Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов. Проектирование опо Требования к проектированию опо
Все требования, касающиеся промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), сведены в одном Законе РФ № 116-Ф3. Этим документом пользуются при составлении проектной документации на объект. При необходимости можно обращаться к другим законодательным актам и техническим регламентам.
Опасные производственные объекты
К особо опасным и технически сложным объектом относят следующие:
- использующие атомную энергию;
- гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности (1 и 2 классы опасности);
- сооружения связи;
- объекты передачи электрической энергии высокого напряжения (свыше 330 кВ), а также мощные тепловые электростанции (более 150 МВт);
- космической и авиационной инфраструктуры;
- железнодорожного транспорта;
- метрополитен;
- морские порты.
К опасным относят объекты, на которых хранятся (либо эксплуатируются любым образом) опасные вещества или расплавы металлов. Производственные объекты, целью которых является проведение горных работ (исключая открытые способы без взрывных работ) также считаются опасными.
Значение и цели проектной документации
В процессе проектирования ОПО определяются главные параметры зданий и сооружений, а именно:
- архитектурные;
- технологические;
- конструктивные;
- инженерные решения.
Именно этап проектирования играет ведущую роль в создании производственного объекта, поскольку на стадии непосредственного его возведения отклоняться от проекта запрещено. В случае, если в ходе строительства выявляется острая необходимость изменения запроектированных решений, составляется и заново утверждается новая проектная документация, что требует затрат времени, сил и средств.
Поэтому имеет смысл сразу выбирать надежную и профессиональную компанию, которая не только качественно выполнит проектирование, но и осуществит авторских надзор за самим процессом строительства объекта (либо его капитального ремонта или реконструкции).
Возможность начала практических действий по возведению объектов определяется получением разрешения, которое выдается уполномоченными органами на основании проверки соответствия проектных решений указанным в Законе.
Специфика проектирования ОПО
Что касается опасных объектов, процесс их проектирования и дальнейшего строительства имеет свою специфику в сравнении с другими производственными сооружениями. В частности, проектные документа обязательно должны содержать такие разделы:
- Мероприятия по гражданской обороне.
- Меры по предупреждению аварийных ситуаций (независимо от характера их возникновения, техногенного или природного).
При прохождении госэкспертизы документация тщательно проверяется и оценивается. Все параметры зданий и сооружений, входящих в состав опасного производственного объекта, должны полностью соответствовать санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, требованиям безопасности (в том числе пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и т. д.), которые выдвигает к ним Закон, технические регламенты, строительные нормы и правила.
О том, какие конкретные требования определены законодательством к строительству и реконстукции ОПО, рассказывает Ольга Ивановна Рябова, государственный инспектор отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора.
Какие требования определены законодательством к предприятиям и организациям, оказывающим услуги в области строительства ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
- Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» (далее Градостроительный кодекс), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624.
- Какими нормативно-техническими документами определяется порядок строительных работ ОПО?
- Строительство осуществляется в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов, и при этом должна обеспечиваться безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечиваются посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.
Какие нарушения выявляют инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора при проверке строительных площадок ОПО?
- При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора выявляют в первую очередь нарушения установленного порядка строительства, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.5 КоАП РФ, а именно:
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
2. Нарушение сроков направления извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных Ростехнадзором недостатков при строительстве, реконструкции.
4. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Также при проведении контрольных мероприятий выявляются организации, выполняющие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к данным видам работ, выданного на особо опасные объекты.
На строительных площадках выявляются дефекты по основным видам строительно-монтажных работ, нарушения требований проектной документации, порядка ведения исполнительной документации, требований отраслевых правил, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.
На что нужно обратить внимание в статье:
Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.
«…Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)…»
«…Реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов…» - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
Специфика проектирования опасных производственных объектов (ОПО)
Есть несколько принципиальных отличий проектирования ОПО от объектов гражданского назначения:
- Разработка проектной документации на опасные производственные объекты (всех классов) требует повышенного внимания со стороны проектировщика к организации безопасности производства (промышленной, пожарной, организации труда и т.д.). Ужесточены и сами требования нормативной базы к данным объектам.
- Зачастую при проектировании ОПО требуется разработка специфических специальных разделов предусмотренных Федеральными законами - «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ПМ ГОЧС), «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)», «Декларация промышленной безопасности ОПО (ДПБ)».
- При проектировании ОПО в нефтяной, газовой, химической промышленности, а также в других отраслях так или иначе связанных с технологическими системами и установками, ключевую роль в проектировании занимает Технологическая группа (подраздел «Технологические решения»).
Реконструкция опасных производственных объектов (ОПО)
Наиболее распространенной задача действующего ОПО - необходимость реконструкции в связи с расширением вида деятельности и увеличения мощностей.
При разработке проекта реконструкции основную сложность составляет ограниченность территории к будущей застройке и соответствие всем существующим нормам по размещению дополнительных зданий, оборудования. Также при расширении действующего ОПО необходимо учитывать существующую технологию и совместимость с предлагаемыми решениями, места хранения и доставки исходного сырья и готовой продукции. Особое внимание на начальном этапе необходимо уделять необходимости предпроектного обследования и сбора исходных данных для проектирования.
