Изобрел обои. Обои из винила: свойства, характеристики, нюансы ухода
Самый верхний слой обоев называется покрытием , именно от этого слоя зависит внешний вид обоев. Существует пять основных покрытий: бумажное, виниловое, акриловое, текстильное и пробковое . Наиболее популярны первые два вида, а именно бумажные и виниловые обои . Какие обои лучше? Их преимущества и недостатки. И какому типу покрытия отдать предпочтение?
Появились бумажные обои для стен в странах Восточной Азии. В Европе они получили распространение в XVIII, и уже много лет являются наиболее востребованными при поклейки стен. Их называют родоначальникам всех типов обоев и даже классикой в отделке стен. Они позволяют придать необходимый колорит помещению и создать определенные стиль.
Бумажные обои бывают однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс) . Дуплекс имеют дополнительное покрытие, которое несёт защитную функцию от внешних факторов. Однослойные бумажные обои в последнее время пользуются меньшим спросом, они недостаточно стойкие к перепадам температуры и влажности, воздействию солнца и имеют небольшой срок службы. Дуплекс — более востребованы и износостойкие.
Нынче производятся не только гладкие, но и структурные (тиснённые, рифлённые) обои для стен из бумаги.
Структурные бумажные обои
получаются благодаря разной технологии нанесения на бумагу краски, благодаря которой и достигается разный визуальный эффект фактуры. Благодаря такой структуре дуплексных обоев достигается эффект теснения. Этот эффект широко используют фабрики в разных странах, при производстве дизайнерских бумажных обоев.
+ Преимущества бумажных обоев. Безусловно, главными преимуществами таких обоев является экологичность и воздухопроницаемость. Благодаря природному происхождению, бумажные обои рекомендуется использовать в спальне и детской. Бумага хорошо пропускает воздух, под такими обоями никогда не заведется плесень или грибок. К «плюсам» обоев с бумажным покрытием можно отнести и сравнительную дешевизну.
— Недостатки бумажных обоев. Бумажные обои не подходят для комнат, в которых высокая влажность и часто меняется температура (кухни, ванные), а также для прихожих, где на стены могут попасть брызги и грязь с обуви. Бумага не влагостойкая и её нельзя почистить без нанесения обоям повреждения, поэтому для вышеуказанных помещений такая отделка стен неприемлема. Лишь некоторые обои, обработанные специальным составом, можно протирать влажной салфеткой. У обоев с бумажным покрытием меньший срок службы по сравнению с обоями с виниловым покрытием.
могут иметь бумажную или флизелиновую основу, от которой в большей степени зависят характеристики обоев в целом. Виниловое покрытие дает возможность воспроизводить любые рисунки и рельефы, имитировать разнообразные узоры. Существует четыре типа виниловых покрытий: твердый, гладкий, вспененный винил и шелкография. Первые два – это плоский рельеф и большая плотность, вспененный винил имеет выпуклую фактуру и относительно малую плотность, а шелкография похожа на текстиль и производится методом горячего тиснения.
Виниловые обои представляют собой двухслойное покрытие
. На тканевый или бумажный слой наносят покрытие ПВХ, после чего накладывают рисунок или тиснение. ПВХ защищает обои от проникновения в слои влаги, излишнего света, и частично от механических повреждений. Кроме этого, такие покрытия пропитаны составами, препятствующими образованию плесени, налёта и грибков. Доступная цена и широкие возможности применения, позволяют считать виниловые обои одними из наиболее востребованных на рынке настенных обоев.
Использование специальных микропор позволило исключить один важный недостаток таких покрытий и сделать их полностью воздухопроницаемыми . Эти микропоры, с одной стороны, не допускают проникновения влаги под обои при их мытье, а с другой – не препятствуют испарению конденсата из–под покрытия. В результате этих процессов обеспечивается нормальный микроклимат в помещении, стены которого оклеены виниловыми обоями. Такой тип покрытия подходит хорошо проветриваемым помещениям — для гостиной, кухни или прихожей.
