Покрасочная камера с водяной чертежи. Покрасочные камеры: своими руками (чертежи)
Помещения для окрашивания автомобилей представляют собой усовершенствованные технологические помещения, предназначенные для ремонта и обновления автомобилей. В таком боксе большинство рабочих режимов автоматизировано, что существенно облегчает деятельность оператора.
Одним из главных преимуществ такого помещения является максимальная простота эксплуатации.При создании покрасочных камер используются только современные фильтрующие материалы, благодаря которым воздух в помещении очищается от паров лакокрасочных материалов максимально эффективно.
Такие камеры являются незаменимым элементом для большинства современных автосервисов, но к выбору подобного оснащения нужно подходить очень внимательно. В нашей статье рассмотрим особенности проектирования покрасочного автосервиса.
С чего начать строительство?
Приняв решение соорудить покрасочную камеру для проведения кузовных работ, необходимо сразу же подумать о предполагаемом количестве прибыли и составлении проекта строительства. Также нужно учесть производительность камеры и предполагаемое количество сотрудников.
Обычно для полноценной работы цеха по покраске автомобилей необходим как минимум 1 маляр, а также – несколько разборщиков и рихтовщиков. Набранный персонал нужно обучить новейшим технологиям покрасочных работ, а в цеху постараться организовать мини-лабораторию по подбору красок.
Как видим, работы много, и чтобы окончательно запутаться, необходимо составить подробный проект покрасочной камеры.
Основные компоненты
К основным элементам покрасочной камеры относятся:
- Помещение (корпус);
- Фильтровальная система;
- Приточная вентиляция;
- Вытяжная вентиляция;
- Теплогенератор.
Главным элементом любой покрасочной камеры является корпус и система вентиляции. Вентилятор способствует очищению воздуха в помещении от стойких запахов лакокрасочных материалов. В одной камере может быть установлено две вентиляционных системы.
Одна из них будет нагнетать чистый воздух в помещение кузовного сервиса (приточная), а вторая в этот момент осуществляет выведение частиц краски (вытяжная). Камеру можно оснастить только одним вентилятором, и в этом случае при нагнетании чистого воздуха в помещении создаётся повышенный уровень давления.
Благодаря тому, что воздух подаётся сверху вниз, частички краски преобразуются в туман, оседают и выводятся на улицу через специальное отверстие.
Принцип работы покрасочной камеры выглядит следующим образом: поступающий с улицы воздух нагревается системой до необходимого уровня (обычно для окрашивания автомобилей необходимо в помещении сохранять температуру на уровне 20 градусов).
После нагревания воздух проходит систему фильтров и поступает в покрасочный бокс. Далее, вобрав все вредные пары красок, воздух проходит вытяжную систему фильтров и вентиляцию, после чего — выводится наружу.
Если покрасочная камера оснащена качественными фильтрами, то воздух выводится за пределы бокса максимально очищенным. Практически все режимы работы в современных покрасочных боксах автоматизированы.
Ещё одним важным конструктивным элементом покрасочной камеры считаются осветительные приборы. Плохой свет не позволяет мастерам увидеть различные изъяны и дефекты на поверхности кузова и качественно их устранить.
Освещение в покрасочной камере обычно представлено люминесцентными приборами или обычными галогеновыми лампочками дневного света. Иногда владельцы таких помещений увеличивают денежные траты, оборудовав покрасочную камеру светодиодными осветительными приборами.
Вообще специалисты рекомендуют монтировать в камерах кузовного сервиса врезные лампы со стеклянным рассеивающим элементом. От ламп, покрытых пластиком, лучше отказаться. На пластике часто появляются царапины, в результате чего качество света ухудшается.
Покрасочный бокс — особенности конструкции
Схема покрасочной камеры всегда зависит от конструктивных особенностей постройки. Сейчас известны несколько разновидностей покрасочных боксов:
- Оснащённые одним мотором;
- Камеры с двумя моторами;
- Тупиковые помещения;
- Помещения, где подача металлоконструкций осуществляется вручную;
- Боксы, в которых подача металлоконструкций производится механическими методами;
- Проходные помещения;
- Боксы с верхними путями.
Главной особенностью тупиковых покрасочных камер является наличие возможности поворота автомобиля для удобного и равномерного окрашивания со всех сторон. Проходные боксы позволяют передвигать металлоконструкции по специальной ленте в процессе окрашивания.
В одномоторных боксах вентиляционная система представлена всего лишь одним агрегатом, подающим воздух в помещение сверху вниз и создавая тем самым высокий уровень давления. Под его воздействием происходит опускание покрасочного тумана вниз и выведение его из помещения через нижнее вентиляционное отверстие.
К сожалению, одномоторные покрасочные камеры приводят к сильному загрязнению окружающей среды, поэтому их сейчас используют очень редко. Более оптимальным вариантом вентиляции для покрасочного блока будет двухмоторный агрегат.
Его основу составляют два мотора, каждый из которых выполняет только одну функцию. Один мотор отвечает за нагнетание чистого воздуха, а второй – за выведение грязного, с парами красок.
Правильно спроектированная покрасочная камера позволит получить качественно окрашенный автомобиль, затратив при этом небольшое количество краски и сохранив чистоту рабочего места и здоровье маляров.
- Площадь фильтра на потолке;
- Производительность и мощность вентиляторов;
- Правильное расположение приборов освещения;
- Скорость воздуха внутри фильтровального оборудования;
- Площадь фильтра, располагаемого на полу.
