Сравнительная таблица мобилизационных людских ресурсов стран европы. Расчеты и просчеты
Российские министерства и ЦБ проверят на готовность к работе в условиях военного времени. В рамках внезапной проверки Вооруженных сил подразделения Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга, Росрезерва и Банка России примут участие в мобилизационных мероприятиях. Об этом в понедельник, 29 августа, сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
«Территориальные органы исполнительной власти будут осуществлять координацию и контроль перевода сфер деятельности на работу в условиях военного времени, обеспечения мобилизационного развертывания и мероприятий территориальной обороны в зоне ответственности», — говорится в сообщении.
В ходе этих мероприятий будут призываться граждане из запаса, в том числе резервисты — из них впервые сформируют несколько подразделений территориальных войск. Будут, кроме того, проведены военные сборы, на которых военнообязанные пройдут курс интенсивной общевойсковой подготовки, обучение по воинской учетной специальности, проведут боевое слаживание в составе подразделений, информирует Минобороны.
Особо отмечается, что вопросы финансового обеспечения войск будут решаться — также впервые — с привлечением полевых учреждений Банка России.
Эксперимент по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных ресурсов проводится «с целью обеспечения гарантированного доукомплектования Вооруженных сил военно-обученными людскими ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций», отмечается в сообщении военного ведомства.
Напомним: 25 августа президент РФ Владимир Путин приказал Минобороны приступить к крупнейшей за последние полтора года внезапной проверке боеготовности армии. Упор делается на юго-западном стратегическом направлении. Всего в учениях задействованы силы Южного, Западного, Центрального военных округов, а также Воздушно-космические силы и Воздушно-десантные войска.
По официальной версии, проверка проводится в рамках подготовки к масштабным учениям «Кавказ-2016» на юге страны. Информация о маневрах была доведена до военных атташе разных стран, однако недовольство проверкой все равно высказали в Литве, Польше и на Украине, а в НАТО заявили о «серьезном беспокойстве, вызванном учениями».
Зачем потребовалось репетировать действия министерств РФ в условиях военного времени, против кого будет мобилизоваться Россия?
— Причина внимания к мобилизации в том, что прежняя мобилизационная система сломана, она не работает, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский .
— Поэтому в новом плане обороны страны, который в 2014-м году был утвержден президентом Путиным, введена уже новая российская система мобилизации.
Она в корне отличается от того, что было в СССР, в том числе, по мобилизационным заданиям для промышленности, по режиму перевода промышленности на военные рельсы, и по привлечению гражданских министерств и ведомств к обороне страны. Отличается и система привлечения резервистов, а также система развертывания резервов первой и второй очереди.
Словом, все в мобилизации теперь по-новому.
«СП»: — Что собой представляет система резервистов?
— Предусмотрено создание так называемого резерва первой очереди, в котором граждане будут проходить службу на контрактной основе. Именно этот резерв предназначен для доукомплектования частей постоянной готовности, развертывания частей территориальной обороны, а также частей второй очереди на основе баз хранения вооружений и военной техники.
Контракт на прохождение военной службы в качестве резервиста гражданин заключает с Минобороны. В соответствии с контрактом, он прибывает в конкретную воинскую часть для проведения доподготовки и боевого слаживания. Резервист обязан, в случае получения повестки, прибыть в воинскую часть, и занять свою штатную должность, согласно своей военно-учетной специальности.
При этом резервист продолжает работать, скажем так, в народном хозяйстве. Но в отличие от гражданского человека, он обязан находиться в постоянном контакте с соответствующими представителями воинских частей, и сообщать, когда убывает в отпуск, командировку, меняет место своего постоянного жительства.
За эту дополнительную нагрузку — участие в воинском обучении и в развертывании мобилизационных частей — резервист получает деньги.
Но это не отменяет того, что остается мобилизационный резерв второй очереди — контингент, который прошел службу в Вооруженных силах, и находится в запасе.
Известно, что по указу президента численность ВС в мирное время ограничена потолком в 1 млн. человек. Однако в военное время численность армии существенно увеличивается, и такая возможность заложена, в том числе, в планах обеспечения вооружениями и военной техникой мобилизационного контингента, который развертывают в угрожаемый период.
«СП»: — Почему к мобилизации теперь привлекают гражданские министерства?
— В СССР такого не было, но сейчас гражданские министерства и ведомства действуют в рамках единого плана обороны страны. На практике, они следуют указаниям Генерального штаба, который является для них оперативным звеном управления.
В целом, задачи в интересах обороны выполняют несколько десятков различных ведомств — как в мирное время, так и в угрожаемый период.
«СП»: — Насколько эффективна новая система мобилизации?
— Эта система выходит на все более высокий уровень практической готовности. Но назвать ее полностью работоспособной тоже нельзя. Так, например, создание резерва на контрактной основе имеет пока ограниченный характер. Прежде всего, виду недостатка денег в бюджете страны: пока лишь несколько тысяч человек заключили контракт на прохождение службы в качестве резервиста.
«СП»: — Долгое время о мобилизационных мероприятиях вообще не было слышно. Почему сейчас к ним проявляется серьезное внимание?
— Внимание проявлялось и раньше. Напомню, что на учениях «Восток-2010» — то есть, всего шесть лет назад, — проводились мероприятия по мобилизации на основе еще советской системы. Так вот, эти мероприятия были признаны абсолютно неэффективными.
А ранее, в начале 2000-х, Минобороны пыталось на мобилизационной основе развернуть танковую дивизию в Чебаркуле — и тоже получило весьма негативный опыт.
Выяснилось, что многие участники сборов отсутствуют: по данным военкоматов, они должны проживать по таким-то адресам, а на деле давно переехали. А у тех, кто явился, выяснилось несоответствие военно-учетной специальности: чаще всего оказывалось, что человек служил на другом типе техники, и армии требуются совершенно другие навыки.
Этот негативный опыт, кстати сказать, был ключевой причиной, по которой Минобороны взялось за реформирование системы мобилизации.
«СП»: — В каких странах мобилизационные системы похожи на нынешнюю российскую?
— Больше всего наша нынешняя система похожа на американскую. Правда, в США мобилизационная система более развернутая — она представлена там в виде Национальной гвардии.
У нас гвардия также существует, но выполняет, скорее, функции территориальной обороны и охраны объектов особой важности. А вот Нацгвардия США — это боевые обеспечивающие подразделения. Неслучайно американская гвардия достаточно широко привлекалась к различным операциям Вооруженных сил. Достаточно сказать, что Нацгвардия США имеет боевую авиацию, чего у нас нет.
В США, как и у нас, существует резерв первой очереди — прежде всего, им доукомплектовываются Сухопутные войска. Американские резервисты, понятно, также служат по контракту.
«СП»: — При каких сценариях России может потребоваться крупная мобилизации?
— В случае широкомасштабной войны. В военной доктрине России названа угроза, которую мы считаем основной — это НАТО. В случае же локальных конфликтов может потребоваться доукомплектование действующих частей резервистами-контрактниками первой очереди.
— Международная обстановка обострилась, и остается напряженной с 2014 года, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров .
— И в этой обстановке выяснилось, что мобилизационные возможности нашего государства оказались существенно подорванными. Во многом это «заслуга» прежнего министра обороны Анатолия Сердюкова , который не только ликвидировал кадровые дивизии, но и достаточно серьезно развалил систему мобилизации.
