Патопсихология. Теория и практика (Левченко И.)
medznate.ru
Предисловие Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы Глава 4. Психологическое консультирование семей Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Заключение Приложение 1. Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Приложение 2. Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями Приложение 3. Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых Приложение 4.
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи
|
Предисловие
Конец XX - начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им различной помощи. По данным Научного центра здоровья детей РАМН 1
, 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Для достижения социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.
Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций , просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям „Добро“» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.
Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
В данном методическом пособии представлены теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, изложены концепция, цели и задачи такой помощи, типология личностных особенностей родителей, общие подходы к диагностической, консультативной и психокоррекционной работе.
Основная цель пособия - восполнить пробел в специальной литературе по данному вопросу и содействовать решению проблем организации и содержания профессиональной деятельности психолога в работе с семьями воспитанников с отклонениями в развитии.
Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:
высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.
Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (B. P. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Осуществление психологической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки , включают такую семью в поле коррекционно-педагогического воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Психокоррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения.
Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.
Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.
Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам. Приведенные выше факты и определяют актуальность разработки системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, как особого и перспективного направления в науке и практике.
1 Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). - М., 2003.
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:
рождение и воспитание детей;
осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи ;
удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
создание условий для развития личности всех членов семьи;
удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются
. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик
.
Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.
^
Психологический уровень
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:
Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:
Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.
Скачать
Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131
Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Медаль К.Д. Ушинского
Основные публикации- Комплексное психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста, (монография)
- Патопсихология: теория и практика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 4 изд.
- Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития
- Инновационный подход к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями
- Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста
- Актуальные проблемы помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
- Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении
- Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса
- Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с двигательными нарушениями
- Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
- Дистанционное образование: педагогу о детях с ОВЗ
- Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике. С.49-53.
- Психологические особенности детей с комплексными нарушениями развития
- Современные научные исследования в специальной психологии
- Тенденции развития современной специальной психологии
- Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития лиц с ОВЗ
- Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
- Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи
- Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Психологическое сопровождение специального образования: помощь родителям детей, страдающих детским церебральным параличом
- К проблеме формирования диагностической компетентности магистров специального (дефектологического) образования
- Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования
- Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
- Вопросы содержания профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»
- К проблеме разработки профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ
- Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление развития специального образования
- Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями
- Психологическое изучение детей с нарушениями развития
- Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти
- Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение
- Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации
- Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
- Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ
- Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
- К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
- Психологическая помощь в специальном образовании: учебник
- Междисциплинарное взаимодействие как основа эффективного сопровождения обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Теоретико-методологические основания процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: монография.
Левченко Ирина Юрьевна, 1950 года рождения, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976.
С 1993 года заведовала кафедрой «Специальной педагогики и специальной психологии» дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. В 2001 году присуждена ученая степень доктора психологических наук. С 2015 года заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР ГАОУ ВО МГПУ.
Левченко И.Ю. имеет большой педагогический стаж (43 года) в коррекционно-образовательных учреждениях и в высшей школе.
Левченко И.Ю. много лет ведет активную научно-исследовательскую и преподавательскую работу по подготовке и повышению педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального образования, ведущий специалист в области изучения, обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом.
Доктор психологических наук, профессор Ирина Юрьевна Левченко награждена одним из наиболее почетных знаков отличия в сфере образования и науки — медалью К.Д.Ушинского.
В течение ряда лет доктор психологических наук И.Ю.Левченко руководит дипломными проектами и научно-исследовательской работой студентов и аспирантов. Под ее научным руководством защищены пять докторских и двадцать кандидатских диссертаций.
Ирина Юрьевна Левченко ведет большую общественную работу: она является экспертом общественного народного фронта, экспертом Министерства образования и науки Российской Федерации, членом ассоциации дефектологов Московской области. Левченко И.Ю. научный руководитель серии книг «Специальная психология» в издательстве «Национальный книжный центр», научный редактор журналов «Коррекционная педагогика: теория и практика» и «Практическая дефектология»
Область научных интересовСфера научных интересов Левченко И.Ю. многоаспектна. Она включает изучение детей с различными нарушениями развития, разработку организационных форм деятельности и содержания работы педагогов-дефектологов в специальных коррекционно-образовательных учреждениях.
