Коливо из пшеницы рецепт. Афонские рецепты приготовления колива (кутьи) в обителях Святой Горы
Мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?
О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков , клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».
***
Протоиерей Владимир Пучков
Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.
Таким же образом и многие у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.
Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.
Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.
С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. , время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.
Далее происходит чудо – причем , особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой ».
Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.
И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.
Постное блюдо на скорую руку
Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.
Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».
Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.
Очень тяжело расставаться
– Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?
– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.
Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.
Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.
Помочь людям понять главное
– А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?
– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.
Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.
Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.
Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.
Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.
Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.
Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
– Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным – люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.
– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.
– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!
– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.
Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
Жизнь Церкви укоренена в . Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.
Традиция возмутительно редкого причащения
Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.
Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.
Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.
А придумывать причины не нужно
– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?
– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.
С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.
А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».
Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.
Всему свое время и место
– Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?
И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.
Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.
Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – . И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.
Подготовила Марина Богданова
Кутья является постным блюдом, которое принято готовить на Рождественский сочельник или для поминального стола. Сегодня ее готовят так же из риса и перловки. Считается, что чем сытнее будет блюдо, тем удачнее будет следующий год. Сварить рисовую кутью можно несколькими способами, но для хорошего вкуса необходимо учесть следующие рекомендации.
Как приготовить кутью из риса с изюмом – особенности блюда
- Основной ингредиент для кутьи – крупа. Обычно она разваристая, но при этом зернышки должны оставаться целыми, а сама каша рассыпчатой.
- Наиболее нежный вкус получается у блюда из риса с изюмом. Приготовить его достаточно легко, поэтому этот вариант кутьи наиболее популярный.
- Перед тем как варить рис, его необходимо тщательно промыть от крахмала и рисовой муки. Затем отварить до полной готовности. Предварительно замачивать крупу не нужно.
- Из сахара и меда сначала варят сироп, а потом уже добавляют к рису. Мед можно не разводить, а добавлять в готовом виде к крупе.
- Сухофрукты сначала запаривают, затем просушивают, нарезают на кусочки и потом добавляют к рису.
- Готовую кутью перекладывают в небольшую посуду. Сверху блюдо принято украшать орехами или изюмом.
Как приготовить кутью из риса с изюмом в кастрюле
Обычно варят кутью со сладким сиропом и изюмом. Приготовить ее не сложно, главное внимательно изучить рецепт и четко ему следовать.
Ингредиенты для блюда:
- шлифованный рис – 1 ст.;
- холодная вода – 2 ст.;
- изюм – 150 гр.;
- масло сливочное (не размягченное) – 40 гр.;
- сахар, соль – по вкусу.
Рецепт приготовления:
- Рисовую крупу необходимо хорошо промыть до тех пор, пока вода не будет прозрачной. Удобнее всего делать это при помощи сита, но вы можете промывать крупу в тарелке.
- Рис переложите в кастрюлю, налейте холодную воду. Если вы будете использовать для варки кипяток, тогда объем воды необходимо сократить на четверть.
- Когда рис начнет закипать, добавьте соль. После того как половина жидкости выкипит, накройте кастрюлю крышкой, убавьте огонь и готовьте крупу до готовности.
- У вас должна свариться рассыпчатая крупа. Оставьте ее остывать до комнатной температуры.
- Тем временем кипятком залейте изюм и оставьте на 5-10 минут, чтобы он распарился. Через указанное время слейте воду, пересыпьте его на бумажное полотенце. Так лишняя влага впитается в салфетку.
- Изюм с сахаром необходимо обжарить на сковороде. Добавляйте к ним только сливочное масло. Если вы готовите постное блюдо, то этот процесс опустите. При этом сахар растворите в кипятке и просто добавьте к рису.
- При жарке внимательно следите за состоянием сахара. Он должен растаять и приобрести светлый цвет карамели.
- Сладкий изюм добавьте к рису и хорошо перемешайте его.
- Подавайте кутью к столу небольшими порциями в маленьких пиалах. Для удобства необходимо положить рядом чайную ложечку.
Как приготовить кутью из риса с изюмом в мультиварке
Мультиварка уже стала одной из главных помощниц на кухне. С ее помощью можно легко и быстро приготовить поминальное блюдо.
