Кто сделал николая 2 святым. За что Николай II причислен к лику святых? Как прожить на одно довольствие: полицейские «приработки» в России XIX — начала ХХ веков
«В чём тайна силы молитвы Государя? В вере в Господа и в любви к врагам…»
О чудесных явлениях святого Царя-мученика Николая Второго и его царственной Семьи и чудесах по молитвам к святым Царским мученикам
Публикуем письмо, которое мы получили, о явлении св.Николая II р.Б. Нине (Нелли) Бутыриной ([email protected])
«Видение было 26 августа 2007 года (40-й день убийства Царской Семьи). Успенский пост. Не обезсудьте, сообщу тонкости, которые к делу значения не имеют, но нюансы добавят.
Я тот самый художник, которая с мужем готовила к печати чудотворную (кровоточивую) икону Св. Царственных мучеников, для распространения и издания брошюр о чудесах в 1998 году. При этом тогда я была еще не крещеной, муж крещен с детства. Мы лично видели все чудеса (нехорошее слово), которые происходили с этой иконой. После этой работы я приняла крещение. У нас до этого не было детей 12 лет. В 2000 году родился сын.
Я не экзальтированная, а даже несколько циничная особа. Регулярно причащаюсь. Мой духовник велел мне составить письменную записку с изложением видения, так что, слава Богу, все сохранено, и я могу свидетельствовать то, что я видела, как бы это не представлялось. Попробую передать содержание более точно.
Утром в понедельник (около 8 часов утра) мне неожиданно явился святой Царь-мученик Николай II. Он появился в воздухе в военной форме и, глядя на меня, произнес:
— Необходимо предать анафеме убийц и весь их род, участвовавших в убийстве Царской семьи
. Предать анафеме важно именно весь их род, ибо семя цареубийства себя проявит вновь и изменит судьбу России и Царя
. (Он выделил голосом именно слова «род» и «семя»). Тогда в России будет Царь.
У меня в голове пронеслись мысли: почему Царь-мученик явился именно сегодня, и почему анафеме нужно предавать теперь, а не раньше, столько лет прошло? И услышала ответ:
— Сегодня сороковой день убийства Царской семьи. Анафема должна быть провозглашена именно теперь, когда воссоединилась Русская Православная Церковь — в России сущая и в рассеянии. Передай . — И исчез.
Кому передать не сказал. Я посчитала, действительно был 40-й день. Насколько я поняла из видения, или сразу после него (точно не скажу), потомок цареубийцы погубит будущего Православного Царя.
Вот я стучусь ко всем. 30 августа я написала Владыке Диомиду немного сумбурное письмо, еще находясь под впечатлением видения. Владыка тогда и сейчас призывал к Поместному собору. Именно поэтому я к нему и обратилась. Да, на Соборе 1917- 18г.г. была провозглашена анафема, но только самим исполнителям и как-то расплывчато, без имен. И как сейчас выяснилось, останки Юровского (принявшего протестантство) с женой почивают в православном храме. Какая уж тут анафема?
Информация о потомках убийц Царской семьи засекречена, многие изменили фамилии на псевдонимы еще в 20-х годах. Как правило все возглавляли или были зам.председателями ЧК в регионах, особенно на Украине.
Могу лишь сказать про двух Яковлевых, один из которых не фигурирует по делу: заместитель председателя Киевского ЧК (Блуштейна-Сорина) 1919г., бывший офицер царской армии, Владимир Иванович Яковлев (отец известного журналиста Егора Яковлева, внук Владимир Яковлев — бывший владелец Коммерсанта), лично подписавший указ о расстреле собственного отца-священника, занимавшийся расстрелами белого движения (за 1 месяц 17000 чел. с грудными детьми). Фамилию Яковлева из списков прямых убийц Царской семьи практически стерли.
Но, задавшись вопросом, что должен был сделать белый офицер, чтобы стать зам председателя ЧК Сорина 1919 г., участвовавшего в убийстве Царской Семьи, чтобы пережить и 1927-29гг и 1936-39гг, и умереть своей смертью почетным чекистом, становится понятно, если при этом учесть упоминание о другом Яковлеве В.В.: «22 апреля из Москвы в Тобольск прибыл с чрезвычайными полномочиями комиссар Яковлев В. В. Его мандат был подписан Лениным и Свердловым, а кроме того, он вез письмо Свердлова от 9 апреля 1918г. в Уральский Совет депутатов: «Дорогие товарищи! Сегодня по прямому проводу предупреждал вас о поездке к вам ходателя (?!) т. Яковлева. Мы поручили ему перевезти Николая на Урал. Наше мнение: пока поселите его в Екатеринбурге. Решите сами, устроить ли его в тюрьме или же приспособить какой-либо особняк. Без нашего прямого указания из Екатеринбурга никуда не увозите. Задача Яковлева — доставить Николая в Екатеринбург живым и сдать или Председателю Белобородову, или Голощекину. Яковлеву даны самые точные и подробные инструкции. Все, что необходимо, сделайте. Сговоритесь о деталях с Яковлевым. С тов. прив. Я. Свердлов».
Потомки Юровского, насколько мне известно, жили на Николиной горе на Рублевке. Доступы в архивы, к сожалению, засекречены. Вряд ли кого туда пустят. Как их разыскивать я не знаю, но можно по православному чину предавать анафеме, ибо Господь их имена знает, видимо, нужна лишь наша воля.
Я твердо уверена, что убийство Царской Семьи было ритуальным, и Царь и Семья должны быть прославлены как Мученики, но не страстотерпцы. А попытка убедить нас, что Царская Семья пострадала от своих, т.е. православных — это подмена в сознании народа. Надеюсь, что помогла Вам, если что понадобится уточнить, пишите. С уважением, Нина».
От редакции: Мы связались с р.Б. Ниной и уточнили эту информацию. Если кто-нибудь сможет дополнить ее сведениями о потомках убийц Царской Семьи, пишите нам.
Помоги нам, Господи!
Видение о Жертвенной Чаше
Видение, которое было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз». Об этом видении рассказывается в книге архимандрита Пантелеймона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца».
«В первую же ночь после причастия видел я страшный сон. Вышел я на огромную поляну, которой конца-краю нет, сверху ярче солнечного льётся свет, на который нет мочи взглянуть, но этот свет не доходит до земли, и она как будто вся окутана не то туманом, не то дымом. Вдруг в небесах раздалось пение, да такое стройное, умилительное: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»
Несколько раз повторилось оно, и вот вся поляна заполнилась людьми в каких-то особых одеяниях. Впереди всех наш Государь-мученик в Царской порфире и короне, держа в руках чашу, до краёв наполненную кровью. Справа рядом с ним — прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундирчике, тоже с чашей крови в руках, а сзади них, на коленях — вся умученная Царская Семья в белых одеждах, и у всех в руках — по чаше крови. Впереди Государя и Наследника на коленях, воздев руки к небесному сиянию, стоит и горячо молится о. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к Господу Богу, словно он видит его, за Россию, погрязшую в нечисти. От этой молитвы меня в пот бросило. «Владыко Всесвятый, виждь кровь сию невинную, услыши стенания верных чад Твоих, иже не погубиша таланта Твоего, и сотвори по великому милосердию Твоему ныне павшему избранному народу Твоему! Не лиши его Твоего святого избранничества, но восстави ему разум спасения, похищенный у него по простоте его мудрыми века сего, да поднявшись из глубины падения и на крылах духовных воспаряя в горняя, прославят во вселенной имя Твоё пресвятое. Верные мученики молят Тя, принося Тебе в жертву кровь свою. Приими её во очищение беззаконий вольных и невольных народа Твоего, прости и помилуй».
После этого Государь поднимает чашу с кровью и говорит: «Владыко, Царю царствующих и Господь господствующих! Приими кровь мою и моей семьи во очищение всех вольных и невольных прегрешений народа моего, Тобою мне вверенного, и возведи его из глубины падения нынешнего. Вем правосудие Твое, но и безграничную милость благоутробия Твоего. Вся прости и милостивно помилуй, и спаси Россию».
