Что означают 10 заповедей. Таинство Исповеди — очищение от всех ошибок и грехов
Сколько всего заповедей Божьих: объяснение и список всех заповедей Божьих на русском языке.
- Значение первой заповеди в том, что Бог – един, и все живое существует по воле Его и по Его воле к Нему возвращается. Сила и мощь, пребывающие в Господе, не существуют ни в одном из земных и небесных творений. Сила Божья проявляется в солнечном свете, в морской и речной воде, в воздухе, в застывшем камне.
- Ползет ли дождевой червь по земле, летит ли птица, рассекает морские ли глубины рыба – все это происходит по воле Господа. Прорастание семени, шелест травы, дыхание человека – проявление неземных способностей, полученных всем, что живет, растет, существует благодаря Богу.
- Первая заповедь, которой Бог указывает на Самого Себя, – одна из главных для верующего, призывающая любить единственного и истинного Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими мыслями. Человек должен бояться и любить Господа одновременно, и вместе с тем не прекращать доверять Ему, независимо от жизненных обстоятельств.
- Только Господу известно, что нам нужно и какая судьба нам предназначена. Способность что-либо делать обретается только по воле Господа, ведь он есть источник животворящей и могучей силы, не существующей в иной форме. Мудрость и знания идут от Господа, и каждая тварь наделена частицей Премудрости Божьей: и муравей, и слизень, и синица и орел, дерево и камень, вода и воздух также имеют свою мудрость.
- Божья мудрость побуждает пчелу строить соты, птицу лепить гнездо и выхаживать птенцов, дерево растет, направляя свои ветви к солнцу, а камень молчит и сохраняет свою форму. Никто не порождает собственную мудрость, поскольку ее поставляет один-единственный источник всевозможной мудрости – Бог. Живоносную и великую Премудрость дает всему Господь.
Как же молиться Господу? Вот текст молитвы:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
Как молиться Господу
Пояснение первой заповеди для детей:
- Заповеди Божьи – это законы, данные Господом всем людям. Заповеди нужны людям для того, чтобы поступать правильно, не путать добро и зло.
- Вера всей душой в единого Господа – это так же естественно, как верить своим родителям, доверять им, советоваться с ними и раскрывать перед ними свое сердце. Бог не просто сотворил мир, он проявляет заботу о каждом, кто живет на земле. Любовь к Господу и почитание проявляется в обращении к Нему в молитве:
«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».
Видео: 10 Десять заповедей Божиих
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Нет ни одного творения, которое может стать для верующего той же силой, которой является Господь. Взойдя на высокую гору для встречи с Господом, не нужно смотреть на отражение в протекающей рядом реке. Представ перед правителем, не нужно озираться на его слуг, в надежде услышать от них совет или получить помощь.
- Разве мы обращаемся к посредникам в делах, где могут помочь только самые близкие? Разве Отец останется безразличным к переживаниям и трудностям детей? Со слугами легче тому, кто имеет грех за душой. А безгрешный не отвращает взор от Отца своего, а смело смотрит на того, кто милосерднее слуг.
- Господь испепеляет грехи в каждом из нас, как солнечные лучи губительно действуют на вредоносных микробов, появляющихся в воде. От этого вода очищается, становится пригодной для питья.
- Потому вторая заповедь – это запрет идолопоклонства и создания кумиров, идолов для почитания. Второй заповедью Господь запрещает почитание подобия или изображения того, что мы наблюдаем на небе (Солнца, Луны, звезд), и того, что живет на земной поверхности (растений, животных, людей) или находиться в морских глубинах (рыб).
- Однако это не означает, что Господь запрещает поклоняться святым иконам и мощам, ведь это лишь изображение, образ Господа, ангелов или святых.
Святые образа даны нам, как память о делах Божьих и святых Его, для для вознесения мыслей наших к Богу и Его святым.
Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Пояснение второй заповеди детям:
- Ребенку очень трудно понять, что такое кумир или зачем люди создают идолов. Нужно находить сравнение, наиболее близкое и понятное для ребенка.
- Кумир – это то, что человек ошибочно принимает за самое главное и важное в жизни. Поклоняясь кумирам или идолам, человек может даже забыть о Господе. Но разве ребенок поменяет маму на куклу или папу на новый велосипед? Вспомним сказку о Кае и Герде. Мальчик поверил в то, что Снежная Королева – его кумир, забыв о простых вещах – доброте, любви. Но это не принесло ему счастья и ледяной замок с идеальными правильными холодными грушками стал для него клеткой, в которойц погибала его душа.
- И только любовь Герды помогла помогла его сердцу растаять и мальчик вспомнил о Боге. Так и любой христианин должен в первую очередь любить и помнить о Господе, и только потом — о близких людях.
«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».
Видео: Детям о заповедях
- Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в пустых бессмысленных разговорах, в шутках, играх, когда человек проклинает, произносит клятву, обманывает. Нельзя также произносить имя Бога в каждой молитве к Нему, прославлять Его или благодарить суеверно.
Пояснение третьей заповеди детям:
- Имя Бога произносится с должным вниманием и благоговением. Даже короткое обращение к Господу – это молитва. Мы словно набираем номер телефона и ждем ответа на «том конце».
