Древний вавилон кратко самое главное. История древнего государства вавилония кратко
Впервые Вавилон достиг могущества в правление великого царя Хаммурапи. Когда его царство рухнуло, город был захвачен племенем касситов. Их мирное правление продолжалось более 400 лет.
Приблизительно после 730 г. до н. э. Вавилон стал частью Ассирийской империи . Жители Вавилона часто поднимали восстания против ассирийцев. Последние в конце концов напали на город и разрушили его.
В 625 г. до н. э. вавилонский военачальник Набопаласар объявил себя царем Вавилона. Объединившись с жителями соседней Мидии, он нанес ассирийцам поражение. Он и его сын, Навуходоносор II, вновь отстроили Вавилон и своими трудами поставили его в ряд богатейших городов мира.
Царь Навуходоносор II много раз ходил в походы и создал огромную державу. Самой знаменитой была его война против Иудеи. Когда иудеи подняли восстание, он разрушил Иерусалим, их столицу, а тысячи ее жителей увел в рабство, в Вавилон.
В 539 г. до н. э. Вавилон был захвачен войском из Персидского царства (территория современного Ирана) и стал частью могущественной Персидской державы.
Периоды Вавилона
- Старовавилонский период, Древневавилонский период (ок. 2000 — ок. 1595 гг. до н. э.)
- Царство Хаммурапи (ок. 1792 — ок. 1595 гг. до н. э.).
- Средневавилонский период (ок. 1595 — ок. 1004 гг. до н. э.).
- Ок. 1595 — 1155 гг. до н. э. — Вавилоном правят касситы (III касситская династия).
- II династия Исина.
- Нововавилонский период (ок. 1004 — 539 гг. до н. э.).
- Ок. 730 г. до н. э. — Вавилон входит в состав Ассирийской империи. Правление ассирийских царей.
- 689 г. до н. э. — разрушение Вавилона.
- Ок. 730 г. до н. э. — Вавилон входит в состав Ассирийской империи. Правление ассирийских царей.
- Нововавилонская держава.
- 625 — 605 гг. до н. э. — правление царя Набопаласара. Ассирийцы терпят поражение.
- 605 — 562 гг. до н. э. — правление царя Навуходоносора II Вавилон отстроен заново.
- 539 г. до н. э. — Вавилон входит в состав Персидской державы.
- Вавилон в составе державы Ахеменидов (539 — 331 гг. до н. э.).
- Вавилон в эллинистический период (331 — ок. 130 гг. до н. э.) Материал с сайта
Сооружения Вавилона
Ворота Иштар
Навуходоносор II построил восьмые — самые известные — внутренние ворота Вавилона, и назвал их в честь богини — Иштар. Они были покрыты ярко-синей изразцовой плиткой и покрыты живописными изображениями быков и драконов. Центральная часть города была обнесена двумя рядами массивных стен.
Дорога Процессий
От ворот Иштар шла дорога, известная как Дорога Шествий (или Дорога Процессий). Она была окружена зубчатой стеной, и вела в город.
Висячие сады Семирамиды
Навуходоносор разбил сады для жены: она тосковала по зеленым холмам своей родины. Эти сады известны как висячие сады Семирамиды. Рядом находился царский дворец, в центре которого был тронный зал царя.
Система подъемников доставляла воду к висячим садам Семирамиды. Вода сбегала вниз по террасам, и потому там никогда не бывало сухо.
Зиккурат Этеменанки
Неподалёку от царского дворца возвышался зиккурат Этеменанки — ступенчатая башня, построенная Навуходоносором II в честь бога Мардука. На её вершине был храм, а вокруг зиккурата жили жрецы. Это культовое сооружение Вавилона вошло в историю под названием Вавилонская Башня.
Боги Вавилона
Мардука считали верховным богом Вавилона. Ему посвящали особое празднество — праздник Нового года , который длился 11 дней. Верховной богиней была Иштар, богиня любви и войны.
Предсказание будущего
Вавилоняне верили, что могут предсказать будущее, взглянув на внутренности мертвых животных. У жрецов были глиняные слепки внутрен-ностей
Babylon
В годы своего расцвета являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр максимально приближаются друг к другу. На протяжении веков в этой области были расположены многие столицы: Киш , Аккаде , Селевкия , а также Багдад . Древнее название города, Бабиль , может происходить из неизвестного языка, который предшествовал шумерскому и аккадскому. С аккадского языка название города (Баб-Или) можно перевести как “ворота бога” , такое же самое значение имеет его название и на написанном шумерском – Ка-Дингир-Ра. Вавилон – это уже греческий вариант названия города. Сегодня южную часть древней Месопотамии – область, простирающуюся вокруг Вавилона вплоть до Персидского залива – мы называем Вавилонией , но в древние времена эта земля называлась Шумер и Аккад .
Город Вавилон был хорошо известен греческим и римским историкам. Геродот – древнегреческий историк, посетивший, возможно, город в V веке до нашей эры (или основываясь на рассказах очевидцев), писал, что “город этот превосходит в своем блеске все известные города мира” . Классические авторы также приписывали Вавилону одно из чудес древнего мира: Висячие сады Семирамиды .
Вавилон упоминается часто и в Библии. Как полагают, именно там велось строительство Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение). Вавилон был тем местом, куда Навуходоносор II (правил 605–562 до н.э.) сослал евреев после завоевания Иудеи. И именно этот город указывается как родина пророка Даниила. Поэтому, в отличие от большинства других городов региона, о Вавилоне не забыли после его упадка. Сколько прошло времени после того, как здания разрушились, а северный холм этой местности даже сохранил имя Тель-Бабель. Но, что было забыто, - Вавилон имеет богатую историю и до периода Навуходоносора.
