Когда стали праздновать татьянин день. Почему Татьянин день — праздник студентов? Чтобы в семье всегда был мир
В октябре 2007 года был подписан федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из семи памятных дат России .
История праздника российского студенчества тесно связана с историей Московского университета. 25 января (12 января по ст. ст.) 1755 года императрица Елизавета, поддержав инициативу графа Ивана Шувалова и Михаила Ломоносова, подписала Указ о его основании. Этот указ стал подарком в день именин матери графа Шувалова - Татьяны.
В 1791 году во имя святой мученицы Татьяны был также освящен храм Московского университета. С тех пор святая Татьяна .
В 1918 году храм был закрыт. В его помещениях располагался сначала клуб, а с 1958 года по 1994 год - студенческий театр МГУ. В январе 1995 года здание было возвращено церкви.
По описаниям современников, до революции празднование Татьяниного дня как университетского праздника было для всей Москвы впечатляющим событием .
Начиналось оно с официальной церемонии в актовом зале университета, где собирались профессора, члены администрации, студенты и выпускники, приезжавшие со всех концов России. После молебна, академического доклада и выступления ректора все вставали, пели "Боже, Царя храни!". Затем начиналась неофициальная часть, нередко продолжавшаяся до утра: народное гуляние. В своем кругу отмечали праздник выпускники университета, среди которых были профессора и чиновники, врачи и юристы, промышленники и коммерсанты. Ближе к вечеру многие собирались в огромном зале Большого Московского трактира в центре города, где произносились речи и тосты, после чего на тройках ехали в знаменитый "Яр", который в тот день обслуживал только университетскую публику.
В современной России традиционно в этот день .
В праздновании Дня российского студенчества 25 января 2012 года в Москве приняли участие около 200 тысяч студентов. Большинство учащихся столичных вузов .
Русская православная церковь вспоминает в этот день святую мученицу Татиану, которая считается покровительницей всего российского студенчества. В этот день свои именины отмечают все женщины, носящие имя Татьяна (древнее имя "Татиана" в переводе с греческого означает "устроительница").
Как , святая Татиана жила в Риме на рубеже II-III веков, во время жестоких гонений на христиан. Ее отец, знатный римлянин, тайно исповедовал христианство и воспитал свою дочь в христианском духе. Татиана не вышла замуж и отдала все свои силы на служение Богу. В тот период вся власть в Риме сосредоточилась в руках злейшего гонителя христиан Ульпиана. Татиану схватили и пытались заставить ее принести жертву идолу. Но в храме Аполлона, куда ее привели, по преданию, дева вознесла молитву Христу - и произошло землетрясение: языческий идол раскололся на части, а обломки храма погребли под собою жрецов.
Язычники истязали Татиану. Во время пыток происходило много чудес: то палачи, о прозрении которых молилась святая, уверовали во Христа, то ангелы отводили от мученицы удары и избивали ее мучителей, то из ран ее вместо крови текло молоко и в воздухе разливалось благоухание. После страшных мучений Татиана предстала перед своими палачами и судьями еще более прекрасной, чем прежде. Язычники отчаялись сломить веру страдалицы и казнили ее. Вместе с Татианой был казнен и ее отец, открывший ей истины веры Христовой.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В этом году выпили всё, кроме Москва-реки,
и то благодаря тому, что замёрзла…»
А. П. Чехов о Татьянином дне.
Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер. Из «Жития святых» мы узнаём, что дочь римского консула Татиана подверглась жестоким преследованиям за веру Христову: ей выкалывали глаза, резали бритвами, пытались сжечь, но каждый раз Бог наказывал её врагов, а Татиане посылал исцеление, даже львы, выпущенные из клетки, кротко лизали ей ноги. Потрясенные её стойкостью, палачи отказывались выполнять приказы, просили у Татианы прощение и становились на её сторону. Суд приговорил её к смерти. Позднее она была причислена к лику святых. Однако сведений о покровительстве святой Татианы тем, кто взвалил на свои плечи многотрудное дело получения знаний, нет ни в «Житиях святых», ни в других источниках. Почему же день поминания Татианы оказался связан со славным, беспокойным, веселым и далеко не безгрешным народом - студенчеством?