- Имя Господа каждый христианин бережно хранит в сердце и выпускает оттуда только в особых случаях. Упоминая имя Господа в разговорной речи, скажи «помилуй» или «Слава Тебе». Тогда обращение к Богу примет форму молитвы.
«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».
Третья заповедь Божья — не произноси имя Господа Бога напрасно: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Четвертая заповедь велит христианам посвящать все дни недели работе и творить дела, к которым есть призвание. И только седьмой день посвящать служению Бога и отводить его на святые дела, угодные Господу: молитвы, беспокойство о спасении своей души, посещения Храма Божьего, изучение Закона Божьего, чтение святого Письма.
- Среди других угодных Богу дел – те, которые считаются полезными для души: просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение полезных для души книг, помощь тем, кто нуждается: бедным, заключенным, больным, сиротам.
Пояснение четвертой заповеди детям:
- Седьмой день следует проводить в молитвах, чтении Библии.
- Небесный Отец выслушивает наши обращения каждый день и только на седьмой день ожидает от нас посещения Храма, участия в богослужении и Причащения Христу.
«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».
Четвертая заповедь Божья – всегда помни про день субботний выходной: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Пятой заповедью Господь обещает долгую жизнь в благополучии тем, кто почитает родителей своих. Уважение родителей проявляется в любви к ним, уважительном отношении, послушании, помощи.
- Господь призывает также произносить лишь те слова, которые буду радовать родителей, а также не совершать того, что обидит их или расстроит. Во время болезни родителей нужно молиться за них. После их смерти не забывать просить Господа о спасении их души.
Пояснение пятой заповеди детям:
- Папа и мама заботятся о своих детях и помогают им, пока они маленькие несмотря на поведение, оценки в школе, способности или их отсутствие.
- Потому дети должны помогать своим престарелым и немощным родителям на склоне их лет. Почитать мать и отца – это значит, что нужно не только вежливо говорить с ними, но и оказывать реальную поддержку. Ведь на склоне лет родители нуждаются в душевном внимании и участии.
«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».
Пятая заповедь Божья — почитать и уважать родителей: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Шестая заповедь – запрет на убийство любым способом. Запрет распространяется как на других людей, так и на самого себя (самоубийство). Самым страшным и тяжким грехом считается лишение жизни – наибольшего дара Божьего.
- Самоубийство же – один из тяжких грехов, в котором усматривается не только грех убийства, но отчаяние и дерзкий бунт против Провидения Господнего. Самоубийце нельзя будет покаяться после смерти и просить спасения для своей души.
Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Пояснение шестой заповеди детям:
- Лишение жизни одного человека другим – самый страшный грех.
- Такой же грех – мучить животных, птиц, насекомых. Все они – творения Господа, о которых человек должен заботиться.
«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».
- Прелюбодействие – нарушение супружеской верности. Незаконная нечистая любовь считается греховной. Нарушение супружеской верности и любви запрещено Господом.
- Если же человек не связан клятвой верности с супругом или супругой, то ему следует придерживаться чистых мыслей и желаний, оставаться девственным в делах, словах.Что это означает? Нужно избегать того, что порождает нечистые чувства: ругань, бесстыдные песни, танцы, рассматривание соблазнительных изображений, зрелищ, пьянство.
Пояснение седьмой заповеди детям:
- Связанный узами брака или клятвой верности человек не должен переступать через любовь, предавать любимого.
- Сохранить семью можно только в том случае, если и мужчина и женщина будут хранить верность друг другу.
«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».
Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Воровство, а также присвоение любым способом того, что принадлежит другому человеку, запрещено Господом.
- Плохим поступком считается воровство. Если человек нашел дорогую вещь на улице и присвоил ее себе – это также считается кражей. Правильнее попытаться найти того, кто потерял эту вещь. Такой поступок – проявление верности святому Богу.
«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».
Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Всякая ложь, неправда, наветы запрещены Господом десятой заповедью. Свидетельствовать неправду во время судебного разбирательства на другого человека, доносительство, клевета, сплетни недопустимы для христианина.
- Нельзя врать даже при отсутствии намерения вредить ближнему своему. Поскольку такое поведение не согласуется с любовью и уважением к ближним.
Пояснение девятой заповеди детям:
- Бывают ситуации, когда единственным способом избежать наказания может быть ложь. Но такой способ – всего лишь иллюзия.
- Следуя путем лжи можно преодолеть отдельные трудности, но в конце концов обстоятельства сложатся так, что обман раскроется. Также нельзя говорить о людях неправду.
«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».
Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Десятая заповедь Божья — не завидовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
- Господь не позволяет делать что-то плохое другим, а также запрещает плохие желания и помыслы относительно окружающих или близких. В десятой за поведи говорится о таком грехе, как зависть.
- Тот, кто мысленно желает чужого, тот может легко переступить черту, разделяющую плохие мысли и плохие дела. Само чувство зависти уже оскверняет душу.
- Она становится нечистой перед Господом, ведь через дьявольскую зависть появился на свете грех. Истинный христианин должен очищать свою душу от внутренних нечистот, беречься от плохих желаний и оставаться благодарным Богу за то, что у него есть. Если же у знакомого или соседа всего много, то нужно радоваться за него.
