Как назвать викторину по русскому языку. Занимательная викторина по русскому языку
Цели и задачи:
1. Проверить качество полученных знаний;
2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;
3. Расширить кругозор учащихся;
4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;
5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.
Ход мероприятия.
Учитель : Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро-шо ли мы его знаем? В этом мне поможете вы и уважаемое жюри. Сегодня в соревно-вание вступят две команды. Попросим их представиться.
Разминка:
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз- бу- ка).
В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г, сто-н).
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).
1. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению .
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. (Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. (Фонтан)
2. Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.
Соревнование
3. Конкурс «Черный ящик»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
4. Конкурс «Потерялось слово»
Рыдают слоги в каждой строчке:
От наших слов - одни кусочки!
Но если части слов найдете,
То быстро вы слова прочтете.
Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.
5. Конкурс «Собери фразеологизмы»
Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм.
6. Конкурс «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1. «Глаз» автомобиля (фара)
2. «Свежезамороженный» дождь (град)
3. «Слово» регулировщика (свист)
4. Родной или крестный (папа)
5. Шляпка на ножке (гриб)
6. Лесной барабанщик (дятел)
7. Собачья радость (кость)
8. Такса, а не собака (плата)
9. Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)
Конкурс «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
Куча, толпа насекомых (Рой)
Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
Конкурс « Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:
Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА
Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА
Уберите горячее - останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ
Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.
Подведение итогов.
Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень - матушка порой мешает нам в изучении нового.
Награждение команд.
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Вот, например, самый простой из подобных вопросов: «Чем одинаково кончаются день и ночь?». Все вы, наверное, будете думать о каком-нибудь природном явлении - зорьке, рассвете и закате, восходе и закате солнца и т. д. А на самом деле, оказывается, что в этой загадке речь идет всего-навсего о словах. О слове «день» и о слове «ночь». Теперь подумайте, чем они одинаково заканчиваются? Правильно, на конце каждого из этих слов пишется буква мягкий знак. А вот еще два примера подобных вопросов, связанных с тем, что при написании имеющиеся в них слова пишутся отдельно от предлогов, а в произнесении это, естественно, пропадает. Данные вопросы наверняка хорошо известны взрослым еще со школьной скамьи.Первый вопрос таков: «Что делал слон, когда был на поле он?». Правильный ответ - «Жевал траву». Но при произнесении слова «на поле он» слышатся как единое слово - Наполеон, поэтому все, кому загадывают эту загадку впервые, начинают недоуменно соображать, о каком слоне времен 1812 года идет речь. Второй вопрос - аналогичный первому, поскольку он связан с написанием и произнесением предлогов: «По чему Шаляпин ходил в шляпе?». Правильный ответ - «По земле». Но при произнесении предлог «по» сливается со словом «чему», поэтому первое слово звучит, как «почему?», придавая необычность всей фразе. Вот и в остальных вопросах этого задания имеется свой подвох. Поэтому прежде чем дать на них ответ, сообразите, о чем именно в каждой загадке идет речь, потому что большинство из них представляют собой очередное упражнение не сообразительность, связанное с особенностями слов русского языка.
- Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
- В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)
- Что находится в начале книги? (Буква «К».)
- Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
- Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
- Чем кончается все? (Буквой «Е».)
- Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
- Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
- Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
- Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)
- Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
- Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
- Какой город летает? (Орел.)
- Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)
- Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)
- Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
- Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)
- Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
- Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной — горошины не умеют ходить.)
- На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? (На мокрое.)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
- Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)
- Какие часы показывают правильное время всего два разав сутки? (Те, которые остановились.)
- Без чего дом не построишь? (Без углов.)
- Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
- Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)
- В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
- За чем вода в стакане? (За стеклом.)
- За чем язык во рту? (За зубами.)
- Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит? (Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.)
- Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» - половина буквы «К».)
- Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя.)
- Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик,не намокнут? (Если нет дождя.)
- Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)
- На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
- Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
- Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(Когда два часа дня.)
- Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
- Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
- Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
- Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
- Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
- Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
- Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
- Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс
Учитель. Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.
(В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Зрители, которые поддерживают игроков и дополняют ответы, получают за это звание «Знаток русского языка 1-й степени». Члены команд после игры получают звание «Лучший знаток русского языка», победители - «Знаток русского языка высшей степени»)
Ученик.
