Общедомовые приборы учета кто будет платить за их установку. Общедомовой прибор учета тепловой энергии
Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ . Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.
Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии
Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:
- способе установки прибора учёта - силами РСО или подрядной организации;
- сроках установки прибора учёта;
- размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
- способе финансирования - единым платежом или в рассрочку.
В какие сроки нужно установить счётчик тепла
Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ .
Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).
Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.
В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.
Когда прибор учёта можно не устанавливать
Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.
Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:
- внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
- невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
- в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.
Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627 . В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.
Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла
Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.
В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.
Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ). Борьба за счётчики
Портал о недвижимости и комфортной жизни в доме сайт начинает публиковать цикл материалов с рекомендациями по контролю за обоснованностью расходов на "коммуналку". Представляем вашему вниманию совместную статью нашего постоянного и , посвященную общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов (ОДПУ). К сожалению, это нововведение в ряде случаев привело не к экономии, а напротив - к росту платы за услуги ЖКХ .
В первую очередь проблемы возникают с общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Нередко собственники оплачивают дорогостоящие приборы учета, а отопление приходится оплачивать не по реальному потреблению (которое и должны определять эти самые общедомовые приборы учета ), а по условным нормативным показателям (нормативам).
Проблема общедомовых приборов учета коснется всех собственников квартир в МКД,
ведь закон обязал собственников установить общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов (ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»).
Некоторые дома коллективными счетчиками уже оснащены, а во многих еще предстоит их установить. В связи с этим многие успели получить платежные документы "за коммуналку" с увеличенной суммой за счет новой строки "плата за установку общедомовых приборов учета"
. Стоимость нововведения при этом оказалась довольно ощутимой. Применив нехитрую математику, можно посчитать, что коллективные приборы учета выходят для собственников "золотыми". Особенно остро проблема стоит с ОДПУ тепловой энергии.
Как уже было сказано выше, часто собственники несут бремя расходов как на сами общедомовые
приборы учета, так и на их установку
, а платить все равно приходится не по их показаниям, а по нормативам, зачастую - завышенным. В теплые осенние месяцы приборы учета
действительно помогают снижать плату за отопление. Жители подмосковных Химок посчитали, что в некоторых домах за один лишь отопительный период общедомовые приборы учета могут позволить сэкономить до 10 тысяч рублей на каждую квартиру!
Итак, приборы есть, а квитанция за «коммуналку» их показания не учитывает. И в октябре при средней температуре +5 приходится платить за отопление столько же, сколько в суровые зимние месяцы.
Полные решимости разобраться в проблеме, собственники приходят в управляющую организацию. И что они слышат (далее приводим наиболее частые примеры креатива работников ЖКХ, поясняющих, почему несмотря на закупку приборов за наш счет, оплата взыскивается не по их показаниям): "прибор не введен в эксплуатацию"; "прибор сломался - теперь надо платить за ремонт", "прибор не поверен - надо платить за поверку ОДПУ" и тому подобное.
И пока граждане разбираются "что к чему", в платежках продолжают приходить увеличенные суммы.
Кто же должен вводить в эксплуатацию ОДПУ, ремонтировать, поверять и иным образом обслуживать это имущество?
Все мы оплачиваем услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Но зачастую и не представляем, что управляющие организации должны делать за эту ежемесячную плату. Это и работы по ремонту крыш, подвалов, фундаментов, стен, другого общего имущества.
Что же должны делать управляющие компании по ОДПУ за те деньги, что мы каждый месяц отдаем из своего кармана?
1. Ввод прибора в эксплуатацию:
ввод в эксплуатацию ОДПУ различных коммунальных ресурсов обеспечивает управляющая организация, кроме того, управляющая компания должна обеспечить их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) - это установлено ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, а также пп. "к" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
В этом пункте Постановления N 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного и горячего водоснабжения, тепловой и электрической энергии, природного газа. Таким образом, исполнитель (например, управляющая компания) обеспечивает также и установку общедомового прибора учета
. Судебная практика расходы на установку, наряду с расходами на приобретение самого прибора, все-таки возлагает на собственника (например, Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС15-912 от 17 июня 2015 года).
Исключение из правила: если расходы на установку ОДПУ уже были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 5, ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении № 261-ФЗ от 23.11.2009).
2. Проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание: В работы, которые выполняют для надлежащего содержания систем ХВС, ГВС, отопления и водоотведения в многоквартирных домах, входят проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета , расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) - мы цитировали п.18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").
3. Ремонт и поверка: Относительно ремонта и поверки общедомовых приборов учета часто возникают вопросы, управляющая организация обычно требует на собственников отдельно оплатить расходы по этим пунктам. Однако эти требования незаконны. Работы по ремонту и поверке общедомовых приборов учета возложены на управляющую компанию в рамках платы за жилищную услугу «содержание и текущий ремонт» (п. 6.5 ГОСТ Р56192-2014).
