Бешенковичи история. Мое местечко\Бешенковичи
Топонимика не располагает достоверными сведениями о происхождении названия «Бешенковичи».
Большинство исследователей склоняются к версии, что своё название Бешенковичи получили от слова «бешень» - сильное течение по середине реки.
Есть версия, что в основе названия лежит фамилия «Бешенкович». В пользу этой версии существует предание, что в древности два брата-еврея из Лепеля по фамилии Шенкин поселились на месте будущего местечка в излучине Двины. В те годы в моде была латынь, а на латыни «два» - «би» (бе). Поэтому будущий городок назвали «Бешенки», а спустя много лет это слово трансформировалось в «Бешенковичи».
Встречаются многочисленные варианты написания: Beshenkobichy, Byeshankovichy, Beshenkovichi, Beshenkowitschi, Beshenkobichy, Bjeschenkowitschi, Beshankovichy, Besankovicy, Bieankoviy, Beshenkowitschi, Bishenkovitz (идиш), (иврит).
История
XIX век
С 1802 г. Бешенковичи становятся центром волости в Витебской губернии.
В Отечественную войну 1812 года здесь размещался французский гарнизон и штаб Наполеона. В окрестностях местечка произошло несколько сражений между армиями Барклая де Толли и Мюрата. В июле 1812 года Наполеон находился в Бешенковичах вместе с итальянским вице-королем Евгением Богарне и неаполитанским королем Мюратом . Вместе с Богарне путешествовал германский художник Альбрехт Адам, сохранилась его картина «Наполеон и его войска под Бешенковичами».
Бешенковичи были освобождены от французов 20 октября 1812 года русскими войсками во главе с генералом Витгенштейном . Памятником о прошедших боях в Бешенковичах стала сохранившаяся «Батарея» - так местные жители назвали земляной вал подковообразной формы на правом берегу Западной Двины длиной около 800-900 метров.
В 1821 г. в Бешенковичах состоялся смотр русской гвардии императором Александром I .
В 1868 г. в местечке было 392 постройки; работало народное училище, 2 кожевенных завода, пивоварное предприятие, 115 лавок. Главные улицы Бешенкович в это время были мощёные. С 1881 года по Западной Двине из Уллы в Витебск регулярно ходил пароход, а с 1892 года - 4 парохода.
В 1834 году в Бешенковичах было 2 синагоги, в 1838 году в слободе при Бешенковичах тоже появилась синагога. В 1849 году в Бешенковичах было уже 5 синагог. В 1848, 1854 и 1858 гг. еврейское население Бешенковичей пострадало от пожаров. В 1896 году в Бешенковичах были 2 духовных раввина, помощник казенного раввина, 5 синагог, из них 2 - синагоги любавичских хасидов.
В 1897 году в Бешенковичах было 1 099 зданий, работали почта, телеграф, школа, 3 народных училища, 127 лавок, больница.
В административном плане вплоть до начала XX века Бешенковичи остаются местечком Лепельского уезда Витебской губернии.
Бешенковичский край. Райцентр Бешенковичи October 4th, 2013
Из Свечи до районного центра Бешенковичи автобус довёз за 15 минут. Это городской посёлок с населением 7 тысяч жителей, расположенный на Западной Двине и автомагистрали Минск-Витебск. Городок тривиальный, но имеет несколько достопримечательностей. Пробыл я здесь часа три.
Впервые Бешенковичи упоминаются в достаточно легендарной истории, произошедшей в 1447 году. В это время король польский и великий князь литовский Казимир в память о спасении своей супруги Елизаветы от утопления 20 июля (в день пророка Ильи) основывает на берегах Западной Двины, Сожа и Днепра шесть православных Ильинских храмов. Один из них был построен в Бешенковичах.
Не очень благозвучное название посёлка, наиболее вероятно, произошло от фамилии Бешенкович. Интересно, что сейчас слова "бешеный", от которого могла образоваться фамилия, в белорусском языке нет ("бешеный" по-белорусски "шалёны", иногда посёлок так и переиначивают - Шалёнкавічы). Но оно было в западнорусском языке времён ВКЛ.
