Общие технические требования. Автономные системы светоограждения Защитная стальная решетка
1 июля 2015 года в России вступили в законную силу дополнения к ПДД, регламентирующие светоотражающие элементы для пешеходов. Согласно этим требованиям, люди, находящиеся на дороге вне заселенной местности ночью, должны быть оснащены отражающими свет приспособлениями. А в 2017 году Росстандарт представил общественности стандарты к изготовлению (ГОСТ Р 57422-2017) светоотражателей для пешеходов.
Для чего нужны СВЭ и какими они должны быть
Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой видимости (т.е. ночью или во время непогоды) обеспечены безопасностью на дороге. Они изготовлены из особой пленки, которая способна ярко и под любым углом отражать свет фар обратно к источнику света. Такие приспособления хорошо видны водителям с расстояния 130-400 м.
До сегодняшнего дня закон не имел точного определения, какие именно элементы должны использоваться участниками дорожного движения. Законодательством были урегулированы только светоотражатели на одежду для детей. Предписывалось использовать как уже вшитые производителями элементы на детской одежде, так и пришивать их самостоятельно.
Конечно же, лучший вариант – покупка предметов гардероба, которые уже оснащены светящейся лентой со светоотражающими свойствами. Производитель размещает эти детали в соответствии с требованиями ГИБДД, учитывая особенности пошива одежды. Это позволяет СВЭ не затеряться в складках предметов гардероба при движении ребенка. А это значит, что водитель транспортного средства обязательно заметит ребенка на дороге.
У детей должны присутствовать СВЭ на одежде, рюкзаке, сумке, поясе, других предметах:
- тканевые нашивки, стикеры, термополоски из светоотражающего материала;
- пластмассовые приспособления, отражающие свет автомобильных фар;
- браслеты, кулоны, значки, шнурки, подвески с эффектом световозвращения.
Согласному новым правилам, световозвращающие элементы на одежде и других предметах должны быть у взрослых пешеходов, водителей велосипедов, мотоциклов, мопедов. Требования ГОСТа не охватывают СВЭ одежды для школьников, других групп детей и подростков.
Кроме одежды, дополнительную защиту оказывают другие предметы гардероба – шапки, перчатки или сапожки со светоотражающими деталями. ГОСТ регламентирует требования к СВЭ для головных уборов, обуви, зонтов, сумок, перчаток, ремней, поясов, других предметов. Эти требования касаются всех участников движения (взрослых, детей, подростков). Предлагается пользоваться такими видами приспособлений, изготовленными по новым стандартам:
Это должны быть легко снимаемые без специального инструмента, пришитые или наклеенные, подвесные, жесткие или легко сгибаемые приспособления с минимальным значением световозвращающего коэффициента, который указан в ГОСТе. Световозвращающие элементы для пешеходов должны соответствовать стандартам , т.е. быть:
- серо-белого или лимонного цвета;
- прочными;
- водонепроницаемыми;
- устойчивыми к перепадам температур и погодным условиям;
- химической чистке и стирке;
- к падениям с высоты;
- изгибам;
- другим внешним воздействиям.
Площадь светоотражающего элемента – не менее 25 кв.см.
Правила использования: как и куда крепить приспособления
Специалисты ГИБДД рекомендуют использовать множество маленьких СВЭ, чтобы свет фар столкнулся хотя бы с одним из них. Нужно прикреплять фликеры к верхней одежде на груди или на поясе. Обеспечат безопасность также отражатели, закрепленные на уровне бедра. Если используется только один фликер, то размещен он должен быть как можно выше.
Оптимальный вариант включает 4 отражателя:
- Спереди (на груди или ремне).
- Сзади (на спине или рюкзаке).
- На правом рукаве.
- На левом рукаве.
Такое расположение приспособлений делает пешеходов наиболее заметными для водителей, независимо от того, в какую сторону они двигаются.
Если пешеход двигается с транспортным средством (санки, коляска, велосипед), то и на нем должны быть СВЭ. Средство передвижения также рекомендуется отмечать с 4-х сторон. Дети ростом до 1, 4 м должны крепить элементы световозвращения на рюкзаке, верхней части рукава, головном уборе. Для несовершеннолетних водителей велосипедов наибольшим эффектом обладает использование нашивки из светоотражающего материала на желетах и поясах, наклейки — на касках, конструкциях велосипеда.
