Регулятор подачи сварочной проволоки схема. Как настроить сварочный полуавтомат
В статье расскажем как сделать полуавтомат сварочный своими руками? Главное, что для этого необходимо – энтузиазм. После прочтения теоретической информации, можно приступать к сборке. Для начала, хотелось бы внести ясность, в чем отличие полуавтоматического сварочного аппарата от аппарата, работающего с электродами.
Когда осуществляется ручная сварка, ток нагрузки должен быть постоянным, а в автоматической главное — это стабильность напряжения. Это, если в общих чертах. Мы займемся изготовлением универсального аппарата, т.е. автоматического с дуговой сваркой (MAG/MMA).
Механизм подачи
Сборка должна начинаться с механизма подачи и подтяжки проволоки. Чтобы соборать механическую часть придется воспользоваться парой подшипников (типоразмер 6202), электродвигателем от автомобильных дворников (чем меньше двигатель – тем лучше).
При выборе двигателя проверьте, чтобы он крутился в одном направлении, а не “из стороны в сторону”. Кроме этого, потребуется выточить, либо где-то найти ролик, диаметр которого равняется 25 мм. Данный ролик садиться поверх резьбы на валу электромотора. Каждая нестандартная деталь должна быть сделана вручную, благо, ничего сложного там нет.
Конструкция механизма подачи состоит из двух пластин, на которых закреплены подшипники, и ролика на валу электродвигателя, размещенного в середине. Сжатие пластин, и прижатие подшипников к ролику выполняется при помощи пружины. От одного подшипника до ролика выполняется протяжка проволоки, продетой внутрь “направляющих” с обеих сторон роликов.
Монтаж выполняется поверх текстолитовой пластины, толщина которой равняется 5 мм. Делается это так, чтобы проволока выходила там, где будет разъем, в который подключается сварочный рукав, закрепленный впереди на корпусе. На текстолит устанавливаем и бобину, на которую намотана проволока. Под катушку вытачиваем вал, который устанавливается под углом 90° к пластине, имеющей резьбу с краю, чтобы зафиксировать последнюю.
Конструкция, которую имеет полуавтомат справочный своими руками, является простой и надежной, приблизительно такую же применяют для промышленных аппаратов. Детали в механизме подачи рассчитаны под обычную катушку, однако сварка будет осуществляться без газа, хорошо, что сварочная проволока продается повсеместно.
То, что должно получиться, показано в верху в начале статьи. Усиление компьютерного корпуса выполняется при помощи двух уголков с тех сторон, где предполагается монтаж электронной части прибора. Задняя стенка корпуса обладает блоком питания и устройством, регулирующим частоту, с которой вращается электродвигатель.
Схема подачи проволоки полуавтомата
В этих целях вполне подойдет трансформатор. Он является самым простым и надежным методом запитать электродвигатель. Самой оптимальной схемой контроля скорости подачи является тиристорная. Внизу вы можете видеть электросхему, при помощи которой, управляется двигатель подачи.
Печатная плата механизма подачи
Эта схема не обладает сглаживающим конденсатором, так управляется тиристор. Диодный мост может быть любым, главное чтобы ток превышал 10А. Как тиристор применяем BTB16 с плоским корпусом, он может быть заменен на КУ202 (буква любая). Трансформатор, который содержит полуавтомат сварочный своими руками, должен обладать мощностью превышающей 100Вт.
Еще один вариант регулятора скорости подачи проволоки
часть также нередко дают сбои.Неисправность этого узла приводит к существенным сбоям в работе с полуавтоматом, потере рабочего времени и нервотрепкой с заменой сварочной проволоки. Проволока на выходе из наконечника прихватывается, приходится снимать наконечник и чистить контактную часть для проволоки. Неисправность наблюдается при любом диаметре применяемой сварочной проволоки. Либо может происходить большая подача, когда проволока при нажатии на клавишу включения выходит большими порциями.
Неисправности вызваны часто и самой механической частью регулятора подачи проволоки. Схематично механизм состоит из прижимного ролика с регулируемой степенью прижима проволоки, подающий ролик с двумя канавками для проволоки 0.8 и 1.0 мм. За регулятором смонтирован соленоид, отвечающий за перекрытие подачи газа с задержкой 2 секунды.
Сам регулятор подачи очень массивный и часто просто закреплен на передней панели полуавтомата на 3-4 болтиках, по сути вися в воздухе. Это приводит к перекосам всей конструкции и частым сбоям в работе. Собственно «вылечить» этот недостаток довольно просто, установив под регулятором подачи проволоки какую-либо подставку, тем самым зафиксировав его в рабочем положении.
