Тематическая беседа на тему космонавтики с детьми. Беседа о космосе
День космонавтики в детском саду.
Автор: Бондаренко Екатерина Николаевна, воспитатель.Место работы: МБУ детский сад № 49 "Веселые нотки", г. Тольятти
Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики воспитатели проводят праздники, конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.
Мы предлагаем Вам провести для дошкольников познавательное занятие в форме тематической беседы.
Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Человек поднялся в небо»
Задачи:1. Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.
2. Дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День Космонавтики.
3. Формировать познавательные интересы; понятие о себе, как жителе планеты Земля.
4. Активизировать словарь: небо, звёзды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна.
5. Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция.
6. Развивать опытную деятельность и экспериментирование.
7. Воспитывать уважение и чувство гордости за достижения своего народа, на основе конкретных исторических фактов.
Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.
Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.
Ход:
Воспитатель: - Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).
Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения - это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля - наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?
(Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы).
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало - начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты - Марс и Венеру.
Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.
Ах, этот день - двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен
Когда безвестный сын земли смоленской.
Землей-планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...
Динамическая пауза «Космонавты»
(Показ физических упражнений, вовлекая в свои действия детей).
Чтоб космонавтом, дети, стать.
Нужно с самых малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель,
Выполнять физкультзарядку.
Встанем прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.
Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».
Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Путешествие к Голубой Звезде»
Цель : расширять и углублять знания детей о космосе.
Задачи:
Познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;
Расширить кругозор детей и развить их воображение;
Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах, просмотр мультфильмов о космосе.
Ход занятия
- Огрг.момент.
Наша родная планета Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы… (Звучит музыка).
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе тёмное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.
Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял своё место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда.
И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели!
Выйдем из корабля… Перед нами океан где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, оранжевые, розовые, с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется нам совсем голубой.
Откройте глаза. Посмотрите на экран. Кто это нас встречает? (слайд2)
Да это же инопланетянин Ваня из известного нам мультфильма. Он очень рад встрече, хочет с вами познакомиться и рассказать вам о космосе.
Сейчас каждый назовет своё имя. И расскажет Ване о себе что-нибудь хорошее.
2.1 Люди давно мечтали полететь к звездам, побывать в космосе, но это очень далеко, опасно, страшно, и в то же время очень интересно. Сначала сочиняли об этом сказки.
Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).
Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство.
Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения - это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский (слайд3). Он так говорил по этому поводу: «Земля - наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам
Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. (слайды 4-5)
Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. (слайд6)
4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
Дорогу в космос для человека проложили собаки. (слайды 7-8)
Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в подворотнях. Всего отловили 32 собачек.
Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.
По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.
Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет? (слайд9)
Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.
Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось. (видеоролик о Гагарине)
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало - начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. (слайд 10-11)
Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты - Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.
Ах, этот день - двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...
- А сейчас пришелец Ванюша предлагает посмотреть фильм о космосе и звездном небе
Вопросы после просмотра:
Что такое созвезие? (рисунок из звёзд)
Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел? (астрономия)
Кто такие космонавты? Как они попадают на космические станции?
Как называется их одежда?
(Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.)
3.Зачем люди летают в космос? (слайд 12)
Нашу жизнь уже невозможно представить без спутникового телевидения, спутникового Интернета, мобильную связь тоже обеспечивают искусственные спутники, обслуживают они и метеорологию, и геодезию, и военную разведку. Космические зонды и роботы, отправленные к другим планетам, принесли немало новых данных об их строении, условиях на их поверхности и прочих характеристиках – это позволило пролить свет на возникновение и историю Солнечной системы, в какой-то степени спрогнозировать её будущее (в том числе и будущее Земли). Телескопам, установленным на орбите, земная атмосфера не мешает смотреть в глубины космоса – в отличие от их «собратьев», расположенных в обсерваториях на Земле…
- Подведение итогов занятия
Ребята, наше занятие заканчивается. Попрощаемся с Ванюшей.
Сели поудобнее, закрыли глазки, занимаем места на нашем межпланетном космическом корабле Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.
Мы летим в космосе.
И вот она уже близко наш дом Земля. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели! Открываем глазки.
Понравилось наше путешествие?
Что нового узнали?
Динамическая пауза «Космонавты»
Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.
Чтоб космонавтом, дети, стать.
Нужно с самых малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель,
Выполнять физкультзарядку.
Встанем прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.
Дидактическая игра «Подбери рифму»
Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».
* * *
Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это... (солнце).