Вам будут необходимы такие продукты:
- рисовая крупа – 2 ст.;
- холодная вода – 4 ст.;
- изюм – 300 гр.;
- мед – 2 ст. л.
Ход работы:
- Главная особенность приготовления блюд в мультиварке – это соблюдение указанных пропорций. Поэтому для рассыпчатого риса вам необходимо четко придерживаться инструкции.
- Крупу промойте в холодной воде, переложите в чашу. Налейте воду.
Важно! Для мультиварки используется специальный мерный стакан, который может отличаться объемом от обычной емкости.
- Закройте крышку, откройте верхнее отверстие и включите мультиварку на режим «Рис». Эта функция предусматривает рецептуру приготовления именно этой крупы. Но если ее у вас нет, тогда выберите режим «Каша».
- Пока каша варится, промойте под проточной водой изюм и затем запарьте его кипятком. При желании вместе с ним можно использовать любые сухофрукты.
- В отдельной емкости разведите мед теплой водой или растопите его на водяной бане.
Важно! Не разбавляйте мед кипятком. Иначе все полезные свойства продукта пропадут. Также не рекомендуется разогревать мед в микроволной печи.
- К сваренному рису переложите изюм, затем влейте мед и тщательно помешайте. Готовое блюдо переложите в небольшую тарелку и подавайте к столу.
- Рисовая каша не должна быть похожа на клейкую массу. Поэтому при ее приготовлении соблюдайте пропорции воды и используйте для варки длинозернистый рис.
- Если предварительно ненадолго замочить рис в кипятке, то зерна получатся мягкими и сочными.
- Для кутьи используется мед только в жидком состоянии. Засахаренный продукт необходимо предварительно растопить. Для сохранения полезных свойств делайте это на водяной бане.
- Крупный изюм и сухофрукты можно нарезать на небольшие кусочки или соломкой.
Чтобы кутья получилась вкусной и красивой важно придерживаться указанных пропорций. Это сделать не так уж и сложно, главное внимательно изучить рецепт. Приятного аппетита!
Еще один рецепт поминального блюда с рисом и изюмом смотрите на видео:
Греческое коливо из пшеничных хлопьев и обычное коливо из риса
В пятницу первой недели Великого поста православные христиане традиционно готовят коливо (от греч. вареная пшеница) – это каша из вареной пшеницы, риса или другого злака, подслащенная медом или сахаром.
В отличии от кутьи, коливо благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Предлагаем вам рецепты греческого колива (пшеница заменена пшеничными хлопьями) и один из рецептов современного колива из риса, которое обычно готовят в России.
Ингредиенты
1. Состав греческого колива из пшеницы
- Хлопья пшеничные – 150 г;
- Вода – 100 мл;
- Изюм – 50 г;
- Финики – 5 штук;
- Курага крупная – 5 штук;
- Зерна граната – 2 столовых ложки;
- Орехи грецкие рубленые – 2 столовых ложки;
- Сахарная пудра – 3 столовых ложки.
2. Состав традиционного колива из риса
- Рис круглый (я брала уже пропаренный) – 3/4 стакана;
- Чернослив – 70 г;
- Изюм – 50 г;
- Яблоко кисло-сладкое – 1 штука;
- Апельсин – 1/2 штука;
- Кунжут – 1 столовых ложки;
- Курага – 2-3 штуки.
Способ приготовления
1. Традиционное греческое коливо
- Пшеничные хлопья залить кипятком и оставить на 3 минуты.
- Орехи немного поджарить на сковороде и порубить.
- Нарезать курагу мелкими кусочками, а финики – полосками.
- Хлопья выложить на сковороду и подсушить.
- Хлопья выложить в миску, добавить орехи, курагу финики. изюм, зерна граната. Все хорошо перемешать и посыпать сахарной пудрой.
- Выложить в десертницу (салатник или креманку) и посыпать сахарной пудрой.
1.1. Упрощенный вариант : приготовить хлопья по инструкции на упаковке. Смешать с нарезанными сухофруктами и орехами (не обязательно поджаривать, но так – вкуснее). Посыпать сахарной пудрой.
