Основные виды и качества эмоций. Классификация и типы эмоций
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Многообразие форм проявления эмоций и чувств потребовало объединения их в класс. Эмоции могут различаться по модальности, интенсивности, генетическому происхождению, на основе эмпирического описания и т.д. наиболее распространенной классификацией эмоций является их различение на собственно эмоции, аффекты, настроение, страсть и стресс. Собственно эмоции носят длительный характер и выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности, к своим поступкам.
Аффекты – это сильные кратковременные эмоциональные переживания, возникающие в условиях резкого изменения важнейших для человека обстоятельств. Аффект развивается в экстремальных условиях, когда человек не способен найти адекватный способ поведения в опасной сложной ситуации.
Настроение – устойчивое слабовыраженное состояние человека, носящее личностный характер выражения. Размытое общее состояние, определяющееся в зависимости от того, как складываются взаимоотношения человека, как он относится к событиям в собственной жизни.
Страсть – сильное, глубокое. Абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, выражающееся в сосредоточенности и собранности сил, их направленности на достижение цели.
Стресс представляет собой особую форму эмоциональных переживаний, требующих от человека мобилизации всех сил. Он возникает в ситуациях угрозы, опасности, приводит к изменениям протекания психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к трансформации мотивационной структуры.
В современной психологии наиболее популярной является классификация эмоций, предложенная немецким ученым К. Изардом. Он выделяет и описывает 10 базовых эмоций: интересы, удивление, страдание, радость, гнев, отвращение, презрение, стыд, вина, страх.
Интерес определяется как состояние, способствующее приобретению знаний, навыков и умений, мотивирующих обучение.
Радость – состояние, обеспечивающее возможность удовлетворение актуальных потребностей.
Удивление обеспечивает подготовку субъекта к успешным действиям и к новым внезапным событиям.
Страдание – выражается в невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, характеризуется унынием, одиночеством, изоляцией и упадком духа.
Наиболее тяжелой формой страдания является горе.
Гнев характеризуется наличием отрицательной энергии, приводящей человека в состояние аффекта, и возникает в ответ на препятствие достижения страстно желаемых целей.
Отвращение возникает как переживание, связанное с рассогласование в сознании между значимыми для человека ценностями и теми предметами, которые этим ценностям не соответствуют.
Презрение тоже связано с рассогласованием между жизненными позициями и взглядами человека и позициями и взглядами объекта чувств. Презрение возникает в межличностных взаимодействиях.
Страх – это переживание, связанное с предчувствием беды, фарактеризуется неуверенностью, полной незащищенностью.
Стыд – состояние, выражающееся в осознании несоответствия помыслов и поступков, собственным представлением помыслов и поступков.
Вина – состояние, возникающее при совершении неадекватных действий и осознания того, что человек поступился собственными убеждениями.
Классификация чувств в психологии строится на отражении специфики отношений человека. Психологи выделяют три класса чувств: этический, интеллектуальный, эстетический.
Под этическими (нравственными) чувствами подразумевают те, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения морали, выработанной либо человечеством, либо конкретным обществом. Объектом нравственных чувств являются отдельные люди, группы, коллективы. Чувства возникают в связи с тем, что в сознании реального человека все явления неотделимы от норм морали, правил и требований общества. К нравственным чувствам относятся любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство и т.д.
Высшей формой проявления чувств является любовь к добру, а основной функцией - регуляция поведения человека.
Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к окружающей действительности. Предметом интеллектуальных чувств является как процесс приобретения знаний, так и результат. К интеллектуальным чувствам относится интерес, удивление, любознательность и т.д. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится движущей силой познания действительности. Эстетические чувства порождаются отношением человека к прекрасному и безобразному. Они проявляются в художественных оценках и вкусах при восприятии человеком окружающей действительности. При этом человек испытывает чувства диапазона, на одном полюсе которого находятся чувства наслаждения, восторга, а на другом – отвращения, безобразия.
Спектр чувств, к которым стремится человек, характеризует его индивидуальность, установки на определенные комплексы чувств являются важной составляющей направленности личности.
В отечественной психологии Додоновым В.И. были выделены десять таких комплексов чувств: 1) альтруистические – чувства, выраженные в потребности содействия, помощи, покровительства другим людям; 2) коммуникативные чувства – выражают стремление к общению; 3) глорические – связаны с потребностями в самоутверждении, славе; 4) праксические – с переживаемыми, вызываемыми успешностью или неуспешностью выполнения деятельности; 5) пугнические – с преодолением опасности, испытаниями в борьбе; 6) гностические – с получением информации; 7) эстетиеские – с гармонией во взаимоотношениях людей, с миром; 8) романтические – с необычными таинственными действиями; 9) гедонистические – с удовольствием и комфортом; 10) аккизитивные – с интересом к накоплению, коллекционированию.
Доминирующий комплекс определят тип личности.
Классификация эмоций
По знаку:
Эмоции делятся на положительные и отрицательные . Примером первых является радость и интерес, примером вторых – страх, гнев, ярость.
По интенсивности и длительности:
Настроение– устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.
Эмоция (в узком смысле слова) - переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.
Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении.