Левченко И.Ю. является ведущим специалистом в области психологии детей с церебральным параличом. Она является автором многочисленных трудов (статей, научно-методических и практико-ориентированных пособий, монографии, учебников) по специальной психологии и коррекционной педагогике, проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особой популярностью пользуются разработанные под ее руководством и выдержавшие несколько переизданий учебники для студентов высших и средних педагогических учебных заведений:
«Патопсихология: теория и практика». — М.: «Академия», 2000, 2001г;
«Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (в соавт.с О.Г.Приходько). — М.: «Академия», 2001г.;
«Психолого-педагогическая диагностика».-М.: «Академия», 2003, 2005, 2006, 2013.
основные публикации:
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Басилова Т. А. и др. / Учебник для высш. пед. уч. зав. Под ред. Левченко И. Ю., Забрамной С. Д. М.: Академия, 2011.
- Левченко И. Ю., Киселева Н. Л. Психологическое изучение детей с нарушением развития. – М.: «Книголюб», 2007
- Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). – М.: Секачев, 2007.
- Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2007
- Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: Учебное пособие). М.: Академия, 2000.
- Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.
Биография
Выпускница факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Направление подготовки: "Психология", квалификация: "Психолог. Преподаватель психологии"), .И.Ю.Левченко в течение многих лет работала в системе здравоохранения, занимаясь проблемами реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Научно-практический опыт в данном направлении был обобщен в диссертационном исследовании на тему: «Психологические исследования подростков, страдающих ДЦП». Успешная защита кандидатской диссертации состоялась в 1982 году. В дальнейшем за разработки в области изучения детей с церебральными параличами Ирина Юрьевна была награждена серебряной медалью ВДНХ.
С 1993 года профессиональная деятельность И.Ю.Левченко связана с дефектологическим факультетом Московского государственного открытого университета им. М.А.Шолохова. Педагогический и организационный талант Ирины Юрьевны проявился в полной мере как на этапе руководства кафедрой олигофренопедагогики и логопедии, так и позднее.
Обладая редким даром прогнозирования тенденций развития как теории, так и практики дефектологии, уже в то время И.Ю.Левченко обозначила практическую необходимость организации психологической службы в коррекционно-образовательных учреждениях. В связи с этим, в 1993 году на дефектологическом факультете по инициативе и при непосредственном участии И.Ю.Левченко началась профессиональная подготовка специальных психологов. В 1999 году под руководством И.Ю.Левченко была создана кафедра специальной психологии и клинических основ дефектологии, которую она возглавляет и в настоящее время.
Ирина Юрьевна Левченко успешно совмещает научно-исследовательскую, преподавательскую и организационно-методическую работу . Она является членом комиссии по психологии Министерства образования и науки РФ, членом Учебно-методического объединения по дефектологии, членом Ученого совета по педагогической и специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, экспертом Министерства здравоохранения РФ, научным руководителем нескольких экспериментальных площадок.
Результатом многолетних научно-практических исследований стала зашита в 2001 году докторской диссертации, в которой раскрыты организационные аспекты и содержание системы психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.
И.Ю. Левченко – автор многочисленных трудов по проблемам изучения, обучения, воспитания, социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития, автор программ по актуальным и принципиально новым для педагогического вуза специальностям, учебников для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Наряду с этим, Ирина Юрьевна является основателем и руководителем проектов научно-методических журналов «Коррекционная педагогика» и «Специальная психология», популярность которых растет с каждым годом.
И.Ю. Левченко ведет активную подготовку аспирантов и докторантов. Ученики
Ирины Юрьевны работают в разных городах нашей страны: в специальных садах и
школах, вузах, техникумах, колледжах, психолого-медико-педагогических
консилиумах и консультациях.
В 2013-2014 учебном году под руководством И.Ю. Левченко была успешно защищена
диссертация магистрантом кафедры специальной педагогики и специальной
психологии:
- Грошева Е.А. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом.
Общий стаж работы
: 41 год.
Стаж работы по специальности
: 25 лет.
Данные о повышении квалификации
: 2014 год, Проектирование и
реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по
направлению подготовки (72 часа) МГППУ.
2014 год, Подготовка экспериментального перехода на ФГОС образования для детей
с ОВЗ, (72 часа) ФИРО.
Научная деятельность
Преподает курсы : "История и философия специальной педагогики и психологии", "Методы психологической коррекции и реабилитации", "Нейропсихология и патопсихология детского возраста", "Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА", "Обучение и воспитание детей с ДЦП", "Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП", "Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования", "Инклюзивное образование", "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса", "Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ работы с детьми разного возраста".