Крестик католический и православный. Как отличить православный крест от католического? Расположение Христа Спасителя
Православие и католицизм являются крупными ветвями христианской веры. Две мировые религии имеют существенные различия, как обрядовые, так и канонические, но при этом есть и сходства.
В католической и православной традиции крест является святыней. На нем изображен Иисус Христос, который претерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Верующие люди носят у себя на груди нательные распятия как символ веры. В течение долгого времени внешний вид нательных крестов менялся, но на сегодняшний день кресты в православии и католицизме имеют несколько существенных отличий.
Золотой православный крестик с распятием «Эстет» 01R660929 с бриллиантом
Форма
Основное отличие православного креста от католического – его форма. Католический крест выглядит проще и имеет четырехугольную форму. В православии распространены шести- и восьмиконечные кресты. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую. Верхнюю перекладину прибивали над головой осужденного и на ней перечисляли совершенные им преступления, а нижняя – подножие – символизирует «мерило праведное»: на одной чаше весов – грехи, на другой – добрые дела людей.
Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120134_s
Серебряный православный крест с распятием SOKOLOV 95120097_s
Однако наряду с восьмиконечным крестом Православная Церковь принимает и два других распространенных начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, верхней перекладины) и четырехконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).
Золотой православный крест с распятием «Уральский ювелирный завод» 3-02789-013 с эмалью
Распятие
Еще одним важным отличием православного и католического креста является образ Иисуса Христа. На католических крестах изображение Иисус Христос изображается мертвым или претерпевающим муки. Голова и руки его чаще опущены, ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены одним гвоздем.
Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120104_s
На православном кресте Христос изображается воскресшим: его ладони открыты, а руки прямые или подняты вверх, словно он раскинул их в объятиях навстречу верующим людям. На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Такое символическое расположение Спасителя на православном кресте свидетельствует о победе Господа над смертью и последующем воскрешении, олицетворяет Его милость к людям и спасение рода человеческого.
Верующий человек по правилам носит крест. Но как же выбрать правильный и не запутаться в их многообразии? О символике и значении крестов вы узнаете из нашей статьи.
Видов крестов очень много и очень многие уже знают, что нельзя делать с нательным крестом и как правильно его носить. Поэтому в первую очередь возникает вопрос о том, какие из них имеют отношение к православной вере, а какие — к католической. В обоих видах христианской религии есть несколько типов крестов, в которых и необходимо разобраться, чтобы не путать.
Основные отличия православного креста
- имеет три поперечных линии: верхняя и нижняя — короткие, между ними — длинная;
- на концах креста может быть оформлено по три полукруга, напоминающие трилистник;
- на некоторых православных крестах внизу вместо косой поперечной линии может быть месяц — этот знак достался от Византии, от которой было перенято православие;
- Иисус Христос распят в ногах обязательно двумя гвоздями, в то время, как на католическом распятии — один гвоздь;
- на католическом распятии присутствует некоторый натурализм, который отображает муки Иисуса Христа, которые он пережил за людей: тело выглядит буквально тяжелым и свисает на руках. Православное распятие показывает торжество Бога и радость Воскрешения, преодоление смерти, поэтому тело как бы наложено сверху, а не висит на кресте.
Католические кресты
В первую очередь, к ним относится так называемый латинский крест . Как и все, он представляет собой вертикальную и горизонтальную линии, при этом вертикальная заметно длиннее. Его символика такова: именно так выглядел крест, который Христос нес на Голгофу. Ранее он использовался и в язычестве. С принятием Христианства латинский крест стал символом веры и ассоциируется порой с противоположными вещами: со смертью и воскрешением.
Еще один похожий крест, но с тремя поперечными линиями, называется папским . Он имеет отношение только к Папе Римскому и используется на церемониях.
Есть также много видов крестов, которые использовали всевозможные рыцарские Ордены, такие как Тевтонский или Мальтийский. Поскольку они были подчинены Папе Римскому, то эти кресты также можно считать католическими. Они выглядят слегка отлично друг от друга, но общее в них то, что их линии заметно сужаются к центру.
Лотарингский крест очень похож на предыдущий, но имеет две перекладины, при этом одна из них может быть короче другой. Название указывает на местность, в которой появился этот символ. Лотарингский крест появляется на гербах кардиналов и архиепископов. Также этот крест является символом греческой православной церкви, поэтому не может быть полноценно назван католическим.
Православные кресты
Вера, конечно же, подразумевает, что крестик необходимо носить постоянно и не снимать, за исключением самых редких ситуаций . Поэтому выбирать его необходимо с пониманием. Самый широко используемым в православии крестом является восьмиконечный . Изображается он следующим образом: Одна вертикальная линия, большая горизонтальная линия чуть выше центра и еще две более коротких перекладины: над и под ней. При этом нижняя всегда наклонена и ее правая часть находится на уровне ниже левой.
