Есть ли пиковая дама на самом деле. Страшные истории и мистические истории
«Пиковая дама» — одно из самых интригующих и авантюрных произведений в духе романтизма. Александр Пушкин не только красиво описал уже известную всем историю, как это было в некоторых его творениях, но и вложил в нее всю изобретательность своего литературного гения. Кроме того, в хитросплетениях мастерски написанной прозы спрятан актуальный и по сей день посыл: счастье не в деньгах, и даже не в удаче. Подробный анализ «Пиковой дамы» поможет лучше разобраться произведении.
Сюжет произведения позаимствован из действительности. Реальная история «Пиковой дамы» такова: знакомый Пушкина, князь Голицин, заядлый карточный игрок, сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голициной, которая наказала ему поставить все на три карты. Она и является прототипом пиковой дамы, ведь в свое время водила знакомство с магом и фокусником Сен-Жерменом. По ее словам, он был к ней неравнодушен, вот и поведал заветную тайну. Сам писатель тоже частенько испытывал фортуну, об этом можно догадаться исходя из его хорошего понимания карточных терминов и тонкостей игры.
В процессе создания «Пиковой дамы» автор находился в Болдине (1833 год), это была его самая «урожайная» осень. Он работал взахлеб, поэтому книга пестрит необычайными поворотами сюжета и драматическими конфликтами. Конечно, любовная коллизия и нравственное падение героя вымышлены, но именно они убеждают нас в опасности игр с судьбой. Он опубликовал произведение уже после ссылки, в 1834 году, в журнале «Библиотека для чтения».
Жанр и направление
«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.
В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено.
О чем произведение?
В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.
Проникнув в дом княгини, он пытается добиться от хозяйки секретную комбинацию трёх карт, запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны. Побывав на похоронах княгини, убийца видит, будто та подмигивает ему из гроба, а ночью, то ли во сне, то ли наяву, она является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Та ставит ему условия — ставить не больше карты в день и жениться на Елизавете Ивановне. Герой не исполняет второй просьбы. Одержав два выигрыша, поставив тройку и семерку, на третий раз, вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума. Двоякая суть повести «Пиковая дама» в том, что читатель сам выбирает смысл финала:
- Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
- Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.
Главные герои и их характеристика
- Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
- Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
- Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
- Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.
Темы
- Судьба и рок . Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
- Мистика . В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
- Любовь . Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
- Цели и средства . Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.
Проблемы
- Алчность . Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
- Лицемерие . Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
- Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.
Главная мысль
Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.
Чему учит?
Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.
Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.
Критика
Повесть нашла положительные отклики среди поэтов и литературоведов, а так же получила большую популярность в странах Европы. Фёдор Михайлович Достоевский отзывался о произведении как о «совершенной фантастической прозе». Русский литературовед и литературный критик Дмитрий Петрович Святополк-Мирский назвал «Пиковую Даму» «лучшим и наиболее характерным для него произведением Пушкина в прозе».
Действительно, книга вызвала в обществе того времени целую волну неожиданных реакций. Например, игроки под влиянием прочитанного начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные дамы заняли себя поисками прототипа загадочной Пиковой дамы. Пушкин лишь иронизировал у себя в дневнике над тем, какую модную тенденцию породило его творение. Не зря критик Анненков вспоминал о произведенном фуроре так: « Повесть произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем».
Знаменитый рецензент русской классики Белинский тоже не обошел книгу вниманием и высказался лестно для автора:
«Пиковая дама» - собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства.