На полуавтоматах заводского изготовления в большинстве случаев (не зависимо от производителя) углекислый газ подается к соленоиду по сомнительному тонкому шлангу в виде кембрика, который от холодного газа просто «дубеет» и затем трескается. Это также вызывает остановку работы и требует ремонта. Мастера исходя из своего опыта советуют заменять этот шланг подачи, автомобильным шлангом, применяемым для подачи тормозной жидкости от бачка к главному цилиндру тормозов. Шланг прекрасно выдерживает давление и будет служить неограниченное время.
Промышленность выпускает полуавтоматы со сварочным током порядка 160 А. Этого бывает достаточно при работе с автомобильным железом, которое достаточно тонкое – 0,8-1.0мм. Если же приходится сваривать, например элементы из 4 мм стали, то этого тока недостаточно и провар деталей не полный. Многие мастера для этих целей приобретают инвертор, который вкупе с полуавтоматом может выдавать до 180А, чего вполне достаточно для гарантированного сварного шва деталей.
Многие пытаются своими руками, путем экспериментов, устранить эти недостатки и сделать работу полуавтомата более стабильной. Предложено достаточно много схем и возможных доработок механической части.
Одно из таких предложений. Это, доработанный и проверенный в работе регулятор скорости подачи проволоки сварочного полуавтомата схема предложена на интегральном стабилизаторе 142ЕН8Б. Благодаря предложенной схеме работы регулятора подачи проволоки выполняет задержку подачи на 1-2 секунды после срабатывания клапана газа и максимально возможное по быстроте срабатывания ее торможение в момент отпускания кнопки включения.
Минусом схемы является приличная мощность отдаваемая транзистором, разогревая радиатор охлаждения в работе до 70 градусов. Но все это плюсуется надежной работой как самого регулятора скорости подачи проволоки, так и всего полуавтомата в целом.
Читайте также
industrika.ru
Сгорел регулятор подачи проволоки Blueweld 4.165 - Сообщество «Электронные Поделки» на DRIVE2
Помогите разобраться, не могу починить сгоревший регулятор на полуавтомате!Новый из Италии надо заказывать, 90 дней обещают вести(((.
Перепутали вход питания и выход на моторчик регулятораподачи сварочной проволоки, регулятор перестал работать.
Вот схему его нашел:
Схема регулятора подачи проволоки
Как я понимаю, на микросхеме HEF 4069 UB собран регулируемый генератор частоты, который открывает мосфет с разной частотой.Плюс входа и выхода регулятора соединены, а регулируется по массе.Работает эта схема как ШИМ генератор.Мосфет открывается, и питает моторчик.
Особенность схемы в довольно высоком напряжении питания - от 42 до 55 вольт. Замерял на сварочнике.
Визуально было видно, что повреждены резисторы внизу от мосфета, обведенные красным. Решил их заменить, а поскольку SMD не нашел поставил обычные на 1 ом. Так же заменил мосфет.
Прозвонил диоды все - живые. Проверил переходы транзистора - звонятся переходы.Вот схема сварочника.
Схема сварочного полуавтомата Blueweld Combi 4.165
Подаю питание: ток не регулируется.Мосфет полностью открыт. На выходе регулятора напряжение равно напряжению на входе.На стабилитроне есть 12 вольт.
Поменял микросхему. Ничего не поменялось.
Куда копать? Сегодня померяю осциллографом частоту на входе на мосфет, с генератора частоты но думаю, если он открыт там висит единица…
вид со стороны деталей
вид со стороны платы.
UPD: 1. По всей видимости генератор частоты, после замены микросхемы заработал. Но на выходе все равно напряжение не меняется- мосфет открыт все время!Подключил осциллограф. на ногу Gate мосфета приходят импульсы амплитудой 11 вольт.
На осциллограмме видно, как меняется широта импульса, в зависимости от положения ползунка резистора.
Положение регулятора - минимум подачи
Среднее положение.
Максимальная подача.
Отчего то мосфет не работает.
www.drive2.ru
prow
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПОДАЧИ ПРОВОЛОКИ СВАРОЧНОГО ПОЛУАВТОМАТА.
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПОДАЧИ ПРОВОЛОКИ СВАРОЧНОГО ПОЛУАВТОМАТА. Все,кто занимаются ремонтом сварочных полуавтоматов,предназначенных для производства сварки в среде углекислого газа,при проведении кузовных работ автомобилей,знают,что это самый ненадежный узел сварочного агрегата,включая промышленные аппараты. Предлагается схема управления двигателем подачи проволоки в среду сварки на интегральном стабилизаторе 142ЕН8Б. Узел должен обеспечивать задержку подачи проволоки на 1-2 секунды после включения клапана газа и максимально быстрое торможение после отпускания кнопки включения сварочного напряжения,что и выполняется данным устройством.