Таким образом, все работы по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту, поверке приборов мы с вами как собственники оплачиваем ежемесячно, и не должны нести никакие дополнительные затраты по требованию управляющей компании. Управляющие компании пытаются возложить на собственников дополнительные расходы на содержание приборов, которые уже ими оплачены, что нарушает права собственников как потребителей жилищно-коммунальных услуг.
О том, кто должен нести расходы на установку и покупку общедомовых приборов учета, а также, как оспорить стоимость прибора, мы расскажем в следующих статьях.
Воспросы просьба высылать на е-мейл: an.kolesnikova.n (собачка) yandex.ru
ВНИМАНИЕ! ДОПОЛНЕНИЯ:
Также представляем вашему вниманию постоянно обновляемые ответы и дополнения к этой статье:
Представляем юридическую справку, которая даёт понимание о том, каким именно образом был изменен порядок расчета платы за отопление в новостройках в связи со сравнительно свежей позицией Конституционного Суда РФ
Как изменился расчет платы за отопление в новостройках
ЭКОНОМИМ НА ЖКХ - общедомовые приборы учета (ОДПУ)
В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации . Самый простой выход - установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?
Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 . Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг . В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3 ). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:
- показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
- среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
- расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.
Принудительная установка общедомового прибора учета
Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении . Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.
Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 . Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг ). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.
Законодательство о коллективном счетчике
Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.
В сфере управления МКД
Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2 ) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества . В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения - п. 5 , отопления - п. 6 , электроснабжения - п. 7 ). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 ). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 - о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.
Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.) . В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30 ).
Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15 ). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44 , п. 1 ст. 46 ЖК РФ ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.
Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД . Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества , принадлежат собственникам помещений . По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг : потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.
Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).
В сфере ресурсоснабжения
Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 №
6530/10
, от 22.09.2009 №
5290/09
, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ
,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №
167
. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34
указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом
.
Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 . Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89 : количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143 ) . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 ).
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи ).
Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам . Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?
Правоприменительная практика
Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.
Главное - наличие общедомового прибора учета
Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.
Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009 , постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 № 07АП-9981/09 , ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009 ), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10 ). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.
Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 № 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011 , которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.
Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка № 11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии - коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании .
Последний акт в данном разделе - Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 № 83 , которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования - для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено , поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.
Общедомовой счетчик - только в собственности жильцов
Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.
Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 № 33-3335/2011 , которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011 . Инициатор судебного разбирательства - гражданин, ответчик - гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды - недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении . Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении , то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии .
Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 № 2-718/2011 ,от 26.10.2011 № 2-612/2011 , от 27.10.2011 № 2-591/11 . Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии - недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.
Последний имеющийся в распоряжении автора акт - Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 № 2-17/12 , которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме . Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах .
Резюме
В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).
Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное - место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее - убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении .
_____________________________
См. статью «Расчеты УК за ГВС: с РСО - по нормативам, с жильцами - по счетчикам».
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 ФЗ.
Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
Подробнее об этом см. статью М. О. Денисовой «Подвальные помещения многоквартирного дома: правовой режим» (№ 5, 2011).
См. статью Е. В. Ермолаевой «Телефон, радио, телевидение в многоквартирном доме» (№ 12, 2008).
Примечательно, что арбитры находят невозможным применение показаний такого прибора учета для расчета платы за коммунальные услуги потребителям в МКД (см. Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2009 № А67-2773/2009).
Здесь же сказано, что приборы учета в МКД, вводимых в эксплуатацию, должны быть установлены застройщиком. В случае включения соответствующих затрат в стоимость строительства дома счетчик становится общим имуществом собственников помещений. Однако мы рассматриваем оснащение приборами учета домов, в которых по проекту счетчики не были предусмотрены.
МСФО и новые стандарты бухучета 2019-2021: подготовка к переходу на международные и федеральные стандарты (ФСБУ), практические примеры
Если с индивидуальными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов все более-менее понятно, то вопрос, для чего нужно покупать общедомовой счетчик на отопление, у многих вызывает недоумение.
Отопление, как правило, - самая расходная статья в квитанциях за коммунальные услуги. А соответствующие службы и не думают снижать тарифы, наоборот, год от года плата только повышается. И именно благодаря общедомовым приборам учета удалось добиться справедливого распределения оплаты за тепло в многоквартирных домах, и это при учете, что цена общедомового счетчика на отопление довольно высока.
Нередко жильцы перекладывают ответственность за общее благополучие друг на друга и на сотрудников ЖКХ, небрежно относясь к подъездному или домовому имуществу. Например, кто-то может разбить стекло в подъезде и не пожелать его вставлять. А в зимнее время драгоценное тепло уходит, унося с собой и финансы, потраченные на обогрев дома. Установление общедомового счетчика поможет пробудить сознательность в каждом жильце многоквартирного дома, вынудить закрывать окна, утеплять квартиры и более бережно относиться к общественному имуществу, учитывая, сколько стоит счетчик на отопление.
