Пост с 12 июня что. Что дозволяется есть
Великим христианским праздникам традиционно предшествуют посты – периоды духовного и физического воздержания. Петров пост, который также называют Апостольским или постом Пятидесятницы, является одним из четырех многодневных православных постов. Он приурочен ко дню святых апостолов Петра и Павла, учеников Иисуса Христа. Время начала поста зависит от даты празднования Пасхи. В каких же числах ожидать Петров пост в 2017 году?
Отправными точками служат десятый понедельник после Воскресения Христова и первый после Дня Святой Троицы. Длительность поста меняется из года в год, составляя от 8 до 48 дней. В 2017 году Петров пост продлится четыре недели, с 12 июня по 11 июля. В этот период православный мир почтит «Петрову твердость и Павлов разум» – именно эти качества воплощают апостолы.
История Петрова поста
Пост Пятидесятницы был введен церковью для подражания апостолам. Согласно Библии, последователи Христа готовили себя к проповедям Евангелия посредством ограничений в пище и усиленной молитве. Апостольский пост известен с древнейших времен. Первые упоминания о нем датируются 3 веком – эпохой зарождения христианской религии.
Изначально в это время постились те, кто не мог ограничить себя в еде и развлечениях в пору Великого поста. После освящения храмов Петра и Павла в Константинополе и Риме, которое состоялось 12 июля, дата укоренилась как день памяти святых. В восточном христианстве этих апостолов за их многочисленные заслуги называют первопрестольными или первоверховными.
Питание в Апостольский пост
По сравнению с Великим и , условия Петрова поста могут показаться менее строгими. Тем не менее, наши предки неспроста называли его «петровкой-голодовкой». В это время приготовленные осенью запасы уже были на исходе, а овощи и фрукты еще не успевали созреть. До урожая грибов и орехов тоже было далеко. Так что постное меню наших прадедушек и прабабушек состояло из каш, зелени и ягод.
В период Петрова поста строго запрещено употребление мяса, яиц и молока
Впрочем, с ассортиментом супермаркетов нехватка продуктов перестала быть проблемой. Как и во время любого поста, нельзя употреблять только молоко, мясо и яйца. Также из рациона следует исключить фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку (кроме хлеба). Вино – растительный продукт, поэтому его разрешено употреблять по выходным в умеренных количествах. Согласно церковному уставу, меню на период Апостольского поста выглядит так:
- понедельник
- вторник
- среда – только горячая пища на растительном масле;
- четверг – горячая еда на масле, рыба;
- пятница – только горячая пища на растительном масле;
- суббота , воскресенье – горячая пища на масле, рыба, вино.
При таких незначительных ограничениях рацион можно сделать разнообразным, а блюда – вкусными. Основой вашего меню должны стать крупы, овощи, грибы. Учитывая отказ от мясных продуктов, стоит запастись источниками растительного белка: бобовыми, морепродуктами, орехами. Не стоит отказывать себе в постных сладостях: сухофруктах, вареньях и, конечно же, свежих фруктах и ягодах. Условия поста могут смягчаться для детей, беременных женщин, а также во время болезней и путешествий.
Главная цель Апостольского поста – очищение души от всего негативного
Духовная составляющая поста
Важно помнить, что пост – пора душевного очищения. Многие священники считают, что особое питание служит только дополнением к внутреннему совершенствованию. Так что постарайтесь на это время воздержаться от ссор, гнева и сквернословия. Во время поста советуют ограничить количество развлечений (в том числе следует по максимуму ограничить просмотр телевизора и пользование интернетом), а свободное время уделять молитве.
Каждый год Петров пост начинается в разные дни и эта дата зависит от того, когда верующие отмечали Пасху в текущем году. Но вот дата окончания этого поста всегда одна и приходится на 12 июля, день памяти Петра и Павла. Из-за того, что пост начинается в разные даты, он может быть как длинным, так и коротким. Как именно распределился православный календарь в этом году и когда Петров пост начнется?
