Польское судостроение. Польские «десантники» для советской морской пехоты Польский флот во второй мировой войне
21 октября 2017 года в Гданьске состоялась церемония передачи ВМС Алжира построенного польским судостроительно-судоремонтным предприятием Remontowa Shipbuilding SA большого парусно-моторного учебного корабля El Mellah (бортовой номер "938", название в переводе означает "Моряк").
Переданный ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah постройки польской верфи Remontowa Shipbuilding SA. Гданьск, 21.10.2017 (с) Przemysław Gurgurewicz / www.altair.com.pl
О реализации верфью Remontowa Shipbuilding контракта на постройку для ВМС Алжира большого парусно-моторного учебного корабля было объявлено на праздновании 70-летия предприятия 28 июня 2015 года. Корабль El Mellah был спущен на воду 7 ноября 2015 года и стал 1000-м кораблем и судном, спущенным на верфи Remontowa Shipbuilding за ее историю. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.
Морские испытания El Mellah велись с ноября 2015 года. Корабль должен выйти в Алжир в ноябре 2017 года и станет учебным кораблем Военно-морской академии Алжира.
Проект учебного парусника для ВМС Алжира был разработан в 2012-2013 годах по отдельному контракту известным голландским судостроительным проектным бюро Dykstra Naval Architects в партнерстве с польским проектным бюро Choren Design & Consulting (проект В-103/1 по польской номенклатуре), при этом главным конструктором корабля был знаменитый польский проектировщик парусных судов Зигмунд Хорень. Разработчиком отделки корабля выступило бюро Midcon Designer Ltd. Первоначально предполагалось, что строительство корабля будет осуществляться судостроительным объединением Damen Shipyards Group (подобно спроектированному тем же бюро учебному паруснику Shabab Oman II для ВМС Омана). Однако в итоге контракт на постройку получила польская Remontowa Shipbuilding.
Учебный парусник El Mellah для Алжира является крупным кораблем водоизмещением 1820 тонн, оснащенным трехмачтовым фрегатским парусным вооружением общей площадью 3000 кв м. Длина корабля вместе с бушпритом составляет 110 м, ширина 14,5 м, высота верхней палубы над ватерлинией 8,6 м. Вместимость по экипажу и курсантам составляет 222 человека, включая 120 курсантов и 18 преподавателей. Предусмотрено, что треть курсантов могут быть женщинами.
Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях (с) Remontowa Shipbuilding SA
Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях в совместном плавании с польским учебным парусно-моторным кораблем Dar Mlodziezy, 21.08.2017 (с) Przemislaw Kozlowsky / www.am.gdynia.pl
Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях, 15.07.2017 (с) Piotr B. Stareńczak / www.portalmorski.pl
Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить только несколько небольших миноносцев.
Проблему попытались решить после советско-польской войны 1920 года. На мирных переговорах в Риге в 1921 году Польша потребовала от РСФСР часть кораблей Балтийского флота: 2 линкора типа “Гангут”, 10 больших эсминцев, 5 подводных лодок, 10 тральщиков, 21 вспомогательный корабль, а также 2 недостроенных крейсера типа “Светлана”. И все это для защиты 42 миль побережья, на котором к тому же не было ни одного приличного порта. Советской делегации удалось добиться снижения квоты, а затем и вовсе отклонить эти притязания.
Однако польские мечты о великом флоте не угасли. Вице-адмирал Казимеж Порембский (бывший старший офицер легендарного крейсера “Новик” и последний командир линкора “Императрица Мария”) разработал перспективный план развития польского флота, куда включены и два линкора. Вскоре стало ясно, что эту программу Польше не осилить.
В двадцатых годах польский флот планировали пополнить американскими додредноутами, правда, не совсем ясно, какого типа. В некоторых изданиях говорится о пяти линкорах типа “Коннектикут”, но их было построено всего два (“Коннектикут” ВВ-18 и “Луизиана” ВВ-19). Современники говорили о возможности приобретения “Нью-Джерси” ВВ-16, а польский историк Ежи Пертек считает, что предметом переговоров стали линкоры типа “Нью-Гемпшир”.