Так выглядит традиционное греческое коливо из пшеничных хлопьев
Приготовление греческого колива в картинках
Простое коливо из риса с яблоком и сухофруктами. Сверху можно посыпать кунжутом
Вареный рис можно готовить по любому удобному для Вас рецепту Добавляем в рис сухофрукты Добавляем яблоки
В растопленный мед отжали апельсиновый сок
Кутья (кутя) - блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Свят вечер. О кутье впервые упоминается в начале XII века в летописи Повесть временных лет.
В старину кутью готовили чаще всего из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса.
Первоначально кутю готовили с медом или сытой (разведенным медом).
В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.
Продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение:
* Зерно является символом воскресшей жизни.
* Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни).
* Мак символизирует достаток в семье.
Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. Исходя из этих соображений на Украине в канун Рождества (в Свят вечер) кутью называли богатой и делали её очень вкусной.
Рождественская кутья из пшеницы
Кутью традиционно подают на кануне Рождества (6 января), а также на второй день после него, в канун Старого Нового года (13 января) и Крещения (18 января). Настоящая рождественская кутья готовится из пшеницы, мака, грецких орехов, изюма и меда . В старину считали, чем вкуснее она будет, тем богаче будет год!
На самом деле, кутью можно приготовить и из риса, перловки (ячменя), овса, поэтому если не найдете в продаже пшеницу, можете заменить ее другой крупой. Хотя к Рождеству обычно в магазинах продается шлифованная пшеница на кутью.
Состав:
Стакан — 250 мл
- 1 стакан или 200 гр пшеницы
- 2-3 стакана воды
- щепотка соли
- 1 ст. ложка растительного масла
- 100-125 гр мака
- 100 гр изюма
- 100 гр обжаренных грецких орехов
- 4 ст. ложки меда
Узвар:
- 200 гр сухофруктов (курага, яблоки, груши, чернослив, вишни или другие)
- 2 стакана воды
Как правильно приготовить рождественскую кутью из пшеницы:
- Пшеницу перебрать и промыть.
- Перед тем, как варить, лучше предварительно замочить ее на ночь или несколько часов. (Шлифованную пшеницу замачивать не нужно, она варится достаточно быстро.)
- Залить пшеницу водой, добавить щепотку соли и 1 ст. ложку растительного масла и варить до мягкости в толстостенной кастрюле (лучше всего в чугунной). У меня была обычная пшеница для проращивания, которая варилась 2 часа и для этого понадобилось 3 стакана воды. Для шлифованной пшеницы достаточно 2 стакана воды, а варится она всего 20 минут.
- Мак залить кипятком и оставить на 1 час.
- Набухший мак откинуть на сито или марлю, чтобы стекла вся жидкость. Перетереть блендером (или в кофемолке, или с сахаром в ступке, или перекрутить пару раз в мясорубке) до появления белого «молочка».
- Изюм залить кипятком на 20 минут, а затем слить воду.
- Обычно рождественская кутья заправляется не только медом, но и узваром (насыщенным компотом из сухофруктов). Чтобы приготовить узвар, сухофрукты необходимо промыть, залить водой, довести до кипения и проварить минут десять на маленьком огне.
- Когда узвар станет теплым, всю жидкость слить, добавить в нее мед и хорошо размешать, чтобы мед растворился. Сухофрукты не выбрасывайте!
- Готовую пшеницу переложить в миску и остудить.
- Затем добавить перетертый мак, обжаренные и немного измельченные грецкие орехи, изюм, а также порезанные сухофрукты из узвара (все или часть).
- Налить в кутью узвар с медом и перемешать.
Перед подачей на стол можно украсить рождественскую кутью цукатами и орехами.
Теперь вы знаете, как правильно приготовить кутью на Рождество! Получается настоящая вкуснятина!
http://vegetarianrecept.ru/deserty/rozhdestvenskaya-kutya-iz-pshenicy.html
И ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ РЕЦЕПТОВ
Пшеничная кутья
Продукты, необходимые для приготовления пшеничной кути:
1 стакан зерен пшеницы;
100 г мака;
100 г ядер грецких орехов;
1-3 столовые ложки меда;
cахар по вкусу.
