С какими именами существительными совпадут глаголы покрыть. Лексические омонимы и омоформы
1). Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:
Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:
Дети редко прислушиваются (к чему?)
к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?)
им (Д.п.).
Люди были измучены, но верили (во что?)
в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?)
на неё (Д.п. с предлогом на).
2). Разное управление у глаголов и существительных:
интересоваться искусством (Т.п.) - интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) - любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) - ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) - уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) - доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) - сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)
3). Разное управление у слов со сходным значением:
беспокоиться о чём-либо (П.п.) - тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) - заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за
)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за
) – оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на
)
сообщать кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в
) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за
)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о
) - рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на
)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)
) - уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для
)
4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:
Замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.
5) Употребление названий произведений литературы и искусства.
В «Войне и мире»
В кинофильме «Война и мир»
актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм
и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете "Щелкунчик" либо: В «Щелкунчике
ЗАПОМНИ
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.
Родительного падежа требуют глаголы:
Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)
Глаголы с отрицанием : не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)
Дательного падежа требуют глаголы:
кому? чему?
Давать, верить, доверять, угрождать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)
Винительного падежа требуют все переходные глаголы:
кого? что?
Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)
Творительного падежа требуют глаголы:
кем? чем?
Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)
Для многих глаголов характерно двойное управление:
Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо
Варианты норм
Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п
), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.
)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п
.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)
ВНИМАНИЕ
Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу .
Но с местоимениями : скучать (по ком?) по нас, по вас .
Тема урока: Как образуется повелительное наклонение глагола.
Цель: закрепить полученные знания по использованию форм повелительного наклонения в речи.
Задачи:
Учить различать формы наклонений глагола;
Развивать память, речь, словарный запас учащихся;
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над темой: «Как образуется повелительное наклонение», будем учиться различать формы наклонений глагола.
^ II . Повторение изученного материала (презентация)
Что изучает синтаксис? (2 слайд)
Что изучает пунктуация? (3 слайд)
Что такое грамматическая основа предложения? (4 слайд)
Какое предложение называется простым? (5 слайд)
Какое предложение называется сложным? (6 слайд)
Какие виды сложных предложений вы знаете? (7 слайд)
Что вы можете сказать о следующих предложениях? (знаки препинания не расставлены) (8 слайд)
^ Звёзды меркнут и гаснут. (9 слайд)
Париж – столица Франции . (10 слайд)
Выпишите цифры, под которыми написаны словосочетания. (11 слайд)
^ 1) Закончить дело;
2) чудесный день;
3) Зима ходить;
4) Красный и синий;
5) Вдали от Родины;
6) Малыш улыбается;
7) В солнечный день.
1, 2, 5, 7 (12 слайд)
III. Работа по теме урока
Выборочное списывание (презентация) (1 слайд)
Новых друзей наживай , а старых не теряй .
Не учи рыбу плавать.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Не спеши языком, торопись делом.
Не трать времени даром.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (3 слайд)
Правильные ответы (4 слайд)
Работа по группам
С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, попугать, плакать , если им придать форму повелительного наклонения?
Группа № 2
Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, соли , если перенести в них ударение с первого слога на последний?
^ Информационная справка из истории слова (5 слайд)
Упражнение № 622
^ I вариант – записывает предложения с глаголами в форме повелительного наклонения.
II вариант – записывает предложения с глаголами в форме сослагательного наклонения.
^ Индивидуальные задания (работа по карточкам)
Вернуться, отдать, переживать, печалиться, плакать, порадовать, выучить, вылить.
Тестирование
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
а) отрежете
б) отрежьте
в) напишите
г) напишете
д) продаёте
е) продайте
4) глаголы читаю, напишу, рисовал какого наклонения?
а) изъявительного,
б) сослагательного,
в) повелительного.
5) В каких глаголах пишется ь?
а) не эконом…те
б) не удержит…ся
в) поклониш…ся
г) намаж…те
6. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола? Исправьте их.
а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
в) Отрежте мне кусочек пирога.
г) Заплатите за товар, будет у меня навар.
IV. Итог урока (6 слайд)
V. Домашнее задание
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).
Метод обучения: системно-деятельностный.
Уровень подготовленности класса: высокий.
Образовательные цели:
- Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
- Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
- Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
- Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.
Развивающие цели:
- Развивать речевой слух.
- Формировать понимание связанности языковых явлений.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся.
Воспитательные цели:
- Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
- Формировать школьника как грамотную личность.
