Половцы кто они по национальности. Какие народы являются потомками половцев 
История Руси полна разных событий. Каждое из них оставляет свой след в памяти всего народа. Некоторые ключевые и поворотные события доходят до наших дней и остаются почитаемыми и достойными в нашем обществе. Беречь своё культурное наследие, помнить о великих победах и полководцах - это очень важная обязанность каждого человека. Князья Руси не всегда были на высоте в плане своего управления Русью, но они старались быть одной семьёй, которая совместно принимает все решения. В самые критические и сложные моменты всегда появлялся человек, который «брал быка за рога» и поворачивал ход истории в обратную сторону. Одним из таких великих людей является Владимир Мономах, который до сих пор считается важной фигурой в истории Руси. Он добился множества сложнейших военно-политических целей, при этом он редко прибегал к жестоким методам. Его методы заключались в тактике, терпении и мудрости, которая позволяла ему мирить взрослых людей, что ненавидели друг друга годами. Кроме того, нельзя обходить внимание и талант князя вести бой, ведь тактика Мономаха нередко спасала русское войско от гибели. Разгром половцев князь Владимир продумал до мельчайших деталей и поэтому «растоптал» эту угрозу для Руси.
Половцы: знакомство
Половцы, или половчане, как их ещё называют историки, - это народ тюркского происхождения, который вёл кочевой образ жизни. В разных источниках им дают разные названия: в византийских документах - куманы, в арабо-персидских - кыпчаки. Начало XI века выдалось для народа очень продуктивным: он вытеснил торков и печенегов из Заволжья и сам осел в этих краях. Однако на этом завоеватели решили не останавливаться и перешли реку Днепр, после чего удачно спустились к берегам Дуная. Таким образом они стали владельцами Великой Степи, которая простиралась от Дуная до Иртыша. Русские источники имеют это место как поле Половецкое.
Во время создания Золотой Орды половцам удалось ассимилировать множество монголов и успешно навязать им свой язык. Стоит отметить, что позже этот язык (кыпчакский) был положен в основу многих языков (татарского, ногайского, кумыкского и башкирского).
Происхождение термина
Слово «половцы» от древнерусского означает «жёлтый». Многие представители народа имели светлые волосы, однако большинство было представителями с примесью монголоидной. Однако некоторые учёные говорят о том, что происхождение названия народа происходит от места их остановки - поля. Версий существует много, но ни одна не является достоверной.
Родовой строй
Разгром половцев был частично обусловлен их военно-демократическим строем. Весь народ был поделен на несколько родов. Каждый род имел своё имя - имя предводителя. Несколько родов объединялись в племена, которые создавали себе селенья и города-зимовья. У каждого племенного союза была своя земля, на которой возделывалась пища. Также были организации поменьше, курени - объединение нескольких семейств. Занимательно, что в куренях могли жить не только половцы, но и другие народы, с которыми происходило естественное смешение.
Политическая система
Курени объединялись в орды, во главе которых стоял хан. Ханы обладали высшей властью на местах. Кроме них, также существовали такие категории, как челядь и колодники. Также следует отметить такое деление женщин, которое предопределяло их в служанки. Они назывались чагами. Колодники - это военнопленные, которые, по существу, были домашними рабами. Они выполняли тяжёлую работу, не имели никаких прав и были самым низшим звеном на социальной лестнице. Также были кошевые - главы больших семейств. Семейство состояло из кошей. Каждый кош -это отдельная семья и её прислуга.
Богатство, добытое в боях, делилось между руководителями военных походов и знатью. Обычный воин получил лишь крохи со стола господ. В случае неудачного похода можно было разориться и попасть в полную зависимость от какого-нибудь знатного половца.
Военное дело
Военное дело половцев было на высоте, и это признают даже современные учёные. Однако история сохранила до наших дней не слишком много свидетельств о половецких воинах. Занимательно, что посвящать свою жизнь военному делу должен был любой мужчина или юноша, который был в состоянии просто носить оружие. При этом вовсе не учитывалось его состояние здоровье, телосложение, а тем более личное желание. Но поскольку такое устройство существовало всегда, никто на него не жаловался. Стоит отметить, что военное дело половцев не было хорошо организовано с самого начала. Вернее будет сказать, что она развивалось поэтапно. Историки Византии писали о том, что этот народ сражался при помощи лука, кривой сабли и дротиков.