Крепление СВЭ в виде горизонталфьных или вертикальных полосок на одежду должно быть эффективным: необходимо отслеживать, чтобы во время движения в пространстве эти приспособления были заметны (их не закрывали бы детали одежды, рюкзака, другие предметы). Подвески крепятся на ремень пуговицы, повязки и браслеты на рукава, брюки, сумки. Закрепить фликеры можно булавками, шнурками, карабинами, липучками, резинками. Термонаклейки наносят на ткань одежды с помощью утюга.
МВД России предупреждает, что за отсутствие СВЭ пешеходу полагается штраф в размере 500 рублей.
Видео: правила и требования использования светоотражающих элементов для детей и пешеходов
3.1. Объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение).
3.2. Допускается отсутствие светоограждения на памятниках и культовых сооружениях, а также на объектах, "затененных" более высоким неподвижным объектом, имеющим светоограждение. (Применение принципа "затенения" изложено в Приложении N 3 к Правилам.)
3.3. Светоограждению подлежат объекты радиосветотехнического и метеорологического оборудования, расположенные на территории аэродрома.
3.4. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м (не более) ярусами, при этом в верхних точках препятствий должно быть установлено не менее двух заградительных огней, работающих одновременно.
На дымовых трубах верхние огни должны размещаться ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м.
3.5. Количество и расположение заградительных огней на каждом уровне, подлежащем маркировке, должно быть таким, чтобы с любого направления в горизонтальной плоскости было видно не менее двух огней.
Если в каком-либо направлении огонь затеняется близко расположенным объектом, то на этом объекте должны быть предусмотрены дополнительные огни, устанавливаемые так, чтобы они давали общее представление об объекте, подлежащем световому ограждению, а заслоняемый огонь не устанавливается.
3.6. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся в створе взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), дальнего приводного радиомаркерного пункта (далее - ДПРМ), ближнего приводного радиомаркерного пункта (далее - БПРМ), курсового радиомаяка (далее - КРМ) и т.п., должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции с силой света не менее 30 кд.
3.7. На объектах, имеющих большую протяженность, или группах близко расположенных объектов верхние заградительные огни, по крайней мере, на точках или краях объектов, имеющих самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий, должны быть размещены так, чтобы можно было определить общие очертания и протяженность объекта. Если два или более края препятствия находятся на одной и той же высоте, допускается маркировать только край, ближайший к летному полю.
При использовании заградительных огней малой интенсивности продольные интервалы между ними не должны превышать 45 м, а для огней средней интенсивности - 90 м.
3.8. На протяженных препятствиях в виде антенн, линий электропередач, связи и т.п., подвешенных между опорами, заградительные огни должны устанавливаться на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
3.9. Высотные здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, должны быть обозначены заградительными огнями сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
Примеры размещения заградительных огней на сооружениях различной высоты и конфигурации приведены в Приложении N 4 к Правилам.
3.10. В верхних точках объектов должны быть предусмотрены сдвоенные заградительные огни, работающие одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня.
Автомат для включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя оказались включенными оба заградительных огня.
3.11. В качестве заградительных огней применяются огни низкой, средней или высокой интенсивности либо их сочетание (Приложение N 5 к Правилам).
3.12. Заградительные огни низкой интенсивности на неподвижных объектах должны быть огнями постоянного излучения красного цвета.
Сила света должна быть такой, чтобы они были заметны, учитывая интенсивность соседних огней и общую яркость фона, на котором они будут наблюдаться. При этом сила света огня в любом направлении должна быть не менее 10 кд.
3.13. Для светового ограждения отдельно стоящих объектов, расположенных вне зоны аэродрома и не имеющих вокруг себя посторонних огней, допускается применение проблесковых огней малой интенсивности, излучающих белый свет. Эффективная сила света в проблеске должна быть не менее 10 кд, частота проблесков 60 - 90 в минуту. Все проблесковые огни, установленные на объекте, должны работать синхронно.
3.14. Заградительные огни средней интенсивности должны быть красными проблесковыми огнями с эффективной силой света не менее 1600 кд. Частота проблесков должна составлять 20 - 60 проблесков в минуту.
