Как легко и эффективно запоминать иностранные слова. Как запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием! Как быстро выучить иностранные слова
Казалось бы, простая задачка по математике из четвертого класса: если учить каждый день по 30-35 английских слов в день, сколько слов английского языка можно выучить за месяц и год?
Разумеется, вы с легкостью подсчитали: можно выучить около тысячи английских слов за месяц и, соответственно, 12000 слов за год. Интересно, а что говорит опыт и практика?
As vocabulary is reduced , so are the number of feelings you can express, the number of events you can describe, the number of the things you can identify! Not only understanding is limited, but also experience. Man grows by language. Whenever he limits language he retrogresses!
С сокращением словарного запаса уменьшается количество чувств, которые вы можете выразить, количество событий, которые вы можете описать, количество предметов, которые вы можете назвать. Ограничено не только понимание, но еще и опыт. Человек растет благодаря языку. Всякий раз, когда он ограничивает язык, он приходит в упадок.
~ Sheri S. Tepper
Как показывает практика выучить-то можно, а вот удержать в активном запасе и регулярно употреблять в речи не получится. Слова без практики и ассоциативных связей быстро забываются, о чем умалчивают создатели .
Правда, у вас всегда есть шанс запомнить большое количество английских слов - все зависит от особенностей памяти и техник запоминания английских слов, о которых мы сегодня и поговорим.
Как выучить много английских слов быстро
Учить английские слова - не такое сложное занятие, как это может показаться на первый взгляд. Подписывать названия незнакомых слов - один из эффективных методов для запоминания.
Хотите выучить много английских слов за короткое время ? Немецкий ученый Эбингауз установил, что при механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.
В первую очередь необходимо определить, как вам легче усваивать новую информацию: на слух, увидеть или же записать?
Это не займет много времени, но значительно облегчит обучение и подбор эффективных техник для вас в дальнейшем. Один из тестов, который поможет вам определить, как вам легче запоминать новую информацию, представлен на этом сайте . Ответив на 30 вопросов, вы сможете точно знать, к какому типу вы относитесь.
В кратце напомним, что визуалы легко запоминают новые слова, увидев или прочитав, аудиалы - на слух, а кинестетикам необходимо быть в движении, например, записать информацию на бумаге.
В современном мире у большинства людей преобладает визуальный тип восприятия новой информации. Вспомните, как надолго в нашей памяти хранятся надоедливые рекламные ролики, увиденные по телевизору, или плакаты и баннеры, которыми пестрят улицы города.
Вам также надо знать, что 100%-ых визуалов или аудиалов не существует. Но какой-то канал все-таки является доминирующим, и именно его надо использовать, если ваша цель - выучить много английских слов быстро .
Визуальный метод запоминания английских слов
Характеристика и схема восприятия информации визуалами.
Если вы читали роман “Мартин Иден” Джека Лондона, то скорее всего, помните, что главный герой учил огромное количество академических слов, расклеивая у себя дома листочки с новыми словами.
Визуальный метод для запоминания английских слов – это обклеивание всех предметов, которые вас окружают, стикерами с новыми словам. Как работает визуальный метод? Вы постоянно натыкаетесь на обилие английских слов, читаете, запоминаете и конечно же, используете английские слова.
Приобретите в магазине или сделайте самостоятельно карточки с новыми словами, переводом, транскрипцией и даже примером употребления. Такие карточки удобно брать с собой, если вы долго добираетесь до работы или постоянно пропадаете в очередях. Они могут быть классически сделаны на бумаге или загружены на ваш телефон.
На заметку:
В интернете можно найти и скачать приложения для мобильных телефонов , которые используют визуальный способ для расширения словарного запаса. Наиболее популярным являются Words, Easy Ten и Duolingo: Учи языки бесплатно.
Яркие картинки с подписями, тренажеры для запоминания, проверочные тесты, которые используют данные приложения для мобильных помогут вам выучить много английских слов за короткий срок . А главное, они всегда под рукой!
Если ваш уровень не начальный (Pre-Intermediate и выше), вы может смотреть фильмы, передачи и видео с субтитрами и без них, выписывая не только новые слова, но и полезные разговорные фразы.
Обучающие аудиоматериалы на английском и подкасты
Характеристика и схема восприятия информации аудиалами.
Если вы относитесь к редкой категории людей (около 10%), любящих и запоминающих ушами – то это метод для вас.
Главное условия для расширения словарного запаса – постоянно слушать английскую речь, будь-то дома на кухне или в машине в пробке. Новые слова и выражения можно записать и периодически их повторять.
С помощью такого метода вы не будет боятся воспринимать речь на слух, и у вас улучшатся навыки аудирования.
Метод TPR для расширения словарного запаса
Характеристика и схема восприятия информации кинестетиками.
Третий тип восприятия информации, к которому относятся кинестетики, предпочитает движение статическому обучению. Если вы - кинестетик, не забывайте записывать новые слова на бумаге. Лучше, если у вас будет словарь-дневничок, к которому можно обращаться время от времени.
В обучении детей часто используется метод TPR (Total Physical Response) . Но, поверьте, если вы - кинестетик, этот метод тоже для вас: с его помощью вы сможете легко выучить английские слова и фразы.
Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) надо выполнить действие, связанное с этим предметом, например, игру с мячом.
Простые и эффективные способы запоминания английских слов
Мнемотехника и запоминание английских слов
Наглядный пример того, как работает мнемотехника.
Одним из самых эффективных способов запоминания английских, да и вообще иностранных слов, является мнемотехника. Метод мнемотехники (или мнемоники) основан на создании образов в вашем сознании. Вы берете информацию, которую надо запомнить, и превращайте ее в образ через ассоциацию.
Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами . Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом.
Мнемотехника активно развивает память, и мышление. Главная задача – создание образов, соединяемых в воображении различными способами. Образы должны быть цветными, крупными и детальными .
Учить английские слова с помощью мнемотехники невероятно легко! Мы подбираем к иностранному слову максимально созвучное слово (либо несколько слов) из родного языка.
Как работает мнемотехника при запоминании английских слов, давайте рассмотрим на примере:
puddle ["pʌdl] лужа
Примерное произношение (фонетическая ассоциация) - «падл»
Мнемоническая модель: «Я всё падал и падал в лужу» .
Примеры использования мнемотехники в обучении английскому:
Если вы используете мнемотехнику для расширения словарного запаса , важно помнить, что нужно не просто связать слова между собой и выразить в виде предложения, но и представить конкретную ситуацию, в которой это происходит или говорится.
Например, не просто произнести: "По узкому переулку идет нервный человек", а представить нервного человека, можно своего знакомого, который идет, озираясь и вздрагивая от каждого звука, по узкому темному переулку. В таком случае вы точно не забудете это иностранное слово.
На заметку:
Возникшая ассоциация или связка слов необходима только для 2-3 повторений по памяти, чтобы запомнить иностранное слово и его перевод. Потом же она исчезает за ненужностью, поэтому можно не переживать, что в памяти будет храниться всякая чепуха.
Несомненно, что для быстрого и качественного запоминания иностранных слов, нужно потренироваться, найти свой подход, научиться создавать свои ассоциации, да еще и быстро. Первое время процесс создания ассоциаций будет протекать медленно, но запаситесь терпением и продолжайте тренировки. Как правило, скорость и улучшается качество создания ассоциаций после первой тысячи запомненных слов.