В «Пиковой даме» герой повести - создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью…
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
По персонажу в русском языке первоисточник известен доподлинно - это Александр Сергеевич Пушкин. Он использовал образ мистической сущности, карающей людские пороки, характерный для немецкой литературы эпохи романтизма. Далее с легкой руки гения Пиковая Дама начала шествие по фольклору в качестве эффектного псевдонима для некоей дьявольской силы, способной исполнять желания в обмен на обет или клятву - парафраз сюжета о продаже или залоге души. Скорее всего, во время путешествия по гадательной практике, салонам спиритистов и светелкам крестьянок XIX столетия, образ Пиковой Дамы превратился в "заглушку" для целого набора демонов и сущностей из автохтонного фольклора, доступных для вызова через зеркало. Однако, истинная популярность ему еще не была тогда суждена. Примерно к тому же времени относится и возникновение стойких к изменениям легенд о неприкаянной душе, застрявшей в зеркале - этот старинный сюжет успешно обыгрывался в мистической литературе чуть ли не до Второй Мировой войны. Вторую жизнь в образ Пиковой Дамы вдохнул детский фольклор середины XX столетия, когда ребятишки начали массово читать Александра Сергеевича. Очень кстати оказались тут традиционные Бабы Яги и домовые, наложившиеся на отголоски крестьянских легенд, обрядов и гаданий. Все это смешивалось со школьным образованием и детской тягой к неизведанному. Отдельную лепту внесли пионерские лагеря и деревенские компании, где процветала карточная игра. В обрядах вызова интенсивно проявились воспоминания о войне, например, стакан воды с подношением в виде корочки хлеба, как отражение символического воинского жеста памяти о погибшем товарище. В итоге Пиковая Дама превратилась в синтетический персонаж, своеобразного сторожа Зазеркалья, проявляющего те или иные черты в зависимости от конкретной истории. В таком демоническом виде она прожила до середины 1980-х, после чего начала интенсивно меняться под влиянием иностранной литературы. Появились истории с похищением душ, с запиранием разума неосторожного вызвавшего в зеркале, кукле, предмете, сюжеты с призраками матерей-детоубийц, демонстративно жестокой местью Дамы за невыполненные клятвы и т.п. Одновременно, Дама становится все более высокоразвитым и технологичным существом. Современные японские фильмы ужасов уже наделили ее способностью жить в потухшем экране сотового телефона, и даже в селфи, как пост-образе зеркала. Вместо неведомого Зазеркалья она уже способна утащить душу незадачливого гадателя в потустороннюю сеть, либо запереть навеки в зеркальном коридоре в виде бесконечной лестницы. Впрочем, древний сюжет с залогом души в обмен на исполнение желаний никуда не исчез. Пиковая Дама остается стражем мистической справедливости, напоминающим о необходимости прикладывать усилия для достижения цели. А для детей она - источник социального "контролируемого экстрима", тренирующего стрессоустойчивость. И просто прекрасный способ пощекотать нервы, обманув мнимую опасность.
28.10.2015
Многие верят, что ночь с тридцать первого октября на первое ноября необычная. Грань между этим миром и потустороннем истончается. В результате, различные сущности, как добрые так и злые, могут проходить через нее и являться людям. Конечно, это чревато определенными последствиями, о которых современные кинематографисты любят снимать фильмы ужасов.
Впрочем, любителей острых ощущений это никогда не останавливало. В ночь, когда принято отмечать , многие принимаются за спиритические сеансы и проводят различные ритуалы, с помощью которых можно или, например, Пиковую Даму .
Пиковая Дама: миф или реальность?
Не секрет, что Пиковая Дама - это одна из карточных фигур. Принято считать, что она ассоциируется со Злом. Гадалки обычно говорят, что эта карта означает наличие недоброжелателя или даже врага. Она традиционно ассоциируется со злым умыслом и прочими неприятностями. Когда проводят темные обряды и наводят порчу, ведьмы обращаются за помощью именно к ней. А полагаться на данную фигуру в благих делах не стоит.
Многие дети и даже взрослые искренне верят в Пиковую Даму. О ней существует множество мистических историй, от которых захватывает дух. Их любят рассказывать друг другу малыши и подростки, сидя возле костров или в темных комнатах во время отдыха в лагерях. Иногда ребята даже пытаются призвать Пиковую Даму, используя самые неожиданные способы.
Испокон веков считалось, что даже несуществующую в природе сущность может создать коллективное сознание. Нужно просто очень сильно верить. Исходя из этого убеждения, можно предположить, что ныне Пиковая Дама абсолютно реальна и действительно способна откликнуться на зов. Особенно, если ее будет звать кто-то, изначально обладающий экстрасенсорными способностями, или дети, которые по определению имеют сильную энергетику и способны в прямом смысле слова творить чудеса, если искренне этого захотят.