За ним, простирая вверх свою чашу, детским голосом заговорил чистый отрок Царевич: «Боже, воззри на погибающий народ Твой и простри ему руку избавления. Боже Всемилостивый, приими и мою чистую кровь во спасение невинных детей, на земле нашей развращаемых и гибнущих, и слёзы мои за них прими» . И зарыдал мальчик, расплёскивая свою кровь из чаши на землю. И вдруг всё множество народа, опускаясь на колени и воздевая свои чаши к небу, в один голос начало молить: «Боже, Судия праведный, но добрый милующий Отец, приими кровь нашу во омовение всех скверн, содеваемых на земле нашей, и в разуме, и в неразумии, ибо како может творити человек неразумное, в разуме сущи! И по молитвам святых Твоих, в земле нашей милостию Твоею просиявших, верни народу Твоему избранному, в сети сатанинские впавшему, разум спасения, да расторгнет он эти сети губительные. Не отвратися от него до конца и не лиши его Твоего великого избранничества, да восстав из глубины падения своего, во всей вселенной прославит великолепное имя Твое до конца веков». И вновь на небе, трогательнее прежнего, раздалось пение «Святый Боже». Я чувствую, у меня по спине словно мурашки бегают, а проснуться не могу. И слышу, напоследок по всему небу пронеслось торжественное пение «Славно бо прославися», неумолкаемо перекатывающееся от одного края неба до другого. Поляна вмиг опустела и стала как будто совсем другая. Множество церквей вижу, и такой прекрасный колокольный перезвон разливается, душа возрадовалась. Подходит ко мне о. Иоанн Кронштадтский и говорит: «Божье солнышко взошло над Россией снова. Смотри, как оно играет и радуется! Теперь великая Пасха на Руси, там Христос воскрес. Ныне все Силы небесные радуются, и ты после раскаянья своего от девятого часа потрудился, приимешь мзду свою от Бога».
Вскоре после революции 1917 года митрополиту Московскому Макарию , беззаконно удалённому с кафедры Временным правительством, мужу поистине «яко единому от древних», было видение.
«Вижу я, — так рассказывает он, — поле, по тропинке идёт Спаситель. Я — за Ним, и всё твержу: «Господи, иду за Тобой!» — А Он, оборачиваясь ко мне, всё отвечает: «Иди за Мной!» Наконец, подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!» и вошёл в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь, в Моих руках две чаши. Вот эта — горькая, для твоего народа, а другая сладкая для тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь всё неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскалённый уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окружённый множеством народа, и своими руками раздаёт ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощён».
В чём тайна силы молитвы Государя? В вере в Господа и в любви к врагам
. Не за эту ли веру Сын Божий обещал такую силу молитвы, которая может двигать горами? И сегодня мы снова и снова размышляем о последнем напоминании святого Царя: «Зло, которое в мире, будет ещё сильней, но не зло победит, а любовь».
Вскоре после прославления Русской Православной Церковью св. Новомучеников и Исповедников Российских один соучастник этого торжества в сонном видении увидел Государя в великой небесной славе. Ему было сказано, что у Бога на Небе Государь стоит первым после равноапостольного князя Владимира — крестителя и просветителя всего русского народа . Было сказано и то, что Государь по-прежнему любит Россию и заботится о её благе и о благе всех тех, кто делает добро для своей Родины, что Государыня и Дочери оказывают помощь нуждающимся, скорбящим и страждущим точно так же, как и раньше они в миру это делали во время Первой мировой войны.
Цезарь Голодный, сын известного поэта, певца революции Михаила Голодного, человек неверующий , крайне рациональный, рассказал мне в начале 60-х годов, что в войну, когда ему было 14 лет, он с мальчишками тушил на крышах зажигательные бомбы. И однажды в одном из домов на чердаке на них свалился откуда-то сверху деревянный ящик. Он с треском раскололся, и они увидели большой портрет Николая II в золочёной раме. Мальчиков охватил непонятный им самим ужас. Они стояли, как заворожённые, и смотрели на портрет. Чего испугались они? Прикосновения к чему-то запрещённому, невероятному посреди советской действительности? Тогда ведь, при Сталине, могли обвинить в укрывательстве портрета и огромный срок дать. Пойди потом докажи другое. Уже в одном факте, что они видели, был, с точки зрения власти, криминал, наглядная антисоветская агитация. «Да нет же, — сказал Цезарь, — это был совсем другого рода страх. В это время уже шли похоронки, одна за другой». И он стал называть имена убитых на войне молодых ребят, немного старше его, из его двора. «Какая связь между войной и царским портретом?» — спросил я. – «В этом-то и дело, что здесь, на чердаке, произошло то, что как молния просветило сознание: как в каком-то странном калейдоскопе, Царь и эта война, и вся наша жизнь соединились в одно , — сказал он. — Глядя на лицо Царя, я вдруг пронзительно, отчётливо понял, что возмездие существует . Мы убежали, оставив на чердаке портрет, и никогда не обсуждали это событие между собой. Но то, что мне тогда открылось, навсегда осталось в душе».
Фотография Царя как Икона
Чудо — не только явная благодать, не только внешне выходящее из ряда событие, это встреча, которая остаётся на всю жизнь. Это то, что на душу влияет так, что в душе что-то меняется навсегда. Обнажается правда, которая выше всяких разговоров и слов, и это делается как очевидность. Завеса лжи сдёрнута, и тайное стало явным . Хотя в советские годы всё было сделано, чтобы ничто не напоминало о личности Царя, и образ его появлялся только в карикатурном виде, но в жизни многих людей он продолжал напоминать о себе. Для некоторых достаточно было посмотреть на фотографии, чтобы что-то понять.
Прихожанка нашего храма Анна Г. рассказывает, что когда ей было 10 лет (это были сталинские годы), она впервые увидела фотографии Царя и его Семьи в дореволюционном журнале «Нива». «Лицо Царя поразило меня тем, что показалось очень знакомым и, конечно, своим удивительным благообразием и
благородством. Это действительно настоящий Царь, подумала я. Чувство благоговения у меня вызвали фотографии его жены и детей. Я поняла, что это люди высшего порядка, равных которым среди тех, кто окружал меня, нет. В их лицах было такое, как будто они сейчас готовы принять участие в твоей жизни. С тех пор я никогда не воспринимала никакой клеветы в адрес Царской фамилии. И одна мысль неотступно преследовала меня: как же такую семью можно было расстрелять?»
Чудо — узнавание . Как грудной ребёнок, вырастая из младенчества, изо всех безчисленных лиц узнаёт свою маму, как в браке узнают суженного: «Я его узнала», «Он меня узнал». Это узнавание — большое счастье, будь то в плане личной жизни, будь то в плане судьбы страны. Одна женщина рассказывала, как она молилась в детстве, чтобы ей было дано узнать, что произошло в 1917 году. Её родители говорили ей, что всё дело было в том, что честные большевики и нечестные. И вот ей приснился подробный сон, в котором открылась истина. В этом смысле фотография Царя была как сон. Бог вознаграждает алчущих и жаждущих правды, и Бог не любит тех, кто прячется от правды, обманывая себя. («Не надо, не надо нам этого знать» — со страхом говорят они). А на желание правды Высшее существо, высший мир отзывается, идёт навстречу, так что даже какому-нибудь матёрому диссиденту Буковскому открывается, что дело не в политике. Душа изначально всё знает, потому что по природе она христианка, просто не сразу всё происходит . В сталинское время одна девочка-третьеклассница в Москве позвала подругу к себе домой, как бы приглашая её к тайному, запретному: «Идём, я тебе что-то покажу». У неё было спрятано изображение Спасителя, иллюстрация из Библии Дорэ. «Я увидела, — рассказывала через много лет гостья этой девочки, — что-то очень знакомое, то, что всегда знала и что надо было только вспомнить». «Кто Он?» — спросила я её. «Он чисто русский» — уверенно ответила девочка. И в этом безконечно наивном ответе было на самом деле высшее богословие: в каждом человеке и в каждом народе подлинно только то, что принадлежит Христу.
Разве не созвучен этот рассказ с тем, что произошло с фотографией Царя? Когда я беседовал с Анной Г. по поводу её воспоминания, она сказала: «Я не очень фотографии воспринимаю, а здесь лицо действительно меня поразило. Оно и значительное, оно и сердечное. Видно было, что человек поставлен Богом быть Царём и что он всем нужный. И отмеченность особая святости была у него. Я не смела произнести тогда этого слова, но чувствовала именно так. Во всяком случае, это сыграло роль в моём неприятии советизма, а потом помогло мне многое понять на пути к вере».
Я слушал её и думал, что как бы кто ни смотрел на Царя, никому невозможно отрицать, что лицо его всегда исполнено подлинной значительности. А также о том, что икона Царя в Зарубежной Церкви — по существу, просто фотография с нимбом, и некоторые фотографии Царственных мучеников воспринимаются как иконы. Не случайно во многих православных домах они висят вместе с иконами.
Уважаемая Комиссия Священного Синода по канонизации Царской Семьи Николая II!