Каждый воин носил специальную одежду, которая отображала его принадлежность к войску. Она изготавливалась из и была достаточно плотной и удобной. Занимательно, что каждый воин-половец имел в своём распоряжении около 10 лошадей.
Главная сила войска половцев заключалась в лёгкой кавалерии. Кроме перечисленных выше орудий, воины также сражались при помощи саблей и арканов. Уже несколько позже у них появилась тяжёлая артиллерия. Такие воины носили специальные шлемы, панцири и кольчуги. При этом они часто изготавливались весьма устрашающего вида, чтобы дополнительно запугать врага.
Также следует упомянуть о применении половцами тяжелых самострелов и Этому они, вероятнее всего, научились в те времена, когда жили возле Алтая. Именно эти возможности делали народ практически непобедимым, ибо немногие военачальники того времени могли похвастаться такими знаниями. Использование греческого огня много раз помогало половцам побеждать даже очень укрепленные и охраняемые города.
Стоит отдать должное тому, что войско обладало достаточной маневренностью. Но все успехи в этом деле сходили на нет из-за низкой скорости передвижения войска. Как и все кочевники, половцы одержали много побед благодаря резким и неожиданным нападениям на врага, длительным засадам и обманным маневрам. Они часто избирали объектом нападения небольшие селения, которые не смогли бы оказать нужного сопротивления, а тем более победить половцев. Однако войско часто терпело поражение из-за того, что не хватало профессиональных бойцов. Обучению младших уделялось не слишком большое внимания. Обучиться каким-либо навыкам можно было только во время облавы, когда основным занятием была отработка техники примитивного боя.
Русско-половецкие войны
Русско-половецкими войнами называют длительную серию серьёзных конфликтов, которая разыгрывалась приблизительно полтора века. Одна из причин состояла в столкновении территориальных интересов обоих сторон, ведь половцы были кочевым народом, который желал покорять новые земли. Вторая причина состояла в том, что Русь переживала тяжёлые времена раздробленности, поэтому некоторые правители признавали половцев союзниками, вызывая гнев и негодование других русских князей.
Положение было довольно печальным до того момента, пока не вмешался Владимир Мономах, который поставил своей первоначальной целью объединение всех земель Руси.
Предыстория боя на Сальнице
В 1103 году русскими князьями был проведен первый поход на кочевой народ в степи. Кстати, разгром половцев состоялся после Долобского съезда. В 1107 году русскими войсками были успешно разгромлены Боняки и Шаруканы. Успех вселил дух бунтарства и победы в души русских вояк, поэтому уже в 1109 году киевский воевода Дмитр Иворович разнёс в клочья крупные селенья половцев вблизи Донца.
Тактика Мономаха
Стоит отметить, что разгром половцев (дата - 27 марта 1111 год) стала одной из первых в современном списке Памятных дат военной истории РФ. Победа Владимира Мономаха и других князей была продуманной политической победой, которая имела дальновидные последствия. Русские одержали верх при том, что перевес в количественном выражении был почти полуторный.
Сегодня многим интересно, потрясающий разгром половцев при каком князе стал достижим? Огромная и неоценимая заслуга вклада Владимира Мономаха, который умело применил свой полководческий дар. Он предпринял несколько важных шагов. Во-первых, он реализовал старый добрый принцип, который гласит о том, что уничтожать врага надо на его территории и малой кровью. Во-вторых, он удачно применил транспортные возможности того времени, что позволило своевременно доставлять воинов-пехотинцев к месту сражения, при этом сохраняя их силы и дух. Третья причина продуманной тактики Мономаха заключалась в том, что прибегнул даже к погодным условиям, чтобы одержать желанную победу - он вынудил кочевников сражаться в такую погоду, которая не позволяла им полностью использовать все преимущества своей конницы.