Между тем, воевать российской армии в ее нынешнем виде с НАТО — а это наш наиболее вероятный противник, — эффективно не получится. Несколько месяцев мы провоюем успешно, но потери в этом случае неизбежны, и мобилизационные ресурсы необходимы. Не следует забывать, что силы НАТО по численности больше, чем российская армия. Поэтому нам потребуется увеличить военный контингент — с нынешнего 1 млн. человек до 2−3 млн. А для этого нужно не только призвать личный состав с необходимыми навыками, но и обеспечить его вооружение и снабжение.
Поэтому военные специалисты едины во мнении, что мобилизационную систему необходимо восстанавливать. Это сейчас и делается. А поскольку экономика у нас рыночная, а не плановая советская, делать это приходится в новых условиях: мобилизации нужно обучаться и министерствам, и территориальным органам управления.
Кроме того, важно понимать: война против России может носить гибридный характер, когда воюет практически все население, и отдельные очаги боевых действий вспыхивают по всей территории. В этих условиях вопрос мобилизации населения становится ключевым…
В России начинается эксперимент по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Грех было бы не пофантазировать насчет этих самых мероприятий, благодаря которым запланирована подготовка и накоплаение много хорошего и разного.
Что требуется для накопления мобилизационных ресурсов?
Правильно, для подготовки и накопления мобилизационных ресурсов требуются люди. А людям требуются соответствующие условия для увеличения своей популяции. А так как на территории России рождаемость по регионам распределяется ну очень неравномерно, стоит постараться присмотреться, почему?
Первое, на что обращаешь внимание, то это на более высокую рождаемость там, где наиболее сильны патриархальные традиции, а население преимущественно проживает в частных домах, а не в квартирах. Причём меньшая рождаемость и большая убыль населения там, где фиксируется превышение квартир над домами:
"Особенно значительное превышение - на 10-23% - отмечается в регионах с интенсивной убылью населения: ряде районов Крайнего Севера и Центральной России, но больше всего - на 43,6% - в Чукотском автономном округе, потерявшем за последние годы более двух третей своего населения." (http://polit.ru/art…)
Так что первое необходимое мероприятие для накопления ресурсов мобилизационного резерва - это свой дом - основа многодетных семей, и закрепление в гражданском обществе приоритета семейных ценностей. Ингушетия, например, где эти приоритеты сохранились лучше, а большинство населения живёт в своих домах - 54% семей являются многодетными. А в Питере, где частные дома - экзотика, а семейные ценности, скажем так, не являются доминирующими, многодетными являются только 1% семей. Более подробно о влиянии жилья на рождаемость можно прочитать, например тут: "Как остановить выро…"
Второе необходимое мероприятие, касающееся подготовки, о которой говорится в указе, четко прописал Бисмарк, безапеляционно заявивший, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. А вот про ЕГЭ Бисмарк ничего не говорил. Поэтому и считают его до сих пор умным человеком и на Западе, и на Востоке...
Общее же впечатление от указа следующее:
Россию обкладывают по периметру, и российская власть, понимая это, а также понимая, что регулярными войсками не заткнёшь все дыры на многотысячекилометровой границе, начинает метаться, понимая, что катастрофически недонаселенная территория - это, конечно, радость для трубопроводно-сырьевой цивилизации, но тотальная проблема для страны, собирающейся защищать свою территорию как от организованных псевдодемократических либерастов вкупе с псевдомусульманскими фашистами, так и от одичалых великоукров.
И новые изобретения тут вряд ли прокатят. Концентрация населения в мегаполисах при обезлюдевшей глубинке, прекрасно решает проблему управления населением, но отвратительно - проблему расширенного воспроизводства этих самых ресурсов мобилизационного резерва. Так что, выхода, как всегда, два - или к истокам, или на свалку истории, вместе со всеми указами, ибо ничего не возникает на пустом месте, всё строится на фундаменте, заложенном предками, которые имели точно такие же проблемы и вполне эффективно их решали. Надо только не стесняться у них учиться и не забывать, что являлось издревле основой "системы подготовки и накопления людских ресурсов".
<*> Smirnov A.V., Mazanik T.A. Legal regulation of training of mobilization human resources in prerevolutionary Russia.Смирнов Алексей Васильевич, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ (г. Москва), кандидат юридических наук.
Мазаник Татьяна Анатольевна, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ.
В статье рассмотрены основные факторы, влияние которых привело к необходимости создания мобилизационных людских ресурсов. Проанализированы теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований. Показано, что количественно-качественные характеристики военно-обученных мобилизационных людских ресурсов и гарантированность их прибытия в период проведения мобилизационных мероприятий регулировались за счет принятия новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов.
Ключевые слова: мобилизационная подготовка и мобилизация, теория мобилизации, мобилизационная потребность, система воинского учета, военно-обученные мобилизационные людские ресурсы, восполнение потерь, рекрутская повинность, всесословная воинская повинность, принципы комплектования армии и флота.
The article considers the fundamental factors, the influence of which led to the necessity of creation of mobilization human resources; analyses the theoretical grounds for execution of mobilization, the provisions of which were implemented and applied in a number of normative and guiding documents determining the contents and procedure of elaboration of mobilization plan, procedure of verification and approbation of mobilizations in each military unit, shows that quantitative-quality characteristics of military-educated human resources and security of arrival thereof during the period of mobilization measures are regulated at the account of adoption of new and improvement of the existing normative legal acts.
Key words: mobilization training and mobilization, theory of mobilization, mobilization need, system of military record, military-educated mobilization human resources, compensation of losses, recruit duty, allclasses military duty, principles of manning of army and fleet.
Теория и практика подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов зарождались вместе с теорией и практикой применения массовых армий. Еще триста лет назад войны велись армиями и группировками войск (в понимании того времени), которые содержались в мирное время в полном составе, необходимом для ведения вооруженной борьбы. Задачи в войнах и военных столкновениях государства решали наличными военными силами, без увеличения боевого состава войск как накануне, так и в ходе войны <1>.
<1> Дукельский П.А. Начало воинским уставам на Руси // Московский журнал. 2003. N 6.
До 1834 г. общий срок службы нижних чинов в России составлял 25 лет <2> (этот срок был установлен с 1793 г.), и всю свою службу до увольнения в отставку они находились в строю; запаса обученных военному делу людей не было. В мирное время армия комплектовалась, а в военное время пополнялась рекрутами, поставляемыми населением по рекрутской повинности, введенной Петром I. Части войск содержались в мирное время, как правило, в том же численном составе, что и в военное.
<2> Денисова М.М., Портнов М.Э. Русское оружие XI - XIX вв. М., 1953. С. 125.
Однако с разрастанием вооруженных конфликтов в более крупные военные действия решать задачи по достижению политических, экономических и военных целей войны наличными армиями мирного времени стало невозможно. Вместе с тем с расширением масштабов войн увеличивалась их продолжительность, количество привлекаемых сил и средств - людей, лошадей, простейших механизмов, машин и пр.
В то же время государства, даже сильные в экономическом отношении, были не в состоянии, особенно в мирное время, содержать большие по численности армии, однако войны требовали участия большого количества войск <3>.
<3> Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIII - XIX столетий. М., 1973. С. 36 - 45.
Это противоречие во многих государствах мира разрешилось путем создания резерва (мобилизационного) людей, военного имущества и снаряжения, который использовался для наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь <4>.