Пояснение десятой заповеди детям:
- Десятой заповедью Бог запрещает людям завидовать. Ведь это чувство мешает им жить радостно: среди близких и соседей, среди знакомых всегда найдется тот, чья жизнь может казаться лучше собственной.
- Но в сказках есть много примеров того, что нельзя быть жадным и все время хотеть большего, чем у тебя есть. Например, жадная старуха из сказки Пушкина «Золотая рыбка».
Если у твоих друзей случается что-то очень хорошее, то лучше искренне порадоваться за них и поблагодарить Господа за это.
«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказание».
Видео: 10 ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ.
Каждая религиозная традиция предлагает своим последователям некий свод нравственных правил, которым нужно следовать, для того чтобы обрести и укреплять веру и двигаться по духовному пути. Основой христианской нравственности являются 10 заповедей божьих, в православии они тоже используются, хотя и относятся, по сути, к ветхозаветной традиции.
Согласно традиции на 50 день исхода из Египта Моисей взошел на гору, и там Господь продиктовал ему десять заповедей, с которыми тот спустился с горы, для того чтобы даровать эти заветы народу Израиля. Тем не менее люди в отсутствие своего пророка (Моисей 40 дней был на горе в посте и молитве) сотворили золотого тельца, которому начали поклоняться. Разочарованный пророк разбил скрижали.
После этого ему было указано вытесать новые скрижали и снова отправиться на гору. В итоге Моисей записывает заповеди на скрижалях и дает своему народу.
Упоминания об этих событиях есть в книгах Исход и Второзаконие, которые, в свою очередь, относятся к Торе (Пятикнижие), которая имеет отношение к Ветхому Завету, состоящему из 39 книг.
Актуальность в православии
Православная церковная традиция включила в себя писания из Ветхого Завета, в частности, заповеди, данные Моисею, считаются частью канона. Тем не менее Библия эти правила не перечисляет, и если вспомнить о чем говорил сам Иисус, то следует говорить о заповедях блаженства, которые были даны на нагорной проповеди.
Тем не менее, как говорил сам Спаситель, Он пришел не нарушить, но исполнить закон. Поэтому противоречия тут не наблюдается. Заповеди данные Моисею почитаются и соблюдаются.
Новозаветное учение Христа попросту является, скажем так, более прогрессивным и человеколюбивым развитием темы. Если ветхозаветная традиция состояла по большей части из запретов, которые созданы, для того чтобы оградить людей от греха, то новозаветное христианство ведет людей к совершенству и в итоге Спасению. Об этом говорил и сам Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Поэтому православная традиция не отрицает список из заповедей Моисея. Однако ориентируется также и на заповеди блаженства, которые в большей степени являются средством ко Спасению и духовному совершенству.
Особенно тут следует подчеркнуть 10-ю заповедь . Именно там акцент смещается на внутренний мир человека, на чем делал особый упор Христос, говоря не о внешних запретах, но о внутреннем совершенстве (которое неминуемо ведет за собой и внешнее): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ему хватило только такой основы, но эта основа указывает на самую суть веры.
Теперь следует охарактеризовать 10 православных заповедей божьего закона более подробно. Конечно, трактовки каждой заповеди могут быть разнообразными, тут предлагаются универсальные, составленные на основе трудов православных теологов и священников. Более глубокое понимание каждой заповеди требует личного духовного опыта и усердных размышлений.
- «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим». Речь идет о библейском Саваофе, который также может представать в форме Святой Троицы. Если не углубляться в этимологию и глубокое постижение, которое требует религиозно-мистического опыта, то заповедь указывает на наличие верховного начала, от которого идет все сущее. Свет Господа пронизывает каждое творение этого мира, Он из безвременья вошел во временность и создал мир, который полостью насыщен Им. Поэтому странно искать других богов и выбирать нечто другое. Заповедь указывает на потребность обратиться к высшему началу, так как только в нем есть истина.
- «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им …». Текст тут дан не полностью. В чем-то продолжение предыдущей заповеди, запретительная заповедь, которая указывает на потребность следовать истинному пути и последствия от выбора неверного. Наиболее часто здесь указывают на фактор творения кумира, который хорошо проиллюстрировать на примере иконопочитания в православии. В этой традиции (в отличие, например, от католичества) иконы почитают особым образом, они являются активной частью религиозной практики, помогают настраиваться на молитву, но есть существенная деталь: иконы почитаются как окно в духовный мир. Если сказать точнее, то почитается сам духовный мир, икона является только окном, в которое смотрят. По сути, речь идет просто о деревяшке или другой поверхности с наличием какой-то цветовой композиции, и поклоняться самому изображению является неверным и как раз соответствует творению кумира. Даже если икона является чудотворной, то чудеса творит не деревяшка, а Господь, к которому обращаются через образ. Поэтому верующему нужно избегать любого творения кумиров и осознавать истинную цель поклонения.
- «Не произноси имени Господа всуе». Речь идет об использовании имени Господа понапрасну, согласно православной традиции, нужно произносить таковое при молитве или службе в церкви. Этим подчеркивается определенное почтение. Также, конечно, не следует поминать Господа с ругательствами или чем-то подобным. Нужно отделять обыденное и мирское от небесного и осознавать какие слова для чего нужны.