Открываем «Историю Государства Российского» и находим ответ. 12(25) января 1755 г. был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под своё попечение генерал-адъютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. Как свидетельствуют современники, «был скромен, даже боязлив. Постоянно отказывался от графского титула, но ревниво добивался славы мецената». День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день её именин. «Дарю тебе университет» - произнёс ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов.
В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татианы Мученицы. Убранства для неё прислала сама Екатерина. Прихожанами этой церкви в разные годы были Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов, Ключевский, братья Аксаковы, Соловьёв и др. Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так, волей монарха, появился студенческий праздник - Татьянин день, а со временем народная молва приписала этой святой покровительство студентам. Тон этому празднику был задан ещё в 1755 г. Торжества тогда были проведены в петровских традициях, милых и Елизавете: торжественные речи, богослужения, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, театральные представления. Шли годы. Студенты становились врачами, адвокатами, учителями, писателями. Но Татьянин день не забывался и не менялся. В этот традиционный день старики и молодёжь, знаменитые и неведомые - все были знакомыми, все были равными. Бытовая сторона праздника оставалась такой же, как и раньше.
В одном из своих шуточных фельетонов А. П. Чехов в 1885 г. писал о Татьянином дне: «В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замёрзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипели… Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».
В. А. Гиляровский вспоминал, что «толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись втроём, вчетвером на одном извозчике и горланили, рифмуя «спьяна» и «Татьяна». Под утро швейцары «Стрёмны» и «Яра» подписывали мелом на спинах молодежи адрес, и их развозили по домам «уцелевшие» товарищи.
Полиция имела указания свыше: в этот день не арестовывать «качающихся» студентов.
Л. А. Толстой посчитал своим долгом опубликовать статью «Праздник посвящение 12 января». В ней он сравнивает ежегодное веселье «самых просвещенных людей» с любым престольным деревенским праздником на Руси, где религиозное событие есть лишь повод предаться пьянству и удариться в загул».
Это был самый шумный день в городе. Действие разворачивалось на Никитской, Тверском бульваре, Трубной площади. Студенты группками и целыми толпами, пешком и на извозчиках, горланя песни, заполняли собой старый центр. Их опьяняло чувство свободы. Природа брала своё. Юноши месяцами отсиживали лекции, корпели над учебниками, повторяли снова и снова опыты, многие подрабатывали - но в этот день студенты позволяли себе раскрепоститься и пуститься во все тяжкие. Они нарочито громко пели - орали, утверждая свои права на этот день, демонстрируя свободу и самодостаточность. Классический студенческий гимн Gaudeamus igitur сменялся политически неблагонадёжной “Дубинушкой”. Полиция в этот день, совсем как в розовых мечтах утопистов, действовала по преимуществу “профилактически”, сглаживая остроту неизбежно вспыхивавших конфликтов. Арестовывать и даже задерживать студентов в их праздник не рекомендовалось.
Одной из традиций Татьянина дня были кошачьи концерты под окнами “Московских ведомостей”. Нередко эти окна просто били. Студенты так осознавали свои права - ведь эта официозная газета некогда была первой и единственной городской газетой, которую редактировали профессора и печатала типография университета.
В этот праздник отменялись все различия - возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные - все они ощущали себя согражданами “учёной республики”. Маститые учёные и важные чиновники, преуспевающие присяжные поверенные и модные журналисты ощущали себя в этот день “старыми студентами”. Они вспоминали прекрасные дни своей молодости. Это был и их день тоже. Именно поэтому с лёгкостью и быстротой день основания одного университета стал общим студенческим праздником всей страны. Татьянин день праздновался повсюду. Он объединял профессоров, студентов нынешних и “бывших” по всей России.