К сожалению, за многие века уровень грунтовых вод в Вавилоне очень вырос, а поэтому, даже археологи могут трактовать раннюю историю этого чудесного города. Исторические уровни города третьего и второго веков до нашей эры оказались слишком заболочены. Вполне возможно, что, как и Ассирийский город Ниневия, поселение на месте Вавилона возникло задолго до первого письменного упоминания, но сейчас узнать это просто невозможно. Все, что мы знаем об истории Вавилона до первого тысячелетия до н.э. пришло к нам из текстовых записей из других древних городов.
Самое раннее из известных упоминаний о городе Вавилоне восходит ко времени Шаркалишарри (правил 2217–2193 до н.э.), царя Аккада и потомка строителя империи Саргона (правил в 2334–2279 до н.э.). Надпись упоминает о двух храмах в городе, но кроме этого другой информации о становлении и раннем развитии Вавилона нет.
Первая династия Вавилона
В начале XIX века до н.э. история Вавилона попадает под боле пристальное внимание. Приблизительно в 2000 году до н.э. коренные народы Междуречья (шумеры и аккады ) подверглись нападению аморреев , (западные люди), которые поселились в долине реки и в значительной степени переняли местные обычаи. Аморрейский язык, как и аккадский, принадлежал к семитскому языку, но его носители не имели письменности. Для письма они продолжили использовать аккадский и шумерский языки.
Аморрейские цари взяли под свой контроль несколько городов Месопотамии, среди которых был и Вавилон. На протяжении следующего столетия, аморрейская династия Вавилона, основанная Суму-абумом (правил 1894-1880 до н.э.), укрепила свой контроль над окружающими землями. В начале XVIII века до н.э., десяток царств, включая Вавилон, доминировали в Месопотамии и Сирии, некоторые были связаны друг с другом союзами, другие находились в состоянии войны.
Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) считается величайшим из царей первой династии Вавилона (также называемой старовавилонским периодом). С самого начала своего правления он дал понять, что он царь, который заботится о правосудии. Было традиционно для того времени обозначать года именами, а не цифрами, и имя второго года царя Хаммурапи показывает его заботу о справедливости: “Год, когда царь Хаммурапи установил справедливость и свободу в своей земле” . Но только в конце своего правления Хаммурапи издал свод законов, благодаря которому он и стал известным прежде всего. К этому времени он взял под свою власть большую часть Месопотамии, от Мари в Сирии (к северу от современной границы с Ираком) до Персидского залива.
Хотя Хаммурапи был не первым законодателем (написанные законы уже существовали в Месопотамии в течение более двух столетий), его законы произвели сильное впечатление на последующие поколения месопотамских писцов, которые копировали и изучали их на протяжении веков. Его законы также имели влияние на окружающие народы, такие как хетты и хананеи , и в конечном итоге на израильтян, а следовательно и на Библейский закон.
Хаммурапи почитал многих богов, восстанавливая их храмы и преподнося им дары, но свои успехи он приписывает главным образом богу города Вавилона Мардуку. Статуя бога была размещена в большом храме в центре города. С этого времени культ Мардука стал основной частью месопотамской религии.
Хетты и касситы
Около 1595 г. до н.э., хетты (народ из нынешней Турции и северной Сирии), похоже, разграбили Вавилон и многих вавилонян взяли в плен. Они также захватили статуи Мардука и его жены Царпаниты и взяли их в свою землю, где статуи оставались на протяжении десятилетий. К сожалению, это событие еще плохо изучено. Об этом почти не говорится в вавилонских книгах и лишь кратко упоминается в хеттских записях. Нет археологических доказательств из-за проблем с раскопками ранних уровней в Вавилоне. Но ясно, что хетты не остались в Вавилоне и не пытались им управлять.
Столетие после завоевания Вавилона остается загадкой из-за почти полного отсутствия письменных источников и малого количества археологических свидетельств. Но к 1500 г. до н.э. новая чужеземная династия взяла под свою власть Вавилон: касситы . Их происхождение неясно, об их языке известно только по данным их личных имен. Как и амореи, они переняли вавилонские обычаи и оказались искусными правителями. Месопотамия была единой и относительно мирной на протяжении столетий правления касситов. Касситские цари Вавилона регулярно сообщались с хеттскими царями в Анатолии , сирийскими царями в Митанни , и с . Их переписки, найденные в Египте и Анатолии, показывают, что вавилонские цари посылали египетским царям в подарок лошадей и ляпис-лазурь (лазурит), в обмен на которые они всегда хотели золото. Также они пространно писали о брачных союзах, которые были установлены между ними. Несколько вавилонских принцесс стали египетскими царицами.
К тринадцатому веку до нашей эры, на север от Вавилона начала заявлять о себе новая держава: Ассирия . С этого времени Вавилон и Ассирия стали главными силами и конкурентами в Месопотамии. Хотя Вавилон испытал упадок в XII и XI веках до нашей эры, во время которого рухнула династия касститов, разделение территории на две половины продолжалось.