<4>
В России начало образованию военно-обученного запаса армии с целью увеличения ее численности в случае войны было положено в 1834 г., когда Указом императора Николая I от 30 августа (12 сентября) срок военной службы нижних чинов уменьшился с 25 до 20 лет с последующим пребыванием в течение 5 лет в так называемом бессрочном отпуске <5>. Сверх того устанавливались временные (годовые) отпуска, в которые могли увольнять солдат, находившихся 8 лет на действительной службе. Этим же Указом нижних чинов, беспорочно отслуживших 15 лет, разрешалось увольнять в бессрочный отпуск на 5 лет. С объявлением войны все эти отпускные вновь подлежали призыву в армию и частью образовывали запасные войска, а частью напрямую поступали на усиление действующих или полевых частей. Однако запас таких отпускных был слишком мал (например, перед Крымской войной 1853 - 1856 гг. он составлял немногим более 212 тыс. человек <6>).
<5> Указ от 30 августа 1834 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1834. Т. V.
<6> Гудим-Левкович П. Очерк исторического развития Вооруженных Сил России // Военный сборник. 1876. N 1 - 4.
С этого периода берут начало ростки мобилизации ("мобилизация" фр. - "приведение в активное состояние каких-либо сил и средств, пребывавших ранее в состоянии относительного покоя").
Таким образом, зарождение понятия "мобилизационные людские ресурсы" связано с необходимостью наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь. На первом этапе развития мобилизации и мобилизационной подготовки (1834 - 1860 гг.) попытка решения этой проблемы была осуществлена за счет незначительного сокращения срока военной службы нижних чинов с последующим их пребыванием в бессрочном отпуске. Однако создание массовой армии требовало более кардинальных мер.
Крымская война потребовала максимального напряжения сил для создания и применения массовой армии на нескольких разобщенных стратегических направлениях, чего в тот период Россия была не в состоянии сделать. Численность русской армии в Крымской войне составляла 700 тыс. человек, а армия Турции вместе с армиями союзных ей государств насчитывала 1 млн. человек <7>.
<7> Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003. С. 213.
Русская армия уступала противнику не только в численности войск, но и в качестве вооружения. Она была оснащена гладкоствольными ружьями, турецкая армия и армии ее союзников - нарезным оружием. Русский флот состоял из устаревших парусных судов. Боевые действия сухопутных войск России группировками в 30 - 100 тыс. человек развернулись на Балканах, Кавказе и в Крыму, а флота - на Черном море и Тихом океане. Эти группировки нуждались в наращивании в ходе войны и восполнении потерь, которые увеличивались в связи с применением противником новых средств вооруженной борьбы. Однако феодальная Россия была не в состоянии решать такие крупные стратегические задачи <8>. Это привело к тому, что Россия потерпела поражение, которое подорвало ее международный престиж, ускорило создание в стране революционной ситуации и отмену крепостного права.
<8> Рюстов Ф.В. История пехоты. СПб., 1876. Т. 3. С. 133.
Крымская война дала толчок развитию вооруженных сил европейских государств и их военного и военно-морского искусства. В России это проявилось в Военной реформе 1860 - 1870 гг., которая имела целью создание массовой армии и ликвидацию военной отсталости России. Основным содержанием этой реформы было:
- замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью;
- создание в запасе военно-обученного резерва;
- введение нового положения "О полевом управлении войсками в военное время" <9>;
- переоснащение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
- реорганизация боевой подготовки, системы подготовки офицерских кадров;
- проведение военно-судебной реформы и другие мероприятия.
Родоначальником этих реформ был генерал-фельдмаршал граф Милютин Дмитрий Алексеевич - военный министр России (1861 - 1881). В ходе проведения реформ Д.А. Милютиным как никогда возросла роль мобилизации. В основу реформ мобилизации был положен принцип: "Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время" <10>. Для реализации этого принципа были созданы 15 военных округов, способных в военное время развертываться в армейские объединения.
<10> Милютин Д.А. История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I. СПб., 1857. С. 117.
В основу развертывания армии был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе <11>. Количество дивизий и полков в мирное время за счет того, что они содержались в сокращенном по численности составе, увеличилось. Это позволяло на случай войны увеличивать втрое кадровую армию мирного времени в короткие сроки без больших затрат и усилий.
<11> Там же. С. 168.
После окончания Крымской войны в 1856 г. общий срок службы в армии был сокращен до 15 лет, а срок увольнения в бессрочный отпуск увеличен до 12 лет <12>. Впоследствии продолжительность действительной службы была еще сокращена (в частности, в период до 1872 г. в интересах создания военно-обученных резервов она последовательно устанавливалась в 12, 10 и 7 лет с пребыванием в бессрочном отпуске (запасе) в течение 3, 5 и 8 лет соответственно). Кроме того, с 1856 г. сверхкомплект армии мирного времени начали увольнять во временные отпуска с причислением к резервным войскам <13>. Во время пребывания в отпуске с рекрутами периодически проводились сборы.
<12> Высочайшее повеление 15 мая 1856 г. и Приказ военного министра 1856 г. N 111 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.
<13> Там же.
Чтобы увеличить число отпускных, разница между штатами мирного и военного времени была увеличена и доведена в каждом полку до 975 человек <14>. В результате численность войск мирного времени стала составлять 67 - 75% от военного времени. Таким образом, до 1873 г. система увеличения численности армии России в случае войны строилась исходя из возможностей по призыву отпускных нижних чинов и офицеров, что, конечно, не могло решить проблему создания массовой армии в военное время.
<14> Приказы военного министра 1856 г. N 281 и 292 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.
В 1873 г. на особом секретном совещании под председательством Александра II было поручено определить меры по увеличению военно-обученного запаса, ускорению сбора в случае военной угрозы и сосредоточению отмобилизованной армии на театре войны. Это можно было сделать путем изменения системы комплектования, распространив воинскую повинность не только на податное, но и на другие сословия населения страны.
Подготовленный специально созданной комиссией проект Устава о всеобщей воинской повинности в декабре 1873 г. был рассмотрен на общем собрании Госсовета и 1 (13) января 1874 г. утвержден императором <15>. В соответствии с ним все мужское население империи в возрасте от 20 до 40 лет, способное носить оружие, обязано было отбывать воинскую повинность без допущения выкупа; часть этого населения несла службу в постоянных войсках, а другая часть в ополчении (это решалось жеребьевкой). Лица, зачисленные в ополчение, призывались только в военное время.
<15> Полное собрание законов Российской империи. 1874 г. Т. VIII.
Общий срок службы в постоянных войсках устанавливался в 15 лет (на флоте - 10), из которых действительная служба - 6 лет (на флоте - 7) и 9 лет в запасе (на флоте - 3 года). В дальнейшем в целях накопления военно-обученного резерва срок действительной службы сокращался (правда, без внесения поправок в Устав о воинской повинности 1874 г.) до 5 лет - в 1876 г., до 4 лет - в 1878 г., а затем в 1881 г. он опять стал 5-летним.
С целью упорядочения процесса увеличения (пополнения) армии в 1876 г. было издано положение "О призыве отпускных" <16> и составлено расписание "О призыве и назначении отпускных в войска" (названо мобилизационным расписанием N 1, которое было утверждено 22 сентября (4 октября) 1876 г.). Именно с него, как считается, в России началась плановая мобилизационная работа, с него ведут свой отсчет все последующие мобилизационные расписания - вплоть до Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. Расписания (по счету их было 19, 20-е не разработано до конца, поэтому не вводилось) составлялись в Главном штабе, высочайше утверждались и ежегодно уточнялись.
<16> Приказы военного министра 1876 г. N 298 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.
Новый порядок прохождения службы повлек за собой отмену в 1876 г. увольнения нижних чинов во временный и бессрочный отпуска; для них было оставлено только увольнение в запас и в отставку <17>.