Рецепт приготовления пшеничной кути:
Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла.
Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая.
На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой.
В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Иногда также добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Пшеничная кутья с обжаренной мукой (старинный рецепт)
Ингредиенты:
Пшеница - 2 стакана,
Пшеничная мука - 4-5 столовых ложек,
Мед - 3 столовых ложек или сахар по вкусу,
Изюм, орехи.
Пшеницу отшелушенную перебрать, залить водой и варить до полного приготовления.
Выложить пшеницу на полотенце и просушить. На сухой сковороде поджарить муку до кремового цвета и приятного запаха.
Пшеницу переложить в тарелку, добавить немного жареной муки, мёда (по своему вкусу). Если нет мёда, заменяем сахаром.
После этого добавить изюм, жареные измельчённые орехи. Перемешать.
Сверху кутью украсить по желанию, можно конфетами.
Рисовая кутья
Продукты, необходимые для приготовления рисовой кути:
1 стакан риса;
100 г мака;
100 г ядер грецких орехов;
1-3 столовые ложки меда;
cахар по вкусу.
Рецепт приготовления рисовой кутьи:
Иногда кутю готовят из риса, но рис следует приготовить особо.
Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком.
Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару.
Соотношение всех других компонентов для кутьи сохраняется.
Пшеничная кутья с изюмом
Продукты, необходимые для приготовления пшеничной кутьи с изюмом:
Пшеница 1 стакан;
Орехи грецкие 100 г;
Изюм 100 г;
Мед 1-2 ст.л.
Рецепт приготовления пшеничной кути с изюмом:
Пшеницу сварить до готовности, но так, чтобы не разварилась.
Мак проварить 5-10 минут, отцедить и раздавить скалкой о разделочную доску или потолочь в ступе.
Орехи обжарить на сковороде, поломать на небольшие кусочки.
Изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать ягоды, удаляя плодоножки.
Пшеницу, мак и орехи смешать с медом и изюмом.
Кутья с сухофруктами и малиной
Продукты, необходимые для приготовления пшеничной кутьи с сухофруктами и малиной:
2 стакана цельных зерен пшеницы или риса;
полстакана или треть (по вкусу) меда;
сушеные яблоки или груши можно также взять по вкусу;
изюм и (или) сушеная малина четверть стакана.
Рецепт приготовления пшеничной кути с сухофруктами и малиной:
Помыть и перебрать пшеницу, вскипятить 4 стакана воды, добавить туда пшеницу и варить 25 минут.
Добавить соль, яблоки и малину. Через 5-7 минут - изюм.
Все варить еще минуты две. В остывшую массу добавить мед. Все оставить на 1-2 часа.
http://www.stepandstep.ru
Выдержки из книги В.Я.Проппа про кутью
:
Многие наблюдатели сообщают, что одно из непременных блюд в этот день — кутья
. Кутьей
иногда называется и сам праздник. А.И.Петропавловский сообщает о белорусском обычае: «В течение коляд бывает три кутьи
:
первая — постная, перед Рождеством,
вторая — скоромная, иначе богатая, под Новый год, и
третья — постная, под Крещение
» .
У белоруса новогодняя кутья
называлась «щедрою» или «богатою», так как 31 декабря называлось «щедрым вечером». У русских порядок был несколько иной: «богатой» кутьей
иногда назывался сочельник.
Свидетельств, что в сочельник ели кутью
, имеется очень много.
И.П.Сахаров пишет: «Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя — кутья
сочельницкая
».
О том же А.А.Макаренко сообщает из Сибири: "В вечерю кушают капусту, квас и кутью
. Кутью иногда ставили не на стол, а в передний угол под образа, вместе с необмолоченным снопом ржи. В Белоруссии этот обычай яснее выражен, или, может быть, лучше записан, чем у великорусов
".
П.В.Шейн приводит запись из Смоленской губернии: «Главное и необходимое кушанье на этом обеде — кутья
» .
