Дидактический материал для уроков русского языка по темам "Обращение" и "Вводные слова" (8 класс). Пунктуационные нормы Предусмотрительный левинсон еще до приезда разведки
В приводимых ниже предложениях найдите вводные слова и словосочетания, выражающие: а) чувства говорящего; б) степень уверенности в реальности сообщаемого; в) источник сообщения; г) связь мыслей, последовательность изложения; д) приемы и способы оформления высказывания; е) обращение к собеседнику или читателю. При чтении соблюдайте интонацию ввод- ности.
I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (Гонч.). 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явле- ниям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс).
Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В письме Петрухиной матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.). 7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.). 9. Вот, например, ящики на чердаке {Домбр.).
П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядовых (Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного (Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спалило? (Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении (Кор.). 7. Действительно, в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская танцевала (Зайц.). 8. К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба (Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.). 10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда здесь не было тихо (Домбр.).
III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище (Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастливы (Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня (Л.). 4. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (М. Г.). 7. Щенок, видать, из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии (Кат.). 9. А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Те.). 10. С точки зрения артиллериста, Елютин говорил немыслимые вещи (Бакл.).
Для справок. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы:
вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.;
вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по- видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, полагаю, надо полагать, надеюсь и др.;
вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению... , по сведениям, по мнению, по-моему, по- твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;
вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец, между прочим, в общем, кроме того, в частности, стало быть, например, к примеру, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во- первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;
вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;
вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),
понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
Найдите в каждой паре предложений одни и те же слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Было должно быть, уже поздно. - Письмо должно быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с собой кстати и ноты. - Ваш приход сегодня как нельзя более кстати. 3. Лицо путника казалось очень утомленным. - Шахматную позицию казалось.нельзя было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменится. - Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти слова были сказаны между прочим. - Фраза эта между прочим -напомнила мне одну старую шутку. 6. С одной стороны дороги приближались наши войска, с другой навстречу им шли жители освобожденной деревни. - С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вызывает опасение из-за обычной в это время года жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товарищу в его просьбе. - При этих условиях все сказанное само собой разумеется. 8. Мой спутник после продол-жительной прогулки чувствовал себя превосходно, я напротив устал. - В купе я сидел напротив пожилого человека. 9. Это теоретическое положение совершенно очевидно. - Очевидно придется серьезно готовиться к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. - К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность.
Вставьте в предложения подходящие по значению вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.), или дающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность и т. п.), или указывающие на источник сообщаемого, способ оформления высказываемой мысли, последовательность изложения, или содержащие обращение к собеседнику и т. д.
Образец: Сестра волновалась меньше всех. - К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра, кажется (конечно, по-видимому), волновалась меньше всех. По словам брата, сестра волновалась меньше всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра, напротив, волновалась меньше всех. Сестра, по правде говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь ли, волновалась меньше всех.
1. Произошло все по-другому. 2. Задача несложная. 3. Погода меняется. 4. Старостой группы избран Иванов. 5. Лето в этом году будет жаркое.
407. Найдите вводные предложения. Проанализируйте постановку знаков препинания при них. Обратите внимание на способы выделения на письме вводных предложений, содержащих дополнительные замечания, пояснения, уточнения.
1. Печорин, я уже кажется говорил, страстно любил охоту (Л.). 2. Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.). 3. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс). 4. Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала (Л.). 5. Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.). 6. Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.). 7. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Т.). 8. Проснувшиеся овцы - их было около трех тысяч - неохотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (Ч.). 9. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.). 10. И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 11. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение (Фад.). 12. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелепо (Шол.).
Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Укажите значение вводных слов и предложений.
1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убывать овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.). 3. Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотрел в окно на тучи бегущие мимо луны (П.). 4. Бурая свинья вбежала в комнату и схватила к удивлению присутствующих не пирог или хлебную корку а прошение Ивана Никифоровича (Г.). 5. Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радости в куколки (Акс). 6. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный (Гонч.). 7. Про вас я не слышал к несчастью ничего но многое от вас конечно узнаю (Л.). 8. Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека (Т.). 9. А вы я вижу шелковый (Т.). 10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непростительное движение (Л. Т.). 11. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился (Ч.). 12. Однажды это было в ясный осенний день перед вечером старик Цыбукин сидел около ворот (?.). 13. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении (Кор.).
Расставьте знаки препинания. Выделите в одну группу вводные слова, в другую - вводные предложения.
1. Булочники их было четверо держались в стороне от нас (М. Г.). 2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает (Купр.). 3. Только меньшенький Артамон ему шел двадцать первый годок находился при отце для писания писем ведения счетов чтения разных книг (А. Н. Т.). 4. Выяснилось таким образом что во-первых полное окружение трудно достижимо из-за природного препятствия с запада и во- вторых что противник готовится либо принять бой в местных условиях либо рассеяться в глубине бора (Фед.). 5. Как видно и здесь Гаврик был свой человек (Кат.).6. Словом стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.). 7. Честно говоря устал после лекции (Сим.). 8. Правда утром он сделал ошибку (Солж.). 9. Где-то впереди очевидно за лесом и на оставленной нами дороге началась бомбежка (Паст.). 10. Об этой магии как кажется вы ничего не знали (Брюс). 11. Из-за его статной фигуры он торжественно остановился на пороге выглядывали с любопытством тоже праздничные тоже припомаженные служащие тюрьмы (Наб.).