Студенты из богатых, “белоподкладочники”, пристойно отметив праздник с родными и переодевшись во что-нибудь попроще, присоединялись к своим товарищам. Их уже ожидали хозяева трактиров, пивных и ресторанов. Они не запирали двери своих заведений, но заранее тщательно готовились. Самым знаменитым и гостеприимным был ресторан “Эрмитаж”, где для такого случая роскошная мебель была предусмотрительно заменена простыми столами с лавками, дорогие зеркала убраны, а полы покрыты толстым слоем опилок. Так свободнее себя чувствовали гости и спокойнее - хозяева.
Для студентов в этот день кухня готовила только холодные закуски. Подавалась водка, дешёвое вино и пиво. За стол усаживались все вперемешку - любимые профессора, популярные журналисты, студенты, адвокаты, земские деятели. Эта объединявшая их трапеза, общий стол имеет древний смысл! Где, в каком ещё случае могут собраться в подобной располагающей обстановке люди столь разного положения, но с одним, общим для всех, и потому особенно дорогим, чувством?
Владимир Гиляровский, описывая Татьянин день, с полным правом говорит о популярности рифмы “пьяна - Татьяна”. Да, это был разгульный, порой до безобразия разгульный праздник. Стройная последовательность речей сменялась общим громким разговором, где-то пели, поднимали на столы особенно любимых ораторов, каких-то почтенных бородатых профессоров качали, одному от восторга разбили очки, другому порвали сюртук… Здесь распускались языки даже во времена самой злейшей реакции. Речи, которые здесь произносились, нигде больше нельзя было повторить, по крайней мере, ещё год.
А вот как описывают этот день «Пермские губернские ведомости» в 1899 г. встречу выпускников «…По случаю годовщины Московского университета в Общественном собрании состоялся товарищеский ужин бывших воспитанников высших учебных заведений. Вспоминали юность, годы студенчества… Особенно восторженно был принят тост, провозглашенный в стихах А. Кавалеровым:
Вошло у нас в обыкновенье
Чтить almas matris день рожденья
В кружке её родных сынов
Обычай сей уже не нов:
Из поколенья в поколенье
Он переходит от отцов…»
Итак, благодаря любви к своей матушке всесильного фаворита Шувалова и указу императора Николая I, святая мученица Татиана превратилась в патронессу студентов.
Какого числа Татьянин день в 2017 году? Российское студенчество отмечает свой «профессиональный» праздник 25 января. В этот же день православный мир вспоминает Татиану — святую православную мученицу, совершившую подвиг во имя православной веры, а женщины и девушки с именем Татьяна отмечают именины.
История возникновения и развития студенческого праздника тесно связана с Московским Государственным Университетом — именно 25 января в 1755 году российской императрицей Елизаветой I был подписан указ об основании первого отечественного университета — Московского. В современной истории Татьянин день называется «Днем российского студенчества» и является общегосударственным праздником на основании президентского указа, изданного 25 января 2005 года. В 2007 году президент В.В. Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым День российского студенчества пополнил почетный список памятных дат России.
Почему праздник называется Татьянин день?
Как уже говорилось, основанием для студенческого праздника явилось подписание императорского указа 1755 года об основании Университета. И проект Университета, и идея о его создании принадлежат Михаилу Ломоносову и графу Ивану Шувалову, поскольку они наилучшим образом понимали, насколько большое значение имеет возникновение научной организации подобного рода для России и развития науки в ней. Официальное открытие Университета было осуществлено только лишь в апреле 1755 года, 26 числа — в день приуроченный к годовщине коронации Елизаветы I. Поэтому последующие 35 лет днем основания Московского Университета полагался этот день.
Но следующий российский император Николай I в 1791 году издал указ, повелевавший отмечать не день официального открытия университета, а день издания указа о его создании, то есть 25 января. Так, по велению императора, появился первый официальный студенческий праздник, совпадавший с днем памяти о Святой Татьяне. В 1791 году при Университете был построен православный храм, который освятили во имя святой мученицы Татьяны (Татианы). Именно с этих пор святую Татьяну считают покровительницей и защитницей студентов и преподавателей.