Однако это не единственная заслуга князя. Владимир Мономах разгром половцев продумал до мельчайших подробностей, но чтобы реализовать план, необходимо было добиться практически невозможного! Для начала окунёмся в настроения того времени: Русь была раздроблена, князья держались за свои территории зубами, каждый норовил поступать по-своему, и каждый считал, что только он прав. Однако Мономаху удалось собрать, помирить и объединить своенравных, непокорных или даже глупых князей. Представить, сколько мудрости, терпения и мужества понадобилось князю, весьма сложно… Он прибегал к хитростям, уловкам и прямым уговорам, которые могли хоть как-то повлиять на князей. Результат был постепенно достигнут, и межусобицы прекратились. Именно на Долобском съезде были достигнуты основные договоренности и соглашения между разными князьями.
Разгром половцев Мономахом произошёл также благодаря тому, что он убедил других князей задействовать даже смердов, дабы укрепить войско. Раньше никто об этом даже не задумывался, ведь воевать положено было только дружинникам.
Разгром на Сальнице
Поход начался во второе воскресение Великого Поста. 26 февраля 111 года русское войско под командованием целой коалиции князей (Святополка, Давида и Владимира) направилось в сторону Шарукани. Занимательно, что поход русского войска сопровождался пением песен, сопровождением священниками и крестами. Из этого многие исследователи истории Руси делают вывод, что поход был крестовым. Считается, что это было продуманным ходом Мономаха для поднятия боевого духа, но главное - для того, чтобы внушить войску, что оно может убивать и должно победить, ибо сам Бог велит им это. Фактически Владимир Мономах превратил это великое сражение русских против половцев в праведную битву за православную веру.
До места боя войско дошло только через 23 дня. Поход был трудным, но благодаря боевому духу, песням и достаточному количеству провизии войско было довольно, а значит, в полной боеготовности. На 23 день воины вышли к берегам
Стоит отметить, что Шарукань сдалась без боя и довольно быстро - уже на 5 день жестокой осады. Жители города предложили захватчикам вино и рыбу - вроде бы незначительный факт, но он указывает на то, что люди вели здесь Также русские сожгли Сугров. Два поселения, которые были разгромлены, носили имена ханов. Это именно те два города, с которыми боролось войско в 1107 году, но тогда хан Шарукан сбежал с места боя, а Сугров стал военнопленным.
Уже 24 марта произошло первое начальное сражение, в которое половцы вложили все свои силы. Оно происходило близ Донца. Разгром половцев Владимиром Мономахом произошёл позже, когда состоялся бой на реке Сальница. Интересно, что луна была полная. Это было второе и самое основное сражение двух сторон, в котором русские одержали вверх.
Крупнейший разгром русскими ратями половцев, дата которого уже известно всколыхнул весь половецкий народ, ведь последние имели большое численное преимущество в бою. Они были уверены, что одержат победу, однако, не смогли противостоять продуманному и прямому удару русского войска. Для народа и воинов разгром половцев Владимиром Мономахом был очень радостным и весёлым событием, ведь была получена хорошая добыча, пленено много будущих рабов, а самое главное - была одержана победа!
Последствия
Последствия этого великого события были яркими. Разгром половцев (год 1111) стал поворотным моментом в истории русско-половецких войн. После битвы половцы решились лишь один раз подступиться к границам Русского княжества. Занимательно, что сделали это они после того, как в мир иной отошёл Святополк (через два года после битвы). Однако половцы наладили контакт с новым князем Владимиром. В 1116 году русское войско совершило ещё одни поход против половцев и захватило три города. Окончательный разгром половцев сломил их боевой дух, и вскоре они перешли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Кыпчаки не ответили на последний поход русских, чем подтвердили свой окончательный упадок.
Через несколько лет Мономах отправил Ярополка в поисках половцев за Дон, но там никого не оказалось.