* * *
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
Спать ложитесь, поздно! -
Потому что мать - луна,
А дочурки... (звезды).
* * *
Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
«А» похожа на... (ракету).
Воспитатель .
Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».
Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?
Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он.
Он сказал: «Поехали!»,
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей.
Видео. "Знаете каким он парнем был"
Цели:
систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;
способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Методы, применяемые на занятии:
видеометод (на протяжении всего мероприятия);
словесный;
практический;
проблемно-поисковый (сбор материала);
самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).
Формы работы:
фронтальная;
Индивидуальная.
Оборудование:
Компьютер;
Экран;
Проектор;
Доклады учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Работа по теме
1-й ученик.
Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)
Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.
2-й ученик.
Вселенная.
Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.
3-й ученик.
Галактики.
Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
Галактики вращаются вокруг центральной точки.
Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.
4-й ученик.
Звёзды.
Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
5-й ученик.
Кометы.
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
Любой комете со временем суждено исчезнуть.
6-й ученик.
Солнце.
Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
Солнце вращается вокруг своей оси.
7-й ученик.
Планеты.
Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
8-й ученик.
Луна.
Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Интерес к космосу.
Учитель:
1-й ученик.
2-й ученик. Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером – советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.
3-й ученик. Юрий Васильевич Кондратюк – предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль
4-й ученик. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
5-й ученик.
6-й ученик.
Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.
9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.
25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.
Обезьяны в космосе.
8-й ученик. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника “Бион – 11”. В течении 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все эксперименты прошли успешно.
Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.
Юрий Гагарин.
9-й ученик. Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.
Покорение космоса.
10-й ученик. После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Герман Титов провёл на орбите сутки.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
11-й ученик. Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (1961).
В первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил космический полет на “Востоке-2”, продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.
12-й ученик. Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Полет на “Восходе-2” с первым в истории выходом в космос (март 1965).
13-й ученик. Терешкова Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник, общественный деятель, Герой Советского Союза. Полет на “Востоке-6” (июнь 1963). Председатель Комитета советских женщин. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.
14-й ученик. Николаев Андриан Григорьевич (1929–2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Востоке-3” и “Союзе-9”.
15-й ученик. Соловьев Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Союзе Т-10, -11” и орбитальной станции “Салют-7” , “Союзе Т-15”, орбитальной станции “Салют-7” и орбитальном комплексе “Мир”.
Савицкая Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта. В 60–70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и парашютному спорту. Полет на “Союзе Т-5, Т-7” и орбитальной станции “Салют-7” .
16-й ученик.
Особая профессия космонавт.
Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
Космонавт– это строитель, монтажник.
3. Итог занятия.
– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему«Космическое путешествие"
Автор : Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок» г. Серпухов МООписание : Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект может быть полезен,как воспитателям, так и педагогам дополнительного образования, педагогам ведущим кружковую работу.
Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи : Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.
Уточнить представления о планетах, созвездиях.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивать мелкую моторику и глазомер; Развивать детское творчество
Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне», (главы из сказки, П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»), В. Бороздин «Первый в космосе».Дидактические игры:«Будущие космонавты»,«Звезды и планеты».Строительная игра«Космодром».
Вводная часть :
Звучит песня о космонавтах.
Воспитатель :
-Кто догадается, почему я включила эту песню.
Дети : 12 апреля праздник день космонавтики.
Воспитатель :
-А почему именно 12 апреля?
Дети :
-В этот день впервые человек полетел в космос.
Воспитатель :
-Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Дети :Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель :
Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди.
Воспитатель :
Я знаю, что Витя знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звезд.
Нежен был и прост.
Воспитатель :
А как вы понимаете в этом стихотворении строки, что Юрия Гагарина весь мир носил на руках?
Дети : (ответы детей) После возвращения на землю, он объехал весь мир, встречался с жителями разных стран.
Воспитатель :
-Как вы думаете, почему его называли сыном Земли и звезд.
Дети :
Он первый человек, который полетел в космос, увидел нашу землю и звезды.
Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают название планет и описывают их внешний вид, рассказывают, что они знают о космосе, космических кораблях, космонавтах.
Если дети затрудняются с ответами, педагог задаёт наводящие вопросы или рассказывает сам.