+ Преимущества виниловых обоев. Виниловые обои имеют большой срок службы – от 10 до 20 лет эксплуатации. Они просты в уходе: достаточно иногда протирать стены влажной губкой. Основные преимущества виниловых обоев: влагостойкость и легкость мытья; широкое многообразие дизайнов и фактур; красота и неприхотливость при эксплуатации; противодействие механическому воздействию; стойкость к выгоранию. Именно этот тип обоев идеально подойдет для кухни, ванной или прихожей.
— Недостатки виниловых обоев. Будучи синтетическим полимером, винил, как и другие аналогичные материалы, выделяет вредные вещества: формальдегиды, ДОФ, ДБФ. Даже если на упаковке указано, что виниловые обои соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, лучше отказаться от использования их в детских комнатах и спальнях. В других жилых помещениях их следует применять при условии постоянных и частых проветриваний. Если виниловые обои не имеют специальных микропор, под такими обоями может развиться плесень и грибок из-за слабой воздухопроницаемости.
Несмотря на стремительно возникающие инновации в отделке, бумажные обои для стен все ещё сохраняют весьма высокий и, главное, стойкий спрос на рынке. И это объяснимо. Основным достоинством такого типа обоев является их дешевизна. Но кроме этого, важную роль в «реинкарнации» бумажных обоев сыграла и мода на экологичность. И, как результат, бумажные обои , быстро привлекли на свою сторону приверженцев тотальной экологичности в своём жилье. Именно бумажные станут лучшим выбором для детской и спальни.
Что касается помещений, в который постоянный риск механический повреждений (в кладовых), повышенная влажность (ванная), необходимость в постоянной уборке (кухня и прихожая) — здесь намного более уместными станут обои с виниловым покрытием . Выбирайте обои с микропорами, которые обеспечивают воздухопроницаемость, не забывайте проветривать эти помещения — и виниловые обои смогут прослужить заявленные производителями 20 лет без выгорания, налетов или грибка.
Виниловые и бумажные обои в интерьере:
1Обои – наиболее распространенный материал для отделки. Более 90% стен отделываются именно обоями. Существуют самые разнообразные видыобоев для стен.
По материалу, из которого они изготовлены, обои делятся на:
- бумажные
- флизелиновые
- виниловые
- тканевые или текстильные
- обои из стекловолокна
- жидкие обои
- экзотические виды: кварцевые, пробковые, металлизированные
По отношению к влажности существует 2 вида обоев:
- влагостойкие
- невлагостойкие
По внешнему виду обои бывают:
- гладкие
- рельефные или тисненые
Есть обои однотонные и с рисунком; с раппортом, т. е. повторяющимся рисунком, или без раппорта. Существуют фотообои, рисунок или фотографию на которых можно выбрать из имеющихся или заказать индивидуально. Обои бывают различных расцветок, а если есть желание, можно приобрести обои под покраску и покрасить их в нужный цвет самостоятельно.
При таком разнообразии как выбрать обои, которые подойдут именно для вашей квартиры? Рассмотрим разные виды обоев.
Основные типы обоев
Бумажные
Они сделаны из бумаги с нанесенным на нее принтом, т. е. рисунком. Они бывают однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс).Чаще всего рисунок наносится типографским способом. Для обоев экстракласса применяется ручная печать. Чтобы рисунок не выцветал некоторые виды бумажных обоев покрываются грунтовкой. Кроме гладких обоев бывают бумажные обои с рельефной поверхностью. Они бывают цветные и белые, такие обои белого цвета используют под покраску. Существуют и тисненые бумажные обои и даже гофрированные дуплекс обои.
Достоинства бумажных обоев:
- они воздухо- и влагопроницаемы;
- хорошо маскируют небольшие неровности поверхности стены.
Недостатки:
- небольшая прочность, особенно при поклейке;
- их нельзя применять в помещениях с повышенной влажностью
Флизелиновые
Флизелин представляет собой материал из смеси натуральных (целлюлоза) и химических (полиэстер) волокон. Этот материал был изобретен в Германии для использования в швейной промышленности. Позже его стали применять и для отделки стен. Он более прочен, чем бумага, и более влагостоек.