<17> Приказы военного министра 1876 г. N 205 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.
Запасные нижние чины периодически призывались на учебные сборы, которые были узаконены только в 1887 г., но проводились редко - на 5-м и 10-м годах службы.
Турецкая кампания (1877 - 1878 гг.) явилась серьезной проверкой проводимых Д.А. Милютиным реформ. В ноябре 1877 г. впервые в истории русской армии была проведена мобилизация в короткие сроки. За 15 суток в армию было призвано более 200 тысяч военно-обученных людских ресурсов из запаса, большое количество лошадей и повозок. При старой системе в ходе Крымской войны для призыва в армию 67 тыс. человек потребовалось более пяти месяцев <18>.
<18> Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1938. Т. 4. С. 344.
Таким образом, к концу XIX в. в России была создана стройная научная теория мобилизации, в том числе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая была апробирована на практике и заняла достойное место в военном строительстве России. В то время под мобилизацией понимали перевод всех или части войск на военное положение путем дополнения их нижними чинами, призванными из запаса, и лошадьми, получаемыми от населения. По мобилизации планировалось доукомплектование существующих войск сокращенного состава мирного времени и формирование новых дивизий и полков. Уже тогда мобилизация была двух видов: общая и частная (частичная). Оба вида мобилизации предполагали не территориальный принцип комплектования войск, а учитывали как главное потребности войск в любом месте их доукомплектования или формирования.
Реализация данного принципа была применена <19>:
<19> Румянцев П.А. Сборник документов. М., 1959. С. 522 - 536. Т. III.
- в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. - две частные мобилизации (в первой было доукомплектовано и сформировано 29 дивизий, во второй - 9 дивизий);
- в Русско-японской войне (1904 - 1906 гг.) - девять частных мобилизаций с призывом более 1 млн. человек;
- накануне Первой мировой войны с 18 июля по 1 августа 1914 г. в России - общая мобилизация, в ходе которой было призвано 3,1 млн. человек. Всего за первые четыре месяца войны было призвано из запаса более 5 млн. человек.
В 1883 г. было издано первое "Наставление по мобилизации". В нем определялись содержание и порядок разработки мобилизационного расписания (плана), порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований и учета лошадей. Принятием данных документов были заложены теоретические основы мобилизации. В результате проведенных мероприятий было осуществлено <20>:
<20> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). М.: ВУ, 1996.
- введение понятия мобилизационной потребности как разности в численности армии военного и мирного времени;
- создание запасов военно-обученных людских ресурсов;
- введение системы учета мобилизационных людских ресурсов и всеобщей воинской, военно-конской и военно-автомобильной повинности;
- определение основ планирования развертывания войсковых частей до штатов военного времени за счет приписки военнообязанных и лошадей и приписка их к войсковым частям.
14 (26) июня 1888 г. было высочайше утверждено мнение Госсовета официально сократить для всех родов оружия продолжительность действительной службы с 6 лет, установленных Уставом 1874 г., до 5. Более того, по решению императора Александра III для пехоты и пешей артиллерии она вновь стала составлять 4 года. Тогда же был увеличен общий срок военной службы (с 15 до 18 лет), и в соответствии с этим возросло время нахождения нижних чинов в запасе. Их численность в результате также возросла.
По истечении общего срока службы лица, находившиеся в запасе, переводились в ополчение, где состояли до 40-летнего возраста (с 1891 г. - до 43-летнего). Состоявшие в государственном ополчении именовались ратниками и делились на два разряда: к первому причислялись лица младших возрастов, т.е. зачисленные в ополчение четырех последних призывов; ко второму - все остальные. Ратники первого разряда предназначались для пополнения в случае необходимости действующих войск.
В 1880 - 1890-х гг. численность кадровой армии существенно увеличилась, что способствовало сравнительно быстрому накоплению военно-обученного запаса. К концу XIX столетия равновесие между объемом военно-обученного запаса и мобилизационной потребностью вооруженных сил было достигнуто.
Таким образом, в основу второго этапа (1860 - 1904 гг.) развития мобилизации и мобилизационной подготовки был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе. Отметим, что этот принцип развертывания войсковых частей и соединений реализуется и в настоящее время. В ходе реализации второго этапа были заложены теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований.
Дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов получили в период Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) и в ходе военной реформы 1905 - 1912 гг. Россия вступила в войну с империалистической Японией как прогрессивное государство того времени, которое отличалось от типового феодального государства, но сохранило некоторые традиции феодализма. Россия в этой войне потерпела поражение.
В связи с поражением России в период 1905 - 1912 гг. в армии была проведена реформа, в ходе которой была усилена централизация военных управлений, введена территориальная система комплектования армии, сокращены сроки службы в армии, омоложен офицерский корпус, приняты новые программы для военных училищ, улучшено материальное положение офицеров. Мобилизационное планирование было уточнено, улучшилось качество укомплектованности войск по военному времени, начали создаваться запасы провианта, одежды, повозок и другого имущества, хранимого в магазинах (современное понятие - склады и запасы материальных средств) войсковых частей и военных округов.
7 (20) марта 1906 г. был издан Высочайший указ о сокращении сроков действительной военной службы в рядах пехоты и пешей артиллерии с 4 до 3 лет, в остальных родах оружия - до 4, а на флоте - с 7 до 5 лет. Служба в запасе устанавливалась: в пехоте и пешей артиллерии - 15 лет, на флоте - 5 лет. Запас, как и прежде, включал два разряда: первый состоял из 8 младших возрастов и предназначался для укомплектования при мобилизации полевых и резервных войск, второй - из 7 более старших возрастов и должен был идти на пополнение некоторых резервных войск и тыловых учреждений.
В государственном ополчении разделение на ратников оставалось прежним. В 1908 г. специально на созванном межведомственном совещании был выработан проект преобразования ополчения, который в 1911 г. лег в основу нового закона. На основании этого закона учету подлежали, кроме перечисленных из запаса, столько возрастов, начиная с младшего, сколько будет признано необходимым, а также все лица, которые могли быть использованы в качестве офицеров и врачей. И если ранее, по закону 1891 г., государственное ополчение являлось "вспомогательным регулярным войском", составленным из четырех родов оружия, имеющим сходную с армией организацию и предназначенным к участию в военных действиях", то теперь, по новому закону, оно предназначалось для несения вспомогательной службы в ближнем и глубоком тылу.
Указанные изменения в порядке прохождения действительной военной службы и в запасе были закреплены в новом Уставе о воинской повинности, принятом в 1912 г. Кроме того, в нем призывной возраст снижался с 21 года до 20 лет, сокращались льготы по семейному положению и уточнялись льготы по образованию <21>. Учет общего числа подлежащих призыву ратников ополчения первого разряда, распределение наряда по губерниям и уездам и формирование из них ополченческих частей возлагались на Военное министерство (ранее, в соответствии с законом 1891 г., это право предоставлялось земству) по согласованию с МВД.
<21> Незнамов А.А. План войны. Боевая подготовка // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1913. N 40.
В Первую мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности (по Закону от 24 июня (6 июля) 1914 г.): призывной возраст 20 лет (к 1 января года призыва); общий срок службы в военно-сухопутных силах - в пехоте и пешей артиллерии 18 лет (действительная служба 3 года и 3 месяца, в запасе 14 лет и 9 месяцев), в остальных родах оружия - 17 лет (действительная служба 4 года и 3 месяца, в запасе 12 лет и 9 месяцев); общий срок службы на флоте - 10 лет, в том числе действительная служба и в запасе по 5 лет. Запас по-прежнему делился на разряды: первый для пополнения полевых войск (до возраста 30 лет), второй - резервных войск и тыловых учреждений (до возраста 39 лет). Ополчение, как и раньше, делилось на два разряда, созывалось только в случае войны и распускалось после ее окончания. Оно предназначалось для усиления и пополнения постоянных войск, формирования отдельных команд и ополченческих частей.
