Конспект занятия по обучению грамоте согласные звуки. Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа
Марине Бабаджанян
Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки»
План-конспект к занятию «Гласные звуки » в
подготовительной группе по формированию речи
(Развитие звуковой культуры речи )
Задачи : Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков ; учить выделять гласный звук в начале , середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ; показать смыслоразличительную роль гласных ; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Цель :
1. Учить детей проводить звуко - буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук . Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.
2. Закрепить знания детей о гласных .
3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.
4. Обогащать и активизировать словарь детей.
5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.
Предварительная работа :
1. Знакомство с гласными ;
2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные » ;
3. Совместное чтение с детьми Азбуки;
4. Игры с буквами.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки , а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы .
Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.
Беседа по пройденному материалу.
Воспитатель : Давайте мы с вами вспомним!
– Что можно составить из звуков ?
Дети : Из звуков можно составлять слоги, слова.
Воспитатель : Что можно составить из слогов?
Дети : Из слогов можно составлять слова.
Воспитатель : Что можно составить из слов?
Дети : Из слов можно составлять предложения.
Воспитатель : А из предложений?
Дети : Из предложений можно составлять текст.
Воспитатель : Звуки бывают разные- гласные и согласные .
Этот звук всегда поется ,
Этот звук , как песня, льется.
Звук , свободно ты лети,
Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками .
Воспитатель : Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?
Дети : О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки !
Определение начального и конечного гласного звука .
Воспитатель : Назовите гласный :
а) с которого начинается слово
аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э) .
б) которым заканчивается слово…
игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И) .
Выделение гласного звука из середины слова .
Воспитатель : Называйте гласный звук , который находится в середине слова :
Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э) .
Воспитатель : А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам .
Воспитатель : Что вы называли?
Дети :Называли звуки .
Воспитатель : Что показывали?
Дети : Показывали буквы.
Воспитатель : Перед вами слова, из которых убежали гласные . Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?
– Какие слова получились?
– Что они обозначают?
Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)
Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)
– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?
Дети : Изменится значение слова.
Деление слов на слоги
Воспитатель : Ребята, с помощью гласных , мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ) .
Воспитатель : Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2) , нога(2, машина (3) , улица (3, дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3) .
Дети делят на слоги предложенные слова.
Воспитатель : Сколько гласных звуков в этих словах ?
Дети называют количество гласных в слове .
Дети :
Это знает каждый из учеников –
Сколько в слове гласных , столько и слогов.
Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков .
В слове важен гласный звук –
Это знают все вокруг.
Он с согласными играет ,
В слоги их объединяет.
Слова делим мы на слоги
По дорожкам дружно ходим!
Работа на индивидуальных листах.
Воспитатель : Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные .
Упражнение "Где стоит нужный звук ?"
"А" - Автобус, рукА
"О" - мОст, ОкнО
"И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)
"Э" - Эхо, поЭт
"У" - Утка, рУка
"Ы" - мЫло. столЫ
Воспитатель :Следующее задание для "внимательных глазок". Зачеркните на карточек гласные звуки , а гласные подчеркните красным карандашом.
Работа у доски. (Задание на внимание)
Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.
Воспитатель : Давайте повторим! Какие звуки называются гласными ?
Дети :гласные поются , нет преграды при их произношении.
Воспитатель : Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?
Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.
Воспитатель : Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?
Дети : Сколько в слове гласных , столько и слогов.
Публикации по теме:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема: Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.
Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программные содержания:
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.
Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.
Словарная работа : гласные, согласные, слог.
Материальная: фишки на каждого ребёнка, схему слов на каждого ребёнка, картинки (мышь, дом, маки, мышки, машина, красный и синий дом).
Индивидуальная работа: Вова, Галя, Дима – чётко прогаварить каждый звук в слове.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу на ковре.
У меня в руках мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «цепочка слов».
Тому, кто получит мяч называет слово на последний звук.
Вы сейчас называли слова на звук, который в слове был последний, но потом он оказался первым.
Кто узнал, какие это были звуки?
(гласные и согласные).
Хорошо, какие вы у меня внимательные.
В весёлом сказочном городе жили малыши, среди них был самый умный малыш по имени Знайка.
(Воспитательница выставляет на мольберт 2 домика и Знайку).
Подойдите и встаньте так, чтобы всем было видно нашего героя.
Решил Знайка отправиться в путешествие и взять с собой друзей.
Кто такие друзья?
