Классификация операций сектора государственного управления. V
290 статья Прочие расходы: расшифровка и подбор КВР
- Соответствие КОСГУ и КВР
О новых правилах учета расходных КОСГУ (КЭК)
С началом 2018 года вступили в силу изменения в Приказ Минфина России от 01.07.2013г. №65н (ред. от 22.06.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В частности, детализированы некоторые коды КОСГУ (КЭК).
Напомню, что КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления. Эти коды разделяют операции учреждений госсектора по экономическому содержанию.
Как правило, те, кто работает в программе Парус, знают КОСГУ под одноименным названием или как аналитику 5 уровня, а вот в 1С принято использовать другое наименование - КЭК (коды экономической классификации).
Что новая детализация означает для практики бюджетного бухгалтерского учета? – В учете с 1.01.2018г. обязательно использовать новые коды. И если в отчетах за 1 и 2 квартал допускалось применение «общих» КОСГУ, 3 квартал необходимо будет сдавать с расшифровкой.
Среди часто используемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями кодов КОСГУ, можно выделить 130, 180 и 290. На этот раз поговорим о расходах,
Статья 290 Прочие расходы и основные подстатьи
Чаще всего вопросы возникают по КОСГУ 290, да и сложностей прибавилось. Ниже таблица соответствия КВР и КОСГУ
Примеры использования КОСГУ 290 и КВР 850
Если учреждение оплачивает налоги, пошлины и сборы, то КВР 851 используется только для налога на имущество и землю, 852 для других налогов и сборов, а вот сбор за загрязнение окружающей среды, стоит провести по КВР 853 КОСГУ 291.
Штрафы и пени оплачиваются по КВР 253 КОСГУ 292, только если речь идет об оплате в бюджет. А вот штраф поставщику, за нарушение условий контракта следует проводить по КВР 853 и КОСГУ 293. Обратите внимание, что для начисления такого рода штрафов появился отдельный счет – 30293.
Иные же расходы теперь проводятся по КОСГУ 296 (вместо 290) и КВР 244 или 853, в зависимости от ситуации. Счет для учета начислений – 30296 (вместо 30291).
КОСГУ в программах
Так как изменения в классификации вступили в силу с 1 января 2018 года, рекомендуем проверить добавлены ли новые детализированные коды в вашу программу.
- Парус Словари - Бюджетная классификация - Коды операций сектора государственного управления
- 1С ред. 1.0 Бухгалтерский учет - План счетов - Коды экономической классификации (КЭК)
- 1С ред. 2.0 Нормативно-справочная информация - Бюджетные классификаторы - Коды экономической классификации (КЭК)
Важно!
Если в учреждении были остатки на 1.01.2018 по счетам, которые в этом году заменены на новые, необходимо заменить остатки на начало года, создав соответствующие проводки в межотчетный период - Письмо Минфина России N 02-06-07/49174, Казначейства России N 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018"О представлении отчетности".
Наши специалисты помогут вам навести порядок в остатках на 1.01.2018г. Звоните!
Please enable JavaScript to view theВсе операции сектора государственного управления в Российской Федерации имеют четко выраженную систему классификации.
В построение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) заложено 3 принципа:
1) принцип влияния на чистую стоимость активов;
2) принцип влияния на секторы экономики;
3) принцип раздельного учета операций между подсекторами.
Классификация операций сектора государственного управления приведена в приложениях 4, 11, 16 к учебному пособию. Она включает 8 разделов:
100 Доходы
200 Расходы
300 Поступление нефинансовых активов
400 Выбытие нефинансовых активов
500 Поступление финансовых активов
600 Выбытие финансовых активов
700 Увеличение обязательств
800 Уменьшение обязательств.
Дальнейшая детализация классификации операций сектора государственного управления производится посредством статей и подстатей.
Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) группирует операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.
Введение кодов операций сектора государственного управления в состав кода бюджетной классификации является принципиальным отличием от ранее действующей бюджетной классификации. Введение КОСГУ позволяет:
Классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления;
Применять метод начисления в бухгалтерском учете бюджетной сферы.