Долго не решалась сообщить о событии, которое произошло со мной, православной христианкой Михайловой Евгенией Николаевной, и моей знакомой Мироновой Любовью Флорентьевной в 1991 году в октябре месяце. 15-го октября мы поехали за клюквой на болото в деревню Красницы, что в 25-ти километрах от Пушкино. Набрав ягод, мы стали выходить из болота ещё засветло — в 16 часов 30 минут, но выйти не смогли, хотя находились недалеко от выхода на нужную тропу. В октябре быстро темнеет, и мы потеряли ориентир — болото огромное, тропинок много. Тогда мы пошли на звук электрички и заблудились совсем. Я стала читать вслух молитвы, но чем дальше мы шли, тем места становились непроходимее — топи, поваленные деревья, и дороги назад тоже не было. Темнота надвинулась разом, кричать безполезно — кругом никого нет. Я продолжала читать молитвы и идти, ощупывая палкой глубину воды. И вдруг я вспомнила, как озарённая, случай, описанный в книге «Письма Царской семьи из заточения» о том, как отряд казаков был окружён в болотах, и вместе с отрядом был обоз с детьми и стариками, среди них был священник. Они стали молиться Царским мученикам и вышли из болота к своим. Я в отчаянии стала читать в небо молитву, которая сложилась в моём сердце: «Убиенный благоверный Царь-мученик Николай, убиенная Царица-мученица Александра, убиенные мученицы Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, убиенный мученик Царевич Алексей и все убиенные с ними, ради Господа нашего Иисуса Христа, выведите нас из этого тёмного леса, из топкого болота! Царские мученики, спасите рабу Божию Евгению и Любовь!» Это была молитва надежды и отчаяния, в абсолютной темноте и среди топи мы ощупывали почву палкой и шли, куда уж не знали совсем. Прокричала я два раза мою молитву — и что-то в темноте засветилось. Это был сук дерева без коры и ещё, ещё. Хватаясь за них, мы прошли по длинному дереву, под ногами не было воды. Вытянув руку вперёд, как слепая, я шла и продолжала кричать в небо свою молитву. Любовь шла за мной. Молитв через пять мы вышли на широкую просеку. Светила луна, видны были на дороге следы, и мы долго шли по этой тропе и пришли в Сусанино. Проплутав в темноте 6 часов, приехали домой в полночь, не веря самим себе, что мы живы. Я заказала отслужить панихиду по Царским мученикам, и с тех пор для меня Царь-мученик Николай II и его семья — святые, наши спасители. Любовь Флорентьевна — в то время маловерующий человек, и её свидетельство о случившемся, может быть, ещё более объективно. Мой сын иерей Евгений и его матушка Ольга ждали меня из леса и очень волновались. Придя домой, я сразу им всё рассказала, а также позвонила дочери Любови Флорентьевны, Наталье, и все знали об этом чуде спасения по молитве к Царю-мученику Николаю II и его Семье. Об этом я рассказывала и владыке Василию Родзянко, когда он служил в Феодоровском Государевом соборе с моим сыном. Он мне посоветовал написать в комиссию. Может быть, и этот рассказанный мною случай будет полезен при рассмотрении вопроса о канонизации мучеников за землю Русскую — Царя Николая II, его Семьи и замученных с ними. Для нас, православных христиан, они являются примером в жизни, в терпении и в подвиге мученичества. Это истинный православный Царь, удерживающий, достойный для нашего спасения сейчас быть святым земли Российской.
С любовью о Господе, Евгения Михайлова, учитель математики, и Любовь Миронова, сотрудница Русского Музея». Серебряный Рубль
Среди мрака свалившихся на нас скорбей будем молиться двум святым Николаям Угодникам — святителю Николаю Чудотворцу, древнему покровителю Русской земли, и святому Царю-страстотерпцу Николаю, чтобы заступничеством их вывел Господь народ наш из той трясины, в которой мы оказались.
Прихожанка Скорбященского храма на Большой Ордынке Иулиания Яковлевна Теленкова, старица, простая малограмотная женщина, всю свою долгую жизнь безраздельно посвятившая служению Господу, рассказывала мне незадолго до смерти, как она стала почитать Государя Николая Александровича. Она мало что знала о нём и никогда не задумывалась о личности и судьбе его. Когда у неё и её близких наступили безвыходные, грозящие непоправимой бедой всей семье материальные затруднения, она увидела во сне Царя в военной форме, который сказал, протягивая ей серебряный рубль со своим изображением: «Отслужи по мне панихиду, и всё у тебя устроится» . Так и было: после молитвы о Государе пришла внезапная помощь, и с тех пор она всегда поминала его и молилась ему, как второму Николаю Чудотворцу.
Явление Иконы
Один сельский, «некнижный», так сказать, человек, батюшка из Молдавии, иеромонах Валериан рассказывал, как началось у него почитание Царственных мучеников. Ему было видение, как будто он совершает в своём храме каждение перед иконостасом. «И делал я это, — говорил он, — с такой молитвенностью и благоговением, какого редко удостаивался даже в самые великие праздники». Среди привычных, хорошо знакомых ему икон он увидел новую, с которой как живой обратился к нему изображённый на ней святой. Хотя он раньше никогда не видел этого святого, но сразу узнал его, как это иногда бывает во сне. Святой Царь-мученик Николай сказал батюшке, чтобы он всегда молился ему, как и другим святым . Батюшка с изумлением говорил, что до этого имя Царя ему ни о чём не говорило, а теперь, прочитав все книги о нём, он не может понять, почему кто-то смеет противиться его прославлению.
Помощь на Экзаменах
«Событие, о котором я хочу рассказать, само по себе как будто ничего особенного не представляет, но последствия его для нашей семьи неожиданны и значительны.
Мой племянник накануне дня памяти убиения Царской Семьи (17-го июля) готовился к экзаменам по математике (алгебре и геометрии) и пришёл в совершенное отчаяние — приготовиться на «отлично» он не может, а при другой оценке он не проходит по конкурсу в техникум. Я уговорила его положиться на волю Божию и заступничество Царя-мученика, и со словами «Господи, помилуй» идти на экзамен. Сама же, как могла, просила на Литургии Господа, если будет Его святая воля, помочь моему племяннику, по святым молитвам Государя-мученика. Со слезами просила Государя и всех членов его Семьи молить Господа о помиловании нас грешных. Дело в том, что моя мама и я очень надеялись, в случае поступления в техникум у моего племянника будет меньше времени «болтаться» по улицам и участвовать с дружками в каких-нибудь непотребных злых делах. И совершилось невероятное: вытащив билет с теоремой, которую он не знал, он растерялся. Экзамен проходил как во сне. Он не помнил, что отвечал и какие дополнительные вопросы ему задавали, и тем не менее получил желательную оценку. Это было чудо для него самого, меня и, главное, моей мамы, в недавнем прошлом не просто атеистки, но и той, которая в течение пятнадцати лет неизменно устраивала скандалы каждый раз, когда я шла в церковь. Ничто — никакие слова и никакие события — не могли поколебать её активного противоборства вере. Теперь она почитает Царя-мученика и молится ему и другим святым, которых знает, особенно преподобному Серафиму Саровскому, в тяжёлых жизненных ситуациях, а может и постоянно, и даже пытается обратить к вере мою сестру — свою дочь». Светлана Р.
Благословение Царя-Мученика на Русском Народе
«Я мучилась и скорбела в те дни, мне было страшно и стыдно. В воскресенье 10-го октября днём я прилегла дома отдохнуть и незаметно уснула. Я увидела во сне наш Свято-Троицкий храм. Как всегда, в нём было много людей, но на этот раз народ был всё какой-то нецерковный, таких во множестве встречаешь на улицах, в магазинах и прочее. Они стояли, плотно прижавшись друг к другу. Я зашла в храм, видимо, во время заупокойной ектеньи, но странное услышала пение, хор пел странное песнопение: «Ныне упокой, Христе Боже, нас…» Я ушам своим не поверила, что они поют? «Ныне упокой, Христе Боже, нас» — поют и поют одно и то же, да так вдохновенно, слаженно, возвышенно — не так, как обычно у нас хор поёт оперными переливами. Тут выходит на амвон священник и подаёт знак присутствующим, и весь народ начинает петь вместе с хором: «Ныне упокой, Христе Боже, нас». Священник дирижирует, а народ всё поёт и поёт. Рядом со мной женщина грубо трясёт своего ребёнка и приказывает: «Пой, пой!» — и несётся над всеми: «Ныне упокой, Христе Боже, нас!»
Я нахожусь в оцепенении и понимаю, что это сон, и пытаюсь проснуться. И вот мне кажется, что я просыпаюсь и начинаю мучительно думать о виденном, и почему-то вспоминаю Царя Николая-мученика. И вдруг я вижу его (оказывается, я всё ещё сплю). Я вижу образ Царя высоко-высоко, над иконостасом. Это икона, но в то же время Царь — живой. Он в военном костюме, изображён по пояс. Он смотрит на народ с любовью, лицо его спокойно и излучает мир. Я смотрю на него туда, вверх и вдруг вижу, что он благословляет народ. Он благословляет его обеими руками». Татьяна Васильева.