Хочу обратить внимание на самый дешевый и очень эффективный принцип торможения двигателя с помощью замыкания обмотки якоря двигателя контактами реле.Недостаток данной схемы достаточно больщая мощность рассеиваемая транзистором VT1.Игольчатый радиатор 10Х10см разогревается при работе до 70градусов.Но в целом схема оказалась очень надежной.
www.pictele.narod.ru
Многие виды сварочного оборудования являются дорогостоящими. Наиболее удобным является сварочный полуавтомат (СПА), который отличается многофункциональностью. Принцип работы сварочного полуавтомата зависит от его правильной настройки. Сварочные полуавтоматы универсальны и практичны. Их применение в отечественном народном хозяйстве является широко распространенным.
Схема сварочного инверторного полуавтомата.
В быту и промышленности с помощью СПА производят эффективную сварку. Выполнение сварочных работ с применением полуавтоматов основано на качественной сварке цветных и черных металлов без использования дополнительных элементов. В процессе сварки применяют углекислый газ или аргон, которые являются защищенными за счет применения плавящегося вида сплошной проволоки.
Какие требования предъявляются к предварительному этапу сварки?
Основные режимы сварки полуавтоматом.
Использовать мощное сварочное оборудование следует, соблюдая меры безопасности. СПА - это источник опасности, поскольку он способен поразить электрическим током. В результате неправильного применения оборудования возможно возгорание.
Неверная настройка полуавтомата способна привести к порче некоторых деталей его конструкции. Все указанные предварительные этапы должны предшествовать проведению механизированной сварки с использованием данного прибора. Холостой режим работы СПА не должен быть связан с выдачей напряжения к наконечнику рукава.
Перед началом работы заземленная клемма подключается к СПА. Затем следует произвести настройку параметров мощности, а также скорости подачи сварочной проволоки. Параметры настройки предусматриваются в соответствии с толщиной и видом металла. Существуют таблицы с указанием всех параметров сварки с помощью СПА. Их можно найти в специализированной литературе, описывающей процесс сварки.
Перечень возможных неисправностей сварочного инвертора.
Настройка СПА связана с обязательным контролем напряжения на сварочной проволоке, то есть электроде. Процесс управления полуавтоматом предполагает соответствующую логику, основанную на следующей схеме снятия и подачи напряжения СПА:
- Снятие с микровыключателя.
- Подача на двигатель.
- Поступление его к реверсивной обмотке двигателя.
- Получение его рукавом и отсекателем газа.
Изучив все требования безопасности и специальные инструкции в книгах, переходят к работе с полуавтоматом. Вначале его следует подключить к электрической сети и нажать на кнопку включения. Триггер аппарата следует нажимать тогда, когда лицо защищено специальной маской.
Предварительно требуется отрезать лишнюю проволоку, оставив около 3-х мм, считая с конца горелки. После появления дуги следует медленно перенести горелку к будущему соединению. При образовании комков на конечной части проволоки требуется увеличивать скорость подачи проволоки в аппарат.
Как настроить полуавтомат для качественного поступления газа?
Схема устройства передней панели инвертора
Производить настройку дозировки количества инертного или углекислого газа при поступлении из газового баллона или редуктора можно автоматическим или ручным способом. При правильной настройке сварочного полуавтомата электрическая дуга будет гореть идеально ровно. Это позволяет проводить процесс сварки практически без брызг.
Необходимо следить за тем, чтобы металл соединения не закипел. Это достигается правильным проведением настройки сварочного полуавтомата на слух. Газ во время сварки негромко шипит, издавая однородный шум.
Опытный сварщик следит за тем, чтобы газ обдувал, а не дул. Дуга в этом случае не должна обрываться, поэтому требуется выставить проволоку вперед. При возникновении шипящих прерывистых звуков и ускоренном плавлении проволоки, что происходит быстрее перемещения горелки, необходимо уменьшить скорость подачи.
Иногда требуется регулировать все настройки для качественной сварки несколько дней, пока не будет получена ровная стабильная дуга.
Она имеет устойчивый звук и характерное потрескивание. Важную роль в процессе регулирования аппарата для сварки играет тип и количество подаваемого газа. Например, получение пористого и непрочного сварочного шва будет последствием недостаточного потока газа.
Какие устройства полуавтомата позволяют делать настройку?
Изображение 1. Принципиальная электрическая схема СПА.
