Определение средств связи между предложениями. Текст
Структурными средствами связи предложений в тексте являются местоимения, лексические повторы, синонимические замены, союзы, синтаксический параллелизм и др.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.
Андрей уже издали видел дом , непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два эта жа.
В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.
Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности .
Слово – дело великое . Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова , которое разъединяет людей.
Очевидным является повтор слова «слово » в разных его падежах (слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.). Повтор «слово » делает текст более «чеканным», выразительным, ярким и образным.
Кроме того, в первом и втором предложении текста мы встречаем повторение прилагательного «великое ».
Пытаясь находить в тексте лексические повторы и местоимения как средства связи, обратите внимание на то, что повторяться могут не только главные члены предложения (чаще всего подлежащее), но и второстепенные . Не пропустите это!
Для того чтобы избежать в тексте неоправданных повторов, нужно использовать синонимы – слова, близкие по значению ; описательные обороты (например, Петр – человек с клетчатым зонтиком ) для названия одного и того же предмета речи.
В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики . По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.
В рассмотренном тексте белый гриб называется боровиком (по роду) или сокращенно – белым или грибом .
Предложения в тексте могут быть связаны союзами . Напомним, что союзы – это служебная часть речи, которая выполняет функцию соединения слов, предложений и частей предложений.
Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей, покрытых копнами, было уже что-то предосеннее, легкое, ясное.
Эти два предложения по сути могли бы оказаться одним сложносочиненным предложением, если бы перед но вместо точки мы поставили запятую. Но мы все же имеем дело в двумя предложениями, поэтому союз но выступает в роли средства связи предложений, выражая при этом противительные отношения (аналогично союзы а, да (а), зато (но) и др.).
Синтаксический параллелизм – это одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.
Последний день перед Рождеством прошел . Зимняя, ясная ночь наступила . Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.
Заметьте, что все три предложения имеют схему «подлежащее + сказуемое »; кроме того, в первом и втором предложении повторяется схема «определение + подлежащее + сказуемое ».
Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным », точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями.
Несмотря на то, что синтаксический параллелизм весьма часто встречается в тексте, «придумывать» его не следует: традиционно параллелизм «виден» посредством идентичных форм.
Как правило, большинство текстов, которые будут представлены в объеме, большем двух – трех предложений, характеризуются комбинированием средств связи: это значит, что наряду с повторами в тексте могут быть и местоимения, и синтаксический параллелизм и др. Поэтому при работе с текстом всегда нужно быть внимательным: кроме чутья и «зоркости», необходимо вооружиться знанием правил и опытом при работе с разными текстами.
Остались вопросы? Не умеете определять средства связи предложений в тексте?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
Соответственно, можно выделить лексические и грамматические средства связи.
Лексические средства связи
1. Лексический повтор
Например: Гроздья рябины наклонились к земле
. Земля
как будто тоже тянулась к дереву.
2. Однокоренные слова
Например: Благодарность
- это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить
- быть человеком умным и понимающим.
3. Синонимы.
Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками
. Цветы
разрослись до самого горизонта.
4. Антонимы.
Например: Злопамятность
делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие
, наоборот, облегчают жизнь.
5. Описательные обороты.
Например: Лев
не любит, когда ему мешают. Грозный царь
зверей не привык к суете.
Грамматические средства связи
1. Личные местоимения.
Например: Во вторник Сергей
пришел снова. Он
хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
2. Указательные местоимения
(такой, тот, этот)
Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой
способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
3. Местоимённые наречия
(там, так, тогда и др.)
Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там
меня охватывает странное и противоречивое чувство.
4. Союзы
(преимущественно сочинительные)
Например: Михаил ушел. Но
Аня, хоть и расстроенная, осталась.
5. Частицы
Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели
настал тот самый день?
6. Вводные слова и конструкции
(может быть, итак, во-первых
и др.)
Например: Все билеты были раскуплены. Может быть
, это и к лучшему.
7. Единство видовременных форм глаголов
Например: Запахло
свежей травой. Пригрело
лучами солнца.
8. Неполные предложения и эллипсис,
отсылающие к предшествующим элементам текста
Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра - посещение детской выставки.
9. Синтаксический параллелизм
Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.
Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
Вконтакте
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
- Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
- Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
- Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.
Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:
Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
- Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
- Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
- Лексические,
- Морфологические,
- Синтаксические.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:
Средства связи в тексте
Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
Лексические средства:
Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. | Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали. |
Синонимы | Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни. |
Антонимы | Недруг поддакивает. Друг спорит. |
Описательный оборот | - Вы меня удивляете, господа, – промолвила
Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.
За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. |
Морфологические средства:
Разбор задания.
Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
Задание включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он .
Таким образом , правильный ответ – предложение №31.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.
3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
B7
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности | Добрые советы |
Слова, способные служить средством связи предложений в тексте, могут присутствовать в предложении, но не выполнять при этом функции связи предложений в тексте, а связывать, например, части сложного предложения. | В приведённом примере средством связи служит личное местоимение он
, потому что оно указывает на лицо, названное в предыдущем предложении (мальчик
). Указательное местоимение (в) том
не является здесь средством связи предложений, а служит для связи частей сложноподчиненного предложения. |
Средства связи частей текста
Части текста связаны друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь обычно проявляется на разных языковых уровнях текста.
Перечислим основные языковые средства связи частей текста.
- Повторы лексического характера (повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие слов, по-разному обозначающих одно понятие, наличие слов одной смысловой группы).
- Повторы грамматического характера (прежде всего повторы форм наклонения и времени сказуемых).
- Связь посредством местоимений (местоимение замещает имя, использованное в предыдущей части).
- Связь посредством союзов (союз в начале следующей части текста связывает её с предыдущей).
- Связь посредством вводных слов, которые указывают на порядок развёртывания мысли в тексте.
Рассмотрим на конкретном примере, как связаны предложения в тексте.
Один за другим появляются перед глазами читателя помещики - владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Такая последовательность в произведении не случайна. Автор «Мертвых душ» словно стремится представить своему читателю образцы всё более и более глубокого духовного падения русских помещиков. Изображая пороки этих людей, он от раза к разу, если можно так сказать, усиливает степень гротеска.
Укажем основные языковые средства, которые используются для связи предложений этого фрагмента.
Для связи первого и второго предложения | Предложения связывает указательное местоимение такая. |