- «Помни день субботний … Шесть дней работай, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела». Текст этой заповеди приведен не полностью, но суть заключается в одном - отдыхе в субботний день. Под отдыхом воспринимается отрешение от мирских дел, наилучшим из которых является, конечно, молитвенное служение, чтение духовной литературы и подобное. Людям, которые не проживают на территории Израиля, труднее соблюдать эту заповедь буквально, но речь идет о потребности хотя бы день каждую неделю посвящать Господу. Таким образом человек уподобляется Господу, который отдыхал на седьмой день после того, как шесть дней творил мир.
- «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Именно благодаря родителям человек получает возможность увидеть этот мир, узнать веру и обрести возможность спасения души. Родительская любовь безгранична, поэтому они заслуживают почитания. Также данная заповедь указывает на потребность экстраполяции этой любви и на других людей. Если человек учится почитать родителей, то в дальнейшем он уважительно относится вообще ко всякому мужчине и женщине.
- «Не убивай». Тяжкий грех, и этот запрет дан людям для того, чтобы они не обрекли себя на вечное страдание, так как искупить такой проступок невероятно трудно. По сути, каждый человек является неотделимой частицей Господа, и если посягает на другого, то посягает в действительности на самого себя, ведь люди в этом смысле неотличимы.
- «Не прелюбодействуй». Изначально запрет, о котором говорит 7 заповедь, касается вступления в связь с замужней женщиной. На данный период он может распространяться и на любые отношения, которые противоречат норме морали.
- «Не кради». Сюда относится не только присвоение имущества другого человека, но и всякий обман, совершенный для этого, получение какой-то собственности и имущества не совсем честным путем. По большому счету, даже если человек получает больше, чем причитается за какой-то труд, или каким-то не совсем честным способом извлекает деньги из других, то такое поведение тоже подпадает под действие этой заповеди. Поэтому нужно тщательно относиться к получению любой собственности и доходов от деятельности.
- «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». В эту заповедь также включен и самый ближний, то есть сам человек. Таким образом запрещается и обманывать других людей про себя, к примеру, чем-то хвалиться или вводить в заблуждение относительно своей личности. Также не следует и врать про других людей, подобный обман всегда сказывается негативно, ведь как минимум тот, про кого врут, всегда знает, где истина.
- «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его … ничего, что у ближнего твоего». Эту заповедь нередко выделяют особо по причине уникальной для законов Моисея формулировки. Часто называют именно эту заповедь своеобразным переходом от Ветхого к Новому Завету, который принес Христос. Если читатель обратит внимание, то увидит отличающуюся от предыдущих фразу «не желай». Остальные заповеди являются запретительным, и они запрещают определенные действия. Фактически верующий может особенно над этим не размышлять. Если священник грамотно объяснил, как следовать предыдущим 9 заповедям, то верующий вполне может просто следовать этим предписания, но 10 заповедей Господних были бы не полными без этой, заключительной. Тут обращение идет не к действию, но к помыслам. Примитивная трактовка может указывать простое значение - не завидуй. Такое толкование действительно существует, но нужно смотреть глубже: от всякого пагубного желания идет и пагубное действие. Если кто-то захочет чужого имущества, то потом для этого может замыслить и убийство, и кражу или прелюбодействие. Много грехов и нарушений заповедей идут именно от греховных мыслей и намерений. Говоря современными словами, нужно контролировать свое сознание и очищать его от всякого негатива. В частности, следует взращивать в себе основные праведные устремления и искоренять вредоносные, которые в православной традиции объясняются воздействием страстей, бесов и сатаны.
Исходя из этого перечня, возникает и 10 грехов в православии, которые являются нарушением указанных предписаний. Например, если человек сотворил себе кумира и начинает поклоняться красивой картине, другому человеку или удовольствию, то он удаляется от Господа и является нарушителем заповеди.
Связь с грехами
Некоторые могут немного путать заповеди божьи и смертные грехи , которые в чем-то похожи и могут иметь даже идентичные смыслы, но относятся все-таки к разным спискам. В частности, в православной традиции выделяют семь или восемь главных грехов, которые действуют на верующих негативно и которые требуется искоренять.
Различные толкования
В католичестве распространено разделение на тяжелые и обыденные грехи, которые, как понятно из названия, влекут за собой разные последствия. Такое учение более ориентировано на обывателей и является чем-то наподобие социальной нормы.
В православии понятие основных грехов вырабатывалось институтом аскетов. Духовные подвижники на своем пути к совершенству очищали свою природу от различных страстей и в итоге выделили то, с чем нужно бороться верующему, дабы достичь идеала. Речь идет о таких страстях, как :
Также в православии используется и схема с восьмью грехами:
Есть и другие схемы, которые могут использоваться в книгах различных подвижников и святых. К примеру, Иоанн Лествичник выделяет 33 ступени духовного совершенствования, и в каждой из этих ступеней возможно выбрать преодоление соответствующего греха.