Правила расчёта потолочных и напольных фильтров
Воздушный фильтр — важный конструктивный элемент любого автосервиса, занимающегося окрашиванием автомобилей. Их располагают равномерно в помещении, где осуществляется окрашивание автомобильного кузова. Такие фильтры бывают двух разновидностей, для пола и потолка.
Потолочный фильтр для покрасочной камеры устанавливают так, чтобы при необходимости его можно будет легко демонтировать. Для бесперебойной работы системы очистки покрасочного бокса необходимо изначально правильно произвести расчёт минимальной площади фильтровальных элементов.
Каждый из этих типов фильтров должен обеспечивать максимальную эффективность очистки бокса (показатели должны превышать цифру в 99%). В связи с этим очищение выполняется поэтапно:
- Вначале из воздуха убираются большие частицы краски;
- На последующих этапах из воздуха убираются мелкие частички.
Такая методика требует применения фильтров мелкой очистки, благодаря которым пыль из уличного воздуха не оседает на поверхности окрашенных металлоконструкций. Чтобы рассчитать минимальную площадь фильтров для потолка, нужно точно знать уровень номинального потока воздуха в покрасочной камере.
Этот параметр нужно будет разделить на номинальный показатель потока воздуха в эксплуатируемом фильтре. Результатом таких расчётов будет минимальная площадь поверхности фильтров. Естественно, для достижения максимальной эффективности всей системы необходимо монтировать в боксе фильтры большой площади.
Аналогичным способом можно вычислить минимальную площадь для фильтров на полу.Вообще фильтр напольный для покрасочной камеры состоит из двух конструктивных элементов: несущей обрешётки и фильтровальных элементов.
Чертёж покрасочной камеры создаётся в нескольких вариантах. Каждый из них имеет свой тип обрешётки с фильтрами. Решётка может располагаться прямо под автомобилем, либо под колёсами транспортного средства.
Кроме того, обрешётка может покрывать пол камеры полностью, а фильтровальные элементы в таком случае будут находиться ниже уровня обрешётки на несколько сантиметров.
Создание освещения в боксе
Камеру для окрашивания авто лучше всего оснащать потолочными и стенными светильниками, равномерно распределёнными по комнате. Также рекомендуется установить несколько дополнительных осветительных приборов на задней стене бокса.
Для качественной покраски автомобиля важно, чтобы осветительные приборы не способствовали появлению мерцающего эффекта. Для покрасочных камер наиболее удобными являются длинные лампы, монтируемые в шахматном порядке, по вертикали. Также можно оборудовать помещение люминесцентными осветительными приборами.
Пожарная безопасность
Покрасочная камера для металлоконструкций имеет один существенный недостаток — она обладает высокой пожарной опасностью. Обустраивая такое помещение, нужно большое внимание уделить требованиям безопасности. При сооружении покрасочных боксов должны соблюдаться не только нормы строительства, но и правила обустройства электросетей.
Все элементы помещения и вентиляционное оборудование должны оснащаться надёжной защитой против взрывов. При оборудовании стен теплоизоляционными материалами необходимо обратить внимание на высокую устойчивость материалов к возгоранию.
Наилучшим утеплителем для таких комнат будет минеральная вата. Пожаротушение покрасочной камеры – элемент, которым необходимо в обязательном порядке оснастить бокс автосервиса. Внедрение системы пожаротушения необходимо отметить в проектном плане.
Для увеличения пожарной безопасности бокса необходимо оборудовать теплообменник специальным термостатом, выполняющим защитные функции.
Также нужно оборудовать пульт управления специальной кнопкой, позволяющей при возникновении аварийных ситуаций блокировать работу подающего воздушного клапана (в результате чего поступление сжатого воздуха прекратиться). В помещение обязательно должна присутствовать система заземления электрических приборов.
Покрасочная камера – это функциональный автоматический механизм, обеспечивающий безопасность и высокую скорость работы, а также – высокое качество окрашивания изделий. Принцип действия камеры заключается в том, что в специальную кабину при помощи систем вентиляции подаётся сжатый очищенный и нагретый до нужной температуры воздух с улицы.
Созданная в боксе атмосфера позволяет провести качественную покраску автомобиля, а после завершения процедуры – вывести все опасные соединения через особое вентиляционное отверстие.
В большинстве случаев поиск информации об устройстве покрасочной камеры начинается, когда в профессиональном помещении возникает необходимость, т.е. когда человек уже работает с автоэмалями, но текущее положение дел его не устраивает. В таком случае принцип работы вентиляции и очистки воздуха в общих чертах ясен, но для реализации идеи своими руками требуются конкретные чертежи и схемы. Нюансов и ловушек в этом деле не счесть, но главным остается понимание процессов сушки и окраски, знание основных требований к температурным режимам.
Ни в коем случае не стоит ограничивать себя готовыми решениями: рассмотрев несколько типовых проектов, можно выделить элементы, отказаться от которых не получится, добавить к проекту свои детали и пр. Важно понимать, что действительно необходимо в конкретном случае, и что можно получить на выделенные средства. От некоторых элементов придется, вероятно, отказаться, но при понимании основных процессов, возможность сэкономить имеется всегда.
Типовые конструкции и принцип работы камеры
Основное требование к камере – чистый воздух нужной температуры. Идея проста, но добиться ее реализации, учитывая коммерческий характер конструкции, довольно проблематично. Первое, что нужно учесть при проектировании – требуемую скорость облуживания. Проектирование должно предусматривать развитие бизнеса, что в первую очередь относится к возможности дополнить помещение собственной колерной (или отдельной мастерской) и установки оборудования помощнее. На фото этой камеры видно, что у маляров имеется возможность передвигаться на подъемниках, однако прежде всего стоит обратить внимание на грамотную комбинацию светильников и решетки вентиляции.