- Развивать интеллект учащегося.
Оборудование:
- Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2005.
- Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман — Орловой. — М.: Дрофа, 2006 .
- Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
- Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
- Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
- Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).
Ход урока
- Организационный момент.
На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
- Закрепление и проверка усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.
Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик…
- Задание:
- Решить (II спр.) — они решат — реши — решите
- Решать (I спр.) — они решают - решай — решайте
- Улыбаться (I спр.) — они улыбаются — улыбайся — улыбайтесь
- Улыбнуться (1 спр.) — они улыбнутся — улыбнись — улыбнитесь
- Ехать (не образуется)
(Вывешивается плакат): Запомните!
От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.
- Поехать — поезжай - поезжайте
- Ездить - езди — ездите
- Устная работа по исправлению ошибок в речи.
У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.
Исправим ошибки ребят.
- Нарисовай мне барбоса
- Отскорлупай мне яйцо.
- Спей мне песню о глупом мышонке.
- Замолоточь этот гвоздик.
- Почесай меня.
- Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
- Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные — в группах по четыре человека).
- Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
- Индивидуальные задания.
- Карточка № 1
С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?
Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.
- Карточка № 2
Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?
Ответ. Омонимия, перед нами омографы.
- Карточка № 3
Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог — ка отделить дефисом?
Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.
- Карточка № 4
Вставьте пропущенные буквы.
Ребята, пиш…те быстро!
Когда напиш…те, сдадите тетради.
— Какое явление мы наблюдаем?
Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.
- Проверка домашнего задания (упр. 195).
Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.
Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.
- Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).
В каком глаголе пишется –и-?
- Вынес…те, пожалуйста, мусор.
- Когда вынес…те, можете быть свободны.
- Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
- Как только выбер…те, я продам.
Ответ: 1
- Информационная справка из истории слова.
Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста . Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.
Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?
- Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
- Графический диктант.
Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.
Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.
- Запишем предложение.
Пусть ребята идут на тренировку .
Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).
Произведём синтаксический разбор нашего предложения.
Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.
- Выполняем упражнение № 200.
Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да , которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.
- Подведение итогов урока.
Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.
Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)
Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.
Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь
24. Какие три местоимения в русском языке самые чистые 25. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам 26. Какое местоимение требует чистоты 27. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и скромным 28. Какое местоимение является помощником у прилагательного 29. Какие глаголы без -ся не употребляются 30. Назовите десять глаголов, от которых нельзя образовать возвратных.
31. Замените приводимые ниже словосочетания глаголами: сделать бессильным – сделаться бессильным; сделать слабым – сделаться слабым; делать чёрным – становиться чёрным; превратить в лёд – покрыться льдом.
32. Какие из известных вам грамматических терминов являются по происхождению причастиями 33. Могут ли наречия употребляться при именах существительных Приведите несколько примеров.
34. Есть ли наречия в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» 35. В овощном магазине было такое объявление: «В продажу поступила молодая картофель».
Какого рода слово картофель Как это доказать Каким способом – морфологическим или синтаксическим 36. Определите род следующих существительных: проявитель, водитель, заместитель, двигатель, зритель, артель, числитель, житель, картофелекопатель, покупатель, строитель, постель, предатель, слушатель, канитель, руководитель, избиратель, метель, звукоуловитель, любитель.
*37. Древнегреческий грамматик Аммоний, живший в IV веке до нашей эры, приблизительно так объяснял род существительных: названия активных предметов – мужского рода, а названия пассивных предметов – женского рода.
Согласно другой теории происхождения грамматического рода, названия больших и сильных предметов – стали существительными мужского рода, а названия малых и слабых – существительными женского рода.
Проверьте эти теории на русских словах: река, море, солнце, луна, земля, месяц, небо, океан, пруд, ручей.
38. Определите род следующих слов: врач, край, ракета, джунгли, космонавт, солнце, Черных, тропики, плакса, звено, староста, каникулы, эхо, инженер, время, умница, поколение, звезда, тень, такси, Тбилиси, река, шимпанзе, город, стиляга, кофе, сочи, пенсне, Альпы, какао, Карпаты, пень.
Выпишите в следующем порядке: 1) существительные мужского рода, которые могут обозначать мужчин и женщин; 2) существительные общего рода; 3) существительные «никакого рода»; 4) существительные мужского рода; 5) существительные женского рода; 6) существительные среднего рода.