410 (повторение). Найдите в тексте вводные слова и
предложения. Объясните их функцию.
«Багратион - лучший генерал русской армии» - так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон, который, кстати сказать, не раз безуспешно посылал против него лучших своих маршалов.
И действительно, любимец и правая рука Суворова, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской армии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Для этого он обладал всеми необходимыми качествами: во-первых, тактическим глазомером, во-вторых, железным упорством и, наконец, легендарной храбростью. Он всегда находился в самых опасных местах. «На него находили минуты вдохновения, - говорит о нем очевидец. - Огонь сражения зажигал что- то в душе его. Глаза его сияли; он командовал и в бурке, с нагайкой в руке, на простом донце несся, опережая колонны, чтобы из начальствующего генерала стать простым передовым воином». Это видели и ценили солдаты (а их был целый легион) и любили его так, как они любили Суворова и Кутузова.
Известно, между прочим, что лишь очень немногие из полководцев пользовались искренним расположением солдатской массы. Но служить под началом Багратиона хотя и было почетно, однако, по отзывам современников, весьма опасно; Багратионовы адъютанты считались, как говорится, обреченными людьми.
Военная служба Багратиона началась с 1782 года, когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с самого начала (после первой же стычки он был найден среди убитых) и до конца. Он участвовал, по точным подсчетам, в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где, к всеобщему прискорбию, французская граната поставила кровавую точку в его блистательной биографии.
(По С. Борисову)
Озаглавьте текст.
Выделите корни в словах блистательный и зажигать. Объясните их написание (ср.: блестеть - блистать, зажег - зажигать).
Выделите суффикс в глаголе командовать. Объясните его написание (ср.: командовать - опаздывать).
Объясните постановку знаков препинания в приво-димых ниже предложениях.
1. Да, были люди в наше время! (Л.). 2. Нет, шутки мне нейдут на ум сегодня (П.). 3. Нет! Никогда я зависти не знал (П.). 4. Да, в самом деле, радостный день (Наб.).
Для справок. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются запятой (или восклицательным знаком), например: Да! Злые языки страшнее пистолета (Гр.); Нет, я не больна, Афанасий Иванович (Г.).
Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
I. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 2. Да в нашей реке и рыбы-то нету (Т.). 3. В лице Анатолия было выражение душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да здравствует пена - веселая пена - высокая пена морская! (Цв.). 5. Нет Шуйский не клянись но отвечай: то был царевич? (П.). 6. Нет братьев у меня (Кр.).
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении.
413. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Всех офицеров скакало семнадцать человек. Скачки должны были происходить на большом четырехверстном эл..иптической формы кругу перед беседкой. На этом кругу были устроены девять пр..пятст- вий река большой в два аршина глухой барьер перед самой беседкой канава сухая канава с водой косогор ирландская банкетка состоящая из вала утыканного хворостом за которым (не) видная для лошади еще канава так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться потом еще две канавы с водой (не) глубокие но широкие и одна сухая и конец скачки был против беседки. Но начинались скачки не с круга а за сто сажен в стороне от него около некошеного луга покрытого (ярко) зеленой травой и на этом расстоянии было первое препятствие запруженная река в три аршина шириной которую ездоки по произволу могли перепрыгивать или переезжать (в) брод.
Раза три ездоки выравнивались но каждый раз высовывалась чья-нибудь лошадь и нужно было заезжать опять (с начала). Знаток пускания полковник Сестрин не (в) меру нетерпеливый начинал уже сердиться когда наконец в четвертый раз крикнул: «Пошел!» - и ездоки тронулись. Все глаза все бинокли были обращены на пеструю кучку всадников в то время как они выравнивались. И кучки и одинокие пешеходы стали перебегать с места на место чтобы лучше видеть. В первую же минуту собранная кучка всадников устремившихся (с) разбегу к первому пр..пятствию растянулась и видно было как они по два по три и один за другим близятся к реке. Для зрителей казалось что они все поскакали вместе но для седоков (на) совесть гнавших лошадей чтобы пор..вняться а вслед (за) тем вырваться вперед были (быстро) текущие секунды разницы имевшие для них большое значение.
(По Л. Н. Толстому)
Укажите предложение с прямой речью.
Выделите сказуемое во втором предложении первого
абзаца, укажите его тип.
Найдите в тексте сложные слова, укажите способ их
образования.
414. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
В ВЕСЕННЕЙ ДЫМКЕ.
Теплым солнечным днем ранней весны ходили они вместе по усадьбе. Он уже старенький зябкий в темном плюшевом картузе в беличьем полушубке. Она молодая в одном платье с легким шарфом накинутым на белокурую голову.
- Смотри. Знаешь ты что это растет? - спрашивал он и тыкал концом своей палки.
Она присматривалась нагибалась и ничего не узна-вала.
Из земли на каждом шагу высовывались и лезли всякие диковинки. Высовывались и лезли то были- ночки то трубочки и набалдашнички зеленые белые красные наивные слабые и нежные.
Старик смеялся и называл растения.
Здесь на солнышке было очень тепло почти жарко. Низко над травой порхала ярко-желтая бабочка в саду кричали грачи и где-то дальше в поле мычала корова. Солнце припекало плечи и затылок. Живое тепло пробегало разливаясь по всему телу.