Таким образом, вызвать Пиковую Даму можно, чему есть множество свидетельств. Вопрос: нужно ли?
Как появилась Пиковая Дама? Легенда о четырех королевствах
Согласно преданью, существует некое сказочное карточное королевство, расположенное в Зазеркалье . Оно состоит из четырех великих государств. В далеком прошлом они жили в мире и согласии, вели торговлю и имели крепкие дипломатические связи. У Бубен, Треф, Черв и Пик были свои обычаи и традиции. И все, казалось, шло просто прекрасно, если не считать одного обстоятельства.
Обитатели Червонной страны и жители Пикового государства ненавидели друг друга всеми фибрами души. И хотя короли старались сохранять нейтралитет и даже называли друг друга друзьями, вельможи и простой люд плели интриги и строили козни тем, кого называли своими врагами. А причиной этой неприязни было то, что Червы испокон веков считались олицетворением Добра. И именно они полагали, что Пики - это Зло в чистом виде.
Пиковая Дама не была дурной и не имела злых помыслов. По крайней мере, так было в самом начале. Но, как и все ее предшественницы, она должна была стать супругой валета своей масти. Беда в том, что ее сердце принадлежало красавцу Черву, который обязан был жениться на Червонной Даме. Наверное, девушка смогла бы с этим смириться. Но ее нареченный, преследуя собственные цели, посоветовал ей убить соперницу и обрести счастье.
Послушав слова, звучавшие слишком убедительно, и всем сердцем стремясь к любви, Пиковая Дама совершила роковую ошибку. Она пробралась во дворец, где жила ее конкурентка, и попыталась совершить убийство. Но Пиковый Валет предал свою суженную. Он и сам не желал связывать себя с ней узами брака, а мечтал жениться на прелестнице, живущей при Дворе Добра. Несостоявшуюся убийцу схватили и жестоко покарали. Каким образом была убита Пиковая Дама - неизвестно. Но, согласно легендам, утром нашли мертвые тела Червонных Дамы и ее Валета. Они оба были удушены. Это стало толчком для начала войны, которая разгорелась во всех четырех странах.
Так юная и прекрасная девушка, которая хотела всего лишь любить и быть любимой, превратилась в темную сущность, которой не дано обрести покоя до скончания веков. Явившись на зов человека из нашего мира, она сразу видит своих былых врагов в юношах и девушках, дерзнувших провести ритуал. Конечно, она стремиться их убить. Ведь мечущемуся духу кажется, что это путь к вожделенному и такому долгожданному покою.
Что будет, если вызвать Пиковую Даму, и каковы последствия ритуала?
Вызвать Пиковую Даму довольно просто, особенно, если в компании детей или тинейджеров есть кто-то с выраженными способностями медиума. Не сложно и отправить ее обратно. Куда труднее реагировать адекватно на любые неожиданности, не завести ритуал слишком далеко и не впасть в ступор. Если вместе с темной сущностью, которая призывалась, появится парочка других, нужно помнить, что изгнав в потусторонний мир Ее, автоматически избавляешься и от ее спутников. Чтобы избежать нашествия нечисти, разумнее использовать обряд, в котором не используется зеркало. Правда, таких немного. Ведь именно отражающие поверхности помогают истончать грани и обеспечивают проход между мирами.
Подпускать Пиковую Даму к себе близко нельзя. Она стремится задушить любого, кто окажется на пути Нельзя позволять ей спускаться по нарисованной заранее лестнице. Не нужно забывать о том, что отправить злых духов восвояси может не получиться, если дать им достаточно времени разгуляться. В этом случае они могут навсегда остаться в доме и доставить массу хлопот в будущим.
И все-таки, самым частым последствием призыва Пиковой Дамы, являются ночные кошмары. Они снятся практически всем участников действа, и это совершенно нормально.
Как вызвать Пиковую Даму у себя в квартире?