Достоинства флизелиновых обоев:
- они экологичны, воздухопроницаемы;
- такие обои легко наклеивать, т. к. нужно наносить клей только на поверхность стены. Обои смазывать клеем не нужно;
- при желании их можно перекрашивать много раз;
- флизелиновые обои маскируют неровности поверхности стен;
- они обладают неплохой звукоизоляцией;
- флизелин не деформируется при высыхании клея после наклеивания обоев на стену;
- обои можно легко отделить от стены при последующем ремонте.
Недостатки:
- эти обои довольно прозрачные. При наклеивании светлых обоев нужно подготовить стену так, чтобы на ней не было контрастных пятен, стена должна быть светлого цвета. Темную стену нужно загрунтовать;
- флизелиновые обои не влагостойки, их нельзя мыть.
Виниловые
Это наиболее прочный вид обоев. Они имеют 2 слоя и бывают на бумажной или флизелиновой основе. Верхний слой изготовлен из поливинилхлорида. Этот материал стоек к механическим воздействиям и загрязнениям. Бывают виниловые обои с тиснением или гладкие. Обои горячего тиснения имеют несколько разновидностей:
- компакт-винил имитирует различные материалы – камень, рельефную штукатурку или текстиль
- шелкография позволяет реализовать самые разнообразные дизайнерские замыслы. Они имеют гладкую фактуру и приятный блеск. Используются только на хорошо выровненных стенах
- обои с химическим тиснением имеют высокую стойкость к ультрафиолету, отличную прочность и водостойкость
Достоинства виниловых обоев:
- их выдающаяся прочность;
- возможность мыть с применением бытовых моющих средств;
- стойкость к УФ-лучам;
- эти обои хорошо сглаживают неровности стены.
Недостатки:
- главный недостаток виниловых обоев – их небезопасность. При горении они выделяют токсичные вещества, содержащие соединения хлора. В Европе эти обои запрещено применять в общественных учреждениях.
Текстильные
Это покрытие состоит из 2 слоев. Снизу находится бумага или флизелин, сверху – текстильный материал. Это может быть шелк, лен, вискоза или другие ткани. Обои из ткани – самый изысканный вид отделки стен. Они могут быть разнообразных цветов, фактур ткани, быть однотонными или иметь рисунок.
Достоинства текстильных обоев:
- экологичность, эти обои хорошо пропускают воздух;
- большое разнообразие расцветок и структур ткани удовлетворит самого требовательного дизайнера;
- практически незаметны швы между полосами обоев. Можно создать эффект «сплошной стены».
Недостатки:
- хорошо впитывают запахи, притягивают пыль;
- требуют осторожного обращения, их легко могут повредить дети или домашние животные;
- стена под такими обоями должна быть идеально ровной, процесс оклейки требует специальных навыков. Желательно поручить оклейку стен тканевыми обоями профессионалам.
Из стекловолокна
Этот вид появился не так давно. Обои изготавливаются из стекловолокна, которое производят на специальных станках из кварцевого песка, доломита, соды и известняка. Они абсолютно безопасны и гипоаллергенны. Наклеивать обои из стекловолокна нужно на очищенную стену специальным очень прочным клеем. Обычно их используют под покраску. Эти обои имеют несколько видов рисунка плетения: саржевое плетение (елка), рогожка, паркет, ромб, жаккард.
Достоинства:
- очень прочные, срок службы до 30 лет;
- не горят и не выделяют вредных и опасных веществ. Соответствуют европейским нормам безопасности;
- влагостойкие - Стеклообои можно использовать даже в ванной и других помещениях с высокой влажностью;
- можно мыть даже жесткой щеткой.
Недостатки:
- низкая пластичность;
- трудно отделяются со стены;
- используются только под покраску.
Жидкими обоями называют декоративную штукатурку. Специальная сухая смесь разводится водой и наносится на стену. Получается сплошное декоративное покрытие. Оно может быть гладким или структурным. К сожалению, пока производится небольшое количество расцветок таких обоев.