В статистике государственных финансов активы подразделяются на: нефинансовые и финансовые, а пассивы определяются обязательствами сектора государственного управления. При этом для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно выполняться базовое соотношение:
НФА + ФА = О +ЧСА, (1)
где НФА - нефинансовые активы;
ФА - финансовые активы;
О - обязательства;
ЧСА - чистая стоимость активов.
Таким образом, чистая стоимость активов представляет собой разность между совокупными активами и обязательствами:
ЧСА = (НФА + ФА) - О. (2)
Доходы и расходы представляют собой операции, соответственно увеличивающие или уменьшающие чистую стоимость активов сектора государственного управления. Остальные операции рассматриваются с точки зрения поступления или выбытия активов, увеличения или уменьшения обязательств сектора государственного управления.
Структура экономических активов сектора государственного управления представлена на рисунке 3.
В соответствии с принципом воздействия на активы и пассивы КОСГУ не относит к доходам, например, средства от продажи основных средств. Если те или иные элементы основных средств реализуются по балансовой стоимости, то такие операции не затрагивает величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение структуры соотношения активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). Подобная операция отражается, с одной стороны, как поступление финансовых активов (код 510 «Поступление на счета бюджетов» или 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ). А с другой стороны - как выбытие нефинансовых активов (код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ).
Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 3. Структура экономических активов сектора государственного управления.
Аналогичным образом к расходам не относятся операции, связанные, например, с приобретением основных средств. Результатом такой операции также является изменение структуры баланса активов и пассивов. При этом один актив (приобретенный нефинансовый актив) меняется на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). С одной стороны подобная операция отражается как поступление нефинансовых активов (код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ), а с другой - как выбытие финансовых активов или увеличение обязательств (код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» или код 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ).
Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОСГУ построена таким образом, чтобы обеспечить полное соответствие остатков (запасов) активов и пассивов сектора государственного управления на начало и конец отчетного периода изменениям этих остатков (запасов) в течение отчетного периода, то есть проведенным за отчетный период операциям.
КОСГУ применяется при формировании номера счета Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006г. № 25н «Инструкция по бюджетному учету». Номер счета Плана счетов состоит из 26 разрядов, последние три из которых определяются КОСГУ. Таким образом, решается задача интеграции бюджетной классификации и Плана счетов.
Использование КОСГУ при формировании номера счета Плана счетов обеспечивает возможность:
Вести учет по методу начисления и по кассовому методу;
Отражать операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.
Рассмотрим более подробно структуру активов и обязательств сектора государственного управления.
К нефинансовым активам относятся:
Основные средства (например: здания, сооружения);
Непроизведенные активы (например: земля, ресурсы недр);
Нематериальные активы (например: патенты, товарные знаки);
Амортизация основных средств;
Материальные запасы (например: канцтовары, запчасти);
Вложения в нефинансовые активы (например: капитальные вложения, изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг);
Нефинансовые активы в пути (например: основные средства, нематериальные активы, материалы в пути).
К основным средствам относятся:
Жилые помещения;
Нежилые помещения;
Сооружения;
Машины и оборудование;
Транспортные средства;
Производственный и хозяйственный инвентарь;
Библиотечный фонд;
Мягкий инвентарь;
Драгоценные и ювелирные изделия;
Прочие основные средства.
К материальным запасам относятся:
Медикаменты и перевязочные средства;
Продукты питания;
Горюче-смазочные материалы;
Строительные материалы;
Прочие материальные запасы;
Готовая продукция.
К финансовым активам относятся:
Денежные средства учреждения (на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы, аккредитивы, денежные средства в иностранной валюте);
Средства на счетах бюджетов;
Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале, облигации, векселя);
Расчеты с дебиторами по доходам;
Расчеты по выданным авансам;
Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам;
Расчеты с подотчетными лицами;
Расчеты по недостачам;
Расчеты с прочими дебиторами.