Вавилон в Ассирийской империи
Во время упадка, который и положил конец периоду правления касситов, другой народ с запада, арамеи , в огромном количестве появились в Вавилонии, иногда как иммигранты, иногда как завоеватели. Но в то время как языки аммореев и касситов с течением времени забывались, семитский язык новоприбывших, – арамейский, начал активно заменять древний аккадский и становиться основным разговорным языком народов Месопотамии. Арамейский язык очень широко применялся как в Вавилонии, так и в Ассирии, хотя на протяжении многих веков аккадский оставался стандартным письменный языком. Арамейский язык был доминирующим языком в регионе вплоть до распространения арабского 1500 лет спустя, в VII веке нашей эры.
В период с конца династии касситов и восьмым веком до н. э., шесть местных династий правили Вавилоном, ни одна из которых не смогла достигнуть того могущества, которое было характерно для династии Хаммурапи или для касситских царей. Иногда они были в хороших отношениях с ассирийцами, иногда враждовали, особенно когда Ассирия становилась все более и более могущественной.
Ассирийцы, кажется, всегда уважали вавилонскую культуру и почитали вавилонских богов. Их могущественные императоры обычно относились к вавилонянам с гораздо большим великодушием, чем к другим соседям. Тем не менее, войны часто вспыхивали между этими двумя сторонами, с несколькими новоассирийскими царями, претендовавшими на прямой контроль над Вавилонией или садивших на ее трон марионеточных царей.
В VIII веке до н. э. четвертая крупная группа поселенцев и оккупантов появились в Вавилоне. Это были халдеи , которые прибыли из болот на юге страны. Хотя они, кажется, говорили на том же самом арамейском языке, как и местные вавилоняне, они считались врагами вавилонян на протяжении многих лет. В конце концов, халдеи, как до них касситы и амореи, стали правителями Вавилона.
Нововавилонский период
Второй большой вавилонский период – нововавилонский период, наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. Вавилоняне в содружестве с Мидией низвергли Ассирийскую империю в 612 г. до н.э. и взяли под свой контроль большую часть региона. Доминирующей фигурой с этого времени стал халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был и завоевателем и плодовитым строителем.
Вавилон под его правлением нам известен лучше всего – город беспрецедентных размеров и величия. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован. Огромные городские стены были длиной 18 километров, по крайней мере с восемью монументальными воротами, они окружали площадь в 850 гектаров. Внутри города был построен зиккурат (ступенчатая башня), посвященный Мардуку храм – Эсагила, большой высоты, видимый отовсюду. Считается, что он послужил вдохновением для библейской истории о Вавилонской башне. К сожалению, он был полностью разрушен в древние времена, так что никто не может достоверно определить, какой высоты была башня на самом деле.
Все строительство в городе велось из обожженного кирпича, а не из обычных высушенных на солнце кирпичей, которые преобладали в месопотамской архитектуре на протяжении тысячелетий. Целые районы города, такие как Дорога Процессий , ведущая к воротам Иштар , были облицованы глазурованным кирпичом ярко-синего цвета, украшены изображениями львов и драконов, сделанными в виде барельефов и глазурованными в ярких оттенках желтого, черного и белого цветов.
Археологи не обнаружили точных свидетельств о существовании известных Висячих Садов (Симирамиды) , описанных в классических источниках как сады в виде террасы на искусственном сооружении – «чудо» из-за технологии, потребовавшейся для выращивания деревьев на верху здания. Никакой современный тому периоду источник не упоминает сады. Даже Геродот не упоминает о них в своем подробном описании Вавилона. Недавно было предположено, что эти сады находились не в Вавилоне, а в Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб (правил 704–681 до н.э.) хвастался о создании именно такого сада в виде террас, орошаемого при помощи акведука, в его столице Ниневии.
Нововавилонский период оказался недолгим и продлился меньше чем столететие. Последний из вавилонских царей был пожилой, эксцентричный человек по имени Набонид (правил 555–539 до н.э.), который пренебрегал ежегодным праздником в честь Мардука и был глубоко предан богу луны. Вавилонское население, кажется, не любило его настолько, что не оказало большого сопротивления персидскому царю Киру II (около 585–529 г. до н.э.), когда тот вторгся в Вавилон в 539 г. до нашей эры.
Персидский и эллинистический периоды
Первоначально, при Кире и его преемниках на троне Персии, жизнь в Вавилоне существенно не изменилась. Клинописных документы, в которых записаны сделки вавилонских купцов и предпринимателей, показывают, что Вавилон был все еще богатым городом. Цари Персии проводили в Вавилоне зиму, и, кажется, были хорошо к нему расположены. Это было так, по крайней мере до царствования Ксеркса I (правил 486–465 до н.э.). Ксеркс был взбешен восстанием, поднятым вавилонянами, и выплеснул свой гнев на красивые постройки Навуходоносора, разрушив даже храм Мардука. Неясно, был ли храм когда-нибудь после того времени должным образом восстановлен. Ксеркс наложил на вавилонян непосильные налоги, как только подавил восстание.
Когда Александр Македонский (336–323 до н.э.) в 330 году до н.э. покорил Персидскую империю, он, кажется, попал под чары Вавилона. Он предполагал, что это будет одна из его столиц и строил грандиозные планы по восстановлению зиккурата храма Мардука. Его рабочие действительно преуспели в демонтаже руин раннего зиккурата, но новый вероятно так и не был построен до смерти Александра . Македонский царь умер в Вавилоне 13 июня 323 г. до н.э., возможно от малярии или алкогольного отравления.