…Сколько ещё чудес от Царственных мучеников не поверено бумаге. Сходите на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры в убогую юродивую часовенку, посвящённую Царственным мученикам. Бумажные иконки в символическом иконостасе, неумелой рукой по-детски написаны лики святых Царственных новомучеников на осыпающейся штукатурке полуразрушенного часовенного здания. Нет ни дверей, ни стёкол в оконных проёмах. Ветерок колышет царские штандарты. Бережно и трогательно собрано всё, что связано с памятью Царской Семьи. Молитвы, акафист, канон, переписанные от руки, на столике у входа. Почти всегда вы застанете там кого-нибудь молящимся Государю-мученику. И вам расскажут многие чудеса, которые совершаются непрерывно по молитвам Царственным новомученикам, если вы спросите. Сюда приходят не по обязанности, не для вида, живая вера и нужда в небесном монархе-заступнике приводит сюда русского человека. И Господь творит чудеса по вере приходящих, жаль только, что мы небрежём, не собираем безценные свидетельства о каждом из чудес как драгоценные каменья в мученический венец нашего Небесного Монарха и его Семьи.
В таких случаях лучше обращаться к документам:
Первое, что важно. Царь не прославлен один персонально, как уделяют внимание некоторым вождям, вождецентризма нет.
Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века
1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
Здесь видим, что частое возражение "много кого убили, почему только царя помним" необосновано. В первую очередь прославлены именно неизвестные.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:
от Алма-Атинской епархии:
- митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского; 1877-1955)
- митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877-1937)
- архиепископа Воронежского Захария (Лобова; 1865-1937)
И только в конце царская семья со следующей формулировкой:
3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.
При этом церковь не идеализировала царя и рассматривает его деятельность так:
Доклад о работе Комиссии Свящ. Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине царской семьи
Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.
Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.
Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.
Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.
Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно…
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
К.Бальмонт «Наш царь». 1906
Сегодня — 100 лет со дня отречения Николая II.
Николай II родился в 1868 г. и подростком присутствовал при кончине своего деда - Александра Освободителя. В 1894 г. после смерти отца он оказался на престоле. В 1917 г. его свергли с трона, а в 1918 г. без суда расстреляли вместе с семьей в г. Екатеринбурге.
В советское время был такой анекдот. При введении звания Героя Социалистического Труда в 1938 г. одним из первых это звание получил Николай Александрович Романов (посмертно). С формулировкой «За создание революционной ситуации в России».
В этом анекдоте нашла отражение печальная историческая реальность. Николай II получил от своего отца в наследство довольно мощную страну и отличного помощника - выдающегося российского реформатора С. Ю. Витте. Витте был отправлен в отставку, так как выступал против вовлечения России в войну с Японией. Поражение в русско-японской войне ускорило революционные процессы - произошла первая русская революция. На смену Витте пришел волевой и решительный П. А. Столыпин. Он начал реформы, которые должны были превратить Россию в приличное буржуазно-монархическое государство. Столыпин категорически возражал против любых действий, которые могли затянуть Россию в новую войну. Столыпин погиб. Новая большая война привела Россию к новой, большой революции 1917 г. Получается, что Николай II своими собственными руками способствовал возникновению двух революционных ситуаций в России.
Тем не менее в 2000 г. он вместе с семьей был причислен Русской православной церковью к лику святых. Отношение к личности Николая II в российском обществе полярное, хотя официальные средства массовой информации сделали все, чтобы изобразить последнего русского царя «белым и пушистым». В правление Б. Н. Ельцина произошло захоронение найденных останков царской семьи в приделе Петропавловского собора.
Говорят, Николай Второй расстрелял совсем немного народу — всего каких-то пару тысяч человек, не чета, мол, он «кровавому тирану Сталину». Но зато как он их расстрелял! Мирные, безоружные люди пришли к царю с хоругвями, с иконами и портретами монарха, с церковным песнопением; они искренне верили, что батюшка-царь любит их, что он за них заступится, выслушает и решит их проблемы. А в них — град пуль.
Я думаю, что уже в тот день, 9 января 1905 года (в «Кровавое воскресенье»), царь и подписал себе смертный приговор.
Ну, ладно, расстреляли большевики невинных детей — такое можно осудить. Хотя, опять же, разве в 1905 году царь пожалел застреленных солдатами детей, а также сирот, чьи отцы не вернулись домой с демонстрации?
Но, в любом случае, уж сам-то Николай отнюдь не был «невинной жертвой», и об этом прекрасно знают те, кто приобщил его к лику святых. А потому канонизация Николая Кровавого и всё это воспевание и прославление его «духовных и нравственных подвигов» есть лицемерие, есть чисто политическое игрище, выходящее далеко за рамки религии.
Сейчас «патриотической интеллигенцией» раздувается миф о Николае Втором и николаевской России, о мудром и дальновидном монархе и процветании его страны и народа. Якобы Российская Империя развивалась столь динамично, что — если бы не «проклятые большевики» — уже через пару десятилетий она стала бы первой мировой державой. Однако все эти сказки не выдерживают никакой критики.
Да, российская промышленность развивалась тогда достаточно быстрыми темпами, но, несмотря на это, Россия оставалась отсталой аграрно-индустриальной страной. Она в 20 раз уступала США по добыче угля, выплавляла в 11 раз меньше чугуна и стали на душу населения, чем Штаты. Россия почти не производила электрогенераторы, тракторы, комбайны, экскаваторы, оптические приборы и многие другие важнейшие виды машин и оборудования — и это несмотря на наличие в стране выдающихся учёных и конструкторов.
За время Первой мировой войны Россия построила 3,5 тыс. самолётов — против 47,3 тыс. немецких, 47,8 тыс. английских и 52,1 тыс. французских. Даже столь же отсталая и прогнившая Австро-Венгерская Империя смогла выпустить 5,4 тыс. аэропланов!
Отсталость тогдашней России явственно видна из структуры её экспорта. В 1909-1913 годах 41,7% вывоза составило зерно. Последующие строчки в списке главных предметов экспорта занимали лесоматериалы, масло коровье и яйца, пряжа, мука и отруби, сахар, жмыхи и нефтепродукты. И никаких тебе машин, никаких «высокотехнологичных изделий»! Их страна ввозила, а заодно ввозила уголь и кокс (имея Донбасс) и хлопок (имея Среднюю Азию).
Россия была крупнейшим в мире экспортёром зерна (26% мирового экспорта) — об этом так любят рассказывать антисоветские «патриоты»! Зато её крестьяне недоедали и регулярно голодали. Причём, по замечанию Льва Толстого, голод в России наступил не тогда, когда хлеб не уродился, а когда не уродился лебеда!
Сегодня считается, что Николай Второй был пламенным патриотом России. Но тогда как же так получилось, что в его правление страна попала в полную экономическую и политическую зависимость от Запада?
Ключевые отрасли тяжёлой промышленности — угольная, металлургическая, нефтяная, платиновая, паровозо- и судостроительная, электротехническая — полностью контролировались западным капиталом.
Так, 70% добычи угля в Донбассе держали в своих руках франко-бельгийские капиталисты; даже руководящий орган российского синдиката «Продуголь» располагался за границей (т.н. «Парижский комитет»). Иностранцам принадлежало 34 % акционерного капитала российских банков.
Вдобавок, царское правительство влезло в колоссальные долги. Дефицит госбюджета порою достигал 1/4 доходов и покрывался займами — в основном внешними. Поэтому не стоит удивляться тому, что в итоге Запад втянул Россию — в качестве поставщика «пушечного мяса» — в свои разборки, в империалистическую бойню, которая, собственно, и довела самодержавие до окончательного краха.
то удивляться тому, что в итоге Запад втянул Россию — в качестве поставщика «пушечного мяса» — в свои разборки, в империалистическую бойню, которая, собственно, и довела самодержавие до окончательного краха.
К войне страна явно была не готова. Слабость её армии вскрылась ещё в 1904-05 годах, а в 1914-17 она проявилась ещё с большей силой — и эта фундаментальная слабость армии, обусловленная общей отсталостью страны и гнилостью её верхушки, не могла компенсироваться храбростью русских солдат и воинским искусством отдельных генералов.
Ещё более не был готов к войне нового типа — к широкомасштабной и затяжной войне, требующей полной мобилизации сил всей страны, — тыл.
Россия вчистую проиграла Германии в производстве винтовок (за все годы войны — 3,85 млн. шт. против 8,55), станковых пулемётов (28 тыс. шт. против 280), артиллерийских орудий (11,7 тыс. против 64 тыс.) и снарядов к ним (67 млн. шт. против 306). Лишь в производстве патронов мы заняли первое место среди всех воевавших стран.