К обязательствам относятся:
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (внутренним и внешним);
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (расчеты по оплате труда, услугам связи, транспортным услугам, коммунальным услугам, арендной плате за пользование имуществом, услугам по содержанию имущества, прочим услугам и т.д.);
Расчеты по платежам в бюджеты;
Прочие расчеты с кредиторами;
Расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
Расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Группировка статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов имеет некоторые отличия от группировки статей в КОСГУ.
Схематично соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлено на рисунке 4.
КОСГУ | Экономическая классификация |
|
Доходы | ||
Расходы | ||
Поступление нефинансовых активов | ||
Выбытие нефинансовых активов | ||
Поступление финансовых активов | ||
Выбытие финансовых активов | Источники финансирования дефицитов бюджетов |
|
Увеличение обязательств | ||
Уменьшение обязательств | ||
Рис. 4. Соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов.
Экономическая классификации доходов бюджетов:
100 Доходы (кроме кода 171)
400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 420, 440)
Экономическая классификация расходов бюджетов:
200 Расходы (все коды)
300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 320, 340)
500 Поступление финансовых активов (в части кода 530, 540)
600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 620, 640)
Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов:
100 Доходы (в части кода 171)
300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 330)
400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 430)
500 Поступление финансовых активов (в части кодов 510, 520, 530, 550)
600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 610, 620, 630, 650)
700 Увеличение обязательств (все коды)
800 Уменьшение обязательств (все коды)
Главное различие в группировке статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов по сравнению с группировкой в КОСГУ связано с различием в аналитических целях, которые преследуются при группировке.
Основная аналитическая цель экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации – обеспечить формирование показателя дефицита/профицита бюджета и отразить, за счет каких источников органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют финансирование этого дефицита или каким образом они используют средства превышения доходов над расходами. Показатель дефицита/профицита бюджета традиционно анализируется при кассовом исполнении бюджета, когда основное внимание органов государственной власти и местного самоуправления сосредоточено на поступлении и выбытии денежных средств в результате операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При этом, исходя из целей проводимой государственной политики и бюджетного законодательства, в доходы и расходы бюджета включатся некоторые операции, которые с точки зрения экономического содержания доходами или расходами не являются. В качестве примера из рассматриваемой экономической классификации расходов можно привести операции по предоставлению бюджетных кредитов или операции по приобретению оборудования, которые с точки зрения экономического содержания должны относиться не к расходам, а к операциям с активами.
Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная аналитическая цель КОСГУ – обеспечить группировку операций исходя из их экономического содержания и того воздействия, которое эти операции оказывают на изменение нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств и чистой стоимости активов.
Четкая взаимосвязь между экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов, экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ обеспечивает возможности:
Применения единых кодов при ведении учета государственных и муниципальных финансов кассовым методом и методом начислений;
Согласования классификации операций, проводимых в течение отчетного периода, с классификацией остатков (запасов) государственных и муниципальных активов и обязательств;
Формирования отчетности, отражающей реальное экономическое содержание проведенных в секторе государственного управления операций и влияние этих операций на состояние государственных и муниципальных активов и пассивов;
Формирования отчетности в структуре закона (решения) о бюджете, которая определяется целями проводимой государственной политики и положениями действующего бюджетного законодательства.
КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) и её использование в бухгалтерском учёте
КОСГУ – это специальный комплекс группированных операций в сфере государственного управления. Все операции объединены в зависимости от их содержания в экономическом плане. Коды КОСГУ используются для планирования и реализации бюджетов организаций, которые как-либо связанны с бюджетной системой Российской Федерации, а также в проводимых ими операциях.Все аспекты применения КОСГУ на практике определены нормативными актами Министерства Финансов РФ, которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учёта бюджетного характера.
Весь комплекс КОСГУ состоит из 8 общих групп, объединённых под общим экономическим содержанием, которые делятся на множество подстатей.
Группы КОСГУ
Каждая операция по системе КОСГУ может быть определена в одну из восьми групп, в каждую из которых собраны статьи, по содержанию соответствующие названию группы. Каждая группа внутренне сгруппирована и имеет свои подпункты.Подпункты группы 100 – «Доходы»:
- Код 110 – прибыль бюджетов, связанная с налоговым законодательством РФ.