Преемник Александра в Месопотамии, диодох (генерал Александра) Селевк (царствовал в Вавилоне 312–281 до н.э.), меньше любил Вавилон. Всего в 90 километрах к северу от Вавилона он построил город-конкурент и назвал его Селевкия, ставший царским городом в 275 г. до н. э.. Постепенно торговля и деловая активность начали перемещаться в Селевкию, делая Вавилон менее актуальным для местной или имперской экономики. Указ, изданный Антиохом I (281-261 до н.э.) требовал от всех вавилонских жителей переселиться в Селевкию. Ясно, однако, что не все этому подчинились, потому что Вавилон продолжал жить, хотя теперь он стал гораздо менее важным, чем было до этого. К первому веку до нашей эры в Вавилоне оставалось всего несколько зданий, окруженных все еще впечатляющей городской стеной. Широкие улицы, бывшие некогда между высокими зданиями, исчезли, превратившись в пастбища для коз и овец.
Введение
Возвышение Вавилона в эпоху старовавилонского царства (19- 16 вв. до н.э.)
Культура вавилонского царства
Заключение
Список литературы
Введение
Вряд ли сейчас увлекаются древними городами в такой степени, как изучают древний Вавилон. Этот город известен практически каждому жителю земли своими висячими садами Семирамиды и вавилонской башни, о которой так красочно повествует Библия. К тому же изучение древнего востока представляет собой немаловажный интерес, который помогает понять и раскрыть многие явления современного мира.
Целью данной работы является изучить историю Древнего Вавилона, его культуру и политическое и экономическое устройство.
При изучении литературы, посвященной тематике Древнего Востока, были поставлены следующие задачи:
·Анализ источников по проблематике развития Древнего Востока;
·Изучение факторов и предпосылок выделения Вавилона в самостоятельное государство;
·Изучение исторического пути Вавилона, начиная с его формирования и заканчивая политическим и экономическим упадком;
·Выявление последствий влияние культуры Вавилона на последующее развитие цивилизации, в том числе Средневековой Европы и Русского государства.
Написанию работы предшествовал анализ литературы таких авторов, как А.В. Костина, С.С. Аверинцева и других ученых и исследователей, чьи труды посвящены истории Вавилона.
Из учебника исследователя Вигасина А.А., который также занимался изучением истории древнего Востока, почерпнута следующая информация. Расцвет Вавилонского царства приходится на время правления шестого царя Первой Вавилонской династии- Хаммурапи, который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Его исследования также подчеркивают, что Хаммурапи был отличным полководцем, благодаря чему это царь смог подчинить и объединить огромные территории.
С.С. Аверинцев пишет следующее. В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.
Кроме того, Бонгард-Левина Г.М. посвящает свои труды исследованию кодексов законов. Она утверждает, что кодексе Хаммурапи прослеживается принцип вины и злой воли. Например, вавилонский царь устанавливает различную меру наказания за умышленное и нечаянное преступление. Ученые отмечают, что телесные повреждения все же карались по древнейшему обычаю «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях отчетливо прослеживается классовое различение граждан. Например, строптивым и непослушным рабам устанавливались жестокие кары, а человек, который обвинялся в краже чужого раба, приговаривался к смертной казни.
вавилон царство хаммурапи политический касситский
1. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (19-16 вв. до н.э.)
В 16 веке произошел кризис системы, на которую опирались крупные царские династии Ура, многие шумеро-аккадские центры разрушились под натиском скотоводов амореев, которые распространялись по всей территории Месопотамии. Все это привело к упадку централизованного государства, вследствие чего крупный политический центр ослаб и начал дробиться.
Ученые отмечают также обособление царства с центром в Ларсе, севернее которого начинает возвышаться государство с центром в Иссине. Также в то время большую роль на политической арене играли Мари и Ашшур в районе Тигра и Евфрата, а вдоль реки Диялы борется за политическую независимость государство Эшнуна.
В 20-19 веках до н.э. эти государства находились в состоянии междоусобной войны. И постепенно в этой войне возвышается и приобретает независимость город Вавилон, в котором воцаряется Аморейская династия, время правления которой в науке получило название старовавилонского периода.
Вавилон располагался в центре долины, в том месте, где Тигр сближался с Евфратом. Так как местоположение представляло огромную военную выгоду (было удобным сразу для защиты и обороны), то постепенно Вавилон начинает становиться центром страны.
Здесь также можно отметить схождение основных сетей ирригационной жизни страны, по которым проходили важнейшие речные и сухопутные пути всей Передней Азии.
«Расцвет Вавилонского царства приходится на время правления шестого царя Первой Вавилонской династии- Хаммурапи, который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором».
Хаммурапи мастерски создавал различные военные союзы, а после достижения поставленных целей за ненадобностью разрывал. Прежде всего Хаммурапи заключил соглашение с Ларсой, чтобы обезопасить себя во время военных походов. Таким образом, это позволило Вавилонскому царю начать захватнические действия, направленные на южные города. В результате этих походов были подчинены Урук и Иссин. Затем все внимание Хаммурапи направил на государство Мари, которое свергнуло власть Ассирии и управлялось представителем местной династии Зимрилим. С этим правителем Хаммурапи установил самые дружественные соглашения по всем ключевым вопросам.
Союз с государством Мари послужил опорой для последующей войны с Эшнуну, полностью разгромленное войском вавилонян. Зимрилим не претендовал на эти земли и отдал бразды правления Хаммурапи. Немного спустя союзники обрушились на Ларсу, правитель которой сдался и бежал в Элам, а царство таким образом опять досталось Хаммурапи.