Главное тут, пожалуй, не сколько именно грехов в списке, а понимание основных страстей и воздержание от таковых. К примеру, во втором списке гордыня разнесена на тщеславие и высокомерие - похожие качества. Тем не менее, суть не в том, чтобы избавляться о тщеславия и высокомерия по отдельности или гордыни в целом, но в том, чтобы именно избавляться от этих страстей.
Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:
- Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
- Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
- Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
- Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
- Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
- Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
- Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.
Десять заповедей
Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.
- Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
- Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
- Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
- Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
- Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
- Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
- Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
- Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
- Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
- Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.
Божьи заповеди и смертные грехи - это основные законы христианства, этих законов необходимо придерживаться каждому верующему. Их дал Моисею Господь еще в самом начале развития христианства. Чтобы спасти народ от грехопадения, предостеречь его от опасности.
Десять Божьих заповедей
Я - Господь Бог твой, и других богов, помимо меня пусть не будет.
Не создай себе кумира, ни какого-либо изображения; не поклоняйся и не служи им.
Ну приемли имени Господа Бога твоего всуе.
Помни день субботний: шесть дней делай земные дела свои либо работай, а в седьмой день, день отдохновения, посвяти Господу Богу твоему.
Почитай мать свою и отца своего, дабы тебе было хорошо и чтобы ты жил долго на земле.
Не произноси на ближнего своего ложного свидетельства. Не лжесвидетельствуй.
Не возжелай ничего, что принадлежит другому: ни жены ближнего твоего, не желай дома его, ничего иного, что принадлежит твоему ближнему.
Трактовка десяти Божьих законов:
Десять заповедей Иисуса Христа, в переводе на обыденный язык гласят, что необходимо:
- Верить только в одного Господа, единого Бога.
- Не создавать для себя кумиров.
- Не упоминать, не произносить имя Господа Бога просто так.
- Всегда помнить о субботе - главном дне отдыха.
- Уважать своих родителей и почитать их.
- Не убивать кого-либо.
- Не прелюбодействовать, не изменять.
- Не воровать что-либо.
- Не врать никому, не лгать людям.
- Не завидовать своим товарищам, друзьям либо просто знакомым.
Первые четыре Божьих заповеди непосредственно относятся к взаимоотношению человека с Богом, остальные - отношения людей между собой.
Заповедь первая и вторая:
Означает единство Господа. Его почитают, уважают, считают Всемогущим и мудрым. Также Он самый добрый из всего, поэтому, если человек желает взрасти в добродетеля, искать ее необходимо именно в Боге. Не можете иметь других богов, кроме Меня. (Исх 20:3)
Цитата: — на что тебе иные боги, раз твой Бог Господь Вседержитель? Разве есть кто-то мудрее, чем Господь? Он направляет через людские обыденные мысли праведные. Сатана же - управляет, путем ловушек искушения. Если ты поклоняешься двум богам, имей ввиду, что одним из них является - Дьявол.
В религии говорится что вся сила заключена в Боге и в нем лишь одном, из этой первой заповеди вытекает следующая.
Люди слепо молятся на картинки с иными идолами, изображенными на них, склоняют головы, целуют священнику руки и т.д. Второй Божий закон говорит о запрете обожествления творений и почитания их вровень с Творцом.
Не создавай для себя резное или какое-либо другое изображение того, что находится сверху на небесах, внизу в земле либо в водах под низом земли. Не поклоняйся да не служи им, ибо помни, что я твой Бог Иегова, который требует исключительной преданности!
Христианская религия считает, что после встречи с Господом почитать кого-то более Него невозможно, что все что находится на земле создано Им. Ничего не сопоставляется с ним и не сравнивается, ибо Господь не желает, чтобы человеческое сердце и душа были заняты кем-то либо чем-то еще.
Заповедь третья:
Третий Божий закон сформулирован во Второзаконии (5:11) и в Исходе (20:7).
Из Исхода 20:7 Не произноси имени Господа напрасно, верь, Господь не оставит без наказания человека, кто произносит имя Его всуе.
В этой заповеди используется слово из Ветхого завета, оно переводится как:
- ложно клясться Божьим именем;
- произносить Его напрасно, просто так.
Согласно учениям древности, в названии заключается большая сила. Если произносить по поводу и без имя Бога, в которой заключена особая сила, то пользы от него уже не будет. Считается, что Господь слышит все возносимые к нему молитвы и откликается на каждую из них, но это становится маловероятным, если человек призывает к нему каждую минуту в качестве присказки либо за обедом. Господь перестает слышать такого человека, и в случае когда этому человеку потребуется настоящая помощь, Бог будет к нему глух, также как к его просьбам.
Во второй части заповеди находятся следующие слова: …ибо Бог не оставит безнаказанным тех, кто произносит Его имя просто так. Это значит, что Бог непременно покарает тех, кто нарушил этот закон. На первый взгляд употребление Его имени может казаться безобидным, ведь что тут страшного, если упомянуть Его в светском разговоре или при ссоре?
Но важно понимать, что такая оплошность может оскорбить Господа. В Новом Завете Иисус объяснял своим ученикам, что все десять заповедей сведены только к двум: Возлюби Господа Бога всем своим сердцем, всей душой и разумом своим и Возлюби ближнего своего как самого себя. Третий же закон - это отражение любви человека к Богу. Тот, кто любит всем сердцем Господа, не станет упоминать имя его всуе. Это равносильно тому, как влюбленный юноша не позволяет кому-либо отзываться некорректно о своей возлюбленной. Упоминание Господ всуе - низость и оскорбление Господа.