Загадки о космосе
:
Сверкая огромным хвостом в темноте
несётся среди ярких звёзд в пустоте
она не звезда, не планета,
загадка вселенной
… (комета)
Освещает ночью путь,
звёздам не даёт заснуть,
пусть все спят, ей не до сна,
в небе светит нам
… (луна)
Планета голубая,
любимая, родная,
она твоя, она моя,
а называется
… (Земля)
На корабле воздушном
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер
Несёмся на
… (ракете)
Воспитатель
:
-Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (ответы детей)
-Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность
Воспитатель предлагает детям провести «Космическую тренировку» и
Предлагает поиграть в игру «Ракета»
Ждут нас быстрые ракеты, для полетов на планеты.
(дети поднимают руки вверх, ладошка к ладошке, изображают ракету)
На какую захотим на такую полетим.
(Дети делают выпад вправо, правую руку ко лбу – смотрим и выбираем планеты, то же влево)
Но в игре один секрет
(дети грозят пальцем
,
Опоздавшим места нет!
(Руки скрестно
)
под музыку дети бегают по группе, по окончании музыки детям нужно встать в обруч - ракету, кто не успел – выбыл. (играть 3 раза
)
Организационный момент
- Ребята, мы продолжаем наше космическое путешествие, я приглашаю вас посетить космическую лабораторию. В лабораторию можно пройти, имея пропуск, для вас пропуском будут правильные ответы на вопросы. Вы готовы отвечать на вопросы?
-Как называется планета, на которой мы живём?
-Какие планеты ты знаешь?
-Как называется спутник Земли?
-Что такое кометы?
-Кто первым полетел в Космос?
-Кто был первым космонавтом Земли?
-Как фамилия первой женщины-космонавта?
-Ты хотел бы стать космонавтом?
- Почему?
-Какими качествами должен обладать космонавт?
Просмотр и беседа по презентации «Космос
».
Воспитатель
:
Вы узнали, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – ….(Константин Эдуардович Циолковский) . Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.-Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых, в космос не берут,
Ведь полет - не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня - космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем!
Динамическая пауза
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
-Что еще мы можем увидеть в космосе кроме звезд, планет и солнца?
-Как по-другому можно назвать космос, то есть солнце, планеты, кометы, астероиды, метеориты?
- Правильно «вселенная».
-А на чем можно отправиться в космос?
Каждый из вас мечтает полететь к звездам, а кто построит нам средство для полета?
Давайте превратимся в конструкторов и смастерим космические аппараты.
-Для этого нам понадобятся: лист бумаги, какой формы? (квадрат), ножницы, цветная бумага и наши умелые руки.
Рассматривание образца и устные инструкции по изготовлению работы. Можно сделать несколько ракет, придумать им название и отправить их в космические дали.
-Для начала нужно сделать гармошку из квадрата.
-Отгибаем верхние уголки к линии, расположенной чуть выше середины квадрата.
«Нахлестываем» правую часть ракеты
(Дети выполняют работы
.)-звучит космическая музыка
Воспитатель
:
Ребята, перед тем, как мы покинем космическую лабораторию, я предлагаю
вам поиграть.
Игра с мячом «Называй-ка».
Дети выстраиваются в круг, в центре стоит педагог с мячом: воспитатель бросает мяч и каждому ребёнку предлагается назвать, что он запомнил о космосе.
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10 до одного и отправляемся в полет. Включается музыка «Земля из космоса»
Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
(Обыгрывание сделанных ракет.)
Рефлексия
-Вот и пришло время возвращаться в детский сад.
-Вам понравилось наше необычное путешествие?
-Что интересного вы узнали для себя?
-Вы узнали еще больше о космосе, вселенной и сможете своим родным и друзьям рассказать об этом.
«Беседа о Дне космонавтики»
Цель: введение детей в тематический день посредством знакомства воспитанников с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с российскими праздниками, с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей.
2. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: У воспитателя на столе ноутбук, где демонстрируется слайд со звездами и летящей ракетой. На мольберте – надпись «12 апреля - День космонавтики».
Содержание
1.Организационный момент.
Игра «Что изменилось». Воспитатель обращает внимание на изменения в окружающей обстановке. Просит тех, кто заметил, сказать на ушко воспитателю о том, что изменилось. Педагог хвалит детей за внимательность. Педагог отвечает на вопросы детей о ноутбуке, надписи. Дети располагаются свободно около стола воспитателя.
2.Введение в беседу
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о космосе на ноутбуке («Вы хотите посмотреть «Космические» картинки?»). Приглашает детей сесть на коврик, чтобы всем было видно. Помещает ноутбук перед детьми. Демонстрирует 3-4 картинки (фото). Задает вопросы: Как вы думаете, какие размеры имеет вселенная? Есть ли воздух в космосе? Тепло ли в космосе? На что похожи звезды? С чем их можно сравнить? На что похожа Земля? Какие опасности могут поджидать в космическом пространстве? Воспитатель не ограничивает речь детей. Педагог хвалит детей за то, что они так много знают о космосе и говорит, что космос всегда притягивал человека, восхищал его. Предлагает послушать стихотворение о космосе, о звездах.