Никогда прошлое с будущим так близко не сходятся так тесно не сплетаются как ранней весной. Сухие бурые листья в прошлогодней траве желтое жнивье. Кажется что будто еще вчера здесь махали косы ло- жились снопы скрипели нагруженные телеги. А деревья? Голы как зимой а цвет уже не тот: и в стволах и в ветвях серая или зеленоватая краска. Почек не видно. Зато чувствуется какая-то пышность гибкость. И стоят они уже не в осенней прозрачности а в какой- то дымке...
Вечером все небо заволоклось облаками. Деревья зашумели. Стало темно и холодно. Дедушка велел затопить камин. Старый Егор дедушкин камердинер растапливал его соломой стоя на коленях и долго кряхтел и шептал. Потом пришла Ефимовна экономка и долго говорила с дедушкой насчет каких-то телят.
Наконец и Егор и Ефимовна ушли. Дрова в камине ярко горели и трещали. Перед огнем в кресле молча закрыв глаза сидел дедушка, а за окном все еще тараторили галки.
(По Л. А. Авиловой)
Укажите тип сказуемого в первом предложении текста.
Разберите по составу слова полушубок, присматривалась, зеленоватая.
Объясните употребление приставки при- в слове припекало.
Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите их тип.
415. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. Озаглавьте текст.
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. Родился он и вырос в поместье Кончанском бывшая Новгородская губерния. По воспоминаниям родственников мальчик не отличался ни здоровьем ни хорошим сложением. Казалось бы какие тут могли быть мечты о военной службе! Но к досаде родителей ребенок рано пристрастился к военным наукам. Разумеется этому отчасти способствовали увлекательные рассказы о Петре I отца и его гостей и просто случайных посетителей.
Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания великих полководцев прошлого Александра Македонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неоднократно видел себя на бранном поле. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу планы сражений географические карты глобусы. С целью тренировки он приучает себя вставать на рассвете купается в реке до заморозков часами кто из знавших его мог этому поверить остается на морозе в легкой одежде.
Ни уговоры ни убеждения ни даже угрозы родителей ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и упорно он продолжал готовить себя к суровой походной жизни но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот все казалось готовы были отговорить его от бессмысленных мечтаний так некото - рые из родных называли его планы.
Но мальчик был непоколебим и с исключительным упорством добивался своего. Родители наконец уступили. Александр был приписан в рядовые Семеновского полка. С этого момента начинается новая полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
Укажите предложения с обобщающими словами и однородными членами.
Объясните употребление частиц не и ни в тексте.
Разберите по составу слова бессмысленный, жизнеописание, родственник.
416. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
В последний раз я видел его [И. С. Тургенева] в Москве в июне 1880 года на открыти.. памятника Пушкину. Это открытие одно из (не) забвен..ых событий рус..кой обществен..ой жизни.
С утра Москва пр..няла праз..ничный вид и у памятника закутан..ого пеленой собрались (много) чис- лен..ые депутации с венками. Колокольный звон Страс.ного монастыря слился с звуками оркестров исполнявших коронацио..ный марш Мендельсона. Городской голова махнул свитком пелена развернулась и упала и под восторжен..ые крики «ура» и пение хоров запевших «Слав..ся» Глинки пр..дстала фигура Пушкина с задумчиво скл..нен..ой головой.
Через час в обширной актовой зале университета наполненной (до) отказа состоялось торжествен..ое собрание. Ректор объявил что по случаю великого праздника рус.кого про..в..щения университет избрал в свои почетные члены знамени... но ему (не) дали договорить. Един..душные рукоплескания потрясли залу возбудив во всех одно и (то) же пр..дставле- ние и заставив в сер..це каждого прозвучать одно и (то) же имя. (Не) описуемый восторг охватил всех. Тургенев встал рас..терян..о улыбаясь и низко накл..няя свою седую голову.
В лице своих лучших пр..дставителей рус..кое мыслящее общество как (бы) венчало в нем достойнейшего преемника Пушкина. Лишь появившийся на кафедре Ключевский начавший свою речь о героях произведений Пушкина заставил утихнуть востор- жен..ое волнение.
Вечером в зале Дворянского собрания был концерт. Островский Полонский Плещеев (в) переме..ку с артистами прошли перед горячо настроен..ой публикой. Появился и Писемский грузный всклокочен..ый с большими глазами (на) выкате. Вышел наконец и Тургенев.
Пр..ветствуемый особен.. о шумно он подошел к рампе и стал читать (на) память «Последнюю тучу рас.еян..ой бури» но на третьем стихе запнулся очевидно его позабыв и бе..помощно разведя руками остановился. Тогда из публики с разных концов ему стали подсказ..вать. Он улыбнулся и сказал конец стихотворения вместе со всею залой. Этот милый эпизод еще более подогрел общее чу..ство к нему.
Три дня продолжались празднества и растроганное настроение так или иначе пр..час.ных к ним пр..чем главным живым героем этих торжеств являлся по общему признанию Тургенев.
(По А. Ф. Кони)
Укажите имена собственные. Объясните постановку в тексте прописных букв.
Найдите слова с непроизносимыми согласными.
Выпишите слова с приставками при- и пре-.
Дайте общую характеристику приводимых простых предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Образец: Солнце блистало и на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на всходах хлеба, и на ряби быстрой реки, видневшейся влево от дороги (Л. Т.). Предложение простое, повествовательное, личное, полное, распространенное, с однородными обстоятельствами, с обособленным опреде-лением.