Источники
Многие русские летописи повествуют о данном событии, которое стало ключевым и значительным для всего народа. Разгром половцев Владимиром укрепил его власть, а также веру народа в свою силу и своего князя. Несмотря на то что частично битва при Сальнице описывается во многих источниках, самый подробный «портрет» боя можно встретить только в
Чрезвычайно важным событием стал разгром половцев. Руси такой поворот событий пришелся весьма кстати. И все это стало возможным благодаря усилиям Владимира Мономаха. Сколько сил и ума он вложил в то, чтобы избавить Русь от этой напасти! Как тщательно он продумал ход всей операции! Он знал, что русские всегда выступали в роли жертвы, ведь половцы нападали первыми, а населению Руси оставалось только защищаться. Мономах понял, что следует напасть первым, ведь это создаст эффект неожиданности, а также переведёт воинов из состояния защитников в состояние нападающих, которое более агрессивно и сильно в общей массе. Понимая то, что кочевники начинают свои походы весной, так как практически не имеют пеших воинов, он назначил разгром половцев на конец зимы, чтобы лишить их главной силы. Кроме того, такой ход имел и другие достоинства. Они заключались в том, что погода лишала половцев их маневренности, которая была просто невозможной в условиях зимних заметов. Считается, что битва при Сальнице и разгром половцев в 1111 году - это первая крупная и продуманная победа Древней Руси, которая стала возможной благодаря полководческому таланту Владимира Мономаха.
Половцы
Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогдасоставлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степяхсредней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка,из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий квосточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами иторками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XIв.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападенияна Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество ,уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, илипродают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения своиП. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у нихпленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всегострадало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье,Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своихпленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления иселила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именемчерных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, наюжной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами инаступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли;одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", ИгоряСвятославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия поименам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах,Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степныминаездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их былоскотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому онипереходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровыезимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров,Чешуев и им принадлежал в XIII в.
г. Судак . Половецкие ханы велироскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной егопищей были мясо,. молоко и просо , любимым напитком - кумыс. ПостепенноП. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принималихристианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако. П.были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпаликурганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. былипокорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть вРусь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию,часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших подпредводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого);наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, ивообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П.перебралась в Египет , где они также хорошо устроились в войске;некоторые султаны египетские были половецкого происхождения. См. П. В.Голубовский, "Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар" (Киев,1884); статью проф. Аристова "О земле Половецкой" (в "Изв. Неж. Ист.Фил. Института"). Д. Баг-й Полоз (Eryx) - род змей из подсемейства Erycinae сем. удавов(Boidae), отличающийся очень коротким, подвижным и не закручивающимсяхвостом, одетой мелкими чешуйками и не отграниченной от туловища головойс закругленной мордой, с явственным продольным желобком на подбородке иотсутствием ямок на всех губных щитках; передние челюстные зубы лишьнемного длиннее задних. От 5 - 6 видов, свойственных палеарктической ималайской областям и:живущих в очень сухих песчаных местностях степей ипустынь. Наиболее распространенный вид - Полоз турецкий (Eryx jaculus s.turcicus), длиною в 66 - 77 см., сверху яркий желтовато-серый, на головес обеих сторон с косой черной полоской; черные шашки, расположенныечетырьмя продольными рядами по всей длине тела, сливаются между собой;нижняя сторона по большей части одноцветная соломенно-желтая.Распространен от Балканского полуострова до Алтайских гор на восток и доЕгипта и Алжира на запад. Зарывается в песок , подстерегая добычу,состоящую главным образом из ящериц, которых перед проглатыванием П.душит. Т. Я.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Половцы" в других словарях:
- (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию) … Современная энциклопедия
- (кипчаки) тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103 16.… … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛОВЦЫ, половцев, ед. половец, половца, муж. Тюркский народ, родственный печенегам, в 11 12 вв. н.э. неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОЛОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Группа племён тюркского происхождения, кочевавших на юго востоке Европы в 11 нач. 13 в. | жен. половчанка, и. | прил. половецкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремёсла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Наиболее опасными были нападения в конце 11 в.; прекратились после поражений от русских князей в 1103 16;… … Русская история
Половцы - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эту страницу предлагается объединить с Кипчаки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 октября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата … Википедия
Ев; мн. Ист. Древний народ тюркской языковой группы, кочевавшего на юго востоке Европы в конце 11 начале 13 в.; представители этого народа. Борьба с половцами. ◁ Половец, вца; м. Половчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Половецкий, ая, ое. П.… … Энциклопедический словарь
Кыпчаки, куманы, ср. век. народность тюрк. группы. В 10 в. занимали терр. Сев. Зап. Казахстана, гранича на В. с кимаками, на Ю. с огузами, на З. с хазарами. Распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В сер. 10 в., перейдя вслед за… … Советская историческая энциклопедия
Кипчаки, кыпчаки, куманы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться… … Большая советская энциклопедия
Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).
Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.
Киевская Русь и половцы
Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.
Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.
Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.
Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.
Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).
Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.Кто такие половцы?
В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.
Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки - сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков - «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.
У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ - кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры - каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.
Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары - это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.
Оружие междоусобиц
Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.
Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.
Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.
В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь - распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи - князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.
Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.
Война Мономаха
Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг - Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками - воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.
Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.
На страже мертвых и живых
Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой со своей первоначальной Родины - Алтая, распространив ее по Дунаю. «Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них - скифы.
«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы - не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы - следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев - Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут - сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.
Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой: «И пред идолом гнётся кипчаков спина... Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».
Кого мы подразумеваем под немцами сейчас? В первую очередь жителей ФРГ, а также Австрии, Швейцарии и других стран, говорящих на нынешнем немецком языке, имея в виду еще и некий условный “арийский” антропологический тип немецкоязычного населения. Совершенно так же под литовцами мы подразумеваем в первую очередь жителей Литвы, говорящих на современном литовском языке (и так же молчаливо относим их к условному “прибалтийскому” антропологическому типу). И под русскими мы подразумеваем прежде всего население России, а также русскоговорящее население близлежащих стран, говорящее на русском языке и относящееся, на наш взгляд, к условному “славянскому” антропологическому типу.
При этом “арийский”, “прибалтийский” или “славянский” тип повстречавшегося нам незнакомого человека практически неразличимы до тех пор,пока он не заговорил. Так что (как точно сказано у Пушкина – “всяк сущий… язык”)язык в первую очередь и определяет современные национальные различия большей части населения Северо-Восточной Европы и только потом уже — гражданство.
Но до XVI века никаких “наций” и “национальных государств” не было вовсе, а разговорный язык практически во всей Европе, кроме Средиземноморья, был единым , поэтому нынешние немцы, литовцы и русские составляли один условно-“арианский” или, если угодно, балто-славянский народ вместе с чехами, поляками, датчанами, шведами и пр.
Кэтому народу надо отнести и часть современных венгров (потомки балто-славянских поселенцев на левом берегу Дуная), и часть евреев-ашкенази (ср. например, аналогичное поселение русских иудеев из д. Ильинка в Израиле), и даже часть греков. Об этом свидетельствует, в частности, первое издание Британской Энциклопедии (1771 г.). В ней говорится, что “венгерский язык” (англ. Hungarian) – такой же славянский (Sclavonic), как и “коринфский” (Carinthian, т.е. язык жителей греческого п-ова Пелопоннес со столицей г. Коринф).
Читатель может удивиться – уж современные венгерский или греческий языки никак близкородственными немецкому, русскому или литовскому не назовешь. Но ларчик открывается просто: столицей Венгрии (“Угорской земли”) с XIII в. до 1867 гг. была Братислава (в 1541 – 1867 гг. под габсбургским названием Pressburg), а большую часть населения Венгрии составляли предки нынешних словаков и сербов. Угры же (нынешние венгры) переселились в эти места только в XIV в. из-за климатического похолодания и голода в Поволжье.
Население же п-ова Пелопоннес вплоть до наполеоновских войн говорило на языке, практически не отличимом от современного македонского, т.е. того же славянского. Нынешний греческий язык – это маргинальный новояз , т. е. смешанный язык бывшего иудеоэллинского населения средиземноморья, принявшего православие – в нем сохранилось только менее 30% балто-славянских корней, в отличие от болгарского (более 90% общих корней) и румынского (более 70%). В т. н. “древнегреческом” языке (т.е. языке населения Греции XIV – XV вв., исключая Македонию и Пелопоннес) балто-славянских корней было более половины. (Таким же позднесредневековым новоязом является и турецкий язык, в котором из-за принятия ислама сильнее оказалось арабское влияние.)