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный мой крик!
Ученица.
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Ученик.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Ученица.
Но часто радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей отзвук твой!
Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)
8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)
11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)
12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)
13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
14. Сколько букв в русском алфавите? (33)
15. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)
17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)
19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)
20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)
22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)
26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)
27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)
2-я игра «Спешите видеть»
Учитель. В течение нескольких секунд я буду показывать командам предложения. Задание: повторить предложение, назвать все орфограммы, которые в нем встретились (Если игроки назвали не все орфограммы, можно спросить у зрителей).
Предложение для 1-й команды:
Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
Предложение для 2-й команды:
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
(Дети выполняют задание)
Учитель. А теперь хитрый вопрос для зрителей. Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
3-я игра «Темная лошадка»
(На доске - портрет поэта А. Пушкина)
Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салта- не...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.
(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)
1. Рукой подать. (Близко)
2. В час по чайной ложке. (Медленно)
3. Во весь дух. (Быстро)
4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)
6. Прикусить язык. (Замолчать)
7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)
8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
9. Сломя голову. (Быстро)
10. Зарубить на носу. (Запомнить)
11. При царе Горохе. (Очень давно)
12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
16. Бить баклуши. (Ничего не делать)
4-я игра «Гонка за лидером»
Учитель. Как и в первой игре, я буду задавать вопросы в течение одной минуты. Команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.
1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)
9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
31. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
32. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)
Ведущий.
Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и вы смогли выбрать наиболее подготовленных детей. Я приглашаю на сцену команды "Угадай-ка" и "Любознательные".
Ведущий представляет членов жюри (классные руководители, завуч начальных классов, библиотекарь).
Задание 1
Командам предлагается магнитная доска и набор отдельных слогов и букв. Надо постараться из данных слогов получить слова путем добавления одной буквы.
5 слов - 5, 4 слова - 4 и т.д.
БА, КО, СО, РИ, ЛА
БА, КО, СО, РИ, ЛА
Лежат отдельные буквы.
Задание 2
Командам выдаются одинаковые комплекты из четырех картинок по развитию речи. Нужно придумать красивый, связный рассказ.
Пока команды готовятся, ведущий проводит с болельщиками игру "Доскажи словечко". Болельщики обеих команд отвечают по очереди.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (карандаш).
Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная... (картошка).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки... (коса).
В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь).
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной... (медведь).
Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов. Ну, а теперь послушаем рассказы, которые приготовили нам команды.
Задание 3
Задание написано на доске.
УГАДАЙ-КЕ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ
1. -ле- -в- -
4. - -лев- - - -
Вопросы для "УГАДАЙ-КИ"
1. Без этого не играют в хоккей.
2. Этот в руке у Бабы-Яги.
3. Этот пекут, как пекут пироги.
4. Этот не знает, что значит улыбка.
5. В тот молочко наливают кошке.
6. Этот с болота приносят в лукошке.
7. Этот искал Карабас-Барабас.
Вопросы для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"
1. Первый лев пасет оленей.
2. Этот острый, в мыльной пене.
3. Третий - корм для лошадей.
4. Лев - источник новостей.
5. В пятом здесь бычок вздыхает.
6. Этот полю помогает.
7. А последний очень вял.
В этом конкурсе командам помогают болельщики. Если команда и ее болельщики не знают ответа, то отвечает команда соперника, и, таким образом, зарабатывает себе дополнительные баллы.
Задание 4
Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова. Задание можно усложнить: команды шифруют друг другу слова.
УГАДАЙ-КЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ
Задание 5
На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:
УГАДАЙ-КЕ ---- ЧА- ЩА
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ---- ЖИ - ШИ
В это время проводится конкурс для болельщиков.
1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
3. Придумать имя девочки, в котором три слога.
4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.
ПЕТР АЛЕША
Задание 6
Участвуют капитаны команд.
Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:
Как тебя зовут?
Где ты живешь?
Кто твоя сестра?
Кем работает отец?
Что ты любишь есть?
Твои любимые напитки?
Какие фрукты, ягоды ты любишь?
Задание 7
Участники должны угадать сказки и их героев.
- Иван-царевич говорит ей:
Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.