Основным минусом данного подхода можно назвать то, что оплачивать покупки установку прибора придется жильцам из собственного кармана. Поэтому вопрос о том, сколько стоит общедомовой счетчик на отопление, волнует многих сознательных граждан. Так сколько же сколько стоит общедомовой счетчик на отопление? Цена в среднем составляет 150 тысяч рублей. В этом случае жители многоподъездных больших домов оказываются в более выгодном положении. Но в целом покупка снизит стоимость отопления на 3% в месяц и окупится примерно за три года.
Цена на общедомовой счетчик начинается с 150 тысяч рублей и выше. Конечно все зависит от множества факторов: диаметра трубы, кол-во необходимых расходомеров, кол-во квартир/этажей. С учетом погодного регулирования или без. Все индивидуально.
В некоторых домах тепло распределяется неравномерно, те, у кого батареи чуть теплые наверняка будут с негативом воспринимать информацию о том, сколько стоит счетчик на отопление. Если жильцов вашего дома тоже коснулась такая проблема, вы сможете одновременно с установкой счетчика и усовершенствовать разводку. Специалисты из вашей управляющей компании подскажут, как это сделать.
Не доверяйте установку и опломбировку счетчиков непрофессионалам, так как это может привести к порче самого прибора, а также, к проблемам с оплатой и законностью наличия устройства в доме.
Только совместная и слаженная работа всех жильцов по сбережению тепла поможет избежать огромных счетов за тепло, а также, обогреть каждую квартиру в доме без существенных затрат.
evrotekhservis.ru
Центральный общедомовой счетчик на отопление, кто должен ставить?
Согласно недавно принятому Федеральному закону общедомовые счетчики на отопление в скором времени появятся в каждом многоквартирном доме. Согласно законодательству, придется устанавливать приборы учета в каждой многоэтажке. В исключительных случаях такие счетчики не будут установлены в тех жилища, где здание находится в аварийно-опасном состоянии.
Естественно, у жильцов возникает множество вопросов и нередко они возмущенно спрашивают, а общедомовой счетчик на отопление кто должен ставить сегодня?
Кто же должен ставить счетчик?
Это вопрос настолько щепетильный, но на него все-таки есть ответ. Если рассмотреть определенный пункт жилищного законодательства, можно понять, что счетчик - это общедомовое имущество. Соответственно, устанавливать его нужно будет за материальные средства собственников жилых квартир.
Второй пункт жилищного кодекса гласит, что расходы должны делиться пропорционально площади помещения, которой и владеет жилец. Соответственно, исходя из всего вышесказанного можно понять, что установка общедомового счетчика - это обязанность жильцов, которые пользуются своими заветными квадратными метрами в личных целях.
Жилищный кодекс гласит о том, что обязанность по установке все-таки - прерогатива владельцев квартир, которые владелец обязан содержать самостоятельно. То есть, бремя расходов лежит только на жильцах многоквартирных домов. Каждый собственник согласно выделенной доле, которой он и владеет в многоквартирном строении, станет оплачивать расходы на покупку и установку счетчика.
Мотивация к энергосбережению
Некоторые из нас могут возмущенно спросить, а для чего же нужны эти счетчики? Дело в том, что в последнее время проводится очень много бесед по поводу важности сбережения энергетических ресурсов. Строгое контролирование потребляемой тепловой энергии становится на сегодня - важная задача, которую непременно надо выполнить. Общедомовой прибор учета - стимулирование владельцев квартир на максимальную экономию ресурсов.
Отсюда можно сделать вывод, что специальный Федеральный закон был принят для того, чтобы, плата за тепло наконец-то, проводилась максимально честно и справедливо. Те жильцы, которые вложили (в материальном смысле слова) в теплосбережение и станут получать небольшие счета за тепло, чем те собственники, которые халатно относятся к расходу ресурса. Например, если в подъезде разбиты окна дома, то проще и дешевле ставить окошки, чтобы не расходовать ресурсы тепла зря.
Теперь стоимость квитанции за тепло напрямую будет зависеть от бережливости каждого жильца. Именно мотивация деньгами одна из самых действенных. Закон позволяет контролировать объем и параметры теплоносителя, что также очень важно. Теперь общая ответственность, которая лежит на плечах жильцов, заставит закрывать дверь подъезда, через которую и улетучивается драгоценное тепло.