Пристроить к камере мастерскую или выделить помещение для колеровки сложно, но не менее сложным может оказаться перевести оборудование на собственные генераторы энергии. Последнее условие напрямую касается проводки, но потребоваться может и место для сварочного аппарата (компрессора). В плане объема покраски выделяют два вида покрасочной камеры:
- Промышленная – в наличии или в теории рельсы и аппараты для поднятия машины и автоматизации передвижения, гидравлические корзины и мощные сварочные аппараты.
- Коммерческая – бокс из листового железа или кирпичный блок, запуск оборудования от стандартной электросети (в редком случае применяются сварочные электростанции), размер редко покидает достаточные для покраски легковых авто пределы 5х10м.
Покрасочные процедуры должны проводиться в полностью очищенной от пыли и насекомых атмосфере. Начинающим малярам приходится очищать помещение от пыли своими руками при помощи тряпок и искусственной водной завесы. Однако проект камеры должен включать три этапа вентилирования, реализация которых без автоматизации невозможна:
- Первоначальный забор воздуха, фильтрация и прогрев помещения до комнатной температуры.
- Этап покраски – непрерывное нагнетание воздуха и прогрев до 25-30 ˚C.
- Сушка – циркуляция прогретого до 30-60 ˚C воздуха.
Прогрев воздуха, вентиляция и теплоизоляция – части уравнения, напрямую влияющие друг на друга. Невозможно изменить один из этих элементов без изменения двух оставшихся. Неправильно устроенная изоляция на этапе сушки потребует устранения непрерывно образующегося конденсата. Поэтому рассчитывать вентиляцию нужно для обоих, обозначенных на этой схеме этапов покраски.
Фильтрация и распределение потоков воздуха
В правильном покрасочном боксе должно производиться непрерывное полное обновление воздуха. Поэтому логичнее располагать вытяжку внизу, а приточный вентилятор в верхней части. Неправильно располагать отверстия вывода воздуха только над областью покраски, однако использование правильно ориентированного приточного пленума, принцип использования которого изображен на этом чертеже, позволит грамотнее распорядиться пространством.
Для обогрева воздуха может использоваться регулируемая газовая горелка, подключаемая на этапе сушки. Нагревающий элемент находится после фильтра и вентилятора, иногда снаружи трубы. В любом случае проект покрасочной комнаты должен предусматривать надежную изоляцию нагревателя от взрывоопасных газов, поэтому воздух через обогреватель должен двигаться строго в одном направлении, а через чердачное пространство (трубы, пленумы) продуваться с такой скоростью, чтобы исключить обратное движение. При отключении вентилятора функционирование нагревателя должно прекращаться незамедлительно. Расположение фильтра по основной площади потолка предполагает равномерное распределение воздуха по площади, однако при слабом вентиляторе его может просто не хватить – предварительный расчет важен для определения площади решеток (пленумов) и их расположения без образования зон турбулентности.
Очистка входящего воздуха осуществляется несколькими фильтрами, при этом фильтр грубой очистки должен находиться до вентилятора, а фильтр тонкой очистки непосредственно на границе бокса. В качестве последних часто используются хлопковые фильтры, представляющие собой листовой (рулонный) материал, кладущийся поверх решетки вентиляции. Наибольшим сроком службы обладают карманные (ячеистые) фильтры, соответствующие стандарту DIN 53438 (предварительная фильтрация) европейского норматива EN779 и DIN EN 779 (внутренний фильтр класса F5). На приведенном чертеже проекта фильтр первичной очистки обозначен цифрой 2, а забор воздуха цифрой 1.
Режим сушки
Безопасность – основное условие при разработке и сборке своими руками конструкции покрасочной камеры. Поэтому вентиляция выполняет сразу две функции: устранение токсичных газов и очистку воздуха от пыли. Непосредственно после окончания процедуры покраски происходит максимальное выделение паров растворителя. Все типы эмалей имеют свое распределение по временной шкале интенсивности испарений, но в целом полная очистка воздуха требуется только 10-20 минут (в противном случае на поверхности эмали образуется матовый слой).
После окончания покрасочной процедуры камера вентилируется еще некоторое время в стандартном режиме, но после этого прямой необходимости в чистом воздухе нет. Ввиду этого факта и затратности обогрева помещения используется система рециркуляции воздуха во время сушки, экономящая 40-50% энергии. Для этого приточная и вытяжная вентиляция соединяются клапаном, пропускающим 70-85% воздуха обратно. Принцип действия демонстрирует этот чертеж, при этом нужно иметь ввиду, что обновление на каждом цикле 15-20% потока необходимо даже на момент окончания сушки.
Материалы для покрасочной камеры
Частое решение вопроса – переоборудование в камеру бытового вагона, однако в таком варианте сложно организовать правильную вытяжную вентиляцию. Устройство бокса под покраску еще на этапе проектирования должно предусматривать подпольную вытяжку (второй пол, траншеи) и чердачное пространство для организации распределения воздуха. Предусмотрев такую возможность при закладке бетонного основания в дальнейшем легко можно трансформировать вытяжку и приток своими руками уже за пределами помещения для покрасочной работы.