Далее история поселения такова типична: крупное село, местечко, Магдебургское право. В середине XVIII века Бешенковичи уже были городом с населением 5-6 тысяч жителей. Ежегодно здесь устраивали одну из крупнейших ярмарок на терр. Беларуси. В Российской империи, к которой большая часть поселения отошла по второму разделу Речи Посполитой (меньшая по первому), Бешенковичи были местечком Лепельского уезда Витебской губернии. 70% жителей были евреями. В советское довоенное время поселение стало центром района и городским посёлком.
2. Автостанция - главные ворота посёлка, ведь железной дороги тут нет. Видно, что недавно реконструирована.
3. Ильинская церковь, построенная в 1866 году. Наследница храма о котором упоминается в истории, относящейся к 1447 году. А возле стоит "крутая иномарка" священника.
В начале XVIII века местечко трижды посещал Пётр I, во время одного из этих визитов здесь состоялся русско-польский военный совет. В честь приезда Петра владелец Бешенковичей Григорий Антоний Огинский построил в местечке деревянную православную Петропавловскую церковь.
Ильинский и Петропавловский приходы прошли через униатский период, были переданы православным в 1839 году, но Петропавловская церковь до наших дней не сохранилась (её не было уже в конце XIX века).
4. Напротив православного храма в перестроенном частном доме расположилась католическая часовня.
4а. А недалеко завершается строительство Петропавловского костёла. Костёл существовал в Бешенковичах с XVII века.
5. От Ильинского храма видна Двина.
7. К Двине и наплавному мосту через неё спускается улица. Здесь со мной произошёл небольшой инцидент. Немного дальше, справа, небольшой участок земли огорожен плотным забором с надписями "граница лагеря". За забором были видны военные палатки. Я это дело сфотографировал. Пройдя ещё немного к Двине меня встретил молодой солдат (часовой у моста) и, задав пару вопросов, попросил удалить фото. Я это сразу исполнил - военный объект всё-таки:) Надо сказать, солдатик был вежлив и потом даже предложил сфотографировать меня на фоне моста, который он охранял. Из уважения к нему не стал восстанавливать удалённый фотоснимок.
8. А это, собственно, тот самый понтонный мост. Раньше тут действовал паром.
9. Возвращался в центр городка через парк. В нём находится памятник погибшим в войну комсомольцам и молодёжи района.
10. Современная и, по-видимому, "трудная" молодёжь занимается уборкой парка. Вдалеке уже виднеется городская площадь с памятником Ильичу.
11. Памятник. За ним старое здание райисполкома. Новое находится здесь же, на площади, правее границы кадра.
12. С левой стороны площади, судя по типовой сталинской архитектуре, здание бывшего райкома партии. Сейчас в нём магазины и ресторан (?).
13. Поблизости типовой дом культуры 1950-х годов.
15. И, наконец, ещё одна достопримечательность - дворец Хрептовичей конца XVIII века. Хрептовичи владели Бешенковичами в то время. В этом здании бывали императоры Наполеон I и Александр I.
16. Флигель дворца.
17. Через улицу, во дворе школы, "огрызки" дуба, под которым Бонапарт позировал художнику. Ветви 400-летнего "Дуба Наполеона" были спилены несколько лет назад по распоряжению местной власти.
18. Воинский мемориал.
И ещё несколько фотографий улиц посёлка.
В общем, типичный такой белорусский городок.
От Уллы до Бешенковичей:
Бешенковичи - административный центр Бешенковичского района Витебской области. Поселок основан на берегах Западной Двины. Бешенковичи расположены в 51 км от Витебска, в 83 км от Полоцка и в 211 км от Минска. Бешенковичи являются крупным автомобильным узлом. Поселок связан дорогами с Витебском, Шумилино, Уллой, Лепелем, Чашниками и Сенно.