Теперь вся территория Месопотамии представляла собой два огромных государства: Вавилон, который объединял под своим началом всю южную и среднюю часть страны, и Мари, правитель которого властвовал над остальными землями.
Мари представляло для Вавилона очень сильного и опасного противника, так как это государство располагалось на среднем течении Евфрата и объединяло несколько близлежащих городов, а также подчинило себе кочевые племена, населявшие Сирийско-Месопотамские степи. Кроме того, Мари вело торговлю и установило ряд дипломатических отношений с Библом, Угаритом, Ямхадом, Каркемишем, а также островами Кипр и Крит. В период правления Зимрилима в городе был выстроен великолепный дворец, превышавший по площади территории в 4 га и обладавший помещениями для культовых, хозяйственных и жилых целей. В самом дворце располагался великолепный тронный зал, который специально украсили фресками, статуями, терракотовыми ваннами, оборудовали помещения для иноземных послов и гонцов. В здании дворца также помещались комнаты для хозяйственных и дипломатических архивов.
В 1759 году Хаммурапи под предлогом разрыва военного союза появился со своим войском под стенами Мари, подчинил это государство Вавилону, воцарившись в нем. Но последовавший за этим захватом мятеж Зимрилима заставил вавилонского царя совершить повторный поход к стенам города, в результате которого Мари было полностью разрушено и уничтожено. После этого государство Мари так и не смогло полностью восстановиться, и поэтому скромно влекло свое существование.
На севере Месопотамии оставалась еще слабая Ассирия, но ее крупнейшие города Ашшур, Ниневия и другие вскоре признали над собой господство Вавилонского царства.
Ученые отмечают, что первые 35 лет правления Хаммурапи полностью ушли на укрепление централизованной власти по всей Вавилонской державе, которая раскинулась на территории Месопотамии. За это время Вавилон прошел огромный путь развития от небольшого города и превратился в столицу огромной Азиатской державы, став крупным политическим, экономическим и культурным центром.
Но первоначальные успехи не принесли желаемого результата. Вавилон включал в себя много покоренных городов и областей, поэтому в некоторой степени его власть была непрочной.
Все это приводило к обострению внутренних противоречий, которые были связаны с разорением общинников, воинов, налогоплательщиков и защитников государства. Государство также испытывало определенные внешнеполитические трудности уже во время правления сына царя Хаммурапи. Самсуилун всячески пытается поддерживать престиж царской власти, строит зиккураты и храмы, воздвигает золотые троны в честь вавилонских богов, прокладывает новые каналы. Но на юге страны наступает племя эламитов, которое захватывает постепенно города шумеров. Затем происходит восстание в Сиппаре, стены которого оказались разрушены в ходе ожесточенного мятежа. Во время царствования сына Хаммурапи постоянно наблюдается политическая напряженность, нестабильность, внешние войны, о чем свидетельствуют данные о постоянных и многочисленных неурядицах.
Обстановка на внешнеполитической арене также не благоприятствует развитию Вавилона. На территорию государства начинают проникать племена касситов, а на северо-западе Месопотамии образуется новое государство Митанни, которое отрезало доступ Вавилона к основным торговым путям Малой Азии и Восточносредиземноморского побережья.
Вторжение хеттов в Вавилонию явилось началом конца правления Первой Вавилонской династии и завершило старовавилонский период.
Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонского царства
Самым выдающимся памятником вавилонского царства несомненно являются законы Хаммурапи, навсегда запечатленные на черном базальтовом столбе. Также до наших дней дошли на глиняных табличках копии отдельных частей этого судебника.
Свод законов государства начинается с абстрактного введения, в котором говорится о божественной роли царской власти Хаммурапи, что он поставлен защищать бедных, слабых, сирот и вдов от обид и притеснений со стороны сильных мира сего. Сам судебник состоит из 282 законов, которые охватывают все аспекты жизни вавилонского общества (гражданское, административное, уголовное право). В конце свода законов помещается заключительная часть.
Законы Хаммурапи по содержанию и «уровню развития юридической мысли представляли собой огромный шаг вперед по сравнению с предшествовавшими им шумерскими и аккадскими правовыми памятниками». В кодексе Хаммурапи прослеживается принцип вины и злой воли. Например, вавилонский царь устанавливает различную меру наказания за умышленное и нечаянное преступление. Ученые отмечают, что телесные повреждения все же карались по древнейшему обычаю «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях отчетливо прослеживается классовое различение граждан. Например, строптивым и непослушным рабам устанавливались жестокие кары, а человек, который обвинялся в краже чужого раба, приговаривался к смертной казни.
В период старовавилонского царства государство населяли полноправные граждане, которые назывались «сыновьями мужа». Они были юридически свободными, но не полноправными людьми, так как не являлись членами общины. Такие люди работали в царском хозяйстве и по своему статусу причислялись к рабам. Если какой-либо гражданин наносил повреждение царскому работнику, то карался по принципу «око за око, зуб за зуб», а последнему за нанесенное повреждение полагался денежный штраф. Если «сыну мужа» была сделана неудачная операция, то врач, проводивший ее, карался отсечением руки, а если от такой операции умирал раб, то его хозяину только выплачивался денежное возмещение понесенных убытков. Если во время строительства дома погибал сын хозяина, то главный подрядчик наказывался смертью своего сына. Если у «сына мужа» пропадало имущество, то виновный наказывался в десятикратном размере, возвращая украденное имущество. В случае же кражи храмового или царского имущества предусматривалось возмещение потери в тридцатикратном размере.