Если решетка потолочной вентиляции занимает меньше 2/3 потолка, то потолок в обязательном порядке должен иметь скаты по краям, для устранения мертвых зон. Чаще всего эти скаты объединяются с боковыми светильниками. Вытяжная вентиляция должна обладать меньшей мощностью, поэтому решетка может занимать весь пол или большую его часть, как видно на фото этой покрасочной камеры.
Большинству любителей приходится равняться на стандартные размеры гаража «6×4», однако следует учесть, что от потолка придется сразу же «отрезать» 20-40 см, для обустройства приточной вентиляции. Стены обшиваются листовым железом, в промежуток между стеной и оцинкованной сталью закладывается минеральная вата или другой негорючий утеплитель (минимум мин. ваты – 60 см толщины). При наличии в проекте исходной кирпичной кладки можно ограничиться панелями из ПВХ, однако правильным будет использование оцинкованных листов, предлагающихся в устройстве любых профессиональных покрасочных боксов.
Покупка инструментов и обустройство помещения для окрашивания автомобилей является обязательным и выгодным вложением. Главную роль в этом случае играет грамотное устройство помещения. Пол, стены, потолок, обогрев, вентиляция, освещение покрасочной камеры, оборудование – все составляющие оказывают серьезное влияние на качество проводимых работ.
Производство покрасочных камер предлагает массу готовых решений. Устройство комплекса для лакокрасочных работ соответствует всем требованиям качества. Современный дорогой вариант – покрасочная камера с водяной завесой для очистки воздушных масс от краски и паров растворителей.
Можно сэкономить, купив бокс для окрашивания, изготовленный в Китае, и доработав его. Например, добавить решетку на пол, улучшить герметичность. Либо прибегнуть к самостоятельной перепланировке бокса, даже под окрасочные камеры с водяной завесой.
Этапы создания покрасочной камеры
Для самодельной камеры используется 2 вида помещений – гараж и вагончик (бытовка). Эти варианты первоначально кажутся компромиссным решением. На деле придется вложить немалые средства для переоснащения. Сам же процесс состоит из нескольких этапов.
- Создается пол камеры.
- Отделка стен, потолка.
- Заказ и монтаж дверей.
- Монтаж вентиляции, системы фильтрации (вентиляторы, фильтры, другое оборудование).
- Отопление покрасочной камеры.
- Освещение покрасочной камеры (светильники).
Каждый этап требует больших затрат на оборудование и материалы, а также особого подхода к проекту сооружения. Основание (пол) камеры выполняется из бетона или стали. Лучший вариант – подиумный пол с подъемом для вытяжки. Выбирая такую конструкцию, нужно учесть максимальный вес нагрузки. Бетонный пол является более экономичной заменой подиуму.
Поверхность стен покрывают порошковой краской, утепляют негорючими материалами. Если в изготовлении стен не применялись сэндвич-панели или листы из нержавеющей стали, нужно обязательно приобрести жидкость для покрасочных камер. Для стен и потолка используют белую краску.
Герметичные двери должны обеспечивать доступ маляра внутрь, но исключать попадание посторонних.
Системы вентиляции и фильтрации бокса
Монтаж этих систем – наиболее важный этап в строительстве. От их функционирования зависит не только качество окрашивания, но и здоровье маляров, работающих с вредными веществами в закрытом пространстве. Монтаж вентиляции осуществляется 2 способами.
- Одномоторный. Поступающая сверху воздушная масса под давлением выводит туман краски наружу через отверстия в полу.
- Двухмоторный. Верхний мотор нагнетает воздушный поток, а второй (нижний) вытягивает его наружу. Этот способ – самый эффективный, затратный.
Установка приточной вентиляции должна выполняться с соблюдением основного требования: обновление воздуха должно происходить минимум 8 раз за 1 час работы. Это нужно учесть, покупая оборудование и материалы.
Для эффективной работы вентиляции бокс оснащается фильтрами. Оборудование очищает от пыли поступающий поток воздуха, а также от частиц краски – на выходе из камеры. Остатки быстро скапливаются, засоряют фильтрующее оборудование и замедляют воздухообмен. Поэтому необходимо его регулярно менять.
Для очистки воздушных масс применяются сухие фильтры и гидрофильтры (окрасочные камеры с водяной завесой). Принцип их работы состоит в использовании воды для осаждения твердых частиц.
Окрасочные камеры с водяной завесой очищают воздух в помещении на 90% и более. Самые дорогие комплексы обеспечивают многоуровневую систему фильтрации.
Отопление и освещение покрасочной камеры
Для обеспечения нормальной работы помещение оснащается спецоборудованием, регулирующим температуру во время покраски и сушки авто. Для этого используется оборудование следующих типов:
- теплогенераторы (электричество, газ, дизель) и воздушные теплообменники;
- ИК-обогреватели.
Однозначно ответить на вопрос, что предпочесть с точки зрения цены и стоимости эксплуатации, сложно – все зависит от условий использования камеры, мощности, транспортного потока. Благодаря быстрому времени высыхания инфракрасные приборы используются для обслуживания большого потока машин, но уступают первым в качестве сушки.
Завершающим этапом обустройства бокса является установка правильного оборудования, обеспечивающего освещение в покрасочной камере. Грамотно выбранные светильники, а также их расположение позволят маляру правильно подобрать цвет и следить за равномерным нанесением покрытия на кузов авто.
Светильники размещаются по периметру стен и на потолке. Их количество зависит от площади, мощности 1 шт., удельной мощности. Для нижнего света используются переносные лампы.
Популярными сейчас стали светодиодные светильники из-за низкого энергопотребления, отсутствия мерцания. Некоторые владельцы ради экономии покупают лампы накаливания или люминесцентные.