раскрыть весь текстИстория развития - Бешенковичи
Первое письменное упоминание о Бешенковичах датируется 1447 г. или 1460 г. (в зависимости от источника). Ученые предполагают, что через местечко по Западной Двине проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Приблизительно в 1490 г. великий князь литовский Казимир Ягеллон подарил имение Бешенковичи в потомственное владение князю Соколинскому. Бешенковичи являлись вотчиной князей Друцких-Соколинских на протяжении более чем 100 лет. До 1504 г. Бешенковичи входили в состав Полоцкого княжества, а после этой даты в состав Великого княжества Литовского.
С начала XVII столетия в Бешенковичи начали массово переселяться евреи, которые впоследствии составили больную часть населения деревни. В 1630 г. Бешенковичи покупает виленский воевода Лев Сапега, при котором начинается активное развитие: деревня получает статус местечка, а в Бешенковичах начинают возводиться каменные дома. В XVII в. в местечке была построена одна из крупнейших пристаней на Западной Двине, что позвонило отправлять товары по реке в Ригу и обратно. В Бешенковичах ежегодно проходили две крупные ярмарки, на которые съезжалось до 5000 человек как с территории современной Беларуси, так и из России и Западной Европы. В конце столетия местечко переходит в собственность рода Огинских.
Во время Северной войны (1700-1721 гг.) в 1708 г. в Бешенковичах квартировалась русская армия Петра I. Российский царь трижды посещал Бешенковичи. В результате Первого раздела Речи Посполитой 1772 г. задвинская часть города отошла к Российской империи. Оставшаяся часть города окончательно вошла в состав России в 1793 г. после Второго раздела. В 1783 году владельцами Бешенковичей (по левой части Западной Двины) становятся Хрептовичи, которые владели местечком до начала XX века.
Во время войны 1812 г. в Бешенковичах размещалась французская армия и штаб Наполеона. Помимо этого, в окрестностях местечка произошло несколько столкновений между французскими войсками под командованием маршала Мюрата и русской армией Барклая де Толли. От французов Бешенковичи были освобождены 20 октября 1812 г.
Во второй половине XIX века Бешенковичи были уже довольно крупным и развитым городом. В местечке функционировали народное училище, два кожевенных завода, а также пивоварня, основанная еще в 1780 г. М.Огинским. Эта пивоварня считалась самой старой на территории Беларуси. Главные улицы города были мощёными, а по Западной Двине через Бешенковичи из Уллы в Витебск регулярно ходили пароходы. Большую часть населения города составляли евреи. К концу XIX века в Бешенковичах насчитывалось пять синагог и действовало еврейское народное училище.
26 ноября 1917 г. в Бешенковичах была установлена советская власть. В 1924 г. был образован Бешенковичский район, а 1938 г. местечко получило статус городского поселка. В период Великой Отечественной войны Бешенковичи были оккупированы немецкими войсками с 6 июля 1941 г. на протяжении трех лет. За это время поселок был почти полностью разрушен. Во время оккупации фашисты создали в Бешенковичах еврейское гетто, в котором за время его существования погибло около 3000 человек. От гитлеровцев Бешенковичи были освобождены 25 июня 1944 г. войсками 1-го Прибалтийского фронта.
Сегодня Бешенковичи - это современный районный центр с развитым промышленным производством. Помимо заводов в поселке функционируют учреждения образования и культуры, издается районная газета, имеются автовокзал и гостиница.
раскрыть весь текстТуристический потенциал - Бешенковичи
В центре городского поселка сохранился - последних владельцев Бешенковичей. Дворцово-парковый ансамбль является памятником архитектуры эпохи раннего классицизма. Комплекс возведен в конце XVII - второй половине XIX вв. Строительство комплекса было начало еще при Огинских. Архитектурный ансамбль состоит из дворца, хозяйственных построек и парка с водоемом.
Недалеко от берега Западной Двины расположена - памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля 1870 г. постройки. Храм примечателен тем, что в нем хранятся уникальные иконы XVII-XIX вв. «Преподобная Евфросиния Полоцкая», «Тайная вечеря», «Матерь Божья Казанская», «Архангел Михаил».
