Основные цели и задачи школы. Основная роль современной школы Цель школьных
12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.
Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение)
"<...> Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В своё время французский ученый Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова.
В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Это не такое простое дело. Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приёма на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот.
Кстати, многие люди, которые прислали отклики по моей статье, так и писали, так и указывали, что наши соотечественники - учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и помочь в организации международной экспертизы российских научных проектов, а при создании определённых условий - просто переехать в нашу страну.
Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами, конечно.
Об этом говорят и граждане нашей страны. Есть одна идея, она пришла из Алтая, предлагается создавать прямо на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. Такого рода идеи и раньше высказывались. И именно в них выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. Я полагаю, что такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки.
Подчеркну, что не только государство, но и наши крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа на результаты таких исследований. Это их, если хотите, социальная ответственность. При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями.
Все необходимые организационные и финансовые решения, обеспечивающие реализацию этих задач, Правительству следует принять не позднее I квартала следующего года. Обращаю внимание, что структура государственных расходов на эти цели должна в большей степени учитывать выбранные нами приоритеты технологического развития.
Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру "силиконовой долины" и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.
Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры.
Для достижения этих целей начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе. Как справедливо когда-то заметил известный экономист Василий Леонтьев: "Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений".
В прошлогоднем Послании мною была озвучена идея, и было дано поручение подготовить инициативу "Наша новая школа". Сегодня я назову основные положения этой инициативы, она подготовлена.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе обсуждения статьи я получил массу откликов о школьном образовании, очень много об этом пишут, потому что это связано с каждым из нас. Их смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
В чём заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.
Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.
Второе. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий. Это давно пора сделать. Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача сконструировать так называемое "умное" здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием. Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному интернету.
Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю, и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей. Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке.
Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этих проблем.
Третье, что мы должны сделать, - расширить самостоятельность школ, причём как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учётом качества работы, контрактные условия труда.
Четвёртое. Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам - доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, вообще в целом для российской провинции.
Пятое, что нужно сделать, - систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.
Я рассчитываю на то, что эта инициатива ("Наша новая школа") станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно.
Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. <...>"
Основной целью общего образования, тесно связанной с рассмотренными в предыдущем параграфе целями воспитания, является обеспечение всем учащимся оптимального с учетом их возможностей - интеллектуального развития.
Безусловно, данная цель выступает не сама по себе, а в единстве С целями воспитания (особенно воспитания социально-нравственного и эстетического), направленными на формирование личности ученика в целом, а не только ее определенных аспектов. Существование различных сторон развития личности ни в коей мере не означает, что каждая из них может выступить в качестве особой области отдельных воспитательных воздействий. В действительности эти различные стороны тесно связаны между собой и только в своем единстве образуют цельную личность. Именно в связи с этим социально-нравственное воспитание обычно включает элементы эстетического образования и воспитания; последние, в свою очередь, охватывают воспитательные воздействия, стимулирующие социально-нравственное и интеллектуальное развитие личности учащегося. Так же обстоит дело и с обучением, потому что и оно, как подтверждает школьная практика, тем эффективнее, чем больше ориентировано на формирование целостной личности ученика, а не только на развитие его мышления.
Достижению основной цели общего образования - обеспечения для каждого ученика условий для полного интеллектуального развития - подчинена вся деятельность общеобразовательной школы, в определенной мере и профессиональных школ. В своей деятельности учитель обеспечивает реализацию целей общего образования в неразрывной связи с его основной целью, что предполагает следующее:
- Знакомство учеников с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре в объеме, который позволяет им понимать основные явления, события и процессы действительности, а также использовать их в ходе воздействия на нее.
От того, насколько успешно школа решает эту задачу, в основном и зависит оценка ее работы со стороны общества. В немалой степени от этого зависят и судьбы учеников, которые, поступая в высшие учебные заведения, должны отдавать себе отчет в качестве и количестве знаний, которыми они уже овладели.
Ознакомление учащихся с достижениями в определенной области знаний и формирование у них соответствующих умений тесно связано как с общим образованием, в задачи которого входит, например, формирование и развитие способностей и интересов учащихся, так и с воспитанием, ибо эти процессы, как уже неоднократно подчеркивалось, выступают в своем диалектическом единстве.