Власть России, «умело» возглавлявшаяся Николаем Вторым, не сумела преодолеть спекуляцию и саботаж капиталистов, срывавших необходимые фронту и тылу поставки. А когда царское правительство ещё и не справилось с задачей снабжения промышленных городов (и, прежде всего, Петрограда) продовольствием (объявленная продразвёрстка с треском провалилась), вот тогда оно и было сметено волной народного возмущения!
Большинство современников и историков отмечают, что Николай обладал средним интеллектом и уровнем знаний (хоть и не был глуп), что в нём сочетались слабоволие и упрямство, что он был подвержен чужому влиянию и что управление огромной империей было для него «тяжкой обузой». Короче, государственник он был так себе. Никак не тянет последний российский император на выдающегося исторического деятеля!
Да и на поборника «демократических прав и свобод» не очень тянул. Разогнал две Государственные думы, а либеральный Манифест от 17 октября 1905 года подписал, когда уже революция загнала его в угол. А тут ещё нелишне будет вспомнить, что в его правление и, наверняка, с его ведома, церковной анафеме был предан наш великий писатель Лев Николаевич Толстой. Старый граф — «совесть русского народа» — подвергся нападкам за то, что поднял голос в защиту забитого и угнетённого крестьянина.
Тем не менее в 2000 г. он вместе с семьей был причислен Русской православной церковью к лику святых. Отношение к личности Николая II в российском обществе полярное, хотя официальные средства массовой информации сделали все, чтобы изобразить последнего русского царя «белым и пушистым».
По Закону о престолонаследии, одному из важнейших законов Российской империи, ни у кого из оставшихся Романовых нет юридических прав на престол. Нужна ли России новая династия? Это уже другой вопрос.
по материалам a_gor2
P.S. Дак все — таки кем был царь Николай 2 , дальновидным монархом,»царем-батюшкой» , «святым» , как его сейчас принято величать,или слабовольным правителем, тряпкой,царем заслужившим прозвище»кровавый», тем что расстрелял мирную демонстрацию,приведшим свое государство к упадку и гибели, и только благодаря большевикам во главе с Лениным, сохранившим страну в то тяжелое время. Ответ по — моему очевиден.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Сейчас на главной
Статьи по теме
-
Михаил Васильевич Демурин Русранд
Урок для японских врагов России: 80 лет победы на Халхин-Голе
Навязанная миру Западом дата начала Второй мировой войны - 1 сентября 1939 года условна, если не сказать большего - публикация ИА Regnum. Увидев сегодня в новостях сюжет о 80-летии решающего наступления советских и монгольских войск против японских агрессоров на реке Халхин-Голво многих российских СМИ, я искренне порадовался: победа на Халхин-Голе - важнейшее событие 1930-х годов, оно высвечивает многие ключевые грани истории того периода, однако писалось в последнее время о нём несправедливо мало. Конфликт, напомню,…
21.08.2019 17:32 8
-
Толкователь
Как в СССР в 1930 году представляли мир 2000 года
В 1930 году советский журнал «Вокруг света» представил, как будет жить человечество в 2000 году. Очень точно было предсказано появление интернета, после чего отомрёт бумажная печать, а банки будут делать расчёты в сети. Основой экономики и станет электрический двигатель, а ископаемое топливо будет использоваться только в химической промышленности. Транспорт в городах уйдёт под землю. Быт…
17.08.2019 21:51 83
-
Игорь Крылов
Как прожить на одно довольствие: полицейские «приработки» в России XIX — начала ХХ веков
Точно неизвестно, когда появилась поговорка «Не обманешь – не продашь», но в этом деле отечественные торговцы добились небывалого искусства. «В торговле без обмана и нельзя… Душа не стерпит! От одного – грош, от другого два, так и идет сыздавна. Продавца у нас пять лет такому делу учат», – философствовал неизвестный приказчик сто лет назад. На…
17.08.2019 17:49 47
-
Александр Емельяненков
Человек и атомоход: 100 лет назад родился академик Сергей Ковалев
Фото: Архив ЦКБ «Рубин» Сегодня, 15 августа, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора и яркого мыслителя, дважды Героя социалистического труда Сергея Никитича Ковалева. Воспоминания ветеранов «Севмаша» и экипажа «Дмитрия Донского» о Сергее Ковалеве Действительным членом Академии наук СССР Ковалева избрали в 1981-м, когда ему перевалило за шестьдесят. В народные академики генерального конструктора атомных…
15.08.2019 21:33 79
-
13 августа 1926 года родился Фидель Кастро
Фото отсюда Вспоминая свое детство, Фидель говорил так: «Я родился в семье землевладельца. Что это значит? Мой отец был испанским крестьянином из очень бедной семьи. Он приехал на Кубу как испанский эмигрант в начале века и начал работать в очень тяжелых условиях. Будучи предприимчивым человеком, он скоро обратил на себя внимание и занял определенные руководящие…
13.08.2019 0:12 108
-
Алексей Волынец
Чисто московские банки 1913 года
©Historical Images Archive Москва в начале XX века, в отличие от столичного Петербурга, не являлась международным финансовым центром. Однако банки «старой столицы» играли важнейшую роль для экономики Центральной России, а крупнейшие из них имели развитую сеть иностранных контрагентов. На 1 января 1913 г. в Москве, не считая десятков и даже сотен средних и мелких банковых…
11.08.2019 15:47 96
-
ИА Красная Весна
75 лет окончания Ленинградской битвы: герои сражались за колыбель революции
Возложение цветов к Мемориалу «Авроровцам» Олег Барсуков © ИА Красная Весна Для защитников Ленинграда битва за город была священной, потому что герои сражались за колыбель революции, сообщил 9 августа 13-летний Вадим, возлагающий цветы к мемориалу авроровцам у Вороньей горы в поселке Можайский, корреспонденту ИА Красная Весна. Бой на Вороньей горе 11 сентября 1941 года. Художник В.И.Запорожец…
10.08.2019 20:28 92
-
Александр Гуськов
Николай Буравихин: засекреченный подвиг
29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в засекреченном городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера. Властям удалось сохранить втайне эту аварию глобального значения. Информация о катастрофе, частично стала доступна населению страны лишь в конце 1980-х годов, то есть спустя 30 лет после случившегося. Причем об истинных масштабах…
9.08.2019 23:25 119
-
Олег Измайлов
Хорунжий с киноаппаратом: казак из Донбасса, создавший русское кино
8 августа 1877 года родился человек, чья биография могла бы лечь в основу кинокартины, но вместо этого он сам снимал кино, занимался прокатом новых лент, устраивал киностудии и заботился о том, чтобы Владимир Ленин на полном серьезе мог сказать о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» Оно и вправду так, хотя и вкладываем…
8.08.2019 22:06 98
-
Александр Гуськов
Курчатов: его ядерная изомерия
фото: Игорь Васильевич Курчатов Родившись на Урале, он мечтал быть моряком и не думал, не гадал, что станет вровень с Альбертом Эйнштейном, а благодарные соотечественники назовут его именем города, улицы, институты, корабли, химический элемент в таблице Менделеева. И уж тем более не мог и предугадать он, что челябинцы с радостью назовут его именем свой аэропорт……
7.08.2019 12:06 119
-
Алексей Волынец
Банкиры Невского проспекта
©wikimedia commons К началу XX века Петербург, столица Российской империи, был крупнейшим финансовым центром. На Невском проспекте, главной петербургской улице, буквально в каждом доме размещался банк. Дом № 1 неподалеку от знаменитого Адмиралтейства занимал Санкт-Петербургский частный коммерческий банк (на фото), старейший из акционерных банков Российской империи. Основанный еще в 1864 г., он играл немалую роль…
4.08.2019 12:47 95
-
Промышленный турист
Ту-144 в Жуковском. Памятник былым достижениям…
В подмосковном Жуковском идёт процесс установки легендарного советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 на пьедестал. Вернее это не совсем пассажирский Ту-144 (бортовой 77114), это модернизированный Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория»). Интересна история этого самолёта. В период с 1995 по 1996 годы этот самолёт использовался американским космическим агентством NASA. Цель исследований - создание нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. Главным…
4.08.2019 11:25 122
-
Александр Майсурян
День в истории. Последний из Бурбонов
Карл X, король-ультрароялист, правление которого закончилось быстро и бесславно. Последний король Франции из династии Бурбонов В этот день, 2 августа 1830 года, во Франции закончилась эпоха Реставрации. Отрёкся от престола последний «законный король» Карл X из династии Бурбонов. Казалось бы, какое отношение это давнее событие имеет к нам и нашему времени? Но при внимательном рассмотрении…
3.08.2019 19:33 114
-
Алексей Волынец
Финансовый кошмар 1905 года
©Biblioteca Ambrosiana / De Agostini / AKG-Images Прямые расходы России на войну с японцами составили 2346,9 млн руб. За 20 месяцев сражений госдолг вырос на треть, а финансовая система оказалась в глубоком кризисе, который не думал утихать и после прекращения битв. Мирный договор с японцами подписали в сентябре 1905 г., но осень не стала для…
3.08.2019 12:10 83
-
Станислав Хатунцев
Балканы 1900-1914: котел мировой войны
РI публикует первую часть статьи Станислава Хатунцева, историка, члена общественной редакции нашего сайта, посвященной балканским истокам Первой мировой войны. Сегодня, 105 лет спустя после того, как начали стрелять «пушки августа», новыми Балканами называют Ближний Восток. И теперь весь мир напряженно следит за событиями в Персидском заливе, опасаясь, что каждый новый сбитый американский дрон или задержанный…
2.08.2019 22:22 84
-
В.Э.Багдасарян С.С.Сулакшин
История мира на основе ценностного критерия развития человека
ВВЕДЕНИЕ Историческое развитие человечества не было монотонным и традиционно перемежалось периодами «прорывов» и «откатов», для которых была характерна смена ценностных ориентиров, степень удаленности человечества от нравственных идеалов. В статье представлена история мира, этапы прорывов и откатов от нравственного идеала человечества - набора ценностей, включающих двенадцать универсальных ориентиров. Производится реконструкция и соотнесение факторных профилей исторических «прорывов» и «откатов». МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Задача выявления наиболее значимых событий в истории…
2.08.2019 15:42 126
-
фото: отсюда Сотрудники ЧК Веневского уезда (начало 1920-х годов). Трудовая армия, май 1920 Первомайская демонстрация в городе Веневе 1921 года. Фото группы командиров РККА, принимающих парад 2-ой Московской Военно-инженерной школы 30 апреля 1922 г На заседании бюро Серебряно-Прудского райкома КСМ (1924) Автопромторг.Агитпробег.20-ые Веневская милиция. 1920-е годы. Ликвидируем неграмотность. 20-е Празднование 1 мая. 30-е 1930-е гг….
30.07.2019 23:45 112
-
Артем Локалов
Корабли в моей гавани
Мирное эхо войны («Смертельная батарея» Александра Максутова). Фото: РИА-Новости Репортаж из Авачинской бухты, откуда 165 лет назад прогнали захватчиков «Бедность жителей, неспособность или леность их, не много или не скоро обещают им благоденствие. Губернский город Петропавловск представился мне как бедная развалина после землетрясения; в таком запущении все его строения… Не хочется верить, что этот порт…
28.07.2019 21:23 86
-
Редакция "Народного Журналиста"
26 июля 1953 года началась кубинская революция
Фото: казарма «Монкада» после штурма 26 июля 1953 года на Кубе произошел штурм казармы «Монкада», положивший начало кубинской революции. Вот как это было. Ранним утром 10 марта 1952 года помощник разбудил президента Кубы Прио Сокарраса и передал ему послание от Батисты: «С тобой всё кончено! Я – правительство!» Фульхенсио Батиста, накопивший за время приятного и…
26.07.2019 0:17 125
-
Дмитрий Калюжный
Пряники европейского соцлагеря
После войны с гитлеровской Германией страны, непосредственно граничившие с СССР на западе – от Чёрного до Балтийского моря, все до одной пожелали строить социализм. Какими пряниками заманил их Советский Союз себе в друзья? Раздача подарков Красная Армия шла к Берлину через Польшу, Венгрию, Чехословакию и другие страны. Некоторые (Румыния, Венгрия, Болгария) были союзниками Германии официально:…
14.07.2019 17:38 81
-
Буркина Фасо
Статья Сталина по случаю освобождения Вильнюса 13 июля 1944 года
13 июля - славная дата освобождения столицы советской Литвы Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Публикую по этому случаю статью Верховного Главнокомандующего Красной армии Иосифа Сталина, которая была напечатана в этот день во всех советских газетах того времени. Эту мечту поэта, мечту литовского народа Красная Армия воплотила в жизнь. Вчера Москва радостно просияла огнями салюта в честь…
«Лента.ру» изучает так называемые «спорные вопросы» русской истории. Эксперты, готовящие единый школьный учебник по предмету, сформулировали тему №16 так: «Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне». Одна из ключевых фигур этой темы - последний российский император Николай II, убитый большевиками в 1918 году, а на излете ХХ века канонизированный православной церковью. «Лента.ру» попросила публициста Ивана Давыдова исследовать житие Николая II, чтобы разобраться, можно ли считать его святым и как частная жизнь царя была связана с «катастрофой 1917-го».
В России история кончается плохо. В том смысле, что неохотно. Наша история продолжает давить на нас, а иногда - нас. Кажется, что в России вообще нет времени: актуально все. Исторические персонажи - наши современники и соучастники политических дискуссий.
В случае с Николаем II это совсем наглядно: он последний (по крайней мере на данный момент) русский царь, он начал страшный русский ХХ век - и вместе с ним закончилась империя. События, которые этот век определили и до сих пор не хотят нас отпускать, - две войны и три революции, - это эпизоды его личной биографии. Некоторые даже считают убийство Николая II и его семьи общенациональным незамоленным грехом, расплатой за который и являются многие русские беды. Реабилитация, поиск и идентификация останков царской семьи - важные политические жесты ельцинской эпохи.
А с августа 2000 года Николай - канонизированный святой страстотерпец. Причем очень популярный святой - достаточно вспомнить выставку «Романовы», прошедшую в декабре 2013-го. Получается, убийцам своим назло последний русский царь и теперь живее всех живых.
Откуда взялись медведи
Важно понимать, что для нас (в том числе и тех, кто видит в последнем царе святого) Николай - совсем не тот человек, каким он был для миллионов своих подданных, по крайней мере в начале царствования.
В сборниках русских народных легенд неоднократно повторяется сюжет, родственный пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Крестьянин идет за дровами и находит в лесу волшебное дерево. Дерево просит не губить его, взамен обещая различные блага. Постепенно аппетиты старика (не без науськивания со стороны сварливой супруги) растут - и в конце концов он заявляет о желании быть царем. Волшебное дерево приходит в ужас: мыслимое ли дело - царь от бога поставлен, как можно на такое посягать? И превращает жадную чету в медведей, чтобы люди их боялись.
Так вот, для подданных своих, и отнюдь не только для неграмотных крестьян, царь был помазанником божьим, носителем сакральной власти и особой миссии. Веру эту не смогли всерьез пошатнуть ни революционеры-террористы, ни революционеры-теоретики, ни либералы-вольнодумцы. Между Николаем II, помазанником божьим, коронованным в 1896-м, государем всея Руси - и гражданином Романовым, которого чекисты убили в Екатеринбурге с семьей и близкими в 1918-м, даже не дистанция, а непреодолимая пропасть. Вопрос, откуда эта пропасть возникла, - один из самых непростых в нашей истории (вообще не особенно гладкой). Войны, революции, экономический рост и политический террор, реформы, реакция - в этом вопросе увязано все. Обманывать не стану - у меня ответа нет, но есть подозрение, что какая-то маленькая и незначительная часть ответа скрыта в человеческой биографии последнего носителя самодержавной власти.
Легкомысленный сын сурового отца
Портретов сохранилось много: последний царь жил в эпоху фотографии и сам любил фотографировать. Но слова интереснее мутных и старых картинок, а сказано об императоре немало, причем людьми, которые толк в расстановке слов знали. Например, Маяковский, с пафосом очевидца:
И вижу - катится ландо,
И в этой вот ланде
Сидит военный молодой
В холеной бороде.
Перед ним, как чурки,
Четыре дочурки.
И на спинах булыжных, как на наших гробах,
Свита за ним в орлах и в гербах.
И раззвонившие колокола
Расплылись в дамском писке:
Уррра! Царь-государь Николай,
Император и самодержец всероссийский.
(Стихотворение «Император» написано в 1928 году и посвящено экскурсии к месту захоронения Николая; убийство царя поэт-агитатор, естественно, одобрял; но стихи ведь красивые, с этим ничего не поделаешь.)
Но это все потом. А пока, в мае 1868 года, в семье наследника престола, великого князя Александра Александровича родился сын Николай. В принципе, Александр Александрович царствовать не готовился, но старший сын Александра II Николай заболел во время заграничной поездки и умер. Так что Александр III царем стал в известном смысле случайно. А Николай II, получается, случайно вдвойне.
Александр Александрович взошел на престол в 1881 году - после того, как отец его, прозванный за отмену крепостного права Освободителем, был жестоко убит революционерами в Петербурге. Александр III правил круто, не в пример предшественнику, без заигрываний с либеральной публикой. Царь ответил террором на террор, многих революционеров переловил и повесил. Среди прочих - Александра Ульянова. Его младший брат Владимир, как мы знаем, царскому семейству впоследствии отомстил.