Во время своего правления Хаммурапи был озабочен постоянным числом воинов и налогоплательщиков, поэтому он всячески старался облегчить участь этой части населения государства. Одна из статей кодекса Хаммурапи поэтому ограничивала выплату долг кредитору тремя годами работы на него, после чего весь остаток невыплаченный суммы автоматически выплачивался государством. Если случалось стихийное бедствие и весь урожай должника оказывался уничтоженным, то сумма долга и выплата по ней процентов автоматически переносились на следующий год. Некоторые статьи кодекса законов посвящены и арендной плате, которая устанавливалась в размере третьей части урожая и двум третьим частям сада.
Для законности брака необходимо было заключать брачный контракт. Если жена была уличена в прелюбодеянии, она каралась утоплением в реке. В случае если же муж прощал свою неверную жену, то она и ее любовник освобождались от предусмотренного законом наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Сыновья обязательно полагалось наследство, если они не были замешаны в преступлениям, а отец был обязан обучить своих детей тонкостям своей профессии и ремесла.
«Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрел, но не надел, пожалованный ему царем».
Государство особенно тщательно заботилось о торговле, которая приносила значительную часть дохода в Вавилонскую казну. Торговлей занимались специальные торговые агенты- тамкары, которые обучались ведению крупной государственной и собственной торговле. Свою деятельность тамкары осуществляли посредством более мелких торговцев-посредников. За их службу государство выделяло им земельный надел, садовые участки и дома. Тамкары выступали также и в роли арендаторов царской земли, нередко они являлись крупными ростовщиками.
Вавилонское царство при касситской династии
Касситы представляли собой население одного из горных племен Загроса, которое появилось на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. В 1742 касситы вторглись в Вавилонию, а их царь присвоил себе титул владыки, хотя реального завоевания государства еще не произошло. Основательному утверждению касситов на Вавилонском троне способствовало нашествие хеттов, под натиском которых государство не смогло устоять.
В 1595 начинается средневавилонский период, который ознаменовался началом правления касситской династии. Завершился он только в 1155 году.
В период правления касситов отмечается использование лошадей и мулов во время военных походов, в сельском хозяйстве начинают применять сеялку и плуг, создают сеть дорог, внешняя торговля значительно активизируется. Но в то же самое время экономика страны испытывает период застоя, так как уменьшился объем товарного хозяйства и сократился приток рабочей силы из-за уменьшения военных походов.
В средневавилонский период увеличивают свое значение родовые объединения и большие семьи. Это явилось результатом контроля касситских родов большой территории, они также следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. Одновременно с застойными явлениями в вавилонской экономике идет процесс обогащения касситских родов за счет создания крупного частного землевладения, которое отделилось от общинного и закрепилось соответствующими царскими указами и законами. Эти законы давали право собственности тому или иному аристократу на пожалованную ему собственность и землю, а также освобождали их от уплаты налогов в казну. Такие указы высекались на особых табличках- кадурру.
Централизованная власть при касситах несколько ослабла, так как главы знатных касситских родов пользовались известной самостоятельностью и управляли отдельными частями вавилонского царства. Крупные города, такие как Вавилон, Ниппур и Сиппар занимали независимое положение, их население освобождалось от уплаты налогов и военной повинности, они также имели свои воинские контингенты. Касститская власть со временем ассимилировалась со знатными гражданами Вавилона.
Внешняя политика во время правления касситов не отличалась особым размахом. Египет, Митания, Хеттское царство вели между собой борьбу за гегемонию, и в этой войне Вавилонское государство было одной из второстепенных фигур на военно-политической арене. Надписи египетских фараонов гласят, что могущество Египетской державы было признано Вавилоном, который приносил ей почтение и дары, а в 15 веке установились стабильные мирные отношения между двумя этими государствами. Касситские цари обычно посылали египтянам в дар упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия и украшения.
Чтобы скрепить свои политические отношения, египетские фараоны брали себе в жены дочерей касситских царей, но своих дочерей не выдавали замуж за правителей Вавилона, так как не отпускали из за пределы Египетской державы.
Когда Египетское царство стало ослабевать, Вавилон увеличивает свои требования. В письмах начинает прослеживаться недовольный тон. Например, вавилонского царя Бурна-Буриаша возмущает невнимание египтян к его болезни, а также небольшая свита и качество подарков, направленные в Вавилон. Недовольство Вавилона усиливается, когда его правители узнают о приеме ассирийских послов в Египте, которые были зависимы от Вавилон. После этого события Вавилон разрывает с Египетской державой дипломатические и дружественные отношения. Теперь внешняя политика Вавилона направлена на Митанию и Хеттское государство. Например, притязания Митании на Восточносредиземноморское побережье не встретили сопротивления со стороны касситских правителей, а за хеттского царя выдана дочь бурна-Буриаша.
Однако могущественные державы не серьезно воспринимают ослабленный Вавилон. Сильная Ассирия наносит Вавилону ряд ощутимых поражений. А хетты, которые вели ожесточенные войны с Египтом, не оказывали никакой поддержки своему союзнику.
Таким образом борьба с Эламом, Ассирией и местными правителями положила конец правлению касситсикй династии, которая к тому времени совершенно ассимилировалась с вавилонской знатью.