Вызвать Пиковую Даму у себя в квартире достаточно просто. Как и большинство ритуалов призыва, этот проводить надо тогда, когда часы бьют полночь. Все необходимое приготовить следует заранее. Понадобится зеркало, помада (обязательно красная), салфетка, свеча, сделанная из натурального воска без добавок, и колода карт, которая была недавно куплена и не успела побывать в игре.
Когда наступит заветный час, необходимо выключить свет, нарисовать на зеркале помадой лестницу из тринадцати ступенек и дверь с ручкой, а потом зажечь свечу. После этого тот, кто проводит обряд, должен попросить прийти Пиковую госпожу. Следующие несколько минут займет ожидание.
После этого свет померкнет, зеркало потемнее, свеча начнет чадить и громко трещать, раздастся шелест шагов и звуки, напоминающие смех. А в отражающей поверхности появится силуэт женщины, которая попытается спуститься по ступеням.
Она будет очень торопиться. Медиум не должен допустить, чтобы гостья преодолела лестницу. Поэтому, если стоит цель что-то спросить у потусторонней сущности, делать это надо быстро. Вопрос нужно сформулировать заранее. Необходимо помнить, что он может быть лишь один.
После того, как Пиковая Дама будет возвращена в свой мир, для чего потребуется стереть рисунок на зеркале салфеткой, карту придется порвать. Выбрасывать ее сразу не нужно. Прежде всего стоит выйти на улицу и сжечь ее. А уж потом от пепла можно избавляться.
Вызов Пиковой Дамы при помощи «Коридора зеркал»
Еще один способ призыва Пиковой Дамы в домашних условиях называется коридором зеркал. Он считается более надежным. Но нужно отдавать себе отчет в том, что он намного более опасный. Проводить этот ритуал необязательно в полночь. Здесь главное условие - полная темнота. Если на окнах есть плотные шторы, их придется сдвинуть. Свет должен быть выключен.
Медиум берет два зеркала и устанавливает их друг напротив друга. Так создается коридор. Между отражающими поверхностями размещают зажженную свечу.
Чтобы осуществить призыв, придется шесть раз повторить одну и ту же фразу. Она звучит так: «Пиковая дама, та, что в зеркальном мире живет, приди на тусклый свет моей свечи». Дальше должно пройти несколько минут, прежде чем тени сгустятся, зеркало потемнеет, раздастся шорох и смех, а потом появится Она.
Чтоб закончиться сеанс, одно из зеркал надо просто сдвинуть с места. Но делать это придется быстро.
Можно ли вызвать Пиковую Даму в школе?
Большую часть времени ребята проводят в стенах своей Альма матер. Поэтому нередко возникает вопрос о том, как вызвать темную сущность Пиковой Дамы в школу. Ведь интереснее делать это в хорошей компании, а не в гордом одиночестве.
Существует ряд проблем, которые придется решить, если звать духа в учебное заведение практически среди бела дня. Однако, призвать Пиковую Даму в этом случае все-таки можно. Для обряда подойдет туалет, в котором висит зеркало. Именно сюда заранее требуется доставить все необходимое.
Главная трудность заключается в том, что придется дождаться наступления сумерек. А это значит, что провести ритуал можно осенью или зимой на продленке или в перерыве между дополнительными занятиями. Нужно придумать способ закрыть чем-то окно и найти, где выключается свет. В противном случае дух испугается и на зов не явится.
Если на ритуал соберется слишком много народу, внезапно появится кто-то из учителей или просто люди, не участвующие в процессе, Пиковая Дама разозлится и обязательно накажет нарушителей. Кроме того, в суматохе легко пропустить момент, когда рисунок на зеркале надо будет стирать. В результате, в школе, помимо не всегда добродушных педагогов, появится злобная сущность, которая непременно начнет всем пакостить.
Призыв темной сущности Пиковой Дамы на улице
В последнее время все чаще стали совершаться попытки вызвать Пиковую Даму на улице. Чтобы осуществить затею, нужно выбрать любой высокий дом, который насчитывает больше, чем три этажа. Придется дождаться темноты, а лучше начать ритуал в полночь. Предварительно следует сильно надушиться, чтобы запах был стойким и мог привлечь внимание.