*39. Слово падеж является переводом греческого слова, буквально «падение». Вначале это греческое слово употреблялось в языке игроков в кости (бросив во время игры кость, которая падала той или другой стороной кверху).
По образному представлению древних греков – слова, изменяясь по падежам, словно бы падают со ступеньки на ступеньку. Попадая на «ступеньку» какого-нибудь косвенного «падения», слова отклоняются от своего первоначального положения.
Изобразите наши падежи в виде шести ступенек, каждую из них обозначьте сокращенно И., Р., Д., В., Т., П.
Запишите над соответствующими ступеньками все существительные из предложения: Свой рекорд по плаванию стилем кроль спортсменка нашей страны установила в Токио.
40. Когда мы говорим два письменных стола, то имеем в виду, конечно, не один стол. Почему существительное стол употребляется в этом сочетании в единственном числе, хотя прилагательное, к нему относящееся, имеет форму множественного числа 41. Какие из названных существительных могут употребляться с количественным числительным два, а какие с собирательным числительным двое Почему Сани, бани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.
*42. М. В. Ломоносов в одном из параграфов «Российской грамматики» так определил правило употребления собирательных числительных: «Числительные двое, трое, четверо, десятеро и прочие во всех падежах требуют существительного в родительном падеже множественном:
двое мещан, трое беглых, десятеро разбойников. Но сие употребляется только о людях, и то по большей части низких, ибо неприлично сказать:
трое бояр, двое архиереев, но: три боярина, два архиерея» (§ 491).
Какое же правило действует в современном русском языке Употребите числительные четыре или четверо с существительными:
мальчик, друг, девочка, подруга, боец, депутат, министр, женщина, доярка, петух, курица, волк, дом, ножницы, сутки.
43. Какие из названных существительных можно считать Почему 1) молоко, пиво, мука, сахар, бензин, белизна, грусть, езда, ходьба, плаванье. 2) Сани, брюки, ножницы, часы, грабли, сутки, опилки, сливки, хлопоты.
44. Прочитайте предложения с предлогом, а затем без него. Изменился ли смысл предложения Докажите свою точку зрения.
Граф Аракчеев был близок к царю.
Граф Аракчеев был близок царю.
45. Предлоги послелоги.
В тюркских и финно-угорских языках совсем немного предлогов, а больше так называемых «послелогов». Они отличаются от предлогов тем, что стоят не впереди, а после знаменательного слова. Например, русское за Родину в узбекском языке – ватан учун (ватан – Родина).
Среди русских предлогов есть один, который может употребляться и как предлог, и как «послелог». Найдите его среди других: без, близ, в, вне, внутри, возле, вокруг, впереди, до, для, за, из, из-за, из-под, к, кроме, мимо, на, над, напротив, о, около, от, перед, по, под, позади, посреди, при, про, против, ради, с, сквозь, через, у.
46. Кто больше Образуйте от полных форм прилагательных с основой на шипящую краткие, где это возможно. Объясните эту возможность.
Рыжий, пригожий, верблюжий, бесстыжий, медвежий, чернокожий, казачий, могучий, кипучий, птичий, ребячий, пахучий, телячий, колючий, горячий, блестящий, пропащий, шипучий, жгучий.
47. Запишите несколько пословиц или поговорок с краткими именами прилагательными.
48. Замените данные словосочетания прилагательными в значении существительных. Употребите два- три из них в предложении (стихотворении, пословице, поговорке).
1) Солдат, стоящий на посту. 2) Идущий куда-нибудь человек. 3) Трудящийся, принадлежащий к рабочему классу. 4) Мощёная улица. 5) На евшийся, утоливший голод человек. 6). Человек, испытывающий голод. 7) Минувшее время, прошедшая жизнь. 8) Время, следующее за настоящим.
9) Специалист по шитью платья. 10) Руководитель (-ница) звена.
49. Викторина по теме «Местоимение».
1. Какие три местоимения не имеют форм именительного падежа 2. Какие местоимения употребляются только в именительном падеже 3. Какие три местоимения могут быть и личными и притяжательными 4. Какие разряды местоимений различаются только значением 5. Какие два местоимения различаются в косвенных падежах только ударением 6. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам 7. С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н 8. В середине каких местоимений пишется ь 9. Формы каких местоимений одинаковы в творительном и дательном падежах 10. Припомните десять слов (существительных, прилагательных), образованных от местоимений.
11. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин 12. Объясните смысл и морфологические признаки местоимений в пословице о двуличном человеке: при тебе – за тебя, без тебя – на тебя.
13. Вспомните крылатые выражения, составленные из местоимений.
*50. Кто больше За определённое время запишите как можно больше возвратных глаголов со значением:
1) Действие совершает над собой само лицо (одеваться);
2) Взаимность действия (мириться);
3) Различные чувства, переживания (радоваться);
4) Процессы и свойства предметов (рвётся);
5) Свойства живых существ (кусается);
6) Различные состояния человека (безличные глаголы, например, нездоровится).
51. Викторина по теме «Возвратные глаголы».
1) Какие глаголы без -ся вообще не употребляются 2) Назовите глаголов, от которых нельзя образовать возвратных. 3) Подберите несколько пар таких глаголов, в которых -ся придаёт производному совершенно иное значение, например, сказать и сказаться (отразиться, обнаружиться). 4) Подберите несколько пословиц, поговорок или изречений из известных вам стихотворений, песен с возвратными глаголами.
52. Назовите несколько глаголов с суффиксом -ну-, не имеющих несовершенного вида (например, грянуть). Вспомните отрывки известных вам стихотворений, в которых встречаются данные глаголы.
53. Образуйте глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида: говорить – ; ловить – ; брать – ; приходить – ; ложиться –.
54. Запишите как можно больше пословиц, поговорок, стихотворных строк с глаголами в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени.
55. Составьте или выпишите из какого-нибудь текста предложения, содержащие глаголы в личной и безличной формах.
56. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом 57. Какие формы глагола приближаются по своему значению к словам других частей речи 58. Какие имена существительные превращаются в форму повелительного наклонения глагола, если смягчить конечный согласный 59. Какие имена существительные совпадают по написанию с неопределённой формой глагола 60. В какой форме проявляется различие двух значений глагола косить («срезать косой» и «быть косым, косоглазым») *61. Причастие или прилагательное Внимательно прочитайте приводимые ниже примеры и определите, причастиями или прилагательными являются выделенные слова. Затем «превратите» причастия в прилагательные и наоборот.
1) Память у него была блестящая.
2) Подходящие к перрону поезда.
3) Резко выдающийся вперёд подбородок.
4) Отражённый свет Луны.
5) Избалованный чрезмерной любовью ребёнок.
6) Смеющиеся лица малышей.
7) Яркие, кричащие краски.
8) Взволнованный блуждающий взгляд.
9) Раскисшая от дождя погода.
10) Спокойный, сдержанный характер.
11) Всеми уважаемый товарищ.
*62. Прочитайте отрывок из комедии Д. Фонвизина. В каком значении употребляется здесь слово грамматика О каких частях речи идёт разговор Правдин (взяв книгу) … Это грамматика. Что же вы в ней знаете Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное Митрофан. Дверь, котора дверь Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта Прилагательна.
Правдин. Почему же Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.
63. Укажите, какие из приведённых ниже слов имеют одинаковые окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ, степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
О Т В Е Т Ы 2. Определение какая при слове домина автор поставил в форме женского рода, а местоимение в этом стоит в форме мужского рода.
5. Носков, чулок, бурят, монголов.
6. Все они содержат субстантивированные слова: смелого, старое, пустое, порожнее, ленивому, старого, бывалого.
7. Мужского рода. Можно. Синтаксически – в словосочетании гардинный тюль; морфологически – занавески из тюля, вышивать по тюлю.
8. Якоря. Штормы. Якори – устар. Шторма – профессиональное.
9. 1) Ворота («Волк на псарне»). 2) Переговоры (там же). 3) Очки («Мартышка и очки»). 4) Щи («Муму» И. С. Тургенева).
10. Теремок, лесок, ленок, мирок, листок.
11. Да, могут, если обозначают разновидности (сорта) каждого из веществ, названных приведёнными в задании существительными. Например: сортовые стали, растительные жиры, технические масла и др.
12. Ножницы, щипцы, плоскогубцы, тиски, грабли, вилы, носилки и др.
13. В предложном: в доме и на дому, о саде и в саду и т. д.
14. В винительном падеже: в среду – в среду.
15. Существительное ость (ср.: остистый). Толковый словарь русского языка представляет два значения существительного ость: 1) у растений – тонкий, заострённый, иногда колючий или перистый отросток на верхушке или спинке нижней цветковой чешуи или (реже) колосовой чешуи у многих злаков – остистая (безостая) пшеница и т. д.; 2) у млекопитающих животных – верхний ярус волосяного покрова, относительно тонкие у основания и утолщённые у вершины, длинные и прямые волосы.