Изучение, анализ существующей проектной документации и актуальность принятых проектных решений - также одна из основных задач при реконструкции. Очень часто возникает необходимость разработки новых разделов на весь ОПО, несмотря на имеющееся положительное заключение последней экспертизы, в соответствии с изменениями в законодательстве. При разработке специальных разделов важно организовать слаженную и согласованную работу всех исполнителей, учитывая каждое принятое проектное решение.
Проектирование нового опасного производственного объекта (ОПО)
При проектировании новых опасно производственных объектов (особо опасных, ОПО) особое внимание уделяется граничащим объектам к отводимой под строительство территории, наличию действующих санитарно-защитных и природоохранных зон, зон жилой застройки и процедуре согласования при отводе земельного участка. Разработка всех разделов проектной документации ведется с «нуля», поэтому во избежание шибок допущенных при проектировании важно сотрудничать с одной проектной организацией в рамках одного проекта, а также грамотно изложить требования и пожелания заказчика в техническом задании.
Сроки выполнения проектирования
Важно понимать, что сроки выполнения проектных работ зависит от наличия исходных данных, а также от глубины проработки технического задания и требований Заказчика к объекту. Зачастую на практике Заказчик меняет свои требования уже в процессе проектирования из-за не проработанности на этапе подготовки ТЗ, из-за этого могут быть сдвинуты сроки, а проектировщикам приходится делать «двойную» работу. Минимизировать данный момент позволит проведение предпроектных работ , в ходе которых уже будут разработаны и согласованы с Заказчиком основные технические решения, после чего отражены в проекте. Данный аспект особенно важен если речь идет о крупном производственном объекте.
Благодаря богатому опыту наши специалисты способны выполнить проектные работы в отведенные сроки без лишней головной боли для Заказчика, а также способны решить самые нестандартные задачи. А обратившись к нам на этапе подготовки к проектным работам, Вы всегда сможете получить грамотную консультацию от опытных специалистов.
Есть вот такое письмо Росстроя:
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Управление регулирования градостроительной деятельности Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 25 апреля 2013 г. N ОГВ/206 рассмотрело письмо о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов и в рамках компетенции сообщает.
Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в разделе 9 ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" (далее - ГОСТ Р 54257-2010). Согласно ГОСТ Р 54257-2010 уровень ответственности зданий и сооружений зависит от социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.
Исходя из принятого для объекта уровня ответственности назначаются различные параметры проектирования и строительства, в том числе поправочные коэффициенты при расчетах конструкций, объем изысканий и т.п. Пунктом 9.2 ГОСТ Р 54257-2010 установлено, что уровень ответственности зданий и сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже определенных в данном национальном стандарте минимальных значений.
Здания и сооружения, отнесенные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, идентифицируются в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) как здания и сооружения повышенного уровня ответственности.
Вместе с тем ГОСТ Р 54257-2010 предусмотрено, что для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
В то же время в сфере промышленной безопасности опасные производственные объекты часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п.). Эти административные ячейки, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), должны регистрироваться как опасные производственные объекты и являются объектами надзора.
Таким образом, категория "особо опасные, технически сложные или уникальные объекты", установленная статьей 48.1 Кодекса, и категория "опасные производственные объекты", установленная Федеральным законом N 116-ФЗ (приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными.
Из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности.
Таким образом, понятие "уровень ответственности" применяется к техническим объектам, то есть к зданиям и сооружениям.
Обращаем внимание, что ГОСТ Р 54257-2010 и СТО 36554501-014-2008 "Надежность строительных конструкций и оснований", утвержденный приказом ФГУП "НИЦ "Строительство" от 23 сентября 2008 г. N 219, согласно нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) являются документами в области стандартизации добровольного применения, поэтому применяются в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 384-ФЗ и нормативных документов обязательного применения.
Применение стандартов организаций, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 - 13, 17 Федерального закона N 184-ФЗ и норм ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандарты организаций. Общие положения".
В настоящее время обязательным для применения в соответствии с пунктом 1 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Перечень), являются положения ГОСТ 27751-88* "Надежность строительных конструкций и оснований".
До официального внесения изменений в Перечень следует руководствоваться на обязательной основе положениями национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень.
Начальник Управления регулирования
градостроительной деятельности
Д.В.БЕЛЯЕВ
Следует ли из этого, что при проектировании , например, установки первичной переработки нефти часть ее сооружений можно выполнять отнеся их к нормальному уровню ответственности. При этом не учитывая, что расчеты энергетических потенциалов и радиусов зон разрушения (Приложения 2 и 3 ФНПП "ОПВБ") показали, например, что все сооружения попали в 1 зону разрушения с избыточным давлением по фронту ударной волны более 100 кПа. Пущай рушатся ??
1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
(см. текст в предыдущей редакции)