При использовании совместно с заградительными огнями высокой интенсивности допускается применение белых проблесковых огней.
3.15. Заградительные огни высокой интенсивности должны быть проблесковыми огнями белого цвета.
Световое ограждение высотных сооружений, являющихся препятствием для движения воздушных судов, выполняют в соответствии с "Наставлениями по аэродромной службе в гражданской авиации" (НАС ГА-86) с целью обеспечить безопасность полетов в ночное время и при плохой видимости (низкая облачность, туман, осадки).
Препятствия подразделяют на аэродромные и линейные. Аэродромными являются препятствия, расположенные на приаэродромной территории, т.е. на местности, прилегающей к аэродрому, над которой в воздушном пространстве происходит маневрирование воздушных судов. Для аэродромных препятствий световое ограждение предусматривается при любой их высоте.
К линейным препятствиям относятся высотные сооружения, расположенные вне приаэродромной территории, в пределах воздушных трасс или на местности. Высота линейных препятствий, на которой требуется устройство светоограждений, зависит от расположения этих препятствий. (Это положение не относится к препятствиям высотой более 100 м, которые должны иметь световое ограждение во всех случаях.)
Если линейные препятствия располагаются на территории полос воздушных подходов (ПВП), где происходит набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку, то световое ограждение устраивается для препятствий: любой высоты - при расстоянии отлетной полосы (ОП) до 1 км; высотой более 10 м- при расстоянии от ОП от 1 до 4 км; высотой 50 м и более - при расстоянии от ОП от 4 км до конца ПВП.
Световое ограждение вне зависимости от высоты должны иметь следующие линейные препятствия:
Возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий;
Объекты управлений внутренних дел, радионавигаций и посадки.
Так как проектировщики-электрики не имеют сведений о том, как расположены препятствия относительно аэродромов, воздушных трасс, полос воздушных подходов, летных полос, то необходимость устройства светового ограждения тех или иных объектов и отнесение их к аэродромным или линейным препятствиям должна определяться заданиями генерального проектировщика, составленными на основании требований региональных управлений министерства гражданской авиации и министерства обороны.
В строительной части проекта высотных сооружений должен быть предусмотрен доступ к устройствам светового ограждения (лестницы, площадки с ограждением и т.д.).
Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м . Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми. Необходимо учитывать, что высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится. В случае, когда сооружение стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.
Для линейных препятствий, расположенных внутри застроенных промышленных районов, световое ограждение устраивается от верхней точки до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
Протяженные препятствия (рис. 1) или их группа, расположенные близко один от другого, должны иметь световое ограждение в верхних точках по общему внешнему контуру с интервалом не более 45 м. Дополнительное световое ограждение получают наиболее высокие препятствия, входящие в вышеуказанный контур. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (воздушные линии электропередачи (ВЛ), антенны и т.п.), подвешенных между мачтами, световое ограждение устраивается на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
В верхних точках препятствий, а для протяженных препятствий так же в верхних угловых точках, устанавливают по два огня (основной и резервный), работающих одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного. Если в каком-либо направлении огонь светового ограждения закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный огонь. В этом случае огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствие, не устанавливается.
Рис. 1. Пример размещения огней светового ограждения протяженного высотного препятствия: А - не более 45 м; Б - 45 м и более . Рис. 2. Пример размещения огней светоограждения по общему контуру группы высотных сооружений: А - не более 45 м; Б - 45 м и более
Рис. 3. Пример светового ограждения на дымовой трубе: Н - не более 45 м; А, В, С - фазы сети
На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3 м. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе трубы или мачты должно быть таким, чтобы с любою направления полета были видно не менее двух заградительных огней. Примеры размещения заградительных огней на некоторых препятствиях приведены на рис. 2 и 3.
В качестве приборов светового ограждения используются заградительные огни типов ЗОЛ-2 или ЗОЛ-2М с лампой накаливания СГА220-130 (с цоколем 1Ф-С34-1), а также огни типа ЭСП-90-1.
Ввиду отсутствия заградительных огней во взрывозащищённом исполнении до освоения таких световых приборов световое ограждение во взрывоопасных зонах допускается выполнять светильниками типа Н4БН-150) с ЛН мощностью 100 Вт, с покрытием красной краской внутренней поверхности защитного стекла светильника.
