Рассказы о богах древней греции афина. Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна
Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции . Афина входит в число двенадцати великих олимпийских богов . Кроме того, она является богиней знаний, искусств и ремёсел; девой-воительницей, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, сноровки, ума, изобретательности.
Благодаря своей необычной внешности, Афина легко отличима от других древнегреческих богинь. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - держит в руках копьё, одета в доспехи. На голове шлем, как правило, коринфский - с высоким гребнем. Её щит – эгида – обтянут козьей шкурой и украшен головой Горгоны Медузы . Её сопровождают священные животные:
- сова (символ мудрости),
- змея (также символ мудрости)
Её растение – олива – священное дерево древних греков.
Её называли «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза.
Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространена версия из «Теогонии» Гесиода . Царю богов Зевсу было предсказано, когда его первая жена Метида забеременела, что у неё родится двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в мудрости и храбрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Зевс не хотел терять главенство над миром. По совету Урана и Геи он хитростью заставил Метиду стать маленькой и проглотил её.
Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса.
Афина появилась на свет взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.
Интересен миф о том, как Афина получила владычество над греческой местностью Аттика , чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху.
Согласно этому мифу, первым пришёл в Аттику Посейдон , в землю на Акрополе ударил трезубцем, и возник источник морской воды, который показывали в Эрехтейоне в историческое время. Следом за ним появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи присудили победу Афине, поскольку её подарок является более полезным, город назвали её именем, Разгневался Посейдон и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.
Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. В отличие от Артемиды и Гестии , богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.
Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле , самом грозном и сильном греческом воине. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении.
Будучи богиней ремесел, Афина причастна и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.
В этой связи существует только один миф об Афине, где говорится о смертной женщине. Афину, как богиню ремесел, на состязание в мастерстве вызвала слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина была восхищена безукоризненной работой своей соперницы, носюжеты, изображенные на полотне, её взбесили. Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду , ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. В следующей сцене была изображена Даная , которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; затем Арахна выткала изображение девы-Европы , которую Зевс похитил, обернувшись великолепным белым быком.
Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная женщина не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину.
В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.
Богиня Афина , в легендах Греции считается богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Миф о богине Афине повествует, что она являлась дочерью Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его трона, проглотил беременную супругу.
Однажды у Зевса ужасно разболелась голова. Он стал мрачным и грустным. Видя это, боги ушли, чтоб не попасться под горячую руку громовержца. Боль не проходила. Зевс не находил места и едва не кричал от мучений.
Тогда, владыка Олимпа послал Ганимеда за Гефестом. Божественный кузнец прибе-жал в том, в чем был, весь в саже и с молотом в руке.
— Сын мой, — обратился к нему Зевс. — Что-то случилось с моей головой. Ударь меня своим медным молотом по затыл-ку.
Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.
— Но как? — возмутился он. — Не могу...
— Можешь! — сурово приказал Зевс. — Так, как бьешь по наковальне.
И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса рас-кололся, и из него вышла дева в полном вооружении и стала рядом с родителем. От мощного прыжка девушки заколебался Олимп, лежа-щие вокруг земли задрожали, закипело море, выпал снег, покрывший вершины гор. Боги долго не могли прийти в себя. Гефест от ужаса вы-ронил молот.
Зевс был изумлен, но, не желая пока-зать, что он не всеведущ, как ни в чем не бывало обратился к Гефесту:
— Это твоя сестрица Афина. Поскольку выйти на свет ей помог удар твоего молота, она будет, как и ты, владеть мас-терством.
Гефест был недоволен, т. к. привык быть единственным мастеровым на Олимпе.
— Твой молот останется у тебя, — успокоил его Зевс. — Афина получит веретено и будет прясть. Так появилась благоразумная богиня Афина. Она, не жалея сил, проводила время за работой, что-бы одеть и обуть богов Олимпа . Когда же до ее слуха доходил свист стрел или мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу.
Афина - богиня мудрости
Афина - была мудрее всех дру-гих богов, так как родилась из головы Зевса. Зевс знал об этом, и со-ветовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. Люди, желая обустроить свою жизнь, обращались к Афи-не, богине мудрости, за помощью и советом. Это она научила дев из шерсти вытягивать нити, а затем сплетать их в плотную ткань, украшать узо-рами. Юношам она показала, как чистить шкуры, как смягчать кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать, делать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Это богиня Афина помогала художникам, украшать жизнь красками. Все люди, славили богиню-деву, называя ее Работницей и Полиадой (от слова «полис», обозначавшего у греков город-государство), потому что она приучила народ к городской жизни.
Но, как известно род человеческий не благодарен, - все хорошее быстро забывает. Все стали рассказывать о лидийской деве Арахне, которая уверяла, что может выши-вать не хуже, чем Афина. Услышала это богиня-воительница и не-медленно спустилась на землю. Появившись в образе старицы, Афина посоветовала Арахне, мо-лить великую богиню о прощении за дерзкие слова и гордыню. Но Арахна гру-бо оборвала Афину, пытавшуюся ее образу-мить.
— Старость отняла у тебя соображение! — закричала она. — Афина просто боится вступить со мной в честное состязание!
— Я здесь, неразумная! — воскликнула Афина, принимая свой божественный облик. — И готова явить свое мастерство.