Четкое соблюдение правил является единственным условием для успешной работы покрасочно-сушильного бокса, выполненного самостоятельно. Этот процесс экономит от 40% стоимости. В то же время любая ошибка может привести к дорогим последствиям.
Рано или поздно каждая машина нуждается в обновлении лакокрасочного покрытия. Речь идёт о 100 — 150 тыс. км пробега в случае с отечественным транспортным средством и 300 — 400 тыс. км, если автомобиль импортного производства, не китайского происхождения. Вариантов у вас не так много – воспользоваться услугами фирменного сервиса или гаражных мастеров, а также сделать всё самостоятельно путём сооружения покрасочного бокса. Даже если взять во внимание стоимость аренды оборудования, покрасочная камера своими руками обойдётся на порядок дешевле, чем услуги маляров.
Требования к покрасочной камере
Если обустраивается покрасочная камера в гараже, помещение должно соответствовать следующим требованиям.
- Обязательное утепление стен и отказ от использования горючих материалов.
- Достижение предельной герметичности.
- Трёхметровая стена должна быть покрыта матовой плёнкой для притягивания и удерживания частиц пыли. Ресурса такой поверхности будет достаточно для окрашивания 10 и более автомобилей. Дополнительно не забудьте обработать порошковое матовое напыление противопожарным слоем.
- Двое дверей обеспечат соответствие пожарной безопасности. Герметичность и простота открытия – основные требования к этим элементам помещения.
- Пол необходимо сконструировать так, чтобы потоки воздуха циркулировали беспрепятственно. С этой задачей справится покрытие в виде многослойной решётки, которое обеспечит оптимальный приток и отвод воздушных масс.
- Если готовый пол металлический, он должен быть установлен выше аналогичных поверхностей в примыкающих помещениях на 40 см. Мостик обеспечит смягчение перепада напольных поверхностей.
- Беспрепятственного въезда в бокс и оптимального воздухообмена можно добиться посредством бетонного пола, основание которого будет находиться на одном уровне с примыкающими помещениями.
- При обустройстве вентиляционной системы обратите внимание на качество крепёжных элементов. Если ходы воздухозабора засорятся, испарения лакокрасочных растворов будут незаметно скапливаться, что приведёт к взрыву или локальному пожару.
- Обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед проведением строительных работ. Также важно узнать принципы безопасного проведения малярных работ.
Что такое и как её производить? Узнать об этом вы сможете из подробного материала нашего специалиста.
Интересует, как сделать ? Читайте об этом в интересной и информативной статье нашего эксперта.
Покрасочная камера своими руками в гараже требует тщательного обустройства системы фильтров с вытяжной трубой.
- При одномоторной покрасочной камере фильтрующая рулонная поверхность укладывается по периметру всего потолка. Съёмные карманные фильтры, фиксируемые перед вентиляционной системой, обеспечат задержку крупного сора.
- Если помещение двухмоторное, необходимо позаботиться о дополнительном фильтре в полу. Для монтажа конструкции можно выбрать металлический настил или воздуховодную систему. Поскольку за счёт опускания вниз тумана лакокрасочного напыления и его забора посредством отсасывания через отверстия, прибор берёт на себя существенную нагрузку, поэтому используемые фильтрующие компоненты должны быть рассчитаны на грубое очищение. Как вариант можно установить кассетную сетку тонкой очистки перед прибором.
Обрешётка и напольное покрытие
Также покрасочная камера для автомобилей своими руками выполняется с учётом требований к обустройству пола. Необходимо сделать траншеи в готовом полу и накрыть металлической решёткой для повышения его уровня на 15 см, как минимум. Наземная полость станет местом для установки вентилирующего мотора.
Если подходящего пола в помещении нет, у вас два варианта.
- Если напольное покрытие сплошное, можно выкопать прямоугольную яму с углублением величиной в метр или две траншеи. При невозможности реализовать данный этап допускается настилание второго пола с отступом в 20 см. Вытяжка для покраски в гараже устанавливается именно в это пространство. Необходимо также предусмотреть вывод воздушных масс за пределы покрасочного бокса.
- Если смотровая яма уже присутствует, остается использовать металлическую арматурную решётку, чтобы накрыть углубление. Доски необходимо уложить под обрешетку в форме клиньев, при этом, к входу гаража должен сформироваться острый угол. Воздуховодная труба идёт наружу из подземной полости, они и будет выполнять функцию нижней вентиляции в помещении.
Организация освещения
Технически корректное освещение в покрасочном боксе позволяет без труда устранять изъяны на свежей краске и замечать в воздухе частицы пыли. Оптимальным вариантом для человеческого глаза станут лампы дневного света, что обеспечит стабильную продуктивность выполняемых работ. Технологические правила требуют обеспечения освещённости в 600 — 1000 люкс. Люминесцентные лампы стоит монтировать в два ряда по потолочно-стеновому периметру. При невозможности достижения данного варианта электрификации можно ограничиться потолочным освещением.
Переносное освещение принято использоваться при покраске нижних элементов ТС.
Система обогрева
Требования температурных норм необходимо учитывать в обязательном порядке, будь то обустройство самодельной профессиональной или бюджетной покрасочной камеры. Несоблюдение данной категории требований приводит не только к снижению качества нанесения лакокрасочного покрытия, но также повышает риск ухудшения здоровья работника:
- местного отопления и электрических тэнов достаточно зимой;
- установка тепловой пушки позволит прогревать внутреннее пространство и ключевые потолочные точки;
- если масштабная эксплуатация не предполагается, теплогенератор покупать экономически нецелесообразно, поскольку он не окупится.