Остается добавить, что с помощью данной техники можно запоминать слова любого иностранного языка .
Чертоги разума для расширения словарного запаса на английском
Многие используют карточки с текстом и картинкой (flashcards), чтобы запомнить новые слова, но эти карточки не всегда бывают у нас под рукой, особенно в нужный момент.
Существует великолепный способ для запоминания новых слов и выражений - это сила вашего разума. Он называется Method of loci (метод геометрических мест ).
Также вы можете встретить такие названия как “чертоги разума”, ”дворцы памяти”, “метод локусов”, “пространственная мнемоника”, “метод Цицерона” .
Когда Шерлок Холмс, известный всему миру детектив, хотел вспомнить нечто важное, он закрывал глаза и погружался в чертоги разума (‘mind palace’ ). Подобно Шерлоку Холмсу, вы также можете использовать этот метод Method of loci для запоминания новых слов и выражений. Как это выглядит наглядно можете посмотреть в видео.
Видео “Собака Баскервилей” - “дворцы разума” Шерлока Холмса.
Как работает метод геометрических мест?
Мы строим воображаемое место (imaginary place ) в своем уме и помещаем туда предметы и людей, которые помогут нам запомнить новые слова. Вы можете складировать образы как на полках, так и хаотично. Главное, чтобы вы сами знали, где что находится и смогли быстро вспомнить. Лучшие активаторы либо совсем нелепые, либо очень логические. А еще лучше правильно комбинировать.
Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:
- Представляйте образы крупными (даже если предметы, которые нужно запомнить разного размера, делайте их одного: будь-то корабль, кокос или пчела. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.
- Образы должны быть объемными . Например, голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
- Образы необходимо представлять цветными . Если это листья деревьев, то обязательно зеленые, само дерево - коричневым и т.п.
- Представляемые образы обязательно должны быть детальными . Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.
Затем применяем главную мыслительную операцию в мнемотехнике – это «соединение образов» . Давайте рассмотрим как это применяется на практике изучения английских слов.
Скажем, нам нужно запомнить слова, связанные со словом run , а также его формы, поэтому мы придумаем в уме следующую историю: воображаемое место действия город - the imaginary place is a city .
Это лишь небольшой пример того, как можно запоминать английские слова , связанные с run , и его формы. Разумеется, можно добавить и другие фразы с этим словом, которых на самом деле множество, и по мере того, как мой воображаемый город будет расти, я смогу использовать все больше слов, и тем самым расширить свой словарный запас.
Более подробно о технике запоминания “дворец памяти” вы можете узнать больше из видео:
Воображаемым местом может быть любое, даже комната в вашем доме, а уж вы постарайтесь придумать ситуацию, которая будет вам близка, и слова будут запоминаться намного легче.
Таким способом легко учить слова по разным тематикам , например “еда”, “кухня”, “одежда” и т.п. Располагайте предметы как вам нравится, а затем вам будет легче вспомнить название предмета по его месторасположению в вашем дворце “памяти”.
И само собой, развивайте дедукцию, внимание к деталям и креативность . Развивайте ассоциативное мышление.
Еще один совет относится со всем «дворцам памяти», вне зависимости от цели их «постройки». Если вы хотите запомнить что-то надолго (а не в режиме «сдал - забыл»), по «дворцу» придется периодически «гулять».
Аудиолингвальный метод в английском языке
Автоматизация навыков происходит в процессе тренировки путем многократного повторения речевых образцов.
Аудиолингвальный метод - это один из методов обучения языку, при котором необходимо многократно прослушивать и проговаривать слова, словосочетания и предложения, что ведет к их автоматизации.
Этот метод имеет свои плюсы и минусы, но подойдет в основном аудиалам, поскольку нет визуальной опоры. Главное внимание здесь уделяется устной речи.
При использовании аудиолингвального метода не объясняются какие-либо , так как весь предлагаемый материал просто отрабатывается и заучивается в виде устойчивых выражений, чтобы студенты могли в дальнейшем использовать их не задумываясь.
Обучение в этом случае основывается на отработке неких статичных моделей, которые студенты совсем или почти совсем не могут изменять. В этом отношении данный метод обучения является прямой противоположностью коммуникативного метода.
Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны аудиолингвального метода.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
---|---|
При разработке данного метода внимание акцентировалось не только на содержании материала, предлагаемого студенту, но и на самом процессе запоминания студентом этого материала. Сама система подачи новой информации и многократные повторения приводят к неизбежному запоминанию пройденного. В процессе повторений происходит не только запоминание материала, но и отработка произношения, а также снятие языкового барьера. Запоминание устойчивых выражений приводит к тому, что в случае необходимости они приходят на ум автоматически, как при общении на родном языке. |
Основным недостатком аудиолингвального метода (не безосновательно) считают то, что в нем не уделяется должное внимание самостоятельному изучению грамматики. Ученики, особенно на начальном этапе обучения, лишены возможности понять, почему фраза строится так, а не иначе, или почему слово употребляется в той, а не в иной форме. По мере обучения учащимся приходится самостоятельно, на основе пройденного материала строить для себя те или иные грамматические конструкции. Это несомненно способствует более прочному усвоению таких конструкций, но только если ученик в состоянии их построить. А это не всегда возможно, так как из правил существуют исключения, которые могут запутать человека, не знакомого с основами грамматики изучаемого языка. |
Советы, как пополнить свой словарный запас английского языка?
Благодаря знанию множества слов, вы сможете выражаться разными способами.
Пополнять словарный запас, в первую очередь, нужно систематично и регулярно, желательно, каждый день. Существует множество способов и все они работают.
Выбирайте тот, который вам подходит больше всего, и вы с легкостью сможете пополнить свой словарный запас английского . Давайте на каждом из них остановимся более подробно.
Расширить словарный запас английского с помощью списков
Слова окружают нас. Просто искать слова в словаре может быть не так интересно и увлекательно. Обращайте на английские слова вокруг вас - во время , сериалов и передач на английском языке, читая новости - везде, в любое время.
Важно!
Не зависимо от того, делаете вы это или нет, мы рекомендуем записывать какой частью речи является то или иное слово (verb, noun, adjective), а также производные этого слова. Например, “fish” - fishing, fishy, fisherman и т.п. Будет также полезно, если вы добавите предложения с примерами этих слов.
Можете также использовать блокнот в вашем мобильном телефоне. Как только слышите незнакомое слово, записывайте его. Убедитесь, что у вас есть достаточно свободного места вокруг него, чтобы сделать соответствующие пометки.
Когда у вас будет свободное время, допишите его значение или перевод и, возможно, контекст, в котором его можно использовать.
Учить английские слова на практике
По мере составления списков слов, очень легко забыть слова, которые были в самом начале. Все слова обязательно нужно использовать в своей речи . Чем больше мы их используем, тем лучше их запоминаем.
Перечитывайте свои списки, например, в конце каждой недели. На сколько хорошо вы помните старые слова?
Если какие-то слова плохо запоминаются , но они очень распространены, то велика вероятность, что вы встретите их в дальнейшем. Поэтому добавьте их заново в новые списки и со временем вы их запомните.