Время запретов, реакции, цензурного и полицейского произвола - так описывали эпоху Александра III оппозиционеры-современники (в основном - из-за границы, разумеется) и вслед за ними советские историки. А еще это время войны с турками на Балканах за освобождение «братьев-славян» (той самой, на которой совершал свои подвиги храбрый разведчик Фандорин), завоеваний в Средней Азии, а также разнообразных экономических послаблений для крестьян, усиления армии и преодоления бюджетных катастроф.
Для нашего повествования важно, что на жизнь семейную у занятого царя оставалось не так уж много свободных минут. Едва ли не единственная (апокрифическая) история об отношениях отца и сына связана с красавицей-балериной Матильдой Кшесинской. Якобы, рассказывали злые языки, царя расстраивало и беспокоило, что наследник никак не может обзавестись любовницей. И вот однажды в покои сына пришли суровые служаки (Александр III был человек простой, грубоватый, резкий, дружбу водил в основном с военными) и внесли подарок от отца - ковер. А в ковре - знаменитую балерину. Голую. Так и познакомились.
Мать Николая, императрица Мария Федоровна (принцесса Дагмара Датская) русскими делами интересовалась мало. Наследник рос под присмотром гувернеров - сначала англичанина, потом местных. Получил приличное образование. Три европейских языка, причем на английском он говорил едва ли не лучше, чем на русском, углубленный гимназический курс, потом - некоторые университетские предметы.
Позже - увеселительная поездка в загадочные страны Востока. В частности, в Японию. Там с наследником произошла неприятность. Во время прогулки на цесаревича напал самурай и ударил будущего царя мечом по голове. В дореволюционных заграничных брошюрах, издававшихся русскими революционерами, писали, что наследник невежливо вел себя в храме, а в одной большевистской - что пьяный Николай помочился на какую-то статую. Это все пропагандистское вранье. Тем не менее один удар был. Второй успел отразить кто-то из свиты, но осадок остался. А еще - шрам, регулярные головные боли и нелюбовь к Стране восходящего солнца.
По семейной традиции наследник прошел что-то вроде военной практики в гвардии. Сначала - в Преображенском полку, потом - в Лейб-гвардии гусарском. Тут тоже не без анекдота. Гусары, в полном соответствии с легендой, славились безудержным пьянством. Одно время, когда командиром полка был великий князь Николай Николаевич младший (внук Николая I, кузен отца Николая II), гусары даже разработали целый ритуал. Допившись до чертиков, они бежали голыми в ночь - и выли, изображая стаю волков. И так - пока буфетчик не вынесет им корыто водки, полакав из которого, вервольфы успокаивались и шли спать. Так что служил наследник, скорее всего, весело.
Служил весело, жил весело, весной 1894 года обручился с принцессой Алисой Гессенской (она приняла православие и стала Александрой Федоровной). Жениться по любви - проблема для венценосных особ, но у будущих супругов как-то сразу все сложилось, и в дальнейшем в ходе совместной жизни они проявляли друг к другу непоказную нежность.
Ах, да. Матильду Кшесинскую Николай сразу после помолвки бросил. Но царской семье балерина приглянулась, потом она была любовницей еще двух великих князей. От одного даже родила.
В 1912 году кадет В.П. Обнинский издал в Берлине книгу «Последний самодержец», в которой собрал, кажется, все известные порочащие слухи о царе. Так вот, он сообщает, что Николай от царствования пытался отказаться, но отец незадолго до смерти заставил его подписать соответствующую бумагу. Впрочем, больше никто из историков этого слуха не подтверждает.
От Ходынки до манифеста 17 октября
Последнему русскому царю определенно не везло. Ключевые события его жизни - и русской истории - выставляли его не в лучшем свете, причем часто - без явной его вины.
По традиции в честь коронации нового императора назначили празднество в Москве: 18 мая 1896 года на Ходынском поле (изрытом ямами, ограниченном с одной из сторон оврагом; вообще, удобном умеренно) собралось на гуляния до полумиллиона народу. Народу обещали пиво, мед, орешки, сладости, подарочные кружки с вензелями и портретами новых императора с императрицей. А также пряники и колбасу.
Народ начал собираться еще накануне, а рано утром кто-то крикнул в толпе, что подарков на всех не хватит. Началась дикая давка. Полиция не смогла сдержать толпу. В результате около двух тысяч человек погибло, сотни покалеченных попали в больницы.
Но это утром. Днем полиция наконец справилась с беспорядками, мертвых увезли, кровь присыпали песком, на поле приехал император, подданные кричали положенное «ура». Но, разумеется, сразу же заговорили, что предзнаменование для начала царствования - так себе. «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот», - напишет позже один посредственный, но популярный поэт. Вот так и посредственный поэт может оказаться пророком. Едва ли царь лично ответственен за скверную организацию торжеств. Но для многих современников слова «Николай» и «Ходынка» как-то увязались вместе.
В память о погибших московские студенты пытались устроить демонстрацию. Их разогнали, а зачинщиков переловили. Николай показал, что он все-таки сын своего отца и либеральничать не намерен.
Впрочем, намерения его вообще были туманны. Он посещал европейских, скажем так, коллег (век империй ведь еще не кончился) и попытался склонить лидеров мировых держав к вечному миру. Правда, без энтузиазма и без особого успеха, все в Европе понимали уже тогда, что большая война - дело времени. И никто не понимал, насколько она будет большой, эта война. Никто не понимал, никто не боялся.
Тихая семейная жизнь интересовала царя явно больше, чем государственные дела. Одна за другой рождались дочери - Ольга (еще до коронации), затем Татьяна, Мария, Анастасия. Сына не было, это вызывало беспокойство. Династии требовался наследник.
Дача в Ливадии, охота. Царь любил пострелять. Так называемый «Дневник Николая II», все эти унылые, однообразные и бесконечные «стрелял по воронам», «убил кошку», «пил чай» - подделка; но стрелял по безвинным воронам и кошкам царь с увлечением.
Фото: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса
Как выше уже было сказано, царь увлекся фотографией (и, кстати, всячески поддерживал знаменитого Прокудина-Горского). А еще - одним из первых в Европе оценил такую новую вещь, как автомобиль. Водил лично и имел изрядный автопарк. За приятными занятиями время текло незаметно. Царь катался на авто по паркам, а Россия лезла в Азию.
Еще Александр III понимал, что империи придется серьезно повоевать на Востоке, и сына в круиз на девять месяцев отправил не просто так. В Японии Николаю, как мы помним, не понравилось. Военный союз с Китаем против Японии - одно из его первых внешнеполитических дел. Дальше были постройка КВЖД (китайской восточной железной дороги), военные базы в Китае, включая знаменитый Порт-Артур. И недовольство Японии, и разрыв дипломатических отношений в январе 1904-го, и тут же - нападение на русскую эскадру.
Черемуха тихо прокралась, как сон,
И кто-то «Цусима…» сказал в телефон.
Скорее, скорее! Кончается срок!
«Варяг» и «Кореец» ушли на восток.
Это уже Анна Андреевна Ахматова.
«Варяг» и «Кореец», как всякому известно, героически погибли в бухте Чемульпо, но поначалу причину японских успехов видели исключительно в коварстве «желтолицых чертей». Воевать собирались с дикарями, в обществе царили шапкозакидательские настроения. А тут еще у царя наконец-то родился наследник, цесаревич Алексей.
И царь, и военные, и многие простые подданные, испытывавшие тогда патриотический восторг, как-то не заметили, что японские дикари к войне готовились всерьез, потратив кучу денег, привлекли лучших иностранных специалистов и создали армию и флот, которые были явно мощнее русских.
Неудачи следовали одна за другой. Экономика аграрной страны не выдерживала темпов, необходимых для обеспечения фронта. Коммуникации никуда не годились - слишком большая у нас Россия и слишком плохие у нас дороги. Русская армия под Мукденом была разгромлена. Громадный флот полз вокруг половины Земли от Балтики до Тихого океана, а потом возле острова Цусима был за несколько часов практически полностью уничтожен японцами. Порт-Артур сдали. Мир пришлось заключать на унизительных условиях. Отдали, среди прочего, половину Сахалина.
Озлобленные, покалеченные, повидавшие голод, бездарность, трусость и вороватость командования, в Россию возвращались солдаты. Много солдат.
А в России к тому времени много всего произошло. Кровавое воскресенье, например, 9 января 1905 года. Рабочие, чье положение, естественно, ухудшилось (ведь шла война), решили идти к царю - просить хлеба и, как ни странно, политических свобод вплоть до народного представительства. Встретили демонстрацию пулями, погибло - данные разнятся - от 100 до 200 человек. Рабочие озлобились. Николай расстроился.