Учитывайте степень загруженности покрасочного бокса при выборе способа сушки, которая является обязательным этапом после нанесения на поверхность авто лакокрасочного покрытия.
- Если предполагается единичная покраска, можно отдать предпочтение сушке воздухом. Такая процедура будет достаточно долгой, и этот фактор выступает в роли основного недостатка.
- Если покрасочный бокс обустраивается в коммерческих целях, инфракрасное оборудование станет более разумным выбором, поскольку полного высыхания удастся добиться намного раньше. Среди ключевых преимуществ инфракрасной сушки стоит выделить возможность высушить любую грунтовку или шпатлёвку, в чём возникает необходимости при полноценной реконструкции транспортного средства. Потребление электричества экономное.
Зачастую для внутренней отделки покрасочного бокса принято выбирать обшивку металлическим или пластиковым профнастилом. Такую поверхность легко обрабатывать, к тому же на светлых стенах сразу же будет заметна скопившаяся пыль. В идеале цвет покрытия должен быть матово-белым. Элементы декора в данном случае допускаются, придерживаться стандартной отделки необязательно:
- Цементно-песчаная штукатурка подойдёт для отделки стен небольшого гаража, реорганизованного под покрасочную камеру. Предварительно в данном случае стоит увлажнять поверхность из распылителя. Штукатурка будет действовать по принципу губки и свяжет пыль с водой, что обеспечит чистоту стен.
- ОСБ-плиты или металл будут способствовать накоплению пыли, полноценно удалить которую можно будет только посредством пылесоса.
- Пластиковые панели, в свою очередь, накапливают в 10 раз больше пыли, чем деревянные и металлические поверхности.
. по организации подачи окрашиваемых изделий , ─ на тупиковые и проходные . При индивидуальном производстве чаще используют тупиковые покрасочные камеры периодического действия, а при крупносерийном ─ проходные покрасочные камеры.
. покрасочные камеры могут быть открытыми и закрытыми (открытого и закрытого типа). Закрытые покрасочные камеры обеспечивают полную изоляцию рабочей зоны от окружающего пространства. Это позволяет за счет согласованной работы приточной и вытяжной вентиляции, поддерживать внутри камеры давление, отличное от атмосферного, тем самым, препятствуя неуправляемой эмиссии загрязнений. Корпус открытой покрасочной камеры образует частично замкнутое пространство. Количество открытых проемов зависит от технологии окрашивания, расположения рабочего места (вне камеры или в камере) и способа загрузки-выгрузки окрашиваемых изделий.
. особенности устройства системы фильтрации дают основание выделить два больших класса покрасочных камер ─ сухие покрасочные камеры и камеры с гидрофильтром .
Камеры с водяной завесой в нормативной документации
О том насколько важна, а часто необходима окрасочная камера с гидрофильтрами или окрасочная камера с водяной завесой говорится в целом ряде действующих нормативных документов.
«Воздух, отсасываемый из окрасочных камер, кабин напольных решеток, подвергается очистке от образующегося аэрозоля лакокрасочного материала. Очистка должна производиться, как правило, «мокрым» способом в гидрофильтрах». Такое положение содержат «Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда» .
Постановление Минтруда РФ от 10.05.2001 № 37 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах» еще более категорично. Пункт 3.52.: «Вытяжной воздух из помещений для работ с ЛКМ, местных вентиляционных систем и местных отсосов должен подвергаться очистке от аэрозолей ЛКМ «мокрым» способом в гидрофильтрах».
Важен не только санитарно-гигиенический аспект, но и требования пожарной безопасности. «ППБО-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» : «Окрасочные работы методом распыления лакокрасочных материалов должны производиться в окрасочных камерах, выполненных из несгораемых материалов и оборудованных гидрофильтрами. Без гидрофильтров или других эффективных устройств для улавливания аэрозолей горючих красок и лаков эксплуатировать систему местных отсосов окрасочных шкафов, камер и кабин не разрешается».
Цвет ─ это очень важно
Покрасочные камеры ─ сравнительно молодой вид оборудования, в отличие от красок или лакокрасочных материалов (ЛКМ), которыми человечество пользуется не один десяток тысяч лет.
По крайней мере, такой возраст имеют самые древние из наскальных рисунков, для нанесения которых использовали минеральные порошки, древесный уголь, известь, глину, а позже животные жиры, секрет желез живых существ и иные биоматериалы. Химическая индустрия пополнила этот арсенал разнообразными синтетическими красочными составами, сделавшими мир намного ярче. Разумеется, яркость неба, воды, минералов и растений осталась прежней, но ноосфера (или антропосфера) заиграла всеми цветами радуги. Это произошло ещё. и потому, что цвет, будучи составной частью дизайна, превратился в один из важнейших инструментов продвижения многих товаров, в т.ч. промышленных изделий. Помимо этого тонкий слой краски приобрел важное экономическое значение, обеспечивая защиту миллионов тонн стальных изделий и конструкций от коррозии.
О том, насколько важен цвет, а значит, оборудование для окрашивания вообще и покрасочные камеры в частности, можно судить на примере автомобильной промышленности и огромной, создающей сотни тысяч рабочих мест, индустрии автосервиса. Для них качество и себестоимость окрашивания ─ одни из главных козырей в конкурентной борьбе, а функциональные возможности покрасочных камер во многом определяют экономическую эффективность производства.