Подготовка запасных и ополченцев осуществлялась на учебных сборах, которые могли проводиться не более двух раз по 6 недель в течение всего срока нахождения в запасе (ополчении), офицеры и чиновники запаса - не более трех раз по 8 недель.
Первая мировая война, потребовав огромного напряжения всех ресурсов страны, вскрыла серьезнейшие недостатки в законодательстве о воинской повинности. Помимо несовершенства собственно системы комплектования армии и флота личным составом (в том числе и огромного количества разного рода льгот, когда из 25 млн. мужского населения призывного возраста под ружье могло быть поставлено около 8 млн. человек), неподготовленной к длительной и напряженной войне оказалась и система накопления и подготовки мобресурсов. Многочисленные изменения в Уставе о воинской повинности так и не коснулись ополчения, и огромная категория ратников второго разряда по-прежнему не могла призываться для пополнения действующей армии. Дополнительные привилегии для зажиточных классов, в частности новые льготы по образованию, сокращали число офицеров запаса. Слаба была и сама их подготовка, к тому же редко проводившаяся. Все это отрицательно сказывалось на боеспособности русской армии. Резервов для пополнения потерь просто не хватало.
До конца 1914 г. весь имевшийся запас был поставлен под ружье, началась мобилизация ратников ополчения первого разряда. Фронт ежемесячно поглощал 300 тыс. человек.
В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен. Ратники-ополченцы второго разряда пошли на фронт, широко стали применяться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен последний призыв в этой войне. На фронт отправились юноши 1898 г. рождения, на 2 года 8 месяцев раньше своего срока (призыв 1919 г.). Всего за время Первой мировой войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек.
Таким образом, в дореволюционной России при всеобщей воинской повинности количество военно-обученного запаса регулировалось уменьшением срока действительной военной службы. Учет ополчения и его военная подготовка были частичными.
Законодательная база дореволюционной России, несмотря на отлаженную годами систему накопления и подготовки мобресурсов, так и не смогла обеспечить своевременного и быстрого доведения русской армии мирного времени до необходимой численности на момент объявления войны. Теоретически необходимость построения вооруженных сил на этом базисе признавалась, но реального осуществления эта мысль не получила. По свидетельству современника Б.А. Энгельгардта, "члены законодательных палат при рассмотрении законопроекта (Устав 1912 г.) были более озабочены интересами отдельных лиц, нежели нуждами и потребностями обороны страны".
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в ходе третьего этапа (1904 - 1918 гг.) получили дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Проблема создания массовой армии решалась путем изменения принципов комплектования армии, сокращения сроков службы, льгот по семейному положению и по образованию, снижения призывного возраста. Однако итоги Первой мировой войны показали, что, несмотря на проведенные реформы, русская армия оказалась неподготовленной к длительной и напряженной войне.
Наше итоговое собрание проходит в период, когда многие органы государственной власти, аналитические центры и другие научные организации подвели итог годовой деятельности нового руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. Всеми без исключения была отмечена большая работа по исправлению ранее допущенных ошибок и осуществлению инноваций в строительстве и развитии ВС РФ.
Вместе с тем осталось много нерешенных вопросов, как в организационном строительстве ВС РФ, так и в их техническом оснащении.
В этой связи коллектив третьего отделения АВН в 2013 году провёл большую работу по анализу проблем военного строительства в Российской Федерации и определению путей их решения. В частности большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и подрастающее ее поколение, а в последнее время и явились источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Это тесно взаимосвязанные между собой проблемы комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных резервов.
Актуальность этих проблем заключается в неотложном разрешении ряда противоречий с одной стороны, между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом; с другой стороны, между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. И, очевидно, здесь не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности, текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.
В части, касающейся первой проблемы. Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. Анализ показывает что в абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию Вооружённых Сил в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек составят: в 2015г. - 477,2 тыс. человек в 2020г –448,5, в 2025 г. – 432,9 тыс. человек. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе составят не менее 780 тыс. человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300-350 тыс. человек.
Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием тому являлся один аргумент - приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при 3-х годичном сроке контракта - 260, а 5-ти годичном - 156 тыс. человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого у многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально бытовые условия службы и быта военнослужащих, проходящих службу по контракту, явились главными причинами провала эксперимента по переходу ВС РФ на контрактный способ их комплектования.
Таким образом, данные обстоятельства обусловили необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы, а также соответствие возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).
Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и, в локальных войнах. Вместе с тем, в будущем нельзя исключать у участия Российской Федерации в крупномасштабной вой не, которая от вооружённых конфликтов и локальных войн будет отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью, что потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развёртывание дополнительного количества боеспособных соединений и воинских частей.
Однако состав и структура ВС РФ сегодня позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счёт отмобилизования БХиРВВТ, а отсутствие Стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому, по нашему мнению, в перспективе в составе ВС РФ наряду со Стратегическими силами сдерживания и Силами общего назначения необходимо иметь Стратегические резервы.
Введение в структуру ВС РФ Стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращённого состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развёртывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.
Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований), исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации, потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить: к 2017 году офицеров - 280 тыс., солдат и сержантов - 1820 тыс.; к 2021 году офицеров - 450 тыс., солдат и сержантов - 2800 тыс.; к 2025 году офицеров - 680 тыс., солдат и сержантов - 3900 тыс. человек.
Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос?
Расчеты, в части, касающейся накопления офицеров запаса, показывают, что при среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывания в резерве: 1 разряд до 50, 2 разряд - до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тыс. чел.) и естественной годовой убыли 10 % ; может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тыс. офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава составит к 2017 году - 130,3 тыс., к 2021 году - 300,62 тыс., а к 2026году - 530,9 тыс. человек.
Таким образом, для комплектования ВС РФ мирного времени офицерскимсоставом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военноучебных заведений должен быть: до 2021 г. не менее 11, после 2020г. -17,5 тыс. человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развер- тывания необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43- 44 тыс. офицеров запаса.
Как решить эту проблему?
В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских ВУЗов. В выступлении начальника ГОМУ FILI ВС РФ на последней Коллегии МО прозвучала цифра 72 ВУЗа, что составляет всего 7% от общего числа гражданских учебных Заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от выше представленных потребностей и составляет не более 10 тыс. офицеров запаса. Таким образом, необходимо, как минимум, в 4 раза увеличить возможности гражданских ВУЗов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тыс. офицеров за- паса. Довести количество подобных вузов до 28% от общего количества.
Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских ВУЗах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время, по-нашему мнению, представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских ВУЗах сержантов и солдат запаса. Для этого целесообразней привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.
В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания Стратегических резервов, ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тыс. граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году - 661, к 2021 году - 1685 и к 2026 году - 2825тыс. человек.
Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешенном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывания в резерве).
Результаты проведённых расчётов показывают, что с учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, без превышения годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан - 432-477 тыс. человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54% сержантов и солдат (421 тыс. человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву - 1 год, по контракту - 5 лет и в запасе (пребывании в резерве) - 15 лет.