Достоинства:
- экологичны, безопасны;
- не выцветают;
- высокая степень шумоизоляции;
- отсутствие стыков.
Недостатки:
- боятся воды;
- повреждения нужно заделывать специальным ремонтным составом;
- небольшое разнообразие цветов.
Кварцевые
Это новый, непривычный вид обоев. На нетканую основу наносится кварцевый песок и получается интересное стеновое покрытие. Песок может быть различных оттенков, а если необходимо, их можно перекрасить. Эти обои содержат только натуральные составляющие. Не стоит клеить кварцевые обои во влажных помещениях.
Достоинства:
- кварц – негорючий материал, поэтому обои обладают отличной огнестойкостью;
- обои легко наклеиваются, образуют сплошное полотно, на котором незаметны стыки;
- это очень прочные и стойкие к истиранию обои;
- экологичность материала позволяет использовать их в любых помещениях;
- кварцевые обои не выцветают. Они окрашены на всю глубину декоративного слоя, поэтому на них незаметны легкие царапины и потертости.
Недостатки:
- недостаточная влагостойкость не позволяет использовать их во влажных помещениях;
- они имеют шершавую поверхность, которая не всем нравится.
При таком разнообразии видов, как подобрать обои, которые подойдут для вашего дома или квартиры?
Как выбрать обои
Для влажных помещений подойдут виниловые обои или обои из стекловолокна. Если в помещении невысокая влажность воздуха, то подойдет любой тип обоев.
Для детской комнаты обои должны быть безопасны, легко чиститься, быть приятными на ощупь. Лучше всего оклеить ее флизелиновыми обоями. Интересный вариант – обои из стекловолокна. Они экологичны и прочны. Их можно перекрасить, если ребенок их запачкает, или просто захочется изменить внешний вид стен. А можно предоставить подростку возможность самому расписать такие стены. Можно оклеить детскую и бумажными обоями. Они дышат, приятны на ощупь, но с них не получится удалить следы от красок или фломастеров.
В спальне будет очень уютно, если ее оклеить текстильными обоями. Флизелиновые и бумажные обои тоже будут уместны в этой комнате. А от виниловых обоев лучше отказаться. Они не дышат и могут иметь неприятный запах.
Жидкими обоями можно отделать холл, коридор или кухню. Кварцевые обои обычно используют в дорогих офисных помещениях, можно ими оклеить и некоторые комнаты в квартире, такие как кабинет.
Какие обои выбрать зависит и от размера помещения. Например, в небольших комнатах хорошо смотрятся обои в полоску. Горизонтальная полоска зрительно расширит комнату, а вертикальная – сделает потолок выше. Причем широкие вертикальные полосы не только приподнимут потолок, но и визуально увеличат площадь комнаты. Крупные узоры на стенах в такой комнате будут неуместны, а вот мелкий рисунок сделает комнату объемнее. Светлые тона обоев тоже визуально расширят такое помещение.
После того как вы определите, какие обои лучше подойдут для каждого помещения в квартире, нужно представить, как эти обои будут сочетаться между собой. Желательно, чтобы цветовые решения всех комнат гармонировали друг с другом. Тогда будет комфортно находиться в любой комнате квартиры.
По информации Finewall.ru
История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.
Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.
Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.
Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.
В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.
В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.
История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.
В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев — они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.
Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.
Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.
В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.
Обои, используемые для отделки помещений, также имеют свою удивительную историю. Есть сведения, что впервые обои были использованы во II веке до н. э. в Китае. Они были далеко не теми обоями, которые мы имеем сейчас в рулонах. Самые древние образцы были разрисованные вручную и представляли собой большие куски бумаги.
Первые печатные обои датируются 1509 г. Они были изготовлены в Англии, но также были еще «кусковыми», а не рулонными. 1675 год ознаменован началом изготовления деревянных печатных форм, которые благодаря повторяющимся узорам существенно ускоряли процесс нанесения рисунка.