Предпосылки появления покрасочных камер
сложились во второй половине XIX столетия . В 1887 году в США был изобретен метод распыления окрасочных составов. (Это, кстати, стимулировало появление ЛКМ с невиданными ранее свойствами, например, быстросохнущих). Первыми новую технологию взяли на вооружение производители мебели . Но вскоре, причем в гораздо бо́льших масштабах, она начала использоваться в стремительно набиравшей ход автомобильной индустрии.
Интерес к окрашиванию распылением со стороны многих отраслей дал мощный импульс для развития предприятий, производящих такие устройства. Но вместе с этим со всей определенностью поставил перед ними задачу обеспечить приемлемые условия труда для эксплуатирующего их персонала. Ответом на эти вызовы стали покрасочные камеры, с помощью которых удалось локализовать влияние не закрепившихся на окрашиваемой поверхности фрагментов краски ─ т. н. «красочного тумана». Туманами, как правило, называют аэрозоли, дисперсная фаза которых представлена капельками жидкости . Разумеется, сопровождающие процесс окрашивания загрязнения, часто очень токсичные, туманами не исчерпываются, ─ достаточно вспомнить о таком их компоненте, как пары растворителей.
Уже в начале XX столетия для реализации инновационной для того времени технологической концепции были привлечены такие средства, как упорядоченная система циркуляции воздуха и очищающие воздух фильтры. Сколь бы внешне не были похожими на современные покрасочные камеры установки, запечатленные на фотографиях первой половины XX столетия, они сильно изменились. Потому что в результате научно-технического прогресса изменились сухие и гидро- фильтры, вентиляторы, насосы, оборудование для нанесения ЛКМ и сами ЛКМ (достаточно вспомнить о порошковых покрытиях, для нанесения которых используются порошковые покрасочные камеры).
Расширился круг задач, решаемых с помощью покрасочных камер. Как и в начале своего существования, они помогают свести к минимуму вредное воздействие лакокрасочных составов на здоровье работающих , только сегодня на фоне более жестких и детально регламентированных требований национальных законодательств в области охраны труда. К этому добавилась другая важнейшая задача, в начале XX столетия так остро еще не стоявшая, ─ снижение нагрузки на окружающую среду .
Ну и конечно, использование покрасочных камер позволяет обеспечить современные стандарты качества покраски , благодаря системам фильтрации приточного воздуха, удаляющим даже самую мелкую пыль. А за счет автоматизации технологических процессов и повышения энергетической эффективности удается увеличить производительность работ и сделать процесс окрашивания более экономичным.
Водяные покрасочные камеры успешно справляются с этими задачами. Они удобны в эксплуатации, поскольку наличие гидрофильтров упрощает очистку вентиляторов, фильтров, трубопроводов и воздуховодов от частичек ЛКМ. Присутствие воды способствует повышению пожаробезопасности, минимизирует возможность повышенной концентрации взрывоопасных веществ. Водяные завесы с высокой эффективностью очищают загрязненный в рабочей (окрасочной) зоне воздух от твердых частичек краски и клея, паров растворителей, аэрозолей и других загрязнений.
Принцип работы любой покрасочной камеры заключается в создании направленного воздушного потока . Наружный воздух поступает в рабочую зону. Качество окрашивания будет тем выше, чем лучше он подготовлен, ─ с помощью фильтров очищен от твердых включений, имеет нужные температуру и влажность. Уже в «отработанном» виде, загрязненный в рабочей зоне в результате контакта с ЛКМ, он очищается фильтрами вытяжной вентиляции и выводится в окружающую среду.
Если часть этой работы выполняют гидрофильтры, такие устройства называют водяные покрасочные камеры или камеры с водяной завесой. «Часть работы» ─ поскольку наличие гидрофильтров не отменяет применения работающих вместе с ними сухих фильтров, обычно, расположенных перед вытяжным вентилятором финишных фильтров тонкой очистки.
Гидрофильтры
Поскольку основанием для выделения покрасочных камер с водяной завесой, в отдельный класс оборудования, послужило использование гидрофильтров, они (гидрофильтры) заслужили полное право, быть представленными первыми при рассмотрении устройства таких камер.
Термин «гидрофильтр » в данном случае означает воздушный фильтр, очищающий воздух с помощью воды, служащей фильтрующим материалом. Оговорка «в данном случае» обусловлена тем, что иногда гидрофильтрами называют гидравлические фильтры, т. е. фильтры, применяемые для очистки жидкостей в гидросистемах.
Использование воздушных гидрофильтров не является монополией покрасочных камер. Их, например, устанавливают в системах вентиляции для охлаждения воздуха, защиты от искр, удаления сажи, копоти, жиров, устранения посторонних запахов.
Общее для всех гидрофильтров ─ очистка загрязненного воздуха происходит при его взаимодействии с водой. В зависимости от конструктивного исполнения выделяют экранные (каскадные), форсуночные и безфорсуночные гидрофильтры. Они отличаются по принципу подачи очищающей воздух воды и вследствие этого особенностями работы.
В экранных гидрофильтрах водяные завесы создают при помощи переливных водораспределительных устройств и щитов. В форсуночных ─ для образования водяных завес служат форсунки.
Применяют также насосные и безнасосные барботажно-вихревые гидрофильтры, очистка воздуха в которых, происходит в результате его активного перемешивания с водой. Их название происходит от французского barbotage - перемешивание. Принцип действия ─ пропускание газа или пара (в нашем случае воздуха) через слой жидкости (в нашем случае воды).