1. Солнце сияло (П.). 2. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями (Л.). 3. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение (Т.). 4. Говорил один из казаков, запыленный и на плотной лошади (Л. Т.). 5. Видите на том берегу дом и сад? (Ч.). 6. О, как это ужасно! (Ч.). 7. На дворе, отражаясь в лужицах между камней, блестит радостно весеннее солнце (М. Г.). 8. Не в смерть, а в жизнь введи меня, тропа дремучая лесная! (Кл.). 9. Как тихо стало в природе!(Гум.). 10. Теркин - дальше. Автор - вслед (Те.).
Озаглавьте текст. Объясните постановку в нем знаков препинания.
Данилов монастырь. Старинные крепостные стены гармонируют с увядающей листвой деревьев, осеняющей бронзу и гранит намогильных памятников. Мы, постояв у могилы А. Рубинштейна, пошли к месту погребения Н. В. Гоголя. Над простой чугунной решеткой и плитой с выпуклыми буквами «Николай Васильевич Гоголь», над зеленоватым огоньком лампа- ды, мерцающим в фонарике у чугунного креста, словно охраняя вечный покой великого писателя, деревья раскинули свои ветви, роняющие золотые листья.
Обнажив головы, стоим потрясенные простотой этого уголка кладбища с тремя словами на бронзовой плите. Есенин, сжав побелевшими пальцами решетку, не отрываясь, смотрит на живой огонек лампады, на бронзовую плиту, усеянную оранжевыми листьями.
- Да, вот она, несущаяся тройка - символ Руси... «Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух... и дают ей дорогу другие народы и государства...» Так писать - это значит верить в лучшее будущее России, - говорит он...
Каждый из нас уносит надолго в своей душе память о «встрече» с гениальным автором поэмы о Руси.
(Б. А Сорокин)
Найдите причастия, укажите их форму.
Разберите по членам два предложения, образующих
второй абзац. Составьте их схему.
Охарактеризуйте первое предложение текста.
Карточка 1
Карточка 2
В горах
(По В.Быкову).
Карточка 1
Задание:
Выпишите сначала предложения, в которых вставные конструкции
оформляются с помощью тире или скобок, затем предложения, в которых вставные
конструкции оформляются запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Старик, дядя Михайло как называли его ребятишки был высок сутул худ. 2) Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика сразу обрушила на них ворох городских новостей. 3) Человек шесть немцев им удалось сгруппироваться опасливо оглядываясь, двигались в нашу сторону веером. 4) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. 5) Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и как выразился потом о нем Степан Иванович сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик. 6) Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки приехала она ночью выставил удаленное охранение. 7) Где-то на улице тоже горел костер, и на нем как сказали Алексею калился большой валун.
Карточка 2
Задание:
Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в
конце каждого предложения. Спишите получившийся текст.
В горах
Перевал
… был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по
заснеженному скалистому взлобью, справа возвышалось что-то серое… громада
другой горы … они добрались уже до седловины (пожалуй, наверно, значит). Ветер
по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости, будто в невидимой гигантской
трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз
… крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
(По В.Быкову).
Д л я с п р а в о к. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы:
1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообще нием: к счастью, к несчастью, к радости, к огорче нию, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумле нию, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час
и др.;
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуве ренность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, ве роятно, по всей вероятности, может быть, быть мо жет, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, повидимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущ ности, по существу, право, чай, полагаю, надо пола гать, надеюсь и др.;
3) вводные слова, указывающие на источник сообще ния: говорят, сообщают, передают, по словам..., по со общению..., по сведениям, по мнению, по-моему, потвоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по пре
нец, между прочим, в общем, кроме того, в частнос
первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;
5) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, ины ми словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;
6) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его вни мание к сообщаемому, внушить определенное отноше ние к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),
понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
405. Найдите в каждой паре предложений одни и те же слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Было должно быть, уже поздно. - Письмо дол жно быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с собой кстати и ноты. - Ваш приход сегодня как нель зя более кстати. 3. Лицо путника казалось очень утомленным. - Шахматную позицию казалось.нель зя было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменит ся. - Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти слова были сказаны между прочим. - Фраза эта между прочим -напомнила мне одну старую шутку. 6. С одной стороны дороги приближались наши вой ска, с другой навстречу им шли жители освобожден ной деревни. - С одной стороны предложение по ехать на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вы зывает опасение из-за обычной в это время года жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товари щу в его просьбе. - При этих условиях все сказанное само собой разумеется. 8. Мой спутник после продол жительной прогулки чувствовал себя превосходно, я напротив устал. - В купе я сидел напротив пожилого человека. 9. Это теоретическое положение совершен но очевидно. - Очевидно придется серьезно готовить ся к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. - К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность.
406. Вставьте в предложения подходящие по значению вводные слова, выражающие чувства говорящего в свя зи с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.), или дающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возмож ность и т. п.), или указывающие на источник сообщае мого, способ оформления высказываемой мысли, после довательность изложения, или содержащие обращение к собеседнику и т. д.
О б р а з е ц: Сестра волновалась меньше всех. - К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра, кажется (конечно, по-видимому), волновалась мень ше всех. По словам брата, сестра волновалась меньше всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра, напротив, волновалась меньше всех. Сестра, по прав де говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь ли, волновалась меньше всех.