У украинцев Саратовской губернии А.П.Минх наблюдал следующее: «В сочельник, накануне Рождества, малороссы варят свару и кутью
; в этот день они ничего не едят до вечерней зари; лишь взойдет звезда, они ставят кутью и свару на стол, зажигают перед образами свечу, все становятся на колени и просят Бога о ниспослании им хорошего урожая хлебов, благополучия скоту и здравия себе
» .
Д.К.Зеленин, подводя итоги рассмотренным им великорусским, белорусским и украинским материалам, приходит к выводу, что «обрядовые блюда восточнославянского рождественского праздника не оставляют сомнения в том, что этот праздник некогда представлял собой поминки, был посвящен культу предков
» .
Общеизвестно, что кутья
составляет непременную принадлежность похоронного обряда и поминок. Вместе с тем ее иногда употребляли на свадьбах, родинах (праздновании родов) и крестинах. Почему, однако, именно кутья
служит поминальной едой, которую при этом едят также на свадьбах и при рождении детей?
Кутья
, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен — чаще всего пшеницы. В городах, где пшеницы обычно не бывает, ее заменил рис. Если предположить, что кутья
готовилась собственно из семян, мы приблизимся к пониманию этого обряда. Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать ягазнь, умножая ее.
Семя — растение — семя составляют извечный кругооборот, который свидетельствует о нескончаемости жизни. Путем еды к этому процессу приобщаются люди. В животном мире зерну или семени, с точки зрения крестьянина, соответствует яйцо, обладающее тем же удивительным свойством, что и семя: оно сохраняет, содержит жизнь и воссоздает ее. Ниже мы увидим, что яйца действительно широко применялись в заупокой- л ном культе всех народов как знак бессмертия.
К кутье
обычно примешивались ягоды (черемуха, в городском обиходе — изюм). Ягоды представляют собой то же семя, облеченное плодом. Всем этим объясняется, почему кутью
употребляли при свадьбах, рождении детей и смерти. Она знаменует постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть.
Коливо - это рассыпчатая кутья. Ингредиенты для этой традиционной сладости Великого поста практически такие же, как для кутьи или сочива: пшеница, орехи и сухофрукты, но это не сочное, а сухое блюдо. Подается коливо не в глубоких мисках и не выкладывается горкой, а наоборот - на блюдах плоским слоем.
Чтобы коливо не было мокрым, в его состав добавляют наряду с мелкоизмельченными орехами ещё и измельченные сухари из пшеничного хлеба. Пшеница быстро высыхает, поэтому поверхность колива укрывают сухофруктами, орехами, кокосовой стружкой и т.п. продуктами, которые служат так же и украшением, т.е. выкладываются в виде рисунков.
Вот фото из Интернета, как изумительно украшают коливо в монастырях на Святой горе Афон.
Для такого художественного оформления используются специальные трафареты и пищевая краска.
В домашнем варианте предлагаю украсить коливо доступным способом.
Подготовьте ингредиенты по списку:
Используйте для колива специальную пшеницу, которая продается для проращивания или для кутьи.
Так же можно приготовить из булгура или из перловки (рецепты варки этих круп на сайте есть).
Зерна пшеницы промойте и замочите на ночь или на несколько часов.
Смените воду на чистую и варите в кастрюле или в мультиварке около часа или немного дольше. Зерна должны стать мягкими, но не развариться, а сохранить свою форму. Возможно воду нужно будет подливать в процессе варки. Готовую пшеницу откиньте на сито и обсушите.
Изюм промойте и вымочите в холодной воде или распарьте кипятком.
Орехи измельчите при помощи блендера или натрите. Сухари из пшеничного хлеба или сдобные сухарики прокрутите в мясорубку.
Добавьте в пшеницу измельченные орехи и сухари в пропорциях по желанию: побольше сухарей или побольше орехов.
Подсластите массу сахарной пудрой.
Уложите пшеницу плоским слоем на блюдо.
Посыпьте поверхность измельченными орехами.
Украсьте коливо кокосовой стружкой и сухофруктами. У меня тут для яркости рисунок в стиле цветка выложен ягодами годжи.
Коливо готово. Его нужно подать и употребить в течение этого же дня, пока пшеница не засохла.
Приятного аппетита!