("Царевна-Лягушка", р.н.с.)
- Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто".
("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)
- Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
("По щучьему велению", р.н.с.)
- Кто прислал телеграмму?
От дедушки ушел,
От бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (колобок)
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
- Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты, (ступа)
Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов
КВН "Мой верный друг - язык мой русский"
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".
Раздается стук в дверь.
Ведущий (открывая дверь). Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!
Русский язык. Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.
Нога - ... (ноги).
Рука - ... (руки).
Дуга - ... (дуги).
Мука - ... (?).
Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.
Ведро - ... (ведра).
Бедро - ... (бедра).
Метро - ... (?).
День - ... (дни).
Пень - ... (пни).
Лень - ... (?).
Цыпленок - ... (цыплята).
Козленок - ... (козлята).
Бочонок -... (бочонки).
Ведущий. Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Оценивать ваши знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.
Конкурс "Трындычиха"
Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:
Архип осип, Осип охрип.
Шел с козой косой козел. И др. Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Трындычиха".
Конкурс "Алфавит-аукцион"
У ведущего в руках - карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.
Б - дерево?
В - дикое животное?
Д - имя девочки?
Е - ягода?
Ж - насекомое?
3 - певица?
И - государство?
К - спортивный снаряд?
Л - птица?
М - орудие труда?
О - огородное растение?
Р - школьная принадлежность?
С - родственница?
Т - писатель?
У - профессия?
Ф - первый книгопечатник на Руси?
Х - артист?
Ц - строительный материал?
Ч - единица измерения времени?
Ш - учебное учреждение?
Щ - сказочная рыба-волшебница?
Э - его можно услышать в горах?
Ю - игрушка?
Я - фрукт?
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Эрудит".
Конкурс "Всезнайка"
В игре участвуют двое. Игроки получают одинаковые карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание - дописать недостающие буквы: кто быстрее. Проигравший выбывает, его место занимает новый игрок (карточки новые). Примеры слов:
х... ... в (хлев);
к... ... щ (клещ);
я... ... с (ярус);
г... ... в (гнев);
б... ... щ (борщ);
щ.... : ... л (щегол);
Д... ... ... д (водопад);
Е... ... т... т (депутат). И др.
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Всезнайка".
Конкурс "Одним словом"
Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:
Мчаться на всех парах (стремительно);
Орать во все горло (громко);
Спать мертвым сном (крепко);
Работать, не покладая рук (усердно);
В час по чайной ложке (медленно);
Сделать на скорую руку (наспех);
Вылететь из головы (забыть).
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Краткость - сестра таланта".
Конкурс "Эй, моряк!"
Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова (могут быть одинаковыми для всех или разными), в которых нужно зачеркнуть слово "море" и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:
Кмореамморебалмореа (камбала);
Оммореаморер (омар);
Кремореветморека (креветка);
Моремеморедумореза (медуза);
Кмореальморемар (кальмар). Победителю конкурса Русский язык вручает бескозырку с надписью "Юнга".
конкурс "Капитан Врангель"
Детям предлагается разгадать зашифрованные слова и за 3-5 минут написать мини-сочинение, используя их все. Примеры слов:
100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.
Победителю конкурса Русский язык вручает капитанские погоны.
Конкурс "Гостеприимный хозяин"
Однажды кит, тритон, баран, оса и крот,
Барсук, улитка и акула
Залезли пировать в кроссворд.
Гремела музыка, и лес дрожал от гула.
На шум явились краб, лягушка, павиан,
Лиса и кенгуру, сова и пеликан,
И под конец совсем - вломились слон с ослом.
Всех разместить прошу за праздничным столом! (Подсказка: начать "размещать" удобнее с осы и кита.) Ответы:
- по горизонтали: пеликан, акула, барсук, оса, лиса, тритон, слон, краб;
- по вертикали: лягушка, кенгуру, павиан, крот, баран, улитка, кит, осел, сова.
Победителю конкурса Русский язык вручает фартук и ленту с надписью "Гостеприимный хозяин".
Конкурс "Самый глазастый"
Каждый ученик получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" 15 названий растений. Попробуйте их найти.
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Самый глазастый".
Конкурс "Соображалка"
На плакате написаны слова: полумесяц, каникулы, кино, и, разум, книга, цыпленок, хор, урок, шоколад, бросок, коробка, карандаш, пожар, лепет,
Русский язык. Взяв по две стоящие рядом буквы из каждого слова, выписав их все подряд и разбив затем на слова, любой из вас узнает, что я о нем думаю. ("Умники и умницы, хорошо соображаете!")
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Умник" или "Умница".
Ведущий. Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.
Русский язык. Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам "До свидания!". Не раз я приду еще к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко пожимаю им руку.
Пожимает руки всем победителям.
Конкурс грамотеев
Оформление:
Пословица "Ученье - свет, неученье - тьма". Рисунки детей на школьную тему. Книжная выставка.
Звучит веселая музыка.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев!
В конкурсе принимают участие две команды - "Ракета" и "Радуга". Членами жюри являются старшеклассники - победители предметных школьных олимпиад. Они же помогут мне проводить конкурс.
Условие конкурса вам известно: на вопрос отвечает команда, участник которой успеет первым поднять руку.
Итак, нашконкурс начинается!
Удар гонга.
Ведущий. 1 тур - математический.
Старшеклассник. Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.
Попробуйте решить задачи.
Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашел бы те же три рубля.)
Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки - по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)
Старшеклассник. Молодцы!
Ведущий. А теперь задание посложнее. Мною будут прочитаны отрывки из литературных произведений, герои которых совершают математические действия. Ваша задача: во-первых, проверить, верный ли дан героями ответ; во-вторых, сказать, из какой книги прочитан отрывок и кто ее автор.
Задание 1.
Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул.
Врете, ни одного...
Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Я же не отдам некту яблоко,хоть он дерись! Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: одно яблоко. А. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
Задание 2.
"На ста площадях по сто зеркал, - сказал Топсед Седьмой. - Сколько же это будет всего зеркал?"
Все вокруг почтительно замерли, и король начал по очереди спрашивать своих придворных.
"Вы знаете?"
- "Запамятовал, ваше величество. Мне в детстве трудно давалась арифметика."
- "Двести зеркал, ваше величество."
Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: десять тысяч зеркал. В.Губарев. "Королевство кривых зеркал".)
Задание 3.
Аля раскрыла учебник - так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: "У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?" - "У какого это Антоши?" - подумала Аля.
Вопрос: сколько было пехотинцев? (Девять. И. Токмакова. "Может, нуль не виноват.")
Ведущий. Пока жюри подсчитывает первые итоги, я попрошу зрителей разгадать загадки.
Загадки зрителям.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка.)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)
В школьном ранце я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)
Ведущий. Попросим жюри объявить итоги I тура.
Подведение итогов. Удар гонга.
Ведущий. II тур - грамматический.
Старшеклассница. Для разминки давайте проведем игру "Третий лишний". Я буду называть вам по три слова. В каждой тройке два слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово:
Вода, водитель, водяной. (Водитель.)
Гора, пригорок, горе. (Горе.)
Лес, лестница, лесничий. (Лестница.)
Левый, лев, налево. (Лев.)
Старшеклассница. Молодцы!
Ведущий. А теперь задание посложнее. Русская народная пословица гласит: "Ученье - свет, неученье - тьма". За то время, пока зрители будут отгадывать загадки, команды должны подобрать однокоренные слова к слову "учение".
Команды приступают к выполнению задания.
(Примерные ответы: учение - ученик, учебник, учеба, учиться, учебный, ученический, ученичество, ученый, учитель, учительская, училище.)
Загадки для зрителей.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)
Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)
Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь наволю
- Где была пустота,
Там теперь красота! (Цветные карандаши.)
Ведущий. А теперь давайте проверим, как команды справились с заданием.
Ответы команд.
Исполняется концертный номер - песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Ведущий. III тур называется "Книгочей". Мною будут прочитаны отрывки из детских книг. Вы должны отгадать, о ком говорится в прочитанных строчках и из какой книги они взяты.
Итак, внимание!
"Существо, немного похожее на таракана,но сголовой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усами." (Говорящий Сверчок. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино.")
"В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки." (Эльф. Г.-Х. Андерсен "Дюймовочка".)