1. Произошло все по-другому. 2. Задача неслож ная. 3. Погода меняется. 4. Старостой группы избран Иванов. 5. Лето в этом году будет жаркое.
407. Найдите вводные предложения. Проанализируйте постановку знаков препинания при них. Обратите вни мание на способы выделения на письме вводных предло жений, содержащих дополнительные замечания, пояс нения, уточнения.
1. Печорин, я уже кажется говорил, страстно лю бил охоту (Л.). 2. Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.). 3. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс). 4. Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала (Л.). 5. Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.). 6. Я не ус пел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.). 7. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Т.). 8. Про снувшиеся овцы - их было около трех тысяч - не охотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (Ч.). 9. Эти собаки, ес ли не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.). 10. И каждый вечер в час назначен ный (иль это только снится мне?) девичий стан, шел ками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 11. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение (Фад.). 12. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было не лепо (Шол.).
408. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Укажите значение вводных слов и предложений.
1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убы вать овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.). 3. Однажды вечером это было в начале 1773 года си дел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотрел в окно на тучи бегущие мимо луны (П.). 4. Бурая свинья вбежала в комнату и схватила к удивлению присутствующих не пирог или хлебную корку а про шение Ивана Никифоровича (Г.). 5. Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радос ти в куколки (Акс). 6. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный (Гонч.). 7. Про вас я не слышал к несчастью ничего но многое от вас ко нечно узнаю (Л.). 8. Горный воздух без всякого сомне ния действует благотворно на здоровье человека (Т.). 9. А вы я вижу шелковый (Т.). 10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непрости тельное движение (Л. Т.). 11. И этот учитель грече ского языка этот человек в футляре можете себе пред ставить едва не женился (Ч.). 12. Однажды это было в ясный осенний день перед вечером старик Цыбукин сидел около ворот (¥.). 13. Отец по-видимому нахо дился в самом благодушном настроении (Кор.).
409. Расставьте знаки препинания. Выделите в одну группу вводные слова, в другую - вводные предложе ния.
1. Булочники их было четверо держались в стороне от нас (М. Г.). 2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает (Купр.). 3. Только меньшень кий Артамон ему шел двадцать первый годок нахо дился при отце для писания писем ведения счетов чтения разных книг (А. Н. Т.). 4. Выяснилось таким образом что во-первых полное окружение трудно до стижимо из-за природного препятствия с запада и вовторых что противник готовится либо принять бой в местных условиях либо рассеяться в глубине бора
(Фед.). 5. Как видно и здесь Гаврик был свой человек (Кат.). 6. Словом стал дед Щукарь кучером и коню хом одновременно (Шол.). 7. Честно говоря устал пос ле лекции (Сим.). 8. Правда утром он сделал ошибку (Солж.). 9. Где-то впереди очевидно за лесом и на ос тавленной нами дороге началась бомбежка (Паст.). 10. Об этой магии как кажется вы ничего не знали (Брюс). 11. Из-за его статной фигуры он торжествен но остановился на пороге выглядывали с любопытст вом тоже праздничные тоже припомаженные служа щие тюрьмы (Наб.).
410 (повторение). Найдите в тексте вводные слова и предложения. Объясните их функцию.
«Багратион - лучший генерал русской армии» - так выразил свое мнение о Багратионе как о полко водце Наполеон, который, кстати сказать, не раз без успешно посылал против него лучших своих марша лов.
И действительно, любимец и правая рука Суворо ва, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской армии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Для этого он обладал всеми необходимыми качества ми: во-первых, тактическим глазомером, во-вторых, железным упорством и, наконец, легендарной храб ростью. Он всегда находился в самых опасных мес тах. «На него находили минуты вдохновения, - гово рит о нем очевидец. - Огонь сражения зажигал чтото в душе его. Глаза его сияли; он командовал и в бур ке, с нагайкой в руке, на простом донце несся, опере жая колонны, чтобы из начальствующего генерала стать простым передовым воином». Это видели и це нили солдаты (а их был целый легион) и любили его так, как они любили Суворова и Кутузова.
Известно, между прочим, что лишь очень немно гие из полководцев пользовались искренним распо ложением солдатской массы. Но служить под нача лом Багратиона хотя и было почетно, однако, по от зывам современников, весьма опасно; Багратионовы
адъютанты считались, как говорится, обреченными людьми.
Военная служба Багратиона началась с 1782 года, когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с самого начала (после первой же стычки он был най ден среди убитых) и до конца. Он участвовал, по точ ным подсчетам, в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где, к всеобщему прискорбию, французская граната поста вила кровавую точку в его блистательной биографии.
(По С. Борисову)
1. Озаглавьте текст.
2. Выделите корни в словах блистательный и зажи гать. Объясните их написание (ср.: блестеть - блистать, зажег - зажигать).
3. Выделите суффикс в глаголе командовать. Объясните его написание (ср.: командовать - опаздывать).
411. Объясните постановку знаков препинания в приво димых ниже предложениях.
1. Да, были люди в наше время! (Л.). 2. Нет, шутки мне нейдут на ум сегодня (П.). 3. Нет! Никогда я за висти не знал (П.). 4. Да, в самом деле, радостный день (Наб.).
Д л я с п р а в о к. Слова да и нет, выражающие ут верждение и отрицание, отделяются запятой (или воск лицательным знаком), например: Да! Злые языки страшнее пистолета (Гр.); Нет, я не больна, Афана сий Иванович (Г.).
412. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
I. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 2. Да в нашей реке и рыбы-то нету (Т.). 3. В лице Анатолия было вы ражение душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да здравствует пена - веселая пена - высокая пена морская! (Цв.). 5. Нет Шуйский не клянись но отве чай: то был царевич? (П.). 6. Нет братьев у меня (Кр.).
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении.
413. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Всех офицеров скакало семнадцать человек. Скач ки должны были происходить на большом четырех верстном эл..иптической формы кругу перед бесед кой. На этом кругу были устроены девять пр..пятст вий река большой в два аршина глухой барьер перед самой беседкой канава сухая канава с водой косогор ирландская банкетка состоящая из вала утыканного хворостом за которым (не) видная для лошади еще ка нава так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться потом еще две канавы с во дой (не) глубокие но широкие и одна сухая и конец скачки был против беседки. Но начинались скачки не с круга а за сто сажен в стороне от него около неко ше..ого луга покрытого (ярко) зеленой травой и на этом рас..тоянии было первое пр..пятствие запру женная река в три аршина шириной которую ездоки по произволу могли перепрыгивать или переезжать
Раза три ездоки выравнивались но каждый раз вы совывалась чья-нибудь лошадь и нужно было заез жать опять (с начала). Знаток пускания полковник Сестрин не (в) меру нетерпеливый начинал уже сер диться когда наконец в четвертый раз крикнул: «По шел!» - и ездоки тронулись. Все глаза все бинокли были обращены на пеструю кучку всадников в то вре мя как они выравнивались. И кучки и одинокие пе шеходы стали перебегать с места на место чтобы луч ше видеть. В первую же минуту собранная кучка всадников устремившихся (с) разбегу к первому пр..пятствию растянулась и видно было как они по
два по три и один за другим близятся к реке. Для зри телей казалось что они все поскакали вместе но для седоков (на) совесть гнавших лошадей чтобы пор..вняться а вслед (за) тем вырваться вперед были (быстро) текущие секунды разницы имевшие для них большое значение.
(По Л. Н. Толстому)
1. Укажите предложение с прямой речью.
2. Выделите сказуемое во втором предложении первого абзаца, укажите его тип.
3. Найдите в тексте сложные слова, укажите способ их образования.
414. Перепишите, ставя недостающие знаки препина ния.
В ВЕСЕННЕЙ ДЫМКЕ.
Теплым солнечным днем ранней весны ходили они вместе по усадьбе. Он уже старенький зябкий в тем ном плюшевом картузе в беличьем полушубке. Она молодая в одном платье с легким шарфом накинутым на белокурую голову.
Смотри. Знаешь ты что это растет? - спраши вал он и тыкал концом своей палки.
Она присматривалась нагибалась и ничего не узна вала.
Из земли на каждом шагу высовывались и лезли всякие диковинки. Высовывались и лезли то былиночки то трубочки и набалдашнички зеленые белые красные наивные слабые и нежные.
Старик смеялся и называл растения.
Здесь на солнышке было очень тепло почти жарко. Низко над травой порхала ярко-желтая бабочка в са ду кричали грачи и где-то дальше в поле мычала ко рова. Солнце припекало плечи и затылок. Живое теп ло пробегало разливаясь по всему телу.
Никогда прошлое с будущим так близко не сходят ся так тесно не сплетаются как ранней весной. Сухие бурые листья в прошлогодней траве желтое жнивье. Кажется что будто еще вчера здесь махали косы ло-
жились снопы скрипели нагруженные телеги. А де ревья? Голы как зимой а цвет уже не тот: и в стволах и в ветвях серая или зеленоватая краска. Почек не видно. Зато чувствуется какая-то пышность гибкость. И стоят они уже не в осенней прозрачности а в какойто дымке...
Вечером все небо заволоклось облаками. Деревья зашумели. Стало темно и холодно. Дедушка велел за топить камин. Старый Егор дедушкин камердинер растапливал его соломой стоя на коленях и долго кряхтел и шептал. Потом пришла Ефимовна эконом ка и долго говорила с дедушкой насчет каких-то те лят.
Наконец и Егор и Ефимовна ушли. Дрова в камине ярко горели и трещали. Перед огнем в кресле молча закрыв глаза сидел дедушка, а за окном все еще тара торили галки.
(По Л. А. Авиловой)
1. Укажите тип сказуемого в первом предложении текс та.
2. Разберите по составу слова полушубок, присматрива лась, зеленоватая.
3. Объясните употребление приставки при- в слове при пекало.
4. Найдите в тексте односоставные предложения. Ука жите их тип.
415. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. Озаглавьте текст.
Александр Васильевич Суворов происходил из не богатого дворянского рода. Родился он и вырос в по местье Кончанском бывшая Новгородская губерния. По воспоминаниям родственников мальчик не отли чался ни здоровьем ни хорошим сложением. Казалось бы какие тут могли быть мечты о военной службе! Но к досаде родителей ребенок рано пристрастился к во енным наукам. Разумеется этому отчасти способство вали увлекательные рассказы о Петре I отца и его гос тей и просто случайных посетителей.
Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописа ния великих полководцев прошлого Александра Ма кедонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неод нократно видел себя на бранном поле. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу планы сражений географические карты глобусы. С целью тренировки он приучает себя вставать на рассвете купается в реке до заморозков часами кто из знавших его мог этому поверить остает ся на морозе в легкой одежде.