Работа любого СПА связана с наличием в его конструкции сварочного трансформатора. Подверженность переключателей сварочного тока износу требует постоянного участия мастера, регулирующего процесс сварки. С этой целью можно воспользоваться и бесконтактным реле, которое является платой коммутации устройства трансформатора. Это связано с наличием значительного ресурса в плане переключения.
Процесс регулировки основан на использовании электрического сигнала, передающегося по схеме (ИЗОБРАЖЕНИЕ 1). Система управления полуавтоматом имеет логику действия, позволяющую осуществить блокировку переключения каждой из ступеней трансформаторного устройства при сварочной нагрузке. Вместе с тем это может являться распространенной причиной, связанной с поломкой переключателей.
Простейшее устройство, которое позволяет настраивать схему СПА, это дроссель. Он имеет несколько ступеней, переключать которые можно при уменьшении либо увеличении уровня индуктивности. Иным возможным устройством для регулировки прибора является активный дроссель.
Схема питания сварочного полуавтомата.
При использовании данного устройства не понадобится применять механическое переключение, что обеспечит плавную настройку параметров индуктивности. Данный механизм регулировки позволяет правильно настроить процесс, связанный с переносом материалов.
Дуговая сварка вручную, которая позволяет производить соединения за счет сварочного инвертора, характерна и для полуавтомата. Поэтому для него предусмотрен важный параметр ПВ. Он представляет собой обозначение в процентах, показывающих допустимое время эксплуатации полуавтомата. Этот показатель позволит на долгое время сохранить уровень износостойкости оборудования, обеспечивая его работу на качественном уровне.
Величина тока перед применением полуавтомата должна быть настроена таким образом, чтобы металл не оказался прожженным. Вместе с тем определение точного значения силы тока является затруднительным. Этот момент требует перед началом проведения сварки осуществить тренировку с использованием пластины из металла, в которую вставлена проволока. Изменить показатель сварочного тока можно за счет реостата. Это наиболее эффективное средство, позволяющее регулировать сварочную дугу при различной толщине металла.
Рекомендации по правильной настройке сварочного полуавтомата
Процесс сварки полуавтоматом.
Выставлять в настройках показатель сварочного тока следует в зависимости от толщины свариваемого металла и диаметра используемой в качестве электрода проволоки. Данная зависимость является относительно стандартной, поэтому величина показателя колеблется не сильно.
Обычно корпус прибора или инструкция к нему должны содержать информацию о возможных значениях показателя сварочного тока. В определенных случаях таблица с показателями может отсутствовать по какой-либо причине. Тогда специалисты рекомендуют воспользоваться следующими показателями силы тока для сварки металла с учетом его толщины, указанной в скобках:
- 20 - 50 А (1-1.5 мм).
- 25 - 100 А (2-3 мм).
- 70 - 140 А (4-5 мм).
- 100 - 190 А (6-8 мм).
- 140-230 А (9-10 мм).
- 170 - 280 А (11-15 мм).
Горелка для полуавтоматической сварки плавящимся электродом: 1 - мундштук, 2 - сменный наконечник, 3 - электродная проволока, 4 - сопло.
Данный перечень связан с достаточно большим диапазоном показателей, которые объединяются общей тенденцией. Ее принцип сводится к тому, что для сварки материала наибольшей толщины требуется сила сварочного тока больше. Данный показатель определяется диаметром используемой проволоки.
Если использовать тонкую проволоку в процессе сварки, то она позволяет настроить полуавтомат на работу с использованием меньшей силы тока. В случае с использованием более толстой сварочной проволоки потребуется большая сила тока. В силу инерционности механики движение сварочной проволоки происходит замедленно, постепенно ускоряясь.
Регулировать ток двигателя можно специальным выключателем. Сварочного тока должно быть достаточно, чтобы торможение проволоки было полным. Регулировка тока осуществляется в сварочном полуавтомате за счет подстроечного реостата. Последующее торможение проволоки происходит через определенное время.
Какой результат можно получить от настройки СПА?
Схема сварки под флюсом.
В результате проведенных настроек сварочная проволока не должна растекаться и плавиться. Это происходит при выборе очень малой величины тока. Потребуется сделать напряжение больше, чтобы проверить результат. Если проволока растеклась хорошо, то с обратной стороны металла должна возникнуть «капля». Это будет означать, что все в норме.
Если после использования сварочной проволоки произошло образование незначительного углубления, то «капля» повиснет с другой стороны. Это связано с выбором величины сварочного тока выше нормы. Следует взять другую заготовку металла, чтобы провести опыт с более низким уровнем напряжения.