Медиум должен смотреть в темное окно на третьем этаже. В идеале, в квартире никто не должен жить. В худшем случае необходимо выбирать чужой дом. И уж точно никогда нельзя таращиться на собственные окна, даже если они очень удачно расположены.
* * *
Независимо от того, где и при каких условиях происходит призыв Пиковой Дамы, нужно проявлять осторожность. Большие неприятности этот дух доставляет редко, но могут возникнуть всякие недоразумения. Кроме того, шутки с потусторонними силами всегда плохи. А потому, лучше прислушаться к советам колдуний и не прибегать к спиритическим сеансам ради забавы или острых ощущений.
Обратите внимание! Эта статья не является руководством к действию: материал носит чисто ознакомительный характер.
Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.
Эта история произошла со мной недавно, а точнее, 25 января 2013 года. Я учусь в школе, в 7-ом классе. Школа у меня с 8:00 до 16:30. В пятницу у меня шесть уроков и после них очень много свободного времени.
После шести уроков я, Даша, Лина, Рита, Таня заскучали. В последнее время мы увлекались чтением страшилок с этого сайта. Я и Даша предложили , но с нами пошла только Рита. Все знают, что для обряда нужно зеркало и кровь сайт
(красная помада). У нас были двухстороннее (раскладное) зеркальце и иголка. Мы зашли в женский туалет, а в нём нет окон, и закрыли дверь. Рита согласилась проткнуть палец, но, сколько мы ни пытались выдавить кровь на зеркало, всё было без толку.
Тогда мы попросили у учительницы труда алую гуашь. Она не спросила зачем и дала ее нам. Мы вернулись в туалет, Рита нарисовала дверку и вниз от неё лесенку. Пока Рита рисовала лесенку, Даша увидела за мной рядом с раковиной тёмный силуэт, и в это время замигал свет. Она потрясла головой, посмотрела туда же, но ничего не увидела. Подумала, что ей показалось. Даша выключила свет, закрыла дверь и села рядом с нами. Три раза мы произнесли: «Пиковая дама, приди» и стали ждать. Было темно, хоть глаз выколи. Я не видела даже подруг, но когда я посмотрела туда, где было зеркало, сайт
я впала в шок. Был отчётливо виден кружок зеркала, на котором был рисунок, при полной темноте. И вдруг в дверке на зеркале зажегся свет. Я почувствовала, что Даша повернулась и вдруг закричала «Бежим!». Мы все выбежали и стали спрашивать у Даши, что случилось. Она сказала, что когда повернулась, увидела чёрную женщину. Мы стёрли с зеркала рисунок, вернули гуашь, выкинули зеркало и побежали рассказывать всё Тане и Лине.
Когда мы рассказали, Таня и Лина тоже захотели вызвать этого призрака. Хочу сказать, что Таня мастер вызываний и очень чувствительна к потусторонним силам. Мы взяли красный мелок для рисования на бумаге и одностороннее круглое зеркальце. По дороге Таня и Лина бесились и в туалете тоже шутили и прикалывались. Они шумели, и мы никак не могли вызвать и стали злиться. Но наконец они успокоились. Рита нарисовала на зеркале дверку и лесенку, мы выключили свет сайт от телефонов и три раза сказали: «Пиковая дама, приди!». Я, Даша и Рита стояли напротив двери, а Лина и Таня — возле двери, готовые бежать в любой момент. Я смотрю на Таню. Она почему-то стала медленно открывать дверь. Я начала сердиться, ведь так ничего и не произойдёт. Тут мы все слышим, как Даша сказала своим голосом: «Блин!», а потом жутко страшным рычащим голосом закричала: «Закрой дверь!». Мы выбежали из туалета в мгновение ока. За нами вышла Даша, держась за горло, и спросила: «Что случилось?». Таня и Лина сказали, что видели чёрный силуэт женщины за Дашей и стали открывать дверь, а потом она пропала, и Даша стала кричать. Таня сказала, что Пиковая дама умеет вселяться и тогда вселилась в Дашу, так как она не помнила, как она кричала.