Дальше было то, что называют революцией 1905 года, - бунты в армии и городах, кровавое их подавление и - в качестве попытки примирить страну - Манифест 17 октября, даровавший россиянам основные гражданские свободы и парламент - Государственную Думу. Первую Думу император распустил своим указом меньше чем через год. Ему вообще эта идея не нравилась.
Все эти события не добавили государю популярности. Среди интеллигенции у него сторонников вообще, кажется, не осталось. Константин Бальмонт, довольно скверный, но очень популярный в те времена поэт, издал за границей книгу стихов с претенциозным названием «Песни борьбы», в которой было, среди прочего, стихотворение «Наш царь».
Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.
Про эшафот и Ходынку, выше цитированное, - оттуда же.
Царь, война и газеты
Время между двумя войнами набито событиями туго и плотно. Столыпинский террор и столыпинская земельная реформа («Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», - эту красивую фразу цитировали В.В.Путин, Р.А.Кадыров, Н.С.Михалков, а породил малоизвестный спичрайтер, имевшийся у грозного премьера.) Экономический рост. Первые опыты парламентской работы; Думы, вечно конфликтовавшие с правительством и распускавшиеся царем. Подковерная возня разрушавших империю революционных партий - эсеров, меньшевиков, большевиков. Националистическая реакция, негласно поддерживаемый царем Союз русского народа, еврейские погромы. Расцвет искусств…
Рост влияния при дворе Распутина - безумного старца из Сибири, то ли хлыста, то ли юродивого, который сумел в конце концов полностью подчинить своей воле русскую императрицу: цесаревич болел, Распутин умел помогать ему, и это волновало царицу больше, чем все потрясения во внешнем мире.
В гордую нашу столицу
Входит он - Боже, спаси! -
Обворожает царицу
Необозримой Руси.
Это Гумилев Николай Степанович, стихотворение «Мужик» из книги «Костер».
Нет смысла, пожалуй, пересказывать в деталях историю Первой мировой, громыхнувшей в августе 1914-го (кстати, есть интересный и неожиданный документ о состоянии страны накануне катастрофы: как раз в 1914-м Россию посетил Дж.Гросвенор, американец, написавший для The National Geographic Magazine большую и восторженную статью «Молодая Россия. Страна неограниченных возможностей» с кучей фотографий; страна, если верить американцу, цвела).
Если вкратце - все это выглядело цитатой из недавних совсем газет: сначала патриотический восторг, потом - неудачи на фронте, экономика, неспособная фронт обслуживать, плохие дороги.
А еще - царь, решивший лично возглавить армию в августе 1915-го, а еще - бесконечные очереди за хлебом в столице и крупных городах, и тут же - разгул нуворишей, «поднявшихся» на миллионных военных контрактах, а еще - многие тысячи возвращавшихся с фронта. Калеки и просто дезертиры. Повидавшие смерть вблизи, грязь серой Галиции, повидавшие Европу…
Кроме того, наверное, впервые: штабы враждующих держав развернули масштабную информационную войну, снабжая армию и тыл врага самыми страшными слухами, в том числе и об августейших особах. И в миллионах листков по стране растекались рассказы о том, что царь наш - трусливый слабоумный пьяница, а жена его - любовница Распутина и немецкая шпионка.
Это все, конечно, было ложью, но важно вот что: в мире, где печатному слову все еще верили и где представления о сакральности самодержавной власти все еще теплились, по ним был нанесен очень сильный удар. Не немецкие листовки и не большевистские газеты сломали монархию, но вовсе сбрасывать со счетов их роль не стоит.
Что характерно, немецкая монархия тоже войны не пережила. Австро-Венгерская империя кончилась. В мире, где у власти нет тайны, где журналист в газетенке может полоскать государя, как хочет, империям не выжить.
С учетом всего этого, наверное, понятнее становится, почему, когда царь отрекся, это никого особенно не изумило. Кроме, может быть, его самого и его супруги. Супруга еще в конце февраля писала ему, что в Питере орудуют хулиганы (так она пыталась осмыслить Февральскую революцию), а он требовал подавить беспорядки, уже не имея под рукой верных войск. 2 марта 1917 года Николай подписал отречение.
Ипатьевский дом и все, что после
Временное правительство отправило бывшего царя с семьей в Тюмень, потом в Тобольск. Царю происходившее почти нравилось. Это не так уж плохо - быть частным лицом и не отвечать больше за громадную, раздираемую войной страну. Потом большевики переместили его в Екатеринбург.
Потом… Все знают, что было потом, в июле 1918 года. Специфические представления большевиков о политическом прагматизме. Зверское убийство - царя, царицы, детей, доктора, прислуги. Мученическая смерть превратила последнего самодержца в святого страстотерпца. Иконы царя продаются теперь в любой церковной лавке, а с портретом - есть определенная сложность.
Бравый военный с холеной бородкой, тихий, можно даже сказать - незлой (простим убитых кошек) обыватель, любивший свою семью и простые человеческие радости, оказался - не без вмешательства случая - во главе самой большой страны в самый, наверное, страшный период ее истории.
Он как будто прячется за эту историю, в нем мало яркого - не то что в событиях, которые проходили мимо, задевая его и его семью, в событиях, которые в конце концов и его, и страну погубили, создав другую. Его как будто и нет, его не разглядишь за чередой катастроф.
А страшная гибель снимает вопросы, которые так любят задавать в России: виноват ли правитель в бедах страны? Виноват. Конечно. Но не больше, чем многие другие. И дорого заплатил, искупая свою вину.
В настоящее время историками, общественными деятелями обсуждается вопрос: Достоин ли император Николай 2 носить завние святого царственного мученика? Этот вопрос является спорным, потому что во времена правления Николая 2 было конечно много минусов. Например Ходынка, бессмысленная Русско-Японская война, Кровавое воскресенье (за что император получил прозвище Кровавый) , Ленский расстрел, Первая Мировая и потом Февральская революция. Все эти события уносили из жизни миллионы людей. Но были и плюсы во времена его правления. Население Российской империи выросло со 125 миллионов до 170 , до Первой Мировой шли хорошие темпы экономического роста и т.д. Сам император был слабовольного характера, но был человеком добрым, глубоко верующим, хорошим семьянином. Во времена его правления был канонизирован особо почитаемый святой РПЦ преподобный Серафим Саровский. Его супруга Александра Федоровна вместе с дочерьми во Время Первой Мировой помогали больным и раненным содатам, работали в Царскосельском военном госпитале.
После отречния от престола как известно царская семья была сослана сначала в Тобольск, а после Октябрьского переворота в Екатеринбург где и приняли свою мученическую кончину.
Одни историки, общественные деятели считают что император и царская семья не достоины канонизации: 1.Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией. 2.Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка, Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел и крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.
3.«Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»
4.Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
5.Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».
Другие считают что император достоин именоватся Святым Царственным страстотерпцем и для этого есть аргументы: 1.Обстоятельства кончины - физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников. 2.Широкое народное почитание царственных страстотерпцев послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых.
3.Свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь идёт в них об исцелениях, соединении разобщённых семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных мучеников, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.
4.Личное благочестие Государя: император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. За годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия (в частности, Феодосий Черниговский, Серафим Саровский, Анна Кашинская, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский).
5.Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенёс все ниспосланные ему испытания твёрдо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание». Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. «Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись».
Я считаю, что император и его семья достойны носить звание святого. Потому что вину за События 9 января 1905 года нельзя возлагать на императора. Петиция о рабочих нуждах, с которой рабочие шли к царю, имела характер революционного ультиматума, что исключало возможность её принятия или обсуждения. Решение о недопущении рабочих на площадь Зимнего дворца принял не император, а правительство во главе с министром внутренних дел П. Д. Святополк-Мирским. Министр Святополк-Мирский не снабдил императора достаточной информацией о происходящих событиях, а его сообщения носили успокоительный характер. Приказ войскам об открытии огня также отдал не император, а командующий Санкт-Петербургским военным округом великий князь Владимир Александрович. Таким образом, «исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках». Тем не менее император Николай II не усмотрел в действиях командующего предосудительных действий по расстрелу демонстраций: он не был ни осуждён, ни отстранён от должности. Но он усмотрел вину в действиях министра Святополк-Мирского и градоначальника И. А. Фуллона, которые были отправлены в отставку сразу после январских событий.Вина Николая как неудачливого государственного деятеля не должна рассматриваться: «мы должны оценивать не ту или иную форму государственного устройства, но место, которое занимает конкретное лицо в государственном механизме. Оценке подлежит, насколько то или иное лицо сумело воплотить в своей деятельности христианские идеалы. Следует отметить, что Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.Отречение от царского сана не является преступлением против церкви: «Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными». Даже наоборот, «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер».Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности - нет никаких оснований.
Исходя из всех этих аргументов хочу сказать, что император достоин носить звание страстотерпца, отдавшего свою жизнь за Христа.