Интересно, что после революции 1917 года в связи с отрицанием и неприятием любых религий, храм был закрыт большевиками. Для того, чтобы помещение храма не пустовало, в нем организовали клуб — место сбора и общения людей в свободное от строительства коммунизма время. В период с 1958 года по 1994 год в стенах бывшего храма располагался студенческий театр Московского Государственного Университета, из стен которого вышло много известных актеров, среди них Марк Захаров, Роман Виктюк, Ия Саввина, Валдис Пельш, Алексей Кортнев и др. И только в январе 1995 года восторжествовала историческая справедливость и здание вернули православной церкви.
История празднования
В первые годы после того, как 25 января была утверждена праздничная дата, особо пышных празднеств не отмечалось. Обычно, праздник отмечался скромными застольями. Обязательным пунктом праздничной программы являлся молебен в университетской церкви. Но примерно в 60 годы 19 века празднование Татьяниного дня условно разделилось на официальную часть и не официальную. В программу официальных мероприятий обычно входили следующие: проведение дня открытых дверей в Университете; торжественное выступление ректора Университета; посещение университетской церкви; праздничный обед в университетской столовой для профессуры. По окончании официальных торжеств начиналось самое занимательное! Студенты, объединившись не большие группы, отправлялись до глубокой ночи бродить по Московским улицам, распивали спиртные напитки, горланили песни. Любимыми местами массового скопления празднующих студентов были Никитский и Тверской бульвары, площади Москвы.
Иногда студентам удавалось отмечать свой праздник, что называется «на широкую ногу» - время от времени для празднования некоторые рестораны города любезно предоставляли студентам свои залы. Существует легенда, что накануне праздника из ресторанов выносилась дорогая мебель, а богатое убранство интерьера сменялось на дешевое и неказистое — расставлялись простые столы, лавки, из ресторанных кладовых доставалась дешевая глиняная посуда. Ресторанные ковры заменяли толстым слоем опилок. Как правило, кухни ресторанов в день 25 января не работали. В распоряжении студентов оставались только лишь буфеты с холодными закусками, водкой, пивом и дешевым вином.
А.П. Чехов, описывая однажды празднование Татьяниного дня говорил, что в этом году выпили вообще все, что смогли найти. Могли даже выпить и Москва-реку, но она, к счастью, замерзла. Существовала даже такая традиция, когда ресторанные швейцары на спинах «в стельку» пьяных студентов мелом писали адреса их доставки, на случай, если они сами не смогут добраться до дома. А городская полиция всячески способствовала скорейшей доставке пьяных студентов по домам.
Считается, что празднование Татьяниного дня так полюбилось студенческой молодежи и ее преподавателям, поскольку в этот день пропадали классовые и социальные различия между людьми — богатые торжествовали вместе с бедными, преподаватели веселились вместе со своими учениками. Молодость, свобода, студенчество, легкость и веселье жизни объединяли не только преподавателей - профессоров и студентов, но и бывших выпускников университета: врачей, чиновников, журналистов, промышленников, юристов, коммерсантов и всех других, кто имел хоть какое-нибудь отношение к студенчеству и его повседневной жизни.
В период становления советской власти Татьянин день был переименован в «День пролетарского студенчества», а пышные гуляния в честь праздника были сначала приостановлены, а затем и вовсе запрещены в связи с неуместностью. В течение долгого времени в СССР не было никаких официальных студенческих праздников. И только лишь в 1992 году была возрождена традиция отмечать день рождения МГУ и проводить различные торжества в честь исторического студенческого праздника. И постепенно, в течение достаточно короткого времени, к празднованию Татьяниного дня 25 января присоединилось студенчество всех высших учебных заведений РФ и стран бывшего СНГ.
Обычно, к этому дню уже практически во всех вузов завершается сессия, поэтому отмечать свой законный праздник большинство студентов может со спокойной душой. Как правило, на этот день назначаются торжественные награждения студентов за достижения в науке, спорте и культуре, проводятся концерты, спектакли, КВНы, флеш-мобы, балы и др. культурные мероприятия.
Надо сказать, что Татьянин день — национальный праздник, имеющий историческое наследие и культурное значение. Однако, существует и международный студенческий праздник, отмечаемый в мире 17 ноября. Он также возник в ходе исторических событий и тесно связан с течением Второй Мировой войны.