- Преподаватель обеспечивает также развитие способностей и познавательных интересов учащихся, а именно: критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений.
Правильному с содержательной и методической точек зрения решению этой задачи содействует выработка у учеников навыков самостоятельно выявлять, формулировать и разрешать определенные теоретические и практические проблемы, связанные с природой, общественной жизнью, техникой и культурой.
Требование связи с практикой, соблюдение которого в учебно-воспитательном процессе определяет развитие способностей и познавательных интересов учащихся, заключается в том, чтобы формировать их мышление с помощью специально создаваемых для них ситуаций, которые бы стимулировали последнее; развивать их память благодаря ее систематической тренировке на соответствующим образом подобранном материале; формировать у них определенные практические умения в условиях, позволяющих им действительно выполнять эти действия на практике, и т. п.
О необходимости строго соблюдать это требование свидетельствуют не только результаты психологических и дидактических исследований, но и перемены, происходящие в современном мире. Стремительный рост объема знаний, бурное развитие техники, всевозрастающая роль науки в современной жизни, необходимость разрешения новых, не встречавшихся раньше проблем - вот только некоторые факторы, которые обусловливают необходимость рационального использования общественных ресурсов способностей наравне с уже осознанной необходимостью продуманного использования сырьевых запасов. В этих условиях задача развития способностей и познавательных интересов учащихся поднимается до уровня одной из основных задач современной школы.
- В задачу преподавателя входит и формирование у детей и молодежи научного мировоззрения, т. е. системы научно обоснованной, логически стройной системы взглядов и убеждений, определяющих отношение к миру и направляющих их поведение [см.: Okon W. 1970. С. 51].
Под «взглядом» будем понимать внутренне непротиворечивую систему знаний по определенной теме, основанную на научных предпосылках, которую можно принять в свете приводимых его сторонниками доказательств. Убеждение же кроме перечисленных черт характеризует еще одна особенность, а именно то, что лицо, которое его разделяет, считает его безусловно правильным. Взгляды и убеждения становятся определяющими для поведения учеников тогда, когда они формируются в процессе собственной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а не приобретаются в готовом виде, как бы в дар, от других лиц. Для достижения этой цели образования также необходимо развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
- Преподаватель должен приобщить учащихся к самообразованию, формировать у них потребность в постоянном систематическом и самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений в ходе учебы за пределами школы.
В эпоху стремительного роста объема информации и связанного с этим быстрого «старения» школьных программ, в том числе и программ высших учебных заведений, которое протекает гораздо быстрее, чем в прошлом, эта цель выдвигается в число основных. Именно в связи с этим некоторые дидакты полагают, что основная обязанность современной школы состоит в том, чтобы научить учеников учиться самостоятельно. Это умение приобретает особо важное значение в эпоху реализации во многих странах идеи непрерывного образования и является логическим следствием научно-технического прогресса и выступающей в качестве необходимого условия адаптации человека к постоянно меняющимся условиям его жизни и трудовой деятельности.
- Целью общего образования является также ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами.
Такое образование называют «политехническим»; оно должно обеспечить не столько подготовку учащихся к какой-либо профессии, сколько понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг.
Рассмотренные цели общего образования, относящиеся к учебно-воспитательной работе с детьми и молодежью в учебных заведениях на разных уровнях обучения, являются ведущими. Их конкретизации служат частные цели обучения, которые определяются в учебных планах и в программах по отдельным учебным предметам.
Проблемный блок
Как утверждает Казимир Сосницкий, три основные цели социалистического воспитания, а именно: формирование научного мировоззрения, подготовка к участию в построении социалистического общества и всестороннее развитие человека, - следует понимать в единстве и как открытые. Единство заключается в том, что их достижение является целью воспитания как в семье, так и в школе и вне школы. Открытость же означает постепенность их реализации применительно к достигнутому уровню физического и психического развития человека на разных все более высоких уровнях.
Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично - даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.
Педагогический аспект
Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.
И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению пособий и программ.
ФГОС
Позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.
Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам. Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.
Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.
Задачи
Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.
Главная из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.
Помимо перечисленного, образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.
О принципах
Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.
Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.
Кроме этого, важен уровень мобильности вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.