Для того чтобы путешествовать, нужно много знать?
Знайка приготовил нам вопросы. Если ответите, он возьмёт вас с собой.
Мы с вами общаемся, разговариваем. Из чего состоит наша речь? (из предложений).
Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).
Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие гласны звуки вы знаете? (а, о, у, э, и, е, ё)
Догадайтесь, в каком замке они живут? (в красном)
Каким цветом их обозначают? (их обозначают красным цветом)
Почему их называют гласными звуками? (потому, что они тянутся, поются)
Да, это певучие и звонкие звуки. Вспомним слова о гласных звуках:
Гласные тянутся
Песенкой звонкой:
И – и – и – и,
Могут заплакать
И застонать:
О – о – о - у- у- у
Могут качать в
Колыбели Алёнку
А –а – а – а
Могут как эхо в
Лесу закричать:
Ау! -ау! -ау!
Могут летать
Высоко в синеву:
У – а - и - у.
Дети имитируют слова мимикой, жестами, интонацией.
На все Знайкины вопросы ответили, и он берёт вас с собой.
А вы знаете куда?
Мы познакомились со Знайкой и стали его друзьями. А вот у Знайкеных соседей, которые живут в красном домике нет друзей и Знайка решил им помочь, найти товарищей. Поможем ему?
Встаньте друг за другом, не отставайте, отправляемся в дорогу:
Путь не близкий,
Дальний путь.
Но нельзя с пути свернуть,
Слева речка (посмотрите)
Справа бор (посмотрите)
Осторожно по тропинке
Мы идём.
(Дети за воспитателем проходят цепочкой по группе)
Посмотрите налево, направо, а что там виднеется впереди. Подойдём поближе (Дети подходят к мольберту на котором висит картина синего замка, выстраиваются полукругом)
Что вы видите? (замок)
А как по-другому можно сказать? (дворец, дом, домик)
Потихоньку заглянем кто же там живёт?(Воспитатель на мольберт выставляет картинки: дом, машина, молоток)
Произнесите слова. Что общего между ними? (звук «м»)
- «М» какой это звук?(согласный, твёрдый, звонкий)
Вышел звук «М» из ворот.(Выставляется синяя фишка) и стал знакомиться с нашими друзьями.
Сначала он поздоровался со звуком «А» и получился слог «МА»
Потом со звуком «О» и получился слог «МО»
Затем познакомился с гласным звуком «И» и получился слог... «МИ»
Поговорил со звуком «У» и получился слог «МУ»
Последним подошёл звук «Э» и получился слог «МЭ»(Всё это время к синей фишке подставляются красные фишки)
Нашему новому знакомому очень понравились наши друзья, и он пригласил нас к себе в гости. (На мольберте меняется картинка и появляется «окно»)
Посмотрите, какие красивые цветы растут на окне.(Выставляется часть картинки «Маки»)
Что это? Звук «М» говорит что это «МА».
Правильно ли он назвал цветы? (Выставляется вторая половина картины)
Скажите, вторую часть слова «КИ»
Произнесите слово по частям («МА-КИ»)
Кто ещё живёт в доме?(Выставляется картинки: мышь, мишка, машинка)
Как узнать сколько слов в каждом из этих слов?
Сколько гласных звуков в слове мышь?
Сколько слогов? Назовите.
Сколько гласных звуков в слове мишка?
Сколько слогов? Назовите первый слог? Назовите второй слог?
Сколько гласных звуков в слове машина?
А слогов?
Назовите 1 слог, 2слог, 3слог.
Есть ли связь между гласными звуками и слогами?
Какая? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)
Что помогает определить количество слогов в слове? (Согласные звуки)
Запомните правило:
Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Как ещё можно определить количество слогов в слове?
Тыльную сторону ладони положите на подбородок, и произнесите слово «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносится звук «О»?
Давайте поиграем:
Быстро разделимся на две команды. Одна встанет от меня с правой стороны, другая с левой.
Я называю слова, если в слове один слог, первая команда хлопает, если два слога вторая команда топает. За правильный ответ команде даётся фишка.
Какие вы сегодня ловкие и внимательные.
Я с вами поиграла, а теперь вы поиграйте друг с другом в «звуковые загадки»
Найдите себе пару и подойдите к столам, садитесь друг против друга и на схеме фишками, выложите задуманное слово. Ваш друг должен угадать это слово.
Руслан, какое слово составил Тимур?