Афина изобразила в центре своего полотна двенадцать олимпийских богов во всем их величии, а по углам размести-ла четыре эпизода поражения смертных, бросивших вызов богам. Милостива богиня к признающим свою вину, и еще не поздно было Арахне ос-тановиться. Но самонадеянная лидиянка с презрением взглянула на работу богини и, приступив к своему полотну, выткала на нем сцены с любовными похождениями богов. Фи-гуры богов были совершенно живыми, казалось, что вот-вот заговорят. Афина, охвачен-ная яростью, ударила Арахну челноком. Не стерпела обиды царевна и повесилась. Но Афина не дала ей умереть, а пре-вратила в паука. С тех пор Арахна и ее потомство висят в углах и ткут тонкую серебряную сеть.
Особым покровительством Афины пользовался город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием. Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью. Есть интересный факт - сова, птица с выпуклыми разумными глазами была посвящена Афине. Изображение совы чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.
Ирида - вестница богов
Царица Савская и Соломон
Торжество Гора
Гибель цивилизации майа. Часть2
Робот-художник
Робот по имени Пол, созданный в рамках проекта Aikon-II, рисует довольно убедительно и естественно. Его алгоритмы плод многолетнего изучения и...
Хроники смутного времени
После того, как прервалась династия Рюриковичей, Россия начала медленное, но верное движение к Смутному времени. На годы царствования нового правителя, ...
Орошение полей в Древнем Египте
Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали оседлыми земледельцами. Они начали разводить злаки, росшие...
Философия Древнего Востока
Особенности направлений древнеиндийской философии: брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы. Школы и направления древнекитайской философии: конфуцианство; даосизм; ...
Тайна Ноева ковчега
В 1840 году в турецком журнале (Стамбул) появилось сообщение об обнаружении ковчега. В статье детально рассказывалось о том как нашли реликвии. ...
Афина – дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Афина богиня мудрости и справедливой войны, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» и «пестровидной змеей». Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города).
Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.
Внешность и символы богини
- Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня.
- Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами.
- На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны.
- Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.
Миф о флейте
Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.
О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.
С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).
Древнегреческая Афина - богиня войны, мудрости, ремёсел, знаний и искусств. Такой спектр обусловлен характером и деятельностью, которую приписывали божеству эллины.
Афина - пятое дитя Зевса, согласно преданью, была рождена необычным способом. Главный втайне от Геры женился на Метиде. Но вскоре Зевс узнал, что сын свергнет его с престола. Об этом ему сообщили мойры (или Уран и Гея - по другим источникам). Разгневанный бог, дабы предотвратить утрату власти, проглотил беременную супругу. После этого у него сильно разболелась голова, и он попросил Гефеста разрубить её. Из головы Зевса появилось новое божество - Афина.
Богиня войны по характеру отличается от Ареса, который также покровительствует сражениям. Последний воплощает собой необдуманную агрессию и необоснованную храбрость, тогда как Афину связывают со стратегическим планированием. Её также называют богиней справедливой войны. В противоположность Афродите -олицетворению женственности и любви - покровительница сражений обладает чертами мужественности. Афина выручала своих почитателей в трудную минуту - благодаря правильной стратегии, им удавалось преодолеть самые серьёзные сложности, победить врагов. Поэтому частой спутницей богини стала Ника (Победа).
По легенде, с детства отличалась любознательностью и проявляла интерес к наукам, поэтому отец решил сделать её покровительницей знаний. Афина - богиня войны, мудрости и ремёсел - не раз подсказывала древним грекам нестандартные, но эффективные решения. Она обучила Эрихтония искусству а Беллерофонта - укрощению крылатого коня, Пегаса. Афина, богиня войны и мудрости, помогла Данаю сконструировать огромное судно, на котором он добрался до Греции. Некоторые мифы приписывают божеству покровительство миру и благосостоянию, браку, семье и продолжению рода, развитию городов, а также целительские способности.
Согласно преданию, за право дать своё имя столице Эллады сражались два претендента: Посейдон (покровитель морей и океанов) и богиня Афина. Фото археологических находок и другие данные свидетельствуют о том, что в древние времена город представлял собой архитектурный шедевр: белокаменные дворцы, гигантские стадионы и украшенные резьбой храмы. Бог Посейдон пообещал, что греки никогда не будут нуждаться в воде, если назовут столицу его именем. А покровительница мудрости предложила эллинам вечный достаток пищи и денег и преподнесла в дар горожанам саженец оливы. Греки сделали свой выбор, и сегодня столица Греции носит имя богини, а считается её священным символом.
Храм богини Афины - Парфенон - расположен в Акрополе на высоте, равной приблизительно 150 м над уровнем моря, он являет собой гигантское белокаменное сооружение, шедевр архитектуры. Внутри него находится статуя богини, выполненная из золотых пластин и слоновой кости. Со всех сторон храм окружают 46 огромных стройных колонн.
Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура
Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.
Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.
Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.
Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов
Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin
Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.
Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg
Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.
Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!
Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.
Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой
Athena Varvakeion
Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.
Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).
Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.
Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.
Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.
Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей
Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре
Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.
На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.
Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:
Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.
«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).
Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).
Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen
Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939
Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.
Louvre Museum
Athéna Parthénos dite Minerve au collier
Louvre Museum: Greco-Roman collection
Palazzo Altemps - Rome
Athena Porte Dorée
Austria, Vienna, Austrian Parliament Building
Athena_Partenos_from_Prado
«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)
Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».
Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow
Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.
Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен
Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ
Athena Lemnia (Bologna)
Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens
Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент
Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam
Athena (Museumsberg, Flensburg)
Pallas Athene, Bildhauer
Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)
Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа
Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis
The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B
Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)
Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.
Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original
Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.
thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)
Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)
Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina
В Сочи
Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus
Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia
Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci
Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).
Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.
Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave
Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté
Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva
Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini
Strasbourg, Université
Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni
Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.
Mattei Athena Louvre