Функции образования
Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.
Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.
Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.
Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций. Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию. В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.
И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.
Результат образования
Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.
Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе - цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.
Процесс обучения
Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.
В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное. Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету - слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий. Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.
Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.
Важные особенности
Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности. Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность. Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.
И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.
Ольга Мороз
Основная роль современной школы
Основная роль современной школы
Современная школа - это Дом , в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Новая школа - это новые учителя , открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников , хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми .
Сегодня школа выполняет те задачи , которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т. д.) . Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т. п., осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой , ибо, как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением, которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов) . Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности .
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.
Школа , как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
Реализация ГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы .
В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире .
Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах : законе «Об образовании» , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование» .
«Модернизация и инновационное развитие по словам президента РФ Д. А. Медведева - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире .
Что же такое Новая школа :
Это школа , где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.
Это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников , с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
Это означает, что облик школ , как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе .
От знаний парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.
От отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.
От знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.
От традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям .
От организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.
От традиционных отношений «преподаватель-ученик» , «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.
От качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы .
Сегодня сложно представить школу основами Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин .
Современные Российские школы , - это как «заводы» , времен СССР. Только рабочий здесь - ученик. Точно так же встает рано утром и идет не потому что хочется, а потому что надо. Вместо рабочего места - парта, вместо начальников - учителя отдающие приказы, которые должны выполняться беспрекословно. Складывается ощущение, что школа не спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой : ученикам запрещается думать, а учителям проще - когда ученики просто «выполняют» . Редко встретишь тех, кто занимается развитием детей, и спрашивает их мнение.
Работая с детьми на дополнительном образовании после школы , сталкиваются повсеместно с этой проблемой. Многие говорят, что современная молодежь не умеет выражать свои мысли, но они заблуждаются. Современные дети умеют их выражать, но они бояться его высказывать, так как в школах им это запрещают .
Поверьте, они очень удивляются, когда их искренне спрашиваешь «а как ты думаешь…» , и при этом реально ждешь от них ответа и ценишь его, а не говоришь против «нет, ты не прав, или как ты мог такое сказать» . Современные дети любят и могут выражать свои мысли, главное не только их «слушать» , но и «услышать» . Это же причина и многих разногласий родителей и детей, когда дети не могут сказать ничего своим родителям, а те не «провидцы» , чтобы угадывать что у них на душе .
Вывод : Ваш ребенок должен заниматься обязательно дополнительным образование, которое позволит ему развивать его таланты, творчество, активность, психологию. Знаний в школе по программа Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) сейчас абсолютно не достаточно.
Современное школьное образование - это не просто пассивное получение знаний, это активный поиск, исследование, осмысление материала. Это умение находить, анализировать, систематизировать и, самое главное, грамотно излагать полученную информацию.
Современная школа – школа доверия , толерантности, поддержки индивидуального развития детей, школа формирования здорового безопасного образа жизни.
Школа современной школе
Современная школа должна стать местом , где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь .
Современная школа
Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, умеющих эффективно работать с ученическим и педагогическим коллективами. Педагог в школе
Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Школьные занятия формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит людей рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей. Главная задача современной школы школа была нацелена на то , чтобы человек механически усвоил готовые знания. В старой школе ученик считался успешно состоявшемся, если хорошо запоминал учебную информацию, которую до него доносил учитель. Задачей современной школы является умение школьников работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа
Образовательная деятельность в современной школе должна быть направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной, больше времени должно уделяться внеклассной работе : предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т. д. Это позволит учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
Самое главное – это оборудование школ всеми необходимыми для учебного процесса современными атрибутами , такими, например, как Интернет. У нас сейчас не во всех красноярских общеобразовательных учреждениях есть доступ ко Всемирной паутине, я уже не говорю про сельские школы . Второй вопрос – это доступность образования. Не родители должны приобретать учебники. Это обязанность государства – дать достойное и, самое главное, бесплатное образование нашим детям .
Школа в нашей жизни играет огромную роль , которую не все ценят и до конца не понимают. Школе и вчера и сегодня и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что заходит в нее большой малыш, а об окончании ее выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность.
Простым алегоричным языком школа - это фундамент юной жизни, это трамплин для покорения жизненных судьбоносных вершин в современном нелегком мире . Школу иногда сравнивают с армией. Это сравнение не все разделяют, но что касается ребят - то это справедливо. Ведь малыш впервые начинает трудиться! Ребята впервые начинают понимать и создавать свой коллектив, понимать, что такое дружба и чувство локтя товарища. Стремление быть первым в любом деле "спорт, КВН, худ. самодеятельность" создает характер, помогает раскрыться юному человеку, его таланту, его воспитанию.
Школа - это огромный организм, в котором все должно быть направлено на создание и выращивание нового современного поколения . Очень часто бывает, что ученики влюбляются в свою классную учительницу на долгие годы. Это происходит тогда, когда педагог еще обладает сверхчеловеческими психологическими способностями учить, вести, а главное - любить детей, не взирая на их различия, способности, возможности родителей. Вот почему некоторых учителей считают вторыми мамами, которые остаются в памяти на долгие годы .
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.
1. Современная школа должна стать местом , где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.
2. Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
3. Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы , основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.
4. Школа в современном ее понимании – это не место пассивного восприятия знаний. Она должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия, которые построены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу, формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.
5. Одна из основных задач современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то , чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ученик запоминал информацию, тем более успешным он считался. Более эффективный подход – научить школьников правильно работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа , – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое .
6. Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников . Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам , помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
О том, какую школу можно считать идеальной, давно ведутся жаркие споры. Одни утверждают, что самое главное в школе – строгая дисциплина, без которой невозможно ни привить детям уважение к учителям, ни заставить их добросовестно учиться. Другие возражают : мол, школа не армия , незачем приучать детишек к жестким правилам и требовать их безусловного соблюдения. Главное – демократичная, доброжелательная атмосфера, чтобы дети видели в учителях старших товарищей, наставников, а не надзирателей. Где же истина?
Какой должна быть школа ? Каждая из теорий, которая выдвинута при споре, по-своему справедлива. Но надо помнить, что главная функция школы указана в самом ее обозначении – «учебное учреждение» . То есть, в первую очередь, дети в школе должны учиться , овладеть теми предметами, которые включены в образовательную программу. А для этого нужна как дисциплина (конечно, в разумных пределах, без крайностей, так и хорошие, высококвалифицированные педагоги, которые умеют излагать свой предмет не только правильно и понятно, но и интересно, внушить детям любовь к нему. Учитель должен быть авторитетом для школьников . Но этот авторитет должен основываться не на страхе , а на уважении старшего.
В хорошую школу дети идут охотно , зная, что учителя не только интересно и занимательно расскажут о своих предметах, но и выслушают их, дадут добрый совет, подскажут, как решать ту или иную проблему.
К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своих отпрысков, перекладывая эту обязанность на школу . Мол, там же педагоги работают, вот пусть и объясняют моему чаду, что такое хорошо, а что такое – плохо. К тому же, в последнее время права школьников явно превысили их обязанности, а учителям стало проблематично наказывать даже злостных нарушителей школьной дисциплины , ведь за это можно получить срок .
Это, разумеется, накладывает негативный отпечаток на школьную действительность . Тем не менее, хорошие педагоги в состоянии найти общий язык даже с «трудными» учениками, внушить им, что учеба – это не тягостная повинность, а полезное и необходимое дело, и что надо выполнять правила, обязательные для всех.
Учитель должен внушать детям, чтобы они относились друг к другу с уважением, состраданием, проявляли взаимовыручку. Не случайно выпускники хороших школ даже спустя многие годы после получения аттестатов регулярно общаются, собираются вместе.
Подводя итог, можно сказать : идеальная школа – это то образовательное учреждение, которое дает ученикам хорошие знания и способствует формированию у них достойных человеческих качеств.
Учитывая то, что современные ученики проводят в школе много времени , то и условия у них должны быть соответствующие. Кроме занятий, дети посещают кружки и секции, поэтому они должны чувствовать себя комфортно и по-домашнему. Все в школе должно быть настроено так, чтобы дети имели возможность учиться и отдыхать. В ином случае ученики будут часто болеть, получать стрессы. Может, вы скажете, что таких идеальных условий не бывает? Значит, нужно стремиться к ним. Так, какой должна быть идеальная школа ? Школа – второй дом Начнем с классной комнаты. В первую очередь класс должен быть просторным и светлым. Поток света должен падать слева от ученика. В классе должна быть оптимальная для работы температура. Особое внимание нужно обратить не температуру в классе в зимнее время. Рабочее место ученика, то есть, парта, должна быть комфортной и удобной, соответствовать его возрасту. Доска в классе должна размещаться на определенном от парт расстоянии. Стулья, на которых сидят дети, должны быть прочными.
Современная школа уже требует оснащения электронной вычислительной техникой. Поэтому в школе должны быть оборудованы компьютерные классы. Администрация школы должна позаботиться о компьютерных столах, которые будут удобными и практичными в работе. Если школа оснащена современной компьютерной техникой, то и уроки будут для учеников интересными и содержательными.
Ученики смогут лучше усвоить и запомнить материал. Здоровье и развитие – в первую очередь .
Заключение
Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности . Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Рассмотрим требования к современной школе : Достойная материально-техническая база. Интерактивное обучение.
Практическое применение знаний. Выявление и развитие талантов учеников. Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества. Поддержка талантливых детей. Самосовершенствование учителя : стремление к развитию, умение заинтересовать школьников , вовлечь их в учебный процесс. Пропаганда здорового образа жизни. Наличие спортивных и творческих кружков. Формирования правильных принципов воспитания. Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным. Красиво обустроенная пришкольная территория .
При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы . В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.
Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школе необходимо иметь хорошую техническую базу : обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками. Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее .
Список литературы
1. Автономия образовательного учреждения. Экономико-правовые аспекты. / Под общ. ред. Н. П. Литвиновой. - СПБ, 2011. – 298 с.
2. Балыхин Г. А. Система образования в Российской Федерации : финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение. // Экономика образования. - 2011. - № 2(3) . - С. 5 – 14
3. Бочков Д. В. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений : учебное пособие/ Д. В. Бочков; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : изд-во ОГПУ, 2012. – 292 с.
4. Вифлеемский А. Б. Экономика образования. Книга 2. – М.: Народноеобразование, 2013. – 384 с.
5. Ильичев И. Е. Государственные и негосударственные учебные заведения на российском рынке образовательных услуг. // Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 15 - 19
6. Ишина И. В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России : организационно-правовая база и основные направления . // Экономика образования. - 2011. - № 4(5) . - С. 18 - 33
7. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100 » . Пособие для педагогов и родителей. – М., 2015.
7. Коршунов А. Работать не ради прибыли, а для общества // Экономика и жизнь. – 2012. - № 24. – С. 31 25.
8. Ломакина Н. Т., Бочков Д. В. Размышления о принципах финансирования образовательных учреждений // Педагогический журнал. – 2014. - № 1. – С. 8 – 9 26.
9. Модернизация образовательного процесса начальной, основной и старшей школы : варианты решения. - М., Просвещение, 2014.
10. Моторин В. В. Компьютерные технологии как фактор развития интеллекта и креативности ребенка. – М., 2013.
Г. Пермь МАОУ «Гимназия №2» Вострецова Т.А.
Современная школа.
Школа является важным элементом нашего общества.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Современная школа - это школа, соответствующая целям опережающего развития. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Современная школа – это креативные учителя, открытые ко всему новому, готовые помочь своим ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Современная школа - широкое информационное пространство, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, учебники на цифровых носителях, чтобы можно было когда угодно обратиться к любому учебному ресурсу. Это создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Современный быстро меняющийся мир требует от человека не набора застывших знаний и умений, а способности мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникации, воображения.
Уклад современной школы не может и дальше базироваться на классно-урочной системе, нужны такие новые формы деятельности, как исследовательская, проектная, управленческая, конструкторская, игровая.
Современная школа - это та школа, в которой ученик становиться интеллектуально развитой личностью, способный креативно мыслить, полный стремлений и желаний жить и творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть?
В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....
Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)
1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...
Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе
Современность требует особого подхода к процессу обучения и обеспечению здорового, безопасного пространства для школьника. Реализовать это на практике помогают здоровьесберегающие технологии....