Запомнить английские слова помогут игры
Scrabble - эффективный способ учить английские слова и весело проводить время с семьей и друзьями.
Кто сказал, что учить новые слова - это невесело?! Такие игры как Scrabble или Vocabador предлагают замечательные способы изучения новых слов .
Игры - это отличный способ обучения не только потому что это весело, но и потому, что дают вам контекст новых слов. Поверьте, вы очень быстро запомните слово, над которым смеялся ваш друг.
Также хотим обратить ваше внимание бесплатную игру Free Rice . Эта игра дает вам слово, а вам нужно подобрать для него правильное определение. Если отвечаете неправильно, следующее слово станет легче. Если правильно, то сложнее.
Играя в эту игру, вы не только улучшаете свой словарный запас , но и помогаете миру в борьбе с голодом. Каким образом? Попробуйте в нее поиграть!
Увеличить словарный запас английского с помощью контекста
Как уже упоминалось ранее, лучше (и проще) запоминать новые слова в контексте . Один из способов - написать предложение с этим словом. Вы не только запомните это слово, но и сможете с легкостью использовать в разговоре.
Другой способ - запоминать слова группами . Если вы хотите запомнить слово humongous (very large ), вам легче его будет запомнить из цепочки слов: getting bigger and bigger-large, huge, humongous . Это также дает возможность запоминать больше слов за один раз.
Например, large, humongous, gargantuan . Как думаете, что означает слово gargantuan ?
Словари и социальные сети для запоминания слов
Конечно же, вы можете посмотреть незнакомое слово в словаре! Тем более, что современные онлайн словари предлагают много дополнительных возможностей.
Во многих онлайн словарях есть интересные статьи, игры, а также рубрика “слово дня”.
А если чувствуете уверенность в том, что сможете читать литературу на языке оригинала, ознакомьтесь со статьей .
Сайты для изучения английских слов
Ниже вы найдете лучшие сайты для увеличения и тренировки словарного запаса , которые могут быть максимально полезны для вас.
BusinessEnglishSite
BusinessEnglishSite -сайт для изучения бизнес лексики
Это один самых лучших и популярных сайтов для изучения . Здесь вы сможете пополнить вокабуляр полезными фразами, выражениями и даже бизнес-жаргоном.
Все слова разбиты по темам, например, «Бухгалтерия», «Проджект-менеджмент», «IT» и т.д.
К каждой теме есть упражнения на закрепление, которые тренируют не только словарный запас, но и грамматику.
Blair English
С помощью Blair English можно учить английские слова с нуля
Все упражнения и уроки на этом сайте были специально разработаны, чтобы увеличить и обогатить словарный запас английского .
Здесь вы найдете более 190 бесплатных интерактивных упражнений на различные темы, такие как IT-technology, Business, Communication и многие другие.
Также на сайте есть база упражнений на улучшение навыков аудирования и произношения.
Lingualeo
Lingualeo - ресурс для тренировки слов
Очень известный интерактивный ресурс, который интересен не только детям. Он помогает сделать изучение языка увлекательным и наглядным, а также содержит неограниченное количество слов для разных уровней.
Чтобы накормить львенка и получить новую порцию слов, потребуется регистрация.
British Council
British Council - самый британский способ изучения слов
Сайт Британского совета не оставил нас без практики истинно британских фраз, идиом и выражений. Также там можно учить по несколько новых слов в день.
Слова отфильтрованы по темам и уровням , что делает навигацию необыкновенно удобной, а процесс зубрежки английских слов - увлекательным занятием.
Для преподавателей есть планы-конспекты уроков для различных уровней с раздаточными материалами.
Test Your Vocabulary
На этом сайте вы можете не со 100% вероятностью, но хотя бы приблизительно понять, каким словарным запасом обладаете и что вам нужно улучшить.
Интерфейс теста на английском несложный. Сайт расчитан на пользователей, которые изучают английский или даже являются носителями языка.
Отметив галочкой слова, перевод которых вы знаете, и ответив на несколько вопросов о себе, вы с очень вероятной точностью узнаете, сколько английских слов находится в вашем активном запасе.
Вместо заключения
Как видите, методик и ресурсов для обогащения своего словарного запаса в различных сферах – предостаточно. Самое главное – это постоянно работать над ним, и здесь все зависит от вас. Ежедневная работа затем оплатится сполна, когда без проблем будете общаться с англоговорящими.
Вконтакте
Многие, кто начинает изучать язык, с самого начала задаются вопросом, как запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием, чтобы сразу же говорить на иностранном языке.
Технология запоминания иностранных слов
Прежде всего, одно самое важное замечание – данная технология запоминания иностранных слов настроена таким образом, что быстро учить слова нужно в направлении «иностранный – русский», то есть смотрим на иноземное слово и запоминаем его значение на русском, но только не наоборот!
Как только вы решили быстро заговорить на иностранном языке возникает вопрос как запоминать иностранные слова сотнями в день? Это не всегда удается, потому что слова сами по себе в голову запрыгнуть не могут. Всегда нужно, чтобы кто-то их туда положил или ввёл в память как в компьютере.
Этап 1 Работа с иностранными словами
На этапе работы с иностранными словами мы выбираем, делим и запоминаем иностранные слова.
1)Выбираем порцию слов для запоминания количеством сто штук!
Сразу хочу отметить, что 100 – это уж самый максимальный максимум, по крайней мере, для меня. Может быть, если эта методика у вас начнет работать, вы сможете сразу же быстро учить слова и одолеете и 200, и 300, но для начала больше 50-60 лучше не брать. Ограничьте вашу скорость!
2)Делим порцию на пять частей
Это сродни раздельному питанию, чтобы не всё и сразу, а весь день, но понемногу. Обратите внимание – части должны быть равными! Поэтому, чтобы быстро учить слова, изначально берите такое количество, которое делится на 5 без остатка!
3) Запоминаем слова
Конечно, запоминать нужно максимально, ведь искусство быстро учить слова требует большой точности! Итого, запоминание слов из первой части займет у вас не более 30 секунд!
Механизм кратковременной памяти
Как на 1 этапе работает механизм кратковременной памяти? 30 секунд - очень знаковая цифра! Она напрямую связана с нашей кратковременной памятью, которая и позволяет, и не позволяет нам быстро учить слова. Почему? А потому что, кратковременная память – это как оперативка у компа, только у человека она очень быстро перегружается.
Ну посудите сами, как тут быстро учить слова, если эта память держит в себе информацию всего лишь 30 секунд, а запоминает она на эти полминуты от 2 до 26 единиц информации! Это не сравнится даже с первыми ЭВМ 80-х годов.
Но! Человек – не машина, поэтому его память имеет некоторые другие интересные возможности! Например, ей не важно, какой длины слово вы запоминаете! То есть, если у нас есть семь букв, семь слов и семь фраз, запоминание пройдет одинаково! Более того, преимущество отдается более длинной информации. Так что лучше быстро учить не отдельные слова, а целые выражения!
Ухудшение кратковременной памяти
И еще одно важное обстоятельство – может наступить ухудшение кратковременной памяти, кратковременная память не будет работать, если вы, начав быстро учить слова, станете многократно повторять слово, которое вы только что запомнили! Память просто переполнится и зависнет.