Не будет происходить ситуаций, как раньше, когда жильцы отмахивались и думали, что дверь закроет кто-то другой, ведь все равно не придется платить за такую халатность.
mrymy.ru
Общедомовой прибор учета тепловой энергии
Каждый владелец жилплощади сталкивается с необходимостью оплаты коммунальных услуг. Чтобы в квартире были вода, газ, электричество, тепло и другие удобства, ежемесячно приходится раскошелиться на значительную сумму. Многие жильцы стараются максимально снизить выплаты, установив индивидуальные счетчики, фиксирующие потребление воды и газа в конкретной квартире. Но судя по всему, родное государство не планирует облегчать жизнь гражданам.
Доказательство тому – законодательное закрепление обязанности оплатить установку единого счетчика учета тепловой энергии в своем доме. Что это такое, для чего он нужен, можно ли отказаться от его установки и кому он полезен? В статье содержатся ответы на все вопросы.
Для многих непонятно, зачем тратить деньги на установку дорогостоящего оборудования фиксации объемов потребления, если практически в каждой квартире есть индивидуальные приборы. По словам коммунальщиков, данная мера выгодна жильцам многоквартирных домов:
- Позволяет учитывать расход ресурсов в конкретном доме и равномерно распределять его между всеми жильцами. Сразу возникает вопрос, а чем же так плох был индивидуальный счетчик? Один человек расходует пятьдесят кубометров воды, а другой довольствуется пятью. Почему в результате второй должен кроме себя платить еще за кого-то.
- В период отключения горячей воды прибор позволяет высчитывать показатели только по затратам холодной, следовательно, плата за горячее водоснабжение в этот период снижается.
- Так как фиксируется потребление в конкретном доме, в случае потери части ресурсов на магистралях по вине обеспечивающих компаний, у граждан нет необходимости возмещать убытки из своего кармана.
- Счетчик выявит утечки водо- и теплоснабжения.
- Позволит контролировать соответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам.
Не стоит забывать и том, что все ресурсные затраты на обслуживание придомовой территории, например, полив газонов, будут также фиксироваться новым оборудованием и включаться в квитанции об оплате.
Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.
Хотите узнать, как решить Вашу проблему?
Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла
У людей возникает закономерный вопрос, имеют ли они в сложившейся ситуации право отказаться от нововведения. Закон на этот счет категоричен: установка должна быть произведена. Положения на этот счет содержатся в нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон «Об энергосбережении». Согласно ч. 5 ст. 13, собственники обязаны за счет собственных средств обеспечить установку специальных средств учета потребления ресурсов. А также нести ответственность за их нормальное функционирование. Так, если будет доказано, что по вине пользователей счетчик вышел из строя, они должны будут оплатить его ремонт либо приобретение нового.
- Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 158 закрепляет обязанность жильцов компенсировать затраты на обслуживание жилого помещения (квартиры), а также общей территории, то есть всего дома.
Важно, чтобы установка оборудования была произведена с соблюдением всех необходимых процедур:
- Жители дома, члены товарищества собственников жилья должны быть приглашены на общее собрание управляющей компанией либо организацией, обеспечивающей подачу ресурсов.
- Граждан информируют о необходимости установки счетчика, о его преимуществах и недостатках, разъясняют порядок монтажных работ.
- Предлагаются на выбор компании, занимающиеся установкой прибора учета, финансовые условия.
Если после соблюдения всех процедур жители отказываются от установки, организация-инициатор имеет право направить в суд исковое заявление.
В свою очередь, жильцы могут обжаловать самовольную установку счетчика, без согласования с ними.
Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии
В среднем, установка для жильцов 100-квартирного дома обойдется в 60-300 тысяч рублей. Такой разброс связан с тем, что цена складывается не только из стоимости самого оборудования, но и монтажных работ.
Многое зависит от состояния труб. Может понадобиться удаление части коммуникаций для правильной установки. Кроме этого, если холодная и горячая вода имеют отдельные магистрали, ставить придется два аппарата, что существенно увеличит итоговую сумму в квитанциях.
Способы заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией на монтаж прибора и его оплаты зависят от того, кто именно стал инициатором этого процесса:
- Иногда сами жильцы выступают с предложением установить оборудование, понимая, что по закону выбора у них нет. Чаще всего так случается в ТСЖ. Председатель собирает членов товарищества и предлагает проголосовать за или против установки. Решение считается принятым по большинству голосов. Если вынесен положительный вердикт, то даже те, кто был против, обязаны участвовать в сборе денежных средств. Если на счету дома есть определенная финансовая база, то средства могут быть взяты оттуда. Если же нет, граждане осуществляют дополнительный сбор необходимой суммы. Заключить договор на установку и обслуживание средства учета могут как сами члены ТСЖ, так и поручить это управляющей компании.
- Работники домоуправления оповещают жильцов о необходимости оснастить дом новым оборудованием. Они предоставляют сведения о компании, занимающейся установкой и о предстоящих финансовых затратах. Предлагаются варианты оплаты. Самый распространенный вариант – из фонда на обслуживание и капитальный ремонт. Если этого недостаточно, будет предложено дополнительно оплатить стоимость монтажных работ и самого аппарата.
