Опорный конспект по теме глагол. Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола
Тема: Обобщение по теме « Глагол »
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе,
Задачи урока:
закрепление навыков применения полученных знаний на практике;
развитие внимания и памяти, умения сравнивать и обобщать;
формирование умений различать слова, обозначающие действие
предмета и правильно ставить вопросы к ним;
воспитание аккуратности в работе, старательности, культуры поведения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод ассоциаций,
поисковый, репродуктивный.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания,
карточки для словарной работы, оценочный лист учащегося
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие).
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых и серьезных, и веселых.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Слушайте, запоминайте, ни минутки не теряйте
2. Психологический настрой
а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
б) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему.
в) Если вы рады встрече с другом – протяните ему руку и поздоровайтесь.
в) Если вы любите свою школу — похлопайте в ладоши.
3. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое четверостишие, а вы
должны угадать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке
Что без меня предметы?
Лишь названия,
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
— О какой части речи идет речь? (Глагол ). Почему вы так думаете? (Потому что на действие предметов указывает глагол ). Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О глаголе ). Правильно. Сегодня мы повторим все, что мы знаем об этой части речи. А знания свои будем оценивать сами с помощью оценочных листов
(После выполнения каждого вида работы на доске вывешиваются правильные ответы. Дети сверяют свои ответы и в оценочных листах отмечают количество правильных ответов)
4. Словарная работа
(Учитель показывает карточки со схематичным изображением людей в действии. Учащиеся подбирают и записывают подходящие по смыслу слова, обозначающие действия)
поднимается, бежит,
читает, смотрит
бежит, идет, торопится
чертит, рисует, работает
играет,сидит, работает
5.Актуализация опорных знаний
Карточка №1: «Продолжи предложение… »
6. Тренировочно – повторительные задания
1. Дидактическая игра « ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО »
Учитель читает утверждения, с которыми учащиеся либо соглашаются (ДА), либо отвергают их (НЕТ), заполняя при этом таблицу
Думать — это глагол
Училась – это глагол женского рода
Играли – это глагол единственного числа
Рисуют – это глагол множественного числа
Запомнила — это глагол среднего рода
Правильных ответов | |||||
да | да | нет | Да | нет |
2. Составление кластера к отгадке
Учитель загадывает загадку, а дети к отгадке подбирают слова — глаголы, ассоциирующиеся с этим словом « Скатерть бела все поле одела »
Блестит Кружится Ложится
Летит СНЕГ Падает
Тает Хрустит Скрипит
7. Физминутка.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три, четыре — дружно хлопнем,
Руки шире разведем.
Пять, шесть – тихо сядем
И писать опять начнем
8. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
1. Карточка №2
2. Карточка № 3
Тестирование по теме «Глагол »
1. Укажи сочетание слов, в котором существительное и глагол не согласованы в числе:
А) Весна пришла
Б) Снег тает
В) Солнце взошло
Г) Дети радуется
Д) Птицы прилетели
2. Какой глагол сочетается с существительным ВЕСНА:
А) Приходили
Б) Пришла
В) Пришли
Г) Пришло
Д) Приходить
3. Укажи глагол среднего рода:
А) Взошло
Б) Взошла
В)Взошли
Г)Всходить
Д) Восходит
4. Выбери глагол, который отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?
А) радовались
Б)радуется
В) радовалась
Г)радоваться
Д) радовался
5. Найди глагол множественного числа:
А) Таял
Б) Таяло
В) Таяли
Г) Таять
Д) Тает
Ключ: 1- Г, 2-Б, 3-А, 4-Д, 5- В
10. Обобщение и итог урока.
О какой части речи мы говорили на уроке?
Что вы можете сказать об этой части речи?
Какими словами, обозначающими действия, вы можете подтвердить то, чем мы занимались на уроке? (учились, писали, отвечали, думали, рассуждали, анализировали и др.)