Говоря иначе, если вы будете повторять одно слово более 30 секунд, то оно попросту сотрется из вашей кратковременной памяти и никак уж не перейдет в долговременную! Да и в реальности, даже если и очень быстро учить слова, человек вряд ли способен с такой скоростью повторить одно слово 10-20 раз за полминуты.
Отсюда вывод – сделайте первичный элемент длиннее – быстро учите не само слово, а словосочетание в контексте. Это приятнее для памяти и полезнее для того, чтобы вам скорее научиться говорить на иностранном языке. Количество иностранных слов и выражений, которые вы запоминаете в «один присест» должно быть ограниченным.
Если будете увеличивать его даже на чуть-чуть, сразу же начнете забывать всё.
Как происходит процесс запоминания в мозге
Как же происходит процесс запоминания в мозге и что может его улучшить или, наоборот, повредить. Мы не повторяем, а запоминаем! Причем, смотрите – запоминаем от 2 до 26 единиц в «один присест»! Поэтому не перегружайтесь изначально - ведь дополнительных блоков оперативной памяти у вас нет. Делайте паузы! Запомнили слова из одной части – не ломитесь на следующую!
Притормозите и переключитесь на какой-нибудь нейтральный процесс, не связанный с желанием быстро учить слова. Пауза должна быть не менее десяти минут! Нужно «перезарядить» вашу кратковременную память и открыть долгожданную дверь в память долговременную.
За эти десять минут вы неосознанно начинаете быстро учить и повторять слова, которые вы только что запомнили. Медленно «остывающий» мозг дает вам уникальную возможность увеличить время нахождения новых слов в кратковременной памяти до суток – полутора!
Этап второй: ритм, контексты, повторение
На втором этапе нам предстоит научиться работать с ритмом, включать слова в контексты и правильно повторять.
1)Повторяем слова!
Через 10 минут после запоминания первой части слов положите бумажный лист на перевод, пробегитесь глазами по словам и проверьте как вы их запомнили. Не переживайте, если вы чего-то упустили. Нагоните всё в последующих шагах!
2)Стучим ритм!
Берем что-нибудь равномерно и громко тикающее, например, метроном – механический, электрический, компьютерный или типа того. Если такового не имеется, смело вооружаемся карандашом и начинаем стучать ритм размеров 1 удар в секунду. Точно так же выставляем ритм на метрономе 60 ударов в минуту.
И вот, с каждым таким ударом смотрим на слово, которое запомнили и стараемся его узнать. Тук- слово, тук-слово, тук-слово…и пошло-поехало. При этом мысленно считаем, сколько слов уже прошли. Если в эту секунду не можем вспомнить слово, оставляем его и переходим к следующему. Наша задача здесь – выдержать ритм!
Зачем мы вообще это делаем? А затем, чтобы как раз включить внутренние ресурсы мозга и долговременную память, которая активизирует способность быстро учить слова.Мы как бы слегка вводим себя в «языковой транс», так как концентрируемся на ритме, и все наши страхи и внутренняя критика стоят себе, одураченные и не могут в этот момент нам помешать. В то же самое время, включаются механизмы узнавания слова и его более глубокого запоминания.
Все действия, начиная с Шага 4, фиксируем по часам – сколько вам нужно времени, чтобы пройти все эти шаги. В дальнейшем будет возможно быстро учить слова и планировать количество слов для запоминания в общей порции.
3) Работаем со следующими частями слов
Переходим ко второй и последующим частям слов из нашей порции и повторяем первый этап. Помните о 10-минутной паузе после первого запоминания каждой части! И так вот быстро учим слова и изучаем всю порцию!
4)Проверяем всю порцию!
Делаем это очень просто – читаем все слова, которые мы запомнили и повторили. Этот шаг важен тем, что мы подводим своеобразный итог нашего «мозгового штурма» и «подчищаем хвосты», то есть, вспоминаем те слова, которые уже успели забыть.
В результате на то, чтобы быстро учить слова, у вас должно уйти времени не более одного часа. Сколько слов вы успеете запомнить и повторить за это время – зависит от вас, но будьте благоразумны. Количество совсем не означает качество.
Что же вам делать теперь, после того как изучена вся словесная порция? Вы должны запустить процесс загрузки выученного материала в долговременную память. Делается это с помощью интервальных повторений, дабы «протолкнуть» информацию из кратковременной памяти еще глубже.
Как не забывать иностранные слова
Ответом на вопрос как не забывать иностранные слова могут быть интервальные повторения. Интервальные повторения – это повторения выученной порции слов через определенные интервалы времени, после которых эта вкусная порция запоминается всерьез и надолго.
Когда вы начали быстро учить слова, вы уже повторили их один раз – каждую часть через 10 минут после запоминания. Теперь вы повторяете всю порцию по следующей схеме:
Первое повторение – через 24 часа
Второе повторение через 24 часа после первого
Третье повторение – через 24 часа после второго
Четвертое, финальное повторение – через 2-3 месяца после третьего!
Пусть вас не смущает такой большой перерыв в повторениях – в реальности вы сможете вспомнить слова даже через год! Так что не волнуйтесь за вашу память! Главное – обязательно пройти все четыре интервала!
Хорошо, первую порцию вы прошли, а как же быть с остальными? Ведь на другой день вы возьмёте следующую порцию, на третий день – еще одну, а потом – еще и еще! Как не утонуть в этой лавине слов, что вдруг хлынет в ваше сознание и окончательно спутает вам карты?
Все очень просто! Вам будет нужно не только быстро учить сами слова, но и упорядочить процесс изучения иностранных слов и их повторения.
Для этого обозначьте каждую порцию порядковым номером от 1 до бесконечности и проставьте в календаре эти номера, согласно интервалам повторения.
Прямо в окошко даты вписывайте порядковый номер порции и всё! Только не забудьте, под каким номером скрывается какая порция слов Кстати, номер порции можно изначально записать в самом источнике этих слов.
Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?
Узнав о том, как быстро запоминать иностранные слова, сразу возникает вопрос – можно ли выучить иностранный язык самостоятельно? Что могу сказать? Методика работает! Мозг разгоняется, но делает это постепенно, как бы раскручивая обороты, но потом может и не остановиться.
Я быстро учил слова и где-то за одну неделю вышел на уровень 50 слов в час, но дальше уже чувствуется напряг мозга, этакое его «подгорание». Знаете, я читал, что синхронные переводчики в своей работе меняются каждые полчаса, потому что их мозг просто не может выдержать более длительное время из-за постоянного напряжения и концентрации внимания.
Нечто подобное чувствуется и здесь! Сначала вообще все идет довольно сложно и неприятно. Всё внутри отказывается быстро учить слова и жаждет привычной зубрежки слов, которые потом благополучно улетучиваются из памяти.
Однако после нескольких дней подобных ускорений организм привыкает и начинают приходить первые результаты. Еще позже появляется соблазн быстро учить слова и раскачать этот маховик на максимум, но здесь я бы рекомендовал вам не спешить.
Количество слов в порции нужно увеличивать понемногу, да и то в том случае, если вы увидите, что методика у вас «пошла». Каким должно быть это самое количество – решать вам, но думайте сами! Для меня оптимальная порция – это 50-60 слов, ну это как разрешенная скорость в населенных пунктах.