3.Основная часть.
Сообщает детям, что сегодня праздник. «Какой праздник, кто догадался?» (День космонавтики). А почему именно 12 апреля наша страна отмечает этот праздник? А хотите узнать? Рассказывает, что 12 апреля 1961 г. – в нашей стране впервые в мире в космос полетел первый человек Ю. А. Гагарин (показывает его портрет на слайде + видеоролик «Гагарин в корабле «Поехали»). Педагог: «12 апреля 1961 г. в теплый солнечный день, Человек осуществил свою многовековую мечту – преодолел земное притяжение и полетел в космос. Послушайте, что чувствует Юрий Алексеевич перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях» Педагог спрашивает детей: Как вы думаете, первым лететь в космос было опасно? Что чувствовал Ю. А. Гагарин перед стартом? «Как можно сказать о таком человеке?» (Дети подбирают слова – эпитеты).
Н а слайде рассматривают скафандр – одежда космонавтов («Как называется одежда космонавтов? Для чего ему скафандр? На что похож шлем скафандра?) Педагог обобщает, что космонавтам нужна специальная одежда – скафандр. Она защищает тело, сохраняет определенную температуру, шлем защищает голову, позволяет дышать. Подчеркивает, что сейчас скафандры изготавливают из современных материалов, они более удобны и менее громоздки (демонстрирует фото на слайде). «Кто знает, как назывался корабль, на котором летал Гагарин? Как еще называют космические корабли?»
Воспитатель демонстрирует слайд с космической станцией, спрашивает детей «Кто знает, что это такое? Зачем в космосе космическая станция?»
Заключительная часть. «Как вы думаете, для чего человек изучает космическое пространство? Какую пользу космос приносит человеку? Как вы считаете, космос опасен для человека? В каких случаях?»
«Вы хотели бы полететь в космос?» «Какими качествами нужно обладать, чтобы быть космонавтом?»
Воспитатель ободряет детей, говоря им, что если у них будет большое желание и они приложат усилия, то их мечты о космосе обязательно сбудутся.
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.
На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!
♦ Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.
Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.
Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.
Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:
Открылась бездна
Звезд полна,
Звездам числа нет,
Бездне — дна!
Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!
Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».
«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказанному ученый.
Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!
Судьба этого замечательного русского ученого необычна.
Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.
Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.
Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: то он представлял себя необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.
Когда мальчику исполнилось 11 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.
Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.
Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках, изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.
С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.
Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!
Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.
Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.
Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.
Все идеи ученого воплотились в жизнь!
Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...
Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:
«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.
Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».
Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!
А вот как он описывает орбитальную космическую станцию:
«Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».
Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в городе Калуге.
Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв.
Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.
Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».
Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».
И ему это блестяще удалось!
Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.
Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.
В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.
Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.
Что же представлял собой спутник Земли?
Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.
Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!
С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.
Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.
Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.
Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.
Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.
Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.
Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!
Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.
Что было делать?
Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.
Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.
Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.
Сотрудники ему ответили: «Зиб!»
— Какая странная кличка! — удивился Королёв.
Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».
Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало!
Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.
Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.
«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).
В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.
Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.
Все благополучно вернулись на Землю.
А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка.
Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.
Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.
В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.
♦ Знаете ли вы его имя?
Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.
Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.
И она показалась ему прекрасной!
Первый космонавт
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вкруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
Как же простой русский паренек стал космонавтом?
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушайте рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юры Гагарина.
После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.
Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.
В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.
Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.
Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.
♦ Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.
Все эти качества у Юрия Гагарина были!
Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».
Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».
Как же проходил полет Юрия Гагарина?
Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей.
На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.
Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!
Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»
А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»
«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.
Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.
Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».
Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.
В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин».
В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.
С той поры в космосе побывали многие космонавты.
В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном камбинате в городе Ярославле.
Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля.
Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету.
Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.
Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем.
На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.
Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.
Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.
Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой.
С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.
Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.
Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».
Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!
Вопросы для закрепления
♦ Кого считают основателем космонавтики?
♦ Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском. Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?
♦ Расскажите о Сергее Павловиче Королёве.
♦ Расскажите о собаках, побывавших в космосе.
♦ Как звали первого в мире космонавта?
♦ Расскажите о Юрии Гагарине.
♦ Как звали первую в мире женщину-космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
♦ Как искусственные спутники помогают людям?