Культура Вавилонского царства
Месопотамия является одной из самых древнейших цивилизаций и культур. Именно здесь отмечается выход всего человечества из состояния первобытности и его вступление в эпоху древности. Переход от «варварства к цивилизации» означал появление культуры нового типа, рождение нового типа сознания человека. Все это тесным образом связано с распространением многочисленных городов, усложнением социальной дифференциации, становлением государственности и «гражданского общества». Образуются новые виды деятельности, выделяются сферы управления и обучения, так как отношения между людьми приобретают новый характер.
Немаловажную роль сыграла здесь письменность. Ее появление ознаменовало собой изобретение новых форм передачи и хранения знания, что появилось основой дальнейшего развития науки, чисто интеллектуальной деятельности. Жителям Месопотамии по праву принадлежит заслуга изобретения своеобразной письменности- клинописи. Это самая характерная и важная черта, присущая культуре древности. К тому же до нашего времени не дошли величественные вавилонские строения, но зато по всему миру в музеях хранятся клинописные таблички, повествующие о быте, нравах, устоях и законах общества того времени.
Месопотамская письменность появляется на рубеже 4-3 тысячелетий до нашей эры. До нее существовала система «учетных фишек», которую клинопись постепенно заменила и вытеснила. Существует мнение, что в самой ранней пиктографической системе было свыше полутора тысяч рисунков, причем каждому такому знаку соответствовало определенное слово, в редких случаях несколько слов.
Самые древние пиктографические сообщения это своеобразные ребусы, которые были полностью понятны только писцам и тем людям, которые присутствовали при написании табличек. Такие таблички являлись своеобразным письменным подтверждением различных договоров и сделок, а также служили неоспоримым источником при возникновении различных разногласий. Первые такие тексты представляют собой завещания по поводу передачи имущества, посвящения богам. К самым древним письменным источникам относятся также учебные тексты, в которых расшифровывалось значение того ил иного знака.
Полностью клинописная система выработалась только к середине 3 тысячелетия до нашей эры. К тому же произошло и расширение сферы, в которой применялась клинопись. Появляются строительные отчеты и вычисления, сборники пословиц, списки названий гор, стран, рек, озер, должностей, издаются первые двуязычные словари.
Клинопись также приспособляют к своим нуждам и соседи месопотамцев- аккандцы. Во втором тысячелетии клинопись заимствуется хеттами, а затем на ее основе создается упрощенная слоговая клинопись жителей Угарита, которая повлияла на развития письма у финикийцев, который позднее дал начало греческому алфавиту. Таким образом, клинопись во многом повлияла на облик и развитие этого региона.
Древнемесопотамская литература сохранилась и дошла до наших дней в сравнительно большом количестве. Сейчас открыто около четверти художественных текстов, которые существовали в Месопотамии. Это объясняется тем, что глиняные таблички очень хорошо сохраняются, и даже если они долго находятся в земле, то подвергаются незначительным разрушениям.
Обучение в Вавилоне строилось на переписывании текстов художественного и повседневного содержания. При школах даже создавались библиотеки, в которых хранились глиняные таблички с информацией по множеству отраслей научного знания. Библиотеки также сооружались при дворцах царей и храмах, в которых помимо литературы содержались административно-хозяйственные документы. Самая известная библиотека того времени- это собрание книг царя Ашшурбанапала. Царь сам следил за системным комплектованием книг, по его приказанию снимались копии со всех древних литературных источников, которые хранились в храмах и частных коллекциях. Словесность древней Месопотамии включает в себя и литературные произведения фольклорного содержания- песни, поэмы, сказки, пословицы и поговорки. Самым выдающимся памятником того времени является «Эпос о Гильгамеше».
В этом произведении во всей полноте воплощена мысль о вечной жизни людей, к которому так стремились шумеры. Гильгамеш, «будучи наполовину богом, наполовину человеком и потеряв друга- лесного великана Энкиду, отправляется на поиски бессмертия». В своих поисках друга Гильгамеш посещает даже царство мертвых, но найденный им цветок бессмертия похищен змеем, поэтому людям так никогда и не удалось обрести бессмертие.
О наличии в вавилонском обществе течения, знаменующего собой некоторый отход от традиционного религиозного мировоззрения, свидетельствует замечательный литературный памятник, известный под названием «Диалога между господином и рабом». В этом произведении господин, разговаривая со своим рабом, высказывает одно за другим различные пожелания, а раб одобряет каждое из этих желаний своего хозяина. Когда же последний отказывается от своего желания, то раб и тут соглашается с ним, приводя при этом веские аргументы и в пользу отказа. Тем самым доказывалась тщетность всех чаяний и помышлений господина: его надежды на милость царя, надежды найти забвение в пиршестве или в любви к женщине, надежды на спасение при помощи магии, молитвы или жертвы. Бесцельно следовать обычным предписаниям добродетели, ибо смерть всех уравнивает, как утверждает раб, обращаясь к своему господину: «Подымись на холмы разрушенных городов, пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших давно и недавно: кто из них был злым и кто из них был добрым?». Диалог заканчивается утверждением, что господин, пожелавший убить своего раба, переживёт его всего лишь на «три дня».
Глубокий след в культуре оставила также математика и астрономия. Современные люди пользуются созданной жителями Месопотамии позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом, деля час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Особенно значительны были достижения в области астрономии.
Творческий расцвет вавилонской математической науки приходится на 5 век до нашей эры. В те времена самые известные школы находились в Вавилоне. Уруке, Борсиппе и Сиппаре. Ученые из этих школ разработали систему определения лунных фаз, установили продолжительность солнечного года, а также были обнаружены солнечные прецессии. Таким образом, уровень математики того времени ничем не уступал развитию математики эпохи Возрождения в Европе.