Теперь о том, как часто нужно применять эту методику. Кто хочет быстро учить слова «с ветерком» на 200 в час, оцените свои возможности для начала. После тестового опробования я глубоко убежден, что она не должна быть вашим базовым способом изучения иностранных слов.
Для меня было бы очень дискомфортным, если бы каждый раз во время запоминания и повторения я разгонял все свои нейроны, а потом долго бы их успокаивал. Как-то это чревато, я думаю… Методика однозначно эффективна на базовом этапе набора лексики. Как раз здесь вам нужно быстро учить слова, чтобы побыстрее начать говорить на иностранном языке и научиться восприятию иностранного языка на слух!
Также быстро учить слова и применять методику «двести слов в час» можно и на стадии освоения тематической лексики, то есть по каким-то конкретным темам и направлениям, где слов много и большинство из них – специфические термины.
Не секрет, что большая часть времени при изучении иностранных языков уходит именно на запоминание слов. В школе нас учили только одному методу – зубрежке. Да, это прикольный метод, хотя нет! – не прикольный, неэффективный и очень скучный. Благодаря зубрежке запоминание кажется пыткой, а ведь это далеко не так. Как запоминать иностранные слова эффективно и интересно?
На самом деле, при использовании правильной технологии, – это очень быстрый и веселый процесс. А главное то, что мы можем запоминать огромные объемы информации за короткий промежуток времени.
Как это сделать? Как увеличить скорость изучения любого иностранного языка минимум в 2 раза? Ответ прост – с помощью технологии, описанной в этой статье.
Как запоминать иностранные слова Запоминаем на раз, два, три
Волшебный инструмент, которым мы будем пользоваться, называется «мнемотехника». Да, старая добрая мнемотехника. Этот инструмент, на сегодняшний день, самый эффективный помощник в запоминании любых видов информации.
Чтобы запомнить иностранное слово, нам нужно сделать всего три действия:
→
Закодировать значение слова
→
Закодировать звучание слова
→
Соединить два образа в один
Все очень просто. Причем этот метод подходит для запоминания слов любого иностранного языка.
Рассмотрим примеры:
Английский язык.
Слово foot (фут) – стопа
1. Образ для значения.
Представляем любую стопу. Можете посмотреть сначала на свою стопу, потом представить ее же у себя в голове.
2. Образ для звучания.
Подбираем максимально близкую ассоциацию. Например, футболка, футбол.
3. Соединяем два образа.
На стопу наматываем футболку, концентрируем свое внимание на соединении этих образов и одновременно проговариваем три раза слово «foot» (фут-фут-фут), чтобы запомнить произношение этого слова.
Или можно представить, как футболист бьет голой ступней по мячу.
Вот так просто запоминаются существительные. А как запоминать глаголы и прилагательные?
Точно также:
Слово press (прэс) – гладить (утюгом)
1. Образ для значения.
Представляете гладильную доску и утюг.
2. Образ для звучания.
Прэс. Представляете человека с прессом 6 кубиков.
3. Соединяем два образа.
Представьте, что вместо гладильной доски лежит человек с голым торсом. Вы подходите к нему, берете утюг и начинаете гладить на его прессе. Концентрируйтесь на точке соединения и проговаривайте три раза слово «press».
Картинки могут показаться очень странными, но чем образы в голове будут необычнее, тем лучше для запоминания.
Слово green(грин) – зеленый
1. Образ для значения.
Например, зеленое яблоко.
2. Образ для звучания.
Можно взять братьев Гримм.
3. Соединяем два образа.
Можно представить, как один из братьев Гримм кусает яблоко и становится зеленым.
Что делать, если к слову не получается подобрать один образ? Нужно тогда использовать несколько образов.
Пример:
Слово Elderly (‘Элдали)
– пожилой
1. Образ для значения.
Седовласый старичок с палочкой.
2. Образ для звучания.
Эльф и Дали (Сальвадор)
3. Соединяем два образа.
Представляем эльфа-старичка с усами Дали. Усы и волосы эльфа седые. Представили, проговорили три раза это слово и все, вы его запомнили.
Несколько советов при работе с образами:
∨
Глаза, при работе с образами, не закрываем, они направленны вверх. Это правильное положение, чтобы задействовать визуальный канал
∨
Нужно создавать объекты одинакового размера или хотя бы примерно одинакового. Если Вы соединяете образ слона с образом мухи, то муха, по размерам, должна быть такая же, как и слон
∨
Самые лучшие способы для соединения – секс, юмор, насилие. Самый простой – воткнуть один образ в другой
∨
За раз нужно концентрироваться на связи двух объектов. Не более
∨
Фокусировка не на самих объектах, а на их соединении
Мнемотехника позволяет запомнить большой объем информации за очень короткий промежуток времени, но для того, чтобы помнить эту информацию долго, нужно ее повторять.
Первые 96 часов повторяйте выученные слова как можно чаще. Затем повторите выученные слова через месяц, потом через 2, через 6 и через год.
Если решили запоминать от 100 – 1000 слов в день, то рекомендую работать пачками:
∨
Запомнили десять слов
∨
Повторили их три раза (с русского на иностранный, с иностранного на русский)
∨
Перешли к следующей десятке слов
∨
Повторили их три раза, перешли к следующей десятке слов и т.д.
∨
Накопили три пачки по 10 слов, повторили все 30 слов
∨
Когда накопили три пачки по 100 слов, повторили все 300 слов и т.д.
Тренировка
памяти
>
Как запоминать иностранные слова
Одно из основных условий хорошего владения иностранным языком - большой словарный запас. Хорошим уровнем знания языка считается освоение более 15 тысяч слов, а владение 50 тысячами слов считается уже отличным уровнем.
Существует огромное количество различных методик для изучения иностранных языков, в том числе предназначенных и конкретно для запоминания иностранных слов. Мы в этой главе коснемся как раз этой проблемы. К чему же можно свести основные рекомендации по улучшению (увеличению скорости и прочности) запоминания иностранных слов?
Метод MBBO
Первая рекомендация или первый метод (метод МВВО) особенно важен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на новом языке. Бесспорен тот факт, что когда идет оживленный разговор (особенно, если в беседе одновременно участвуют более двух человек), важно быть близким к тому, чтобы думать на этом языке, иначе вы и ваши собеседники будете ощущать дискомфорт, беседа может затянуться и т.д.
Быть близким к тому, чтобы мыслить на языке, означает, что, обладая достаточным запасом слов, надо уметь автоматически составлять фразы, а значит, время на вспоминание самих слов сводится к нулю. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы потеряете качество самопроизвольности, необходимое для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке. Конечно, самопроизвольность может прийти (и придет) при длительном опыте общения, но как же ускорить этот процесс?
Прежде всего запомните, что главное для этого НЕ запоминать иностранное слово как перевод родного слова. Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. То есть не надо запоминать, повторяя много раз, например, butter - (бата) - масло, butter - масло, масло - butter..., делая акцент голосом то на английском слове, то на его переводе (как чаще всего и происходит процесс заучивания иностранных слов). Вместо этого надо визуально представить образ (картинку) самого масла, и, удерживая его перед глазами, повторять одно лишь иностранное слово: butter, butter, butter, butter...
