Направление человек и общество примеры из литературы. Проблема человека и общества в русской литературе XIX века
Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?
Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru
Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.
Комментарий ФИПИ:
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Словарная работа
Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК - 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.
Синонимы
Человек:
личность, индивидуум.
Общество:
социум, среда, окружение.
Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек - существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.
Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?
Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.
Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.
В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький , рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого» . Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет », - но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен» , - говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон» .
Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек - существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему - в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.
Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»
. «Что сделаю я для людей?!»
- восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко - пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.
Афоризмы и высказывания известных людей
- Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
- Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
- Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
- Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
- Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
- Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
- Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
- Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
- Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)
Над какими вопросами стоит задуматься?
- В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
- Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
- Может ли человек изменить общество?
- Может ли человек существовать вне общества?
- Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
- Что происходит с человеком, оторванным от общества?
- Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
- Почему важно сохранять индивидуальность?
- Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
- Что важнее: личные интересы или интересы общества?
- Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
- К чему ведет нарушение общественных норм?
- Какого человека можно назвать опасным для общества?
- Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
- К чему ведет равнодушие общества к человеку?
- Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество»
:
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Человек и общество | А. С. Грибоедов "Горе от ума" | Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" | Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества. | |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени. | |
И. А. Гончаров "Обломов" | Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип. | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». | Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого | |
А. И. Куприн "Олеся" | Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством. | |
В. Быков «Облава» | Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий. | |
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий. | |
Р. Брдбери. «И грянул гром» | Ответственность каждого человека за судьбу всего общества. | |
М. Карим «Помилование» | Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени. |
«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.
Сентябрь 15th, 2017 risusan7
Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»
Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?
На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.
В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.
Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя » благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.
По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
(381 слово)
[Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]
Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?
В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!
В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.
Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.
Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.
Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Список литературы к направлению «Верность и измена»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Беглец».
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
И. Гончаров «Обломов»
А. Н. Островский «Гроза»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Н. С. Лесков «Левша»
А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»
И. А. Бунин «Темные аллеи», «Руся», «Кавказ»
М. Горький «Детство»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
А. Платонов «Возвращение»
Б. Васильев «Летят мои кони»
В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»
В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
Е. Носов «Белый гусь»
В. Некрасов «В окопах Сталинграда», «Вася Конаков»
В. Астафьев «Белогрудка»
Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день»
Е. Замятин «Мы»
В. Набоков «Лолита»
Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары»
В. Железников «Чучело»
Е. Мурашова «Класс коррекции»
П. Санаев «Нулевой километр»
И. Курамшина «Сыновний долг»
У. Шекспир «Макбет»
Ш. Бронте «Джейн Эйр»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
Дж.Оруэлл «1984»
Ф. Саган «Через месяц, через год»
Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама»
Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»
А.Гавальда «35 кило надежды»
Дж. Пиколт «Ангел для сестры»
У.Спаркс «Дневник памяти»
Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке»
А. Н. Островский «Бедность не порок»
В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»
Н. С. Лесков «Старый гений»
А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке»
А. И. Куприн «Чудесный доктор»
Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы
М. А. Горький «Легенда о Данко»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лапти»
М. А. Булгаков «Записки юного врача»
А. П. Платонов «Юшка»
А. С. Грин «Алые паруса»
М. А. Шолохов «Судьба человека»
А. Солженицын «Матренин двор»
В. Шукшин «Чудик»
К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»
В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»
Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;
А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др
Д. Лихачев «Возвращение на Мару»
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»
В. Железников «Чучело»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
О. Бальзак «Отец Горио»
Дж.Остин «Гордость и предубеждение»
Ф. Кафка «Воздушный замок»
У. Голдинг «Повелитель мух»
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
П. Коэльо «Вероника решает умереть»
Л. Оливер «Прежде чем я упаду»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
М. Зузак «Книжный вор»
Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»
Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Список литературы к направлению «Цели и средства»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Н. С. Лесков «Старый гений»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
В. М. Гаршин «Сигнал»
А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»
М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. С. Грин «Алые паруса»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор»
В. Каверин «Два капитана»
В. Шукшин «Сапожки»
В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»
В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
Ж.-Б. Мольер «Тартюф»
Р. Брэдбери «Лед и пламя»;
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
О. Генри «Дары волхвов»
Ф. Саган «Здравствуй, грусть»
Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
А. Хейли «Отель»
С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Хэмингуэй «Старик и море»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Список литературы к направлению «Смелость и трусость»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел»
А. И. Гончаров «Обломов»
И. С. Тургенев «Муму»
А.Н. Островский «Бедность не порок»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели»
Н. С. Лесков «Старый гений»
В. М. Гаршин «Трус»
М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
Б. Житков «Храбрость»
Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»
В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»;
В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск»
В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
Ч. Айтматов «Плаха»
Д. Рубина «Адам и Мирьям»
В. Аксёнов «Московская сага»
В. Железников «Чучело»
А. Алексин «Поздний ребёнок»
Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы»
Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»
Г. Мопассан «Милый друг»
Р.Р. Толкин «Хоббит»
Р. Брэдбери «Лед и пламя»;
Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Дж.Роулинг «Гарри Поттер»
Р.Ригз «Дом странных детей»
Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Список книг к направлению «Человек и общество»
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
И. А. Гончаров «Обломов»
И. С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»
А. Н. Островский «Гроза»
Н. С. Лесков «Старый гений», «Левша»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»
В. Г. Короленко «В дурном обществе»
А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
А. С. Грин «Алые паруса»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Детские картинки» и др.)
А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»
А. П. Платонов «Юшка»
В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар»
Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
Е. Замятин «Мы»
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)
В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
Э. М. Ремарк «Тени в раю»
С. Моэм «Луна и Грош»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Лед и пламя»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»
К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского».
Приходите в библиотеки за книгами!
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25