Заградительные огни устанавливаются стеклом вверх на высоте примерно 1,5 м от уровня площадки обслуживания. Приборы ЗОЛ-2М и Н4БН-150 устанавливаются на стойке из стальной трубы с условным проходом 20 мм, прикрепляемой к строительным конструкциям (ограждению площадки, парапету здания и т.д.). Приборы ЗОЛ-2 крепятся с помощью скобы, входящей в комплект прибора.
Световое ограждение препятствия относится по степени обеспечения надежности электроснабжения к электроприемникам I категории и питается от двух независимых источников двумя линиями (рис. 4), начиная от распределительных устройств, постоянно находящихся под напряжением (распределительные щиты подстанций, шкафы наружного освещения предприятия, вводные шкафы цехов, эксплуатирующих препятствия)
При отсутствии двух независимых источников допускается питание заградительных огней двумя линиями от одного источника при условии обеспечения возможно большей надежности его работы. Одной линией допускается питать световое ограждение нескольких препятствий при условии, что на ответвлениях к каждому из них устанавливаются аппараты защиты.
Рис. 4. Пример схемы питания огней светового ограждения на дымовой трубе: 1 - ящик с однополюсными автоматическими выключателями; 2 - шкаф питания с одним трехполюсным автоматическим выключателем и магнитным пускателем; А, В, С - фазы сети
Питание светового ограждения опор может быть осуществлено путем емкостного отбора мощности от ВЛ.
Световое ограждение препятствий рекомендуется, как правило, включать и отключать автоматически в зависимости от уровня естественной освещенности с помощью фотовыключателей. В дополнение к автоматическому управлению должно быть обеспечено централизованное дистанционное управление из пункта управления наружным освещением предприятия или из цеха, к которому относится высотное препятствие.
Как правило, автоматическое и централизованное дистанционное управление световым ограждением рекомендуется совмещать с управлением наружным освещением в целом по предприятию или по отдельным его участкам.
Ближайшие к заградительным огням аппараты защиты рекомендуется предусматривать однополюсными (устанавливаются преимущественно на нижней части высотного сооружения). Аппаратура управления и защиты на линиях светового ограждения должна быть недоступна для случайных лиц (применение шкафов с запирающимися дверцами, установка шкафов в электропомещениях и т.д.).
Схемы дистанционного управления световым ограждением должны обеспечивать автоматическое повторное их включение после восстановления питания (кнопочное управление не допускается). Для питания светового ограждения, как правило, допускается прокладка (в земле и по сооружению) небронированных кабелей с пластмассовой изоляцией с алюминиевыми жилами.
Примеры некоторых схем управления световым ограждением приведены на рис. 5 и 6. В схеме на рис 5 автоматическое и централизованное дистанционное управление световым ограждением высотных сооружений и освещением территории предприятия, где размещаются эти сооружения, объединены.
Шкафы первого AQ1 и второго AQ2 источников питания светового ограждения обычно управляются с одного шкафа управления АК. При наличии на предприятии двух шкафов управления шкафами питания AQ1 и AQ2 рекомендуется управлять с разных шкафов АК. Шкаф АК располагается в пункте управления наружным освещением предприятия.
Шкафы AQ1 и AQ2, устанавливаемые в цехе (частью которого является световое ограждение высотного сооружения), обеспечивают возможность управления световым ограждением непосредственно из цеха. Местное управление световым ограждением при ремонтных работах осуществляется с ящика 1 (рис. 4), устанавливаемого на основании высотного сооружения.
Схема на рис. 6 приведена из типового проекта светового ограждения дымовой грубы. В ней предусмотрены общие цепи управления для заградительных огней, питаемых от первого и второго источников, что повышает вероятность одновременного выхода из строя всех заградительных огней препятствия.