В этом случае в вашей памяти будет связываться непосредственно уже само понятие "масло" с английским "butter", его обозначающим. Таким образом "butter" становится понятием, а не просто переводом, который, кстати, при обычном механическом заучивании может легко подмениться другим - ведь для него в этом случае не существует, так называемой, чувственной, материальной основы, а только набор букв. Другими словами, перевод необходим вам только для того, чтобы знать, что представлять.
Еще лучше, если вы будете не только визуализировать образ запоминаемого слова, но и подключите к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и т.д.). То есть сможете применить метод соощущений. Хорошо бы еще вспомнить что-нибудь особенное из своего личного, индивидуального опыта, связанное с этим словом.
В случае с "маслом" я бы предложила представить, как вы, например, проводите указательным пальцем по чуть подтаявшему куску сливочного масла, чувствуете его мягкость, температуру, видите дорожку, которая осталась на куске масла от вашего пальца. Затем можете представить, как вы облизываете палец, чувствуете вкус масла; можно представить, как вы отрезаете маленький кусочек масла, опять же ощутив его твердость или мягкость, съесть этот кусочек, осознавая при этом все свои ощущения. Можно представить пятно от масла на одежде или полотенце.
Можно попробовать услышать, как оно шипит на сковороде или с каким звуком оно падает на пол. Ведь наверняка хотя бы раз в жизни оно у вас или на ваших глазах падало, оно же скользкое. Можно представить кашу с еще не растаявшим кусочком масла или вспомнить мудрое замечание о том, что если падает бутерброд, то он обязательно падает маслом вниз, и улыбнуться. Хорошо бы вспомнить что-то из своей жизни, связанное с маслом, например, как однажды оно растаяло в вашей сумке... Короче, представляйте то, что вам ближе. При этом надо постараться вспомнить и почувствовать как можно больше из того, что у вас связано с тем или иным понятием.
Я специально так долго перечисляла, что можно представить себе в связи лишь с одним понятием. Мне важно, чтобы вы осознали все многообразие того, как можно "прочувствовать" слово "butter" - (бата) (как, впрочем, и любое другое иностранное слово). На самом деле визуализация, применение метода соощущений и автобиографических воспоминаний занимает совсем не много времени, как это может показаться, не больше 1,5-2 минут, а эффект Дает ощутимый. Главное при всей этой "процедуре" - ни на секунду не забывать повторять и желательно вслух: butter, butter, butter... Те же операции применимы и для запоминания глаголов, и для прилагательных и для других частей речи, главное, уметь выделять существенные стороны в запоминаемых словах.
Почему же этот метод так эффективен? Дело в том, что он схож со схемой формирования понятий на родном языке у ребенка. Мама говорит ребенку: "Возьми стул". Одновременно она показывает ему рукой на него, поясняя, что именно надо взять. Ведь пока для ребенка слово "стул" - пустое место, набор звуков. Но вот он берет его, несет, чувствует габариты, вес, материал, из которого он сделан, запах дерева или ткани, видит его форму и т.д. Потом опять возникает ситуация со стулом, мама просит: "Подвинь стул".
Это может быть уже совсем другой стул, и нужен он для того, чтобы на него встать и достать что-то, а не сесть, но мама же опять назвала этот предмет стулом, и малыш все больше и больше узнает о понятии "стул", знакомится с его функциональным применением. Он сопоставляет существенные признаки и постепенно наступает такой момент, когда у ребенка понятие "стул" уже сформировано. Теперь ему уже больше не надо показывать рукой на него, он знает и сам, что такое стул. (По аналогии с этим, в ситуации изучения иностранных слов, когда сформировано именно понятие, у вас больше не возникнет необходимость тратить время на вспоминание или заглядывать в словарь.)
Вы тоже можете представить себя ребенком, познающим мир, и, знакомясь с очередным иностранным словом, проделывать с ним все те операции, о которых я говорила выше, добиваясь постепенно, чтобы это слово превратилось для вас в понятие. Запоминая слова таким способом, вы сможете добиться их автоматического появления у вас в памяти в нужный момент, то есть вы будете близки к тому, чтобы думать на языке. Этот метод я условно называю Методом взаимодействия всех ощущений, сокращенно МВВО.
*** Упражнение 15.
Свяжите звучание английских слов с соответствующими им понятиями, используя метод МВВО. Как это делать? Напомню, надо связывать иностранное слово, например, WINDOW - (виндоу) не с его переводом - словом "ОКНО", а с "окном" как понятием, другими словами, с образом окна, к тому же с бразом, полученным при взаимодействии всех ощущений.
Итак, не переставая повторять (и лучше вслух) window, window, window..., вы должны одновременно представить себе окно, постараться вспомнить и услышать звон разбитого окна или любой другой звук, связанный с ним, например, его дребезжание при сильном ветре. Представьте, как вы дотрагиваетесь до окна, осознайте свои ощущения от прикосновения. Вспомните, какую-нибудь ситуацию из личной жизни, связанную с окном, лучше приятную или смешную и т.д. Не забывайте повторять запоминаемое иностранное слово с интервалом 3-5 секунд.
Вот английские слова, их транскрипция и перевод.
Постарайтесь применить по отношению к каждому из них МВВО.
SUGAR
(ШУГА) - САХАР
STOMACH
(СТАМОК) - ЖЕЛУДОК
GRASS
(ГРАС) - ТРАВА
INK
(ИНК) - ЧЕРНИЛА
PILLOW
(ПИЛОУ) - ПОДУШКА
BENCH
(БЭНЧ) - СКАМЬЯ, ВЕРСТАК
MIRROW
(МИРА) - ЗЕРКАЛО
MUSHROOM
(МАШРУМ) - ГРИБ
CLOUD
(КЛАУД) - ОБЛАКО
CURTAIN
(КЁТН) - ЗАНАВЕС
В литературе, посвященной изучению иностранных языков, достаточно часто можно встретить еще два метода запоминания слов, чем-то перекликающихся с МВВО. И хотя по эффективности они значительно уступают МВВО, мы все же остановимся коротко и на них.
1. Наверняка вы уже слышали о том, что ко всем предметам, каким только возможно, полезно прикреплять бумажки (своего рода бирки) со словами, их обозначающими на изучаемом языке. (Шкаф, стол, полка, стекло, окно, чайник, полотенце, вешалка, лампа, календарь, провод, шторы и т.д.) Считается, что, встречаясь часто глазами с этими предметами и, соответственно, со словами, вы быстро и твердо их усвоите.
Достоинство этого метода в том, что, используя его, вы тоже запоминаете иностранное слово не как перевод родного, а сразу как образ-понятие. Но ограниченность этого метода видна невооруженным глазом. К скольким предметам вы сможете прикрепить такие бирки? К 100-200, не больше. В вашем распоряжении будут только те предметы, которые окружают вас дома и на работе.
А как же быть с остальными? Существенный недостаток этого метода и в том, что при его использовании работает только зрение, и не оказывает свое положительное влияние взаимодействие всех органов чувств. К тому же такой механизм заучивания новых слов не закреплен в детском опыте. Как вы уже знаете, понятия на родном языке формируются у ребенка совершенно иным способом.
