаях необходимо также получить специальное согласование на пересечение Оформление всей этой документации занимает от двух дней до двух недель.
ПДД каких-либо ограничений на максимальную массу автомобиля с грузом не устанавливает. Все зависит от предельной нагрузки на оси, а также качества дорожного покрытия. Однако в правилах четко указано: груз считается тяжеловесным, если его вес вместе с автомобилем составляет более 38 тонн. Для груза, превышающего массу в 44 тонны, требуется не просто получение разрешения, а разработка специального проекта.
Как видите, чтобы перевезти крупногабаритный груз, необходимо принять в расчет множество правил и тщательно подготовиться. Вот почему большинство людей доверяет эту процедуру грамотным перевозчикам с многолетним опытом работы.