Если вместо проволоки появилась дыра, то это связано с выбором слишком большого значения тока. Следует воспользоваться другой заготовкой, чтобы осуществить полуавтоматическую сварку при напряжении, уровень которого ниже. Для тренировочной сварки нельзя применять заготовки с покрытием из цинка, поскольку он испаряется с выделением вредных веществ. Они могут нанести вред организму человека.
http://moyasvarka.ru/youtu.be/gsBDcZWozYE
После проведения предварительной тренировки, следует окончательно убедиться в том, что настройки тока являются правильными. При этом металлическая заготовка должна быть зажата с достаточной силой. Только после этого можно переходить к основной сварке, не забывая о технике безопасности. Следует заранее перед сваркой быть одетым в костюм сварщика, а лицо защитить специальной маской.
В продаже можно увидеть множество сварочных полуавтоматов отечественного и зарубежного производства используемые при ремонте кузовов автомобилей.
При желании можно сэкономить на расходах, собрав сварочный полуавтомат в гаражных условиях.
В комплект сварочного аппарата входит корпус, в нижней части которого устанавливается силовой трансформатор однофазного или трёхфазного исполнения, выше располагается устройство протяжки сварочной проволоки.
В состав устройства входит электродвигатель постоянного тока с передаточным механизмом понижения оборотов, как правило здесь используется электродвигатель с редуктором от стеклоочистителя а/м УАЗ или «Жигули». Стальная проволока с медным покрытием с подающего барабана проходя через вращающиеся ролики поступает в шланг для подачи проволоки, на выходе проволока входит в контакт с заземлённым изделием, возникающая дуга сваривает металл. Для изоляции проволоки от кислорода воздуха сварка происходит в среде инертного газа. Для включения газа установлен электромагнитный клапан. При использовании прототипа заводского полуавтомата в них выявлены некоторые недостатки, препятствующие качественному проведению сварки: преждевременный выход от перегрузки из строя выходного транзистора схемы регулятора оборотов электродвигателя; отсутствие в бюджетной схеме автомата торможения двигателя по команде остановки – сварочный ток при отключении пропадает, а двигатель продолжает подавать проволоку некоторое время, это приводит к перерасходу проволоки, опасности травматизма, необходимости удаления лишней проволоки специальным инструментом.
В лаборатории «Автоматики и телемеханики» Иркутского областного Центра ДТТ разработана более современная схема регулятора подачи проволоки, принципиальное отличие которой от заводских – наличие схемы торможения и двукратный запас коммутационного транзистора по пусковому току с электронной защитой.
Характеристики устройства:
2. Мощность электродвигателя – до 100 ватт.
3. Время торможения 0,2 сек.
4. Время пуска 0,6 сек.
5. Регулировка оборотов 80 %.
6. Ток пусковой до 20 ампер.
В состав принципиальной схемы регулятора подачи проволоки входит усилитель тока на мощном полевом транзисторе. Стабилизированная цепь установки оборотов позволяет поддерживать мощность в нагрузке независимо от напряжения питания электросети, защита от перегрузки снижает подгорание щёток электродвигателя при пуске или заедании в механизме подачи проволоки и выход из строя силового транзистора.
Схема торможения позволяет почти мгновенно остановить вращение двигателя.
Напряжение питания используется от силового или отдельного трансформатора с потребляемой мощностью не ниже максимальной мощности электродвигателя протяжки проволоки.
В схему введены светодиоды индикации напряжения питания и работы электродвигателя.
Напряжение с регулятора оборотов электродвигателя R3 через ограничительный резистор R6 поступает на затвор мощного полевого транзистора VT1. Питание регулятора оборотов выполнено от аналогового стабилизатора DA1, через токоограничительный резистор R2. Для устранения помех, возможных от поворота ползунка резистора R3, в схему введён конденсатор фильтра C1.
Светодиод HL1 указывает на включенное состояние схемы регулятора подачи сварочной проволоки.
Резистором R3 устанавливается скорость подачи сварочной проволоки в место дуговой сварки.
Подстроечный резистор R5 позволяет выбрать оптимальный вариант регулирования оборотов вращения двигателя в зависимости от его модификации мощности и напряжения источника питания.
Диод VD1 в цепи стабилизатора напряжения DA1 защищает микросхему от пробоя при неверной полярности питающего напряжения.
Полевой транзистор VT1 оснащён цепями защиты: в цепи истока установлен резистор R9, падение напряжения на котором используется для управления напряжением на затворе транзистора, с помощью компаратора DA2. При критическом токе в цепи истока напряжение через подстроечный резистор R8 поступает на управляющий электрод 1 компаратора DA2, цепь анод-катод микросхемы открывается и снижает напряжение на затворе транзистора VT1, обороты электродвигателя М1 автоматически снизятся.
Для устранения срабатывания защиты от импульсных токов, возникающих при искрении щёток электродвигателя, в схему введен конденсатор C2.