Тимур, он правильно нашёл слово?
Сколько слогов в слове?
А ты Тимур догадался, какое слово зашифровал Руслан?
Карина, сколько слогов в твоём слове?
Альбина, докажи, что Карина правильно определила количество слогов в слове?
Подойдите ко мне.
Заигрались мы с вами в синем замке.
Давайте убедимся, помогли мы гласным найти себе друзей?
Какие друзья появились у наших гласных звуков?
Что получилось в результате их дружбы? (слоги).
Гласные могут образовывать слоги, а вы можете образовывать слова?
Давайте поиграем:
Я назову первый слог, а вы продолжите, чтобы образовалось слово, из двух слогов, а затем из трёх слогов.
Что запомнилось в нашем путешествии?
Что вы почувствовали в конце путешествия?
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
Детский сад « Рябинушка»
Конспект открытого занятия
По подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Грамотейка»
1. Коррекционно – обучающие:
- Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.
- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
-Сопоставление местоимений в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
3. Коррекционно – воспитывающие:
-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный - использование карточек, игрушек.
словесный - вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Ход занятия:
1.Организационный момент.Дети с учителем – логопедом заходят в зал, становятся полукругом.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
-Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Грамотейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
-Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
-Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Грамотейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
-А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
-Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
2. Гласные и согласные звуки.
Звучит музыка.
-Ребята, что вы слышите? (звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.
« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?(о гласных звуках)
-Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
-Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. (Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
-Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
-А теперь споём вместе (поёт с детьми без музыкального сопровождения)
-Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
-А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
-Правильно, согласные.
Логопед читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
-Ну, чтож отправляемся дальше.
3. Дидактическая игра «Засели домик»
- Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои»
- Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Грамотейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король.
-Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
-С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Логопед произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К"].
Логопед произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Логопед вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей.
4. Игры с игрушками.
- Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке
- Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
- Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками, в названии которых есть звук [К].
-Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов
Логопед читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему? (в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
-Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
-Нам пора поторопится.
5. Физминутка.
«Король наш потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
6. Игра «Буква потерялась»
- Мы опять никак не можем попасть в страну «Грамотейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась. надо ее найти.
На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка
- Молодцы, теперь мы можем идти дальше.
7. Звуковой анализ слова.
- Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова.
На опушке,
на дорожке
стоит дом
на курьих ножках. (изба)
После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Грамотейка».
8. Итог ООД
- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?
Детям вручаются медали «Юным грамотеям». Логопед благодарит детей за работу.
Конспект занятия по обучению грамоте
(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)
Тема: Звуки гласные – согласные.
Цель: Познакомить детей с понятиями
гласных – согласных звуков и их графическим изображением.
Задачи:
Образовательные:
Учить различать на слух звуки гласные-
согласные,
Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;
Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.
Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма занятия: занятие – игра.
Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.
План занятия:
I . Орг. момент.
II . Актуализация знаний
IV . Объяснение нового материала.
V . Закрепление.
VI . Подведение итогов.
Ход занятия.
I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).
Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II . Актуализация знаний.
Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?
Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.
Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)
Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.
Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.
Игра-викторина.
Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.
Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)
Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)
Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).
Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.
III . Изучение нового материала.
Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?
– Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.
Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо .
– Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук...
Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?
Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте... А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы
м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос ( глас ) и произошло название звуков – гласные .
Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.
– Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга... Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?
Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:
[кртшк]... А теперь: картошка.
Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:
Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).
Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Физминутка.
Жил-был маленький гном.
С большим колпаком.
Он был путешественник – гном.
На лягушке он скакал.
Прыг-скок. Ква-ква.
И на стрекозе летал-
У-ух, высоко.
По реке плыл в чайной чашке.
Буль-буль, Буль-буль.
Ехал он на черепашке.
Топ-топ, топ-топ.
И протопав все тропинки,
Гном качался в паутинке.
Кач-кач, кач-кач.
Утро придет - гном опять в поход пойдет.
IV . Закрепление.
Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?
Посмотрите на модель слова.
Что вы можете сказать об этом слове? (в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).
Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон…).
Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.
1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.
Игра «Кто внимательней».
Я называю слово - вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.
Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.
2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.
А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.
(см. приложение № 2)
Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)
Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.
Игра «Зажигаем огоньки».
На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.
Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.
Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. (см. приложение №1)
4. Загадка-сюрприз.
Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)
Что у вас получилось? (телефон).
V . Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?
Приложение №1.
Приложение №
Приложение №3.