Символика этого креста такова: он показывает уже тот крест, на котором Иисус Христос был распят. Верхняя поперечная линия соответствует прибитой перекладине с надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». По библейскому преданию, так над ним пошутили римляне после того, как уже распяли на кресте и ждали его смерти. Поперечная перекладина символизирует ту, к которой были прибиты гвоздями руки Христа, а нижняя — где были прикованы его ноги.
Наклоненность нижней перекладины объясняется следующим образом: вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. По преданию, один из них раскаялся перед Сыном Божиим и тогда получил прощение. Второй же стал насмехаться и только усугубил свое положение.
Тем не менее, первый крест, который был первым завезен из Византии в Россию, был так называемый греческий крест. Он, как и римский, является четырехконечным. Разница в том, что он состоит из одинаковых прямоугольных перекладин и является совершенно равнобедренным. Он послужил основой для очень многих других видов крестов, в том числе крестов католических орденов.
Другие виды крестов
Андреевский крест очень похож на букву Х или на перевернутый греческий крест. Считается, что именно на таком был распят апостол Андрей Первозванный. Используется в России на флаге ВМФ. Также он изображен на флаге Шотландии.
Кельтский крест также похож на греческий. Он обязательно взят в круг. Этот символ использовался очень давно на территории Ирландии, Шотландии и Уэльса, а также части Британии. Во время, когда не было распространено католичество, в этой местности преобладало кельтское христианство, которое и пользовалось данным символом.
Порой крест может являться во сне. Это может быть как благим, так и очень дурным знаменьем, как утверждает сонник . Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и
Нательный крестик является одним из олицетворений христианства, который признается всеми церквями, принадлежащими лону данной религии. Предназначенный для ношения людьми, принявшими таинство Крещения, этот Символ Веры после казни Христа превратился из орудия убийства в знамение победы добра над злом. Наделенный общим символическим смыслом, крест в разных течениях христианства обладает своими особенностями, а потому православное распятие довольно легко отличить от католического, армянского и староверского образца.
Католический нательный крестик
Католический нательный крестик не походит на православное распятие не только по форме, но и по канонической трактовке. По свидетельству иеромонаха Адриана (Пашина), западные христиане почитают четырехконечный крест, в котором вертикальная перекладина превосходит по размерам горизонтальную перемычку. Впервые подобный вытянутый крест был обнаружен на фресках, которыми в III веке украшали стены римских катакомб христиане, укрывавшиеся от преследования языческих властей. Кроме того, на нательном католическом Символе Веры допускается отсутствие фигуры Спасителя, но если она все же присутствует, то не отвечает канонам православной церкви .
Юрий Федоров , занимающийся исследованием истории Креста, замечает, что существенное отличие заключается в том, что католики изображают на кресте измученного страданиями мертвого Христа с провисшим телом, поникшей головой, со следами крови на лбу от тернового венка, в области ребер от копья, на ладонях и ступнях от гвоздей. С точки зрения православия, правомерным является распятие с образом живого Спасителя, олицетворяющего торжество его Божественного начала, победившего смерть.
Важнейшую роль играет количество гвоздей, которыми тело Иисуса было пригвождено к кресту. В католицизме принято считать, что их было три: два понадобились, чтобы прибить кисти, а один потребовался, чтобы пробить положенные друг на друга ступни. Свою правоту латиняне объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с креста Христа и их всего три, а также тем, что отпечаток на Туринской плащанице явствует о том, что ноги казненного были скрещены. В православии считается, что каждая нога Спасителя была прибита отдельным гвоздем, а значит, их реальное число четыре, тем более что именно такое их количество было впоследствии обнаружено царицей Еленой на горе Голгофа.
Кроме того, на католическом распятии кисти у Спасителя могут быть сжаты в кулак. Это не допускается в православии, где, по объяснению игумена Луки, они обязательно должны быть раскрыты как символ того, что Сын Божий принимает всех обратившихся к нему в свои объятья.
Узнать католическое распятие можно также по надписи, расположенной над головой Христа. Обычно, когда казнили преступника, на этом месте висела табличка - титло с указанием правонарушения, за которое он приговаривался к смерти. На дощечке, предназначенной для Спасителя, за отсутствием состава преступления Понтий Пилат приказал сделать надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая впоследствии превратилась в христограмму. На православных крестах эта фраза записывались на церковно-славянском языке, поэтому в сокращении выглядела как «IHHI», а на католических распятиях использовали латинское начертание «INRI». Священник Константин Слепинин обращает внимание, что на оборотной стороне католического креста надписей нет, в то время как на православном распятии всегда начертаны слова: «Спаси и сохрани».