11. Выставление оценок (самооценка)
Дети по листам оценивания выводят себе одну общую оценку за урок
Лист оценивания
Нормы оценивания | Оценка за задание | |||
Карточка №1 « Продолжи предложение» | ||||
Игра « ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО» | Каждый правильный ответ — 1 балл | |||
Загадка — кластер | 6 слов и более – 5 баллов 4 слов — 4 балла 3 слова — 3 балла Менее 3 слов — 2балла | |||
Карточка № 2 | Все правильно – 5 баллов 1-3 ошибки – 4 балла 4-6 ошибок — 3 балла более 6 ошибок — 2балла | |||
Карточка № 3 | Все правильно – 5 баллов 1-3 ошибки – 4 балла 4-6 ошибок — 3 балла более 6 ошибок — 2балла | |||
Тестовое задание |
Цель урока во 2 классе на тему "Глагол как часть речи" - познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Всем доброе утро! Нам очень приятно видеть вас в нашей школе. Гости - это всегда хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.
Прочитайте высказывание Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"
- Как думаете, какое отношение это высказывание может иметь к нашему уроку.
- Правильно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять не только на уроке, но и жизни.
II. Целеполагание
Дети, скажите какое животное называют "кораблем пустыни".
- Верблюды бывают разные. (одногорбые и двугорбые верблюды)
Индивидуальная работа
Возьмите текст на желтых листочках
Двугорбые верблюды _________ густой шерстью. Они спокойно________ сильную жару. ________ ресницы _______ глаза от песка.
Слова для справок: переносят, защищают, длинные, обросли,
Задание: Нужно вставить в предложение слова, строение которых соответствует схеме, и обозначить его части.
Организация проверки. (фронтальная)
- Прочитайте первое предложение?
- Какое слово вставили? (на доске карточка обросли)
- Кто прочитает второе предложение?
- Какое слово вставили? (карточка переносят)
- Прочитайте последнее предложение.
Какое слово вставили к первой схеме, ко второй? (карточки длинные, защищают)
- Подумайте и скажите, какое из этих слов лишнее? По какому признаку? Докажите, что это глаголы.
- Тогда сформулируйте тему урока: "Глагол как часть речи".
Как вы думаете, зачем нужны глаголы в речи?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?
III. Актуализация знаний о глаголе как части речи
А вы знаете зачем верблюду горб?
- Прочитаем текст на зеленых листочках и найдем ответ.
- Кто готов ответить? (после ответа)
Текст
Верблюд еду носит с собой. В горбах содержится жир. Горбы - запасы пищи и используются им во время длительного путешествия. В каждом горбу хранится до тридцати шести килограммов жира. К концу путешествия горб верблюда теряет свою форму, становится дряблым и свисает набок, словно пустой мешок.
Задание.
1 группа: выпишите 1-ое предложение, подчеркните главные члены и определите части речи.
2 группа:
Найдите предложение с однородными членами и выпишите глаголы.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что обозначает глагол?
Проверка.
1 группа:
Назовите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
2 группа:
Прочитайте ваше предложение, какие глаголы выписали? Что обозначает глагол?
Выполним тест и сделаем вывод. (Тест на розовых листочках)
Выберите правильный ответ:
1. Глагол - это
в) часть речи
г) член предложения
2. Глагол обозначает:
д) предмет
е) действие предмета
ж) признак предмета
3. Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?
4. Каким членом предложения является?
л) подлежащим
м) дополнением
н) сказуемым
5. Как подчеркивается в предложении?
о)_____________
п)_ _ _ _ _ _ _
р)______________
Проверка:
Какое слово получилось? (верно)
- Так, что мы знаем о глаголе?
- Глаголы решили с нами поиграть в прятки и проверить сможем ли мы найти их среди других частей речи.
Работа по учебнику
С. 69 Упр. 143 - Прочитайте все задание и найдите только письменное. Кто готов его прочитать?
1 группа записывает 4 предложение.
2 группа: записывает 5 предложение.