Хотя если сначала применить по отношению к запоминаемым словам метод МВВО, а затем к некоторым предметам прикрепить бирки, то они, возможно, послужат хорошим напоминанием, повторением уже усвоенного. Таким образом, это скорее не метод запоминания иностранных слов, а хороший метод их повторения.
2. Другим широко распространенным методом запоминания иностранных слов является метод запоминания их с помощью картинок, на которых нарисованы основные значения слов. Существует бесчисленное множество словарей в картинках, наборов карточек разного объема и разной степени художественности. К этим словарям и карточкам обычно прилагаются различные рекомендации по их применению.
Этот метод действительно популярен во всем мире. И популярен он не зря. Его эффективность по сравнению с обыкновенным заучиванием слов очевидна. Но не трудно заметить, что он является лишь первой частью описанного выше метода МВВО, частью, которую условно можно назвать "визуализация". То есть рассматривание картинки с изображением значения слова является своего рода аналогом мысленного представления слова в МВВО.
Важно отметить, что тем, у кого не получается представлять образы слов мысленно, карточки с их изображением будут даже необходимы. Карточка поможет сформировать внутренний мысленный образ слова. Они могут послужить как бы отправным пунктом для всей дальнейшей работы по активизации других ощущений, связанных со словом. Карточки (в отличие от словарей) удобны еще и тем, что с ними возможно большое количество вариантов упражнений.
И все же собственный образ запоминаемого слова предпочтительнее, чем чужой (в данном случае, художника), поскольку формирование понятия происходит эффективнее все же на основе именно личного опыта, а ваш образ предмета может существенно отличаться от такового у художника. Однако есть слова, визуальный образ которых не возникает так уж сразу в вашем сознании. Таковыми могут оказаться абстрактные понятия, а также слова, обозначающие предметы, которых вы никогда не видели - не только в реальности, но и на картинке. В этих случаях картинка художника поможет вам в формировании визуального образа.
Еще одна известная рекомендация по запоминанию иностранных слов состоит в том, что слова целесообразно запоминать в составе фраз. Таким образом, чтобы лучше запомнить слово, его надо включить во фразу. Например, для слова "butter" достаточно составить фразу "Don"t eat much butter!" (Доунт um мач батэ) (Не ешь много масла!) или "I like bread with butter very much". (Ай лайк брэд виз батэ вэри мач). (Я очень люблю хлеб с маслом.) Теперь убедитесь, что фраза составлена грамматически верно. После этого ее надо несколько раз произнести вслух, представить ситуацию, описываемую фразой. Очень помогает запоминанию пропевание фразы на какой-нибудь известный мотив.
Способ запоминания в контексте хорош тем, что вы не только выучиваете новое слово, но и лишний раз повторяете уже известные вам слова, из которых составлено предложение, а также использованные в нем грамматические правила. Немаловажно и то, что при частом использовании этого метода уменьшается страх разговора на иностранном языке и вырабатывается соответствующий навык, навык употребления знакомых слов в фразах - необходимое условие свободного общения на изучаемом языке. (Наверняка вы встречали людей, которые знают много слов языка, но говорить на этом языке боятся, а часто просто не в состоянии.)
На предыдущую |
Нужно признать, что для саморазвития и карьерного роста в современном мире без знания иностранного языка никак не обойтись. Разумеется, для его освоения нужно запоминать много незнакомых слов, будь то английский, французский, немецкий, китайский, хинди, суахили, хауса или кечуа. Попытаемся выяснить, как правильно и продуктивно работать над лексикой. Что советует гуру виртуального пространства Google ? Разобраться в этом нам поможет тренер-методист по развитию образной памяти Татьяна Николаевна Мазина.
Отношения с иностранными языками, безусловно, у всех складывались по-разному. Есть билингвы, чей мозг устроен таким волшебным образом, что запоминание слов не составляет для них большого труда. Существуют те, кто с самого детства имел возможность коммуникации в языковой среде. Некоторым из нас довелось учиться у талантливых педагогов.
Кому-то крупно не повезло со школы, когда не было никакой мотивации, уроки казались скучными и порой превращались в пытку, а брошенный тебе мяч, полёт которого сопровождался застающим врасплох вопросом, и подавно развил стойкое чувство неприязни ко всем иностранным языкам без исключения. У каждого из нас своя история радости и разочарований, побед и поражений в изучении английского, немецкого, французского. Оставив вдалеке боль и горечь предшествующего негативного опыта, как люди, которые в сознательном возрасте решили взяться за освоение языка основательно, остановимся на некоторых полезных приёмах.
Карточки
Довольно стандартный способ изучения любых иностранных слов, актуально и для иероглифики. На лицевой стороне нужно написать само слово, а на оборотной транскрипцию и перевод. Работа с карточками должна производиться регулярно, иначе положительных результатов придётся ждать очень долго. Важно! Карточки необходимо изготавливать самостоятельно. Возможно, если купить их в магазине, они будут красивее и с весёлыми картинками. Однако на процессе запоминания благотворно сказывается собственный усердный труд над их созданием.
Стикеры
Прикрепить бирки или стикеры к окружающим вас предметам. Хотя при таком подходе будет задействована только зрительная память и диапазон предметов ограничен, усвоить нужные слова такой способ позволит.
Картинки
Известно, что картинки с подписанными словами помогают освоить новую лексику. Когда слова соотносятся с конкретным предметом, нам не приходится прибегать к переводу на наш родной язык. Так у нас формируется определённый образ. И более того, нет никаких сложностей с необходимыми материалами. Сегодня в нашем распоряжении есть множество словарей с картинками по различным тематикам.
Написание
Нельзя забывать, что при освоении языка научиться писать так же важно, как говорить, читать и воспринимать речь на слух. Что же делать в этом случае? Если хочешь правильно писать – пиши , прописывай и переписывай . Лучшей альтернативы строчкам из слов пока не придумали.
Несколько упростить запоминание помогает построение синонимических рядов или же заучивание антонимов. Неплохим подспорьем может стать упражнение на словообразование, когда мы прибавляем к слову всевозможные префиксы и постфиксы.
Мнемотехника
Довольно простой и эффективный способ для запоминания. За словом закрепляется какой-либо визуальный образ . Говорят, чем более нестандартна ваша ассоциация, тем лучше новая лексическая единица запомнится. Без такого способа очень сложно справиться с иероглификой. Тем, кто изучает японский язык, в этом помогает «Путь бесхвостой птички». И обязательно повторять! Иначе ассоциация не закрепится в памяти.
Контекст и только контекст!
Существует и другой подход. Не запоминать слова самостоятельно, а осваивать их в контексте. С заучиваемым словом важно поработать, составив с ним несколько предложений. Необходимо произнести построенные фразы вслух несколько раз. Это поможет не только лучше запомнить значение слова, но и прочувствовать языковую ситуацию, в которой его применение будет наиболее уместным. К тому же такой несложный приём способствует улучшению разговорных навыков и грамматики.
Пословицы, скороговорки, стихи и песни
Не стоит забывать о таких полезных вещах, как скороговорки и пословицы . Это очень неплохой способ для того, чтобы выучить новые слова.