Армянский нательный крест
Художественной самобытностью и оригинальной религиозной трактовкой от своих христианских собратьев отличается армянский крест. В своей работе «Символика армянской апостольской церкви» Лаура Дунамалян утверждает, что его нельзя спутать ни с одним другим, поскольку в его изображении используются исключительно растительные элементы. Превратив Крест из орудия пытки в Животворящий символ, армяне отказались от помещения на него фигуры страдающего Христа и христограмм. Обильно украшенный резными элементами, данный крест чаще всего имеет вытянутую форму из-за более длинной вертикальной перекладины, но встречаются и такие, которые в виду равнозначности всех его сторон напоминают собой квадрат. Все лучи армянского креста, отходя от центра, расширяются и расщепляются в так называемый «ласточкин хвост», увенчанный искусными декоративными нюансами. Обрамленный лентами, виноградными лозами и ветками, крест апостольской церкви иначе именуется «Цветущим».
Нательный крестик староверов
Староверы, исповедующие православие в его исконном дореформенном виде, единственно полноценным признают восьмиконечный крест, который допустимо вписывать внутрь четырехконечного. Отвергая допустимые в официальной русской церкви четырехконечные и шестиконечные кресты, они доказывают свою правоту преданием, согласно которому именно такой Животворящий Символ Веры был обнаружен равноапостольной царицей Еленой, искавшей на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых. Игумен Серапион (Митько) отмечает, что староверы никогда не помещают на нательный крест, именуемый тельником, образ Спасителя, поскольку считают, что его изображение превращает крест в икону, которую, по их убеждениям, нельзя прятать от глаз, в то время как нательный крестик запрещено выставлять напоказ. Кроме того, для них крест сам по себе является символом распятия - прикрепляя на него фигуру Христа, православные распинают его во второй раз. На староверском кресте присутствует характерная для православного Символа Веры верхняя коротенькая перекладина-титло, только вместо «IHHI» на ней бывает начертано «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), поскольку раскольники считают неприемлемым писать на кресте слова, принадлежавшие убийце Христа.
Кроме того, на характерном для данного религиозного течения кресте имеется косая нижняя перекладина, называемая мерилом праведности. Поднятая вверх левая сторона планки по преданию указывает на казненного одновременно с Христом и раскаявшегося в своих грехах преступника, попавшего в рай, а направленная вниз правая половинка намекает на разбойника, отказавшегося принимать Божью благодать и оказавшегося за это в аду. Искусствовед Светлана Гнутова констатирует, что на старообрядческом кресте традиционно помещаются символические надписи: «ІС» и «ХС» располагаются по разные стороны средней перекладины и обозначают имя Иисуса Христа, «Ника» («Победитель») или «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») начерчивается под центральной горизонталью.
На некоторых старообрядческих тельниках, называемых «Голгофский крест», восьмиконечный крест водружен на холмик с черепом, обозначенные буквами «Г Г», «Г А», «М Л Р Б». Эти изображения символизируют гору Голгофу, голову Адама, похороненную на ней, и «место лобное распят бысть» Христос. Данные знаки напоминают о том, что Спаситель своей кровью искупил первородный грех Адама и Евы, подарив людям надежду на вечную жизнь. И тут же представлены вырастающие из Голгофы и помеченные литерами «К» и «Т» копье и трость с губкой, которыми истязали Спасителя. Интересен тот факт, что у староверов существуют женские и мужские модификации нательных крестов, отличающихся внешними очертаниями. Мужской тельник может быть как сугубо восьмиконечным, так и восьмиконечным, вписанным в строго очерченный четырехконечный крест, в то время как женский Символ Веры чаще всего представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на пластину в форме лепестка.
Обязательным элементом любого староверского креста является помещаемая на обратной стороне тельника молитва: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его… » или слова тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Слов «Спаси и сохрани», как на православном кресте, на нем нет.
Всех христиан объединяет единая вера в Спасителя. При этом каждое направление внутри христианской религии предлагает своё толкование того или иного аспекта вероучения. Не каждый последователь знает, чем отличается православный крест от католического. Различия между ними действительно есть, и не заметить их невозможно.
Когда появились различия?
Раскол христианской церкви на западную и восточную произошёл в 1054 году. Однако предпосылки к нему появились значительно раньше. Несмотря на то, что у представителей западного и восточного христианства была одна вера, подход к ней отличался. Разногласия возникли даже в представлениях о том, как должен выглядеть священнослужитель. «Латиняне» брили бороды. Для восточного духовенства такое поведение было недопустимым. Различия стали заметны и при проведении обрядов, украшении храмов и т. д. Христиане не стремились к тому, чтобы устранить разницу. Они делали её ещё более видимой, противопоставляя себя тем, кто, по их мнению, поклонялся Богу неправильно.