Что касается “Литвы”, то в XIV веке под ней подразумевалась практически не только вся Прибалтика и Восточная Пруссия, но и Польша, и Украина, и Белоруссия, и часть России – включая Смоленск, Рязань, Калугу, Тулу и Москву вплоть до Мытищ, откуда только и начиналась “Владимирская Русь”. Вспомните Грюнвальдскую Битву 1410 г. — с “чужими” (тевтонами-латинянами) тогда воевали “свои”: поляки, литовцы, шведы и русские под командованием Владислава Ягайло.
Да и главным городом “Великой Литвы” (лит.Letuva ) были не легендарные Троки (ныне Тракай), не Куна (ныне Каунас) и не Вильна (т.е. Вольная, ныне Вильнюс), а, вероятнее всего, г.Лтава , с 1430 г. и доныне называемый Полтава. Именно поэтому в 1709 г. шведский король Карл XII и забрался так далеко на юг, оспаривая “литовское” наследство у Петра I.
Все “древнелитовские” литературные памятники написаны славянской азбукой, а не латиницей. От “литвы” у нас и современный акающий (московско-рязанский) литературный говор (ср., например, литовское Maskava – Москва), а не окающий архангело-вологодско-ярославский — кстати, более древний, сохраняющий исконное праславянское полногласие.
Так что “немцами” тогдашнее население “Литвы”, “Германии” и “Руси” друг друга называть не могло: они прекрасно понимали друг друга — в Грюнвальдской битве переводчиков не было! Ведь “немец” – это тот, кто говорит непонятно, невнятно (“мямлит”). На современном немецком языке “невнятный” – undeut lich, т.е. не “ deut lich”, бестолковый (от deuten – толковать), т.е. не-Deutsch , т.е. не-немец!
В средние же века балто-славянское население Северо-Восточной Европы не понимало только чужих: чудь – югру — венгров. В Лаврентьевской летописи так прямо и написано: “ Югра же людие есть язык нем ”. И понятно, почему – по-венгерски nem означает “нет”, например: nem tudom — “не понимаю”. Поэтому средневековые “немцы” – это югра, угры (т.е. предки современных венгров и эстонцев), т.е. носители угоро-финского койне (разговорного языка). Средневековых “немцев” нельзя отождествлять с “германцами” также и потому, что слово “германцы” до XIX в. обозначало родственников по крови, так что это могло быть любое племя не только среди единого балто-славянского населения, но и среди тех же угоро-финнов.
Теперь о средневековых русских. Русские – это не только часть балто-славян, носителей единого языка. Это вообще все негородское население не только Восточной, но и Центральной, и даже части Юго-Западной Европы, говорившее на одном общем (= праславянском) языке. И далеко не случаен гениальный “латинский” эпиграф Пушкина ко 2-ой главе “Евгения Онегина”: “O Rus !” (т.е. дословно с латыни: “О, Деревня!”), т.е. “О, Русь!”.
Отсюда и позднейшее “латинское” rustica “деревенский, мужицкий”, т.е. русский (т.е. из “ Рустей земли”, “Степенная книга” арх. Макарий, XVI в.). Отсюда и сетования столпов римско-католической церкви на Турском Соборе в начале того же XVI (!) века, что “надо бы проповеди читать не на латыни, а на “rusticam romanam”, т.е. на русско-романском, т.е. западно-славянском наречии, а то их “латынь никто не понимает”!