При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 и по найму - до 83 тыс. человек, что в общей сумме (443 тыс.чел.) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432-477 тыс. человек).
При доле контрактников меньше 54% повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, в то же время потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.
При доле контрактников больше 54% потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, в то же время будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.
Таким образом, можно констатировать, что численность сержантов и солдат - контрактников в ВС РФ в пределах 421 - 425 тыс. человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.
В то же время следует отметить, что решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с проблемой учета и контроля качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания Национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе Национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного количества граждан, подписавших контракт о такой службе.
Вместе с тем, переход к новой системе комплектования, подготовки и
накопления военнобученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Другими словами говоря, должны быть созданы привлекательные условия военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях Национального резерва.
Готовя свое выступление, я не ставил целью провести ресурсно экономическое обоснование всего комплекса мероприятий по переходу к новой системе комплектования и прохождения службы в запасе (резерве).
Вместе с тем; для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов - контрактников ВС РФ как одного из стимулов повышения престижа военной службы.
По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава - контрактников - не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.
Расчеты показывают, что при таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированному в бюджете на Национальную оборону на эти цели сумму в размере 372,1 млрд. руб. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9%, а v общие расходы на содержание ВС РФ 52,8% от расходов на «Строительство и содержание ВС РФ».
К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421200 сержантов и солдат, в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих (454 млрд. руб.), среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96, сержантов и солдат срочной службы - 2, а контрактников - 38 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих составит 56,5% от расходов на содержание ВС РФ, а от расходов на Строительство и содержание ВС РФ - 40,8%.
К 2021 году по оптимистическому прогнозу денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120, сержантов и солдат срочной службы - до 3, а контрактников - до 50 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56,0% от расходов на содержание ВС и от расходовна Строительство и содержание ВС РФ - 40,6%.
Таким образом, расчеты показывают, что при оптимистическом прогнозе развития РФ уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тыс. человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.
Руководитель 3 отделения Академии военных наук
генерал-лейтенант Останков В.И.
В настоящее время военно-политическое руководство России исходит из того, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с вовлечением в нее РФ сведена к минимуму. Поскольку лобового столкновения крупных армейских соединений не прогнозируется, то и большая армия стране сейчас не нужна. Более того, последнее десятилетие армии приходилось в основном решать задачи антитеррористического характера. Именно поэтому многие чиновники из высших эшелонов власти считают, что для РФ наиболее опасными являются внутренние вооруженные конфликты, связанные с попытками проявления сепаратизма и дальнейшего разрушения России по модели Советского Союза.
НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ БУДУЩЕЕ
Вот почему основной упор при прогнозировании будущих войн делался на локальный характер военных конфликтов с применением высокоточного оружия при наличии мобильной компактной армии. Такое прогнозирование военных угроз определяет отношение к Вооруженным силам и вопросам обороноспособности страны – армия стремительно сокращается с одновременным ростом численности МВД и других силовых структур.
Совершенно другой подход к будущим боевым действиям имеют США и страны блока НАТО. Они исходят из того, что через 15–20 лет проблемы ресурсного обеспечения в мире, прежде всего минеральными и энергетическими ресурсами, предельно обострятся и ведение крупномасштабных войн за право обладания этими ресурсами станет очевидной реальностью. Именно поэтому идет наращивание военной силы США и государств блока НАТО в регионах, богатых нефтью и газом, отнесенных к зонам «стратегических интересов» (таких, например, как Ирак, Афганистан, Азербайджан, Туркменистан и др.). «Мы будем продолжать играть свою ведущую роль в мире так, чтобы это отражало наши национальные ценности и защищало безопасность этой великой нации» – так звучит одно из положений «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия».
Бывший американский президент Билл Клинтон не раз подчеркивал, что «США будут и далее стремиться к лидерству в мире, опираясь на военную силу как один из основных инструментов внешней политики», а так как правящие политические круги представляют себе Соединенные Штаты как «единственную глобальную державу со всемирными интересами», то из этого следует, что вооруженные силы Америки в XXI веке должны быть способны на выполнение задач по защите этих интересов в любой точке земного шара.
В настоящее время США и их союзники уже имеют на территории Евразии под ружьем более восьми миллионов человек, свыше 11 тыс. боевых самолетов и сорока тысяч танков, более трехсот надводных кораблей и свыше полутораста подлодок, что суммарно превосходит возможности всех евразийских стран – не союзников США. Ни разу в послевоенной истории блок «НАТО+союзники» не обладал подобной военной мощью.
В то же время в Российской армии идет небывалое сокращение численности личного состава и военной техники. Так, по данным Минобороны РФ, в период с 1997 по 2005 год были сокращены 600 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов, дополнительно к 450 тыс. кадровых военных, уволенным в запас в 1991–1996 годах. Вскоре численность ВС РФ снизится до одного миллиона человек. И это не предел: по расчетам некоторых «стратегов», наша экономика позволяет содержать ВС численностью не более 600–700 тыс. человек. А значит, наша армия уже в ближайшее время сократиться еще на 400 тыс. человек.
Конечно, пока Россия исправно вывозит нефть, природный газ, лес и другие полезные ископаемые, то есть отрабатывает роль сырьевого придатка развитых стран, крупномасштабная война нам не грозит. Однако как только РФ захочет стать действительно развитой страной со своей независимой политикой, войны ей не миновать. Поэтому непонимание необходимости повышения мощи Вооруженных сил сегодня может стать смертельной ошибкой для России уже завтра.
Кто может предугадать, как будут развиваться события в мире с нарастанием энергетического кризиса? Можно только в общих чертах определить, что усилится соперничество между теми, кто контролирует ресурсы и плодородные земли. Даже министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает, что Россия через 10–15 лет рискует столкнуться с претензиями ряда стран на продуктивные земли. Это объясняется тем, что на сегодняшний день наша страна владеет 10% мировых запасов продуктивной пашни, на которой проживают не более 2% населения Земли. «Понятно, что такая диспропорция без культивирования, поддержки уклада жизни на сельхозтерриториях России, без понимания властью, что земля является возобновляемым ресурсом, может привести к плачевным последствиям», – сказал Гордеев.
Только представим себе, что завтра война. Не чеченская, а настоящая, как в Ираке, с танковыми атаками, массированными бомбардировками, фронтом от Балтики до Черного моря. Подобное ведь только кажется малореальным. Но не нетрудно догадаться, в какой форме это будет происходить. Афганистан, Югославия, Ирак показали нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны и конфликты и как тяжко расплачиваются те государства, которые не имеют сильных армий и в мирное время не сумели приготовиться к войне. В настоящее время Россия при реальном состоянии ее Вооруженных сил как никогда уязвима для внешней угрозы, которая может возникнуть внезапно, в силу изменения какой-то мировой конъюнктуры.
ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИМ?
Как показала история, мы не можем надеяться на кого-то извне: мы видим, как Россию предают ее бывшие союзники и соседи, и даже те народы, которые она спасла от полного истребления. Опора только на мощные армию и флот ≈ единственный и надежный принцип развития нашей нации. Без достойных Вооруженных сил Россия не может быть сильной, свободной и процветающей. Тенденции развития современной истории говорят об одном: быть России или не быть ≈ это главным образом зависит от состояния ее Вооруженных сил.