Также нарушение третьей заповеди может испортить в глазах людей репутацию Господа: Римлянам 2:24 Ведь для вас, как писано, имя Божье хулится у язычников. Господь распорядился святит имя Его: Левит 22:32 Да не бесчестите (не оскверняйте) Моего святого имени, дабы Я был свят среди сынов Израилевых.
Примером того, как Бог карает людей за нарушение третьей заповеди Божьего Закона может служить эпизод из 2-го Царств 21:1-2 Был на земле голод на дни Давида в три года, один год за другим. И просил Бога Давид. Господь вещал: это ради Саула и его кровожадного дома, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь воззвал к Гаваонитян и общался с ними. Те были не из Израилевых сынов, однако из остатков Аморреев; Израильтяне поклялись, но Саул захотел их истребить из-за ревности своей об Израилевых потомках и Иуды. В общем, Бог покарал Израильский народ за то, что те нарушили данную клятву о перемирии, которую дали Гаваонитянам.
Заповедь четвертая:
По преданию, творец создал наш мир и саму Вселенную за шесть дней, седьмой день он посвятил отдыху. Это правило в целом определяет человеческую жизнь, где он обязан отдавать большую часть жизни труду, а остальное время оставлять Господу.
По версии Ветхого Завета празднованию отдавалась суббота. Субботний покой был установлен для пользы человека: как физической, так и духовной, а не ради порабощения и лишений. Чтобы собрать в одно целое свои мысли, освежить свои душевные и физические силы требуется раз в неделю отстранятся от обыденных занятий. Это позволяет осмыслить цель всего земного в целом и своих трудов в частности. В религии труд является необходимой частью человеческойжизни, но основной всегда будет оставаться спасение его души.
Четвертую заповедь нарушают люди, которые, помимо труда в воскресный день также ленятся заниматься трудом в будние дни, уклоняются от обязанностей, ведь в заповеди говорится трудиться шесть дней. Нарушают и те, кто, не работая в воскресенье, не посвящают этот день Господу, а проводят его в сплошных забавах, предаются различным излишествам и разгулу.
Заповедь пятая:
Иисус Христос, будучи Божьим Сыном, почитал Своих родителей, был послушен им, помогал Иосифу с работой. Господь, за отказ родителям в требуемом содержании под предлогом посвящения всего что у них было Богу, упрекал фарисеев, ведь этим они нарушили требование пятого закона.
Пятой заповедью Бог призывает нас к почтению своих родителей, а за это обещает человеку благополучную, хорошую жизнь. Почтение родителей - это уважение их, любовь к ним, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их ни словами, ни поступками, быть послушными, помогать им и заботиться, когда это необходимо, тем более в старости либо болезнях. Необходимо молить Бога об их душах и при жизни, и по смерти. Великий грех - неуважение родителей.
По отношению к другим людям Христианская религия говорит о необходимости почитать каждого, в соответствии с должностью, возрастом.
Церковь всегда считала и считает на нынешний момент своей основой и общества именно семью.
Заповедь шестая:
С помощью этого закона Господь накладывает запрет на убийство, как у самого себя, так и у других. Ведь жизнь - великий Божий дар и только сам Господь может лишать кого-то жизни на земле. Самоубийство также является тяжелым грехом: в нем кроется еще и грех отчаяния, маловерие, восстание против Божьего смысла. Насильственно оборвавший свою жизнь человек, не сможет покаяться, ибо после смерти оно не действительно. В моменты отчаяния необходимо помнить, что земные страдания посылаются ради спасения души.
Человек становится виновным в убийстве если каким-то образом способствует убийству, допускает чье-то убийство, помогает совершать его советом либо согласием, покрывает грешника, толкает людей на новые преступления.
Следует помнить, что довести человека до греха можно не только делом, но и словом, поэтому необходимо следить за языком и думать, что говоришь.
Заповедь седьмая:
Господь велит супругам сохранять верность, неженатым быть целомудренными, как в делах, так и словах, мыслях, желаниях. Чтобы не согрешить человеку требуется избегать всего, что вызывает нечистые чувства. Подобные мысли требуется пресекать их на корню, не позволяя овладевать вашими волей и чувствами. Господь понимает, как тяжело человеку держать себя в руках, поэтому Он учит людей быть к себе беспощадными и решительными.
Заповедь восьмая:
В этом законе Бог запрещает присваивать себе то, что принадлежит другому. Кражи могут быть разными: от простого воровства, до святотатства (кража священных вещей) и лихоимства (взятие денег с нуждающихся, пользуясь ситуацией). И всякое присвоение чужого имущества через обман. Уклонение от платежей, долгов, умалчивание о найденном, обман при продажах, удерживание плат работникам - все это также входит в список грехов седьмой заповеди. На подобный грех толкает пристрастие человека к материальным ценностям и удовольствиям. Религия учит людей быть бескорыстными, трудолюбивыми. Высшей христианской добродетелью является отречение от любой собственности. Это предназначено для тех, кто стремится к совершенству.