Главным символом веры и для православных, и для католиков остался крест. С его помощью также можно определить, представитель какого направления находится перед нами.
Присмотревшись внимательно к обоим вариантам распятия, можно без труда понять, чем отличается православный крест от католического. Истинная же вера определяется не принадлежностью к западной или восточной
Споры о степенности той или иной веры мне интересны лишь постольку, поскольку помогают взаимно опровергать сторонников той или иной религии. И на на йоту больше!
Христианство же уже давненько себя дискредитировало.
Хотя бы тем, что некогда вдруг оказалось, что Земля - отнюдь не центр Вселенной. Что не Солнце обращается вокруг Земли, а совсем наоборот. Что звёзды - такие же солнца, а вселенная значительно более обширна, для того, чтобы её можно было бы запихнуть в сундук. Как то некогда пытался сделать Косьма Индикоплов.
... а ведь скольких вы сожгли из тех, кто пытался говорить противное этому?
Если ещё вспомнить, что первый советский спутник так и не встретил на своём пути ни "Хрустального свода небес", ни должных оказаться за ним "Внешних вод",
... то, наверное, нам и говорить-то больше не о чем?
А если серьёзно, то давайте хотя бы на минуту вспомним, что единственным мерилом Истины является практический результат. Который начисто опровергает древнееврейскую ересь, которую Вы пытаетесь защищать.
Ибо, деградация Христианства насчитывает уже второе тысячелетие, когда оно вначале утратило свои позиции в Африке, на Ближнем и Среднем востоке, а впоследствии и в Европе. Выродившись в различные направления оккультизма.
И нынешнее его "возрождение" вопреки Конституции России на деньги налогоплательщиков, это только чей-то сладкий сон и его агония в России. Прошёл тот краткий период, когда вдруг из неоткуда возникшие попЫ были предметом восхищения.
За недолгий период они столь себя дискредитировали, уважаемый оппонент, что боюсь теперь у Христианства нет шансов в России?
|Дорогой друг!Давайте все же разделять свои понятия,когда мы говорим о христианстве вообще.Так вот, в Европе сейчас,аналитики говорят о пост-христианской эпохе,которая охватила этот континент.Там нет уже христианства.Католические храмы закрываются, священников нет,значит и нет приходов. Этот исход был прогнозируем уже достаточно давно,с тех пор,как в середине 11в,католицизм отошел от христианских догматов, и исказил их. В Росси все наоборот.У нас сейчас расцвет Православия. Все храмы заполнены прихожанами-ренесанс Православия неизбежен.Люди соскучились по вере своих отцов.Мода на Православие не прошла. а утвердилась в глубокую стойкую необходимость.Вся культура России,корнями уходит в православие.
|Как-то Вы уж через чур лихо обошли вопрос о соответствии церковных утверждений о мироустройстве с реальностью?
Рискну уточнить: означает ли то, что "все храмы заполнены" тому, что и "Хрустальный свод небес" вернулся на своё место, а Земля стала центром вселенной? Стали ли вновь истинными все те утверждения Церкви, которые были опровергнуты наукой как откровенная выдумка?
А оттого возникают пару вопросов:
1) Если все ваши россказни о мироустройстве оказались блефом, то насколько можно доверять всем иным вашим словам?
2) Каким образом наполненность храмов подтверждает христианские догматы, когда абсолютное большинство прихожан за всю свою жизнь не только не прочло ни единой главы любой из книг Писания, но не знает и Предания, а "христианской верой" с полным откровением считает лишь свои личные о нём представления? На поверку являющиеся, в лучшем случае, ересью.
Да ведь и Ваша позиция не имеет никакого отношению к Христианству, дорогой мой оппонент.
... ведь Вы откровенно пропагандируете примитивное Обрядоверие!
Прежде,чем обвинять Церковь,объясните мне порядок вещей?Скажите,вы согласны с тем,что человек произошел от обезьяны? Правильно,нет. Я думаю,что вы со мной согласитесь.Обезьяна,как прыгала по деревьям 10тыс лет назад,так и еще столько же попрыгает.Тогда скажите мне,как наука вещает о человеке,о его происхождении? Никак. Есть гипотезы,в т.ч.гипотеза Дарвина.Далее объясните мне происхождения космоса,нашей Вселенной,в тч. планеты земля.Дела здесь обстоят еще хуже.Все на уровне несостоятельных гипотез. И так во многом. Не все может наука,хотя сама по себе наука нужна,просто небходима,но это другой уровень,не этот не глобальный. Вот,когда мы с вами говорим о картине.Мы говорим о художнике,о ее творце.Вот так же и о человек о Его происхождении и о Вселенной,есть Творец всего этого. Вот этому Творцу в лице Бога христианство и поклоняется в Него мы м верим.Успехов Вам.
|