В любом случае речь идет о достаточно старых кораблях, построенных в период с 1904 по 1909 год, но не это остановило поляков. Расчеты, произведенные в Штабе обороны побережья, показали, что только на окраску этих кораблей уйдут чуть ли не все средства, выделенные на польский военно-морской флот, а содержание этих “престарелых гигантов” сожрет весь госбюджет.
Через некоторое время, когда экономика Польши встала на ноги, снова появились мечты о строительстве бригады линкоров. На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей. Линкоры должны были обладать следующими характеристиками:
Водоизмещение: 25000 т;
Бронирование: 350 мм;
Вооружение: 9 305-мм и 12 150-мм орудий.
Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов), поэтому и эта программа тоже осталась на бумаге.
Во время второй мировой войны в 1940 году после капитуляции Франции англичане предложили полякам (польскому правительству, находившемуся тогда в Лондоне) линейный корабль “Париж” (один из четырех французских линкоров типа “Курбэ”), заложенный 10 ноября 1911 г. на верфи “Форж и Шантье” в Ле Сейне.
Польское командование сначала весьма благосклонно отнеслось к включению в состав своего немногочисленного флота линкора. Решили даже не менять старое название корабля и использовать его в качестве учебного судна и плавучей зенитной батареи. Командующий польским флотом адмирал Ежи Свирский после войны говорил, что он опасался, что если на линкоре будет поднят польский флаг, то немцы предпримут против него свои меры, а потеря корабля больно ударит по боевому духу поляков.
Но кроме высоких соображений польское командование останавливали и более прозаические: у него было слишком мало людей, чтобы укомплектовать устаревший линкор. Именно в этот период полякам передавались эсминцы, сторожевики и торпедные катера, которые и “съели” весь личный состав. Идея была похоронена, и на этом завершились мечты гордых поляков о своем линейном флоте.
Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»ПОЛЬША Боевые машины пехоты BVVP-1 и BWP-1MСоветская БМП-1, производившаяся в Польше по лицензии, получила обозначение BWP-1 (Bojowy Woz Piechoty-1, прямой перевод БМП-1). На 2000 г. сухопутные войска Республики Польша насчитывали более 1400 БМП, однако около половины этих машин уже выработали
Из книги Messerschmitt Bf 110 автора Иванов С. В.Польша Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 г. Над Польшей получили боевое крещение элитные части Геринга – Zerstorergreppen: 1(Z)/LG-1 и I/ZG-1 в составе 1 -го воздушного флота Кессельринга, действовавшего в районе границы Польши и Восточной Пруссии; I/ ZG-76 на юге в составе 4-го
Из книги Gloster Gladiator автора Иванов С. В.Польша В польских эскадрильях Королевских ВВС «Гладиаторы» использовались только на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подполковник Ян Бялый использовал курьерские «Гладиаторы» К7927, К8049 и К8046. На «Гладиаторе Mk I» K7927 (прежде служившем в 603-й
Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён ЛеонидовичПольша Магазинная снайперская винтовка SKW «Алекс» Несмотря на наличие собственной оружейной промышленности, польская армия использовала зарубежные снайперские винтовки или их модификации. Однако периодически предлагались собственные разработки. Так, в 2005 г.
Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.Польша Поляки заказали «Харрикейны» в Англии весной 1939 года. Английское правительство в это время выделило крупный кредит для Польши, на который в Англии были закуплены самолеты. Выбор поляками «Харрикейна» объяснялся просто. Это был единственный тип английского
Из книги Fieseler Storch автора Иванов С. В. Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.Польша У нас нет архивных данных, которыми можно было подтвердить число «Шторьхов», переданных в Польшу после войны, а также проследить их судьбу. Известно, что первый «Шторьх», брошенный немцами, был 23 января 1945 года передан в юношескую авиашколу АК в Быдгощи. Передача
Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав ВладимировичПольша В 1989 г. Польша получила десять истребителей МиГ-29 и три спарки МиГ- 29УБ, самолеты поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка «Варшава», базировавшегося на аэродроме Минск-Мазовецки. Этот полк стал первым в ВВС Польши, получившим реактивные
Из книги Нацистская Германия автора Колли РупертПольша VIS 35 Radom VIS 35 выпуска 1938 года VIS 35 выпуска 1939 годаПистолет VIS был принят на вооружение Войска Польского незадолго до начала Второй Мировой войны. Создателями пистолета являются польский конструктор Петр Вильневчиц, выпускник Михайловской артиллерийской академии,
Из книги Разведка Судоплатова. Зафронтовая диверсионная работа НКВД-НКГБ в 1941-1945 гг. автора Колпакиди Александр ИвановичПольша: гарантии Версальский мирный договор отрезал Восточную Пруссию от остальной Германии полоской земли, известной как «польский коридор». В конце этого коридора, на берегу Балтийского моря, располагался бывший немецкий город Данциг, объявленный теперь «вольным
Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц ДитрихГлава 22. Польша Согласно официальным советским данным, в годы Второй мировой войны на территории Польши действовало 90 советских партизанских отрядов и групп общей численностью около 20 тыс. человек. При этом нужно учитывать, что в 1942–1944 годах в составе советских
Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий ЮрьевичПольша Промежуток времени между чехословацкими событиями и вторжением в Польшу был проведен с пользой. Мы совершенствовали свою подготовку, стараясь сохранить свои подразделения в прекрасном состоянии. Другие полки 22-й дивизии тоже начали тренировки по высадке с
Из книги Линкоры второстепенных морских держав автора Трубицын Сергей БорисовичРЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Пистолет WIST-94L Пистолет WIST-94 был разработан польским военным институтом техники и вооружений WITU (Wо]skowy InstytutTechniczny Uzbrojenia) в 1992–1994 гг. Производится заводом Ргехег, расположенным в городе Лодзь. Пистолет WIST-94 в 1997 г. принят на вооружение польской
Из книги Гитлер. Император из тьмы автора Шамбаров Валерий ЕвгеньевичПольша Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить
Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил24. Как сгинула Польша Большинство немцев с радостью восприняло подписание договора с Россией. Ведь в самые тяжелые времена, после Версаля, наша страна показала себя надежным другом Германии. Славили мудрость фюрера – вон какой молодец, подурачил Запад, урвал все
Из книги автораПольша Эмблема броневых сил Польши.Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны
Первый корабль будет называться «Львов» (Lwów). Такое название решило присвоить Польское морское пароходство новому кораблю, который скоро будет спущен на воду после окончания строительства на судоверфи в Китае. Судно будет иметь грузоподъемность 39 тысяч тонн.
Контекст
Львов - не Польша, Крым - не Россия
Петр и Мазепа 25.09.2017Польша хочет вернуть Львов
Haqqin.az 11.09.2017Львов превращается в мусорную свалку
The Guardian 26.04.2017Литовцы «завоевывают» Львов
Delfi.lt 20.09.2016Другие корабли получат названия бывших польских городов Тернополь (Tarnopol) и Вильнюс (Wilno), расположенных сегодня на Западной Украине и в Литве. Об этом сообщил представитель госкомпании Польское морское пароходство Павел Бжезицкий (Paweł Brzezicki).
«Мы меняем названия кораблей, которые уже готовы на китайских верфях… Для всей западной Польши эти названия приятные и ностальгические…» — подчеркнул Бжезицкий.
До начала Второй мировой войны польский учебный парусник носил название «Львов». По словам Бжезицкого, названия новых польских кораблей не спровоцируют скандал или споры на политическом уровне.
«Всего будет построено пять кораблей. Первый из них — „Львов“. Это политически нейтральное название. В течение многих лет один из наших кораблей носил название „Львовские орлята“ (Orlęta lwowskie — название польских ополченцев, с оружием в руках принимавших участие в обороне Львова во время Польско-украинской войны 1918-1919, — прим. ред.) . И никого это не удивляло, тоже самое можно сказать и о названии „Львов“», — говорит Бжезицкий. В немецком флоте есть ледокол Stettin (назван в честь ныне польского города Щецин. Этот город с 1720 года до XX века находился в составе Пруссии, — прим. ред.) .
28 ноября 2017 года в Гданьске состоялась церемония ввода в состав ВМС Польши нового тральщика-искателя мин Kormoran (бортовой номер "601") проекта 258 (шифр Kormoran II). На церемонии, приуроченой к 99-летию польского флота, присутствовал министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич. Корабль вошел в состав 13-го дивизиона тральщиков 8-й флотилии обороны побережья (13. Dywizjonu Trałowców 8. Flotylli Obrony Wybrzeża) ВМС Польши.