Заповедь девятая:
Этим законом Господь запрещает любую ложь, к примеру: заведомо неверные показания на суде, донос, сплетни, злословия и клевету. Дьявол означает клеветник. Ложь недостойна христианина, не согласуется ни с любовью, ни с уважением. Товарищ понимает что-то не с помощью насмешки и осуждения, а с помощью любви и доброго дела, совета. Да и вообще стоит следить за речью, так как религия придерживается мнения, что слово - величайший дар.
Заповедь десятая:
Этот закон призывает людей воздержаться от недостойных желаний и зависти. Тогда как девять заповедей говорят о поведении человека, десятая обращает внимание на то, что происходит внутри него: желания, чувства и мысли. Призывает людей думать о духовной чистоте и ментальном благородстве. Любой грех начинается с мысли, появляется греховное желание, которое толкает человека на поступок. Потому для борьбы с соблазнами, следует пресекать мысль о нем в сознании.
Зависть - это душевный яд. Независимо от того, насколько человек богат, когда он завистлив, он будет ненасытен. Задачей жизни человека, по мнению религии, является чистое сердце, ибо только в чистом сердце поселится Господь.
Семь смертных грехов
Началом гордости служит презрение. Наиболее близок к этому греху тот, кто презирает других людей - бедными, низкими. В результате человек считает мудрым и благородным лишь себя. Узнать гордого грешника не сложно: такой человек всегда ищет предпочтения. В самодовольном упоении человек нередко может забыться и присвоить себе мнимые достоинства. Грешник отдаляется поначалу от малознакомых, а в последствии - от товарищей, друзей, семьи и, наконец, самого Господа. Такому человеку не нужен кто-либо, он видит счастье в самом себе. Но по сути, гордость не приносит истинной радости. Под грубым панцирем самодовольства и гордости душа мертвеет, теряет способность любить, дружить.
Этот грех один из самых распространенных в современном мире. Он парализует душу. Мелочные желания и материальные страсти могут загубить благородные побуждения в душе. Этим грехом может страдать и богач, и человек среднего достатка, и бедняк. Эта страсть заключается не просто в обладании материальными вещами или богатством, дело в страстном желании обладать ими.
Зачастую человек во грехе не может думать ни о чем ином. Он находится во власти страсти. Смотрит на каждую женщину словно та является самкой. Грязные мысли заползают в сознание и затуманивает его и сердце, последнее желает только одного - удовлетворения своей похоти. Это состояние сродни животному и даже хуже, ведь человек доходит до таких пороков, до каких не всегда додумается животное.
Этот грех - поругание природы, он портит жизнь, человек в этом грехе враждует со всеми. Более пагубной страсти душа человека еще не познала. Зависть - это один из способов вражды, к тому же практически непреодолимый. Начало этого греха берет свое начало от гордости. Такому человеку сложно видеть рядом равных себе, тем более тех, кто выше его, лучше и т.д.
Чревоугодие
Чревоугодие заставляет людей потреблять пищу и питье ради наслаждения. Из-за этой страсти человек перестает быть разумным человеком, уподобляется животному, который живет без разума. Через этот грех рождаются разные страсти.
Гнев разделяет Бога и человеческую душу, так как такой человек живет в смятении, беспокойстве. Гнев очень опасный советник, все что сделано под его влиняем нельзя назвать благоразумным. В гневе человек совершает зло, хуже которого сделать сложно.
Уныние и лень
Унынием считается расслабление сил тела и души, которое при этом соединяется с отчаянным пессимизмом. Постоянное беспокойство и уныние сокрушают душевные силы, доводят его до изнеможения. От этого греха рождается праздность и беспокойство.
Самыми страшными из грехов считается гордыня, этого Господь не прощает. Божьи заповеди позволяют жить в гармонии. Их сложно соблюсти, но в течение всей жизни человеку необходимо стремиться к лучшему.
Наверное, все слышали про 10 заповедей Библии. Они считаются основополагающими законами и в христианских религиях, и в иудаизме. Это простые тезисы, но по их толкованию написаны просто-таки целые тома. Реально ли применять их в сегодняшней жизни? Принесет ли это какую-то практическую пользу?
Происхождение Десяти заповедей
О том, как появился этот свод законов, повествует Библия. 10 заповедей Божьих были объявлены с неба во всеуслышание всему израильскому народу, который собрался возле Позже сам Бог написал провозглашенный свод законов на десяти каменных скрижалях и передал Моисею для того, чтобы этот оригинал хранился в народе из поколения в поколение.
Рассказ о том, как Бог давал израильскому народу 10 заповедей, записан в двадцатой главе книги Исход. Вот их краткое содержание:
- Поклоняйся только своему Создателю.
- Не делай для поклонения никаких статуй и картин.
- Не используй имя Бога неподобающе.
- Субботу посвящай Богу (не занимайся повседневной работой).
- Уважай родителей.
- Не убивай.
- Не участвуй в распутстве.
- Не воруй.
- Не лги.
- Не завидуй.
Надо ли соблюдать христианам?
Относятся ли требования Закона, данного в древности Моисею, к христианам? Нелишним будет упомянуть, что постановления Закона не ограничивались лишь десятью пунктами. Он включает в себя около 600 различных указаний. Однако эти десять заповедей содержат в себе главные принципы, которые остальные постановления объясняли более широко.