Попробуйте несколько раз бегло произнести: «You cuss, I cuss, we all cuss, for asparagus!» или «Seven slick slimey snakes slowly sliding southward» . Пока вы будете оттачивать произношение скороговорок, при этом добросовестно работая над скоростью, слова запомнятся сами собой. Только не забудьте их перевести.
Для этих же целей можно использовать стихотворения . Вспомним замечательный стишок на английском «The house that Jack built» . С таким количеством повторений волей-неволей новые слова запомнятся.
Сюда же можно отнести песни . Особенно несложные. На уровне дошкольного и начального образования такой способ запоминания применяется довольно часто. Почему бы им не пользоваться и сейчас? Тогда изучение языка будет гораздо меньше обременять. И вы сможете понять, что от процесса обучения тоже можно получать удовольствие.
Игры
Нельзя списывать со счетов пользу игр. Взрослому человеку это помогает не меньше, чем ребёнку. Игра в слова, «сломанный телефон» , «виселица» (Hangman), разгадывание кроссвордов – довольно неплохие способы. Активные игры лучше всего помогают, когда вы занимаетесь в группе.
Не игнорируем технический прогресс!
Для запоминания новых слов существует великое множество приложений! В свободную минутку или во время поездки в транспорте можно быстренько повторить слова по карточкам и пройти небольшой тест, чтобы понять, какие из новых слов вы уже освоили, а над какими ещё нужно поработать. К таким приложениям относится Anki . Оно всегда напомнит, что пора немного поработать над словами. Есть версии как для Android , так и для iOS . И, что немаловажно, карточки в Anki можно создавать самому, поэтому оно может применяться для изучения разных языков, а также добавлять картинки для наглядности.
На интервальных повторениях основана и работа приложения Memrise . Слова в нём ещё и озвучиваются. Для некоторых из них есть даже видео. Существуют для Android и iOS .
Есть специальные приложения для запоминания фразовых глаголов , а уж с ними сложностей всегда предостаточно. Например, для Android – это English Idioms and Phrases , а для iOS – English Idioms Illustrated .
Не забывайте про эмоциональный настрой.
Если наполнить слово живой эмоцией , кстати, она не обязательно должна быть положительной, процесс запоминания будет более эффективным. Лексическая единица быстрее перейдёт в ваш активный словарь из пассивного. Главное условие – испытываемое вами чувство должно быть ярким.
Эти нехитрые приёмы помогут упорядочить работу и с наименьшими временными потерями запомнить новую лексику. Так говорит всезнающий Google. И на этом можно было бы в нашем рассказе поставить точку. Но нет. Это ещё не всё. Поскольку мы придерживаемся научного подхода к любому вопросу и не готовы принимать всё на веру, спросим о методиках запоминания нашего эксперта, тренера-методиста по развитию образной памяти тренинговой кампании ЛОВ Татьяну Николаевну Мазину .
Экспертное мнение
Запоминание новых слов – довольно глобальная проблема. Мы учим язык 8 лет, а в итоге говорим и читаем со словарём. Сразу можно сделать несколько критических замечаний относительно представленных советов. Безусловно, вне текста слова учить нельзя. Знание иностранного языка – это не только знание слов, а умение объяснять свои мысли при помощи грамотно выстроенных речевых форм. Поэтому учить иностранные слова необходимо только в контексте. Слово должно быть “живым” . Очень полезный способ – использовать картинки . С их помощью у нас сразу формируется образ. Хотя, конечно, не ко всем словам можно эти картинки подобрать. Визуальные изображения также хорошо помогают и для запоминания правописания, но без проговаривания это будет малоэффективно. Слова должны быть на слуху.
Нужно запомнить четкое правило : при изучении иностранного языка необходимо читать тексты только вслух, проговаривая слова и предложения.
Что же касается ассоциаций в наших учебниках, то эта методика предлагается часто, но обычно некорректно. Ассоциации должны быть необычными. Это верно. Однако существуют определённые законы, которые позволят закрепить за словом ассоциацию. Она обязательно должна соотноситься со смыслом слова.
Скороговорки, песни, стихотворения – всегда хороши, так же, как и игры. Помогает запоминать слова и разгадывание кроссвордов. Ничего плохого в этом нет. Любая работа сверх нормы будет полезна. А вот надписи на предметах из этого списка можно смело исключить. Особого смысла в этом нет. В лучшем случае слова запомнятся только визуально. К тому же обычно их никогда не проговаривают.
Сделаем акцент на трёх принципиально важных моментах, на которые стоит обращать внимание, осваивая язык.
1) Иностранный язык в вашем доме должен звучать как можно чаще. Нужно регулярно читать, слушать музыку, смотреть фильмы с субтитрами. Как можно реже используйте родную речь.
2) Важно читать не менее 1 страницы текста в день вслух. Можно обойтись и без перевода, но незнакомых слов в нём должно быть не более 1/3. На начальном этапе не стоит брать слишком сложные тексты. Если подходить к изучению языка серьёзно, страница должна быть прочитана дважды. Когда человеку во время первого прочтения попадаются незнакомые слова, он сможет обратиться к словарю и прочитать транскрипцию. Часто случаются ситуации, когда мы зрительно запоминанием слово, но не можем произнести его правильно. Второй раз процесс пройдёт более гладко, уже без ошибок.
3) И самое важное примечание. Никогда нельзя запоминать иностранное слово, а потом его русский перевод. Нужно делать как раз обратное. Сначала прочитать русское слово. Потом представить его четкий образ, его конкретное значение. Только после этого можно прочитать иностранное слово и применять какие-то специальные методы по его запоминанию.
И обязательно повторение . Существуют рациональные системы повторения и занесения информации в долговременную память. Важно знать, что самое большое падение информации происходит за первые 12 и 24 часа. Поэтому повторять слова нужно в следующем режиме. Выучили – сразу же повторили. Исправили все ошибки. Затем повторили через 20 минут, 8 часов и через 24 часа. Так новая лексика останется в долгосрочной памяти.
Слова учить важно только по текстам. Слово должно быть работающим. Почему всегда всё нужно произносить вслух? Сразу усиливается наша восприимчивость. Память начинает работать сразу по 3 каналам: вижу, слышу, говорю. Так мы учимся воспринимать язык на слух и говорить одновременно. Готовим речевой аппарат, чтобы он использовался с лёгкостью. Постепенно мы начинаем лучше понимать психологию, правила и логику построения фраз, привыкать, как слова располагаются по форме предложения, в каком порядке».
Что ж, большая часть Google-советов оказалась полезной. Но обратим внимание, что всё-таки это дополнительные способы запоминания, которые должны ложиться на довольно чёткую методику. Взявшись за освоение иностранного языка, нужно грамотно осуществлять систематическую работу . Наш эксперт поведала нам, как построить правильную базу. Всё остальное – дополнительные средства. Когда мы изучаем иностранный язык, запоминание новых слов происходит постоянно: во время чтения, аудирования, при написании писем и эссе.
Учите новые слова весело! Обязательно пробуйте разные техники запоминания, находите свою и комбинируйте их. Тогда прогресс не заставит себя долго ждать. И помните главную рекомендацию нашего эксперта: «Речь на изучаемом языке должна звучать ежедневно!»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .