Оптическое и механическое смешение цветов. Теория цвета и ее применение в интерьере Какой свет не искажает цветопередачу
В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой
Механический способ смешения цвета
получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.
Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.
От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.
На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.
Взаимно дополнительные пары цветов
Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.
Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:
- красный - голубовато-зеленый;
- оранжевый - голубой;
- желтый -синий (ультрамариновый);
- желто-зеленый - фиолетовый;
- зеленый - пурпуровый;
- голубовато-зеленый - красный.
При их смешении новых цветовых тонов
не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.
Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.
Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)
Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.
Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).
Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.
Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком.
Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов.
Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Леонардо да Винчи определил наличие двух возможных аспектов цвета – художественного и физического.
Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки. Получить нужный цвет и оттенок можно механическим способом, к примеру, смешивая краски на палитре. Также известен оптический метод: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Художники различают еще и пространственное сочетание как подвид оптического смешения.
Механическое смешение
Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре. Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.
Законы оптического соединения цветов при механическом сочетании неприемлемы. Это поясняется тем, что полученный при механическом сочетании цветов результат отличается от того, который образовался вследствие оптического смешения. Для примера соединим три спектральных луча – желтый, красный, синий. Таким образом, получится белый цвет.
Механически смешав краски тех же цветов, можно получить серый цвет. Желтый цвет можно получить при оптическом соединении синего и красного световых лучей, а при механическом смешении две этих краски дадут тускло-коричневый цвет.
Оптическое смешение
Чтобы получить требуемый эффект при оптическом смешении цветов, применяют просвечивающие краски, или, как их еще называют, лессировочные. Палитра масляных красок имеет просвечивающие краски: золотисто-желтая «ЖХ», Ван-Дик коричневый, кобальт синий спектральный, кобальт синий, изумрудная зеленая и волконскоит, тиоиндиго розовая. Еще имеются полулессирующие краски: марс коричневый светлый, марганцевая голубая, сиена натуральная, охра темная.
Для техники корпусного письма создали масляные краски. Корпусное письмо предназначено для отображения рельефной фактуры и передачи света. Мазки масляной живописи часто достигают эффекта пространственной комбинации красок. Это когда используют оптическую смесь пары расположенных близ друг друга цветов. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях).
При нанесении таких красок на бумагу или на первоначально нанесенную краску цвета просвечиваются или разбеливаются, изменяя тон. Другие акварельные краски изготавливаются посредством земляных пигментов. Краски не способны раствориться в воде, поэтому пигменты оказываются во взвешенном состоянии.
Оптическое сочетание цветов имеет характерные закономерности. Отметим, что к любым оптически образованным хроматическим цветам можно найти другие, так называемые дополняющие хроматические цвета. Такого рода цвет при оптической смеси с первым, взятым в определенной пропорции, будет давать ахроматический цвет – белый или серый. Взаимодополняющими цветами в спектре являются: голубой и оранжевый, красный и зелено-голубой, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и синий, пурпурный и зеленый. Данные цвета располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Два не дополняющих хроматических цвета в результате оптического смешения дают новый цветовой тон. Этот тон в цветовом круге расположен между сочетаемыми, не дополняющими хроматическими цветами.
Всегда насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется меньше, чем у смешиваемых цветов.
Пространственное смешение
«Пуантельная» живопись является типичным способом пространственного сочетания красок, при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния.
Работая над значительными по своим размерам живописными произведениями, обязательно нужно помнить о достижении возможных эффектов объединения цветов в пространстве, которые рассчитаны на восприятие с больших дистанций.
Художники-импрессионисты в своем творчестве использовали это цветовое свойство. Чаще всего к данному методу обращались те, которые писали мелкими разноцветными пятнами, применяя технику раздельных мазков. Рассматривая картины таких художников с некоторого расстояния, возникает ощущение единого цвета, так как мелкие мазки разных цветов зрительно сливаются.
В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в их практической работе.
Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет.
Первый закон оптического смешения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.
Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубовато-зеленому – карминно-красный цвет.
Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым – синий цвет и т.д.
Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники.
Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.
Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».
Но как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета.
Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.
Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющих цвет в иконах русской школы.
Цвета, которые видны при естественных условиях, обычно являются результатом смешения основных цветов. Есть три главных способа такого смешения, а именно: пространственное, механическое, а также оптическое.
Оптическое (аддитивное) смешение цветов
В основе оптического смешения цветов лежит волновая природа света. Оптическое смешение можно получить при вращении круга с окрашенными в определенные цвета секторами. Основными цветами при таком смешении являются зеленый, синий и красный. Кроме них, есть еще два которые дают ахроматический серый цвет. При аддитивном смешении основных цветов получаем белый цвет.
Чтобы получить многокрасочное изображение, можно взять три обычных проектора с разными фильтрами основных цветов и перекрещивать лучи от них. Таким образом можно получить любой цвет на белом экране. Область экрана, к примеру, которая будет освещена одновременно зеленым и станет голубой, а при сложении красного и синего лучей получим пурпурный цвет. Кстати, обратите внимание, что при смешении цвета получаются не такими.
Оптическое смешение цветов обычно производится при помощи более сложных приборов. Яркий пример - телевизор, различные оттенки в котором также появляются в результате смешения зеленого, красного и
Пространственное смешение цветов
Пространственное смешение имеет место, когда человек смотрит на небольшие цветовые пятна, касающиеся друг друга, с некоторого расстояния. Эти пятна сливаются в одно пятно - с новым цветом, который будет зависеть от смешения цветов мелких областей.
Пространственное слияние цветов получается в результате светорассеяния. На него также влияют строение глаза и правила оптического смешения.
Особенности такого смешения должен учитывать в своей работе художник, так как, вероятнее всего, картина будет рассматриваться с определенной дистанции. Так, если с расстояния смотреть на картину, нарисованную мелкими мазками, они зрительно сольются, и она создаст впечатление целостной.
Пространственное смешение лежит в основе получения изображений цветовых оттенков при печати с растровых форм. Если рассматривать участки, образованные мелкими разноокрашенными точками, с определенного расстояния, человек не будет различать их цвета, а будет воспринимать цвет как пространственно смешанный.
Механическое смешение цветов
Третий тип смешения - механический - происходит при смешивании красок на бумаге, холсте или палитре. Чтобы лучше понимать его механизм, нужно провести четкую грань между такими понятиями, как «краска» и «цвет». Цветов, которые имеют оптическую природу, больше, чем красок, обладающими химическими свойствами.
Как правило, цвета красок менее насыщены, чем цвета окружающих нас предметов, поэтому молодые и неопытные художники сталкиваются с проблемой передачи цветов. Как передать разнообразие цветов в природе десятком красок в наборе?
Тем не менее, эта проблема разрешима, если художник смыслит в цветоведении и умеет выбирать правильные колористические и тональные отношения между цветами. В принципе, если вести речь о художниках, то рано или поздно все они овладевают техникой механического смешения.
Очень часто механическое смешение красок может дать результаты, похожие на результаты оптического смешения, но обычно они различны. Например, в то время как при оптическом смешении всех красок получается белый цвет, при смешении механическом мы получим серый, бурый, черный или коричневый цвета. Существует которая расскажет, какой цвет можно получить в результате смешения тех или иных красок или лучей.
Оптическое и механическое смешение цветов. Смешением монохроматических цветов солнечного спектра одного с другим и с ахроматическими цветами (белым и черным) можно получить большое число возможных цветовых комбинаций.
При оптическом (аддитивном) смешении результирующий цвет получается действием на человеческий глаз трех независимых излучений, складывающихся в световой поток, который производит ощущение определенного цвета. Основан такой слагательный синтез цветов на следующих законах:
1. Каждому хроматическому цвету соответствует другой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенных количественных соотношениях даст белый цвет. Такие цвета называются дополнительными. При их смешении в иных пропорциях получается один из исходных хроматических цветов, но меньшей насыщенности. В цветовом круге пары дополнительных цветов расположены на противоположных концах диаметров.
Главными взаимно-дополнительными парами цветов являются: красный - голубовато-зеленый, оранжевый - голубой, желтый - синий (ультрамариновый), желто-зеленый - фиолетовый, зеленый - пурпурный, голубовато-зеленый - красный.
2. При оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, промежуточные по цветовому тону между смешиваемыми цветами (например, желтый и зеленый цвета дают при смешении желто-зеленый цвет). Если смешиваются далекие один от другого по спектру цвета (почти дополнительные), то результирующий цвет получается малонасыщенным.
3. При оптическом смешении одинаково воспринимаемые цвета дают одинаковый результирующий цвет независимо от того, какие цвета были взяты для смешения - монохроматические или сложные. Например, монохроматический оранжевый цвет и оранжевый из смеси красного и желтого дают одинаковые цвета в смесях с другими цветами.
Одним из видов оптического смешения цветов является пространственное смешение цветов (сложение). Так, если смотреть с достаточно большого расстояния на плоскость, отдельные части которой окрашены двумя близко расположенными один к другому недополнительными цветами, то будет виден только один сплошной суммарный цвет - результат их смешения. Пространственное смешение цветов широко используется в текстильной промышленности при выработке тканей из разноцветной пряжи (в частности, плательной ткани шотландка). Другим примером пространственного смешения цветов может служить однотонная ткань, выработанная путем переплетения разноцветных нитей. Впечатление однотонной она производит потому, что мелкие цветные точки, близко расположенные одна к другой, действуя на сетчатку глаза, сливаются в один суммарный цвет. Ткань, выработанная из более толстой пряжи, будет казаться пестрой, так как в этом случае станут видны все цветовые пятна.
Пользуясь оптическим смешением цветов, можно путем комбинации только трех цветов -- красного, зеленого и синего - получить все многообразие цветовых тонов.
Механическое (вычитательное) смешение цветов.
Кроме оптического, существует также механическое (вычитательное) смешение цветов. Принцип механического смешения цветов лежит в основе смешения красителей, применяемых в процессах крашения и печатания текстильных материалов.
Если при оптическом смешении происходит суммирование световых потоков на сетчатке глаза, то при механическом восприятие того или иного цвета обеспечивается путем «вычитания» из белого луча лучей определенной части спектра, поглощенных компонентами смеси красок. Результирующим цветом будет цвет, пропускаемый красочной средой; другими словами, на сетчатку глаза попадут остатки лучей, не поглощенные компонентами смеси красок. В итоге такого смешения получаются новые хроматические цвета, часто не похожие на цвета, получаемые при оптическом смешении. Так, при оптическом смешении цвета желтый и синий, как дополнительные, дадут серый цвет, а при механическом смешении они дадут зеленый цвет.
При механическом смешении многокрасочные эффекты могут быть получены из трех красок: пурпурно-красной, голубой и лимонно-желтой. На возможности получения всех цветовых тонов из смешения этих трех красок путем наложения их одна на другую основано получение так называемой трехцветной печати.