Если серьезно оценивать возможность прямой агрессии против РФ, то, исходя из оценки направлений научно-технического прогресса и развития военно-стратегической ситуации в мире, наиболее опасным для России будет период с 2010 по 2025 год. Именно к этому времени Североатлантический альянс накопит высокоточные средства в количестве, необходимом для ведения масштабной войны, а Китай обретет возможность решения территориальных проблем с позиции силы и уверенность в достижении целей военными средствами.
Попробуем разобраться, что может противопоставить Россия в столкновении со столь сильными противниками. К 2010 году Вооруженные силы РФ, сокращенные по «экономической необходимости» до 600 тысяч человек, будут не в состоянии решить проблему ведения региональной, более или менее длительной войны в Европе или на Дальнем Востоке. Об этом открыто говорит даже наше правительство.
Так, в «Актуальных задачах развития Вооруженных сил» – документе, определившем строительство современной армии и флота, сказано, что в современных условиях Российская армия не в состоянии по всему «фронту» одновременно защищать территорию государства. Поэтому и было решено создавать части постоянной боевой готовности, которые в короткий срок могут быть переброшены в тот или иной район страны, а там уже доукомплектованы резервистами. Другими словами – ставка делается на наличие подготовленных мобилизационных ресурсов, которые становятся основным залогом безопасности нашей страны.
Это подтверждает и начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский. Он убежден: «Несмотря на первоочередную роль развернутых к моменту угрожаемого периода группировок войск (сил), значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие стратегических резервов. Это даст возможность сохранять ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта».
Но в связи с этим возникает закономерный вопрос: а в каком состоянии находятся наши мобилизационные ресурсы и как проводится мобилизационная подготовка страны?
ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ
Опыт Великой Отечественной войны показывает, что во время активных боевых действий танковая бригада «выгорает» за три дня, а командир взвода Сухопутных войск живет не более двух дней. Прогнозируя возможные боевые потери, можно предположить, что в случае крупномасштабной войны (даже без применения оружия массового поражения) Российская кадровая армия в нынешнем ее состоянии сможет продержаться не более полутора месяцев. Дальше все будет зависеть от нашей мобилизационной способности.
В современных условиях с хорошей профессиональной армией можно победить в кампании, но в конечном счете война будет проиграна при отсутствии должной мобилизационной подготовки страны.
Необходимо отметить, что мобилизационная подготовка в любой стране мира происходит в мирное время, а сама мобилизация обычно осуществляется с объявлением войны. Важнейшие условия успешного проведения мобилизации: наличие достаточного количества подготовленных людских резервов для доукомплектования до штатов военного времени объединений, соединений и частей и развертывания новых формирований; накопление в мирное время необходимых запасов вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств; наличие четко отработанной системы оповещения, сбора и распределения мобилизационных ресурсов, реконверсия предприятий, осуществляющих поставку техники; четкое и бесперебойное управление мобилизацией и ее всестороннее обеспечение.
К сожалению, ситуация и с мобилизационной подготовкой страны у нас критическая. Впервые об этом было заявлено еще в 2001 году, когда заседание Совета безопасности в Кремле было полностью посвящено состоянию мобилизационной готовности Вооруженных сил. Именно там, впервые после распада СССР, прозвучала констатация весьма печального положения дел – армия практически не готова к ведению современной войны, а мобилизационная готовность страны на нуле. Безусловно, в последние три года наметилась некоторая тенденция в сторону решения проблем мобилизационной подготовки. Так, впервые за последние 15 лет в бюджетах на 2005 и 2006 годы отдельной строкой были выделены статьи расходов на эти цели. Однако это только капля в море, и чтобы принимать правильные решения, необходимо объективно проанализировать существующие проблемы в мобилизационной подготовке страны.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
Итак, первая проблема: обеспечение призыва достаточного объема при непрерывно ухудшающейся демографической ситуации. Чтобы поддерживать армию на существующем уровне, необходимо ежегодно призывать не менее 300 тыс. молодых людей. Однако демографическая ситуация в стране постоянно ухудшается, по оценкам специалистов, численность пригодных к военной службе по возрасту в 2007 году составит всего 800 тыс. человек, в 2003 году было примерно в 2 раза больше. (Почему такой демографический провал образовался за несколько лет – очевидно. 17–18-летний юноша, достигший этого возраста в 2003 году, родился в 1985–1986 годах, что последовало за этими годами и сколько тогда рождалось детей, все прекрасно знают).
В настоящее время в законе прописаны 9 категорий граждан, которым может быть предоставлена отсрочка. Наиболее многочисленная категория – студенты. В настоящее время периодически поднимается вопрос об отмене отсрочек для студентов. СМИ постоянно обвиняют Минобороны, Генштаб в том, что они замахиваются на образование. Похоже, что в условиях преимущественно платного обучения на отмену отсрочки студентам законодатели вряд ли решатся. Остальные отсрочки более-менее обоснованны и в целом немногочисленны.
Вторая проблема – качество призывного контингента. В современной армии должны служить грамотные люди, а у нас 80% российских призывников – жители сел, деревень и малых городов, уровень подготовки которых весьма низок. Из них здоров только каждый двадцатый (для города этот показатель в два раза лучше – каждый десятый). По состоянию на 2004 год 21% призывников весеннего призыва не имели среднего образования, 5% не умели даже читать и писать. Можно ли ожидать улучшения в этой области? Хотелось бы, но для этого нужны масштабные действия в общегосударственном масштабе: повышение уровня здравоохранения и образования, достаточно объемная начальная военная подготовка и т.д. За год, по сравнению с 2004 годом, ничего не изменилось. Качество призывного контингента в 2005 году: только каждый второй гражданин призывного возраста считался годным к службе по медицинским показателям (не здоров, а просто годен!), 20% призывников имели только начальное образование, 6% – криминальное прошлое. А это ведь при том, что в этот год в армию было призвано рекордно малое число молодых людей из всех лиц призывной группы – 9,5%. Это беспрецедентное явление, такого не было ни в царской, ни в Советской армии. Мысленно перенесемся в 2008 год. В самом лучшем случае из 400 тысяч годных по здоровью молодых людей нужно набрать по призыву 300 тысяч. Насколько реальны такие планы?
Нужно учитывать и политические моменты, в первую очередь, связанные с распространением международного терроризма. Например, в Чеченской Республике в 2004 году было призвано на срочную службу 39 человек и 40 офицеров заключили контракты с Минобороны.
В отношении надежд на комплектование армии контрактниками – гражданами СНГ, которые могут устремиться в армию за российским гражданством. На Кавказе и в Приднестровье большинство жителей и так имеют российские паспорта. А в отношении жителей Средней Азии и Кавказа вообще нужно бы подумать, учитывая мусульманский, вернее, ваххабитский фактор.
Можно привести и другие цифры, но и этих достаточно для того, чтобы, скажем так, с удивлением обнаружить вроде бы неочевидную вещь: даже миллионную армию современной России «не поднять».
Третья проблема, которая в настоящее время робко замалчивается и касается офицерского состава, который будет проходить службу в частях контрактного и «неконтрактного» комплектования. Очевидно, что условия службы этих офицеров будут отличаться, но условия службы в «неконтрактных» частях будут не легче, чем у офицеров, проходящих службу в «контрактных» частях. Но каков будет уровень оплаты службы этих офицеров? К сожалению, он может быть существенно ниже, чем у офицеров «контрактных» частей. К чему это приведет? В составе Вооруженных сил могут образоваться, по существу, две армии.