- Организация, занимающаяся ресурсным обеспечением, предлагает приобрести у них прибор учета и заключить договор на его обслуживание. Этот вариант особенно удобен в том случае, когда у жильцов нет возможности сразу оплатить проведение работ в полном объеме. В таком случае им может быть предоставлена рассрочка выплаты на несколько лет.
Как уже упоминалось ранее, в стоимость установки включена не только цена прибора, но и монтажные работы. Что касается самого оборудования, то сэкономить можно, самостоятельно поискав организацию, предлагающую его продажу по наиболее выгодной цене.
Касательно монтажных работ, проконтролировать, соответствуют ли произведенные затраты выставленному счету, сложнее.
К сожалению, в Законе не указано, в какую сумму должны уложиться коммунальные службы при установке, поэтому итоговая стоимость может быть неожиданно высокой.
Меры наказания за отсутствие счетчиков
Закрепляя обязанность, законодательство предусматривает и ответственность за невыполнение требований по оснащению домов приборами учета:
- Так, если ТСЖ, Управляющая компания не оповестили граждан о необходимости приобретения счетчика, им грозит наказание в виде штрафных санкций (согласно п. 6 ст. 9.16 Кодекса «Об административных правонарушениях» Российской Федерации).
- Если ресурсная организация без достаточных на то причин отказала в установке либо обслуживании оборудования, на нее так же будет наложен штраф (п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ).
- Жильцы дома после получения информации о требовании закона установить средство учета отказались это сделать. В таком случае вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Наиболее вероятным решением будет применение штрафных санкций, необходимость возмещения судебных издержек истцу и необходимость приобрести счетчик.
Итак, что следует помнить собственникам касательно общедомового прибора учета затраты ресурсов:
- Установка оборудования – обязательна, закреплена на законодательном уровне. При невыполнении требований Закона к ответственным лицам будут применены меры наказания.
- Решение о приобретении и монтаже принимается коллегиально, все жильцы должны быть проинформированы об этой необходимости.
- Управляющая компания не имеет права без ведома жильцов установить счетчик, в этом случае она может быть привлечена к ответственности за самовольные действия.
- Договор с ресурсной компанией можно заключить как непосредственно, так и через управляющую компанию либо председателя ТСЖ.
- С организацией, занимающейся установкой и обслуживанием оборудования, можно договориться о рассрочке оплаты произведенных работ.
- В целях экономии можно самостоятельно найти контору, занимающуюся продажей приборов учета по наиболее выгодным ценам.
prostopozvonite.com
Общедомовые счетчики на отопление: за и против
Владельцев жилплощади, расположенной в многоквартирном доме, до того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, интересует, насколько это выгодно и как, при наличии данного прибора учета тепловой энергии, будет рассчитываться сумма ежемесячной оплаты. Дело в том, что, начиная с июля месяца 2012 года, установка домовых счетчиков тепла стала обязательной для всех российских регионов.
Необходимость установки теплосчетчика
Прежде всего, потребителям услуг, предоставляемых коммунальными предприятиями, нужно знать, что тепловой счетчик на отопление не экономит тепло и денежные средства, он является только прибором учета.
После установки теплосчетчика получать счета с гораздо меньшими суммами к оплате можно только, если выполнен ряд мероприятий, среди которых:
- качественное утепление дома;
- добротное выполнение остекления в подъездах;
- замена оконных рам на металлопластиковые изделия;
- закрытие фасадов «шубой», сделанной из пенопласта или минваты.
Абонентам, пользующимся услугами централизованного теплоснабжения многоквартирного дома, следует понимать, что вне зависимости от того, выгодна или нет установка домовых счетчиков, таких как на фото, это не влияет на необходимость использования приборов учета тепла, поскольку согласно российскому ФЗ №261 жилые дома в обязательном порядке нужно ими оборудовать.
Данный закон был принят по ряду причин:
- Для обеспечения более точного и справедливого распределения сумм оплаты.
- С целью стимулирования жильцов многоквартирных домов экономнее относиться к теплоснабжению. Экономические рычаги влияния более действенны, чем уговоры. Когда люди знают, что брошенная распахнутая дверь или разбитое стекло в подъезде, отразятся на семейном бюджете, они будут более бережно относиться к общедомовому имуществу.
- Теперь потребители коммунальных услуг должны самостоятельно заботиться о состоянии подъездов и дома в целом, а не коммунальные службы. Ранее проблемы с утеплением чердаков и подвалов решались силами работников управляющих компаний за определенную плату.
Порядок расчета оплаты
Существует несколько способов расчета оплаты, когда установлены общедомовые счетчики на отопление.
Вариант первый – в квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла. Подобную ситуацию можно наблюдать в домах, построенных в советские времена.