Проверка:
- Ребята, что интересного вы заметили? (есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение)
1 группа:
Светило - глагов. Докажите. (вопрос)
- А теперь скажите, только лишь по вопросу вы отыскали глагол? На что еще вы обратили внимание? (на лексическое значение слова)
- Что обозначает этот глагол? (Излучать свет)
2 группа:
Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Белил - глагол. Докажи. (вопрос)
- А вы как отыскали свой глагол? Что обозначает этот глагол?
- Тогда другое выделенное слово какой частью речи является? (сущ.)
- Как вы определили что это существительное? (по вопросу и лексическому значению)
- А чтобы узнать лексическое значение слова мы куда должны обратиться?
Работа с толковым словарем
1 группа:
Вы ищете лексическое значение слова - светило
2 группа:
Вы ищете лексическое значение слова - белила (зачитывают)
А теперь сделаем вывод: По каким признакам можно различить части речи?
- по вопросу
- по лексическому значению.
- Как называются слова в русском языке, которые пишутся и произносятся одинакова, но имеют разное лексическое значение - омонимы.
IV. Физминутка
Все встали. Я буду называть слова (слова на карточках на доске), а вы должны показать мне действия. (плавать, топать, хлопать, идти) Сели тихо.
- К какой части речи их можно отнести. Можем ли мы показать действия, не делая движения руками, ногами? Значит, эти глаголы обозначают что? (Движение)
V. Открытие новых знаний.
А сейчас моими помощниками будут … и … (даю карточку) Прочитай слово и покажи действие, которое здесь написано.
Думать - это глагол? Докажи. (вопрос)
Покажи действие. Трудно, не получается.
Может следующее слово получится.
- Размышлять - это глагол? Докажи? Покажи действие. Опять трудно.
- Ребята, а почему им трудно, невозможно показать эти действия?
- А что обозначают эти глаголы? (эти глаголы со значением мысли)
- Еще бывают глаголы со значением чувств и со значением речи.
А) Задание "Дорожка" (выполняют на экранах)
- Упражнение выполняется на двух строчках.
- Первая строчка глаголы со значением чувств. (ч.)
- Вторая строчка со значение речи (р.)
Я читаю слова, а вы слова не записываете, а ставите только порядковый номер слова на нужной строке.
- Говорить
- Грустить
- Радоваться
- Рассказывать
- Спросить
- Веселиться.
Соедините цифры по порядку. Что получилось? Покажите.
Работа в группах
- А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? увидеть цвет?
- Вот на эти вопросы вы и будете отвечать, работая в группе.
Задание для 1 группы
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, жалобно кукует кукушка.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.
Задание для 2 группы
(тексты на голубых листочках)
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов увидеть цвет? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Все деревья в полном соку, все травы цветут. Куда ни оглянись, все цветы, цветы.
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет ландыш и алеют зрелые ягоды костяники.
Отчет группы
Проверяем так: С каждой группы по 2 человека.
первый - читает текст, второй - отвечает на вопрос
1 группа:
2 группа:
Какие глаголы это доказывают? (алеют - а кто подберет синоним к этому глаголу)
- Не зря говорят, что глагол занимает 2 место после существительного.
V. Подведение итогов урока
Ребята, мы с вами выполнили много заданий на уроке, но главное - удалось ли нам выяснить какую роль выполняют глаголы в языке?
- Что могут передавать глаголы? (глаголы в речи могут передать движение, чувство, речь, увидеть цвет, услышать звуки)
- Где могут пригодиться полученные знания?
- А сейчас вам надо оценить свою работу. Прочитайте.
На доске:
Мне на уроке
- было легко и интересно
- было трудно, но интересно
- было трудно и неинтересно
У вас на партах ладошки. Прикрепите свою ладошку. (получилось солнышко)
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору)
- Составьте рассказ "Как мы ходили на рыбалку" Подчеркните глаголы.
- Работа со словарем. Найдите четыре глагола и запишите их лексическое значение.
- Спишите текст из энциклопедии (6 предложений) и подчеркните глаголы.
Послушайте стихотворение "Я учу глаголы"
- Ребята я хочу вас поблагодарить за работу и сказать спасибо.