Мы решили ещё раз поэкспериментировать, но оставаться в туалете не больше десяти секунд. сайт
Стёрли старый рисунок, и Рита нарисовала новый, вырубили свет и сказали волшебные слова. Я и Рита стояли напротив двери, а Даша, Лина и Таня у двери. Через 5-7 секунд в дверке на зеркальце загорелся свет. Таня, Лина и Даша закричали, и все мы выбежали, кроме Риты. Таня зажгла свет в туалете, и мы зашли туда. Спросили Риту, почему она не выбежала, но она ответила, что не помнит. Значит, Пиковая дама была в ней. Таня, Даша и Лина сказали, что видели чёрный силуэт женщины возле умывальника. Я взяла у Риты зеркало, подошла к раковине и начисто смыла рисунок. Отдала зеркало Рите, а она засунула его в карман. Рита кинула мелок в мусорную корзину, но не попала, и я его подобрала.
Мы поговорили, и девочки вышли. Я взяла сумку, и сайт ко мне подошла Рита и сказала: «Посмотри на зеркало». Я посмотрела и остолбенела. На зеркале была нарисована виселица, причём тем самым мелком, что у меня в руках. Рита сказала, что она видела человечка без рук. Я бегом к девчонкам. Я хотела их позвать, чтобы они посмотрели. Но слышу за собой громкий звук. Я оборачиваюсь и вижу зеркальце на полу, но так как у меня плохое зрение, я не видела, разбилось ли оно, и пошла посмотреть. А Даша, Таня и Лина побежали. Я увидела, что оно разбилось, но я, не смотрясь в него, присела разглядеть рисунок. Но он исчез. А пока я так сидела, Даша и Лина оглянулись и увидели за мной чёрный силуэт женщины. Мы добежали до класса, и Рита сказала, что она не контролировала руки, а у Тани на руке была царапина, и она не помнила, когда она её сайт сделала. Лина провела пальцем по ладони и там, где она провела, остался оранжевый след, когда она приложила снег к следу, он исчез.
Больше с нами ничего не происходило.
«Пиковая дама»
«Медный всадник», в основу которого, как мы видим, положены петербургские предания и легенды, был написан в 1833 году. В следующем, 1834 году в аристократических и литературных салонах говорили о «Пиковой даме», повести глубоко петербургской не только по духу, но и по городскому фольклору - он не только предшествовал ее рождению, но и сопровождал после шумного появления в печати.
Литературная новость взбудоражила и без того склонное к большим интригам и маленьким «семейным» скандалам петербургское общество. Образ безобразной древней старухи, счастливой обладательницы мистической тайны трех карт, вызывал совершенно конкретные, недвусмысленные ассоциации, а загадочный эпиграф, предпосланный Пушкиным к повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», да еще со ссылкой на «Новейшую гадательную книгу», подогревал разгоряченное любопытство.
Кто же скрывался за образом пушкинской графини, или, как подозрительно часто якобы оговаривается сам Пушкин, княгини? Двух мнений на этот счет в тогдашнем обществе не было. Это подтверждает и сам автор нашумевшей повести. 7 апреля 1834 года он заносит в дневник короткую запись: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной».
С тех пор в Петербурге княгиню Наталью Петровну Голицыну иначе как «Пиковая Дама» не называли.
Княгиня Голицына происходила из рода так называемых новых людей, в избытке появившихся в начале XVIII века в окружении Петра Великого. По официальным документам, она была дочерью старшего сына денщика Петра I, Петра Чернышева, который на самом деле, если, конечно, верить одной малоизвестной легенде, слыл сыном самого самодержца. Таким образом, согласно городскому фольклору, Наталья Петровна была внучкой первого российского императора и основателя Петербурга. Во всяком случае, в ее манере держаться перед сильными мира сего, в стиле ее деспотического и одновременно независимого поведения в повседневном быту многое говорило в пользу этого утверждения, а сама она не раз старалась тонко намекнуть на свое легендарное происхождение. Так, когда ее навещал император или какие-либо другие члены монаршей фамилии, обед сервировался на серебре, якобы подаренном Петром I одному из ее предков.