Наряду с бумажными обоями во Франции в XVII-XVIII веках популярными были тканевые, имитирующие щелк отделочные материалы. Влагостойкие обои также давнее изобретение. Оно было запатентовано еще в 1858 году.
В Америке начало применения обоев припадает на 1739 год. А в 1778 году Людовиком XVI был издан указ, что длина рулона обоев должна составлять примерно 34 фута (10,4 м). И только в 1799 году была изобретена машина, позволяющая получать рулоны бумажных обоев. Выпуск был налажен далеко не сразу. Только примерно через полвека спустя появился во Франции рулон, причем рисунок был нанесен уже типографским способом. Пожалуй, только их можно считать первыми обоями.
В России обои начали применяться с первой половины XIX века. Первая фабрика была построена под Петербургом. В настоящее время наблюдаем изобилие разных видов обоев, но бумажные обои не потеряли своей актуальности.
А вот первая модная волна на фотообои пришла в нашу страну около двадцати лет назад. Такие «улучшенные» обои покорили сердца и дома многих жителей больших и малых городов. Цифрового изобилия еще не существовало, поэтому выбор изображений для фотообоев был очень невелик. Сегодня ситуация изменилась коренным образом – появилось множество толковых специалистов, способных создать определенное изображение на стену для конкретного человека. Фотообои удивительно вписываются под любой интерьер, женщины в большинстве своем выбирают фотообои с изображением цветов .
В середине 19 века французский художник и литограф Жюль Шере стал одним из основоположников плакатного дела, печатного мастерства, создателем далекого предка современных фотообоев… Шере имел свою литографическую мастерскую и за всю жизнь создал не меньше полутора тысяч плакатов и постеров для театральных помостов, цирковых площадок и кафе. Правильным будем выделить имя еще одного человека, французского аристократа и художника Анри Лотрека. Оба были графиками и декораторами и имели благотворное влияние на работу друг друга. Шере предложил прототип современного постера, первым став подписывать свои работы. Именно он определил основные принципы удачной рекламы на плакате. Такое положение дел продлилось до второй половины 19 века. Последующее развитие печати на крупноформатных бумажных полотнах достигло уровня настоящего искусства, особенно после того как граф Тулуз-Лотрек добавил в литографии насыщенные, броские цвета. Благодаря этим людям сегодня мы наслаждаемся контрастными крупноформатными изображениями. желтая роза на стене
Исторические факты. Многочисленные попытки
Задолго до Жюля Шере и графа Лотрека еще один французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон расписал 50 рулонов бумаги. Он нарисовал ангелов на голубых «обоях». Эта работа была использована для декоративного оформления резиденции короля Людовика XI. Вскоре подобным образом стали украшаться элитные дома в аристократических кругах. Этот эпизод в истории породил то ли фреску, то ли фотообои…! В середине 18 века печатник из Филадельфии Флисон Планкетт провел небольшой эксперимент. С помощью деревянных заготовок он нанес на бумажные полотна узор, а после разукрасил его вручную. Так произошла еще одна попытка и, наверно, вполне удачная, изобрести бумажный декор на стену.
Многие знают, что современные фотообои обладают влагоотталкивающими свойствами. Впервые «наделили» обои такой особенностью после Второй мировой войны. Технологии позволили производить более прочные образцы обоев, которые можно было аккуратно протирать влажной губкой. Это значительно продвинуло новый тип обоев на потребительский рынок декоративных покрытий. изображение Венеции на стене в столовой
Сегодня фотообои опять стали модными и популярными. Давно прошли времена, когда принты на фотообоях были скучными и однообразными. Технологии производства поменялись в лучшую сторону и сейчас многие любители живописных изображений имеют реальную возможность обновить свой дом качественными и реалистичными фотообоями.
Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.
Как появились обои на тканой основе
За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.
Текстильные обои в современном интерьере
Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.
История появления бумажных обоев
История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.
Бумажные обои в интерьере французского замка
Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.
Современные технологии, винил и флизелин
Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.
Флизелиновые обои в современном интерьере
А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.