Admin
Чтобы скачать материал или !Опорный конспект по теме «Глагол»
1. Глагол как часть речи
Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающее действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?
Глагол - одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.
2. Инфинитив
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу и моменту речи.
Инфинитив отвечает на вопросы что сделать? что делать? Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ); определением (Он отправился с приказанием атаковать врага); дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям ); входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться - сложное глагольное сказуемое).
3. Виды глагола
В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? Имеют формы прошедшего и будущего времени.
4. Переходность/непереходность глагола
Глаголы бывают переходными и непереходными.
Переходные глаголы - глаголы, употребляющиеся с существительными в винительном падеже без предлога (оставлю дом, отдам книг у); все остальные глаголы - непереходные (препятствовать движению, тормозить движение ).
5. Возвратные глаголы
Возвратными называются глаголы с постфиксом - сь (-ся) : учиться, трудиться, бороться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания.
6. Наклонение глагола
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.
В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить: Мы разошлись на полпути... Я не унижусь пред тобою...
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай .
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях: О, если бы я мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти.
В современном русском языке различаются три формы времени: настоящее (читает ), прошедшее (читал ), будущее (будет читать ).
Формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.
8. Спряжение глагола
Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения
1 спряжение | 2 спряжение | |||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн.ч. |
|
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо | бер-
у
бер-
ёшь
бер- ёт | бер-
ём
бер-
ёте
бер- ут | говор-
ю говор-
ишь
говор- ит | говор-
им
говор-
ите
говор- ят |
Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию.
Ко 2-ому спряжению с безударными личными окончаниями относятся:
Все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ И СЛЫШАТЬ
7 глаголов на –ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-ому спряжению.
В современном русском языке выделяются и разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Эти глаголы спрягаются частично по 1-ому спряжению, частично по 2-ому спряжению.
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн.ч. |
|
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо | хоч-
у хоч-
ешь хоч- ет | хот-
им
хот-
ите хот- ят | бег-
у
беж-
ишь беж- ит | беж-
им беж-
ите бег- ут |
Опорный конспект по теме «Глагол»
1. Глагол как часть речи
Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающее действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?
Глагол - одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.
2. Инфинитив
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу и моменту речи.
Инфинитив отвечает на вопросы что сделать? что делать? Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ); определением (Он отправился с приказанием атаковать врага); дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям ); входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться - сложное глагольное сказуемое).
3. Виды глагола
В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? Имеют формы прошедшего и будущего времени.
4. Переходность/непереходность глагола
Глаголы бывают переходными и непереходными.
Переходные глаголы - глаголы, употребляющиеся с существительными в винительном падеже без предлога (оставлю дом, отдам книг у); все остальные глаголы - непереходные (препятствовать движению, тормозить движение ).
5. Возвратные глаголы
Возвратными называются глаголы с постфиксом -сь (-ся) : учиться, трудиться, бороться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания.
6. Наклонение глагола
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.
В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить: Мы разошлись на полпути... Я не унижусь пред тобою...
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай .
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях: О, если бы я мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти.
В современном русском языке различаются три формы времени: настоящее (читает ), прошедшее (читал ), будущее (будет читать ).
Формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.
8. Спряжение глагола
Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения
1 спряжение
2 спряжение
бер-у
бер-ёшь
бер-ёт
бер-ём
бер-ёте
бер-ут
говор-ю
говор-ишь
говор-ит
говор-им
говор-ите
говор-ят
Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию.
Ко 2-ому спряжению с безударными личными окончаниями относятся:
Все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ И СЛЫШАТЬ
7 глаголов на –ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-ому спряжению.
В современном русском языке выделяются и разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Эти глаголы спрягаются частично по 1-ому спряжению, частично по 2-ому спряжению.
хоч-у
хоч-ешь
хоч-ет
хот-им
хот-ите
хот-ят
бег-у
беж-ишь
беж-ит
беж-им
беж-ите