Высшие чувства человека принято делить:
Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине).
Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.
Страсть - чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Аффект – интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
По степени мобилизации организма:
Эмоции по воздействию на организм делят на стенические , которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.
По специфическому содержанию (модальности):
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость – социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.
Удивление – не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции – если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Печаль – негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта, и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
В зависимости от условий и внешних обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и многих особенностей личности у нее возникают самые различные эмоции, которые классифицируются и описываются разными авторами, в различной терминологии и но различным основаниям. В психологии нет (и вряд ли возможно наличие) единой и общепринятой классификации эмоций (как и многих других высших психологических образований). Поэтому обозначим лишь некоторые общеизвестные подходы и теоретические позиции.
С. Л. Рубинштейн выделил три основных уровня проявлений и развития эмоциональной сферы личности:
- органическая аффективно-эмоциональная чувствительность (беспредметные физиологические или органические чувствования, эмоциональный фон, общая окраска, чувственный тон);
- предметные чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные);
- обобщенные мировоззренческие чувства.
Кроме того, С. Л. Рубинштейн дополнительно выделял аффекты, страсти и настроения.
Согласно классификации П. А. Рудика существуют следующие эмоции: настроение, чувство и аффект. Они характеризуются по четырем шкалам: интенсивность, длительность, осознанность, диффузность.
П. М. Якобсон выделял такие выражения чувств: настроение, эмоции, аффекты, чувственный тон и стрессы.
Достаточно распространенным основанием классификации и описания качества эмоций является (как указывалось ранее) их модальность , которая обычно сводится к трем базовым качествам: удовольствие (или радость), страх (фобии) и ярость (или гнев, агрессивность).
Однако в реальной жизни происходит слитие, перекрещивание таких модальностей, а потому часто имеет место одновременное существование и взаимодействие формально противоположных по знаку переживаний, например, любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность (полимодальность) реальных эмоций как следствие сложного, многомерного, переменчивого и, как правило, неоднозначного отношения человека к объекту или субъекту, вызывающему переживание.
пример
При всем многообразии переживаний практически во всяком присутствует своеобразное выражение одной из трех классических эмоций либо их сложное сочетание. Положим, чувство ностальгии является одновременно светлым и грустным, тревожным и спокойным, острым и нежным и т.п. Возникает непередаваемое словами авторское, индивидуальное переживание прошлого, и такая эмоция не может быть чисто следовой, т.е. повторением, воспроизведением пережитого ранее. Человек отчетливо помнит, к примеру, как факт, что был счастлив или несчастлив когда-то и где-то, он осознает прошедшие события и предметы своих былых эмоций, но вряд ли сможет также глубоко прочувствовать, повторно пережить свое ушедшее состояние.
В русском языке нет синонима емкого слова "любовь", но есть обильное множество прилагательных для обозначения оттенков этого многогранного чувства: безответная, сердечная, коварная, нежная, несчастная, жалостливая и т.д. В подобных определениях ищут своего выражения самые разнообразные соединения качеств этого полимодального чувства.
Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью.
- Диапазон различий по силе внутреннего переживания и выразительности внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Возможно, к примеру, есенинское "буйство глаз и половодье чувств", а возможно вялое, невыраженное настроение. Радость может проявляться как слабая, неострая эмоция, например, когда человек испытывает спокойное чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы, яркости и выразительности. Гнев проявляется в диапазоне от мелочной раздражительности и сдержанного негодования до лютой ненависти и неприкрытой агрессии и ярости; страх – от легкого беспокойства и размытой, слабо опредмечениой тревоги до выраженных фобий, паники и острого переживания ужаса.
- По продолжительности существования эмоции разделяются на кратковременные, неожиданные и, как правило, острые (длятся несколько секунд или минут) и на относительно продолжительные, или хронические (длятся многие часы, дни и даже годы).
- Степень осознанности эмоций также может быть различной и переменчивой. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Случается, что в нашем сознании актуализируются особые эмоциональные вопросы и проблемы, которые не всегда легко или однозначно решаемы личностью.
Основные формы или виды эмоций. Качества, характеризующие каждую конкретную эмоцию, могут сочетаться различным образом, что создает неисчислимое многообразие форм их возможного существования и выражения. Для удобства и краткости изложения этого огромного (и дискуссионного) материала воспользуемся общей логикой А. Н. Леонтьева, который подразделял все эмоции на три больших подкласса (по реализуемым функциям и в направлении развития от простого и низшего к высшему и сложному): аффекты, собственно эмоции, чувства.
1. Аффекты как подкласс эмоциональных явлений относятся к наиболее древним (филогенетически) переживаниям, неподвластным сознательному управлению и чрезвычайно сильным в смысле своего неадекватного, зачастую деструктивного, воздействия па общее психическое состояние и поведение человека.
Аффект – это острое, взрывное, бурное переживание, которое возникает по завершению какого-либо эмоциогенного события и не зависит от сознания человека.
Эволюционист К. Бюлер предполагал, что по ходу развития поведения и психики животных психологический феномен удовольствия перемещался от конца, от завершения действия (на уровне врожденных инстинктов) на сам процесс действования (стадия навыков или индивидуально изменчивого поведения) и далее – на эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результата (стадия интеллектуального поведения животных) (см. гл. 3).
Заметим, что термин "аффект" до сего времени имеет и более широкое значение, когда употребляется как синоним любых эмоций, переживаний вообще, например, в обозначении аффективной сферы личности, в названии аффективной речи и т.п.
Аффекты возникают в остроконфликтных ситуациях, зачастую связанных с неудовлетворением витальных потребностей человека, хотя в современном напряженном социуме аффект может иметь и сугубо социогенное происхождение, если события затрагивают нечто глубоко значимое для личности, нечто социально важное, остро необходимое либо неприемлемое или даже запрещенное.
В отличие от эмоций и чувств, аффект возникает лишь после завершения некоего события. Поэтому нужно различать, например, неуправляемый аффект страха (положим, после выхода солдата из боя) от предваряющей эмоции или чувства страха перед возможным аффектом (предстоящим боем). Аффект не поддается прямому управлению сознанием. Его можно "обмануть", отвлечься от аффекта, смягчить аффективные экспрессии, но нельзя полностью подчинить собственному сознанию или воле. Пребывание обвиняемого человека во время совершения преступления в состоянии аффекта является для судебной практики смягчающим вину обстоятельством. Обычно аффекты разрушающе, дезорганизующе действуют на поведение, сознание и деятельность человека, хотя индивид иногда не может этого ни осознавать, ни помнить впоследствии. Однако возможно и положительное влияние аффекта, приводящее к сверхмобилизации психики и поведения человека.
В экспериментальной психологии выявлены некоторые законы динамики аффекта:
- фиксация аффективного состояния на вызвавшей его ситуации, следообразование, которое создает для личности некий аффективный барьер (комплекс), оставляет сильный эмоциональный след в психике, косвенно (не всегда осознанно) предостерегающий человека от аффектогенной для него ситуации. В этом состоит психологическая функция аффекта (регулирующая, защитная, сигнальная и оценочная одновременно);
- навязчивость аффективного следа, тенденция к его восстановлению, всплыванию;
- торможение как процесс, обратный восстановлению, препятствующий прорыву, незамедлительному выходу аффекта;
- вытеснение как возможность подавления, изгнания аффекта из памяти и психики по типу ее самозащиты;
- "канализация" аффекта как возможность его разрядки, выхода, изживания;
- аккумуляция, т.е. накопление, суммация аффектов, к которым у человека нет привыкания, а потому необходим адекватный аффекту психологический выход как разрядка, чреватая негативными для психики и личности последствиями.
пример
В обширном экспериментальном исследовании А. Р. Лурия (1931) установлено, что на фоне аффективного переживания или его следов (из прошлого) наблюдаются объективные, неустранимые, неосознаваемые двигательные и вегетативные реакции организма, по наличию которых можно с высокой достоверностью судить о присутствии личностно значимых эмоций, даже если человек их скрывает. На этом принципе построен так называемый детектор лжи (или полиграф), который широко используется в США для диагностики правдивости или "надежности" человека (судебная и управленческая практика).
В последние годы эта психофизиологическая методика получает распространение и в отечественной психодиагностике.
2. Подкласс собственно эмоций является самым обширным, распространенным и разнообразным в структуре целостной эмоциональной сферы личности, так как включает в себя неисчислимый перечень видов, форм и оттенков человеческих переживаний.
Чувственный тон характеризуется тем, что имеет неопредмеченный характер и проявляется в том, что многие психические образы (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мечты и т.д.) имеют не всегда определенную, но субъективно подчеркнутую эмоциональную окраску. Это размытое, широкое, фоновое эмоциональное состояние, не оформившееся в четкое и конкретное предметное переживание. Мы не просто ощущаем какой-либо звук, запах или вкус, а принимаем, оцениваем его как субъективно приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем некое удовольствие или неудовольствие, и т.д. Эмоциональный фон не имеет конкретного предметного носителя, он как бы окружает выделяемую "фигуру" (в терминологии гештальтпсихологии), которой в данном случае выступает эмоция как переживание, отнесенное к более или менее оформленному, дискретному предмету, явлению или событию.
Эмоции – это обширный вид (подкласс) человеческих переживаний, которые непосредственно связаны с повседневными предметами, ситуациями, явлениями и обстоятельствами жизни и бытия личности. Характерной особенностью наших эмоций является их непременная социальность, т.е. наличие не только (и не столько) физиологической, но и социальной, культурной, традиционной и личностной обусловленности.
пример
Люди разных национальностей, вероисповеданий, культур одинаково тяжело переживают смерть близкого человека, но объективные проявления, выражения, эмоциональные нюансы такой скорби немало различны. Кто-то нанимает на похороны плакальщиц, кто-то организует оркестры, салюты и банкеты, кто-то отпевает в церкви, кто-то гордится уходом усопшего в иной бесконечный и светлый мир и т.д. Также по-разному празднуют свадьбы, рождение детей, всевозможные праздники и юбилеи. Следует подчеркнуть, что средства экспрессии эмоций непременно видоизменяют (усиливают либо ослабляют) само переживание.
Подклассу эмоций свойственны также следующие особенности :
- переживание сдвигается на течение самого деятельного процесса (явления, события) и на предвосхищение, предвидение его начала (идеоторные процессы);
- эмоции способны к обобщению, т.е. к образованию особого эмоционального опыта личности как одной из важнейших ее психологических особенностей;
- эмоции сигнифицируются, т.е. выражаются посредством специфических объективных знаков, символов, слов, жестов, мимики и пантомимики, в результате чего существует объективный, читаемый язык человеческих эмоций;
- переживание может быть передано другим людям и принято ими, эмоции коммуникабельны: возможны соэмоции, эмпатии, на которых построено все искусство и очень многое в межличностном общении и взаимодействии людей;
- эмоции воспитуемы, т.е. являются результатом принятия и усвоения общественного опыта, результатом онтогенеза и беспрерывной социализации личности;
- эмоции предметны, но в той или иной мере ситуативны, т.е. отнесены к определенным, конкретным и текущим обстоятельствам, а потому переменчивы, подвижны в соответствии с изменяющимися ситуациями (внешними и внутренними).
пример
Одна и та же музыка, собственная одежда, внешность, комната, картина или стихи могут вызывать у индивида очень разные переживания в зависимости от ситуации слушания или видения, от особенностей окружающей обстановки, от собственного физического или внутреннего состояния. Положим, человек куда-то опаздывает, а потому возбужден, встревожен, озабочен, и все вокруг представляется ему помехами к необходимо быст рому передвижению. Но вот он добрался до нужного места, не опоздав. Напряжение и тревога ушли, человек расслабился, а окружающий мир преобразился, снова став приветливым и спокойным.
Термин "настроение" широко употребляется в обыденной разговорной практике и дает некую качественную оценку общего наличного эмоционального состояния человека. Настроение отнесено не к отдельному предмету или объекту, а к некой целостной, относительно продолжительной и устоявшейся для человека ситуации. Настроение бывает плохим и хорошим, тяжелым, нормальным, испорченным, приподнятым и т.д. Настроение относительно устойчиво, но при этом у каждого человека оно обязательно переменчиво, так как зависит от множества внешних и внутренних факторов, образующих ситуацию. Возможно и преобладание в личности тех или иных качеств настроения, возможен характерный индивидуальный поток или "строй" настроений. Тогда настроение переходит в разряд хронических эмоций и немаловажных личностных особенностей.
Настроение – это обобщенное ситуативное эмоциональное состояние личности, не имеющее конкретного и определенного предмета.
Обобщенный характер настроения проявляется и в широте его влияний на поведение человека, на все текущее мировосприятие. Настроение осуществляет эмоциональную подготовку и сопровождение деятельности, создает настрой, эмоциональную установку человека па восприятие всего происходящего.
пример
Если у вас хорошее настроение, все вокруг и сама жизнь воспринимается светло и радостно, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При поникшем, угрюмом настроении все представляется человеку мрачным, ненужным и грустным, а та же работа воспринимается тяжелой, принудительной и неинтересной. Возможна, к примеру, и такая суточная динамика настроения: "Порядочный человек к вечеру становится меланхоличным" (Э. М. Ремарк). "И в нем ничто – ни близкое, ни даль – не может утолить грызущую печаль" (Гете).
Настроение человека складывается из множества разнообразных и зачастую полярных эмоций. В нем принимают участие не только другие переживания, но и вся человеческая психика: потребности и мотивы, темперамент и характер, интеллект, деятельность, сознание и самосознание. В связи с этим сила выраженности и длительность настроения могут быть очень различающимися как у разных людей, так и у одной и той же личности. Настроение относится к конкретному времени, но несет в себе проекции прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Поэтому человеку бывает нелегко разобраться в причинах собственного настроения, которыми могут быть события или дела крупные и мелкие, вчерашние или нынешние, приятные и неприятные, осознанные и неосознанные. Главное, что такие события в чем-то очень значимы для субъекта, а потому вызывают подчеркнутое личностное отношение и его переживание.
В особо трудных, напряженных условиях, в конфликтных или экстремальных ситуациях эмоции могут приобрести форму стресса.
Стресс – это общая неспецифическая (эмоциональная и физиологическая) реакция организма на интенсивное внешнее эмоциогенное воздействие.
Понимание стресса как неизбежного адаптационного синдрома в жизнедеятельности человека и его основные стадии – болезни адаптации – впервые описал канадский врач и биолог Ганс Селье (1907–1982). С помощью стресса организм максимально мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными (специфическими) средствами. Жить – значит находиться в постоянной опасности. Опасные ситуации становятся все более характерными, повседневными для современного социума: образ жизни в гигантском мегаполисе, острая социальная конкуренция, жизненные неурядицы, природные и техногенные катастрофы, террористические акты, военные действия, социальные переустройства, революции, реформы и экономические кризисы – все эти явления выступают для нашей психики как мощные и неустранимые, порой даже хронические, стрессоры. Современный человек живет в условиях затяжной, растянутой во времени "экстремальности", адекватное приспособление (адаптация) к которой сопряжено со значительными психологическими усилиями и перегрузкам.
Стадии развития стресса
На первой стадии адаптации (оптимальная активизация симпатической нервной системы) изменения, происходящие в организме, оказывают в целом положительное, тонизирующее воздействие на психику и поведение. Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в повышении уровня работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. На второй стадии (стадии борьбы) мобилизуются все системы организма и функционируют на предельном уровне, превышающем обычные возможности. Но такая сверхактивированная борьба не может длиться бесконечно, и если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия – истощение или дистресс, который приводит к дисбалансу и нарушениям всей психической активности, к деструктивным изменениям личности, к нередким нервным и соматическим заболеваниям.
Состояние стресса может быть связано не только с реальными, но и с предполагаемыми, мысленными обстоятельствами. Например, тяжелое негативное переживание возникает при выраженной боязни лишиться работы, в тревожном ожидании вынужденного разрыва брачных отношений, в преддверии серьезного экзамена, при воображении возможных трагических последствий полета на авиалайнере, предсказываемого глобального потепления, гибели планеты, ядерной войны, нашествия пришельцев и т.д.
Эмоции, возникающие в связи с расстройством планов человека, в связи с потерями, лишениями, конфликтами, с непреодолимыми трудностями, при отсутствии возможностей или при наличии угрозы реализации личных замыслов, принято называть также фрустрациями . Формально их можно относить к идеоторным эмоциональным явлениям, возникающим до свершения, в преддверии реальных событий, но в реальной жизни эмоций четкое разделение прошлого, настоящего и будущего крайне затруднительно.
Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного, так как человек может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Однако если проблема нс разрешается слишком долго, стресс может серьезно отразиться не только на поведении, но и на физическом и психологическом здоровье личности.
Никому не удается жить и работать, не переживая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, конфликты, повышенное напряжение при выполнении ответственной работы и т.п. время от времени приходят к каждому. Если человек справляется со стрессами легче и удачнее, чем другие, он считается стрессоустойчивым. Это психологическое качество необходимо для многих профессий, в том числе для учителей, руководителей всех уровней, преподавателей, врачей, военнослужащих, спасателей, спортсменов и многих других специальностей, связанных с работой с людьми, со сложной техникой, с экстремальными происшествиями.
Поведение человека в стрессовой ситуации может изменяться но двум направлениям (Л. А. Китаев-Смык): пассивно-эмоциональное (по тину "переждать", "перетерпеть") и активно-эмоциональное (стремление к преодолению ситуации, к удалению стрессора). Считается, что психологически предпочтительнее второй путь – преодоление негативных последствий стресса. Хотя и в данном случае необходимо обеспечение некоторого оптимального для каждой личности сочетания внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного), наличие гармонии, динамического равновесия ее устремлений, идеалов, ценностей и реальных возможностей (физических и психологических) их достижения.
Состояние стресса может быть вызвано и чрезмерным развитием позитивных переживаний личности (вступление в брак, рождение ребенка, нежданный крупный успех и т.п.), в чем находит свое очередное подтверждение ранее описанный закон Йеркса-Додсона, согласно которому любая эмоция может стать разрушающе сверхсильной.
Эмоциональным состоянием, аналогичным стрессу (в его третьей разрушающей стадии), является "эмоциональное выгорание" . Оно возникает в ситуации длительного психического или физического напряжения и постоянного наличия сильных эмоций (не обязательно отрицательных). Человеку все вокруг надоедает (на работе, на людях и дома), он быстро устает на привычной работе, ставшей ему неинтересной, принудительной. Упрощается, притупляется общий эмоциональный фон, искажается самоотношение, самооценка и саморегуляция, снижается уровень эмпатии, возрастают равнодушие и чувство одиночества, проявления эгоизма, агрессивности, опустошенности, депрессии, иногда – циничности человека. Деформируется нс только эмоциональная сфера, но и вся психология, поведение личности. Эмоциональное выгорание особенно свойственно людям творческих и напряженных профессий, а также всем, кто постоянно работает с людьми. При значительном развитии этого эмоционального явления человек может стать профессионально непригодным.
Страсть – это сильное, стойкое, длительное переживание, которое захватывает всю личность и подчиняет ее поведение исключительно достижению желаемой цели.
Предметом страсти может стать другой человек или социальная группа (статус в ней), материальные объекты или действования (деньги, вещи, рыбалка, накопительство, охота, футбол, компьютер, коллекционирование и т.д.), всевозможные идеальные или этические, нравственные или моральные представления и ценности (революция, победа, свобода, карьера, вероисповедание, независимость, власть и т.п.).
Качество предмета (т.е. направленность) страсти, форма ее проявления, мера подчинения ей человека, средства, используемые для ее удовлетворения, зависят от целостного психического облика личности. В страсти и страстном поведении личности задействованы мотивация и смыслообразование, сознание, воля, характер, интеллект, нравственность. Одних людей страсть делает самоотверженными, щедрыми, воодушевленными, способными к достижению больших и гуманных целей, других разрушает и слепо подчиняет, побуждает к асоциальным, аморальным, а иногда и преступным действиям.
пример
Несомненно страстными, хотя и немало различающимися чувствами любви и ненависти заполнена вся мировая художественная литература: "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Руслан н Людмила", "Собор Парижской Богоматери", "Анна Каренина" и др. Но и в реальной жизни наличие и функционирование человеческих страстей не требует особых доказательств. Страстные увлечения и желания выступают причиной множества открытий, выдающихся достижений в науке, искусстве, во всякой созидательной деятельности. Страстные люди одержимы своей целью, идеей и делают для их реализации то, чего не сделают личности социально и эмоционально умеренные, спокойно и прагматически рассудительные. Страсть рождает не простые, общепринятые и рутинные действия, а нестандартные поступки, решения и жизненные ходы. Можно считать, что "миром правят страсти". Широко известно и негативное влияние страстей на поведение и общее состояние личности. Убежденным противником страстей (плотских) и сторонником смиренного спокойствия является православие. "Не деньги виноваты, а пристрастие к ним", – писал преподобный оптинский старец Иосиф (1837–1911). В реальности все зависит от предмета страстного (мощного, всеохватного) переживания человека и от его психологических, более всего нравственных, особенностей. Развитая личность может в определенной мере управлять своими страстями (в отличие от аффектов), подвергать их сознательному анализу, соизмерять свои действия и поступки (особенно в сфере межличностных отношений) с существующими социальными нормами и правилами.
3. Третий подкласс эмоций составляют чувства , являющиеся высшей формой человеческих переживаний, когда они объединяются, обобщаются, психологически сливаются, перекрещиваются с направленностью личности, с ее идеалами и ценностями, с мышлением и сознанием, со всей целостной психикой.
Чувство – это высший вид переживания, результат психологического обобщения, фиксирования (кристаллизации) ситуативных эмоций на определенном предмете.
Один и тот же предмет (положим, это ребенок) в зависимости от конкретных обстоятельств может вызывать в человеке самые различные ситуативные эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, недоумение, восхищение и т.д. С течением времени в ходе всевозможных взаимодействий и общений между людьми эти ситуативные переживания обобщаются, из них "испаряется" преходящее, случайное и формируется сложное, многомерное чувство. Оно есть результат оседания, кристаллизации переменчивых переживаний ("эмоционального раствора") на конкретном предмете, а потому более устойчиво и стабильно, чем эмоции. Степень и качество обобщения переживаний, заключенные в чувстве, могут значительно варьироваться. В действительности связи чувств и эмоций не линейны, а кольцеобразны. Сформировавшееся чувство меняет ситуативные эмоции, но и само меняется от обобщения новых и новых частных переживаний. Чувства рождаются, видоизменяются, развиваются или исчезают, гибнут.
По данным экспериментальной психологии человек способен уверенно различать такие переживания (эмоциональные зоны): радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида. В действительности перечень человеческих чувств и их оттенков поистине неисчерпаемо разнообразен, динамичен, богат и является основным предметом всех видов искусства.
Классификация видов чувств может производиться по разным (и несхожим) основаниям, поэтому приведем лишь наиболее известные, обобщенные и распространенные.
В зависимости от происхождения, от связи с потребностями чувства подразделяют обычно на высшие и низшие.
Высшими чувствами называют те, которые сопряжены с так называемыми высшими, т.е. социально обусловленными (социогенными) потребностями. Заметим, что такое деление человеческих потребностей является не вполне обоснованным и корректным, поскольку все человеческие потребности в той или иной мере социализированы (см. гл. 5). Это полностью относится и к чувствам, хотя уровень социализации человеческих переживаний может (и должен) у разных людей (и культур) значительно различаться. Личность есть (по определению) существо биосоциальное (см. гл. 4), и поэтому во всей человеческой психике существует и функционирует органическое единство, целостный и нерасторжимый сплав биологического и социального (см. гл. 1), телесного и духовного. Многочисленные (порой утонченно скрытые) попытки принизить, материализовать человеческие чувства, приравнивая их к чисто биологическим или физиологическим переживаниям животных, всегда существовали не только в психологии. Но такие модели и теоретические построения всегда ошибочны и даже ущербны методологически, поскольку вовсе не доказывают равенства чувств человека и животных. Они лишь иллюстрируют тот факт, что чувства (да и всю человеческую психику) можно "расчеловечить", лишить научно неуловимой души и духовности, если поставить субъекта в ненормальные, античеловеческие условия существования. Да и это "расчеловечивание" возможно не всегда и не для всякого человека.
Интеллектуальные чувства имеют своим предметом знание о мире и возникают в процессе человеческого познания, особенно в ходе его высшей формы – мышления и творчества. В этих чувствах сливается предмет мысли (вопрос, проблема, неизвестное) и субъективное переживание, которое потому и способно к особой, эмоциональной регуляции человеческого мышления, сознания и осмысления.
пример
Платон полагал, что всякое познание начинается с удивления, любопытства и любознательности. Архимед, по легенде, вскричал: "Эврика!" при открытии своего закона, а великий Ньютон, вероятно, был рассержен яблоком, упавшим на голову, что способствовало открытию закона всемирного тяготения.
Чувства и интеллект не противопоставлены в нашей психике, а существуют и функционируют только в многомерном единстве. Радость познания известна всякому человеку и особенно выразительна в детском возрасте, когда мир эмоций захлестывает, переполняет психику ребенка. Нескончаемые детские "почему?" и радостные открытия мира беспрерывны и эмоционально заразительны. Да и начинается собственно человеческая психика в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения, с образования эмоциональной связи и контактов ребенка с познаваемым миром (см. гл. 28).
Праксические чувства возникают в связи с активностью человека, с ходом и результативностью его практического действования и деятельности.
пример
Общеизвестно самовосклицание великого классика: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"
Детская игра, в которой формируются основные психологические особенности (новообразования) дошкольника, мотивируется не результатом, а самим процессом (см. гл. 30). В психологии труда рекомендуется при отборе людей на работу отдавать предпочтение тому претенденту, которому интересно само содержание работы, ее предмет и процесс. В зависимости от мотивации, содержания и результатов проделанной работы чувство усталости от нее может быть обыденным, даже приятным, пли, напротив, тяжелым и беспросветным.
Эстетические чувства направлены на осознание, принятие личностью многоликой красоты мира, самого человека, всего мироздания.
пример
Красиво есенинское небо, когда "синь сосет глаза"; по-другому красивы скульптуры Родена, музыка Верди или Рахманинова, иные красоты в абстрактных математических или химических формулах, в теоретических научных конструкциях, в обычной сосновой шишке, в живописных полотнах великих художников и т.д. Человек, не чувствующий красоты, не переживающий наличие прекрасного либо имеющий о нем неадекватные, превратные представления, существенно обедняет свою психику, жизнь и бытие.
Нравственные (или моральные) чувства имеют предметом межличностные отношения людей, когда моральные (ситуативные) и нравственные (общечеловеческие) нормы, ценности, идеалы, категории и принципы не только принимаются разумом и внешне соблюдаются, но глубоко переживаются личностно.
пример
Чувство чести, которое привело А. С. Пушкина на трагическую дуэль, в современном обществе представляется неуместным, реликтовым и даже вредоносным. Нравственные категории совести, стыда и т.п. становятся все более инородными для множества людей XXI века, а потому не входят в их сознание, в жизненный и эмоциональный опыт. Наличие у человека совести означает присутствие ее как личностного переживания, которое при любых жизненных обстоятельствах не позволит человеку поступить иначе, "не по совести". "Да, жалок тот, в ком совесть нс чиста" (А. С. Пушкин). Совесть у человека либо есть, либо ее нет. Половинки совести не бывает. Для честного человека психологически невыносим обман, лицемерие, кража, предательство, мздоимство, взяточничество и многое другое, "греховное". При отсутствии у человека чувств чести и совести все для него становится возможным и дозволенным, стираются всякие грани между добром и злом, когда, например, "цель оправдывает средства". Сообщество таких людей обречено на нравственную деградацию и вырождение.
Чувство патриотизма, т.е. осознанное переживание человеком своей индивидуальной принадлежности к стране как к единственной Родине или Отчизне включает в себя все выделяемые компоненты: интеллектуальные, эстетические, праксические, моральные и др. Это чувство должно взвешенно сочетаться в человеке с наличием толерантности как спокойной, сдержанной терпимости к другим государствам и нациям, к другим взглядам и идеологиям. Крайние, гротескные полюса этой связки – патриотизм (как национализм) и толерантность (как космополитизм) – одинаково неприемлемы для культурной личности и цивилизованного общества. Здесь, как и во всем мироздании, необходима динамическая устойчивость (остойчивость), оптимальное взаимодействие всех функционирующих качеств и факторов. Еще Овидий писал: "Невредим серединой проедешь".
Особое положение в эмоциональной сфере личности занимает чувство любви. Сложность и многоликость этого чувства поистине поразительны. Ребенок, к примеру, "любит маму, папу и мороженое". Важнейшим качеством учителя педагогика часто называет любовь к детям. Христос призывает с каждой иконы: "Да любите друг друга". Любовь к Родине вела и ведет воинов на подвиги и геройскую смерть. Возможна любовь к природе, профессии, приключениям и т.д. Велика роль любви в межличностных отношениях, в институте семьи, в извечном эмоциональном поиске каждым человеком своей второй половины. Вот, к примеру, размышления С. А. Есенина: "Этот пыл не называй судьбою. Легкодумна вспыльчивая связь". Ясно, что общим и расхожим словом "любовь" обозначаются очень яркие, личностно значимые, глубокие и тонкие, но самые различные переживания, которые давно заслуживают систематического психологического исследования.
С. Л. Рубинштейн отдельно выделял мировоззренческие чувства, которые можно считать и составной частью нравственных, поскольку широкие мировоззренческие категории (человек, мир, добро, зло, идеал и др.) включены в содержание человеческой нравственности, в состав той или иной идеологии.
пример
Чувство любви к Родине, например, относится не просто к географическому месту рождения или взросления человека, а к переживанию всех сложных взаимоотношений с земляками, с моральными, культурными и историческими обычаями и традициями как страны в целом, так и многочисленных, более тесных и узких социальных образований: родственников и друзей, двора, соседей, школы, улицы, места работы, района, села или города и т.п. Здесь пересекаются в едином эмоциональном образовании (по-разному для всякой личности) все возможные виды и оттенки чувств и переживаний: от эмоционального фона до мировоззрения.