В Бешенковичах есть собственный . Экспозиция которого посвящена истории Бешенковичского района: событиям 1917 года, гражданской войны, послевоенного восстановительного периода. Основное место в музее отведено разделу, посвященному Великой Отечественной войне: оборонительным боям летом 1941 года, созданию и деятельности подпольных организаций и партизанского движения, освобождению Бешенковичского района в 1944 году.
Посетить Бешенковичи можно по дороге в Витебск или Полоцк.
На правом берегу Западной Двины, не далеко от Бешенкович, находится памятник жертвам Холокоста. На памятнике надпись: «Здесь похоронено 1067 местных жителей, погибших от рук гитлеровцев 15.02.1942 г.». Я ужаснулась, потому что в одной могиле похоронено столько людей. Как они погибли? История этого памятника заинтересовала меня, и я решила изучить её. Встретившись с очевидцами тех страшных событий, узнала подробно, как погибли несчастные, ни в чём не повинные люди, в феврале 1942 г.
Свидетельство
Щуки Анны Ивановны, 1922 г. р., г. Бешенковичи
Родилась в 1922 г. Во время войны мне было 20 лет. Все что происходило в это тяжелое время, помню, хотя вспоминать и говорить об этом очень тяжело.
Моя семья жила в Бешенковичах, по улице, которая сейчас называется Малиновая. Поселок был небольшой. Мирно и дружно жили белорусы и евреи. Евреев во время войны постигла страшная участь.
Когда немцы заняли Бешенковичи, они установили особый порядок. Евреям на одежду было приказано нашить «желтые лапики», чтобы было видно, кто они. Свободно ходить им запрещалось. Осенью 1941 г. евреи были согнаны в гетто. В домах стали жить по 5-6 семей. В основном эти дома находились по Лепельскому большаку, ныне улица Свободы. Жили они за счет того, что обменивали свои вещи, на продукты питания. Многие местные жители сочувствовали евреям, приносили еду. Моя мама приходила в дом евреев к Кельману. Она брала у них зерно, которое им приносили, а я, до боли в руках, молола это зерно. Так продолжалось долго. Семьи евреев были благодарны нам за это. Мама часто передавала им молоко, которое я относила.
Перед самым уничтожением, контроль над евреями был ослаблен. У многих появились надежды, что их не тронут. Но это был обман.
В феврале1942 г. произошло страшное событие – все евреи Бешенкович были уничтожены. Я помню этот день. Было солнечно, морозно. В сердцах был ужас и страх. Всех евреев выгнали на улицу, и повели на расстрел. На обочинах дороги лежали окровавленные трупы. Расстреливали за Двиной в поселке Стрелка.
Три дня после этого люди молчали, плакали, была страшная боль.
Мой папа в эти дни спас женщину-еврейку. Звали ее Хая (девичья фамилия Лейтман). Мы спрятали ее на печи. Все очень боялись, потому что вся семья могла погибнуть, но никто не пошел на предательство. Она жила у нас два месяца. Мы ее жалели. Она очень плакала по своей погибшей маме. Когда все несколько успокоилось, я отвела ее в деревню Долгое, из которой мой дядя отвез ее к партизанам, где она и прошла почти всю войну.
Перед самым концом войны, вероятно, с ней случилась беда. Стало известно, что она пришла в дом наших родственников, которые жили в деревне Пилипинки, фамилия их Окуневичи. Там переночевала и сказала, что пойдет к нам в Бешенковичи. Но до нас она не дошла. Что с ней случилось в пути, так мы не узнали, хотя расспрашивали всех, кого могли. Все: папа, мама, я ее очень жалели.
Из погибших в те страшные дни я помню: Аксельрода Давида, Мейерсон Нину, Лейтмана Исаака и Риву (брат и сестра), Юдовину Хаву, Дубровина Исаака, Калю (фамилию не помню, у нее было трое детей) и Калмана, Пар Риву, Шуньмана Григория, Якина Менделя, Дерновского Григория Михайловича, Щедринскую Розу, Гомбрайх Соню Лазареву, Гутман Лейбу и Соню (брат и сестра), Гиркина Менделя и его семью.
Знала еще многих, но, к сожалению, не помню. Светлая им память.
Воспоминание
Гомбрайхта Леонида Львовича, 1931 г. р., г. Ленинград.
До войны моя семья жила в Бешенковичах. В 1941-1942 мне, как и другим евреям, пришлось пережить страшные и драматические события. Вероятнее всего, я являюсь единственным из евреев, которому удалось выжить в те страшные дни. Это произошло потому, что я внешне не был похож на еврея и потому, что нашлись добрые люди, которые приютили и спасли меня. Фашисты вошли в Бешенковичи в июле 1941 г. Очень быстро на всех дома, где жили евреи, были прибиты желтые шестиконечные звезды. Звезды были нашиты и на одежду. Вскоре всех евреев согнали в гетто, которое размещались по улице Свободы. В каждом доме жило сразу несколько семей. Домов в гетто было более десяти. Эта часть улицы была огорожена. Сколько людей попало в гетто сказать точно не могу, но очень много. Дело в том, что летом к родителям на отдых приезжали дети и внуки из других городов. Все они вместе с местными евреями были уничтожены.
Случаи побега из гетто были практически исключены. Бежать было некуда. Местных жителей жестоко наказывали за помощь евреям.
Немцы грабили и громили еврейские дома.
В феврале 1942 г. состоялось массовое уничтожение евреев. Стояли сильные морозы. Всех евреев выгнали из домов и по улице Свободы погнали на расстрел. Вся улица была полна окровавленными трупами. В тех, кто пытался бежать, стреляли разрывными патронами. Стоял страшный крик.
Я, со своей семьей, оказался в этой многочисленной толпе. По счастливой случайности, я уцелел. Когда возле Двины приказали людям раздеваться, я оказался в стороне, робко стал отходить и меня никто не остановил. Кричащих людей повели через замерзшую Двину. Я бежал окрестными улицами в обратном направлении. Так я добрался до Свечи. Там жили хорошие знакомые моего отца – семья Куйко. Мне казалось, что до самой Свечи из Бешенкович слышны были душераздирающие крики людей. Я весь дрожал и плакал. Елена Васильевна, жена Фомы Ивановича Куйко, всю ночь качала меня на руках. Эти люди, а также их дочь Елена Фомична (сейчас Кежа), рискуя своей жизнью, спасли меня. Когда в деревне появились полицаи, Фома Иванович отвез меня к партизанам. В бригаде Дубова, в разведке я прошел всю войну.
Из погибших помню имена своих родных:
Мать – Гомбрайхт Соня Лазаревна, Бабушка – Хайкина Вихна, Сестры – Дора, Циля (они были маленькими) двоюродная сестра – Люба (девичья фамилия Хайкина)
Свидетельство
Берестень Валентины Владимировны, 1935 г.р.
Мой свекор, Миценгендлер Лазарь Моисеевич 1890 г.р., был евреем. Умер в 1963 году. Его семья жила в Бешенковичах. По его рассказам в Бешенковичах жило около 60 процентов евреев. Население жило мирно, уважая друг друга.
Накануне войны, за месяц до ее начала, он, по поручению областных властей, как грамотный и ответственный человек, был отправлен перегонять скот в глубинные районы России. Таким образом, оказался сначала в Воронеже, а затем в Казахстане. Так он избежал оккупации.
Возвратившись домой после войны, Лазарь Моисеевич узнал о страшной трагедии в Бешенковичах, где были уничтожены все евреи, которые жили здесь, но и их родственники, которые приехали на летний отдых.
Лазарь Моисеевич посчитал своим долгом восстановить имена погибших и поставить памятник. Он начал сбор средств. Деньги присылали дети и родственники погибших из разных городов Советского Союза: особенно из Ленинграда, Москвы, Киева, Бреста, Минска, Одессы, Ташкента. Суммы были разные. Присылали, кто сколько мог. Примерно в начале 60-х годов памятник был поставлен. И памятник, и ограда были привезены из Ленинграда. Состоялось открытие памятника, на которое приехало множество людей.