Тогда при обустройстве отопительных систем использовались стоечные конструкции, в которых для учета тепла нужно ставить счетчики на каждый радиатор, что с финансовой точки зрения мероприятие очень затратное.
Сначала следует определить стоимость отопления за один «квадрат». Расход тепла, зафиксированный общедомовым теплосчетчиком по действующим тарифам, делят на всю площадь здания с учетом жилых и нежилых помещений, которые отапливаются.
Поскольку доля в общедомовом имуществе зависит от площади квартиры, нужно ее рассчитать. Затем суммируют площадь квартиры и площадь ее доли в домовом имуществе. Результат умножают на цену отопления одного «квадрата».
Вариант второй – в доме поквартирно установлены индивидуальные приборы учета потребления тепла. В новостройках и зданиях, возведенных после 2000 года, разводка от стояков внутри квартиры стала горизонтальной, благодаря чему имеется возможность установить один квартирный теплосчетчик. В данном случае отопление квартиры ее владельцы оплачивают после снятия показаний с индивидуального прибора учета.
Для определения количества тепла, расходуемого на обогрев общей территории (подъездов, чердаков и т.д.), вычисляют разницу между данными, которые зафиксировали общедомовые счетчики на отопление и все индивидуальные приборы учета. Доля каждой квартиры в затратах тепла, потраченного на общие нужды, рассчитывают аналогично тому, как это делалось в первом варианте.
Вариант третий – если в одной квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла, а в других они есть. Индивидуальный теплосчетчик даже без оплаты услуг по установке обходится потребителям в значительную сумму, поэтому такой прибор приобретают не все.
В таком случае схема расчета оплаты выглядит следующим образом:
- фиксируют расход тепла согласно показаниям всех индивидуальных и общедомового счетчиков;
- полученная между ними разница равна стоимости отопления общей территории и квартир без теплосчетчиков. Исходя из этих данных, нужно определить размер платы за обогрев одного «квадрата»;
- затем следует вычислить сумму оплаты в зависимости от площади квартиры, в которой не установлены приборы учета тепла, и от доли в общедомовом имуществе.
Меры, позволяющие экономить на отоплении
Какие можно предпринять действия, чтобы получилась реальная экономия? В первую очередь установить индивидуальный теплосчетчик плюс термостатические головки или дросселя. В таком случае потребитель будет оплачивать тепло, которое ему действительно необходимо для обеспечения комфортных условий проживания. При этом владелец квартиры становится менее зависимым от поведения соседей.
Для реализации подобных мер можно в месте ввода отопления в квартиру смонтировать теплосчетчик, который должны опломбировать сотрудники теплоснабжающей организации. На подводках к приборам отопления ставят термостаты или дроссели. Более дешевые по стоимости - это дроссели. В ряде случаев можно доверить регулировку даже обычным вентилям. Но отрегулировать температуру теплоносителя в радиаторе с их помощью достаточно сложно. Специалисты не рекомендуют использовать для этих целей винтовые вентили, поскольку резиновые прокладки в них могут перекрыть просвет и оставить помещение без тепла.
Идеальными приборами считаются термостаты механического или цифрового типа. Их головку следует установить так, чтобы они не попали в поток горячего воздуха, восходящего вверх от отопительного устройства. После проведения калибровки термостатическая головка способна поддерживать нужную степень подводки, необходимую для поддержания в помещении заданного температурного режима.
Многих владельцев квартир с системами отопления стоечного вида интересует, как можно решить проблему с учетом потребляемой тепловой энергии, ведь установить на каждый радиатор приборы учета будет стоить немалой суммы денег. Помимо существенных первоначальных расходов потребителю придется периодически оплачивать их обслуживание, поверку и проведение ремонтов в случае поломки.
Возможно, решить данную проблему поможет специальный распределитель теплозатрат, изображенный на фото. Он представляет собой электронный термометр, постоянно снимающий и записывающий температуру, которую имеют поверхность батареи и воздух в помещении. Этот прибор недорогой по цене и его можно установить самостоятельно, прикрепив непосредственно к поверхности радиатора.
Исходя из тепловой мощности каждой батареи, температуры радиатора и воздуха на протяжении месяца и суммарного расхода тепловой энергии всеми отопительными приборами, вычисляют затраты тепла в отдельной квартире. В итоге у владельца недвижимости появляется стимул экономить затраты на обогрев, поскольку ему нужно оплачивать исключительно собственные расходы.
Автоматические тепловые пункты
Одним из лучших решений, позволяющих понизить расходы на теплообеспечение, является установка автоматического теплового пункта. Обычно такие устройства пользуются спросом у предприятий и организаций, поскольку их стоимость для рядовых потребителей почти недоступна. Тепловой пункт заметно сокращает затраты на отопление всего здания, а вот для индивидуальных потребителей проблема с экономией остается.