На точную дату начала этого летнего поста влияет дата Пасхи. В этом году православная Пасха пришлась на 16 апреля, значит, праздник или Пятидесятница отмечался 4 июня. Петров пост всегда начинается через неделю после этого праздника, то есть, он приходится в этом году на 12 июня.
Как высчитать даты
Теперь получается, что вы можете самостоятельно высчитать точные даты, Петров пост в 2017 году, какого числа начинается и заканчивается. Начало приходится на понедельник, который следует через неделю после праздника Святой Троицы, в 2017 году это было 4 июня, соответсвенно, пост Петра и Павла начинается 12 июня. При этом, заканчивается этот летний христианский пост всегда в один день - 12 июля, когда отмечают праздник Петра и Павла.
Получается, что в этом году из-за того, что православная Пасха не была ранней, Петров пост длится достаточно недолго. Что касается правил соблюдения этого поста, они не такие строгие как для Рождественского или Великого поста, но, все таки, определенные ограничения как в физическом, так и в духовном плане также имеются.
Интересно! Так как Петров поста связан с датой 12 июля, когда православная церковь отмечает день памяти святых апостолов Петра и Павла, то такое народное название не совсем корректно. Правильно этот пост называть «Петра и Павла» или, как это часто отмечается в церковных календарях - апостольским постом.
Он может длиться в течение минимум 8, а максимум 42 дней. В этом году длительность Петровского поста средняя и, если сравнивать с прошлым годом, когда Пасха была ранняя, то пост можно назвать коротким. Хотя, если сравнивать с годами, когда пост длится всего восемь дней, то все таки длина его будет средней.
О смысле поста
Как уже отмечалось выше в этом материале, Апостольский пост установлен в честь Петра и Павла. Это известные апостолы, которые постом и молитвой когда-то именно в этот период после Пасхи готовились к проповеди Евангелие. Это событие было значимым, ведь во время таких проповедей находились преемники, которые дали вносили свой вклад в дело спасительного служения христианству.
Также имеется у Петровского поста и особое его предназначение. В частности, после большого праздника Троица или Пятидесятница, который приходится на пятидесятый день после Пасхи, 20 июня в текущем году, верующим нужно очистить свои помыслы и действия, чтобы сделать себя достойными даров, полученных от Святого Духа. По крайней мере, именно такую трактовку Петровского поста можно найти в трактатах святого Льва Великого.
Апостольский пост предохраняет людей от беспечности, которые из-за долгого вкушения разнообразной пищи, могли начать позволять себе слабости. Какого числа будет .
О правильном питании в Петровский пост
Нужно признать, что летний пост, в отличие от других православных постов, не очень строгий. Хотя, конечно, есть определенные строгие правила питания, которые отличаются от обычного приема пищи. Во время Петровского поста, если следовать церковному уставу, нужно придерживаться строгого сухоядения и кушать только растительную пищу в среду и пятницу.
Что касается выходных дней, а также больших храмовых праздников, допустим, 7 июля в день Иоанна Предтечи, можно кушать не только растительную пищу, но также рыбу, растительное масло, пить немного вина. Хотя, конечно, под запретом находятся все другие продукты животного происхождения, это не только мясо, но также яйца, молочные продукты.
Обязательно каждый год нужно смотреть в календарь, Петров пост в 2017 году, какого числа начинается. В этом году из-за того, что Пасха была достаточно ранней, пост начинается 12 июня, а продлится он до 12 июля, потому что, если дата начала этого поста отличается каждый год, то дата окончания этого поста одинакова и приходится на праздник святых Петра и Павла, дата которого является не переходящей.
Важно! Праздник святых Петра и Павла, который приходится на 12 июля, не входит в постные дни. Однако, если праздник приходится на среду или пятницу, то нужно стараться поститься.