Рис. 5. Пример схемы управления световым ограждением. Вариант первый:
QF1-QF3 - автоматический выключатель; F1-F3 - предохранитель; КМ1-КМ5 - пускатель магнитный; A1 А2 - автоматический фотовыключатель; BF1, BF2 - фотосопротивление; SA1-SA3 - избиратель (ключ) управления; ZF1 - ящик с однополюсными автоматическими выключателями; HL1-HL4 -светосигнальная арматура; SA4-SA5 - выключатель; AQ1, AQ2 - шкаф питания светового ограждения от первого и второго источников; АК - шкаф управления; М - местное управление; О - отключено; Д - дистанционное управление; А -автоматическое управление; 1,2- вводы от основного и резервного источников питания цепей управления; 3 - к шкафу AQ2 второго источника питания, схема аналогична схеме шкафа AQ1 первого источника питания; 4 - к шкафам питания светового ограждения других объектов; 5 - к цепям управления линиями наружного освещения; 6 - к огням светового ограждения.
Рис. 6. Пример схемы управления световым ограждением. Вариант второй: QF1, QF2 - автоматический выключатель; КМ1, КМ2 - пускатель магнитный; KV1, KV2 - реле обрыва фаз (обеспечивают совместно с лампами НL1 и HL2 сигнал о неисправности вводов 1 и 2); KV3, KV4 - промежуточное реле; А1 - автоматический фотовыключатель; BF - фотосопротивление; F1, F2 - предохранитель; SA - избиратель (ключ) управления; HL1-HL4 - светосигнальная арматура; AQ1, AQ2 - шкаф питания светового ограждения от первого и второго источников; АК - шкаф управления; О - отключено; М - местное управление; А -автоматическое управление; Д - дистанционное управление; 1,2- вводы от первого и второго источников питания светового ограждения; 3, 4 - к огням светового ограждения.
Примечание. Схема предусматривает возможность дистанционного управления из пункта управления наружным освещением предприятия. В этом случае для сигнализации используются свободные блок-контакты магнитных пускателей КМ1, КМ2
Схема рассчитана на индивидуальное питание и управление каждым препятствием (дымовой трубой), что нецелесообразно в условиях крупных предприятий с большим количеством высотных сооружений. Шкафы питания AQ1 и AQ2 размещаются в цехе, частью которого является дымовая труба. Шкаф управления АК в зависимости от общей схемы управления наружным освещением размещается или в пункте управления наружным освещением, или там же, где шкафы питания светового ограждения AQ1 и AQ2.
Использованы материалы книги Оболенцева Ю. Б. Электрическое освещение общепромышленных помещений.
Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94)
3.3. ДНЕВНАЯ МАРКИРОВКА И СВЕТООГРАЖДЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
См. также Приказ Росаэронавигации от 28 ноября 2007 г. N 119 Об утверждении Федеральных авиационных правил Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов
3.3.1. Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.
3.3.2. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории, и на местности в пределах воздушных трасс.
3.3.3. Высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.
Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.
3.3.4. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т. п.).
3.3.5. Дневной маркировке подлежат:
Все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов;
Расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях:
до 1 км от ЛП все препятствия;
от 1 км до 4 км высотой более 10 м;
от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более;
объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения;
объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.
3.3.6. Маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют.
3.3.7. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружении определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.
3.3.8. Радиотехнические объекты, расположенные на приаэродромной территории, подлежат специальной маркировке и светоограждению по требованию ДВТ и МО РФ.
3.3.9. Препятствия, особо опасные для полетов ВС, независимо от места их расположения, должны иметь средства радиомаркировки, состав и тактико-технические данные которых в каждом отдельном случае должны согласовываться с ДВТ и МО РФ.
3.3.10. Дневной маркировке не подлежат объекты, которые затенены более высокими маркированными объектами.
Примечание: Затененным препятствием является любой объект или сооружение, высота которого не превышает высоты, ограниченной двумя плоскостями:
Горизонтально, проведенной через вершину маркированного объекта, и направлении от ВПП;
Наклонной, проведенной через вершину маркированного объекта и имеющей нисходящий уклон 10 % в направлении к ВПП.