Главным мерилом для принятия тех или иных решений для христиан, по идее, должна бы быть Библия. 10 в ней нигде не упоминаются. И даже более того, когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь в Законе самая главная, он привел два высказывания, которые не являются частью 10 заповедей Библии.
Означает ли это, что Христос считал их устаревшими к тому времени или неактуальными для своих последователей, которые должны были перестать исповедовать иудаизм и стать первыми христианами?
Отнюдь нет. Если проанализировать знаменитую Нагорную проповедь Христа, легко увидеть схему, по которой он ее строил: конкретное постановление из Закона - объяснение того, как его выполнять правильно. Так вот, среди этих постановлений есть и требования, включенные в 10 заповедей Библии, и те, которые не являются их частью.
Сам Иисус Христос заверил своих учеников в том, что он пришел на землю не для того, чтобы нарушить Закон, а для того, чтобы его исполнить. Не случайно на протяжении тысячелетий Слово Бога сохранялось, невзирая на все попытки его уничтожить. И это не простое совпадение, что сегодня у нас есть список 10 заповедей Библии. Закон Божий был написан для нашей же пользы. А потому принципы, содержащиеся в Десяти заповедях, непосредственно касаются христиан и сегодня.
Уникальность закона Бога
Даже при весьма беглом взгляде на знаменитые заповеди в глаза бросается сходство с основными законами любого цивилизованного общества. И это не удивительно, ведь в них отражается понимание человеческой сущности. Однако одна из заповедей в корне отличается от любого человеческого закона.
Подумайте о самом смысле существования законов. Они принимаются ради защиты интересов общества в целом и отдельно взятых членов этого общества в частности. К тому же любое постановление, которое что-либо запрещает, предполагает определенную меру наказания в случае нарушения. Соответственно определяются и методы фиксации этих нарушений.
Однако подумайте, как можно проследить за исполнением последней из заповедей: «Не завидуй»? Как можно определить, обвинить, доказать и добиться наказания для того, кто нарушит это указание? Для человека это просто невозможная задача.
Существование десятой заповеди - одно из косвенных доказательств правдивости библейского повествования. Бог в состоянии исследовать сердце и увидеть мотивы поступков и скрытые желания. Следить же за своей непорочностью в этом вопросе каждый должен самостоятельно.
10 заповедей Библии и современное общество
Еще в 2000 году был проведен опрос на предмет отношения респондентов к Десяти заповедям. Результаты ярко проиллюстрировали изменение ценностей в пределах соседних поколений. Почти 70% опрошенных, которым было более 60 лет, знали заповеди и старались поступать в соответствии с ними. А вот среди молодых людей до 30 лет таковых не набралось и 30%. И подобная тенденция лишь усугубляется.
Подмена понятий и ценностей
Практически каждый, даже очень далекий от религии человек скажет, что выполнение Десяти заповедей полезно и правильно. Да и не один здравомыслящий индивидуум не заявит, что надо идти против Бога. Подмена библейских ценностей - тех ценностей, которые были изначально установлены самим Создателем, - происходит на более тонком уровне.
Убивать - грех? Да! А если убивать, защищая свою страну? Убийца переименовывается в героя…. Причем независимо от того, защищается эта страна или нападает.
Прелюбодеяние - грех? Да! А если это - настоящая любовь? Вроде уже и звучит как-то по-другому….
Не делай изображений для поклонения. Вроде как абсолютно определенное указание. Но если это икона…. То, что согласно закону Бога - неприемлемо, в какой-то момент превратилось в освященное.
Вот так, незаметно, идет влияние на подсознание человека. И в момент, когда надо принять решение о том, как поступить, мозг автоматически предложит более комфортный вариант. Хотя последствия могут быть и плачевными.
Обучение детей
Когда стоит начинать знакомить детей с библейскими наставлениями? В наше время популярно мнение, что ребенку не стоит давать религиозное воспитание. Лучше подождать, пока он вырастет и сможет принять свое собственное осознанное решение в этих вопросах.
Однако подобные умозаключения несостоятельны. 10 заповедей полезны не меньше, чем для взрослых. А знание этих принципов вреда уж точно никакого не причинит.
Подумайте, мы же не ждем сознательного возраста у ребенка, чтобы начать учить его пользоваться ложкой. А следуя вышеприведенной логике, надо было бы все полностью пустить на самотек, ожидая подходящего момента.
Сам Закон Бога предписывает необходимость обучать своих детей заповедям с самого раннего возраста. Но как это можно делать практически?
Во-первых, не бойтесь читать с детьми Библию в оригинале с юного возраста. Не стоит недооценивать способность к восприятию и обучению у малышей. Лучше всего, если вы будете использовать ясный и легко понятный перевод Библии, а не отдавать предпочтение устаревшему варианту только из-за традиции.
Кроме того, сейчас в изобилии имеется литература, которая знакомит с основными библейскими требованиями, написанная специально для детей. Читайте ее вместе с ребенком. Поощряйте его задавать вопросы и вместе ищите на них ответы. И не сомневайтесь в том, что ваши усилия окупятся сторицей.