Население же всех средневековых европейских городов, в том числе, и нынешних российских, было смешанным. В XII-XIII вв. в них стояли небольшие византийские гарнизоны из служивых, нанятых в разных концах Империи. На службе Ярослава Мудрого состоял, в частности, датчанин Гаральд, будущий норвежский конунг. Новгородское вече на переговоры с князем Твердиславом посылало некоего Лазаря Моисеевича. Среди приближенных князя Андрея Боголюбского были его будущие убийцы Иоаким, Анбал Ясин и Ефим Моизович. Защитники Киева прославляли своего князя Изяслава-Дмитрия, не погибшего в сражении с осаждавшим Киев Юрием Долгоруким, греческим возгласом “Кирие элейсон!” вместо русского “Господи помилуй!”. Так что при русских князьях в городах жили и варяги, и греки, и евреи и пр.
Присмотримся теперь поближе к средневековому понятию “город”. Первые “города” представляли собой сезонные становища кочевников, аналогом которых и сегодня является цыганский табор. Кольцеобразно выстроенные повозки- арбы (ср. лат. orbis “круг” и orbita “колея от арбы ”), служащие круговой обороной от разбойников, и были прообразом города – не случайно в Ветхом Завете столицей “моавитян” т.е. кочевников, (англ. Moabites, ср., например, англ. mob “толпа, чернь”) назван Кириат- А(г)рбы (с придыхательным “г”, нынешний хорватский г. Загреб, кирьят = город). Он же известен как легендарный финикийский город-республика Арвад. Тот же смысл и в названии столицы Марокко – Рабат (араб. “укрепленный лагерь”).
Отсюда же и латинское urb(i)s “город”, и московский Арбат (“дорога в город”, т.е. в Кремль). Отсюда и Римские Папы Урбаны (т.е. “городские”), и династия “венгерских” королей Арпадов (венг. Arpadi , якобы 1000 – 1301 гг., отражение византийских правителей 1204 – 1453 гг. и их наследников — русских царей 1453 — 1505 гг.) со славянско-византийскими именами Бела, Иштван (он же Стефан, т.е. Степан), Ласло (он же Владислав) и т. д.
Где жили Половцы?
Массовое каменное градостроительство в Европе технически стало возможно только во второй половине XIII века – т.е. примерно на двести лет позже первого каменного города Царь-Града и лет на сто позже первых каменных построек Владимирской Руси, Киева, Праги и Вены – после прокладки дорог и появления конного транспорта.
Тем самым, изначально город – всегда колония, новое оседлое поселение бывших кочевников или вынужденных переселенцев. При этом для других кочевников, пришедших на то же самое, всегда выгодно расположенное место (высокое и незатопляемое, чаще всего на берегу проточного водоема), уже обосновавшиеся там горожане-колонисты, естественно, такие же чужие, как и новые пришельцы для горожан. Конфликт “город – деревня” — продолжение природного конфликта субъекта, уже занявшего пещеру, со вновь прибывшим претендентом на логово.
Поэтому и забавно читать в летописи, как войско Юрия Долгорукого осаждало Киев: одна часть войска — половцы — пошла через Днепр вброд, а другая часть – русь — переплыла в ладьях. Однако, здесь все понятно: половцы – это конная часть наступавшего войска, а русь – пешее сельское ополчение.
Что касается горожан, то по состоянию экономики XIII в. в любом городе вряд ли можно было постоянно прокормить даже сотню лошадей. Дружина князя, его почетный эскорт, составляла не более 20-30 всадников. Конница же могла быть только подвижным войском степной и лесо-степной зоны. Поэтому половцы, они же “литовцы” (поскольку ранее “литовской” Лтавы-Полтавы стольным городом был “половецкий” Полоцк, ср. венг. palуczok “половцы”), они же позднее “татары”, они же “поганые” — это та же русь, но верхум! Отметим также, что в самоназваниях лит овцев, лат ышей и лях ов – тот же праславянский корень лъкът, что и в глаголе лететь, имеющем и сегодня значение “скакать, нестись во весь опор”. Именно таким “скакуном” вполне мог быть и “татарский” темник Мамай (венг. Mamaly), т.е. неманич из Мемеля (нынешней Клайпеды) на службе “литовского” князя-хана Ягайло-Ангела.
Половцы кто они сейчас?