Конечно, нужно помнить о том, что строгое исполнение церковного устава питания обязательно только для священнослужителей. Миряне могут послаблять пост для себя с разрешения своего духовного наставника в зависимости от состояния здоровья, загрузки на работе. При этом также не стоит забывать, что каждый человек плюс ко всему должен обязательно соблюдать пост духовный.
Конечно, у каждой хозяйки имеются свои рецепты постных блюд, которые готовятся без мяса и молока, яиц, сливочного масла и сыра. В принципе, постная еда в наши дни может отличаться разнообразием, а особенно это касается меню Петровского поста, ведь он выпадает на лето, когда уже во всю продают сезонные овощи, фрукты и ягоды, грибы.
Плюс к этому, многие производители сегодня переходят на выпуск специальных постных продуктов перед постом. Допустим, можно купить готовые вареники с картошкой, грибами или ягодками, купить готовое постное тесто для овощных пирогов, салаты. В пост пригодятся .
О подготовке к празднику
Разобрались с тем, Петров пост в 2017 году, какого числа начинается в текущем году. Заканчивается этот пост большим православным праздником и весь период является как бы подготовкой к этому празднику, когда у верующих имеется возможность соблюдать пост и чаще молиться, чтобы очистить свою душу и помыслы. Праздник в честь Петра и Павла в православной христианской церкви является великими и важным.
Пост Петровский наступает ровно через неделю после Троицы, то есть, в 2017 году это будет 12 июня, а заканчивается он всегда в день святых апостолов Петра и Павла, а именно, 12 июля.
Важно! С 5 по 11 июня в этом году проходит праздничная Троицкая седмица. Спустя неделю после Троицы, в этом году это будет в понедельник 12 июня, уже начинается Апостольский пост, который длится 4 недели и закончится 11 июля, в понедельник накануне праздника святых апостолов Петра и Павла.
Что нельзя делать
Поста в православии - это не просто диета, когда человек отказывается от животной пищи и старается кушать меньше. Прежде всего, поститься нужно душой - ходить в храм, молиться, воздерживаться от плохих мыслей и действий. Церковный устав говорит о том, что на время поста нужно отказаться от развлечений, супружеской близости, посещения увеселительных мероприятий. Время нужно проводить в семье, в молитве и в размышлениях о вере, о Боге.
Как и в любой пост, во время Апостольского поста не стоит играть свадьбы (молодых в этот период не венчают в храмах), устраивать пышные Дни Рождения или другие праздники. В старину на Руси во время поста девушки даже не стригли волосы, воздерживались от рукоделия.
Также, если рассматривать уже народные приметы, в пост нельзя брать в долг деньги или давать деньги в долг, считалось, что в течение года такой человек не сможет выбраться из своих долгов.
Итак, Петров пост в 2017 году, какого числа - 12 июня и продлится 30 дней до 11 июля включительно. В этот период нельзя кушать продукты животного происхождения. Хотя рыба разрешается во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы. Но, прежде всего, нужно помнить, что в этот период человек должен поститься духовно - много молиться, читать церковной литературы и посещать храм.
Вот уже несколько дней православные верующие придерживаются Петровского поста, который не слишком строгий, но все-таки требуется определенных запретов в плане употребления пищи, а также в обыденной жизни. В 2017 году его примечательной особенностью станет продолжительность - целый месяц.
В 2017 году Петров (Петровский) пост начинается 12 июня и длится до 11 июля включительно. На следующий день после окончания Петровского поста - 12 июля - наступает праздник, который называется День Петра и Павла, или Петров день (в народной традиции Петры-Павлы). Этот праздник отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла.
Начало и продолжительность Петровского поста зависят от дня Пасхи, которая в 2017 году наступила 16 апреля. Петров пост всегда начинается в понедельник, на 57-й день после Пасхи и через неделю после праздника Троицы, который в этом году был 4 июня.