Приметы и суеверные традиции в Татьянин день
Безусловно, за долгое существование российского студенчества не могло не появится студенческих ритуалов, суеверий и традиции. Так, именно с Татьяниным днем связывают следующие ритуалы, предрекающие счастливое течение студенческих дел:
1. 25 января необходимо взобраться на самое высокое место в городе и, глядя на солнце, загадать желание — сбудется 100%, проверено временем и тысячами других студентов!
2. Призыв Халявы или Шары. Для соблюдения ритуала 25 января необходимо выйти на балкон, крыльцо или высунуться в форточку и, размахивая зачетной книжкой, во весь голос позвать Халяву «Халява, приди!». Считается, что если кто-нибудь из незнакомцев крикнет в ответ «Уже в пути!» - то это очень хорошая примета для студента.
3. Рисование в зачетной книжке на Татьянин день — тоже давняя традиция. На последней странице зачетки принято рисовать деревенский домик и дым, идущий из трубы этого домика. Чем длиннее получится дым, тем легче студенту будет учиться весь год, до следующего Татьяниного дня.
Татьянин день - это веселый праздник студенчества или день поминовения святых мучениц? Читайте наш материал о святых с именем Татиана.
Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам
Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.
Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.
С древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.
Татьянин день — святая Татьяна Римская
Интересно, что имя Татиана, Татьяна , несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.
Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.
В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.
Первой по старшинству должно вспомнить . Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь. Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что , потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании . Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.
Татьянин день — сила веры и воли
Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.
Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больными, помогала нуждающимся и так служила Богу.
Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севера (222–235 годы).
Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую. Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна , дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.
Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили».
Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.
Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургической сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои , ездила в лазарет.
Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.
На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.
Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы Татьяны (Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы Татьяны (Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.
Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.
(1879-1937), чья память празднуется в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.
Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.
О ) нам известно гораздо больше. В 2007 году наш сайт опубликовал , посвященную подвигу этой удивительной женщины.
Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».
Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.
В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.
Постановив, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично.
Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку. «В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно», – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).
В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.
Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизнь, стал ее ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».
Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Татиана Прокопьевна Егорова , мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.
Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года.
Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».
«Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.
Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована, приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин ее расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.
Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.
В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.
В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Там и закончилась ее земная жизнь.
Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.
Святые Татианы, молите Бога о нас!
История праздника «Татьянин день»
Александра Обущак
Согласно преданию в 3 веке н.э. настоятельница христианского храма Татьяна подверглась гонениям за христианскую веру. Когда ее заставили молиться языческому божеству, Татьяна не отказалась от своей веры и молитва ее Иисусу Христосу была столь сильна, что языческое божество упало с пьедестала и разбилось. После многочисленных пыток Татьяну казнили. С 235 года отмечается праздник Татьянин день, а мученица Татьяна причислена к лику святых.
Особое значение праздник принимает в 18 веке, когда 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении Московского университета». Идея создания и проект Университета принадлежат М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову, которые понимали, насколько значимым для Российской Империи является создание такого научного учреждения.
Существует версия, что И.И. Шувалов представил Указ об Университете Елизавете именно 25 января для того, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.
С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы 19 века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.
После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Излюбленными местами были: Никитский и Тверской бульвары, а также Трубная площадь. Одной из интересных традиций праздника являлись кошачие концерты под окнами редакции газеты «Московские ведомости», поскольку эта газета была основана представителями Московского Университета. Часто студенты в веселом настроении разбивали окна редакции.
Самые богатые студенты и выпускники могли позволить себе отметить этот праздник в одном из самых дорогих ресторанов Москвы - «Эрмитаже». Работники ресторана, зная с каким весельем отмечается этот праздник, заранее убирали дорогую мебель и ковры и заменяли их на более простые вещи.
Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их под домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники Университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.
Праздник был такой веселый, что все кто мог присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник Университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: В этот день «выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».
После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.
После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли и в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. Но годы шли, значение Московского Университета росло, а день основания также чтили и уважали, как и прежде.
В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования