Отчёт Варнаевской сельской библиотеки по конкурсу "Экология и библиотека". Сценарий внеклассного мероприятия «Разговор цветов на зимнем подоконнике
Игра по станциям для школьников по теме "Цветы"
Сценарий познавательной игры-путешествия по станциям «Живая краса»
Ведущий 1 . Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - писал Л.H. Толстой. Наш праздник посвящен небольшой части природы - цветам России.
Ведущий 2.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Х.-К. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, их дарят нам в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.
Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Страница первая. «Вестники весны»
Ребенок 1.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
Ребенок 2 . А. С. Пушкин назвал весну «утром года». Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зеленеющим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским далям.
Ребенок 3 . Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку». Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища.
Ребенок 4 . В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самые красивые весенние цветы - голубые пролески. Им посвятил свою пьесу Чайковский. (Звучит пьеса.) Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое - под ногами. Этим цветам не страшны заморозки, так как в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.
Ребенок 5.
Еще лежит в канаве снег,
А я уже давно синею.
Растаял снег, Весна идет,
И я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу
Берез не оживляет,
И всю цветочную красу
Весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны,
Но счастье пью я жадно.
И быть избранником весны
Мне любо и отрадно.
Ребенок 6 . Рядом с пролеской - медуница. Когда цветки только появляются, они все розовые, а затем появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, краситель придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Цветок - прекрасный медонос.
Ребенок 7. Первоцвет. Все цветки опущены и смотрят в разные стороны. Его называют баранчиком: листья волнистые, по краям немного морщинистые и покрыты пушком-шерсткой.
Ребенок 8 . Ландыш. У многих народов существуют легенды об этом цветке. На Украине ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси он связан с именами Садко, Любава. Самое известное лекарство из него - капли Зеленина (от сердца).
Страница вторая. «Добрые цветы»
Ведущий . В конце весны - начале лета цветов уже много.
Ребенок 1 . Анютины глазки. Во Франции это символ верности, в некоторых других странах - символ мудрости.
Ребенок 2 . Кипрей щедро одаривает пчел нектаром. Одна пчелиная семья собирает до 12 кг меда. Поселяется на лесных пожарищах и залечивает ожоги земли. Второе его название - иван-чай.
Ребенок 3.
Вся белая наша поляна одета,
Качает цветки ветерок на лету.
Ромашки... Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Они бывают разные. Мелкие ромашки и есть настоящие, а крупные - это поповник, или нивяник. Ромашка используется как антисептик для полоскания горла и промывания ран.
Страница третья. «Цветы, которые нас удивили»
Ведущий. В жизни цветов много таинственного и необычного.
Ребенок 1 . Белая кувшинка - нимфея (в переводе - русалка). У славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.
Ребенок 2. Венерин башмачок - из семейства орхидных (издавна привлекали людей разнообразием и сказочной красотой). Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты - Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу, а в 1980 году в стране прошел симпозиум по вопросам их охраны.
Ведущий . Мы подошли к главному - наших верных друзей необходимо охранять.
Страница четвертая. «Охраняйте растения!»
Ребенок 1 . Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Судьба растений зависит от нашего отношения к ней. Приходиться видеть, как люди несут букеты, кто маленькие, кто большие охапки. Цветы вянут, их выбрасывают. Растений становится меньше по видовому составу и количеству. Сорванные растения не могут дать семян. Может быть, вместо букета ты принесешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать о встрече с прекрасным?
Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.
Страница пятая. «Цветочный калейдоскоп»
Викторина
1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)
2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)
3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Казанлыкская роза — для масла.)
4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)
5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)
6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)
7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)
8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)
9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)
10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)
Конкурс на самую интересную легенду о цветах.
Конкурс на лучшее исполнение песни о цветах. Подведение итогов, награждение победителей.
Праздник завершается песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», которую исполняют все участники.
Эстафета «Зоологические забеги»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно разделиться на две команды.
Конкурс « Черепахи»
Ведущий. Начнем «Зоологические забеги» с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено панцирем, который очень прочен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Они откладывают в песок яйца, из которых появляются маленькие черепашата. (Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию и передать эстафету следующему игроку.)
27 марта в библиотеке прошел устный журнал "Путешествие с комнатными растениями". Первая страница называлась "Растения рядом с нами". Зрители вместе с ведущей Гаврилкиной Г.Н. на фантастическом "Цветолете" совершили кругосветное путешествие вокруг земли. Узнали о родине своих домашних цветов.
О чём вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чём они говорят? Цветы… Как уныла и безрадостна была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и благоговение. Их ценили, в честь них проводили праздники. Так, древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, голландцы- тюльпанов. У славян тоже был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это был праздник Ивана Купалы и отмечали его в июле.
Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства; любовь, уважение, признательность, почтение.
Европа представлена цикламеном, олеандром, плющом. Азия –фикусом, бегонией королевской, розой. Африка – финиковой пальмой, циперусом, пеларгонией, алоэ, хлорофитумом, бальзамином, драценой. Америка – монстерой, кактусами, традесканцией, фуксией. Австралия – эвкалиптом, циссусом, кордилиной.Вторая страница журнала «Здоровье дарят комнатные растения» . Шкуратова Н.В. рассказала о полезных свойствах растений и о том, что необходимо соблюдать осторожность с ядовитыми растениями.
Биологи всего мира проводят множество исследований по изучению растений, чтобы открыть то, что человечеству еще неизвестно об их зеленых братьях. И на основе этих исследований были сделаны интересные выводы. Так, британский биолог Энди Коглан, который работает в институте посевных культур, уверяет, что растения не так уже и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения - молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную психоэмоциональную обстановку.
Известно, что комнатные растения обладают физическими свойствами, полезными для человека. Так, комнатные цветы для здоровья полезны тем, что выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий. Более того, растения обладают просто беспредельными возможностями оздоровлять и очищать воздух в комнате. Как оказалось, благодаря антибактериальным свойствам многих растений бактерии уничтожаются быстрее, чем от фитонцидов, содержащихся в чесноке. Растения способны поглощать тяжелые металлы, они хорошо очищают воздух в закрытой комнате. Кроме того, польза комнатных цветов для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие человека, дарят энергию и возвращают работоспособность. Не стоит забывать и то, что растения повышают влажность в квартире, что особенно хорошо, если воздух в помещении очень сухой. Словом, комнатные цветы для здоровья человека просто необходимы: они облагораживают, очищают и оздоровляют воздух, а также повышают сопротивляемость организма к инфекциям.
Из всех комнатных цветов для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию бело-пятнистую, пеларгонию душистую, примулу весеннюю. Эти растения благодаря выраженному противомикробному действию фитонцидов оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон - благодаря фитонцидам он оказывает оздоровительный эффект на людей, склонных к простудным заболеваниям.Для участников мероприятия Шкуратова Н.В. провела викторину.
Валентина Ивановна Орлова прочитала замечательные стихи о цветах.
В заключении библиограф Кузьмина Е.А. провела обзор литературы о домашних растениях. Всем участникам были подарены буклеты о домашних цветах и пакетики с семенами.
Цели:
- Расширить знания детей о комнатных растениях.
- Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений (журнал “Юный натуралист”), карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы
Загадка.
Нарядные сестрёнки
Весь год гостей встречают,
Красотой к себе прельщают,
Летом мёдом угощают. (Цветы.)
Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.
III. Рассказ учителя.
Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.
Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.
Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.
Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.
IV. Рассказы детей о домашних растениях.
(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)
После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:
ЕВРОПА – цикламен, плющ;
АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;
АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;
АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;
АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.
V. Викторина.
- Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
- Как правильно поливать цветы?
- Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
- Как размножается традесканция? (Черенками)
- Для чего люди разводят домашние растения?
- На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)
VI. Конкурс “Узнайте растение”.
Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.
Чтобы солнце сквозь стекло
В окошки сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую – плетёную –
Живую и зелёную. (Традесканция)
Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.
Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)
Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы иеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)
Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепёшка – блин,
И угольник – клин,
И всё это в колючках, в кривых закорючках.
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные –
Алые и красные. (Кактус)
VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.
Используемая литература
- Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.
- В. Волина. “Загадки от А до Я”.
- М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Клуб выходного дня:
«В царстве
растений»
Составила и провела:
Романова В. А.
Цели : Закрепление и расширение знаний об окружающей нас природе.
Прививать любовь к окружающей среде и воспитывать бережное
отношение к ней.
Оборудование: ММС, рисунки.
Ход занятия:
Орг. момент.
Сообщение темы, целей занятия.
Основная часть.
В природе всё со всем связано. Что нас окружает? Как нужно относиться к окружающей нас природе?
Сегодня мы с вами будем путешествовать.
1 станция: « Лесная поляна»
1.Дерево символ нашей Родины. (Берёза)
2. Какое хвойное растение на зиму сбрасывает хвою?
Ель
Кедр
Лиственница
Какие деревья зацветают весной?
Верба
Кедр
Осина
Из какого дерева делают спички?
Берёза
Осина
Рябина
3. Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)
4. Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью ярко – красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов – тогда они будут вкуснее. (Рябина)
5. Это дерево называют « плакучим», потому что его длинные ветви часто опускаются чуть ли не до самой земли, придавая дереву грустный вид. Знаете ли вы, что это за дерево? (Ива)
6. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвою? (Лиственница)
7. Растения с древовидными ветвями, начинающимися почти у самой земли, образующие средний ярус леса. (Кустарники)
8. Степной дикорастущий злак с узкими листьями, которые испаряют мало влаги. (Ковыль)
Игра: « Назови дерево»
Я буду показывать нам рисунки деревьев, а вы должны назвать данное дерево.
2 станция: « Ягодная поляна»
Травянистое многолетнее растение. Ближайший родственник малины. Ягоды янтарно – жёлтого цвета. (Морошка)
3 станция: « Грибная»
Игра: « Собери гриб»
Это интересно:
Белка заготавливает на зиму 600 грамм сухих грибов.
Среди трубчатых грибов быстрее всех растёт подберёзовик 4 -5 см. в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Лисички и луговые опята – единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми.
4 станция: « В мире цветов»
Какой цветок растёт на полях в злаках и произошёл от мужского имени?
(Василёк)
Какой цветок служит для гадания? (Ромашка)
Какой стиральный порошок называют так же, как цветок? (Лотос)
Какой цветок работники милиции всего мира считают врагом № 1? (Мак)
Какие цветы заставил цвести в феврале С. Я. Маршак в своей сказке? (Подснежники)
Ботаники этот цветок называют виолой, а как называют его в природе? (Анютины глазки)
7. Какие цветы чрезвычайно популярны в сфере крупного рогатого скота?
(Клевер)
8.Под водой змея таится, над водой красавица девица в блузке белоснежной,
близ воды прибрежной. (Большая кувшинка)
9. Посреди двора – красная голова, вырос в поле дом, полон зёрен он.
(Подсолнух)
10. И матушка родная, и мачеха злая бок о бок живут - через чёрточку.
(Мать - и – мачеха).
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Конкурс: « Сложи цветок»
5 станция: « Лесная аптечка»
1. Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….
- подорожник
- тысячелистник
- сок крапивы
2. Отправляясь путешествовать, я надел новые кроссовки. Они натёрли ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…
- подорожник
- мох
3. С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помогает чай….
- из зверобоя
- из малины
- липового цвета
4. Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил…. Боль стала утихать.
- лопух
- малину
- подорожник
4. Итог.