Н. П. Голицына
Посещать ее обеды многие почитали за честь, а ее сын - знаменитый московский генерал-губернатор В. Д. Голицын - не смел даже сидеть в присутствии матери без ее разрешения. Гордый и независимый характер княгини проявлялся во всем. Однажды ей решили представить военного министра, графа Чернышева, возглавлявшего следственную комиссию по делу декабристов. Он был любимцем Николая I, и перед ним все заискивали. «Я знаю только того Чернышева, который сослан в Сибирь», - неожиданно грубо оборвала представление княгиня. Речь шла об однофамильце графа - декабристе Захаре Григорьевиче Чернышеве, осужденном на пожизненную ссылку.
Отец Голицыной служил дипломатом, и в молодости Наталья Петровна жила за границей. Ее с удовольствием принимали во многих монарших домах. Но знали ее еще и потому, что она была страстной поклонницей игры в карты. Во Франции она была постоянным партнером по картам королевы Марии Антуанетты. Страсть к картам она сохранила до глубокой старости и играла даже тогда, когда ничего не видела. По рекомендации Воспитательного дома карточная фабрика специально для нее даже выпустила карты большого формата.
В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, хотя, по мнению многих, особой красотой не отличалась, а с возрастом вообще обросла усами и бородой, за что в Петербурге ее за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски, «Княгиня Мусташ» (от французского moustache - усы). Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью в сочетании с острым умом и царственной надменностью, и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».
Сюжетная канва пушкинской повести на самом деле не представляла ничего необычного для высшего петербургского общества. Азартные карточные игры были в то время едва ли не самой модной и распространенной забавой столичной «золотой молодежи». Как мы уже знаем, страстным и необузданным картежником был и сам Пушкин, и многие его близкие друзья. Если верить легендам, эпиграф к первой главе повести: «А в ненастные дни собирались они часто» Пушкин сочинил во время игры в карты и записал его прямо на рукаве своего знакомца, известного картежника, внука Натальи Петровны, Сергея Григорьевича, по прозвищу «Фирс». На глазах поэта происходили самые невероятные истории, каждая из них могла стать сюжетом литературного произведения. Из-за неожиданных проигрышей люди лишались огромных состояний, стрелялись и сходили с ума.
И тут в наше повествование буквально врывается небезызвестный граф Сен-Жермен, одна из самых загадочных личностей Франции XVIII века. Напомним коротко его биографию. Великосветский авантюрист, мистик, изобретатель жизненного элексира и философского камня, граф Сен-Жермен по некоторым предположениям был португальцем и носил подлинное, как он сам утверждал, имя Йозеф Ракоци, принц Трансильванский. В то же время в разные годы охотно выдавал себя то за графа Цароша, то за маркиза Монфера, то за графа Белламор, графа Салтыкоф и многих других.
Существует множество биографий Сен-Жермена, каждая по невероятности превосходит другую. Согласно некоторым из них, он жил в XVI веке, во времена французского короля Франциска I. Согласно другим, более поздним, работал с известной русской писательницей Еленой Блаватской, она, кстати, родилась только за три года до описываемых нами событий, в 1831 году. Сам Сен-Жермен утверждал, что ему две тысячи лет, и рассказывал подробности свадьбы в Кане Галилейской, где он чуть ли не давал советы самому Иисусу Христу.
Умер граф Сен-Жермен будто бы в Лондоне, куда сбежал после французской революции 1783 года. По одним источникам, он прожил 75 лет, по другим - 88, по третьим - 93. Но даже через 30 лет после его смерти «находились люди, которые клялись, что только что видели Сен-Жермена и разговаривали с ним».
Граф Сен-Жермен оставил более или менее заметный след в петербургском фольклоре. По одной из легенд, накануне так называемой «революции 1762 года» под именем графа Салтыкоф он тайно приезжал в Россию, сошелся с заговорщиками и «оказал им какую-то помощь» в деле свержения императора Петра III и восшествия на престол Екатерины II.
По одной из легенд, граф Сен-Жермен имел непосредственное отношение к сюжету повести Пушкина «Пиковая дама». Согласно легенде, внук Натальи Петровны Голицыной, начисто проигравшийся в карты, в отчаянье бросился к бабке с мольбой о помощи. Голицына в то время находилась в Париже. Она обратилась за советом к своему французскому другу графу Сен-Жермену. Граф живо откликнулся на просьбу о помощи и сообщил Наталье Петровне тайну трех карт - тройки, семерки и туза. Если верить фольклору, ее внук тут же отыгрался.