В живой человеческой психике все чувства и эмоции существуют, конечно, не по отдельности, а в иском единстве, в личностной целостности. Интеллектуальные, эстетические и другие переживания в реальности неотделимы одно от другого, а их искусственное деление в научных схемах призвано только тому, чтобы по возможности полнее описать пестрый, живой, динамичный и многоуровневый мир человеческих эмоций.
Таким образом, развитие и усложнение эмоций и эмоциональной сферы личности осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, происходит все более топкое опредмечивание, дифференциация человеческих переживаний: от разлитого эмоционального тона до чувств, обобщенных, кристаллизованных на своем предмете. Возрастает количество и меняется, усложняется качество этих предметов, в сферу которых включаются социальные явления, абстрактные понятия, этические категории, принципы, ценности. С другой стороны, происходит все более тесное взаимодействие (опосредствование, расширение межфункциональных связей) переживаний со всеми другими психологическими феноменами, с мышлением, сознанием, самосознанием и личностью в целом.
План ответа:
1)Понятие эмоций
2)Свойства эмоций
3)Функции эмоций
4)Классификация эмоций
5)Отличие эмоций от чувств
1)Эмоции- процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира,другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания(по Карвасарскому Б.Д.) Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
2)Свойства эмоций
1.Полярность - эмоции отличаются положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
2.Энергетическая насыщенность -с помощью эмоций человек способен к напряжению и разрядке – и в этом проявляется энергетика эмоций. Эмоции способны повышать активность, тонус человека и понижать. В связи с этим различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
3.Интегральность -эмоции охватывают весь организм и придают переживаниям окраску. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека. Так, например, индикаторами эмоционального состояния могут служить: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и т.п.
3)Функции эмоций
1.Регуляторная : под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.
2.Оценочная: выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
3.Побудительная или стимулирующая
4.Коммуникативная: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
4)Классификация эмоций
Характеристики эмоций |
Виды эмоций |
Знак |
Положительные , отрицательные , амбивалентные |
Модальность |
Радость , страх , гнев и др . |
Влияние на поведение и деятельность |
Стеничные , астеничные |
Степень осознанности |
Осознаваемые , неосознаваемые |
Предметность |
Предметные , беспредметные |
Степень произвольности |
Произвольные , непроизвольные |
Происхождение |
Врожденные , приобретенные Первичные , вторичные |
Уровень развития |
Низшие , высшие |
Длительность |
Кратковременные , длительные |
Интенсивность |
Слабые , сильные |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ к ВОПРОСУ 11. Теории возникновения эмоций и отличие эмоций от чувств.Классификация эмоций
Теории возникновения эмоций
Теория Кэннона – Барда. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.
Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.
Периферическая теория Джемса – Ланге. У. Джемс и, независимо от него Г.Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере (в том числе и в сфере непроизвольных актов), которые вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Суть своей теории Джеймс выразил следующей фразой: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся". Т.е. именно органические изменения, по этой теории являются первопричинами эмоций: сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.
Когнитивно-физиологическая теория Шехтера . С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название “когнитивно-физиологической”. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.
Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.
Подход П. В. Симонова был выражен в формуле:
Э = П(Ин - Ис)
Где Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности;
Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;
Ис - существующая информация, т.е. сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.
До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.
Отличие эмоций от чувств
В литературе широко используются два понятия: “чувства” и “эмоции”, которые следует отличать друг от друга. Эмоции – более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями обычно понимаются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции , т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства .
Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны . То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.
В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:
1. Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического.
2. Интеллектуальные . Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства.
3. Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства.
4. Праксические . Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение как к результатам, так и к процессу труда.
К высшим проявлениям чувств многие авторы также относят страсть – еще один вид эмоциональных состояний, встречающийся только у человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что “Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели…”.
Классификация эмоций
Классификация по длительности протекания
1.Эмоциональные реакции -непосредственное переживание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, кратковременны и обратимы и связаны с действующими обстоятельствами (реакция испуга в ответ на крик).
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции,интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека, и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Возникновение аффекта связано с оценочными моментами, с личностным значением происходящего. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.
2.Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.
Настроение - самое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин - возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
3. Эмоциональные свойства наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. Реактивность, возбудимость и лабильность–ригидность.
Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, длительность протекания реакции (ответа).
Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального включения, т.е. скорость возникновения эмоции.
Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, смена одних эмоций другими. Ее противоположность – эмоциональная ригидность, т.е. вязкость, стойкость эмоций.
В основе эмоциональных свойств лежат особенности свойств нервной системы и темперамента человека.
Характеристики эмоций как основания для классификации
Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П. Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.
В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р. Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.
Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:
1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, - с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха - как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.
В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.
По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные ,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.
Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.
По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).
Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.
Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:
1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);
2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);
3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);
4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);
5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);
6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);
7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);
8) эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);
9) акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);
10) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).
Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.
Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.
1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными"":
радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.
Ситуативные эмоции
Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.
Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные"" эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.
Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.
Устойчивые эмоции
Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.
Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.
Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.