Польская история утверждает также, что “Половцы были разбойные люди, происходящие из готов (!)”: “Polowcy byli drapieżni ludzie, wyrodkowie od Gottow” (“Chronika tho iesth historya Swiata, Krakó w, 1564.). О радости готов по случаю половецкой победы говорит и “Слово о Полку Игореве”. Однако, в этом нет ничего странного, поскольку слово “готы” означало “идолопоклонники” (см. статью “Древнее” и средневековое народонаселение Европы и его правители”). И некрещеные предки поляков, поляки-язычники – это тоже половцы, страна которых и называлась по-латыни Полония, т.е. Польша.
Что же касается половцев — “разбойных людей”, то ими были и предки современных поляков, поскольку по-немецки “убивать” – schlachten , т.е. однокоренное слово со “ шляхта ”, означавшим отнюдь не “польское дворянстство”, а конную шайку родственников-разбойников с большой дороги, т.е. со шляха (ср. также швед. slakta “родня” и англ. slaughter “резня”). Кстати, таким шляхом первоначально и был знаменитый торговый путь “из варяг в греки” с единственным необходимым волоком от Западной Двины = Даугавы до Березины (притока Днепра), т.е. кратчайший путь из Балтийского в Черное море – без “традиционного” ладожского крюка и дополнительного волока из Ловати в западную Двину! Так что изнурительная средневековая “русско-литовская” и “русско-польская” борьба – это вполне понятная борьба местных князей за контроль над важнейшими торговыми путями.
Традиционное мнение о половцах как о “тюркских племенах” неверно, поскольку половцы – отнюдь не племя в этническом смысле, а идолопоклонников хватало и среди “тюркских”, и среди “германских”, и среди “славянских” племен. Упоминаемые в летописях имена половецких ханов, например Отрок, Гзак (т.е. Казак) или Кончак – вполне славянские, а прозвище дочери Кончака, жены Всеволода (брата князя Игоря) — Кончаковна – типичная мазовецкая фамилия замужней женщины. В летописях упоминается и “татарский царевич” Мазовша, т.е. царевич из Мазовии (область нынешней Польши).
Вот такие средневековые, неизвестно куда сгинувшие, “половцы”. И как тут не вспомнить храброго Мстислава из “Слова о Полку Игореве”, зарезавшем “половца” с русским именем Редедя перед “полками Касожскими ”, т.е. адыгейскими, т.е. черкесскими, т.е. казацкими.
Что же касается средневековых русских, то “русскими” (русью) назывались все земледельцы (они же крестьяне = христиане), скотоводы, ремесленники, монахи-старцы и конное (казачье) войско, живущее за городской чертой, а нынешнее слово “россиянин”, не несущее националистического смысла – синоним старого значения слова “русский”.
Богатые средневековые города нанимали охрану от руси, причем желательно из другого региона, без родственных связей с русью, т.е. негородским населением: варягов (которых сельские, т. е. русь, естественно, называли врагами), янычар = юнкер ов, ляхов, хазар = гусар (т. е. венгров, т.е. немцев) и т.п. Этот обычай кое-где существует и по сей день, например, чечены — вайнахи, т.е. бывшая гвардия верховного правителя Ванаха (т.е. Иоанна), ныне по-гвардейски служат королю Иордании, как и их предки в XV в. — Ивану III.
Высказанные соображения позволяют иначе трактовать понятия “Галицкая Русь”, “Новгородская Русь” и т. п., поскольку у каждого города были свои отношения с окружающей его Русью. Ведь и сегодня мы говорим: Москва – сердце России, но далеко не вся Россия. И сегодня Москва естественным образом является самым многонациональным городом России. Да и другие современные крупные города так же многонациональны, как и любой город на территории России в средневековье. А Русь – она всегда за 101-м километром… На ее просторах всегда хватало места всем ее жителям, не взирая на то, что написано или не написано у них в паспорте по поводу национальности.
Говоришь по-русски – значит русский … Эта калька с литовской поговорки про литовцев как нельзя лучше отражает суть национальной идеи, свободной от расизма, шовинизма, сепаратизма и религиозного фанатизма, порождаемых идеологией, политикой и политической историографией.