Самый продолжительный Петров пост может длиться полтора месяца, самый короткий - всего восемь дней. Так что, хотя предстоящий постный месяц, который иногда в народе называют Петровка-голодовка, - это немало, но и не предел.
Календарь питания по дням на Петров Пост
12 июня (Пн) Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
14 июня (Ср) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
16 июня (Пт) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
19 июня (Пн) Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
21 июня (Ср) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
23 июня (Пт) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
26 июня (Пн) Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
28 июня (Ср) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
30 июня (Пт) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
3 июля (Пн) Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
5 июля (Ср) Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
7 июля (Пт) Рождество Иоанна Предтечи. Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
10 июля (Пн) Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
Сегодня у верующих начинается Петров пост, который иначе называется Апостольным. Он был установлен в честь почитаемых православной церковью святых - Петра и Павла. Этот пост, относящий к летним, всегда начинается через неделю после праздника Святой Троицы и завершается на Петров день 12 июля.
Когда начинается Петров пост в 2017 году
Плавающее начало Петрова поста приводит к тому, что каждый год пост имеет разную продолжительность. Были случаи, когда он продолжался всего восемь дней, а было и такое, что верующие постились целых 42 дня. В 2017 году пост продлится почти один месяц - с 12 июня по 11 июля. Кстати, если 12 июля - день Петра и Павла - выпадает на пятницу или среду, то и этот день также является постным.12 июля православная церковь воспевает Павлов разум и Петрову твёрдость. А еще во время соблюдения Петрова поста на Руси не венчались и не крестили детей.
Как появился пост Петра и Павла
Петров пост получил свое название в честь святых апостолов. О Петровом посту было известно со времен апостольских постановлений. Но раньше он считался посвященным не подвигу Петра и Павла, а компенсации постного питания в Великий пост. Иными словами, все те, кто не выдерживал самый длительный Великий Пост в полной мере и давал себе поблажки, мог реабилитироваться во время Петрова поста. И хотя Апостольный (Петров) пост не столь строг, но и его соблюдать сосем не просто. А все из-за некоторых особенностей в питании, которые следует знать каждому постящемуся.
Календарь питания в дни Петрова поста 2017
Питание в Петров пост определяется типиконом - церковным уставом. В нем подробно расписано все: что и когда можно употреблять в пищу, что можно в отдельные дни, а что находится под категорическим запретом.
Итак, в соответствии с типиконом в понедельник, среду и пятница разрешается сухоядение. Кушать можно только один раз в день после 15:00. Во вторник и четверг разрешается вареная (запеченная, тушеная) пища, приготовленная без добавления молока и растительного масла
В субботу и воскресенье можно два раза принимать пищу в горячем виде с добавлением растительного масла. Разрешается рыба.
Церковь допускает некоторые послабления в питании больным, людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам. Во время любого поста, включая Петров, важно понимать, что пост не должен сводиться только к воздержанию от той или иной пищи. Нужно поститься и духовно, то есть постараться меньше грешить (не осуждать, не гневаться, не сплетничать и т. д.) и по возможности больше времени уделять молитве.
Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.
Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.
Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).
Вопросы и ответы о Петровом посте
Какого числа Петров пост в 2017 году?
Когда был установлен Петров пост?
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.
Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).
Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.
Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.
Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?
По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).
Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).
Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.
Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.
Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).
Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).
В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.
Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).
Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.
Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.
Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.
По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.
Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.
Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).
Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.
Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.
Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Сколько длится Петров пост?
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.
Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.
Петров пост: что можно есть?
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
Как провести Петров пост?
Протоиерей Игорь Пчелинцев:
Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский.Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.
Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься«все время».
Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви.Даже так - посвятить деятельному осмыслению.
Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.
Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.
Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).
Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума.Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто,значит - разумно и без психического надлома).
Протоиерей Игорь Пчелинцев
Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода.Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.
Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.
Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.
И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя,куда уж до целого мира!
У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).
Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.
Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.
Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.
Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:
1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.