3.3.11. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
3.3.12. Объекты, которые по своему функциональному назначению должны находиться вблизи ЛП и на территории ПВП, предназначенные для обслуживания полетов (объекты УВД, БПРМ, ДПРМ, ГРМ, КРМ и др., исключая КДП):
а) проекция которых на любую вертикальную плоскость имеет ширину и высоту менее 1,5 м, должны окрашиваться в один хорошо заметный цвет (оранжевый или красный) в соответствии с рис. 3.26. а;
б) имеющие сплошные поверхности, проекция которых на любую вертикальную плоскость составляет или превышает 4,5 м в обоих измерениях, должны маркироваться квадратами со стороной 1,5 - 3.0 м в виде шахматной доски, причем углы должны окрашиваться в более темный цвет (рис. 3.26. б);
в) имеющие сплошные поверхности, одна сторона которых в горизонтальном или вертикальном измерении превышает 1.5 м, а другая сторона в горизонтальном или вертикальном измерении составляет менее 4,5 м, должны окрашиваться чередующимися по цвету полосами шириной 1,5 - 3,0 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению и крайние окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, в).
3.3.13. На приаэродромной территории аэропортов и воздушных трассах РФ и MBЛ сооружения высотой до 100 м маркируют от верхней точки на 1/3 высоты горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 0,5 - 6,0 м (рис. 3.26, г).
Число чередующихся по цвету полос должно быть не менее трех, причем крайние полосы окрашивают в темный цвет.
На приаэродромной территории международных аэропортов и воздушных трассах международного значения эти объекты маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами той же ширины сверху до основания (рис. 3.26, д).
3.3.14. Сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, е, ж).
Таблица 3.6
Примечание: Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до ±20 %.
3.3.15. Световое ограждение должно быть предусмотрено на всех препятствиях, указанных в п.п. 3.3.2 - 3.3.14, с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости.
3.3.16 . Для светового ограждения должны быть использованы заградительные огни. На особо опасных препятствиях устанавливаются высокоинтенсивные огни.
3.3.17. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхнем части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточным, ярусами, как правило, должны быть одинаковыми.
На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0м. Схемы маркировки и светоограждения приведены на рис. 3.26,з,и. Количество и расположения заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней.
3.3.18. Сооружения, превышающие угловые плоскости ограничения высоты препятствий, дополнительно светоограждаются сдвоенными огнями на уровне пересечения их плоскостями.
3.3.19. В верхних точках препятствия устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня. Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба заградительных огня.
Рис. 3.26
. Схема маркировки высотных препятствий.
(Примечание:
А, Б равны 45 - 90м; В, Г, Д меньше или равны 45 м.)
3.3.20. Если в каком-либо направлении заградительный огонь закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный заградительный огонь. В этом случае заградительный огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствия, не устанавливается.
3.3.21. Протяженные препятствия или их группа, расположенные близко один от другого, светоограждаются в самых верхних точках с интервалами не более 45 м по общему контуру. Верхние точки наиболее высоких препятствий внутри огражденного контура и угловые точки протяженного препятствия должны обозначаться двумя заградительными огнями в соответствии с правилами, предусмотренными в п. 3.3.19 (см. рис. 3.26, и).
3.3.22. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (антенн, линий электропередач и др.), подвешенных между мачтами, заградительные огни устанавливаются на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
3.3.23 . Высокие здания и сооружения, расположенные внутри застроенные районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
В отдельных случаях, когда расположение ярусов заградительных огней нарушает архитектурное оформление общественных зданий, расположение огней по фасаду может быть изменено по согласованию с соответствующими отделами Департамента воздушного транспорта.
3.3.24. Светораспределение и установка заградительных огней должны обеспечивать наблюдение их со всех направлений в пределах от зенита до 5° ниже горизонта. Максимальная сила света заградительных огней должна быть направлена под углом 4 - 15° над горизонтом.
3.3.25. Заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10 кд.
3.3.26. Для светоограждения отдельно стоящих препятствий, расположенных вне зон аэродромов и не имеющих вокруг себя посторонних огней, могут быть применены огни белого цвета, работающие в проблесковом режиме. Сила заградительного огня в проблеске должна быть не менее 10 кд, а частота проблесков - не менее 60 в мин.
В случае установки на объекте нескольких проблесковых огней должна быть обеспечена одновременность проблесков.
3.3.27. Световое ограждение должно включаться для работы на период темного времени суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь и т. п.).
3.3.28. Включение и выключение светового ограждения препятствий в районе аэродрома должны производиться владельцами объектов и диспетчерским пунктом УВД по заданному режиму работы.
На случай отказа автоматических устройств для включения заградительных огней необходимо предусмотреть возможность включения заградительных огней вручную.
