Морфологический разбор двух существительных. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)
3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)
Пример: На поляну выбежал заяц.
(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,
ед.ч., П.п., обстоят.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).
3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,
род (не по нач. форме)
5. Укажи, каким членом предложения является.
Пример: За высоким забором стоял дом.
(За) высоким (забором) – прил., высокий,
качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.
Обращение.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок , спой свою песенку еще разок.
Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.
Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам , господа.
Обращение не является членом предложения .
Слова с удвоенными согласными.
ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.
КК – хоккей, аккуратный, аккорд.
ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.
ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.
ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма
НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.
СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.
РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.
ББ – суббота.
Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце
существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь
наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж
глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь
глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте
глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь
Не пишете ь
в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить
у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ
у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ
прилагательных в краткой форме: могуч
Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота
Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу
Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать
Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой
Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных
В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);
В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы
Сложные слова
Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.
В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.
Порядок разбора слова как части речи
Разбор имени существительного
- Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Охотник увидел белку.
1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .
Образец записи
Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор имени прилагательного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Род (в ед. ч.), падеж, число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .
Образец записи
Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (неопределённая форма).
- Спряжение.
- Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Разбор местоимения
- Часть речи. На что указывает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Лицо, число, падеж.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Я рисую море.
1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.
Образец записи
Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.
Разбор предложения по частям речи
Образец письменного разбора:
Памятка 2
Звуко-буквенный разбор слова
- Произнеси слово.
- Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
- Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
- если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
- если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
- Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Устный разбор слова шляпа
В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.
Произношу каждый звук и называю его признаки:
[ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;
[л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;
[а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;
[п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;
[а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».
В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.
Письменный разбор слова «ёлка»
В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].
Памятка 3
Как подготовиться к изложению
- Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
- Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
- Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
- Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
- Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Памятка 4
Как подготовиться к составлению повествовательного текста
- Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
- Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
- Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
- О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
- Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
- Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
- Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).
Памятка 5
Как подготовиться к составлению описательного текста
- Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
- Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
- Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
- Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.
Памятка 6
Как подготовиться к составлению текста-рассуждения
- Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
- Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
- Подведите итог рассуждению.
Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.
Морфологические признаки
Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
У части речи имя существительное:
- Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
- Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
- Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
- Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).
Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:
- одушевлённые
- отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город); - нарицательные
- обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).
Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.
Примеры существительных
Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.
Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.
По падежам
По числам
Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.
Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.
По склонениям
1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь
Синтаксическая роль
В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Книга
делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге
(А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище
знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли
начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над
седой равниной
моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.
Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.
Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
- общее грамматическое значение;
- морфологические признаки (или грамматические значения);
- синтаксическую роль.
Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.
Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.
Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.
Общая схема разбора частей речи
План морфологического разбора слова следующий:
- Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
- Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
- Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
- Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
- Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
- С молоком - сущ., с чем?; предм.
- Начальная форма - молоко.
- Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
- В единственном числе, в творительном падеже
- Дополнение.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Основные правила морфологического разбора
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
План разбора
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
- Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
- Синтаксическая роль.
Образец разбора
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны 3
Льёт печально свет она.
(А. Пушкин.)
234 . Определите основную мысль и стиль текста. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные - письменно. Напишите свободный диктант по этому тексту. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Какие буквы вы вставите?
Отечество моё Россия
Дон - легендарная русская река. Она протекает с севера на юг по древним русским землям - Тульской, Воронежской, Ростовской областям - и вп..дает в Азовское море. Дон служил важным т..рговым путём между центральными р..йонами Руси и Приазовьем .
В него вп..дают небольшие речки, по берегам которых расп..ложились многие города и сёла. Самые крупные из них Воронеж , Ростов, Азов. На притоке Дона Непрядве в 1380 году пр..изошла Куликовская битва, пол..жившая начало освобождению Руси от иноземного ига.
Дон связан с другой русской рекой Волгой к..налом. Теперь в ст..лицу нашей родины Москву и из неё на пароходе можно попасть в Азовское море, а из Азовского - в Чёрное.
Дон красив в своём течении . Сначала путь его прол..гает по узкой д..лине с высоким правым и отлогим левым берегами, затем д..лина значительно расширяется.
Славен Дон. Он служил и продолжает служить людям.
235 . Подберите и запишите существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека (радость, восторг, огорчение и т. д.). Надпишите над ними их род и склонение.
236 . Напишите о том, что вы видели, слышали впервые и что произвело на вас большое впечатление. Подумайте, о чём именно вы будете писать. Озаглавьте своё сочинение. Например, «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с...» и т. д. Это может быть письмо товарищу, могут быть записи для себя в дневнике, заметки в классную (школьную) стенгазету, рассказ и т. д. Подчеркните имена существительные, обозначающие состояние, настроение, чувство.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)