К стоковой цепи транзистора VT1 подключен электродвигатель подачи проволоки с цепями снижения искрения коллектора С3,С4, С5. Цепь состоящая из диода VD2 с нагрузочным резистором R7 устраняет импульсы обратного тока электродвигателя.
Двухцветный светодиод HL2 позволяет контролировать состояние электродвигателя, при зелёном свечении – вращение, при красном свечении – торможение.
Схема торможения выполнена на электромагнитном реле К1. Ёмкость конденсатора фильтра С6 выбрана небольшой величины – только для снижения вибраций якоря реле К1, большая величина будет создавать инерционность при торможении электродвигателя. Резистор R9 ограничивает ток через обмотку реле при повышенном напряжении источника питания.
Принцип действия сил торможения, без применения реверса вращения, заключается в нагрузке обратного тока электродвигателя при вращении по инерции, при отключении напряжения питания, на постоянный резистор R8. Режим рекуперации – передачи энергии обратно в сеть позволяет в короткое время остановить мотор. При полной остановке скорость и обратный ток установятся в ноль, это происходит почти мгновенно и зависит от значения резистора R11 и конденсатора C5. Второе назначение конденсатора С5 – устранение подгорания контактов К1.1 реле К1. После подачи сетевого напряжения на схему управления регулятора, реле К1 замкнёт цепь К1.1 питания электродвигателя, протяжка сварочной проволоки возобновится.
Источник питания состоит из сетевого трансформатора T1 напряжением 12-15 вольт и ток 8-12 ампер, диодный мост VD4 выбран на 2х-кратный ток. При наличии на сварочном трансформаторе полуавтомата вторичной обмотки соответствующего напряжения, питание выполняется от неё.
Схема регулятора подачи проволоки выполнена на печатной плате из одностороннего стеклотекстолита размером 136*40 мм, кроме трансформатора и мотора все детали установлены с рекомендациями по возможной замене. Полевой транзистор установлен на радиатор размерами 100*50 *20.
Полевой транзистор аналог IRFP250 с током 20-30 Ампер и напряжением выше 200 Вольт. Резисторы типа МЛТ 0,125, R9,R11,R12 – проволочные. Резистор R3,R5 установить типа СП-3 Б. Тип реле К1 указан на схеме или №711.3747-02 на ток 70 Ампер и напряжение 12 Вольт, габариты у них одинаковые и применяются в автомобилях «ВАЗ».
Компаратор DA2, при снижении стабилизации оборотов и защиты транзистора, из схемы можно удалить или заменить на стабилитрон КС156А. Диодный мост VD3 можно собрать на российских диодах типа Д243-246, без радиаторов.
Компаратор DA2 имеет полный аналог TL431 CLP иностранного производства.
Электромагнитный клапан подачи инертного газа Em.1 – штатный, на напряжение питания 12 вольт.
Наладку схемы регулятора подачи проволоки сварочного полуавтомата начинают с проверки питающего напряжения. Реле К1 при появлении напряжения должно срабатывать, обладая характерным пощелкиванием якоря.
Повышая регулятором оборотов R3 напряжение на затворе полевого транзистора VT1 проконтролировать, чтобы обороты начинали расти при минимальном положении движка резистора R3, если этого не происходит минимальные обороты откорректировать резистором R5 – предварительно движок резистора R3 установить в нижнее положение, при плавном увеличении номинала резистора К5, двигатель должен набрать минимальные обороты.
Защита от перегрузки устанавливается резистором R8 при принудительном торможении электродвигателя. При закрытии полевого транзистора компаратором DA2 при перегрузке светодиод HL2 потухнет. Резистор R12 при напряжении источника питания 12-13 Вольт из схемы можно исключить.
Схема опробована на разных типах электродвигателей, с близкой мощностью, время торможения в основном зависит от массы якоря, ввиду инерции массы. Нагрев транзистора и диодного моста не превышает 60 градусов Цельсия.
Печатная плата закрепляется внутри корпуса сварочного полуавтомата, ручка регулятора оборотов двигателя – R3 выводится на панель управления вместе с индикаторами: включения HL1 и двуцветного индикатора работы двигателя HL2. Питание на диодный мост подается с отдельной обмотки сварочного трансформатора напряжением 12-16 вольт. Клапан подачи инертного газа можно подключить к конденсатору C6, он также будет включаться после подачи сетевого напряжения. Питание силовых сетей и цепей электродвигателя выполнить многожильным проводом в виниловой изоляции сечением 2,5-4 мм.кв.