3.3.29. Средства светового ограждения аэродромных препятствий по условиям электропитания должны относиться к потребителям электроэнергии первой категории.
Допускается электропитание заградительных огней по одной кабельной линии с шин питания электроприемников первой категории надежности.
3.3.30. Заградительные огни и светомаяки должны питаться по отдельным фидерам, подключенным к шинам распределительных устройств. Фидеры должны быть обеспечены аварийным (резервным) электроснабжением.
3.3.31. Средства светового ограждения должны иметь надежное крепление, подходы для безопасного обслуживания и приспособления, обеспечивающие точную их установку в первоначальное положение после обслуживания.
3.3.32. Участки аэродрома, не пригодные для эксплуатации в ночное время, должны быть обозначены заградительными огнями у начала и конца участков. При этом на непригодных участках РД рулежные огни выключаются. Заградительный огонь должен быть постоянного излучения, красного цвета и иметь силу света не менее 10 кд.
3.3.33. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся на курсах взлета и посадки ВС (ДПРМ, БПРМ, КРМ и т.п.), должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3,0 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции и силой света не менее 30 кд.
Светоограждение
Отдельностоящая мачта для установки антенн сотовой связи обычно имеет довольно большую высоту (50-70-120м). А такие объекты в соответствии с "Наставлением по аэродромной службе в Гражданской ситуации Российской Федерации", являются летными препятствиями, и их необходимо обозначить в дневное и ночное время. В дневное время, для обозначения мачты служит ее окраска. Мачта окрашивается чередующимися полосами белого и красного цвета. Ширина полос зависит от высоты мачты (чем выше, тем шире). В ночное время для обозначения мачты, на ней устанавливают специальные лампы светоограждения (иначе их называют заградогнями). Электроснабжение заградогней должно иметь 1-ю категорию надежности, если мачта находится в полосе воздушных подходов какого-либо аэропорта. Если мачта располагается вне полосы воздушных подходов, то электроснабжение может иметь более низкую категорию. Чаще всего имеет место именно второй вариант.
В соответствии с РД 45.162-2001 п.2.3.6.3, так как данная мачта не попадает в полосу воздушных подходов аэропорта (находится вне приаэродромной территории), огни светоограждения подключены к щиту ВРЩ базовой станции. Для питания огней светоограждения предусматривается отдельный кабель.
Кабель прокладывается до площадок светоограждения по конструкциям мачты в металлорукаве по всей длине, крепление - с помощью специальных клемпсов, аналогично антенным радиочастотным кабелям. Огни светоограждения должны загораться после захода солнца и гаснуть после его восхода. Для обеспечения такого режима работы в схеме управления используется фотореле со специальным датчиком. Кроме того, на коммутатор (узловую станцию) станций сотовой связи должен поступать сигнал об аварии, если перегорит одна из ламп в огнях светоограждения.
На площадках (отм.50.04 и 68.44) мачты (к рассмотрению принята мачта высотой 70м) устанавливаются: по 3 огня, одна коробка проходная с клеммными блоками, трубы для прокладки проводов, прокладываются соединительные кабели. Крепление огней и труб предусматривается к конструкциям ограждения площадок обслуживания.
В заградогнях используются светодиодные лампы. Такие лампы имеют значительно больший срок службы, чем лампы накаливания. А кроме того, обладают большей светосилой и меньшей потребляемой мощностью. На площадке обслуживания, кабельные линии выполнены гибким проводом типа ПВ3 в стальных водогазопроводных трубах. Провода имеют медные жилы соответствующего сечения. Применение светодиодных ламп значительно снижает нагрузки на электрическую сеть. Для управления заградогнями устанавливается специальный блок управления.
Блок управления состоит из магнитного пускателя и фотореле с комплектным датчиком, который позволяет выполнить включение и отключение заградогней в зависимости от уличной освещенности.
Для нормальной работы фотореле необходимо установить фотодатчик с северной или северо-западной стороны контейнера таким образом, чтобы исключить попадание на него прямого солнечного света. При неисправности одной из ламп или блока управления на Alarm box поступает соответствующий сигнал, который передается на КБС (контроллер базовых станций) с персоналом, работающим круглосуточно.