Работает такое оборудование следующим образом:
- выносные датчики фиксируют температуру воздуха на улице (иногда с учетом степени утепления строения и его тепловой инерционности);
- в зависимости от фактической потребности в тепловой энергии автоматически регулируется нагрев теплоносителя и проходимость теплового узла.
При применении автоматического контроля над отопительной системой общедомовые счетчики на отопление действительно приносят значительную выгоду.
Проблемы с учетом тепла
Реализация федерального закона под номером 261 сопряжена с массой проблем. Дело в том, что инициаторами нововведений было российское правительство, но материальные затраты ложатся на жильцов – именно они должны оплачивать стоимость общедомовых теплосчетчиков и услуги по их монтажу. Расходы, которые необходимо выплачивать владельцам недвижимости, порой составляют огромные суммы. Если в доме мало квартир, их хозяевам предстоит вложить большие деньги в установку общедомового прибора учета. Чем меньше находится квартир в здании, тем больше сумма, которую должен заплатить каждый жилец.
Под действие данного закона не подпадают строения, подлежащие сносу и находящиеся в аварийном состоянии и те дома, в которых стоимость счетчика и его установки сопоставима с 6-месячной оплатой за теплопотребление. Если квартира не приватизирована, ее жильцы не оплачивают установку приборов учета. Эти затраты ложатся на муниципалитет.
Обслуживание теплосчетчика включает периодически выполняемую очистку фильтров и грязевиков, ремонты запорной арматуры, расположенной перед прибором учета и после него. После завершения 12-месячной гарантии оплата ремонтных работ также ложится на плечи потребителей тепловой энергии. Данную статью расходов включают в квитанцию за содержание жилья. Таким образом, владельцы квартир вне зависимости, исправен счетчик или сломался, вынуждены платить за ремонт прибора.
В итоге после того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, управляющая организация оказывается в непростой ситуации. С одной стороны, ей необходимо ежемесячно платить за потребленную тепловую энергию, ведь при отсутствии платежа поставщик тепла вправе прекратить его подачу путем перекрытия задвижек в колодце. При наступлении сильных морозов отключение тепла в доме непременно приведет к серьезным последствиям.
Но с другой стороны, среди владельцев недвижимости всегда есть неплательщики. В каждой управляющей компании проблемы с несвоевременной оплатой решают по-разному. Как показала практика, были случаи, когда задолженность по теплу распределялась среди квартир, жильцы которых исправно вносили ежемесячные платежи.
Кроме этого, в принятом законе нет четкой инструкции относительно действий потребителей в случае, когда прибор допустил сбой. В СМИ была и не один раз информация, что в результате выхода прибора учета из строя, потребителям были выставлены счета на завышенные суммы. В итоге проблема с их оплатой была решена властями следующим образом: жильцам предоставили рассрочку по выплате образовавшегося долга.
Теплосчетчик относится к сложным приборам и может в любой момент дать сбой. Поэтому, чтобы исключить негативные последствия поломки, нужна дополнительная система контроля. Но данный момент в законе не нашел отражение.
Дополнительная техническая информация
- Если расход тепла незначителен, а в отопительной системе большой напор, разрешена установка недорогих механических счетчиков. Когда наоборот, расход значителен, а напор небольшой, более точно потребление тепловой энергии зафиксирует электромагнитный или ультразвуковой прибор. Кстати, в большинстве своем устанавливаются общедомовые ультразвуковые приборы.
- Помимо тепла приборы учета фиксируют расход горячей воды, сейчас современные модели устройств учитывают теплоноситель, имеющий температуру менее 40 градусов, как холодный, что отражается на сумме оплаты за теплоснабжение.
- Полезным мероприятием для многоквартирного дома станет проведение энергоаудита, позволяющего обнаружить причины теплопотерь. После чего следует принять меры по их устранению. Безусловно, такие работы обойдутся дорого.
- Когда решено установить механический счетчик, помимо монтажа фильтров грубой очистки, необходимо в стальных трубах использовать магнитно-механический фильтр для задержки окалины и ржавчины. Он способен отфильтровать металлические частицы, имеющие настолько малые размеры, что они проходят через сетку.
Общедомовые счетчики всех коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии на отопление и горячую воду, должны устанавливаться ЗА СЧЕТ ВСЕХ СОБСТВЕННИКОВ, в долях пропорционально площади квартиры (квартир), принадлежащих каждому собственнику. Кто должен устанавливать общедомовые счетчики?Решение об этом принимает общее собрание собственников дома. Ваше право – выбрать тип счетчика, его стоимость, надежную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст Вам соответствующую гарантию. Если Вы это не сделаете сами, то с 1 июля 2012 года законное право сделать это ПРИНУДИТЕЛЬНО ИМЕЕТ (И ДАЖЕ ОБЯЗАНА) ресурсоснабжающая организация (Водоканал, Теплоэнерго и т.п.) или УК за последующую оплату, которая наверняка будет не ниже, чем если бы Вы сами выбрали монтажную организацию. Оплата жителями этой установки может быть произведена с рассрочкой платы до 5-ти лет.
Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета
- 1 Основные законодательные положения
- 2 Кто должен оплачивать установку ОДПУ
- 3 Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ
- 4 Нюансы оплаты установки ОДПУ
- 5 Особенности процедуры
Основные законодательные положения Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1 Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом.
Важно
Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов. Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).
Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета тепла?
Вот что об этом сказано в Федеральном законе РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ»Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»: «…5.
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.….. 12.
Установка общедомовых приборов учета
Внимание
Этот вид расходомеров очень чувствителен к присутствию в теплоносителе взвешенных твёрдых частиц, создаёт гидравлическое сопротивление потоку, поэтому применяется крайне редко как общедомовые счетчики на отопление. Ультразвуковые счётчики дороже, но надёжнее в эксплуатации и точнее определяют расход.
Прибор не требует частого обслуживания, не создаёт сопротивления, но ему необходимо определённое пространство (прямой участок установленной длины перед и после себя). Если в трубопроводе течёт не совсем чистая вода, то погрешность измерений увеличивается. Электромагнитные измерители тоже реагируют на качество поставляемой воды, но совсем незначительно, не требуют прямых мерных участков. Такие приборы учёта в основном используют в многоквартирных домах как коллективные.
Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до
Инфо
В суммарном расходовании теплоэнергии вычисляется та часть, которая приходится на ваше жилое помещение, далее она множится на установленный тариф. Формула расчета отопления по общедомовому счетчику выглядит следующим образом: Р=Q общая*S/S общая*T, где:
- Q общая – объём потреблённого тепла по показаниям устройства учёта в Гкал.
- S общая – площадь всех жилых, свободных и служебных помещений в доме в кв.
м.
Стоит заметить, что перерасчет по отоплению по общедомовому счетчику должен выполняться в любом случае исходя из среднего температурного режима за отопительный сезон.
Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирных домах
Выполнять задачу должна организация, поставляющая тепло в жилые дома, а также на их плечи ложатся обязательства по обслуживанию и поверке тепловых счётчиков до тех пор, пока жильцы не организуют собственное объединение совладельцев. Важно! Основную сумму от стоимости оборудования и его установки организация берёт на себя, однако в будущем эти затраты будут компенсироваться путём сбора с жильцов дополнительных средств на протяжении нескольких лет. Установка общедомового счетчика на отопление Получить информацию о возможности установки приборов учёта можно в вашей управляющей компании либо в проектном бюро. Но нужно учитывать тот факт, что установка подобного оборудования сопряжена с решением организационных моментов – собственники некоторых квартир могут отказаться от дополнительных расходов.
Нюансы оплаты установки ОДПУ Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4 При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:
- Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
- По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
- Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
- Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
- В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать.
Необходимость монтажа теплосчётчика Дело в том, что с лета 2012 года на всей территории Российской Федерации установка счётчиков отопления стала обязательной, однако сумма оплаты станет ниже только после выполнения ряда мероприятий, таких как:
- Качественное утепление здания.
- Полное остекление дома.
- Замена деревянных окон на металлопластиковые.
- Утепление фасада дома «шубой», выполненной из минваты или пенопласта.
Жильцам, которые пользуются услугами централизованного теплоснабжения, необходимо понимать, что вне зависимости от того, считают они монтаж счётчиков выгодным или нет, это никак не влияет на необходимость их установки, так как в соответствии с федеральным законом №261 многоквартирные дома должны быть оборудованы измерителями в обязательном порядке.
Чья обязанность устанавливать общедомовые приборы учета тепла
Но как показывает практика, не все собственники помещений оказались готовы нести такие расходы, ведь установка прибора учета на один из видов коммунального ресурса может обойтись около 100 000 рублей на сегодняшний день. Кроме того, прежде чем установить общедомовой прибор учета нужно провести обследование состояния инженерных систем в доме на предмет потерь, и при необходимости произвести ремонт или дополнительную изоляцию труб водоснабжения и отопления для того чтобы избежать лишней утечки.
Решение об установке общедомовых приборов учета принимается на общем собрании собственников помещений. Здесь же утверждается смета со стоимостью, объемами работ и порядке оплаты, а также выбирается организация, которая готова такие работы произвести.
Когда приборы учета будут установлены, их необходимо ввести в эксплуатацию или сказать по-другому, поставить на коммерческий учет.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества в таком доме. Соответственно и установка нового оборудования, в том числе общедомовых приборов учета, которая является обязательной согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.
N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), ложится на плечи собственников помещений. Приборы учета на все виды коммунальных ресурсов: холодное, горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и газоснабжение необходимо было установить ещё до 01.07.2012.