часть также нередко дают сбои .Неисправность этого узла приводит к существенным сбоям в работе с полуавтоматом, потере рабочего времени и нервотрепкой с заменой сварочной проволоки. Проволока на выходе из наконечника прихватывается, приходится снимать наконечник и чистить контактную часть для проволоки. Неисправность наблюдается при любом диаметре применяемой сварочной проволоки. Либо может происходить большая подача, когда проволока при нажатии на клавишу включения выходит большими порциями.
Неисправности вызваны часто и самой механической частью регулятора подачи проволоки. Схематично механизм состоит из прижимного ролика с регулируемой степенью прижима проволоки, подающий ролик с двумя канавками для проволоки 0.8 и 1.0 мм. За регулятором смонтирован соленоид, отвечающий за перекрытие подачи газа с задержкой 2 секунды.
Сам регулятор подачи очень массивный и часто просто закреплен на передней панели полуавтомата на 3-4 болтиках, по сути вися в воздухе. Это приводит к перекосам всей конструкции и частым сбоям в работе. Собственно «вылечить» этот недостаток довольно просто, установив под регулятором подачи проволоки какую-либо подставку, тем самым зафиксировав его в рабочем положении.
На полуавтоматах заводского изготовления в большинстве случаев (не зависимо от производителя) углекислый газ подается к соленоиду по сомнительному тонкому шлангу в виде кембрика, который от холодного газа просто «дубеет» и затем трескается. Это также вызывает остановку работы и требует ремонта. Мастера исходя из своего опыта советуют заменять этот шланг подачи, автомобильным шлангом, применяемым для подачи тормозной жидкости от бачка к главному цилиндру тормозов. Шланг прекрасно выдерживает давление и будет служить неограниченное время.
Промышленность выпускает полуавтоматы со сварочным током порядка 160 А. Этого бывает достаточно при работе с автомобильным железом, которое достаточно тонкое – 0,8-1.0мм. Если же приходится сваривать, например элементы из 4 мм стали, то этого тока недостаточно и провар деталей не полный. Многие мастера для этих целей приобретают инвертор, который вкупе с полуавтоматом может выдавать до 180А, чего вполне достаточно для гарантированного сварного шва деталей.
Многие пытаются своими руками, путем экспериментов, устранить эти недостатки и сделать работу полуавтомата более стабильной. Предложено достаточно много схем и возможных доработок механической части.
Одно из таких предложений. Это, доработанный и проверенный в работе регулятор скорости подачи проволоки сварочного полуавтомата схема предложена на интегральном стабилизаторе 142ЕН8Б. Благодаря предложенной схеме работы регулятора подачи проволоки выполняет задержку подачи на 1-2 секунды после срабатывания клапана газа и максимально возможное по быстроте срабатывания ее торможение в момент отпускания кнопки включения.
Минусом схемы является приличная мощность отдаваемая транзистором, разогревая радиатор охлаждения в работе до 70 градусов. Но все это плюсуется надежной работой как самого регулятора скорости подачи проволоки, так и всего полуавтомата в целом.
Сварочный полуавтомат является очень удобным устройством для работы дома и в маленьких мастерских. С ним можно работать в любых условиях, не требуется особая подготовка рабочего места, он компактен почти как обычный инвертор.
В отличие от ручной дуговой сварки, для работы с ним не требуется высокая квалификация сварщика. Правильная настройка сварочного полуавтомата позволяет выполнять качественно работы и сварщику невысокой квалификации.
В зависимости от вида свариваемого материала, его толщины требуется правильно выставить скорость подачи проволоки, защитного газа. Дальше сварщику требуется равномерно вести горелку вдоль шва, и получится качественный сварной шов. Вся сложность заключается в правильном подборе параметров сварки для конкретного материала.
Для качественной настройки сварочного полуавтомата требуется понимание характеристик сварки, необходимо также разобраться с особенностями полуавтомата.
Сварочные полуавтоматы позволяют работать практически с любыми металлами и их сплавами. Они могут сваривать цветные и черные металлы, низкоуглеродистую и легированную сталь, алюминий и материалы с покрытиями, способны толщиной до 0,5 мм, могут варить даже оцинкованную сталь без повреждения покрытия.
Это достигается за счет того, что в область сварки может подаваться флюс, порошковая проволока или защитный газ, а также сварочная проволока, причем подача происходит автоматически, все остальное делается как в ручной дуговой сварке.
Сварочные полуавтоматы выпускаются разных классов, но все они состоят из:
- блока управления;
- источника питания;
- механизма подачи сварочной проволоки с катушкой;
- сварочной горелки;
- силовых кабелей.
Кроме этого должен быть баллон с редуктором и инертным газом (двуокись углерода, аргон или их смеси), воронка для флюса.