Ни уговоры ни убеждения ни даже угрозы родите лей ничто не могло отклонить Александра от наме ченной цели. Настойчиво и упорно он продолжал го товить себя к суровой походной жизни но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот все казалось готовы были отго ворить его от бессмысленных мечтаний так некото рые из родных называли его планы.
Но мальчик был непоколебим и с исключительным упорством добивался своего. Родители наконец усту пили. Александр был приписан в рядовые Семенов ского полка. С этого момента начинается новая пол ная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
1. Укажите предложения с обобщающими словами и од нородными членами.
2. Объясните употребление частиц не и ни в тексте.
3. Разберите по составу слова бессмысленный, жизне описание, родственник.
416. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
В последний раз я видел его [И. С. Тургенева] в Москве в июне 1880 года на открыти.. памятника Пушкину. Это открытие одно из (не) забвен..ых со бытий рус..кой обществен..ой жизни.
С утра Москва пр..няла праз..ничный вид и у па мятника закутан..ого пеленой собрались (много) чис-
Цели урока. выяснить, что такое вводные слова и какова их роль в предложении; познакомить с группами вводных слов по значению; усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами; выяснить общность и различие вводных слов и предложений; определить роль вводных слов и предложений в тексте; освоить богатство значений вводных конструкций, выработать пунктуационный навык; развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом От них кружится голова, И радуюсь всему подряд. Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова, И всё ж удобны потому, И чаще прочих среди них Что выдают легко другим, Слова «во-первых», Как мы относимся к тому, «во-вторых», О чём смущаясь говорим. Они, начав издалека, Мне скажут: «К счастью…» Давали повод не спеша И потом Собраться с мыслями, пока Пусть что угодно говорят, Не знаю, где была душа. А.Кушнер. Прочитай стихотворение. О вводных словах и пойдёт сейчас речь.
Прочитай! Вводные слова – такие слова и сочетания слов, которые не вносят в сообщаемую мысль чего – то нового, а выражают отношение к ней говорящего, её оценку, замечания по поводу сказанного. В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несут в себе вводные слова, их подразделяют на несколько групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Потренируйся. Задание. Найди вводные слова и определи их значение. (Примечание. Задание выполняется устно.) 1. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание. 2. Как говорят ученые, нас ожидает глобальное потепление. 3. оезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома. 4. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость. 5. Мы собрались здесь, во-первых, для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
Задание. Спиши в тетрадь предложения, найди вводные слова, определи и подпиши их значение. К счастью, папы и мамы нет дома. Значит, можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, по правде сказать, интересно бывать у неё. Во- первых, у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых, Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, к удивлению, уже побывала в Италии и в Африке. В общем, у Любочки очень интересно.
Отличие вводных слов от омонимичных глаголов – сказуемых и наречий. 1. Ученик, верно, уже ответил. 2. Ученик верно ответил. В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в каком – вводное слово? Почему вы так решили? 1.В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно произносится с вводной интонацией, выражающей, в какой степени высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте выделяем его запятыми. 2.Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола, мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения (обстоятельством). Случаев, когда вводные слова становятся похожими на другие части речи, достаточно много.
Задание. Определи, где вводное слово, а где «замаскировавшаяся» часть речи. Запиши предложения в тетрадь. «Замаскировавшуюся» часть речи подчеркни как член предложения. 1.Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. 2.Мы кажется многого (не) предусмотрели. 3.Окно должно быть забыли закрыть на ночь. 4.Окно должно быть открыто всю ночь. 5.Ты может быть хочешь поехать в Санкт – Петербург? 6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. 7.Откровенно сказать я вижу его (в)первые. 8.Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
Запомни! Как отличить вводное слово «однако» от омонимичного ему сочинительного союза «однако» (перед которым, кстати, всегда ставим запятую) 1.Односоставные и неполные предложения имеют общие признаки, однако различия их очень существенны. 2.Ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. В каком из двух предложений «однако» союз, вводное слово? В первом предложении «однако» - это союз, потому что соединяет части ССП. Во втором предложении «однако» - это вводное слово, которое произносится (вы заметили?) с вводной интонацией и выделяется на письме запятыми.
Отношение к говорящего к высказываемым мыслям, их оценку наряду с вводными словами могут выражать целые предложения; они и получили название вводных предложений. Вводные предложения сходны по содержанию с вводными словами – они передают те же разновидности авторских замечаний, оценок, эмоциональных реакций, о которых говорилось выше. 1.Усилие нужно сделать, говорит какая – то дама в одном романе Диккенса, вот я и проделываю это усилие шестой год. 2.Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля. 3.Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.
Найди в тексте вводные слова и предложения, определи их значение.(устно) По мнению младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним бережно.
Задание. Замени вводные слова вводными предложениями. Запиши эти и получившиеся предложения в тетрадь. 1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. 2. Дождь, казалось, никогда не утихнет. 3. Соревнование, безусловно, состоится. 4. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.
Задание. Выпиши в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводны ми словами. Расставь знаки препинания. Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
Выполни задание. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Выбери ответ и запиши его в тетрадь. 1. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2. В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
3. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 4. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
5. Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 6. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
Задание. Прочитай текст. Определи проблему, поднятую автором.(устно) 1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда непридет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека. (Д. С. Лихачев)
34
Задание. Прочитай текст, спиши его, расставь недостающие знаки препинания и объясни их. (1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна пр…образовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов вынужде…ы задумываться и о других факторах: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности. (3)Безусловно совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно больше сжигается ископаемого топлива.