17. «Зимняя дорога»: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика, – то разгульно удалое, то сердечная тоска…» 18. Русской национальности (русский, русская).
19. Прошлое («… забудем прошлое, уставим общий лад…»); другие (…с другими грызться рад…); ловчий, мировая (…»с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой…); гончие (… и тут же выпустил на волка гончих стаю»).
20. Первый. Второй. Способ образования морфологический (супплетивация).
21. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт (дверь).
22. Некого, нечего, себя.
23. Кто не с нами, тот против нас. Один за всех и все за одного и др.
24. Вы, мы, ты.
27. Я: всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.
28. Самый. Ср.: Самый добрый, самый умный, самый тёплый и т. д.
29. Смеяться, улыбаться, стараться, бояться, гордиться, карабкаться и др.
30. Бежать, болеть, греметь, гудеть, плыть, помогать, вредить, толстеть, худеть, отвечать. При желании можно назвать и другие глаголы.
31. Обессилить – обессилеть; ослабить – ослабеть; чернить – чернеть; оледенить – оледенеть.
32. Подлежащее. Сказуемое.
33. Могут. Например: езда верхом, путешествие пешком, бег трусцой, бег вприпрыжку, разговор шёпотом, чтение вслух, чтение лёжа, прогулка вдвоём и т. д.
35. В объявлении допущена ошибка. Оно должно быть написано так:
«В продажу поступил молодой картофель». Картофель – существительное мужского рода. Морфологический способ определения рода: слово имеет нулевое окончание, мягкий согласный в основе, окончание -а в родительном падеже. Синтаксически можно определить род существительного по окончанию глагола прошедшего времени (нулевое окончание): поступил и окончанию прилагательного: молодой (картофель). Как видим, это не помогло автору безграмотного объявления.
36. Имена существительные одушевлённые с суффиксом -тель относятся в русском языке к мужскому роду. В задании это будут: водитель, заместитель, зритель, житель, покупатель, строитель, предатель, слушатель, руководитель, избиратель, любитель. И существительные неодушевлённые, образованные при помощи суффикса -тель: проявитель, двигатель, числитель, картофелекопатель, звукоуловитель.
Остальные существительные относятся к женскому роду: заимствованные артель и канитель, у них нет данного суффикса -тель, русское слово постель, в котором тоже нет суффикса. В слове метель суффикс ель.
38. 1) Врач, космонавт, инженер. 2) Плакса, староста, умница, стиляга, Черных. 3) Джунгли, тропики, каникулы, Альпы, Карпаты – слова, ко торые употребляются только в форме множественного числа. 4) Тбилиси, город, кофе, Сочи, пень, край, шимпанзе. 5) Ракета, звезда, река, тень.
6) Солнце, звено, эхо, время, поколение, такси, какао, пенсне.
40. В этом сочетании две загадки. В древнерусском языке существительные в сочетании с числительным два имели форму двойственного числа. Затем с исчезновением двойственного числа эта форма стола (сравните форму множественного числа столы) была переосмыслена как родительный падеж единственного числа, в то время как прилагательное имеет форму множественного числа и согласуется с существительным только в падеже, но не в числе.
41. С числительным два употребляются существительные: бани, огурцы, утки, руки т. е. эти конкретные существительные называют предметы, подвергающиеся счёту, например, один огурец, два огурца, три огурца и т. д. С числительным двое употребляются существительные: сани, щипцы, брюки, обозначающие составные предметы, состоящие из двух (парных) частей и сутки, обозначающее отрезок времени. Все эти существительные, в отличие от конкретных, сочетающихся с количественными числительными, употребляются только в форме множественного числа:
двое саней, щипцов, суток, брюк.
43. Такие предметы, как сани, брюки, ножницы, часы, грабли можно считать, используя собирательные числительные (трое саней, четверо брюк и т. д.). Жидкости или неделимое вещество – молоко, пиво, муку, сахар, а также опилки, сливки – измеряют, взвешивают (литрами, стаканами, килограммами, мешками и т. д.), но не считают.
Не сочетаются ни с количественными, ни с собирательными числительными отвлечённые существительные со значением качества (белизна, грусть) или отвлечённого действия (езда, ходьба, плавание, хлопоты).