Вскоре вся эта авантюрная история дошла до Петербурга и, конечно, стала известна Пушкину, тот ею своевременно и удачно воспользовался. Он сам об этом намекает в первой главе «Пиковой дамы». Помните, как Томский рассказывает о своей бабушке, «Московской Венере», которая «лет шестьдесят тому назад ездила в Париж и была там в большой моде»? Правда, по Пушкину, старуха сама отыгралась в карты, никому не выдав сообщенной ей Сен-Жерменом тайны трех карт. Но ведь это художественное произведение, и автор волен изменить сюжет услышанной им истории. Напомним читателям, что во второй главе повести Пушкин уже от собственного, то есть авторского лица сообщает о том, что это был всего лишь «анекдот (выделено нами - Н. С. ) о трех картах», который «сильно подействовал на его (Германна - Н. С. ) воображение».
Впрочем, по другой версии, Пушкину при работе над «Пиковой дамой» не требовалось нужды так далеко обращать свой авторский взор. У него была своя, собственная, личная биографическая легенда о появлении замысла повести. И если даже предположить, что эта легенда никакого фактического подтверждения не имела, то есть возникла на пустом месте, то исключить ее из жизни поэта все равно невозможно, потому что об этом с утра до вечера злословили в кругах многочисленных московских и петербургских Голицыных. Легенда дожила до наших дней и бережно хранится в семейных рассказах современных потомков старинного рода.
Согласно этой легенде, Пушкина однажды пригласили погостить в доме Натальи Петровны. В течение нескольких дней он жил у княгини и, обладая горячим африканским темпераментом, не мог отказать себе в удовольствии поволочиться за всеми юными обитательницами гостеприимного дома. Некоторое время княгиня пыталась закрывать глаза на бестактные выходки молодого повесы, но наконец не вытерпела и, возмущенная бесцеремонным и вызывающим поведением гостя, с позором выгнала его из дома. Затаив обиду, Пушкин будто бы поклялся когда-нибудь отомстить злобной старухе и якобы только ради этого придумал всю повесть.
Трудно сказать, удалась ли «страшная месть». Княгине в ее более чем преклонном возрасте было, видимо, все это глубоко безразлично. Однако навеки прославить Наталью Петровну Пушкин сумел. В год написания повести Голицыной исполнилось 94 года. Скончалась она в возрасте 97 лет в декабре 1837 года, ненадолго пережив обессмертившего ее поэта. А дом № 10 по Малой Морской улице, где она проживала, в истории города навсегда остался «Домом Пиковой Дамы».
Справедливости ради надо сказать, что в Петербурге широко известны два дома, которые городской фольклор традиционно связывает с героиней известной повести А. С. Пушкина. Второй, претендующий на звание «Дома Пиковой Дамы», находится на Литейном проспекте, № 42. Это известный особняк Зинаиды Юсуповой. Согласно некоторым легендам, именно княгиня Юсупова, прозванная в молодости за необыкновенную красоту «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. Неисправимые фантазеры даже уверяют, что если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплетов стройную старуху, она непременно встретится с вами взглядом, а тем, кто не поверит в ее существование, погрозит костлявым пальцем. И верили. Во всяком случае, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:
На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!
В то же время известно, что особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Сумароковой-Эльстон на Литейном проспекте построен архитектором Л. Л. Бонштедтом только в 1858 году, более чем через 20 лет после смерти Пушкина. Княгиня бульшую часть жизни провела за границей, и особняк чаще всего пустовал. В 1908 году его помещения арендовал известный театр сатиры и пародии «Кривое зеркало». В годы Первой мировой войны в здании разместился военный госпиталь, затем, в 1930-х годах, здесь находился Дом политпросвещения, на базе которого в 1949 году открыли Центральный лекторий общества «Знание», его лекции и концерты пользовались в Ленинграде успехом.