Механизм подачи проволоки состоит из электродвигателя, редуктора и подающих или тянущих роликов.
Перед производством работ необходимо надежно заземлить аппарат для сварки и только потом начинать настройку. Сварочный полуавтомат нужно подключить к газобаллонной системе с защитным газом.
Необходимо проверить наличие сварочной проволоки в катушке, если нужно перезарядить ее и протянуть до рукоятки горелки. Скорость подачи газа имеет большое значение в процессе сваривания.
Поэтому ее тоже нужно установить. Газобаллонное оборудование имеет редукторы с указанием расхода газа в литрах. Это очень удобно, необходимо просто выставить требуемый расход в пределах 6-16 литров.
В инструкции по эксплуатации на устройство даются рекомендации, как правильно настроить сварочный полуавтомат, каким током варить конкретный металл, с какой скоростью подавать проволоку.
В инструкции должны быть специальные таблицы, в которых все расписано. Если выставить все параметры в соответствии с ними, то должно все получиться.
На практике могут быть сложности. На качество сварки полуавтомата влияют очень много параметров. Если питающая сеть не соответствует нормативам, то источник питания будет выдавать напряжение и ток не тот, что нужно, параметры будут нестабильны.
Температура среды, толщина металла, его вид, состояние свариваемых поверхностей, вид шва, диаметр проволоки, объем подачи газа и много других факторов влияют на качество сварки полуавтомата.
Настройка тока и скорости подачи проволоки
В первую очередь выставляется сила сварочного тока, которая зависит от вида свариваемого материала и толщины заготовок. Это можно выяснить по инструкции на полуавтомат или найти в соответствующей литературе.
Затем устанавливается скорость подачи проволоки. Она может регулироваться ступенчато или плавно. При ступенчатой регулировке не всегда удается подобрать оптимальный режим работы. Если есть возможность выбора устройства, покупайте сварочный полуавтомат с плавной регулировкой скорости подачи проволоки .
В блоке управления должен быть переключатель режима подачи проволоки вперед/назад. Когда все настройки в соответствии с инструкцией по эксплуатации на полуавтомат произведены, нужно попробовать работу на черновом образце с такими же параметрами. Это необходимо делать потому, что рекомендации усредненные, а в каждом отдельном случае условия уникальны.
При большой скорости подачи провода электрод просто не будет успевать расплавляться, сверху будут большие наплавления или сдвиги, а при низкой он будет сгорать, не расплавляя свариваемый металл, валик шва будет проседать, появятся углубления или разрывы.
Регулировка параметров
Регулировка величины тока или напряжения зависит от толщины заготовок. Чем толще свариваемое изделие, тем больше сварочный ток. В простых устройствах полуавтоматической сварки регулировка силы тока совмещена со скоростью подачи проволоки.
В профессиональных полуавтоматах регулировки раздельные. Правильность настройки можно определить только опытным путем, сделав экспериментальный шов на пробной заготовке. Валик должен быть нормальной формы, дуга устойчивой, без брызг.
В некоторых моделях полуавтоматов имеется регулировка индуктивности (настройки дуги). При маленькой индуктивности температура дуги падает, глубина проплавления металла уменьшается, шов становится выпуклым.
Это используется при сваривании тонких металлов и сплавов, чувствительных к перегреву. При большой индуктивности температура плавления растет, сварочная ванна становится более жидкой и глубокой. Валик шва становится плоским. Сварку в этом режиме используют для толстых заготовок.
Переключатель скорости подачи сварочной проволоки в моделях способных работать с разными диаметрами требует дополнительной регулировки с учетом конкретной толщины проволоки.
Выставив оптимальные регулировки для сварки заготовки сегодня, может получиться, что на следующий день они станут неоптимальными потому, что изменилось качество сети или изменилось положение изделия на рабочем столе.
То есть настройка режимов процесс постоянный и индивидуальный потому еще, что он зависит и от манеры работы самого сварщика.
Типичные ошибки
На ошибку в настройках сварочного полуавтомата указывает отчетливый треск. Громкие щелчки сообщают о том, что скорость подачи припоя маленькая. Необходимо увеличить скорость подачи до пропадания треска.
Часто наблюдается сильное разбрызгивание металла. Это связано с недостаточным количеством изолирующего газа в районе сварочной ванны. Нужно увеличить подачу газа, отрегулировать редуктор полуавтомата.
Присутствуют непровары или прожиги шва. Это связано со слишком низким или слишком высоким напряжением дуги, регулируется настройкой вольтажа или индуктивности.
Неравномерная ширина валика шва связаны со скоростью перемещения горелки и ее положением относительно шва, то есть, связана с техникой работы сварщика.