После войны Лазарь Моисеевич расспрашивал жителей о судьбе евреев, своих родных.
Ему рассказывали, как фашисты расправились с евреями. Местные жители свидетельствовали, что фашисты, придя в Бешенковичи, первые 1,5 месяца евреев не трогали. А затем объявили, чтобы все еврейское население пришло на собрание, которое было объявлено в поселке Стрелка за Двиной. Полицейские, немцы заставили молодых евреев выкопать яму. Всех евреев, находившихся там, расстреляли. В яму падали живые и мертвые. Яма эта «ходила ходуном» много дней. Место расстрела охранялось немцами около недели. Местные жители не могли к ней подойти. На памятнике, установленном на месте расстрела, написано, что погибло там 1067 человек.
Моим свекром были собраны имена погибших, но папка с документами не сохранилась. Я лишь помню некоторые имена погибших родственников:
Семья Брегер Михаила (было 5 детей, мать и отец), Семья Левиных, Копиных, Этингоф, семья моего свекра Миценгендлера (жена Люба, сын Борис, дочь Инна, мать Лиза), семья Берлин (у него семья из 8 человек), Семья Земцер.
Ранее к памятнику приезжали дети погибших, но последние три года не приезжает никто.
Свидетельство
Шнитко Романа Константиновича, 1927 г.
Я местный житель. Во время Великой Отечественной войны моя семья жила в поселке Стрелка. До войны как в Бешенковичах, так и в поселке Стрелка, жило много евреев.
Когда немцы пришли в Бешенковичи (4 июля 1941 г.) они заставили всех евреев нашить на одежду желтые круги. Примерно в ноябре 1941 г. всех евреев погнали в гетто. В поселке Стрелка это был один дом, стоявший на берегу Двины. Он принадлежал до войны Юдовину Шае.
12 февраля 1942 г. комендант объявил, что состоится уничтожение евреев. Приказал собрать подводы.
За день до этого пленным (30 человек) было приказано выкопать яму. Евреи это видели. Недалеко в Новиках, Любичах были партизаны. Но никто не ушел. Все ждали своей участи.
Утром 12 февраля колонну пленных, более 800 человек, погнали через Двину. Охрана была небольшой (примерно 16 человек). В убегавших стреляли. На моих глазах убегал седой старик, которому удалось спастись.
Перед первым расстрелом, приговоренных раздели до нижнего белья.
Перед евреями выступил человек, по-моему, его фамилия Ризькин, он был начальником дорожного управления. Он сказал, что все должны смириться со смертью, потому что «это кара за предательство Христа».
В яму ложились по 10 человек. Немцы стреляли, затем наступала очередь новых жертв. Яма была плохо засыпана. Земля «ходила ходуном» несколько дней.
Затем в этом же месте было еще несколько расстрелов. Расстреливали тех, кто еще остался в живых. Немцы оставили в живых шорников, портных, других специалистов, нужных им. Они наклеивали объявления, что те, кто остался в живых, могут вернуться, их не тронут, они будут помогать мастерам. Но это был предлог для новых расстрелов.
Из погибших евреев помню: Юдовина Шаю (погиб он и его жена). Погибли Юдовин Ицка и его семья, Юдовин Нойма, Юдовин Шлем и его жена, Юдовин Шолам и его семья, Юдовин Пэлька и его жена, Юдовин Довод и его жена Рива Баса и теща, которую он вез на саночках на расстрел, потому что сама она идти не могла.
Воронкова Марина,
ученица 11 Б класса, Бешенковичской СШ №1,
преподаватель Деревяго Любовь Аркадьевна
Работа участвовала во II республиканском конкурсе «Холокост. История и современность. Уроки толерантности».
Оригинал находится в архиве Музея «Истории и культуры евреев Беларуси».
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)