В экранном гидрофильтре воздушный поток, содержащий частички ЛКМ и пары растворителя, подается на экран, покрытый сплошным слоем стекающей по нему воды, оборот которой обеспечивается работой насоса. Столкнувшись с водой, крупные частицы теряют скорость и вместе с ней стекают в расположенную под экраном ванну. Загрязнения, преодолевшие эту преграду, удаляются, когда воздушный поток проходит сквозь водяные завесы, расположенные за экраном. Более чистым воздух помогает сделать каплеулавливатель, способный «обрабатывать» вертикальные и перекрестные воздушные потоки.
Наряду с фронтальными могут быть установлены боковые завесы. Более эффективное улавливание красочного тумана обеспечивает активный водяной пол (или активный водяной поддон) ─ закрытая решеткой ванна, возможно, заглубленная в бетонный пол цеха.
В форсуночных гидрофильтрах вода распыляется с помощью форсунок. Как правило, винтовых или тангенциальных с диаметром отверстия несколько мм.
Винтовые форсунки формируют более устойчивый факел, зато тангенциальные проще в изготовлении и реже засоряются. Шаг форсунок устанавливают в зависимости от угла конуса струи (обычно 70-75º) и эффективной длины факела.
Щит из листовой стали или полимерных материалов, установленный между рядами форсунок, помогает создавать направленный поток воздуха, препятствуя его попаданию между водяными факелами.
Расход воды зависит скорости ее течения по наклонным щитам или экрану, а также числа завес и площади их сечения (т. е. толщины слоя воды, составляющего обычно несколько мм). Оборот воды почти замкнутый. Почти ─ поскольку из-за потерь на испарение и удаление особо загрязненных вод ее запас приходится периодически возобновлять. Шлам гидрофильтров окрасочных камер с водяной завесой аккумулируется специальной системой очистки воды от лакокрасочных отходов.
Для того чтобы постоянно находящаяся в движении вода не пенилась, в нее добавляют антивспенивающие добавки.
Корпус ─ «классический» и не совсем
Обязательный атрибут покрасочной камеры ─ корпус. Это не всегда «классический» корпус с полом, стенками и крышей. Он может состоять из одной только фронтальной стенки. Существуют бескамерные технологии нанесения ЛКМ, используемые, например, для окрашивания крупноформатных изделий. И во многих таких устройствах воздух очищают с помощью гидрофильтров. Они могут иметь различное конструктивное исполнение. Например, бескамерные установки с нижним отсосом, состоящие из гидрофильтра, системы вытяжной вентиляции и насосного агрегата. Для окрашивания вертикальных поверхностей применяют оснащенные гидрофильтром подъемные площадки, ─ воздух, загрязненный частицами ЛКМ, вовлекается в щель, образуемую окрашиваемой поверхностью и стенкой гидрофильтра такой площадки.
Наличие боковых стен и крыши способствует созданию направленного потока воздуха и препятствует попаданию в рабочее пространство загрязнений от покрасочных кабин, расположенных рядом.
Корпуса покрасочных камер могут быть цельными или модульными. Наиболее распространенный материал для их изготовления ─ листы (панели) из оцинкованной или нержавеющей стали толщиной 0,8-1,5 мм. Есть опыт использования пластика с антиадгезионным покрытием, толщиной от 10 мм. Преимущества такого решения ─ остатки краски хуже прилипают к поверхностям камеры и их легче удалить.
Размеры покрасочных камер определяются организацией работ и размером изделий, для окрашивания которых они предназначены. Организация работ ─ это где, ─ внутри камеры или вне ее, ─ расположено рабочее место, нужно ли в процессе окрашивания поворачивать изделия, используются ли для их транспортировки подвесные конвейеры, имеющие амплитуду качания и т. д.
Система вентиляции
Система вентиляции обеспечивает требуемое направление движения и равномерность потока отработанного воздуха, подлежащего очистке, ─ от рабочей зоны к гидрофильтру.
Обычно используют центробежные и осевые вентиляторы среднего и низкого давления, параметры которых определяют, исходя из количества воздуха, которое необходимо удалить из покрасочной камеры за единицу времени. Вентилятор может быть установлен на ее крыше. Но при этом, особенно, в случае мощных и «оборотистых» вентиляторов, необходимо предупредить шум и вибрационное воздействие на корпус камеры.
В открытую покрасочную камеру весь чистый воздух или основная его часть поступает через открытые проемы непосредственно из цеха, а его недостаток в помещении восполняет цеховая приточная вентиляция. Для увеличения количества используемого покрасочной камерой воздуха может использоваться впускная воздушная труба, оснащенная клапаном, открывающимся при работе окрасочного оборудования. Это актуально для покрасочных камер, расположенных в небольших помещениях.
Тенденции развития технологий окрашивания, используемых в машиностроении, деревообработке, производстве строительных и иных металлоконструкций, ─ везде, где применяются покрасочные камеры с водяными завесами, ─ определяются поступательным ужесточением требований к охране окружающей среды и санитарно-гигиеническим требованиям, как важнейшему сегменту охраны труда. А также необходимостью увеличения экономической эффективности за счет повышения производительности труда, энерго- и ресурсосбережения, улучшения качества работ.
Соответствовать им можно, увеличивая эффективность фильтров, используя новые конструкционные материалы, энергосберегающее вентиляционное и насосное оборудование, наращивая автоматизацию и роботизацию технологических процессов. А это значит, что окрасочным камерам с водяными завесами предстоит меняться. В большей степени по содержанию, чем по форме. Впрочем, именно это они и делают уже на протяжении многих десятилетий.