Ежегодное снижение численности офицеров в России составляет 5–7%. Из армии уходят в основном младшие офицеры. В 2004 году МО вынуждено призвать на военную службу 15 тыс. выпускников гражданских вузов – офицеров запаса. Военно-учебные заведения в их нынешнем составе не способны подготовить надлежащее количество кадровых офицеров в условиях столь высокого оттока. Причины ухода офицеров из армии общеизвестны – низкий уровень заплаты и отсутствие социальных льгот.
Далее, большая часть мобилизационной базы морально устарела, кроме неоправданных расходов ничего не дает и ни на что не способна. И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Речь в данном случае идет о возможностях по формированию резервов различной очереди. Проблема эта связана с отсутствием достаточного количества запасов современного вооружения и военной техники.
Итак, четверная проблема – материально-техническое обеспечение мобилизационных ресурсов. Ведь мобилизационная подготовка это не только на людские мобилизационные ресурсы. Нужно людей призвать, одеть, обуть, вооружить, подготовить и т.д., прежде чем послать в бой. Зададимся вопросом: а чем будет воевать мотострелковая дивизия, скажем, из состава стратегических резервов 2-й очереди, если бы такая была развернута? Она может быть вооружена стрелковым оружием и гранатометами, разномастной артиллерией, танками типа Т-64, устаревшими средствами связи, БМП не предусмотрено. В бой должна идти на колесных автомобилях, мобилизованных из «народного» хозяйства (так называемая техника предприятий и организаций). Эскадрилья современных самолетов-истребителей может заменить такую дивизию, если речь идет о поле боя типа «Курская дуга». Может быть, послать такую дивизию защищать город, ведь современная война будет вестись на все более урбанизированной территории? В городских боях техническое превосходство не столь значимо. Более важную роль играет индивидуальное мастерство, а его-то как раз и нет! В отношении такой дивизии попадаем в заколдованный круг: на поле воевать – техники нет, в городе воевать – умения нет. Чем вооружить эти 50 тыс. человек? Современного вооружения, военной техники и экипировки не хватает и для кадровой армии. Кадровых офицеров в звене рота-батальон на развернутые части – не будет, а офицеры запаса, по словам Министра обороны, к войне не готовы. Лейтенантов не хватает и для частей постоянной готовности. Воевать такие собранные с бору по сосенке войска в войне с применением обычных средств поражения с армиями индустриально развитых стран Запада и Востока на равных не могут. Числом задачи в такой войне не решить, да и нет у нас этого числа.
Пятая проблема – отсутствие достаточного количества военнообученных людских ресурсов. В соединения и воинские части предназначено всего лишь 45% граждан, не утративших подготовки по ВУС и способных выполнять свои задачи. К 2010 году ожидается, что этот показатель снизится до 20%, остальные 80% это масса, которую, как новобранцев, предстоит долго учить до того, как допустить к применению вооружения и военной техники. При этом основной источник накопления военнообученных ресурсов – военная служба по призыву – в настоящее время не обеспечивает накопления в районах комплектования войск (сил) требуемых специалистов в объемах, обеспечивающих их полное и качественное укомплектование, а по многим специальностям не обеспечивает даже восполнения естественной убыли граждан, пребывающих в запасе и приписанных к войскам (силам). Для обеспечения стабильного качества укомплектованности войск мобилизационными людскими ресурсами ежегодно необходимо привлекать на военные сборы не менее 400–450 тыс. человек, а удается около 100 тыс. человек. Да и это количество с каждым годом все труднее призывать, основная причина – отсутствие экономических стимулов. Согласно закону, привлеченный на сборы человек при среднем заработке в 7 тыс. рублей может получить за них только 1 тыс. рублей. Плюс доплата за воинское звание и занимаемую должность в войсках на время прохождения сборов. Сумма получается совсем не внушительная, если учитывать, что оклад у лейтенанта около 4 тыс. рублей. У рядовых и сержантов, понятное дело, заработки еще меньше.
Чтобы не утруждать читателей, кратно назову еще ряд существенных проблем мобилизационной подготовки: крайне неравномерное распределение людских ресурсов по территории страны; недостаточный и непрерывно снижающийся уровень подготовки военно-обученного резерва; низкие темпы роста военно-обученного резерва; крайне низкий уровень финансирования военной подготовки мобилизационных людских ресурсов; низкая эффективность мероприятий мобилизационной подготовки и т.д.
Не менее показательна ситуация с расходами на мобилизационную подготовку экономики. «Мобилизационная готовность экономики» – это не новые самолеты, ракеты или танки, это вложение средств в сохранение производственных мощностей заводов и фабрик, которые могут потребоваться в час «Икс». Так, например, в 2002 году на 2,3 тыс. предприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, было выделено всего лишь 0,5 млрд. рублей. К 2005 году количество таких предприятий уже сократилось до 1300. Это связано с тем, что в постперестроечные годы мобмощности большинства отечественных предприятий были либо максимально ужаты, либо свернуты – несмотря на то что они не участвовали в производстве продукции, хозяевам предприятий приходилось платить с них налоги, оплачивать электричество и тепло. Делали это немногие, в основном те, кто остался в госсекторе, частники поступали проще – демонтировали ненужное оборудование, а освободившиеся цеха пускали под коммерчески выгодное производство. В результате были разрушены многие технологические цепочки в производстве вооружения и военной техники.
НУЖЕН СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Итак, необходимость работы над вопросами совершенствования мобилизационной подготовки очевидна. Но уж слишком много проблем. Поэтому нужно было бы определиться с важностью и приоритетной очередностью решения вопросов. Сейчас нужен взвешенный взгляд.
По мнению автора, единственным выходом из создавшегося положения является сбалансированный подход к накоплению военно-обученных мобилизационных резервов и ВВТ в ограниченных объемах при условии пересмотра необходимой численности Вооруженных сил в сторону увеличения и оснащения армии современными видами оружия. Об очевидности такого подхода свидетельствует опыт мобилизационной подготовки США. Официально мобилизационное планирование в американской промышленности регулируется в рамках так называемой «Программы планирования промышленной готовности». Согласно нормативам, установленным программой планирования мобилизационной готовности промышленности, резервное оборудование в случае мобилизации должно быть снято с хранения, расконсервировано, доставлено к месту использования, установлено и полностью подготовлено к выпуску продукции не позднее чем через 60 суток после объявления мобилизации.
Для военно-политического руководства США при численности населения 280 млн. человек, при общем экономическом потенциале, равном 30% мирового производства, в принципе не существует проблемы ресурсов. Доля изъятия людского ресурса из экономики США составляет всего 0,45%, а военный бюджет представляет собой сумму военных бюджетов десяти последующих в списке ведущих военных держав. Стабильно высокий уровень финансирования ВС США позволяет содержать профессиональную армию численностью 2,3 миллиона человек. В том числе – 1,7 миллиона кадрового состава, обеспеченность которого превышает «мировые стандарты» в 3–4 раза.
Начиная с 1992 года бывшее политическое и военное руководство РФ, имея в виду прежде всего сокращение «непроизводительных расходов в целях укрепления экономики», под предлогом приведения военной организации к мировым стандартам последовательно снизило численность личного состава ВС к 2001 году до 1,2 млн. При этом приоритетным показателем оказалась стоимость содержания личного состава. Вместе с тем при падении производства в 2 раза одновременно произошло сокращение бюджетных ассигнований на содержание ВС с 6–7% в конце 1980-х до 2,7% от ВВП в 2001 году. Ресурсообеспеченность одного военнослужащего снизилась с 20–23 тыс. до 4–5 тыс. долларов. Очевидно, что без увеличения численности ВС и переоснащения Российской армии браться за решение проблем мобилизационной подготовки не имеет смысла.