Медицина и химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами.
Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растении и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики.
Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику.
Большой интерес представляет вавилонская политическая система, а также система военного дела, права и историософии. Административная система Ассирии была позже заимствована персами, которые передали ее эллинистическим правителям и римским кесарям. В Древнем Риме существовало много традиций, которые брали свои истоки в придворном обиходе царей Месопотамии.
Характерно также появление идеи перехода преемственной власти от одного города к другому, которая впоследствии послужила одним из источником возникновения концепции «Москва- третий Рим». Интересен факт, что инсигнии византийских и русских царей происходят из Вавилона.
В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Важную роль играли божества Солнца и Луны - Шамаш и Син. Йштар, соответствующую шумерской Инанне, богине Урука, олицетворяла планета Венера. В кроваво-красной планете Марсе видели Нергала, бога войны, болезней и смерти, главного бога города Куту. Бог мудрости, письма и счёта Набу (что соответствует западно-семитскому наби - «пророк»), почитавшийся в соседней с Вавилоном Борсиппе, сопоставлялся с планетой Меркурием. Наконец, с планетой Сатурном был сопоставлен Нинурта, бог удачной войны. Бог Мардук отождествлялся с самой большой планетой-Юпитером. Семь главных астральных (звёздных) богов вместе с триадой - Ану, Бел (Энлиль), Эа - играли важнейшую роль в религии Вавилона. В честь этих богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля, подземная вода) или в семь (семь планет). Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия- дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.
В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.
Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью.культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями-зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.
В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.
Заключение
Вавилон по праву является уникальным государством, и очень трудно выделить хотя бы еще одно государство, которое бы по своему развитию превосходило его.
Прочитав литературу, посвященную вавилонскому царству, я могу сделать вывод о том, что культура Месопотамии представила собой переходный период между древностью и началом зарождения мышления нового типа, которое ученые называют рациональным. Это заключение сделано на фактах появления математики, письменности и астрономии.
Также я считаю, что литературные и научные источники Вавилона во многом предвосхитили шедевры греческой литературы, послужили той базой, на которой потом основывалась наука эпохи Возрождения.
Кроме того, я считаю, что политическая, социальная и юридическая система вавилонского государства была достаточно совершенна для того времени, хотя и имела такие недостатки, как наказание в зависимости от социального положения, наличие большого количества рабов.
Но несмотря на это Вавилон по праву является сокровищницей мировой культуры, науки и архитектуры.
Список литературы
1.Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г., под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Древние цивилизации.- М.: Мысль, 1989.-479 с.: ил.
.Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока.- М.: высш. шк., 1971.- 567 с.
.Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В. История Древнего Востока: Учеб. для студ. Вузов, обучающихся по специальности «История».-М.: высш. шк., 1988.- 416 с.
.Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке: Очерки общей теории. М.: высш. шк., 1990.- 456 с.
.Костина А.В. Культурология: учебник.- М.: КНОРУС, 2010.- 336с.
.Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья.- М.: высш. шк., 1986.- 467 с.
.Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры.- М. высш. шк., 1992.- 346 с.
.Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.- М.: высш. шк., 1994.- 563 с.
.Хрестоматия по истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963.- 680 с.
.Хрестоматия по истории Древнего мира/ под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1987.- 560 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Ворота Иштар
Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).
История «Вечного обиталища царственности»
Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.
- К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.
Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».
Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.
Вавилонский лев
- Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
- После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.
Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.
Особенности постройки и архитектуры Вавилона
План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.
Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.
Национально — культурное разнообразие
Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.
«Чудеса» Вавилона
Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.
- 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.
Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н. э. Историки называют его "старовавилонским". Второй период подъёма после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626-539 гг. до н. э.). Эти годы принято обозначать как время существования "нововавилонского" царства.
Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, ещё во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н. э. Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из их опорных городов и стал Вавилон.
Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами решали, что им выращивать - ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.
Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских.
Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.
К 1800 г. до н. э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.
Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причём нередко - чужими руками. В конце концов вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царём северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".
В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых "мушкену". Мушкену считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.
Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор-говцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.
Во введении к законам Хаммурапи говорит: "...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.
Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..
Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.
Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.
Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.
Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.
В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяжённостью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище - семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Такие сооружения в Междуречье называли "зиккурат".
Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 м толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвящённые богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал: "Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня ещё ни один царь". Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.
К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей "висячие сады", в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало. Своей цели они добились - люди были поражены...
Впечатление, которое производил Вавилон, было столь сильным, что даже через 130 лет после создания этих великолепных зданий греческий историк Геродот писал о нём как о "славнейшем и самом могущественном" городе в Междуречье. Около 600 г. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. И дело было не в том, что иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках.
А.Чернышов
ВАВИЛОН [шумер. Кадингирра ("врата бога"), аккад. Бабилу (тот же смысл), лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня.
Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.
После ухода хеттов власть перешла к касситам (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов, изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы - столицу Элама.
Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев, смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду, будущую великую правительницу.
Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение - выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II, развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала. Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию, а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.
Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор, вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены.
Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран - это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид, стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина, к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром, с радостью приняли войска персов.
При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов, экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.
Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского, встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.
В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 - Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.
В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях "отец истории" не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.
Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (Переднеазиатский музей).
В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука - зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.
Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу "Аибур-шабу" - "Врагу не добиться победы". Дорога процессий кончалась у храма Мардука - Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.
Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.