Задание. (все задания письменно) 1. Спиши текст в тетрадь. 2. Определите тип речи текста. Ответ обоснуй. 2. Определи стиль этого текста. 3. Определи средства связи 2 и 5, 4 и 5 предложений, 4. Укажи номер(-а) предложения(-ий) с вводными словами. Устно ответь. Какие значения имеют вводные слова? Сделайте вывод о роли вводных слов в данном тексте.
Познакомимся с друзьями вводных слов и вводных предложений – вставными конструкциями. Почему их выделяют в отдельную группу «слов, грамматически не связанных с предложением»? Попробуем разобраться. Обычно вставные конструкции заключают те или иные сведения, необходимость в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к высказыванию мысли, вследствие чего начатое предложение прерывается и в него вводится необходимое сообщение. Вставные конструкции более самостоятельны и даже могут стать независимыми предложениями. Вставные конструкции помогают пониманию того предложения, в которое они включены. Таким образом, главное отличие вставных конструкций от водных слов и предложений заключается в том, что первые несут дополнительную информацию, которая дополняет, уточняет высказывание; вторые, наоборот, никакой дополнительной информации, важной для понимания всего предложения в целом, не несут.
Задание. Перепиши, расставляя знаки препинания. 1. На озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски. (Пауст.) 2. Сначала это было в апреле он поехал к себе в свою родовую Ковринку и здесь прожил в уединении две недели. (Ч.) 3. Алексей читатель уже узнал его пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 4. Мать и дочь Павловские это была их фамилия всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись. 5. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но подумал я старый смотритель может быть уже сменен вероятно Дуня уже замужем. (П.) 6. Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленную охрану. 7. Он меня вы знаете очень уважает. (Т.) 8. Вы вижу я охотник песни слушать. (Кр.) 9. Уже я думаю около полуночи к нам подъехали старичок и Василий догонявшие оторвавшихся лошадей. (Л. Т. 10. Вот у меня я думаю получше глаза. (Г.)
39
Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки. Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило понятие пунктуационная норма, так как основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, а это достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. В авторском тексте иногда наблюдается несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания (употребление точки с запятой, двоеточия, тире). Это связано со специфичностью пунктуационной нормы: она проходит долгий и сложный путь от индивидуализированной пунктуации (авторской) до общепринятой. Формирование пунктуационных норм обусловлено тесным взаимодействием субъективного и объективного в языке и речи. Спонтанное формирование большинства пунктуационных норм обуславливает рекомендательный характер пунктуационной нормы (в отличие от орфографической). Те нормы, которые выдержали испытание, т.е. регулярно встречаются в практике письменной речи и при этом получили признание в обществе, закрепляются в правилах пунктуации.
Строго обязательными являются знаки, употребление которых обусловлено прежде всего организацией предложения. К разряду обязательных относятся знаки грамматические, или структурные:
Точки, фиксирующие конец предложения: Лесная глушь. Смеркается. В сумерках запахи особенно сильны.
Знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их ограничительная роль): На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой.
Знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения; междометия): Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение.
Знаки при однородных членах предложения: Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом сказки .
Знаки, выделяющие приложения, определения – причастные обороты и определения-прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря.
Степень вариантности использования разнообразных пунктуационных знаков и их комбинаций ограничивается в конечном счете самой системой текста, а также действием пунктуационных норм.
Задание 1. Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек между двумя частями бессоюзного сложного предложения? Объясните варианты постановки знака определенной зависимостью смысловых отношений, которые вы установили между частями.
1. Молодежь ушла // в клубе стало скучно. 2. Наступит лето // поедем в деревню. 3. Одно было несомненно// назад он не вернется (И. Тургенев ). 4. Жилин видит // дело плохо (Л. Толстой ). 5. Пашню пашут // руками не машут. 6. Посмотрит // рублем подарит (Н. Некрасов ). 7. Чин следовал ему // он службу вдруг оставил (А. Грибоедов ). 8. Выйти невозможно // на улице проливной дождь. 9. На улице проливной дождь // выйти невозможно. 10. Экскурсия не состоится // плохая погода.
Задание 2. Поставьте запятую в нужном месте.
1. Поставить статую золотую пику держащую. 2. Помиловать нельзя казнить. 3. Эдуарда убить не смейте бояться бесполезно. 4. За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестренка и я. 5. Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать восхождение. 6. Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении. 7. Обычно спокойный оратор на этот раз сильно волновался.
Задание 3. Свободный диктант. Разбейте многочисленные синтаксические конструкции на менее сложные.
Я вынырнул из подвала на свежий воздух, чистый, светлый день и как-то разом отчётливо заметил, что на дворе всё наполнено предчувствием весны. Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпотевших досках крыши с того края, где солнце, оно в чириканье воробьёв, схватившихся врукопашную середь двора, и в той ещё негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дрёмой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспыхнут горные речки зеленовато-жёлтой наледью, которая знойными утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, краснотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, а потом лёд разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесёт. Но ещё до ледохода появятся подснежники на увалах, прыснет травка по тёплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход и Первый май (В. Астафьев ).
Задание 4. Напишите диктант, проверяя свои знания по пунктуации.
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и со всех четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому он добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.
Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку (По А. Платонову ).