"На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах - красивые туфли с загнутыми кверху носками. (Волшебник. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе".)
"На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки". (Гном. С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)
"Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши." (Доктор Айболит. К.Чуковский "Доктор Айболит".)
"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками." (Джинн Хоттабыч. Л. Лагин "Старик Хоттабыч")
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть концертный номер.
Концертный номер
Ведущий. Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно проговорить скороговорку:
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Капитанам необходимо дать время для тренировки, поэтому сначала скороговорку пытаются проговорить зрители, Затем по одному разу - капитаны. Только вторая попытка является конкурсной.
Ведущий. Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я попрошу жюри подвести итоги.
Подведение итогов.
Викторина «В мире грамматики»
Цель:
Прививать любовь к родному языку;
Закреплять знания и умения, полученные на уроках;
Воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
Развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
Расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
Формирование интереса к нему как к учебному предмету,
Повышение общей языковой культуры
Ход викторины Вводный этап
Ведущий . - Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.
- Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 8-9 классов:
«Острый ум» и «Любознайки».
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
4. (каждый правильный ответ – 1 балл)
Представление команд
Название
Капитан команды
1 Конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (за каждый правильный ответ – 1б)
- Сколько букв в русском алфавите? (33).
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
- Сколько гласных букв? (10)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
2. Конкурс «Составь слово»
Ведущий: - Каждой команде раздаются карточки. В них зашифрованы названия животных. Необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось слово.
КУТА – (утка)
ШАДОЛЬ – (лошадь)
НОКЬ – (конь)
СИНЬЯВ – (свинья)
КАШОК – (кошка)
ВЕЛ – (лев)
АСИЛ – (лиса)
ВЕДЬМЕД – (медведь)
3. Конкурс «Весёлая грамматика»
Ведущий. – Я сейчас буду называть словосочетания, вместо которых команды должны будут назвать одно слово – имя существительное.
(командам по очереди зачитываются словосочетания, за каждый правильный
ответ – 1б)
Например: весёлый человек – весельчак
А) Храбрый человек – храбрец
Б) Болтливый человек – болтун
В) Ленивый человек – лентяй
Г) Мудрый человек – мудрец
Д) Богатый человек – богач
Е) Сильный человек - силач
4. Конкурс «Половинки»
Ведущий: - Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься, …. (люби и саночки возить).
Век живи, ….. (век учись).
Делу время, …… (потехе час).
Без труда не вытащишь …….(и рыбку из пруда).
Труд человека кормит, ………(а лень портит).
Под лежачий камень ……… (вода не течет)
5. Конкурс «Вертолина» (для капитанов команд)
Ведущий: - На листе вы видите слово из 6 букв .
Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.
6. Конкурс «Доскажи словечко». (Игра с болельщиками)
Ведущий: - Пока капитаны выполняют задние, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы.
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной... (медведь)
7. Конкурс «Кто такой». Ведущий: - Каждой из команд необходимо подобрать к прилагательному подходящее по смыслу существительное. На размышление даётся 1 минута. Далее один из участников озвучивает правильный ответ. 1 команда. 2 команда Жадный ёж Ядовитая медведица Трусливый волк Пушистая змея Рогатый заяц Косолапая лиса Колючий олень Хитрая белка 8. Конкурс «Найди лишнее» Ведущий: - Каждой команде на карточках даны группы слов, среди которых спрятано лишнее. Его необходимо найти и объяснить, почему оно является лишним.
А). Дождь, снег, град, луна
Б). Тетрадь, книга, дневник, портфель
В). Увидеть, покрасить, краска, добежать
Г). Сад, садовник, всадник, садовый.
Д). Машина, трамвай, самолёт, автобус
Е). Столяр, садовник, грузовик, крановщик
9. Конкурс «Фразеологические обороты»
Ведущий по очереди зачитывает командам фразеологизмы, участники должны ответить и объяснить что же обозначает данный фразеологизм. За каждый правильный ответ – 1б.
10. Конкурс «Составь предложения из слов».
Ведущий: - Команды должны посовещаться и составить 1 предложение, используя все слова, записанные на карточке.
1 команда : дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.
2 команда : у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий : Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.