Конспект логопедического занятия зимующие птицы старшая группа. Конспект занятия для старшей группы
Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.
Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.
3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.
Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?
Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.
— На улице очень холодно (согласна)
— Много снега, скользко (хорошо)
— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)
— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
— Солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей, кто это? (воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
3. Черный жилет, красный берет,
Хвост как упор, нос как топор (дятел)
4. Белые щечки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
желтая грудка-это… (синичка)
5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Везунья белобока, а зовут ее (сорока)
(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)
Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?
Зимующие.
Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?
— Охотск.
— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.
Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)
Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
— Вам понравился рассказ? (да)
— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
Кого они нашли? (воробья)
— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
— Что сделал Витя?(кормушку)
А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)
Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)
(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)
(Воспитатель читает, а дети дополняют)
Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)
Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)
Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)
Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)
С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)
А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза
Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)
— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.
(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»
Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает
Метель (что делает?) – воет, бушует, метет
— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает
Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся
— Солнце (что делает?) – светит, но не греет
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.
(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)
Дети играют и читают стихотворения в парах:
Мишка сильно заболел, мишка много меда ел
Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.
Дети: — Это волк, он живет в лесу.
— Это медведь, он живет в лесу.
— Это кошка, она живет с человеком.
— Это собака, она живет с человеком и. т. д.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.
Дети под музыку рисуют самостоятельно.
Приятного всем дня!!!
До скорых встреч!!!
Цели занятия:
Образовательные:
1. Актуализировать словарь детей по лексической теме « ».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой
.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.
Коррекционные:
1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.
Воспитательные:
1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какой зимний месяц на дворе? (Январь)
Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).
Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)
Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).
2. Основная часть:
Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).
Праздник прошел, а я нашла подарок.
Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!
Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?
Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.
1 мешочек- семечки.
2 мешочек- сушёные ягоды
3 мешочек- кусочки сала.
4 мешочек-зерно.
Что в мешочках?(корм).
Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)
Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)
Легко ли им найти корм там, где много снега?
(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).
Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.
3. Сообщение темы урока:
Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.
Прилет первой птицы.
- Отгадайте загадку :
Спинка зеленоватая,
Животик желтоватый,
На голове черненькая шапочка,
Да еще полоска галстучка.
Животик желтоватый,
На голове черненькая шапочка,
Да еще полоска галстучка.
4. Работа с загадкой.
Какой животик у этой птицы?(желтый)
Какая спинка?(зеленоватая)
Что у неё на голове?(черненькая шапочка)
Что у нее на грудке?(галстучек)
Кто в классе найдет синичку?
(дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).
Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?
Прилет второй птицы.
А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.
Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)
Как фигура подсказала вам, что это снегирь?
(у снегиря красная грудка и он круглой формы).
А кто в классе найдет снегиря? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?
Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).
Прилет третьей птицы:
А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).
Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.
Четвертая птица:
А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.
Что значит белобока?
Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?
Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).
А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.
Игра «Какая птица улетела? »
5. Физминутка:
Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.
Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.
А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)
Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).
Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.
Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).
Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?
(В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.
6. Сообщение нового материала.
Ребята, вы знаете что птички любит кушать?
(Птички любят крошки, зёрна, семечки).
Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.
А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.
Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.
А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
А сейчас будем наших друзей угощать.
Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)
7. Практическая деятельность.
А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).
С какими птицами познакомились на занятии?
Почему их назвали зимующими?
Выставка работ детей.
Дубок Дина Владимировна
МОУ «СОШ № 18»
г. Абакан Республика Хакасия
Кобякова Тамара Васильевна
Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область
Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9)..07.2019).
Заказ № 31966
Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.
Развивающие задачи . Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные
Поощрение, подведение итогов
Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных изображений синиц, картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.
Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.
1. Вхождение в день.
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
Хотите помочь сороке?
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? - орнитологи.
Катя, кто мы сегодня?
Богдан, кто мы сегодня?
Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .
Вот мы с вами и в лесу.
Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Ребята, да это птицы. Но где — же они?
А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .
Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…
-Как мы назовем всех птиц одним словом. (зимующие птицы)
-А теперь мальчики пусть посчитают птиц
-Сколько всего птиц на дереве - 10 (десять)
- какой это счет - прямой
А девочки посчитают обратным счетом.
- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?
- Дети. Первой нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.
- Вы правильно выполнили задание.
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.
Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую. Сову на верхнюю правую ветку. Молодцы справились с задание.
Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.
Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:
Воспитатель: Пролетая над нами, голуби показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.
Игра «Прилетели снегири».
Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.
(Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).
К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.
Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.
Игра «Синицы на березе». Формирование умения читать двойками.
(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).
Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?
Дети. На верхней ветке березы две синицы.
Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит на ветку четыре синицы).
Дети. На этой ветке четыре синицы.
Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит шесть синиц).
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке шесть синиц.
Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке восемь синиц.
Посадите на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание).
Сколько синиц на этой ветке?
Дети. На этой ветке десять синиц.
Как мы получили каждое последующее число в этой игре?
Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.
Назовите количество синиц на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.
Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.
Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!
Физминутка «В зимнем лесу»
Рано утром на пушке Ходьба с высоким подниманием колен
Мы повесили кормушку Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза
Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).
И для всех голодных птичек. Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).
Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.
Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.
Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.
Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.
Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.
Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.
Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.
Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.
1 - ый ребенок
Вот на ветках, посмотри.
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Дети. На светло - голубой.
Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?
Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).
Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.
2 - ой ребенок.
Крики слышатся вдали,
Улетают журавли.
В синем небе тает стая.
Улетают, улетают...
Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
А эту картинку куда следует поместить?
Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.
Объясните свой выбор.
Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.
Это верно. Слушайте следующее стихотворение.
3 - ий ребенок.
У леса на деревьях -
Грачиная деревня.
Как ветер начинается -
Деревья все качаются.
Качаются деревья.
А с ними вся деревня.
Подберите картинку к этому стихотворению.
- (Дети выполняют задание).
На какой сектор вы поместите эту картинку?
Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.
Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?
Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.
Правильно. Слушайте последнее стихотворение.
4 - ый ребенок.
Над речкой кружатся стрижи...
Горячий воздух так дрожит,
Что солнце в нем качается,
Что солнце в нем купается.
Подберите картинку.
(Дети выполняют картинку).
Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?
Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.
На какой сектор вы положите картинку?
Дети. Мы положим ее на красный сектор.
Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?
Дети. Красный сектор обозначает лето.
Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.
Рефлексия.
Чему вы научились сегодня?
Дети. Мы сегодня вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, играли в игру «Птичий год».
Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые - орнитологи, очень много знаете о птицах.
Литература
- Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
- Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Тема: «Зима. Зимующие птицы».
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;
Обогащение словарного запаса прилагательными;
Развитие связной речи
Коррекционно – развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;
Развитие внимания и памяти;
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование:
Интерактивная доска с набором дидактического материала;
Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;
Мольберт;
Схема для составления описательного рассказа о птицах;
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Работа со словами.
Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)
Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)
А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)
А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)
Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
Работа над текстом.
Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)
Давайте расскажем о вороне.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (Голубь)
Развитие общей моторики.
Физ. Минутка.
Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх – вниз)
Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели (машут руками, убегают)
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.
Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).
На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.
Развитие мелкой моторики.
К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?
Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.
Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?
Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)
Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках
(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)
Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).
Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.
7. Итог.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для сорок и для синичек
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
Конспект занятия по теме: «Зимующие птицы».
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание:
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель:
Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Предварительная работа:
чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование:
разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь - на красном картоне, синица - на желтом картоне, воробей - на сером картоне, ворона - на черном картоне).
Воспитатель:
Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель:
А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются - зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).
5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель:
Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель:
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи - любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы - питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство - это сало.
- Снегири - едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны - питаются очистками и остатками пищи.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель:
Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель:
Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)