- Код 120 – прибыль, полученная от эксплуатации имущества, находящегося в постоянной или временной собственности бюджетной организации.
- Код 130 – прибыль, получаемая бюджетной организацией от предоставления клиентам различных платных услуг.
- Код 140 – прибыль, полученная организацией как следствие штрафов, санкций и обязательных платежей.
- Код 150 – финансы, получаемые организацией от других звеньев бюджетной системы РФ, международных финансовых организаций или от организаций и правительств других стран.
- Код 160 – доходы от страховых вкладов и пени по этим вкладам.
- Код 170 – курсовая разница национальной и иностранной валют, значение которой может быть положительным или отрицательным.
- Код 180 – источники прибыли, которые не удалось отнести к предыдущим подпунктам.
- Код 210 – средства на оплату работы сотрудников.
- Код 220 – средства, затраченные на услуги сторонних организаций
- Код 230 – средства, потраченные на обслуживание госдолга.
- Код 240 – выплаты организациям на безвозмездной основе.
- Код 250 – выплаты бюджетам на безвозмездной основе.
- Код 260 – средства, переданные организацией в фонды соцобеспечения.
- Код 290 – затраты организации, которые не удалось отнести к предыдущим пунктам.
- Код 310 – повышение цены основных средств.
- Код 320 – средства, затраченные организацией на увеличение нематериальных активов.
- Код 330 – рост стоимости непроизведённых активов и затраты на повышение цен собственности.
- Код 340 – повышение стоимости материального резерва.
- Код 410 – понижение цены основных средств.
- Код 420 – прибыль от сбыта нематериальных активов организации, таких как ОС, НМА, материальные запасы и им подобных.
- Код 430 – понижение стоимости непроизведенных активов.
- Код 440 – уменьшение цены материального резерва.
- Код 510 – рост финансовых остатков членов бюджетной системы.
- Код 520 – рост стоимости ценных бумаг, кроме соучастия в капитале.
- Код 530 – рост цен на формы соучастия в капитале.
- Код 540 – средства, потраченные на выдачу бюджетных займов другим участникам бюджетного взаимодействия, за исключением иностранных.
- Код 550 – средства, затраченные из бюджета организации на другие финансовые активы.
- Код 610 – уменьшение остатка на бюджетном счету.
- Код 620 – падение стоимости ценных бумаг, без форм соучастия в капитале.
- Код 630 – понижение цены на формы соучастия в капитале.
- Код 640 – уменьшение долга бюджетных ссуд и кредитов.
- Код 650 – уменьшение стоимости других финансовых активов.
- Код 710 – повышение внутреннего долга организации.
- Код 720 – повышение внешнего долга организации.
- Код 810 – уменьшение внутреннего долга организации.
- Код 820 – уменьшение внешнего долга организации.
Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2020 год устаревший Приказ использовать недопустимо.
Изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!
Важно четко понимать, в чем разница КБК и КОСГУ. Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. КОСГУ — это всего три цифры. Шифр используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.
С 2020 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ! Инструкция 65н по бюджетному учету с изменениями в 2020 году упразднена. Используйте в работе положения Приказов Минфина № 132н и № 209н.
Понятие КОСГУ
Даже у опытных бухгалтеров вызывает затруднение расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.
С 2016 года статьи КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).
Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:
Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов.
Расшифровка КВР
Определим, как звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете. Это код вида расходов. Но по сути, это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.
Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2020 году
Отражение в 2020 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. 21.10.2019 Минфин скорректировал правила применения кодификаторов. На этот раз исключили всего одну увязку, которая предназначена для расчетов с военнослужащими. Речь идет о КВР 133 и подстатье 262 КОСГУ в части выплат пособий по уходу за ребенком.
Ранее законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.
Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что относят в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.
Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.
На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34-36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.
Таблица соответствия
Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем классификаторы ОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление КВР и КОСГУ бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2020 году.
Наименование |
Наименование |
||
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
|||
110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений |
|||
Фонд оплаты труда учреждений |
Заработная плата |
||
Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда |
|||
Транспортные услуги |
|||
Прочие работы, услуги |
|||
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений лицам, привлекаемым, по законодательству, для выполнения отдельных полномочий |
Заработная плата |
||
Транспортные услуги |
|||
Прочие работы, услуги |
|||
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Иные выплаты текущего характера физическим лицам |
|||
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений |
Начисления на выплаты по оплате труда |
||
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
Прочие работы, услуги |
|||
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Социальные компенсации персоналу в натуральной форме |
|||
Поступление нефинансовых активов |
|||
120 Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов |
|||
Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов |
Заработная плата |
||
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме |
||
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
|||
Транспортные услуги |
|||
Прочие работы, услуги |
|||
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Социальные компенсации персоналу в натуральной форме |
Ответственность за нарушение
Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути, уровень наказания за неверное отражение КВР и кодов ОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.
С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Но неверный код отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).
Основные термины, способы установления, сферы использования классификации регулирует главный документ в области бюджетных правоотношений — Бюджетный кодекс РФ, который был утвержден еще в 1998 году федеральным законом № 145-ФЗ. В этом документе данному вопросу посвящена целая глава – четвертая.
Что такое КБК
Бюджетная классификация является одинаковой для всех бюджетов кодификацией доходов, расходов и источников покрытия дефицита , с помощью которой возможно осуществлять сопоставление показателей указанных бюджетов. Кодификация применяется в бюджетном процессе постоянно, начиная с момента формирования бюджета и заканчивая составлением отчета об его исполнении.
На основании статей 20-23.1 Кодекса за Министерством финансов РФ закреплены уникальные полномочия, подразумевающие закрепление перечня кодов и правил отнесения к ним показателей бюджета нормативно-правовым актом министерства – приказом.
На данный момент коды классификации установлены приказом указанного ведомства от 1 июля 2013 года №65н, утверждающим порядок применения КБК.
Статья 19 Кодекса разделяет классификацию на четыре основные части: доходную, расходную, источники финансирования дефицитов бюджета и операции сектора государственного управления
(КОСГУ). Каждой из этих составляющих посвящены отдельные части вышеупомянутого приказа.
Структура кода на примере
КБК представляет собой двадцатисимвольный код, при этом для каждой составляющей части символов группировка разрядов своя.
Для доходов коды выглядят следующим образом:
Первые три символа отвечают за кодификацию администратора доходов, то есть дают определение того, какое именно ведомство ответственно за то или иное доходное поступление.
Следующий разряд в КБК разделяет доходы бюджета на определенные виды. Их всего два. Один из них объединяет в себе налоговые и неналоговые доходы, другой – безвозмездные поступления. Каждая группа в свою очередь разделяется на подгруппы. Так, у первой группы (налоговые и неналоговые доходы) таких подгрупп восемнадцать, а у второй всего семь. Детальный перечень всех подгрупп утвержден в составе приказа №65н.
Для обозначения расходов бюджета также используется двадцатисимвольный код, который несколько отличается от доходного по своей структуре. Единственное их сходство заключается в том, что и в том, и другом коде (как, впрочем, и в КБК источников покрытия дефицита) первые три разряда классифицируют главного распорядителя (администратора) средств бюджета, а последние три цифры соответствуют определенным КОСГУ.
Расходная классификация показателей бюджетов состоит также из кодов раздела (два символа – четвертый и пятый), подраздела (также два символа, шестой и седьмой), целевой статьи расходов (состоит из семи знаков – от восьмого до четырнадцатого разряда КБК) и вида расходов (три цифры).
При этом исключительное право устанавливать перечень и наименования разделов расходов (их всего четырнадцать), подразделов (у каждого раздела свои) и видов расходов (общие для всех расходов) принадлежит в нашей стране Минфину.
А вот с целевыми статьями не все так однозначно. Начиная с бюджета 2014 года, при его формировании применяется программный метод. А в связи с тем, что у Федерации, регионов и муниципалитетов имеются свои собственные программы, классифицировать их одинаково для всех бюджетов не представляется возможным. Поэтому в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие уточнения, возлагающие полномочия по определению кодов целевых статей и правил их применения на финансовые органы бюджетов всех уровней.
При этом изменилась и структурная составляющая целевых статей. Во-первых, начиная с 2014 года в классификации впервые разрешили применять буквенные обозначения. Перечень их строго определен приказом №65н. Во-вторых, при программном бюджете первые две цифры в коде целевой статьи стали указывать на соответствующую государственную или муниципальную программы, третья цифра – детализировать подпрограмму, ну а последние четыре – кодифицировать конкретное направление расходов.
Где и как узнать КБК
В случае, если вы не являетесь работником финансового органа, вопрос о присвоении расходных кодов становится несколько неактуальным. Для индивидуальных предпринимателей, крупных и мелких фирм, а также физических лиц, являющихся налогоплательщиками, основной вопрос заключается в применении доходного КБК , а также в том, где и как его узнать.
Решением данного вопроса могут стать сайты, специализирующиеся на оказании помощи налогоплательщикам. Специальные сервисы могут помочь заполнить квитанцию для оплаты налога, в которой теперь необходимо указывать КБК.
Кроме того, выяснить код можно самостоятельно, обратившись к уже вышеупомянутому приказу Минфина России №65н. В данном приказе отдельным приложением за каждым федеральным ведомством закреплены те налоговые и неналоговые доходы, администратором которых оно является, с указанием полных кодов КБК.
Примеры разбора кодов
Для наглядности стоит привести несколько примеров применения кодов бюджетной классификации различных налоговых и неналоговых платежей.
НДС – налог на добавленную стоимость
Главным администратором НДС на товары, реализуемые на территории нашей страны, а также ввезенные к нам из Беларуси и Казахстана, является Федеральная налоговая служба России (код 182). Именно она отвечает за сбор налога, уплату по нему пеней и штрафов. А вот для НДС на товары из других стран администратором будет является Федеральная таможенная служба с кодом КБК 153.
Таким образом, при уплате налога КБК будут следующие:
- для налога на российские товары – код доходного администратора бюджета «182», группа первая «1», подгруппа «03», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000»;
- для налога на белорусские и казахстанские товары – код администратора «182», группа «1», подгруппа «04», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для пеней и штрафов подвид также изменяется на «2000» и «3000» соответственно;
- в случае, если товары ввозятся из другой страны, коды будут такие же, как и для белорусских и казахстанских товаров, за исключением кода главного администратора. Он будет 153.
НДФЛ – налог на доходы физических лиц (2-НДФЛ, 3-НДФЛ)
У этого налога только один администратор доходов – Федеральная налоговая служба, имеющая код 182. При перечислении этого налога КБК будет зависеть от статьи Налогового кодекса, на основании которой взимается налог.
- Для уплаты налога с доходов налогового агента в целом применяется следующий КБК – код администратора доходов бюджета «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000».
- Для предпринимателей, частных нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, код следующий – администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «020», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для штрафов и пеней подвид так же, как и для других налогов «2000» и «3000» соответственно.
- Для физических лиц для уплаты налога с доходов, полученных в случаях, указанных в статье 228 Налогового кодекса, КБК является администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «030», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
ЕНВД – единый налог на вмененный доход
Выплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на него добровольно. Уплата осуществляется по следующему коду: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «02», код подвида «1000», КОСГУ «110».
УСН – упрощенная система налогообложения
Коды классификации для уплаты этого налога разнятся в зависимости от того, что именно налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения:
- Для выплат УСН с доходов КБК следующий: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «011», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
- Для выплат УСН с разницы между доходами и расходами – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «021», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
- Для зачисления минимального налога – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «050», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
Изменения в 2019 году
На 2019 год действуют следующие коды бюджетной классификации:
- По пенсионным взносам по основным и пониженным тарифам: 182 1 02 02010 06 1010 160.
- Медицинские взносы: 182 1 02 02101 08 1013 160.
- Социальные взносы: 182 1 02 02090 07 1010 160.
- Взносы на травматизм: 393 1 02 02050 07 1000 160.