Kormoran построен польской верфью Remontowa Shipbuilding (официальное название Gdanska Stocznia "Remontowa" im. J. Pilsudskiego S.A.) в Гданьске. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.
Проект 258 является долгостройной программой польского флота по созданию тральщика нового поколения, начатой еще в 1980-е годы. Первый вариант проекта (как проект 257 под шифром Kormoran) был закончен в 1999 году, но отменен постройкой по финансовым и техническим причинам в 2002 году. В своем нынешнем облике программа как Kormoran II была реанимирована в 2007 году, проектирование корабля велось с 2011 года совместно конструкторским бюро Centrum Techniki Morskiej (CTM) и верфью Remontowa Shipbuilding, их консорциум и получил в сентябре 2013 года контракт министерства национальной обороны Польши на постройку головного тральщика (с опционом еще на два) общей стоимостью 1,2 млрд злотых (около 320 млн долл).
Головной корабль Kormoran был начат постройкой на верфи Remontowa Shipbuilding в Гданьске в апреле 2014 года, спущен на воду 4 апреля 2015 года и вышел на заводские ходовые испытания 13 июля 2016 года. Хотя по условиям контракта тральщик должен быть сдан 30 ноября 2016 года, однако из-за затягивания испытаний и неоднократных доработок корабль был сдан с опозданием на год.
Начало постройки двух опционных кораблей Albatros (бортовой номер "602") и Mewa ("603"), которые должны быть сданы в 2019 и 2022 годах, пока отложено до получения результатов испытаний головного тральщика. В ВМС Польши три кораля проекта 258 должны заменить четыре устаревших тральщика проекта 206FM постройки 1960-х годов.
Kormoran имеет корпус из немагнитной стали, полное водоизмещение 850 тонн. Длина корабля 58 м, ширина 10,3 м, осадка 2,7 м. Экипаж 45 человек (включая семь офицеров) плюс места еще для шести человек. Энергетическая установка включает два дизельных двигателя MTU 8V 396 TE74L мощностью по 1360 л.с., приводящих через двухступенчатую трансмиссию ZF S360NR DAP/PTI два крыльчатых движителя Шнейдера Voith Schneider Turbo 21 GH/160, также имеется подруливающее устройство Schottel STT 170 AMAG мощностью 135 л.с. Скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания на полном ходу 2500 миль, автономность 10 суток.
Любители выискивать на наших кораблях помятости от деформаций металла во время сварки будут счастливы при созерцании этого польского кораблика.
Такое впечатление, что он сделан из жеваной бумаги
Для сравнения наши новые корабли проектов 22160, 22800 и 20380 выглядят гораздо аккуратнее и качественнее
При этом, начали строить польский тральщик массой 850 тонн в апреле 2014 года...
А ведь когда-то СССР массово закупал у Польши десятки военных кораблей.
БДК проекта 775 - 28 шт (ПНР)
СДК проекта 770 - 35 шт (ПНР)
СДК проекта 771 - 25 шт (ПНР)
СДК проекта 773 - 8 шт (ПНР)
СРЗК проекта 864 - 7 шт (ПНР)
КИК проекта 1128/1129 - 3+1 шт (ПНР)
ПМ проекта 300 - 8 шт (ПНР)
ПМ проекта 301 - 2 шт (ПНР)
ПМ проекта 303 - 4 шт (ПНР)
ПМ проекта 304 - 28 шт (ПНР)
Госпитальное судно проекта 320 - 4 шт (ПНР)
Экспед. океаногр. судно проекта 850 - 11 шт (ПНР)
Экспед. океаногр. судно проекта 852 - 6 шт (ПНР)
УК проекта 887 - 3 шт (ПНР)
Катера проекта 620 - 40 шт (ПНР)
и др.
плюс в Польше были построены для СССР 5 великолепных парусников - "Дружба", "Мир" , "Херсонес", "Паллада", "Надежда" (из которых 4 сейчас находятся у России и 5-й гниёт вна Украине в Одессе, не выходил в море с 2001 года)
После вступления Польши в Евросоюз польское судостроение окончательно протухло. Ну и хрен с ними.